Контрольная работа: Особенности финансов акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственност

Название: Особенности финансов акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственност
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: контрольная работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа

по дисциплине

«Финансы предприятий»

студента III курса группы ЗМк-7 021185

Доморацкого Кирилла Борисовича

Витебск 2004

ПЛАН.

1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ АО, ООО, СП.

2. РОЛЬ И МЕСТО ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


1. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ АО, ООО, СП..

Финансы предприятия, организации ,фирмы — это система денежных отношений, которые в определенной степени регламентированы государством и связаны с реальными денежными потоками предприятий, организаций и фирм, формированием и использованием капитала, денежных фондов и доходов, необходимых для осуществления уставной деятельности и выполнения всех обязательств.

В качестве критериев дифференциации организационно-правовых форм предприятий выступает:

— вид собственности;

— субъект собственности;

— характер имущественной ответственности собственника;

— механизм управления предприятием.

С учетом этого предприятия могут функционировать как коммерческие и некоммерческие организации. АО, ООО, СП — относятся к коммерческим предприятиям и их основной целью является получение прибыли.

Рассмотрим особенности финансов каждого их этих предприятий.

Акционерное общество (АО) — это организационная форма предприятия, созданная путем объединения капиталов в целях осуществления хозяйственной деятельности. На особенности финансов АО оказывает влияние специфика образования общества и управление им. Собственником имущества является в целом акционерное общество. Физические и юридические лица (участники общества) являются держателями акций, сумма которых определяет их долю в имуществе АО.

АО действует на основании устава, в котором оговаривается порядок внесения вкладов участниками общества. Вклады могут быть в виде денежных средств и имущества: здания, сооружения ,оборудование, права пользование землей, водой и другими природными ресурсами.

Стоимость вносимого в уставный фонд имущества определяется решением участников общества и определяет долю участника .пропорционально которой по итогам работы за финансовый год происходит распределение чистой прибыли между акционерами. Если имущество передано участником во владение и пользование на определенный срок, размер вклада и доля участника определяется по соглашению сторон исходя из арендной платы за пользование этим имуществом.

В отличие от других форм организаций предприятий размер уставного фонда АО определяется законодательством республики. Он делится на число акций равной номинальной стоимости. Общества могут быть открытыми и закрытыми в зависимости от характера обращения акций. При формировании уставного фонда открытого акционерного общества (ОАО) акции распространяются путем открытой продажи или подписки и их обращение на рынке ценных бумаг ничем не ограничено, кроме закона. При организации закрытого акционерного общества (ЗАО) выпускаются именные акции, которые распространяются среди участников общества, подписавших договор о совместной деятельности по созданию общества. Общество может увеличивать и уменьшать размер уставного фонда. Увеличение уставного фонда (УФ) осуществляется путем выпуска новых акций, обмена облигаций и увеличения номинальной стоимости акций. Уменьшение УФ допускается только с письменного согласия кредиторов и производится путем уменьшения номинальной стоимости акций или путем сокращения количества акций путем их выпуска.

АО может выпускать облигации для привлечения дополнительных средств в АО и распространять их между юридическими и физическими лицами. В предусмотренный срок АО обязано возместить вкладчику номинальную стоимость облигации и уплатить фиксированный процент.

Если решением общего собрания акционеров АО ликвидируется, то все денежные средства, включая выручку от продажи имущества, после расчетов с бюджетом, по оплате труда работников ,кредиторами и выполнения обязательств перед держателями облигаций, распределяется между участниками общества пропорционально акциям.

Отличительной чертой АО является распределение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Обязательной статьей расходов являются отчисления в резервный фонд предприятия, размер которого и величина ежегодных отчислений устанавливаются в учредительных документах.

Часть чистой прибыли в виде дивидендов делится между участниками общества, пропорционально их доли в уставном фонде. Выплата дивидендов по акциям производится раз в год за счет собственных средств, находящихся в распоряжении АО. Размер дивидендов определяется собранием акционеров после подведения итогов работы общества. В зависимости от вида акций (простые и привилегированные) определяется порядок выплаты дивидендов. По привилегированным акциям дивиденды могут выплачиваться ежемесячно, фиксированным в процентах к их номинальной стоимости. Выплата по такому виду акций производится в указанном в них размере независимо от полученной прибыли. При недостатке прибыли используются средства из резервного фонда. Общая сумма выпускаемых привилегированных акций как правило не превышает 10 % от общего уставного фонда предприятия.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) является разновидностью акционерного общества. Учредители общества несут ответственность по обязательствам только внесенных вкладов в имущество общества.

Уставный фонд этого типа предприятий делится на доли, величина которых определяется учредительными документами. Размер уставного фонда устанавливается законодательством Республики Беларусь, но его лимит ниже, чем у АО. Закрытый тип общества ограничивает возможности предприятия в привлечении внешних инвестиций своей деятельности. Оно не выпускает акций, не проводит публичной подписки на доли участия в обществе. Поэтому при необходимости по решению правления допускается внесение участниками дополнительных взносов. Вместе с этим участник общества может уступить свою долю другому участнику или же третьему лицу только с согласия членов общества.

Совместное предприятие (СП) — это форма предпринимательской деятельности, созданная путем объединения капиталов отечественных и иностранных партнеров, осуществляющих совместную хозяйственную деятельность, конечной целью которых является получение прибыли.

В основе организации финансовых отношений СП лежат отношения собственности, имеющие специфический характер и определяющие специфику финансовых отношений между партнерами СП и государственной финансово-кредитной системой.

Экономической базой формирования собственности СП является уставный фонд, создаваемый договорным путем, объединяя вклады иностранных и национальных партнеров. Пополняется УФ за счет прибыли от хозяйственной деятельности и дополнительных вкладов участников.

В качестве вклада в УФ партнеры могут вносить имущество, имущественные права ,права использования интеллектуальной собственности, а также денежные средства в национальной и иностранной валюте. Оценка имущества, имущественных прав производится по договорным ценам с учетом цен мирового рынка в любой валюте по согласованию партнеров.

Режим налогообложения, прибыли, распределения и налогообложения валютной выручки в соответствии с налоговым законодательством РБ определяется в зависимости от доли иностранного партнера, поэтому необходимо правильно оценить долевые вклады партнеров в УФ.

Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и формирования фондов развития, подлежит распределению между партнерами пропорционально долям вкладов.

Источником доходов СП служит выручка от реализации и оказания услуг, которая складывается из поступлений от реализации продукции на внутреннем рынке в рублях и иностранной валюте ,а также за счет экспорта на внешний рынок.

В зависимости от размера доли иностранного партнера в уставном фонде, определяется порядок использования валютной выручки СП. Часть валютной выручки СП подлежит обязательной продаже Национальному Банку Республики Беларусь (НБ РБ) для формирования Валютного резервного фонда. Часть валютной выручки зачисляется на счета субъекта хозяйствования. Освобождаются от обязательной продажи валютной выручки совместные предприятия, у которых уставный фонд сформирован за счет инвестора более чем на 30 % или полностью предприятие является иностранным.

Прибыль СП определяется как разница между выручкой от реализации продукции на внутреннем и внешнем рынке и затратами на ее производство и реализацию (минус налог на добавленную стоимость НДС и акцизный налог). Сумма прибыли, полученная за границей, включается в общую сумму прибыли, подлежащую налогообложению в Республике Беларусь.

Использование и порядок распределения прибыли СП предусматривается учредительными документами. Часть прибыли идет на формирование фондов предприятия, часть распределяется между участниками пропорционально долевым взносам.

Долевой участие иностранного партнера в уставном фонде СП определяет специфику налогообложения прибыли. Предприятия с долей иностранного капитала в уставном фонде более 30 % освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение трех лет. Эта льгота может быть получена только при условии внесения в уставный фонд СП каждым участником в течение года со дня регистрации не менее 50 % суммы, предусмотренной учредительными документами. Если это условие не выполняется, то налог на прибыль исчисляется в полном объеме за весь период действия предприятия. При ликвидации СП до истечения периода льготирования прибыли или на протяжении трех лет после окончания льготного срока, то налог на прибыль взимается в полном объеме за весь прошедший период. Данная мера предусмотрена для того, чтобы создаваемые СП не являлись источником для получения разовой прибыли, не давая государству никакого дохода.

Еще одной отличительной особенностью СП является распределение остаточной прибыли между учредителями. Выплаты доходов осуществляются в соответствии с процентной долей участников в уставном фонде. Доход, полученный СП, должен распределяться в соответствии с фактическими вкладами каждого учредителя. Доходы, полученные белорусскими участниками от долевого участия в СП облагаются налогом на доходы и удерживаются при выплате дохода СП. Доходы иностранных участников облагаются данным налогом только при переводе их за границу.

Создание совместных предприятий отражают совокупность экономических интересов как страны, принимающей иностранный капитал, так и непосредственно отечественных партнеров и зарубежных инвесторов. Мировой опят свидетельствует о том, что в развитии совместного предпринимательства заложены огромные потенциальные возможности оздоровления национальной экономики путем привлечения иностранных инвестиций в производительной форме в виде прогрессивных технологий, передовой техники и методов управления.


2. РОЛЬ И МЕСТО ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА.

Прежде всего, чтобы определить роль и место финансов предприятий в финансовой системе государства, рассмотрим, из чего складывается финансовая система и дадим ее определение. Финансовая система государства представляет собой совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждые из которых характеризуются особенностями в формировании и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, используя налоги, расходы госбюджета, государственный кредит.

Для стран с рыночной экономикой финансовая система представляет совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок и управления рисками. Институты в таких странах представлены банками, инвестиционными и страховыми компаниями, основная роль которых заключается в реализации финансовых продуктов и предоставления финансовых услуг: открытия счетов, выдача займов, ипотечных кредитов .доступ к широкому спектру страховых контрактов и участие во взаимных фондах.

В Республике Беларусь финансовая система состоит из общегосударственных (централизованных) финансов — это госбюджет, внебюджетный фонд, государственный кредит; и финансов предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы) — это финансы звеньев материального производства и финансы учреждений и организаций непроизводственных звеньев (1. функционирующие на коммерческой основе; 2. частично функционирующих на коммерческой основе; 3. финансируемые из бюджета). В условиях рыночной экономики третьей составляющей финансовой системы является финансовый рынок, служащий для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств и обеспечивающий в процессе перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Базовым, исходным звеном финансовой системы являются финансы предприятий и организаций материального производства, где создается чистый доход — главный источник формирования финансовых ресурсов остальных звеньев финансовой системы. По отраслевой направленности финансы этого звена подразделяются на финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, торговли и общественного питания, лесного и водного хозяйства.

Финансы учреждений и организаций непроизводственных звеньев характерны тем, что здесь не преследуется получение прибыли, за исключением ряда учреждений, функционирующих на коммерческой основе (пассажирский транспорт, ЖКХ, бытовое обслуживание, страховые и кредитные структуры). Также в последнее время часть государственных учреждений и организаций непроизводственного звена функционирует на частично коммерческом расчете, используя полученные доходы на свое развитие и материальное стимулирование работников (ВУЗ, мед. учреждения, физкультурно-оздоровительные учреждения).

Таким образом, финансы предприятий — это важная составляющая часть финансовой системы государства, которая является относительно самостоятельной сферой финансовой системы.

Финансовые отношения у предприятий возникают со следующими субъектами:

— государство (уплата налогов и сборов в бюджетные и внебюджетные фонды, уплата финансовых санкций в случаях нарушения налогового законодательства, финансирование из целевых бюджетных и внебюджетных фондов, получение и возврат бюджетных кредитов и ссуд);

— наемные работники (оплата труда и выплаты из фонда потребления, удержание налогов, взносов и других вычетов в соответствии с законодательством);

— хозяйствующие субъекты (нерезиденты и резиденты по поводу купли — продажи продукции, осуществление экспортно — импортных операций);

— финансово-кредитные институты (по поводу привлечения — размещения свободных денежных средств);

— дочерние предприятия (по поводу внутри корпоративного перераспределения средств);

— учредители (собственники) — по поводу управления имуществом и собственным капиталом.

Финансовые отношения предприятий охватывают процессы распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Эти отношения возникают в процессе формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов предприятия.

Таким образом, финансовые отношения формируются в процессе кругооборота его средств на основе денежных потоков, генерируемых различными видами деятельности. Все финансовые отношения предприятий регламентируются государством.

Состояние финансов предприятий влияют на обеспеченность общегосударственных и региональных денежных фондов финансовыми ресурсами.

Между общегосударственными финансами и финансами предприятий существует прямая зависимость: чем устойчивее финансовое положение предприятий, тем более полно удовлетворяются социально-культурные, инвестиционные и другие потребности и программы государства.

В современных рыночных условиях предприятия самостоятельно осуществляют управление финансами, но в соответствии с законодательством и нормативными документами государства.

Предприятия вправе самостоятельно распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, валютной выручкой, после обязательной продажи, согласно действующему законодательству. Они сами определяют необходимый размер основного и оборотного капитала, регулируют свои фонды накопления, потребления ,резервные и другие источники. Предприятия могут привлекать в оборот дополнительные средства, путем получения кредитов и займов на денежных рынках. Предприятия самостоятельно выбирают учетную политику в вопросах отражения выручки от реализации продукции, определяют метод оценки запасов материальных ресурсов при формировании себестоимости и другое, а также предприятия самостоятельно разрабатывают финансовые планы, определяют финансовую стратегию.

Но при всей своей видимой самостоятельности предприятие осуществляет свою деятельность в рамках действующего законодательства (правила игры, которые устанавливает государство).

В условиях становления рыночной экономики РБ необходимо научиться сочетать самостоятельность предприятий с государственным регулированием экономики и финансов.

Из всего изложенного можно сделать вывод:

— финансы предприятия занимают главное базовое место в финансовой системе государства и представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые в той или иной мере регламентируются государством.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Финансы предприятий. Учебное издание / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.И. Василевская и др. — Мн.: Выш. шк., 195. — 256 С.

2. Финансы предприятий. Учебник / Л.Г. Колпина, Т.Н. Кондратьева, А.А. Лапко; Под. ред. Л.Г. Колпиной. — Мн.: Выш. шк., 2003. — 336 С