Реферат: История таможенной политики и таможенного дела в Российской Федерации в период с 1993 по 1998 гг

Название: История таможенной политики и таможенного дела в Российской Федерации в период с 1993 по 1998 гг
Раздел: Рефераты по таможенной системе
Тип: реферат

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1 Таможенное дело Российской Федерации…………………………….7

1.1 Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации ………………………………………………………………………...7

1.2 Законодательство о таможенном деле ……………………………………..11

Глава 2 История таможенного дела и таможенной политики России……….15

2.1 Возникновение и развитие таможенного дела……………………………15

2.2 Таможенное дело советского периода ……………………….……………19

Глава 3 Развитие таможенной службы с 1993 года по 1998 год …………….26

3.1 Причины и начало становления современной таможенной службы……..26

3.2 Становление таможенной службы Российской Федерации………………31

Заключение ………………………………………………………………………38

Список использованной литературы …………………………………………..41

Введение

Таможенная политика является важнейшим компонентом внутренней и

внешней политики Российского государства и направлена на наиболее эффективное использование инструментов таможенного права, таможенного регулирования и контроля за товарообменом на конкретной территории, а также на участие в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка и стимулирование развития экономики в целом.

В этом смысле таможенная политика может осуществляться государством и его соответствующими органами исключительно на четких и подробно изложенных в законе юридических основаниях. При этом инструменты реализации таможенной политики и средства осуществления таможенной деятельности непосредственно затрагивают интересы широкого круга самостоятельно хозяйствующих субъектов, связанных с перемещением через таможенную границу РФ товаров, услуг, финансовых и транспортных средств.

Становление и развитие таможенной службы России неразрывно связано с историей российской государственности. Во все века лучшие люди страны стояли на переднем рубеже защиты экономических интересов государства.

Нельзя забывать, что торговли без налогов не существует, и именно на таможенные налоги, пошлины и сборы финансировались многие мероприятия правительства во благо российских людей и в пользу страны. Таможенные сборы шли на развитие экономики, оборону, здравоохранение, образование, на финансирование государственных реформ. Не секрет, что многие выдающиеся архитектурные сооружения возводились на средства, собранные таможнями. Борьба с контрабандой осуществлялась таможенными органами во все периоды российской истории. Она касалась не только вывоза и ввоза запрещенных товаров. Именно таможенники в Московском государстве не допускали провоза запрещенных церковных предметов, еретических книг, игральных карт, тем самым противодействуя духовному растлению российского населения.

Находясь на страже государственных интересов, таможенники XY-XYII вв. задерживали у заезжих иностранцев секретные карты российских земель и крепостей. Все высшие руководители Российского государства, включая царей и императоров, не могли избегнуть таможенного досмотра, так как по законам Российской империи никто не мог быть освобожден от него. Неслучайно цвет таможенного флага России символизирует честь, достоинство, надежность и справедливость лиц, принадлежащих к таможенному ведомству.

Таможенная служба, сохраняя свои лучшие традиции, выработанные веками, с 1991 года - времени создания Государственного таможенного комитета Российской Федерации, вступила в новый период развития. В связи с чем, представляется важным каждое исследование по теме, обогащающее тысячелетнюю историю таможенной службы новыми реалиями.

Для написания курсовой работы были использованы современные учебно-методические материалы, статьи периодических изданий и информационные ресурсы Интернет.

Можно выделить книгу под редакцией Андриашина Х.А. «Таможенное право».[1] Здесь автор описывает основные направления деятельности таможенной политики Российской Федерации, характеризует организацию деятельности таможенных органов. Подробно раскрывает вопросы касающиеся таможенных платежей, таможенных режимов и т.д. Также можно выделить работу Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право,[2] в котором автор раскрывает сущность таможенного дела России, основные понятия, характеризующие внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации.

Особое внимание необходимо уделить международным нормативным актам, которые в той или иной степени влияют на внешнеэкономическую деятельность. Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимает Таможенный кодекс Таможенного союза, который вступил в силу 1 июля 2010 года. Это знаменует создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции). В целом, порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с их территории соответствует тому порядку, что применялся в России с 2003 года, так как большинство норм действовавшего российского законодательства соответствуют Киотской конвенции. Однако, есть некоторые новшества, на которые следует обратить внимание гражданам и участникам ВЭД.

Также центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимает Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», и иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможенного дела, должны соответствовать нормам Таможенного Кодекса и Закона «О таможенном тарифе». 27 ноября 2010 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 311 – ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который вступит в силу 29 декабря 2010 г.

Целью курсовой работы является рассмотрение этапов становления и развития таможенной службы России с 1993 года по 1998 год.

Для достижения цели, необходимо решить задачи:

- отразить необходимость существования таможенных органов, их цели и задачи;

- проанализировать этапы становления таможенной службы с 1993 года по 1998год.

Объектом исследования в курсовой работе является таможенная служба РФ. Предметом исследования служат этапы развития таможенной службы с 1991 года по 1998 год.

Глава 1 Таможенное дело Российской Федерации

1.1 Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации

В современном представлении термин «таможенное дело» охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанных с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках государственной политики таможенное дело имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей.

Согласно Таможенному кодексу 2010 г. таможенное дело в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее – таможенный союз) составляют правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств-членов таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.[3]

Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.

Новая редакция Таможенного Кодекса более емко, чем ранее действовавшая редакция, характеризует понятие «таможенное дело», определяя его как сферу деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику государств – членов таможенного союза, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля.

Структуру современного таможенного дела можно представить следующими основными блоками:

1. принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

2. таможенные режимы;

3. таможенно - тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

4. таможенное оформление;

5. таможенный контроль;

6. предоставление таможенных льгот;

7. ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешне­экономической деятельности;

8. правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.[4]

Следует отметить, что любое деление таможенного дела на отдельные относительно самостоятельные части (блоки) является весьма условным, но в целом представленная структура достаточно полно отражает содержание современного российского таможенного дела. Причем рассматривать каждую из перечисленных выше частей таможенного дела нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза.

Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенных органов следующие:

1. Таможенные органы государств-членов таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов.

2. Таможенные органы государств-членов таможенного союза осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами государств-членов таможенного союза в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза об оперативно-розыскной деятельности.

3. Таможенные органы государств-членов таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.[5]

1.2 Законодательство о таможенном деле

На территории таможенного союза действует единое таможенное законодательство. В части, не урегулированной таким законодательством, таможенное регулирование происходит в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза. Единство таможенного законодательства обусловлено отнесением таможенного дела к федеральной компетенции и, соответственно, регулированием его только нормами единого федерального законодательства. При этом следует оговориться, что термин «таможенное законодательство» следует рассматривать в широком смысле этого слова, когда законодательство охватывает не только Конституцию и законы, а включает в себя также и подзаконные нормативно-правовые акты. К таким актам относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы РФ и ряда иных федеральных органов исполнительной власти.[6]

Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимают Таможенный Кодекс таможенного союза и Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе». Иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы таможенного дела, должны соответствовать нормам Таможенного Кодекса и Закона «О таможенном тарифе». Это требование прямо закреплено в действующем Таможенном Кодексе таможенного союза.[7] Ранее неясность на этот счет нередко приводила к тому, что на практике в случаях коллизии норм Таможенного Кодекса с нормами иных федеральных законов, так или иначе регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, и возникновения на этой почве правовых конфликтов арбитражные суды и суды общей юрисдикции разрешали подобного рода конфликты в соответствии с правилом, что при коллизии норм права, равнозначных по юридической силе, следует применять норму, изданную позднее.

Следует также сказать и о действии таможенного законодательства во времени. Согласно Таможенному Кодексу в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом таможенного союза, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным Кодексом таможенного союза и иными законодательными актами. При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу таким днем считается день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Если же такой день установить невозможно, то датой незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу принято считать дату обнаружения таможенного правонарушения.[8]

Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой — основное направление развития таможенного дела России на современном этапе, о чем прямо указано в Таможенном Кодексе. При этом согласно Таможенному Кодексу применяется принцип приоритета международного договора над внутренним российским таможенным законодательством, т.е. если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Таможенным Кодексом таможенного союза и иными актами российского законодательства по таможенному делу, то применяются правила международного договора.

Таможенный кодекс определяет пространственные пределы действия таможенного законодательства через категории «таможенная территория» и «таможенная граница». По общепринятому определению, таможенная территория – это пространство, на котором в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. При этом таможенная граница образует периметр национальной таможенной территории. Она показывает, где заканчивается действие «таможенного» суверенитета данного государства и начинается действие таможенного законодательства иностранного государства. Если законодательством данного государства предусматривается учреждение на территории страны свободных таможенных зон и свободных складов, то занимаемые ими территории, в соответствии с общепринятыми нормами международного таможенного права, выводятся из состава таможенной территории данного государства, а их периметры (границы) становятся таможенной границей.

Особое значение в последнее время приобретает проблема таможенного регулирования в рамках таможенных союзов. В последнее время появляются экономико-политические образования, определяющие себя как таможенный союз, но при этом сохраняющие собственное таможенное законодательство и собственные таможенные тарифы. В этой связи важно ответить, что в общепринятом понимании таможенный союз – это интеграционная группировка, участники которой добровольно отказываются от национального таможенного суверенитета в пользу «союзного органа», формирующую единую для всех стран-участниц таможенную политику. Страны, участвующие в таможенном союзе, полностью устраняют таможенные барьеры во внутренней торговле и осуществляют единое, согласованное на союзном уровне таможенно-тарифное и нетарифное регулирование в торговле с «третьими» странами (т.е. странами - не членами таможенного союза). Таким образом, индикатором таможенного союза является наличие общего для всех стран-участниц таможенного кодекса, принятого союзными органами, и единого союзного таможенного тарифа. Если интеграционная группировка не отвечает данным требованиям, она не является таможенным союзом в общепринятом понимании.

В таможенном праве и законодательстве используется целый ряд специфических таможенно-правовых терминов, таких, как, например, «таможенная территория», «таможенная граница», «таможенный режим», «декларант», «таможенная пошлина» и др. Даже такие вроде бы всем известные из гражданского права понятия, как «товары» и «транспортные средства», в таможенном законодательстве имеют свое специфическое толкование.


Глава 2 История таможенного дела и таможенной политики России

2.1 Возникновение и развитие таможенного дела

Таможенное дело берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена, от простейших форм налогообложения. Точное время его зарождения определить вряд ли возможно, но доподлинно известно, что уже в III в. до н.э. в г. Тарифе (в нынешней Андалузии) в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносились название товара, его единицы измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров), систематизировавшая порядок и величину пошлины, была названа в честь города — тариф. Таможенный тариф стал для государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры.

Развитие таможенных органов представляет собой сложный процесс. Лишь по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили в дальнейшем ядро российской таможенной службы.

В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период своего существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей, от возникновения там сборных торговых или так называемых гостиных мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Их появление историки относят к VIII в. В Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» — сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за покровительство, оказываемое купцам.[9]

Завоевание русских земель татаро-монгольскими племенами привело к укоренению в русском языке слова «тамга», означавшее у тюркских народов знак, клеймо, тавро, которое проставлялось на имуществе, принадлежавшем определенному роду. Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором, который стал называться у русских тамгой. От слова «тамга» был образован глагол «таможить», т.е. облагать товар пошлиной, а место, где товар
«тамжили» стало называться таможней. Служилый человек, в прошлом называвшийся мытником, стал называться таможенником. В обиход вошли словосочетания «таможенная голова» (старший таможенник), «таможенная грамота» (разрешение лицу, общине или монастырю организовывать в своих владениях торговлю и брать с провозимого товара пошлину).

Со временем совершенствовалась организация таможенного дела в России.

Управление таможенными сборами с 1718 г. начало осуществлять учрежденная Петром I Коммерц-коллегия, которая была самостоятельным управленческим ведомством. Избиравшиеся, по-прежнему, из купечества управляющие таможнями (они назывались таможенными бурмистрами, а с 1720 г. — обер-уольнерами) получали годовое денежное содержание как служащие. Отмененная в 1681 г. система откупов была в 1712 году введена на сухопутной границе.

Правительство Петра I для того, чтобы обеспечить проведение таможенных мероприятий, укрепляло государственные границы, на западе их охраняли регулярные войска. В конце царствования здесь существовало 15 крепостей. Между крепостями и впереди них были созданы цепи форпостов.[10]

В 1754 году была учреждена пограничная стража как особый корпус войск, охранявшая границу на Украине и в Лифляндии, а позднее в дополнение к ней — казачья и таможенная стража, состоявшая из таможенных объездчиков.

В 1782 году Екатерина II учредила пограничную таможенную стражу для отвращения набегов на западной границе. Она состояла из таможенных надзирателей — по одному на каждые десять верст, которые несли дозоры на своем участке.

Если надзиратель или находившиеся под его начальством объездчики не могли самостоятельно задерживать контрабандистов. они должны были преследовать их до ближайшего селения, в котором обращались за помощью к местным властям.

В 1819 году был принят таможенный устав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу министерства финансов.

В 1822 году казачьи части были переведены во вторую линию, отстоявшую на три-пять верст от линии таможенных объездчиков, а в 1823 году в дополнении к конным объездчикам в пограничную и таможенную охрану были введены еще и стражники — пешие воины.

В 1827 году по Положению об устройстве пограничной таможенной стражи, последняя была сведена в особые части бригады, полубригады и роты, которые делились н отряды, а иногда на подвижные колонны. В 1827 году в страже было 37 кадровых офицеров, 275 запасных офицеров, 3282 рядовых. Надзиратели таможни и их помощники стали числиться не на гражданской, а на военной службе.[11]

Систему таможенных органов середины 19 века можно представить по
Таможенному уставу. Таможни и таможенные заставы учреждались по внешней сухопутной и морской границе империи и царства Польского, а на северо- западе — по границе России с Финляндией.

В зависимости от того, какой объем операции производили таможни, они делились на крупные — таможни первого класса (Архангельская, Санкт-
Петербургская, Московская и др.), средние — таможни второго класса
(Евпаторийская и др.) и малые — таможни третьего класса (Николаевская,
Мариупольская и др.). Некоторые таможни имели передовые филиалы. Например, в Санкт-Петербурге форпостом была Кронштадтская таможня. В некоторых таможнях имелись передовые посты, называвшиеся заставами. Кроме таможен и застав создавались переходные таможенные пункты. Таможни одного региона группировались в таможенные округа: Санкт-Петербургский, Ревельский, Рижский, Либавский. Одесский и др. Также учреждалась пограничная стража для предотвращения тайного провоза товаров.

Крымская война, тяжелое хозяйственное положение, расстройство финансов, потребности капиталистического развития обусловили ряд финансовых реформ.

В 1860 году был учрежден Государственный банк, в 1862 году единым распорядителем доходов и расходов стал министр финансов. В 1864 году подчиненный Министерству финансов Департамент внешней торговли был преобразован в Департамент таможенных сборов.

Таможенный устав 1904 года установил новую структуру таможенных органов.

Теперь таможенная система России состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Каждая таможня и таможенная застава находилась под гласным контролем управляющего и состояла из таможенных и канцелярских чиновников, а также из вольнонаемных досмотрщиков и служителей.

2.2 Таможенная система советского периода

Первая мировая война ввела страну в экономический кризис. О провозе товаров через границы не могло быть и речи, так как на 75% европейские, западные, северные и южные границы были охвачены военными событиями.
Деятельность таможенных органов была парализована. Революционные события 1917 года вызвали расслоение в среде таможенных чиновников. Этому способствовало бедственное положение служащих, эвакуированных из западных таможен и оставленных без помощи Временным правительством. С принятием декрета о мире, Советское правительство сразу провозгласило курс на сосуществование рабоче-крестьянского государства с капиталистическими странами. Но на случай возможной интервенции иностранных государств Военно-революционный комитет на третий день революции принял временные меры по закрытию границ республики. Затем последовали неотложные мероприятия по защите советской власти от проникновения в страну «всякого рода имущества, могущего повредить интересам молодого государства и по охране национального достояния от разбазаривания устремившимися за границу эксплуататорами».[12]

29 декабря 1917 года В.И. Ленин подписал декрет СНК «О разрешениях на ввоз и вывоз товаров», согласно которому в деятельности таможенных органов первостепенное значение стали иметь контрольные функции за провозом товаров. Разрешения на ввоз и вывоз товаров стали выдаваться исключительно отделом внешней торговли и промышленности, вывоз и ввоз товаров без таковых разрушений признавался контрабандой. Данный декрет ставил перед таможенными органами задачу борьбы с контрабандой, которая впервые признавалась опасным преступлением.

29 мая 1918 года Ленин подписал декрет «О разграничении прав центральной и местных властей по собиранию пошлин и регулированию деятельности местных таможенных учреждений». В преамбуле декрета говорилось, что в интересах точного разграничения прав центральной и местных советских властей по собиранию пошлин, а также регулирования деятельности местных таможенных учреждений СНК РСФСР постановил, что обложения таможенной пошлиной с другими сборами товаров, провозимых через границу, принадлежит исключительно центральной государственной власти. Таможенные учреждения являются органами центральной Советской власти и управляются непосредственно Комиссариатом финансов по департаменту таможенных сборов. Никакие гражданские и военные власти, а равно профессиональные организации не имеют права вмешиваться в черте действия таможен в распоряжения, вытекающие их хода таможенного дела. Напротив, все власти оказывают полную поддержку законным требованиям таможенных учреждений.[13]

В декрете 29 мая 1918 года регламентировались взаимоотношения таможенных учреждений и местных органов. Областные и местные Советы депутатов имели право надзора за деятельностью таможенных учреждений, не вмешиваясь при этом в технически распорядительную и административную часть таможенных работ. Данный декрет обязывал таможенные органы руководствоваться в работе всеми действующими положениями о национализации внешней торговли, допускал применение процедурных норм, впредь до пересмотра царского таможенного устава, касающихся традиционных операций досмотра, начисления пошлин, выпуска грузов. По своему существу декрет был актом создания советских таможенных учреждений. 29 июня 1918 года был подписан декрет, по которому Департамент таможенных сборов переименовался в
Главное управление таможенного контроля при наркомате торговли и промышленности: отныне не только по существу, но и по форме контроль за всем провозимым имуществом через границу, а не сборы стали, стал главным в работе таможен.[14]

В связи с активизацией торговых связей РСФСР остро встает вопрос о регламентации процесса таможенного оформления пропуска внешнеторговых грузов через границу. И 12 ноября 1920 года Ленин подписал декрет СНК «О порядке приема хранения, отпуска импортных, экспортных товаров», который вскоре стал основой для Таможенного Устава 1924 года.[15]

Декрет СНК от 31 марта 1922 года касался организационных вопросов таможенной системы. Этим декретом было утверждено временное положение о местных таможенных учреждениях, согласно которому НКВТ и НКФ согласовывают перечень таможенных округов, начальники которых подчинены исключительно НКВТ, а руководимые Главным Таможенным управлением таможенные учреждения подразделялись на таможни первого, второго и третьего разрядов и таможенные посты.[16] В жизнь проводилась задача укомплектования аппарата таможен рабочими от станка, повышения квалификации сотрудников местных таможенных учреждений путем систематических инструкторских объездов проверок на местах опытными сотрудниками таможенных органов.

14 декабря 1924 года был утвержден Таможенный Устав СССР. Данным уставом устанавливалось, что управление таможенных делом в СССР принадлежит Наркомату внешней торговли через входящее в его состав Главное таможенное управление и иные учреждения и через состоявший при НКВП Таможенно-тарифный комитет. Кроме того, в союзных республиках непосредственное наблюдение за деятельностью таможенных учреждений возлагалось на уполномоченных НКВТ при СНК союзных республик, которые могут быть вносить представления об учреждении распоряжением НКВТ отделений Главного таможенного управления в союзных республиках. Главное таможенное управление имело задачами выработку всех таможенных мероприятий общего характера, инструкций и разъяснений к ним, а также организацию и руководство борьбой с контрабандой на всей территории СССР.[17] Таможенно-тарифный комитет разрабатывал проект об установлении новых и изменении существующих ставок таможенных сборов, пошлин, списков запрещенных к ввозу и вывозу товаров. внося эти вопросы на утверждение непосредственно в СНК, а рассматривая споры, имеющие отношение к таможенно-тарифному делу, свои постановления таможенно-тарифный комитет передавая на утверждение в НКВТ.

В непосредственном подчинении Главного таможенного управления состояли районные таможенные инспекторы, местонахождение которых устанавливал НКВТ по согласованию с СНК союзных республик, на территории которых они действовали. Инспекторы осуществляли общее руководство деятельностью таможенных учреждений своего района, контролировали исполнения таможенными учреждениями постановлений, инструкций и распоряжений, касающихся монополии внешней торговли, расследовали жалобы на неправильные действия сотрудников таможен, обладая правом устранения виновных от должности. Непосредственно осуществление таможенных операций по досмотру перемещаемого через границу имущества, начислению пошлин, документированию и принятию мер в связи с таможенными нарушениями и контрабандой производили таможни первого, второго и третьего разрядов.

Таможни первого разряда учреждались при железнодорожных станциях и в портах с большим грузооборотом, второго разряда — в небольших портах на реках и озерах, а также на шоссейных дорогах. Как филиалы таможен могли создаваться в других пунктах таможенные посты. Открытия и упразднение таможенных учреждений, изменение мест их нахождения, отнесшие таможни к тому или иному разряду, переименование постов в таможни и таможен в посты производился НКВТ. Порядок приема на службу служащих Главного таможенного управления и его местных органов определялся Кодексом законов о труде. Четко таможенный устав определял запреты в действиях таможенных служащих, которые не должны участвовать в организациях, выполняющих работу по погрузке. разгрузке, приему и подготовке к досмотру импортных экспортных грузов, пассажирского багажа и почтовых посылок, принимать на себя доверенности или поручения по таможенным делам посторонних лиц, покупать товары на таможенных аукционах.[18]

19 декабря 1928 года постановлением ЦИК и СНК СССР был утвержден Таможенный кодекс СССР, просуществовавший с некоторыми изменениями почти 36 лет.

Во время Великой Отечественной войны деятельность многих таможен была прекращена или прервана. На севере напряженно продолжали работу Муромская и Архангельская таможни. На Каспийском море и по сухопутной границе, не являющейся зоной военных действий — от Черного моря до Тихого океана, активно работали таможни, пропускавшие внешнеторговые грузы, осуществлявшие контрольно-инспекторские функции, оперативную работу и борьбу с контрабандой.[19]

После Великой Отечественной войны работа советских таможен была подчинена главной задаче — восстановление народного хозяйства.

Огромную роль в развитии советской таможенной системы в последние годы сыграли демобилизованные офицеры и солдаты-фронтовики, пришедшие на работу в таможенные органы из армии. Почти все они постепенно закончили высшие учебные заведения, возглавляли местные таможенные учреждения, работали в аппарате Главного таможенного управления.

В 1964 году был принят Таможенный кодекс СССР, который подтвердил, что управление таможенным делом в СССР относится к ведению Министерства внешней торговли и осуществляется через входящее в его состав Главное Таможенное управление. Таможенные учреждения стали осуществлять контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли и совершать таможенные операции, вести борьбу с нарушениями таможенных правил и контрабандой.

Важной правовой основой для деятельности таможенных учреждений СССР явился принятый 24 ноября 1982 г. закон «О государственной границе СССР». Этот закон неоднократно подчеркивал роль таможенных учреждений и закрепил их участие и взаимодействие с пограничными войсками в охране границы.

Реформой таможенного дела в СССР явилось создание в 1986 году
Главного управления государственного таможенного контроля. Оно учреждалось как самостоятельный орган государственного управления и приобрело статус союзного ведомства.

Положение о главном управлении государственного таможенного контроля, утвержденное постановлением Совета Министров от 13 июля 1987 года определяло функции и порядок деятельности этого органа. Это управление несло ответственность за состояние и совершенствование таможенного контроля, усиление борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил, эффективное применение таможенного тарифа.

Основными структурными единицами ГУГТК являлись управление и отделы. Компетенция управлений носила комплексный характер, и полномочия одного управления тесно переплетались с полномочиями других.

Что касается местных таможенных учреждений, то таможни и таможенные посты по их дислокации можно было разделить на пограничные и внутренние. По специфике характера деятельности местные таможенные учреждения можно было подразделить на сухопутные, воздушные. морские (речные).

Увеличение числа международных перевозок и рост объема международного пассажирского сообщения обусловил в 1987-1990 гг. значительный рост количества местных таможенных учреждений.

Приняты в 1991 г. Таможенный кодекс легализовал фактически сложившуюся трехзвенную систему таможенных органов.

Глава 3 Развитие таможенной службы с 1993 года по 1998 год

3.1 Причины и начало становления современной таможенной службы

Моментом начала формирования и развития современного таможенного дела в нашей стране следует считать конец 1991 г. Распад СССР на ряд независимых государств, становление новой российской государственности, либерализация внешнеэкономической деятельности и ряд других факторов нашли свое отражение и в изменении таможенной политики обновленной России и вызвали необходимость преобразования таможенной системы в соответствии с существующими реалиями. Период реформ в Российской Федерации, процесс ее становления на качественно новой основе, адекватной задачам демократизации общественной жизни, привел к появлению новой экономической, общественно-политической реальности. Формирование нового Российского государства повлекло за собой обновление и таможенного дела.[20]

В это время были предприняты попытки трансформировать таможенную службу государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в рыночных условиях, в результате чего приняты Таможенный кодекс СССР 1991 г. и Закон СССР «О таможенном тарифе». Эти документы внесли существенные изменения в организацию таможенного дела в стране и были важным правовым инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности в тот период.

Характеризуя в целом в значительной мере необходимый период, предшествовавший принятию в 1993 году двух основополагающих законов – Таможенного кодекса РФ и Закона РФ «О таможенном тарифе», необходимо подчеркнуть:

Во-первых, в период после принятия в 1991 году Таможенного кодекса СССР и Закона СССР «О таможенном тарифе» и вплоть до середины 1993 года в России таможенное дело во многом регулировалось названными выше союзными законами в части не противоречащей новому российскому таможенному законодательству.

Во-вторых, в этот период многие аспекты таможенного дела в РФ регламентировались соответствующими нормативными указами Президента и постановлениями Правительства, приказами, положениями и инструкциями ГТК. Некоторые из актов подчас были недолговечными, непоследовательными и противоречивыми, но «вакуума» в правовом регулировании таможенного дела не было, шел постепенный и сложный, но в то же время целенаправленный процесс формирования основ российского таможенного права.

При разработке таможенных кодексов СССР и Российской Федерации в 1990-1993 гг. и работе над совершенствованием Таможенного Кодекса РФ понятие "таможенная политика" было в центре внимания и становилось предметом неоднократного обсуждения учеными и руководящими работниками таможенного ведомства почти на всех научно-практических конференциях, посвященных проблематике таможенного дела. В результате были предложены следующие определения таможенной политики:

1. Таможенная политика - это выработанные государством экономические и административные меры: таможенные правила, методы и средства их применения в процессе регулирования движения товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурса на внутренний и внешний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики, наполнения государственного бюджета укрепления мирохозяйственных связей.

2. Таможенная политика - это осуществляемая государством система мер, правил и процедур, регулирующих движение товаров через таможенную границу в интересах национальной экономики.

3. Таможенная политика - это система государственных мер и таможенный инструмент, направленный на регулирование внешней торговли и на защиту экономических интересов государства.

4. Таможенная политика - это осуществляемая государством система экономических и административных мер, таможенных правил и процедур, регулирующих движение через таможенную границ товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов на внутренний и внешний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики. ее интеграции в мировую экономику наполнения доходов государственного бюджета.

5. Таможенная политика - это система экономических и административных мер, призванная содействовать, с одной стороны, гармоничному вхождению экономики России в сложившуюся систему мирохозяйственных связей, с другой стороны - гармоничному развитию внутренней экономики, в том числе средствами "разумного протекционизма".

6. Таможенная политика - это система экономических, юридических и организационных мер, направленных на защиту национальных интересов России.

7. Таможенная политика - это реализация экономической политики государства методами и средствами таможенного регулирования, неизменными составляющими которого являются таможенные платежи и таможенный контроль.

8. Таможенная политика - это совокупность мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, определяемых целями правительства в области национальной экономики, населения и территории страны.

9. Таможенная политика - это стратегическая линия государства, связанная с ввозом (вывозом) продукции.

10. Таможенная политика - это принципы поведения правительства в сфере таможенного дела, закрепленные в законодательных актах государства. Эти принципы касаются трех аспектов жизни страны:

создания условий для развития национальной экономики;

защиты населения и природной среды от импорта вредных и опасных товаров и отходов производства;

наполнения доходной части бюджета.

11. Таможенная политика есть разработка принципов, стратегических целей государственной политики, а также определенных методов, средств и форм (мер) их достижения через деятельность таможенных органов.

12. Таможенная политика - это определение стратегических целей и принципов общегосударственной политики и их реализация с помощью мер (методов, средств, форм), применяемых в таможенных органах.

13. Таможенная политика - это определенная, функционально присущая таможенным органам, деятельность в интересах государства.

14. Таможенная политика - это разработка и реализация законодательной основы, развитие структуры органов таможни с целью обеспечения оптимального регулирования внешней торговли материальными, трудовыми, интеллектуальными и другими ресурсами, извлечение максимальной налоговой прибыли, при соблюдении условий всесторонней защиты экономических, социальных и других интересов своего государства и учете интересов стран - торговых партнеров.

15. Таможенная политика - это выработанные государством экономические и административные меры, таможенные правила, методы и средства их применения в процессе регулирования движения товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов на внутренний и внешний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики, наполнения государственного бюджета, укрепления мирохозяйственных связен.

16. Таможенная политика - составная часть внутренней и внешней политики государства, комплекс мер, осуществляемых в целях обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, участия в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка, стимулирования развития национальной экономики.

17. Таможенная политика - это система политико-правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, направленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов в целях динамичного осуществления политических и социально-экономических преобразований в условиях формирования рыночных отношений.

3.2 Становление таможенной службы Российской Федерации

Становление таможенной службы РФ - неотъемлемая составная часть формирования российского государства и обеспечения его суверенитета. Правовой основой этого процесса стал Указ Президента РФ «О государственном таможенном комитете РСФСР».[21] Государственный таможенный комитет (ГТК) был создан как центральный таможенный орган России. На него возлагалась ответственность за реализацию таможенной политики республики, обеспечение соблюдения законодательства в таможенном деле, эффективное функционирование таможенных органов.

Деятельность ГТК России в эти годы осуществлялась в соответствии с Положением о ГТК России, утвержденным Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. N 2014[22] (в ред. Указа Президента РФ от 16.09.99 N 1235).

ГТК России решало возложенные на него задачи-функции как непосредственно, так и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, и иные учреждения, входящие в систему таможенных органов (таможенные лаборатории, подведомственные ГТК России учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и т.д.).[23]

Становление и обеспечение дееспособности системы таможенных органов непосредственно связаны с принятием в 1993 г. Закона РФ «О таможенном тарифе» и Таможенного кодекса РФ. Была создана российская правовая база осуществления таможенной политики и таможенного дела в новых условиях. Эти законодательные акты закрепили приоритет фискально - экономических, контрольных, правоохранительных и защитных функций таможенных органов. Они получили статус правоохранительных органов, полномочия на осуществление валютного контроля. С первых шагов своей деятельности таможенная служба России активно включилась международное сотрудничество по вопросам торгово-тарифной политики таможенного дела.

ГТК России расположился в здании на Комсомольской площади. Создание ГТК определило начало трудного этапа возрождения и становления российской таможенной службы (1991 - 1993 гг.). От бывшего союзного государства Россия унаследовала крайне усеченную и ослабленную сеть таможенных органов. На ее территории осталось лишь 20 процентов действующих таможен. Общая штатная численность таможенных работников в январе 1992 г. не превышала восьми тысяч человек. Кроме того, протяженность границ, подлежащих таможенному контролю, но не оформленных в соответствии с международными правовыми нормами и технически не оборудованными, увеличилась на 13,5 тыс. км. В таких условиях возрождение системы таможенных органов России пришлось начинать, прежде всего, с разработки новой концепции их роли и функций в государстве, системы регулирования внешнеэкономической деятельности.[24] Потребности становления рыночной экономики в стране и процессы либерализации внешнеэкономической деятельности диктовали задачи превращения таможенной службы в реально действующий инструмент таможенного регулирования, защиты экономических интересов и безопасности государства, исполнения доходной части федерального бюджета, освоения мировых стандартов таможенного дела. Для реализации этих задач требовалось обеспечить рациональное размещение таможен и их структурных подразделений в местах наибольшей концентрации товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и контролю. Новые идеи и подходы получили свое воплощение в программе развития таможенной службы на 1992 - 1995 гг., разработанной ГТК. Она определила приоритетное развертывание сети таможенных органов внутри страны, в крупных индустриальных центрах, а также пограничных таможенных постов и пунктов пропуска на новых участках границы. Предусматривались обеспечение таможенных органов и учреждений вычислительной техникой, программными продуктами, техническими средствами таможенного контроля и связи, а также другие меры улучшения организации и технологии осуществления таможенного дела.[25]

Намеченная программа в основном была выполнена. Об этом свидетельствовали как динамичный рост сети таможенных органов, так и глубокие качественные изменения ее состава.

Особенно результативными в этом плане были 1992 - 1993 гг.

Более чем в два раза увеличилось количество пограничных таможен. Это означает, что на большей части границы таможни и пункты пропуска были созданы заново.[26] На одну треть выросло число внутренних таможен. Значительно разветвлённее стала структура таможен за счет пятикратного увеличения количества таможенных постов. Быстрыми темпами росло число региональных таможенных управлений. За два года было создано восемь новых таких управлений. Территориально они создавались в соответствии со сложившимся делением страны на экономические регионы. В последующие годы новым звеном стали специализированные таможенные органы (оперативные таможни, акцизные посты и таможни и др.).[27] В результате за короткий срок была создана разветвленная сеть таможенных органов и учреждений России, обеспечивающих осуществление таможенного дела на новых границах и на всей территории России. За три года существования российской таможенной службы в доход государства было перечислено более 18,5 трлн. руб. (неденоминированных).

В 1991 г. Россия как правопреемница СССР стала членом международного Совета таможенного сотрудничества (СТО) - ныне Всемирной таможенной организации (ВТО). Она была избрана членом Политической комиссии и Финансового комитета этой организации. Приоритетным направлением деятельности российской таможенной службы стало всемерное содействие экономической интеграции государств - участников Содружества независимых государств (СНГ), сотрудничество с их таможенными службами.

ГТК России принял участие в разработке и реализации многосторонних межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве и взаимопомощи стран СНГ в таможенных делах. По его предложениям Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ, созданный в декабре 1993 г., принял ряд важных совместных документов по вопросам таможенного законодательства и унификации таможенных процедур. Таможенный кодекс содержал положения об атрибутах и символах таможенной службы, утверждаемых на государственном уровне.

8 июня 1993 года - приказом ГТК России был учрежден нагрудный знак «Отличник таможенной службы Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 года ГТК России было разрешено учредить нагрудный знак «Почетный таможенник России».

Важной вехой в развитии правовых основ таможенной деятельности стал Федеральный Закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», вступивший в действие 1 сентября 1997 г. Закон определил новые условия прохождения службы на контрактной основе, повысил ответственность и престиж человека в таможенной форме, утвердил Кодекс чести таможенника РФ и ритуал принятия Присяги сотрудника таможенного органа РФ. Было завершено формирование кадрового корпуса таможенной службы. На 1 января 2000 г. его численность составила 56 613 человек. 1999 год для таможенной службы отмечен реализацией значительных организационных и управленческих решений. Осуществлена кардинальная реорганизация структуры ГТК России. Его разросшиеся структурные подразделения были объединены в семь блоков: организационный, оперативный, экономический, правоохранительный, правовой, кадровый, тыловой. Основу их составили новые звенья в структуре ГТК - Главные управления, в которые перенесен центр тяжести организационно-управленческой работы. Эти меры позволили повысить статус структурных подразделений ГТК, непосредственно влияющих на собираемость таможенных платежей, повышение эффективности таможенного контроля и усиление борьбы с экономическими преступлениями. Была укреплена вся вертикаль управления. Повысилась роль ГТК России в совершенствовании и реализации таможенной политики. ГТК высказался за то, чтобы наряду с ужесточением таможенного контроля снизить до разумного предела ставки таможенных пошлин по некоторым товарным позициям и внес предложения, направленные на их оптимизацию, ликвидацию льгот на ввоз автотранспортных средств физическими лицами. В частности, было признано целесообразным предоставлять отечественным предпринимателям отсрочки по уплате таможенных платежей за ввоз технологического оборудования, которое находилось на таможенных складах. Это предложение было принято Правительством России и сыграло важную роль в поддержке отечественного производителя. ГТК совместно с Минторгом России выступил с инициативой создания десятизначной товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Принятое по этому вопросу решение Правительства России в начале 2000 года предусматривало также реконструкцию импортного таможенного тарифа. Вся эта работа была направлена на реализацию приоритетной функции таможенных органов - формирование доходной части федерального бюджета. К 2000 г. удалось обеспечить стабильность и равномерность в этой работе таможенных органов.[28]

В 2000 г. внешнеторговый оборот России по сравнению с 1999 г. увеличился на 32 процента и составил почти 137 млрд. долларов США. Экспорт вырос на 42 процента (до 103 млрд. долларов США). Таможенные органы собрали и перечислили в бюджет почти 359 млрд. руб. Если в 1999 г. каждый таможенник в среднем обеспечивал перечисление в бюджет 3,3 млн. руб., то в 2000 г. - 6,5 млн. руб. Основные усилия таможенных органов были сосредоточены на том, чтобы выявить и перекрыть существовавшие каналы ухода от уплаты таможенных платежей или уплаты их не в полном объеме. В конце 2000 г. был осуществлен перевод счетов таможенных органов на обслуживание в органы федерального казначейства. ГТК России начал внедрять новые технологии расчетов по таможенным платежам наличными денежными средствами, а также с применением микропроцессорных пластиковых таможенных карт.

В 1999 г. была разработана «Стратегия и основные направления деятельности ГТК России на 1999 - 2000 гг. по развитию и укреплению сотрудничества с зарубежными таможенными службами и международными организациями. Особенность этой программы в том, что она нацелена на активное развитие международного таможенного сотрудничества на региональном уровне. В целях повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотиков в сентябре 1999 г. был создан Северо-Западный кинологический центр. На него были возложены функции по организации и обеспечению кинологической деятельности таможенных органов, применению служебных собак для поиска наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ. Сделан заметный шаг в сторону либерализации таможенно-тарифной политики России. В качестве приоритетной задачи рассматривается вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Заключение

Таможенная политика является важнейшим компонентом внутренней и внешней политики Российского государства и направлена на наиболее эффективное использование инструментов таможенного права, таможенного регулирования и контроля товарообмена на конкретной территории, а также на участие в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка и стимулирование развития экономики в целом.

Российская Федерация постепенно выходит на новый уровень в ведении внешнеэкономической деятельности. Для сохранения суверенитета и осуществления экономических интересов РФ необходимо создать надежную структуру государственных органов и учреждений, которые будут осуществлять внешнеэкономическую политику государства. Таможенные органы РФ являются неотъемлемой частью экономической политики государства. Особенно важна их роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной. Это прямо относится к России: при таких масштабных переменах, происходивших в стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ. Задача таможенной системы состоит в том, чтобы состыковать новую экономическую систему России с системой мирохозяйственных связей и за счет этого дать импульс развитию внешнеэкономических связей. Одним из условий, для выполнения этой задачи является соответствующая постановка таможенного дела. И как следствие развитие правовой базы всего таможенного дела, унификации таможенных процедур на основе передового мирового опыта. Россия, будучи великой евроазиатской страной, имеет исключительно благоприятные перспективы интеграции в международную таможенную систему. Таможенные органы издают нормативные акты, которые способствуют улучшению ведения таможенной политики РФ, следят за выполнением прав и обязанностей сторон, участвующих в ведении внешнеэкономической деятельности, реализуют таможенную политику в целом, направляют свою деятельность на предотвращение ввоза контрабанды, следят за исполнением законодательства Российской Федерации, регулируют таможенную деятельность на местах и т.д. Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России, как это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля.

Имея давнюю историю, Россия стремилась повысить эффективность ведения таможенной политики государства. За прошедшие годы удалось многое изменить в таможенном законодательстве, подготовить и принять такие основополагающие для таможенного дела документы, как Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе ".

Нормы и положения, содержащиеся в этих документах, соответствуют мировым. Следовательно, создана правовая основа для деятельности российской таможенной службы, выработки механизмов осуществления внешнеэкономической деятельности, интегрирования России в мировое хозяйство, ее участие в развитии международной производственной кооперации.

Для того, чтобы сохранить экономические права государства, необходимо контролировать порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспорта. Существуют определенные товары, которые запрещены к ввозу на территорию РФ. В таможенном кодексе РФ представлены все основные положения, касающиеся ввоза и вывоза товаров через таможенную границу РФ. В случае несоблюдения, предусматриваются меры, влекущие за собой ответственность в соответствие с российским законодательством. Эффективная внешнеэкономическая деятельность способна обеспечить выход страны на передовые рубежи мировой экономики и науки, ее продвижение вперед по пути экономического прогресса. В связи с этим расширение экономических и научно-технических связей с зарубежными странами, использование возможностей взаимовыгодного международного разделения труда является важным направлением деятельности государства в современный период. Конкретные результаты этой деятельности в значительной мере реализуются через таможенное дело Российской Федерации.

В заключение хотелось бы отметить, что новые тенденции развития внешнеторгового регулирования и таможенного законодательства активно изучаются и анализируются учеными и практиками как на национальном уровне, так и на уровне интеграционных образований. Использование результатов таких исследований неизбежно приведет к максимально возможной гармонизации национальных таможенных систем, а сами национальные таможенные кодексы будут адоптированы к восприятию иностранного участника внешнеторговой деятельности и станут предельно понятны отечественным предпринимателям.

Список использованной литературы

1. Таможенный Кодекс таможенного союза от 01.07.2010 г.

2. Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (с изм. внесёнными Федеральным законом РФ от 21 июля 2005 года N 112-ФЗ)// НТЦ правовой информации "Система" Федерального агентства правительственной связи и информации.

3. Указ Президента РСФСР от 25 октября 1991 г. №161 «О государственном таможенном комитете РСФСР».

4. Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР».

5. Указ Президента РФ от 18 июля 1992 г. № 788 «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в РФ»

6. Указ Президента РФ от 25 октября 1994 г. № 2014 //СЗ РФ. 1994. N 27. Ст. 2855.

7. Таможенное дело России: сб. документов и материалов. Гос. тамож. ком. Рос. Федерации, Рос. тамож. акад. / под общ. ред. Н.М. Блинова. - М. : Юпапас, 2000.

8. Блинов Н.М. Таможенная политика России X – XX вв. М., 1997

9. Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. - М. Книжный мир, 1998.

10. Габричидзе Б.Н., Зотов В.Г. Таможенная служба в РФ. М., 2003.

11. Габричидзе Б.Н., Полетаев Д.М. Становление и развитие таможенной службы в советском государстве (1917-1991гг.) // Государство и право. № 10. 1992.

12. Габричидзе Б.Н., Суслов Н.А. Таможенные органы: правовой статус и пути его совершенствования //Государство и право. № 3. 1995.

13. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. М., 2008.

14. Дмитриев С.С. Пограничная служба в России 1857 года в первой половине 19 века // Пограничник. № 7. 1944.

15. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. М., 1995.

16. Коган М.В., Молчанова О.В. Таможенное дело. М: Издательство: Феникс, 2007.

17. Марков Л.Н. Очерки по истории Таможенной службы. Иркутск: Изд- во иркут. ун-та, 1987.

18. Таможенное право /Под общ. ред. Андриашина Х.А. изд. Юстицинформ, 2006.

19. Материалы официального сайта Федеральной Таможенной Службы: www.customs.ru.


[1] Таможенное право /Под общ. ред. Андриашина Х.А. изд. Юстицинформ, 2006.

[2] Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. М., 2008.

[3] Таможенный Кодекс таможенного союза от 01.07.2010 г.

[4] Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. М., 2008, с. 211.

[5] Таможенный Кодекс таможенного союза от 01.07.2010 г.

[6] Таможенное право /Под общ. ред. Андриашина Х.А. изд. Юстицинформ, 2006, с. 207.

[7] Таможенный Кодекс таможенного союза от 01.07.2010 г.

[8] Таможенный кодекс таможенного союза от 01.07.2010 г.

[9] Блинов Н.М. Таможенная политика России X – XX вв. М. 1997, с. 137.

[10] Габричидзе Б.Н., Зотов В.Г. Таможенная служба в РФ. М. 2003, С. 20

[11] Дмитриев С.С. Пограничная служба в России 1857 года в первой половине 19 века // Пограничник. № 7. 1944, с. 46.

[12] Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. Иркутск: Изд- во Иркут. ун-та, 1987, с. 65.

[13] Габричидзе Б.Н., Зотов В.Г. Таможенная служба в Российской Федерации. М. 2003, с. 60.

[14] Габричидзе Б.Н., Суслов Н.А. Таможенные органы: правовой статус и пути его совершенствования //Государство и право. № 3. 1995, с.25.

[15] Марков Л.Н. Очерки по истории Таможенной службы. Иркутск: Изд- во иркут. ун-та, 1987, с. 21.

[16] Габричидзе Б.Н., Полетаев Д.М. Становление и развитие таможенной службы в советском государстве (1917-1991гг.) // Государство и право. № 10. 1992, с. 28.

[17] Габричидзе Б.Н., Полетаев Д.М. Становление и развитие таможенной службы в советском государстве (1917-1991гг.) // Государство и право. № 10. 1992, с. 28.

[18] Марков Л.Н. Очерки по истории Таможенной службы. Иркутск: Изд- во иркут. ун-та, 1987, с. 60.

[19] Там же, с. 65

[20] Таможенное дело России: сб. документов и материалов. Гос. тамож. ком. Рос. Федерации, Рос. тамож. акад. / под общ. ред. Н.М. Блинова. - М. : Юпапас, 2000. С. 23-25

[21] Указ Президента РСФСР от 25 октября 1991 г. №161 «О государственном таможенном комитете РСФСР».

[22] СЗ РФ. 1994. N 27. Ст. 2855.

[23] Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. - М. Книжный мир, 1998, С. 24-68;

[24] Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР».

[25] Габричидзе Б.Н., Зотов В.Г. Таможенная служба в РФ. М., 2003, с. 93.

[26] Указ Президента РФ от 18 июля 1992 г. № 788 «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в РФ»

[27] Коган М.В., Молчанова О.В. Таможенное дело. М: Издательство: Феникс, 2007, с. 178.

[28] Материалы официального сайта Федеральной Таможенной Службы: www.customs.ru.