Курсовая работа: Управление денежными потоками, дебиторской и кредиторской задолженностями в период финансового о

Название: Управление денежными потоками, дебиторской и кредиторской задолженностями в период финансового о
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: курсовая работа

Федеральное агентство по образованию

Брянский государственный технический университет

Кафедра «Экономика, организация производства, управление»

Курсовая работа

по дисциплине

«Теория антикризисного управления предприятием»

Тема №20: « Управление денежными потоками, дебиторской и кредиторской задолженностями в период финансового оздоровления предприятия »

Студент ______________Блинкова И.В.

Группа 08-АУ1 зачет. кн. №081619

Преподаватель ______________ к.э.н., доц. Романов В.Н.

Брянск 2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Управление денежными потоками……………………….................4

2. Управление дебиторской задолженностью………………………..10

2.1 Предложения по реструктуризации дебиторской задолженности………………………………………………..………………...15

3. Управление кредиторской задолженностью……………………...18

3.1 Основные направления по реструктуризации кредиторской задолженности…………………………………………………………….........22

3.2 Реструктуризация долгов компании «АВТОВАЗ»……….........26

Заключение…………………………………………………………........29

Список используемой литературы…………………………………....31


ВВЕДЕНИЕ

В течение последнего десятилетия, ознаменовавшего собой период перехода к рыночным отношениям, одной из основных проблем оставалась проблема финансового оздоровления российских предприятий. Кризисное состояние платежей и расчетов, обесценение доходов предприятия, несовершенство налогообложения, дефицит денежных средств, недостаток собственных оборотных средств — все это требовало скорейшего пересмотра действующей практики управления оборотным капиталом, в частности, дебиторской и кредиторской задолженностью.

Управлению дебиторской и кредиторской задолженностью традиционно придается большое значение при проведении краткосрочной финансовой политики. Это объясняется тем, что на долю дебиторской задолженности приходится, как правило, около трети и более всех оборотных активов хозяйствующего субъекта, поэтому контроль за состоянием дебиторской задолженности, поддержанием ее на должном уровне, является необходимым условием устойчивого финансового положения предприятия. Не меньшую важность для достижения целей краткосрочной финансовой политики представляют анализ и управление кредиторской задолженностью, поскольку для значительной доли предприятий краткосрочные обязательства выступают как основной источник внешнего финансирования. Изменения в составе и структуре дебиторской и кредиторской задолженности могут непосредственно влиять на организацию производственного процесса хозяйствующего субъекта, способствовать своевременному осуществлению расчетов с поставщиками, бюджетами всех уровней, страховыми органами, с собственными работниками по оплате труда и в конечном итоге, воздействовать на финансовую устойчивость предприятия в целом.

ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ

В системе антикризисного управления предприятием все большее внимание уделяется вопросам управления текущими денежными потоками, оказывающими существенное влияние на конечные результаты его хозяйственной деятельности.

Денежный поток предприятия представляет собой совокупность распределенных по отдельным интервалам рассматриваемого периода времени поступлений и выплат денежных средств, генерируемых его хозяйственной деятельностью, движение которых связано с факторами времени, риска и ликвидности.

Отсутствие у предприятия денежных средств рассматривается как признак того, что его деятельность не является прибыльной. Однако в условиях, когда резко обострилась проблема взаимных неплатежей, оказалось, что прибыль и финансовая устойчивость – понятия, не очень тесно увязанные друг с другом.

Можно быть прибыльным по данным бухгалтерского учета и одновременно испытывать значительные затруднения в оборотных средствах (прежде всего в денежных), что грозит банкротством. В то же время можно выпускать убыточную продукцию и при этом, успешно реализуя ее, т.е. обеспечивая денежные поступления, некоторое время исправно выполнять свои платежные обязательства, что отодвигает вопрос о банкротстве.

Очевидно, что в первом случае причиной возможного банкротства будут непомерные отвлечения за счет прибыли, вызванные либо неразумной финансовой политикой предприятия, либо несоразмерной нагрузкой на прибыль со стороны налоговой системы и кредитных организаций. Во втором случае сохранение платежеспособности при убыточном производстве предопределяется разрывом во времени между моментом поступления денег за реализованную продукцию и моментом осуществления всех причитающихся платежей, а также возможностью пролонгировать (продлить) некоторые платежные обязательства.

Безусловно, на более или менее длительную перспективу финансовая устойчивость возможна только при достаточной рентабельности производства, а прибыльность и рентабельность – только при условии финансовой устойчивости предприятия. Однако при решении краткосрочных задач текущего периода необходимо сделать выбор в пользу одного из этих двух факторов – прибыльности или финансовой устойчивости. Это связано с тем, что с позиций тактики управления финансовыми потоками они находятся в диалектическом противоречии.

Собственники кризисного предприятия, руководствуясь логикой и здравым смыслом, не должны возражать против мер, направленных на повышение финансовой устойчивости в ущерб быстрому получению прибыли. В случае банкротства предприятия они рискуют всем вложенным капиталом, поскольку закон о несостоятельности (банкротстве) лишает их возможности более или менее существенно влиять на условия распродажи имущества. Следовательно, в этом случае у них остаются самые минимальные шансы на получение какой-то части ликвидационной стоимости этого имущества.

Сказанное в первую очередь относится именно к управлению денежными средствами. Общее для всего финансового менеджмента противоречие между доходностью и риском приобретает здесь специфический характер противоречия между необходимостью резервировать определенное количество денег как наиболее ликвидного средства и потерями от выведения их из хозяйственного оборота.

Указанное противоречие многократно обостряется в условиях кризисного состояния предприятия. С одной стороны, кризисному предприятию необходимо вывести объемы производства за точку безубыточности, для чего нужно превратить все имеющиеся у него средства в производственные активы. С другой стороны, такому предприятию необходимо располагать для расчетов с кредиторами именно деньгами, поскольку его ценные бумаги и большинство материальных активов являются неликвидными. Более того, наращивание производства у любого предприятия объективно предполагает снижение финансовой устойчивости, компенсируемое ростом прибыли.

Исходя из этого, важнейшим аспектом управления финансами кризисного предприятия является составления планового платежного баланса в годовом, квартальном, месячном, декадном и ежедневном разрезах. Естественно, что составлять ежедневный баланс на весь год не только затруднительно, но и нецелесообразно, поскольку хозяйственная ситуация в течение более или менее длительного периода претерпевает всевозможные изменения. Поэтому платежный баланс должен составляться методом скользящего планирования.

Основной принцип скользящего планирования состоит в постоянном отодвигании вперед планового периода, в отношении которого осуществляется более детальная разбивка. Составление плана на последующие детальные периоды производится после анализа фактических или ожидаемых результатов прошедшего периода.

Например, при подекадном планировании в конце каждой декады осуществляется составление плана денежных потоков на декаду, которая наступит через месяц после анализируемой. Это дает возможность анализировать план денежных потоков на определенное время вперед и принимать необходимые решения по оперативному управлению финансами. Годовой план разрабатывается по кварталам с разбивкой первого квартала по месяцам. Квартальный план разрабатывается по месяцам с разбивкой первых двух месяцев по декадам и утверждением к исполнению финансовых решений на декаду вперед.

Основными технологическими этапами процесса анализа и планирования денежных потоков, являются следующие:

· прогнозирование наличия и движения денежных средств;

· проверка финансовой реализуемости плана функционирования и развития;

· определение сроков и объемов необходимых заемных средств;

· определение срока окупаемости затрат, оценка возможного дохода за период реализации проекта;

· контроль и корректировка финансового плана с учетом фактического выполнения;

· прогнозирование возможности возникновения банкротства;

· своевременное предотвращение банкротства.

Прогнозирование наличия и движения денежных средств осуществляется на основе определения сальдо (остатка) между денежными поступлениями и платежами по планируемым периодам времени.

Проверка финансовой реализации плана осуществляется по критерию наличия у предприятия денег в те моменты, когда оно должно произвести какие-либо денежные расходы. Соответственно признаком финансовой нереализуемости плана является отсутствие денежных средств у предприятия.

В случае финансовой нереализуемости плана возможными мерами по устранению дефицита денежных средств могут быть:

· увеличение поступлений в предшествующие и текущий интервалы планирования;

· снижение платежей в предшествующих и текущем интервалах;

· ускорение сроков поступления части денежных средств;

· перенесение части платежей на более поздние сроки;

· увеличение наличия денежных средств на начало периода.

Сложность положения кризисных предприятий состоит в том, что они не свободны в выборе вариантов своего функционирования и развития. Для таких предприятий бывает невозможно сократить объем расходов, поскольку тогда они не смогут поддерживать уровень производства, обеспечивающий покрытие условно постоянных затрат и получение валового дохода. Еще сложнее как-то воздействовать на увеличение денежных поступлений или их ускоренное получение. Это объясняется постоянной неплатежеспособностью контрагентов.

Все названные обстоятельства делают привлечение кредитов и займов единственно реальным способом развязывания «узких мест» в балансе денежных потоков. Если предприятие в целом по видам деятельности (включая внереализационные операции) является прибыльным, то для формирования финансово реализуемого плана оно может использовать заемные средства.

Учитывая свою низкую ликвидность и плохую репутацию, неплатежеспособные предприятия редко могут планировать получение банковского кредита. Гораздо чаще им приходится использовать в качестве заемных средств задержанные плановые платежи, уплачивая за это вместо процента штрафы, пени, неустойки и другие экономические санкции. Поэтому особенно важно определить период использования и объем дополнительно привлекаемых денежных ресурсов независимо от способа их получения.

Очевидно, что кредиты и займы должны привлекаться лишь на те отрезки времени и в таких объемах, которые соответствуют отрицательным показателям наличия денежных средств. Ресурсы, привлеченные в излишних для покрытия дефицита размерах или на срок, превышающий продолжительность отрицательных интервалов баланса, вызывают неоправданные отвлечения за счет прибыли на уплату процентов. При этом следует иметь в виду важное правило определения сроков и объемов использования заемных средств: заемные средства, взятые в одном интервале планирования, сокращают дефицит наличия денежных средств на все последующие периоды.

Неплатежеспособное предприятие, как правило, не имеет свободных денег. Тем не менее в течение хозяйственного года могут быть периоды, когда поступившие денежные суммы превышают потребность в средствах. Такие ситуации характерны для внешнего управления, при которых накладывается мораторий на требования прежних долгов и предприятие может в силу проведенных организационно-технических мероприятий начать прибыльную работу.

В этом случае неплатежеспособное предприятие должно определять минимальный, средний и максимальный уровни обеспеченности денежной наличностью, как это делают предприятия, не испытывающие финансовых затруднений.

Оптимальный запас денежной наличности (Д), которым должно располагать предприятие в плановом периоде, рассчитывается по формуле:

,

где Р – прогнозируемый объем денежных затрат предприятия в плановом периоде;

k – комиссионные и другие расходы на конвертацию денежной наличности в ликвидные активы и на обратную конвертацию активов в наличность;

n – процент, получаемый от помещения денежных средств в ликвидные активы.

Данная формула используется при относительно равномерном поступлении и расходовании денежных средств. Если же доходы и платежи изменяются от случая к случаю (стохастически), то используется более усложненная формула расчета. Применяется вариант расчетов, устанавливающий некий коридор между минимальным и максимальным остатками наличности, при достижении которых предприятие должно восстанавливать определенный уровень денежного запаса (точка возврата) через операции конвертирования.

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ

Предприятия, испытывающие финансовые затруднения, управляют в основном не денежной наличностью, а взаимными неплатежами. Собственные неплатежи по обязательствам находят отражение в сумме кредиторской задолженности, а неплатежи контрагентов – в дебиторской задолженности.

Баланс любого неплатежеспособного предприятия, как прибыльного, так и убыточного, имеет характерный отличительный признак – при символических суммах денежных средств на расчетном счете и в кассе значительные суммы помещены в кредиторскую и дебиторскую задолженность. При этом, если предприятие прибыльно, то по большей части дебиторская задолженность будет превышать кредиторскую; если предприятие убыточно, то соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностью будет обратным.

Необходимо особо подчеркнуть, что речь идет не о нормальных размерах дебиторской и кредиторской задолженности, которые имеются у каждого предприятия, а о просроченных суммах этой задолженности.

Данное явление имеет экономическую и бухгалтерскую логику. С экономической точки зрения прибыльное предприятие становится неплатежеспособным из-за своих покупателей, поэтому сумма выставленных им требований больше его собственных обязательств. Убыточное предприятие само порождает цепочку неплатежей. Причина его неплатежеспособности в непомерно высоких затратах, низком качестве продукции, не позволяющем повысить цену, плохом маркетинге. Данное предприятие может вообще не иметь дебиторской задолженности, но если она и присутствует, то только по причине общего платежного кризиса в стране.

Исходя из бухгалтерской точки зрения у прибыльного предприятия отражаемая в пассиве баланса прибыль должна корреспондироваться (соответствовать) с равновеликой статьей актива. Если бы отгруженная покупателю продукция была оплачена, то прибыли противостояли бы полученные денежные средства, но поскольку этого нет, то прибыль заморожена в долгах покупателей и заказчиков, т.е. в дебиторской задолженности. Финансовые результаты убыточного предприятия (его убытки) отражаются в активе баланса и в пассиве им противостоит кредиторская задолженность.

Существует существенная разница и в составе активов прибыльного и убыточного предприятия. Активы прибыльного предприятия выражены в основном средствами в расчетах либо (что бывает значительно реже) готовой продукцией на складе. Активы убыточного предприятия – это в основном косвенные расходы (общецеховые, общехозяйственные, стоимость потребленных энергоресурсов и коммунальных услуг, износ основных фондов).

Специфическая российская ситуация состоит в том, что самые убыточные и бесперспективные предприятия могут иметь значительные суммы дебиторской задолженности бюджетного происхождения:

­ неоплаченные оборонные заказы;

­ отопление заводскими котельными социальных объектов, принадлежащих муниципалитетам;

­ проживание в заводских общежитиях воинских контингентов и т.д.

Поэтому управление дебиторской задолженностью одинаково актуально для прибыльных и убыточных предприятий. Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: видом продукции, емкостью рынка, степенью насыщенности рынка данной продукцией, принятой на предприятии системой расчетов и др.

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах . При этом для кризисных предприятий важна не сколько сама продолжительность оборота дебиторской задолженности, сколько то, чтобы она не оказалась длительнее оборота кредиторской задолженности. Ускорение оборачиваемости рассматривается как положительное явление.

Управление дебиторской задолженностью предполагает отбор покупателей, если у кризисного предприятия есть возможность выбора. Критерий отбора – платежеспособность контрагента и соблюдение им платежной дисциплины. Однако гораздо более реальным рычагом является определение условий оплаты продукции (работ, услуг).

Отдельные покупатели могут рассчитываться на условиях предоплаты. Это является идеальным вариантом и полностью ликвидирует дебиторскую задолженность. Однако требование 100%-й предоплаты по отношению ко всем покупателям является грубой управленческой ошибкой, так как делает сбыт в сегодняшних условиях невозможным. Поэтому необходимо стимулировать покупателя к скорейшей оплате. В частности, предоставлять разнообразные скидки в случае досрочного расчета за приобретаемую продукцию, устанавливать сезонные скидки и надбавки к ценам и т.д.

Перечисленные формы воздействия на покупателя являются прерогативой отдела маркетинга предприятия, а не финансовой его службы. Финансовыми способами воздействия на дебиторов являются:

· составление активов сверки задолженности;

· применение штрафных санкций;

· предложение о проведении взаимозачетов;

· продажа задолженности;

· передача задолженности налоговым органам для зачета неуплаченных налогов;

· выставление ее под арест для расчетов с кредиторами.

Управление дебиторской задолженностью включает группировку долгов по сроками и степени уверенности в их погашении.

Балансовая группировка предполагает выделение двух групп:

1) долги, которые могут быть погашены в течение 12 месяцев;

2) долги, которые будут погашены в срок более 12 месяцев.

Для оперативного управления такое выделение является слишком укрупненным, поэтому наиболее распространенная классификация предусматривает группировку до 30, 60, 90, 120 и выше 120 дней.

По степени надежности дебиторскую задолженность разделяют на три группы:

1) надежные долги;

2) сомнительные долги;

3) безнадежные долги.

Первая группа оставляется на балансе и управляется вышеописанными способами. Под вторую группу создается резерв по сомнительным долгам за счет прибыли до налогообложения. В третью группу долги относятся официально только по истечении установленного законом срока и могут быть списаны на убытки. Однако, в неофициальном порядке, финансовая служба предприятия должна сформировать эту группу сразу, как только определится бесперспективность получения долгов. Это необходимо для правильного планирования будущих прибылей и убытков.

Для эффективного управления дебиторской задолженностью финансовая служба предприятия должна систематически рассчитывать значения дебиторских коэффициентов и сравнивать их с нормативными или оптимальными для данного предприятия величинами.

Одним из таких коэффициентов является коэффициент погашения дебиторской задолженности. Он представляет собой отношение средней дебиторской задолженности по основной деятельности к выручке от реализации продукции, работ и услуг. К дебиторской задолженности от основной деятельности относятся расчеты за продукцию, работы и услуги; расчеты по полученным векселям, выданные авансы.

Коэффициент показывает, какая часть дебиторской задолженности остается непогашенной в течение анализируемого периода. Чем меньше значение коэффициента, тем большая часть дебиторской задолженности превращена в реализованную продукцию (работы, услуги). Иногда значение этого показателя увязывают с наиболее распространенным на данном предприятии договорным сроком оплаты отгруженной продукции.

Если такой срок не должен превышать, например двух недель, то критическое значение коэффициента равно 1/26 (14/364=26). Таким образом, если фактическое или планируемое значение коэффициента превосходит 1/26, можно сделать вывод, что предприятие не добилось от своих дебиторов соблюдения платежной дисциплины.

Существует и обратный коэффициент, называемый оборотом счетов к получению (счета к получению – аналог дебиторской задолженности). Он исчисляется как отношение объема продаж (выручки от реализации) за анализируемый период к сумме счетов к получению (дебиторской задолженности по основной деятельности) за этот же период. Чем выше значение коэффициента, тем больше счетов к получению обращается в реализованную продукцию (работы, услуги).

Используется показатель, характеризующий длительность периода обращения дебиторской задолженности – средний период оплаты в днях. Представляет собой отношение суммы счетов к получению за анализируемый период к среднедневному объему продаж (однодневной выручке по основной деятельности). Нормативное значение этого коэффициента соответствует тому сроку оплаты, который предприятие установило для себя в качестве приемлемого.

Так, по мировым меркам период до 30 дней считается идеальным, до 60 – допустимым, до 90 – плохим, до 120 рассматривается как коммерческий кредит, а выше 120 дней – как сигнал для принятия мер, связанных с банкротством контрагента.

В российских условиях на нынешнем этапе должна быть сделана существенная поправка к нормативному значению коэффициента. Это связано с тем, что оборот дебиторской задолженности чаще всего заканчивается не поступлением денег поставщику, а проведением взаимного зачета его долгов. Поскольку в большинстве случаев такой зачет не является прямым и в него втянуто еще несколько звеньев, оборот задолженности, естественно, замедляется.

Ускорить оборачиваемость дебиторской задолженности в реальных условиях можно прежде всего через ее продажу специализированным агентам, т.е. через переуступку прав требования долгов. Наиболее распространенной ошибкой руководителей кризисных предприятий является их нежелание терять на дисконте (разнице) при продаже долгов. В результате впоследствии приходится списывать на убытки всю сумму дебиторской задолженности как потерю от безнадежных долгов.

В итоге можно констатировать, что управление дебиторской задолженностью является важным фактором, контролируя который можно не допустить кризисного состояния предприятии.

2.1 Предложения по реструктуризации дебиторской задолженности

Политика управления дебиторской задолженностью на предприятии должна проводиться в несколько этапов: во-первых, необходимо определить наиболее общие пути решения вопросов, связанных с задолженностью; во-вторых, для более успешной реализации выбранного направления необходимо разработать алгоритм, который позволил бы оценить реальную ситуацию на предприятии; в-третьих, провести оценку предложенных изменений с точки зрения экономической эффективности, то есть посмотреть насколько эффективны предложенные мероприятия.

Для любого хозяйствующего субъекта крайне важно получение и возвращение в срок собственных средств за отгруженную продукцию и иная возмездная передача средств. Поэтому необходимо обратиться к вопросу возврата дебиторской задолженности.

В соответствии с Рис. 2.1.1, можно предложить следующие мотивы к действию: истребование, реструктуризация, обращение в суд. Что касается групп дебиторов, то, естественно, наибольший удельный вес занимают покупатели и подрядчики, являющиеся нашими постоянными контрагентами, поэтому необходимо пойти по нескольким путям решения. Во-первых, по возможности истребовать задолженность, а во-вторых – реструктурировать, то есть взять что-либо взамен финансовых ресурсов. Такой подход способствует установлению дружеских отношений, а также повышению качества работы с клиентами.

Дебиторская

Задолженность

Предпочтительные варианты

Истребовать

Реструктурировать

Обратиться в суд

Покупатели

Заказчики

Прочие дебиторы

Федеральный

Бюджет

Рис. 2.1.1 Пути урегулирования дебиторской задолженности

Касательно групп прочих дебиторов, то к ним непосредственно необходимо принимать соответствующие меры по скорейшему взысканию, одним из способов является обращение в арбитражный суд. Также особняком стоит группа федерального бюджета. Здесь имеется в виду задолженность налоговых органов по НДС по приобретенным ценностям, этот вопрос является дискуссионным уже не один год. Поэтому как основной вариант предлагается немедленное обращение в суд.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что наибольший удельный вес в перечне дебиторов на любом предприятии занимают покупатели и заказчики, поэтому именно на этой группе необходимо акцентировать внимание руководству предприятия. Необходимо четко осознавать, что дебиторская задолженность – это средства, которые работают на наших контрагентов с одной стороны, а с другой – сдерживающий фактор для предприятия, который не дает ему нормально развиваться. Поэтому в каждом хозяйствующем субъекте приоритетным направлением должно быть совершенствование работы с предприятиями-дебиторами. Для оценки реальной величины задолженности на предприятии можно предложить такой алгоритм, который позволит оценить реальную величину дебиторской задолженности.

Во-первых, необходимо собрать аналитическую информацию по дебиторам, а именно по срокам возникновения; во-вторых, установить сроки, в течение которых предполагается возвращение сумм. Для более наглядного представления данный механизм представлен на Рис. 2.1.2

Рис. 2.1.2 Алгоритм управления дебиторской задолженностью

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ.

Управление кредиторской задолженностью является сложным и трудным участком работы финансовой службы предприятия. Политика в области кредиторской задолженности заключается в управлении длительностью финансового цикла.

Финансовый цикл или период обращения денежной наличности, представляет собой время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота. Финансовый цикл является частью операционного цикла – времени, в течение которого финансовые ресурсы омертвлены в запасах и дебиторской задолженности.

Если бы предприятие рассчитывалось с поставщиками материальных ресурсов и производственных услуг немедленно в момент поставки (расчеты спот), то финансовый цикл по продолжительности совпадал бы с операционным. Однако, поскольку между поставками и расчетами с поставщиками также проходит определенный период, финансовый цикл меньше операционного на время обращения кредиторской задолженности.

Поэтому финансовый цикл может быть сокращен за счет как ускорения производственного процесса и оборачиваемости дебиторской задолженности, так и замедления оборачиваемости кредиторской задолженности. Последнее обстоятельство является едва ли не единственным реальным рычагом для кризисного предприятия в условиях острой нехватки финансовых ресурсов.

Кредиторская задолженность представляет собой обязательства предприятия перед другими организациями, физическими лицами, кредитными организациями и прочими контрагентами.

Основными источниками информации о кредиторской задолженности являются бухгалтерский баланс предприятия (форма №1 годовой отчетности) и приложения к балансу (форма №5).

Для целей управления кредиторской задолженностью необходимо классифицировать ее на долгосрочную (срок возврата которой более 12 месяцев) и краткосрочную (срок ее возврата составляет менее 12 месяцев).

Долгосрочная задолженность включает:

· ссуды банков и страховых компаний;

· обязательства предприятия, срок оплаты которых превышает 12 месяцев.

К краткосрочной задолженности относятся:

· обязательства по товарам и услугам, приобретенным, но не оплаченным;

· невыплаченные налоги;

· полученные авансы;

· предварительная оплата;

· векселя к оплате;

· краткосрочные ссуды банков и страховых компаний;

· другие начисления и расходы.

В зависимости от субъектов задолженности, т.е. от того, кому должно предприятие, кредиторская задолженность классифицируется следующим образом:

· федеральный бюджет;

· региональный бюджет;

· местный бюджет;

· внебюджетные фонды;

· кредиты банков;

· предприятия топливно-энергетического комплекса (газ, электричество и др.);

· предприятия-поставщики сырья;

· другие предприятия;

· граждане (работники предприятия и др.), собственники предприятия;

· другие кредиторы.

Основными методами управления кредиторской задолженностью в условиях финансового кризиса на предприятии является ее реструктуризация . Кроме этого в ряде случаев применяется конвертация , которая осуществляется путем передачи части акции предприятия в собственность кредиторов. Это позволяет списывать задолженность с баланса предприятия и делать его ликвидным. Учитывая, что данный метод применяется относительно редко, то следует подробнее остановиться на реструктуризации кредиторской задолженности.

Под реструктуризацией кредиторской задолженности понимают предоставление отсрочек и рассрочек по уплате долгов. Существует четыре основные формы реструктурирования кредиторской задолженности предприятия:

1. прямая санация;

2. новация;

3. отступное;

4. взаимозачет.

Эти формы реструктурирования задолженности имеют свои разновидности.

Прямая санация предприятия. Это прямое инвестирование в предприятие с целью погашения имеющейся у него кредиторской задолженности. Прямое инвестирование обычно осуществляется стратегическим инвестором или собственником предприятия.

Новация. Изменение первоначальных сроков и условий уплаты задолженности предприятия (в сущности это заключение нового договора на погашение задолженности предприятия).

В зависимости от сроков изменения и механизма изменения условий кредитования различают шесть методов реструктурирования задолженности с использованием новаций (ст.64 ГК РФ):

· отсрочка;

· рассрочка;

· налоговый кредит;

· инвестиционный налоговый кредит;

· переоформление кредита из краткосрочного в долгосрочный;

· списание задолженности.

Отсрочка – отнесение срока уплаты налога на срок от 1 до 6 месяцев, но с единовременной выплатой всей суммы задолженности по истечении установленного срока.

Рассрочка отличается от отсрочки тем, что сумма задолженности выплачивается поэтапно, а не вся сразу.

Налоговый кредит – отнесение срока уплаты налога на срок от 3 до 12 месяцев с поэтапным погашением задолженности.

Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66 НК РФ) – отнесение срока уплаты задолженности по налогам с определенными условиями. Это такое изменение срока уплаты налога, при котором предприятию при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы задолженности и процентов. Такой кредит может быть предоставлен на срок от 1 до 5 лет.

В ст. 64, 65 и 67 НК РФ указаны основания предоставления отсрочки, рассрочки и кредитов.

Отступное. Метод реструктурирования задолженности, когда в счет ее погашения кредитору передаются имущество или права на имущество должника.

Существует три основных метода реструктурирования путем оформления отступного:

1) передача имущества должника в счет погашения задолженности (когда имеются свободные активы);

2) передача прав требований в счет погашения задолженности (если имеются права требования, которые интересуют кредитора);

3) передача акций в счет погашения задолженности (когда отсутствуют другие ликвидные активы у должника и кредитор занимает агрессивную позицию).

Взаимозачет. Зачет встречных требований или зачеты по много сторонней замкнутой цепочке неплатежей.

Перечисленные формы реструктурирования задолженности применяются для реструктурирования задолженности не только по налогам и сборам, штрафам и пеням, но и по другим задолженностям предприятия.

В области реструктурирования задолженности по налогам и сборам, штрафам и пеням государственное регулирование осуществляют Минфин РФ, Министерство экономического развития, Федеральная налоговая служба и Федеральное казначейство.

Учет предоставленных отсрочек и кредитов осуществляется путем ведения соответствующих реестров (перечней, списков).

3. 1 Основные направления по реструктуризации кредиторской задолженности

В данном разделе будет представлена общая схема, необходимая для мониторинга и реструктуризации задолженности.

На Рис. 3.1.1 представлен общий механизм регулирования кредиторской задолженности, под которой в данном случае понимается сумма обязательств предприятия за определенный период времени. Таким образом, кредиторы предприятия делятся на несколько групп: задолженность перед бюджетами, фондами, персоналом, коммерческими организациями, банками. Согласно этой градации каждая из перечисленных групп имеет свои особенности, а точнее алгоритм по решению проблем в области кредиторской задолженности. Данные пути решения обозначены как варианты действий, которые могут подразделяться на: оплату, рефинансирование, пролонгацию, реструктуризацию и затягивание. Таким образом, предложенный механизм содержит пять призывов к действию для предприятия-должника.

Касательно бюджета и внебюджетных фондов вопрос по задолженности стоит довольно жестко, так как это связано с возможным арестом счетов, а также списания средств с расчетного счета в безакцептном порядке, поэтому наиболее правильным решением будет уплата обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Также возможно, на наш взгляд, рефинансирование долга. Кроме того в отдельных случаях - затянуть некоторые платежи в бюджет и внебюджетные фонды, чтобы не привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Однако здесь также необходимо учитывать, что за просрочку обязательных платежей начисляется пеня, поэтому нужно соизмерять возможные финансовые санкции и эффективность использования денежных средств.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Предпочтительные варианты действий

Оплатить

Рефинансировать

Пролонгировать

Реструктурировать

Кредиторская задолженность перед бюджетами и фондами

Федеральный бюджет

Местный бюджет

Внебюджетные фонды

Кредиторская задолженность перед коммерческими кредиторами

Кредиторы-энергетики

Кредиторы-поставщики

Кредиторы-подрядчики

Прочие кредиторы

Кредиторская задолженность перед персоналом организации

Работники предприятия

Кредиты и займы в банках

Банки

Рис. 3.1.1 Пути урегулирования кредиторской задолженности

В случае с коммерческими кредиторами, есть несколько вариантов решений, которые основываются на отдельных группах должников. Во-первых, что касается задолженности по уплате энергии, ее необходимо оплатить, а если будет возможность, то рефинансировать. Это обусловлено исключительностью поставляемого товара, который является жизненно необходимым для любого хозяйствующего субъекта. В группе кредиторов-подрядчиков и поставщиков ситуация несколько иная. Любая организация старается, как известно, как можно дольше пользоваться средствами своих конкурентов, поэтому необходимо сделать все возможные ходы по направлению продления срока по обязательствам. Для этой цели подойдут рефинансирование, реструктуризация, пролонгация, то есть все те меры, которые отсрочат погашения обязательств. Такая политика во многом зависит от взаимоотношений контрагентов. Касательно группы прочих кредиторов, то здесь однозначно необходимо тянуть время, то есть реструктурировать задолженность. Такая позиция применима в том случае, если организация не планирует в дальнейшем сотрудничать с поставщиком ресурсов, а деньги организации подержать у себя просто необходимо.

Персонал организации является важнейшим звеном всех бизнес процессов предприятия, поэтому задолженность, возникающая перед работниками должна в ближайшие сроки погашаться, либо рефинансироваться, иначе ситуация может перерасти в социальную напряженность, что чревато забастовками и обращениями в суд.

Особой специфической группой является различные кредитные учреждения, а именно банки. Данный тип коммерческих структур является поставщиком наиболее важных видов ресурсов – денежных средств, которых всегда не хватает. Таким образом, хозяйствующий субъект должен проводить финансовую политику таким образом, чтобы кредитное учреждение пошло на компромисс и разрешило либо рефинансировать, либо пролонгировать кредитные портфели. Данный пункт является наиболее важным в период сложившейся конъюнктуры в банковском секторе. Выше были рассмотрены наиболее общие случаи управления задолженностью, которые должны учитывать предприятия, активно работающие с контрагентами. На следующем этапе необходимо проанализировать кредиторскую задолженность предприятия более детально, чтобы выявить на какую группу кредиторов необходимо обратить пристальное внимание. Ниже изложен алгоритм, с помощью которого можно будет выявить «гиблую» кредиторскую задолженность, а также проанализировать конкретного кредитора. Также с помощью этого механизма будет осуществляться управление задолженностью, а также возможность оценки реального финансового состояния. (Рис. 3.1.2)

Рис. 3.1.2 Алгоритм управления кредиторской задолженностью

3.2 Реструктуризация долгов компании «АВТОВАЗ»

Пожалуй, ни один из отечественных автопроизводителей не привлекал к себе больше внимания, чем "АвтоВАЗ". Немаловажную роль в этом сыграло и заявление руководства компании о том, что предприятие находится в предбанкротном состоянии, из которого своими силами выбраться не способно.

То, что без помощи государства "АвтоВАЗу" не справится, подтвердил и аудиторский отчет по итогам I полугодия, показавший, что без поддержки правительства автогигант не способен реализовать свои активы и погасить все долги. Так, согласно отчетности группы "АвтоВАЗ", текущие обязательства группы, включая долги, которые необходимо погасить в 2009 году, больше текущих активов на 52,8 млрд рублей. А до 30 июня 2010 года группе необходимо рефинансировать кредиты и займы еще на 47 млрд рублей.

По данным Минпромторга, долговая нагрузка "АвтоВАЗа" на 1 января 2010 года составит 76 млрд 320 млн рублей, и это без учета кредиторской задолженности перед поставщиками в 9 млрд 760 млн рублей. И, по мнению замминистра Минпромторга Андрея Дементьева, реструктуризация такой задолженности на рыночных условиях невозможна.

В обращении, опубликованном на сайте министерства, указывается, что менеджмент предприятия видит единственный выход в капитализации долга "АвтоВАЗа" в размере 40 млрд рублей через выпуск облигаций, выкупаемых Внешэкономбанком. Вместе с тем, по мнению Внешэкономбанка, подобные меры должны "применяться как последний из имеющихся инструментов выхода из долгового кризиса".

Наиболее оптимальным вариантом банк считает коммерческую реструктуризацию задолженности на сумму, допустимую финансовыми показателями предприятия. А капитализировать предлагает лишь оставшуюся часть нереструктуризированной задолженности, но только при обеспечении соответствующего фондирования за счет средств федерального бюджета. Со своей стороны Внешэкономбанк выражает готовность после проведения детальной экспертизы определить инструменты финансирования программы.

В Минфине между тем рассматривают вариант конвертации долга "АвтоВАЗа" перед крупнейшими кредиторами - Сбербанком и ВТБ - в акции компании. Однако опасаются, что проведению эмиссии может воспротивиться стратегический партнер "АвтоВАЗа" - Renault, владеющий блокпакетом.

Что касается дальнейшей судьбы "АвтоВАЗа", что без реструктуризации производственных мощностей, кредиторской задолженности и построения эффективной продуктовой стратегии стабилизировать финансово-экономическую ситуацию на предприятии невозможно, убежден замглавы Минпромторга РФ Дементьев.

Судя по всему, с построением эффективной продуктовой стратегии у автопредприятия тоже не все гладко и продуманно. Согласно бизнес плану развития компании, к 2014 году "АвтоВАЗ" планирует выпустить модели семейства автомобилей на платформах "Калина LowCost" и "Renault B0". Суммарный годовой объем продаж этих автомобилей менеджмент автопредприятия оценил в 670 тыс. единиц. Однако, по мнению замминистра, предлагаемая менеджментом предприятия продуктовая стратегия "крайне рискованна, так как построена на предложении небольшого количества моделей под одним брендом в одном ценовом сегменте на сильно фрагментированном рынке, что делает заявленный объем продаж и доходность бизнеса труднодостижимыми".

Подводя итог, стоит отметить, что фактически Дементьев не то, чтобы поставил крест на "АвтоВАЗе", но предлагает серьезно задуматься о целесообразности дальнейших финансовых вливаний в отечественного автопроизводителя.

С тем, что государству не стоит спешить с выделением очередного транша предприятиям российского автопрома, согласны и более трети жителей России. Как показал опрос, проведенный исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru, 39% наших сограждан считают, что российскому автопрому уже ничего не поможет, и вливание государственных денег – пустая растрата. По мнению респондентов, проще и дешевле ликвидировать заводы и не производить машины, которые так плохо продаются.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хозяйствующие субъекты на данном этапе развития испытывают множество проблем, связанных с экономическим кризисом. Начиная от возрастания просроченной задолженности и заканчивая кризисным состоянием предприятия. Рыночная конъюнктура в настоящий период времени построена таким образом, что выживают только те компании, которые имеют непосредственный доступ к финансовым ресурсам. Поэтому малый и средний бизнес должен использовать такие схемы, которые помогли бы им остаться на плаву в жесткой рыночной среде. Таким средством является эффективное управление кредиторской и дебиторской задолженностью. Для организации нет ничего важнее денежных средств, это ее «кровь», которая обеспечивает жизнеспособность всех органов большого организма. В текущих условиях получить кредит под адекватный процент очень сложно, поэтому необходимо рассчитывать только на собственные силы. После оценки реальной величины задолженности хозяйствующего субъекта необходимо провести ее реструктуризацию.

Алгоритм, предложенный выше, поможет хозяйствующим субъектам вести аналитический учет по каждому контрагенту, а точнее по сумме его задолженности или обязательства. Также необходимо осознавать, что в основе отношений с кредиторами лежит непосредственное общение. На данном этапе развития общества вектор смещается в сторону потребителя, то есть необходимо бороться за каждого покупателя, предоставлять ему такие условия, чтобы он хотел работать с нами и только с нами. Что касается поставщиков, то здесь также на первый план выходит личностные оценки. Если вы сможете договориться, то реструктуризация будет проходить в нормальном режиме.

Хотелось бы отметить, что управление и реструктуризация являются сложным, многоэтапным процессом, который может тянуться не один год. Однако необходимо помнить, что на первый план нужно ставить отношения со своими контрагентами. Если у вас хорошая репутация и доброе имя, то реструктуризация задолженности станет лишь формальностью.

Таким образом, можно выделить следующие мероприятия для управления дебиторской и кредиторской задолженностью:

- постоянно проводить инвентаризацию задолженности, которая позволит оптимизировать и регулировать количественный и качественный состав долга;

- проводить ранжирование кредиторов и дебиторов на группы, с которыми хозяйствующий субъект будет иметь долгосрочные экономические отношения, а с какими будут проводиться единичные сделки;

- определять размер задолженности, который нельзя «перешагивать», чтобы не ухудшить финансовую устойчивость;

- анализировать финансовое состояние партнеров, с которыми предприятие планирует работать в дальнейшем;

- постоянно проводить качественную оценку долгов с целью выявления реальной возможности взыскания денежных средств.

- стараться использовать денежные средства кредиторов как можно дольше, чтобы не привлекать дополнительные источники финансирования текущей деятельности;

- вести работу над сокращением операционного и финансового циклов с целью сокращения оборачиваемости капитала организации, что позволит получать собственникам большую прибыль;

- периодически проводить мероприятия по реструктуризации задолженности, что позволит организации использовать сторонние источники финансирования без последствий;


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)"

2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)"

3. Кошкин, В.И. Антикризисное управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организаций» модуль 11 / В.И. Кошкин [и др.]. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 512 с.

4. Романов В.Н. Теория антикризисного управления предприятием: учебное пособие./ В.Н. Романов. – Брянск: БГТУ, 2008. – 213 с.

5. http://www.interfax-russia.ru/Povoljie/view.asp?id=39056

6. http://www.finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=1310297&hot=1322902