Реферат: Метафизика государства и права Иммануила Канта

Название: Метафизика государства и права Иммануила Канта
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

Метафизика государства и права Иммануила Канта

Иммануил Кант (1724-1804) родился в семье седельщика в Кенигсберге. Его отец был достаточно богат, чтобы оплатить обучение сына на богословском факультете Кенигсбергского университета, в котором он остается работать до конца жизни. В творческой биографии Канта можно условно выделить «естественнонаучный» период до 1755 г., когда он уделял больше внимания естественным наукам, и «философский» период после 1755 г., он получил должность приват-доцента философии, в 1771 г. — должность профессора логики и метафизики, и когда его внимание начали привлекать проблемы гносеологии, онтологии, этики и права.

Во второй период Кант публикует такие значительные работы, как «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784), «Основы метафизики нравов» (1785), «Критика практического разума» (1788) и «К вечному миру» (1795).

Философ понимает сущность человека в ее онтологической двойственности, с одной стороны, как феномена в мире явлений физической природы, а, с другой, как ноумена в обществе, управляемом законами разума и нравственности. Эта двойственность рождает основную проблему этики как обеспечить связь природной свободы человека и его подчинение общественным нормативам поведения.

В отличие от мыслителей Просвещения ХИП века Кант считает, что разум человека может развиваться не на индивидуальном, а на родовом уровне, т. е. только в условиях его жизнедеятельности в обществе в историческом измерении, в цепи сменяющих друг друга поколений. Сущность развития разума он видит в развитии культуры как свободы, т. е. в преодолении зависимости человека от природных условий его существования, от животного, инстинктивного уровня бытия.

Кант видит задачу этики в обеспечении такого развития культуры через подчинение, стремление к исполнению морального долга, через обеспечение независимости разума, воли и добродетелей человека от его стремления к чувственным удовольствиям.

По мнению Канта, это способны сделать два вида разумно-нравственных законов — гипотетические и категорические императивы. Если поведение индивида как автономной единицы определяется максимами как «субьективными принципами воления», то его поведение как гражданина определяется императивами как правилами, основанными на долженствовании, т. е. на объективно необходимом принуждении к поступку. Если гипотетические императивы действуют при наличии определенных условий, то категорические действуют при любых условиях и определяют свою' цель в самом правиле.

Сущность категорического императива Канта вытекает из «золотого. правила христианской этики» — «не делай' другому того, чего не хочешь, что бы делали тебе» и распространяется на всю сферу общественных отношений «поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

Кант считает первым долгом человека заботу о своей жизни и здоровье и таким образом провозглашает человека как высшую и абсолютную ценность общественного бытия, который не может быть средством, а исключительно целью общественного развития и государственной политики. В- то же время это распространяется только на граждан, т. е. на морально полноценных индивидов, которые способны осознать свою ответственность перед обществом, и, следовательно, способны достичь нравственного совершенства через стремление свободной и бессмертной души к идеалу— божественному и мирскому миропорядку.

Именно в таком движении человечества от природного и естественного к человеческому и моральному состоянию Кант видит смысл мировой истории.

Философ выражает в метафизических категориях сущность концепций Просвещения XVIII века — их стремление освободить индивида от государственной опеки, сословного регламента и власти традиций.

При этом главной проблемой становилось обеспечение соответствия личных и общественных интересов, что позволяло избежать крайностей государственного произвола и индивидуального своеволия. Кант считает, что необходимой «золотой середины» можно достичь на основании «практического разума» индивида, т. е. его способности к внешним свободы действиям на основе внутренне осознанных моральных норм.

«Практический разум» взаимоотношений конкретных индивидов о противопоставляет абстрактному «теоретическому» разуму просветителей,' который не подтверждался данными эмпирической реальности.

Кант отличает моральную норму как внутренне априорное (т. е. доопытное) побуждение от поступка как средства достижения цели индивида, которая определена его разумом и волей, при условии их свободы внешних влияний. Разум становится, с одной стороны, основой постоянства воли, независимого от хаоса внешней эмпирической действительности, а, с другой стороны, источником добродетелей правдивости, искренности и добросовестности.

Кант формулирует основы буржуазной этики, направленной на формирование типа личности, способной к напряженному производительному труду и в то же время готовой отстаивать свою автономность на основе чувства собственного достоинства, избегая пороков лжи и раболепия'

Моральными обязанностями человека по отношению к окружающим являются уважение и любовь, оказание им благодеяний без поиска личной выгоды.

Другие мотивы действий — стремление к выгоде, страх наказания, честолюбие, властолюбие и корыстолюбие — Кант считает основой эгоистических побуждений индивидов и причиной общественных конфликтов. Подобные антиобщественные действия требуют дополнить мораль правом.

Философ различает поступки, соответствующие закону, — или легальные, и поступки, соответствующие мотиву долга, — или моральные. Соответственно, он различает сферу действия морали как определение внутренних побуждений, и сферу действия права как регулирование внешнего поведения индивидов.

Кант определяет право как совокупность условий, обеспечивающих совмещение произвольных поступков одного индивида со свободой других. Право является условием свободы внешнего поведения индивидов, гарантируя их подчинение законам и их формально-правовое равенство, основанное на равенстве взаимных обязанностей.

Кант не противопоставляет, а разграничивает мораль и право, отличая последнее как совокупность норм поведения, подкрепленных государственным принуждением.

Кант считает, что государство возникает как объединение людей на основе общественного договора, т. е. на основе нравственного долга и уважения к естественному праву.

Философ отличает естественное право, основанное на самоочевидных априорных принципах мироустройства, от положительного права, основанного на воле законодателя.

Естественное право, в свою очередь, делится на частное право, в котором человек является объектом, и на публичное право, в котором человек является субъектом. Если частное право регулирует отношения людей как экономических субъектов, обладающих собственностью, то публичное право регулирует их отношения как граждан, т. е. политических субъектов.

Именно в публичном праве проявляется народный суверенитет как право народа участвовать в определении формы государства и в установлении правопорядка. Народный суверенитет реализуется в принятии конституции государства, выражающей волю народа.

Кант считает, что в естественном состоянии нет объективного права и все отношения людей регулируются на основе их врожденных моральных качеств, т. е. способности нравственного выбора. Общественный договор ведет к возникновению субъективного естественного права на собственность, т. е. к возникновению совокупности субъективных полномочий— частного права, не обеспеченного государственными законами. На следующем этапе утверждаются государственные публичные законы, с помощью которых частное право приобретает юридически гарантированный характер.

Государство Канта — это первичный носитель принуждения, подчиненного правовым принципам конституции. Таким образом, Кант формулирует принцип верховенства права в устройстве и функционировании государства как основной принцип правового государства.

Раннебуржуазный либерализм Канта проявился в его ограниченном понимании функций государства, как гаранта равенства политических и юридических, но не экономических прав граждан. Государство Канта не должно вмешиваться в экономику и не должно гарантировать гражданам какие-либо социальные права, какой-либо минимум материальных средств существования. В то же время оно должно обеспечить равноправие всех,' граждан перед законом и предотвратить появление привилегий, основанных на неравном распределении собственности. В противном случае возникает отчуждение граждан от государства, и оно превращается в неправовое.

Гарантом против такого нежелательного развития событий является разделение властей на три взаимодействующие и субординированные ветви— законодательную, исполнительную и судебную.

Кант считает, что важнее не форма государства, а способ осуществления государственной власти. На основании своих либеральных убеждений он формулирует основы республиканского идеала. Государственное устройство должно соответствовать принципу равенства и свободы граждан, как членов общества, и их зависимости, как подданных, от единых общих законов.

Философ различает формы правления по числу законодательствующих лиц на автократию (абсолютизм), аристократию и демократию. При этом он отличает республику от деспотии не по выборности государственной власти, а в зависимости от разделения законодательной и исполни-: тельной власти.

В то же время кровопролития Английской буржуазной революции Х VII века и Великой Французской революции Х VIII века заставили Канта занять более умеренную позицию в отношении методов осуществления государственной власти. Оптимальной формой государства он считает конституционную монархию, в которой власть государя легитимируется ее божественным происхождением, а его права не кореллируются с его обязанностями. Кант однозначно предпочитает постепенные реформы сверху при соблюдении всех правовых норм радикальной революции и анархии.,

Метафизика государства Канта в основном повторяет тезисы «просвещенного абсолютизма» Вольтера. Государством должен управлять «просвещенный монарх», примерно похожий на прусского Фридриха 11, и опирающийся на назначаемых «философов» (технократов), но не на депутатов, избираемых народом. Кант считает, что именно «философы», а не депутаты якобинского типа смогут лучше всего представлять интересы и выражать волю народа перед государственной властью. Он допускает только пассивное несогласие, но не активное сопротивление народа «законодательствующему главе государства».

Кант требует примата морали над политикой как условия гражданского мира и правопорядка. Он выводит следующие максимы аморальной политики: это захват чужих территорий с последующим поиском оправданий для этого; это отрицание своей вины в своих преступлениях; это правило «разделяй и властвуй».

По его мнению, такой аморальной политике необходимо противопоставить гласность и публичность политических акций, что позволит оценивать их с позиций нравственности и справедливости. Для Канта справедливость — это притязание, не предусмотренное законом и не обеспеченное государственным принуждением, но позволяющее оценивать поведение индивидов и их групп на основе моральных норм.

Кант требует примата морали над правом, считая мораль не теорией, а практикой или совокупностью норм, безусловно влияющих на человеческое поведение. Для него право является первой ступенью и минимальным уровнем нравственности.

Морализм Канта становится основой его пацифизма в понимании внешней политики государства. Он создает проект «вечного мира», как оптимальную модель международных отношений. В его проект входят следующие элементы:

1) ликвидация взаимных территориальных притязаний как основной причины войн;

2) запрет приобретения одного государства другим методом купли, обмена, дарения или наследования;

3) ликвидация постоянных армий как основы милитаризации государственной политики;

4) запрет использования государственных займов в качестве основы финансирования военных приготовлений и ведения войн;

5) запрет насильственного вмешательства во внутреннее устройство и правление других государств;

6) в ходе войн запрет таких враждебных действий, которые сделают невозможным взаимное доверие после заключения мира (засылка тайных убийц, подстрекательство внутренней измены, нарушение условий капитуляции).

Политико-правовая концепция И. Канта стала одним из наиболее глубоких и детально разработанных исследований либерального правового государства, основанного на принципах верховенства морали и права в политике, примате прав человека над государственной необходимостью, идеале внутреннего и внешнего мира, правопорядка, терпимости и законности.

Правовое государство

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Цицерон, Демокрит, Аристотель, Платон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Немецкую теорию правового государства философски обосновали И. Кант и затем Г. Гегель.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.

Правовое государство – часть правового общества. В нашем обществе пока не существует не только привычки к справедливому, на основе закона и с помощью правосудия, разрешению социальных противоречий, но и даже устойчивой практики, которая такую привычку могла бы сформировать. А ведь, по существу, правовое государство и есть механизм разрешения социальных противоречий.

По мнению И.Канта. Центральное место в теории правового государства занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Строго говоря, у Канта речь идёт не о правовом государстве, а о правовом обществе, ведь государство он понимал в античном духе: «Государство – это объединение множества людей, подчинённых правовым законам…, т.е. государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с читыми принципами прав, причем идея эта служит путеводной нитьюдля любого действительного объединения в общность" [1] , т.е. государство для общего блага, где действует принцип, согласно которому законодательство может решить относительно народа то, чего народ не может решить относительно самого себя. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану позитивных законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан.

Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Правовую организацию Кант, так же как и Локк связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.

Кант четко отделяет государство от совокупности его государственного аппарата, посредством которого осуществляется процесс управления. При этом, следуя Монтескье, он выделяет три основные власти: законодательную, исполнительную и судебную. З аконодательная (коллективная воля народа), исполнительная (у правителя, подчиненного законодательной власти), судебная (назначается исполнительной властью). Можно предположить, что Кант настаивал на разделении властей из-за того, чтобы исключить деспотизм. Деспотизм появляется там, где не обеспечена достаточная независимость одной власти от двух других. Противоположность деспотизма - республика. Если в условиях конституционной монархии осуществлен принцип разделения властей, то это, республика, говорит Кант. Монархия (автократия), это наиболее простая, и поэтому удобная форма правления, но она открывает, широки возможности для возникновения деспотизма, но от него не гарантирована и демократия. Форме правления Кант вообще не придает особого значения. Главное, чтобы страной правили не люди, а законы, и каждая из трех властей не преступала бы своих полномочий, но все же он выделяет такие формы государственного правления как: автократия (абсолютизм), аристократия и демократия. Существует республиканская и деспотическая формы правления. В республике исполнительная власть отделена от законодательной, в деспотии они находятся в одних руках. Кант признает, (как уже говорилось) что монархическая форма власти может быть республиканской, если законодательная и исполнительная власть раздельные, а демократия может превратиться в деспотизм и даже совмещаться с ним. Кант был сторонником конституционной монархии. "Всякая власть происходит от бога", т.к. боялся, что его воспримут радикально. Кант выступил, простив революции, т.к. она приводит к анархии и преступлениям. Смену политико-юридических учреждений необходимо проводить с помощью реформ. Ни законодатель, ни правитель не могут творить суд, они лишь назначают судей.

Кант - решительный противник тирании. Он лишь опасается, что применение насилия в борьбе с ней расшатает правосознание и приведет к еще худшей тирании. Деспот должен быть низложен, но только легальными средствами. Народ "имеет свои неотъемлемые права по отношению к главе государства, хотя они не могут быть принудительными правами" [2] . "Гражданин государства, и притом с позволения самого государя, должен иметь право, открыто высказывать свое мнение о том, какие из распоряжений государя кажутся ему несправедливыми по отношению к обществу…Свобода печатного слова есть единственный палладиум прав народа" [3] . Наказывать главу государства нельзя, "можно лишь уйти из-под его власти". Только во взаимном согласии и соблюдении субординации могут обеспечить процветание государства.

Тоже самое касается и революции по Канту, она является внеправовым актом. В рамках права, возможно, лишь пассивное сопротивление власти. Но вне права революция возможна - низложение тирана есть акт справедливости.

Признаками правового государства, согласно Канту, являются:

1) Отделенность церкви от государства и свобода совести .

Т.е. государство должно существовать отдельно от церкви, и не должно вмешиваться ее дела, другими словами государство не имеет права устанавливать свои законы внутри церкви, оно только имеет негативное право препятствовать влиянию публичных наставников на зримую политическую власть.

2) Правовая не отчуждаемость личности .

"Не один человек в государстве, - говорит Кант, - не может быть совсем без названия, ведь у него есть по крайней мере звание гражданина" [4] . Если это объяснить, то получиться, что никто не может обязать себя к рабству.

3) Ограничение на наказания преступников .

Право наказания - право повелителя причинять страдания преступнику, т.е. как объясняет Кант преступления бывают частными и публичными, в первом случае - растрата доверенных для торговли средств, обман при торговых операциях и т.д., т.е. ущерб по отношению к частному лицу, а во втором случае это материальный ущерб, например подделки ценных бумаг, т.е. опасности подвергается общество в целом. В первом случае подвергают суду по гражданским делам, во втором - уголовному суду. Нарушение преступником публичных законов лишает его права быть гражданином, но не позволяет отчуждать его собственную личность.

Это главные принципы правового государства, отмечает Кант.

Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил. Центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Каждая власть осуществляет свои, строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А, кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему и избирательный процесс имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия. Это принцип взаимного контроля, характерный для правового государства

Если рассмотреть концепцию правового государства со стороны знаменитого российского ученого П. И. Новгородцева , то основным принципом теории правового государства он видел в обязательности норм права, как для государства, так и для граждан. Что касается разделения властей, здесь речь идёт о разделении функций, которое обеспечивает возможность взаимного контроля властей друг за другом, создаёт правовые противовесы, не позволяющие какой-либо из властей абсолютизировать свои полномочия. Единая (Верховная) власть призвана защищать «естественные права» граждан на жизнь, свободу, независимость и честь. Новгородцев полагал, что сама Верховная власть и конституция являются подзаконными актами, так как над ними существует нравственный суд – «Высшая нравственная норма» [5] .

«В пределах данного государства, - пишет Новгородцев, - могут уживаться разные веры и могут бороться разные политические воззрения; в нём могут существовать рядом разные народности и наречия; но для того, чтобы государство представляло собою прочное духовное единство, оно должно утверждаться на общем уважении и общей любви к своему общенародному достоянию» [6] . Мыслитель приходит к выводу, что народ имеет право и способность высказывать свои желания, но он не в состоянии указать, каким способом должны быть исполнены эти желания. Новгородцев утверждал, что государство существует для человека, а не человек для государства. Человек должен быть уважаем не только как гражданин, но и как личность.

Итак, Новгородцев убедительно показал, что стабильность общества не достигается простым разделением властей и не в меньшей степени зависит от целого комплекса других факторов: правовой культуры управляющих и управляемых, исторических традиций, оперативности власти в решении государственных и общественных проблем, от нравственного потенциала народа и его внутреннего духовного единства, т.е. также как у Канта, идет явное указание на взаимосвязанное исполнение всех признаков, только если будет связь (обоюдная) между государство и народом, это государство будет существовать долго.

Философское изучение права позволило П. И. Новгородцеву вслед за Кантом сделать вывод: не отметая право как историческое и общественное явление, следует рассматривать его и как явление и закон личной жизни, как внутреннюю ненарушимую, свободную от вмешательства государства абсолютную ценность человека.

Отсюда видно, что в последствии многие ученые отталкивались от Канта, одним из таких философов и был Новгородцев, а именно что касается разделения властей, здесь речь идёт о разделении функций, которое обеспечивает возможность взаимного контроля властей друг за другом, можно сказать, что Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства. Политика рассматривалась как часть культуры. Политические воззрения Канта занимают важное место в истории общественной мысли. Он еще раз с позиции разработанной им системы этики и права обосновал основополагающий принцип либерализма о неразрывности равенства и свободы, выдвинул идею нравственно свободной личности, независимо от насилия и несущей бремя моральной ответственности. Благо и назначение государства, по Канту - в совершенном праве, в соответствии с принципами государства, в тождестве права и его охране. Этот тезис позволяет считать Канта одним из создателей теории "правового государства". По вопросам происхождения государства (как было написано выше, а именно в первой главе), Кант был сторонником договорной теории. Нравственный долг, уважение к естественному праву побуждает людей перейти к жизни в гражданском обществе.

Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ульяновский государственный университет

Факультет трансферных специальностей

Реферат

на тему

«И. Кант. Государство и право»

Выполнила:

студентка 4 курса

группы ФТС-42

Крайнова В.А.

Ульяновск, 2010 г.


[1] И.Кант "Метафизика нравов" Спб:1995 стр.354

[2] И.Кант "Метафизика нравов" Спб:1995 стр.369

[3] Там же

[4] И.Кант"Метафизика нравов" Спб:1995 стр.357

[5] П.И.Новгородцев "Кант и Гегель в их учениях о государстве и праве" Спб:2000, гл.2

[6] П.И.Новгородцев "Кант и Гегель в их учениях о государстве и праве" Спб:2000, гл.2