Реферат: Северо-западный экономический район 2

Название: Северо-западный экономический район 2
Раздел: Рефераты по географии
Тип: реферат

Содержание:

Введение.………………………………………………………………………...3

1. Экономико-географическое положение.…………………………………4

2. Природные условия и природные ресурсы.…………………………….6

3. Население и трудовые ресурсы.………………………………………….8

4. Отрасли специализации:

4.1. Машиностроение………………………………………………………10

4.2. Химическая промышленность……………………………………….11

4.3. Лесная и целлюлозообрабатывающая промышленность………12

4.4 Характеристика состояния иных отраслей…………………………13

5. Транспорт и экономические связи. ……………………………………..15

6. Внутрирегиональные различия района:

6.1 Санкт-Петербург………………………………………………………..16

6.2 Ленинградская область………………………………………………..18

6.3 Новгородская область………………………………………………....20

6.4 Псковская область………………………………………………..........21

7. Основные проблемы развития района………………………………….23

Заключение. ………………………………………………............................25

Приложение. ………………………………………………...........................26

Список используемой литературы………………………………………....27

Введение.

В Северо-западном районе, заселенном древними славянскими племенами,

получили развитие торговля и ремесла, в Санкт-Петербурге сосредоточились

международная торговля, промышленность и квалифицированные кадры, а

окраинное положение района способствовало развитию хозяйства. Все эти

причины сыграли определенную роль в формировании современного образа

района.

Район занимает одно из ведущих мест по уровню экономического развития,

по масштабам и разнообразию промышленного производства,

научно-исследовательской и проектно-конструкторской продукции,

подготовке высококвалифицированных специалистов народного хозяйства,

темпам формирования рыночных отношений, масштабам участия в

мирохозяйственных связях России.

Площадь Северо-Западного района составляет 1,15% территории России.

Район граничит с Финляндией, Латвией, Эстонией и Белоруссией и имеет

выход в Балтийское море.

Численность населения района на 01.01.2000 г составляла 7,9 млн.

чел. - 5,4% от всего населения РФ. Доля городского населения почти -

87%. Естественный прирост населения, на уровне 2000 г был кризисным -

резко отрицательным (-8 человек на 1000 жителей), достигавшим

максимальных отрицательных величин в Псковской и Новгородской областях

(-11,4 и -9,5 чел. на 1000 жителей).

В 2000 году в районе наблюдалась положительная миграция населения

(коэффициент +7 на 1000 жителей), выразившаяся также в превышении

численности прибывших в район над численностью выбывших на величину

около 35 тыс. чел. (в 1996 г. до 42 тыс. чел.). Абсолютная численность

населения района сокращается и по прогнозу на 2010 г составит 7,2 млн.

чел.

1.Экономико-географическое положение района

Северо-Западный район располагается в северной части Нечерноземной зоны

РФ, к северу от 57` с. ш., южная граница района проходит почти на 800 км

севернее границы США.

Самой яркой чертой Северо-Западного района является несоответствие между

исторической ролью района и весьма скромной территорией района. Это

несоответствие связано со следующими особенностями:

Расположение района на отшибе, удаленность от центра России.

Такое положение предотвратило район от татаро-монгольского ига. Как

известно, Новгород является колыбелью русской земли, заповедником

древнерусской истории и культуры.

Район резко выдвинут в сторону Европы. Здесь находятся Псков и

Новгород-Великий - самые знатные города, долгое время связанные с

Европейскими странами посредством торговли в составе Банзы

(средневековый союз прибалтов).

Приморское и приграничное положение района

Северо-Западный район уступает большинству экономических районов

Российской Федерации по численности населения и территории, поэтому его

называют районом одного города – Петербурга. В нем сосредоточено 59%

населения региона и 68% его городского населения.

Северо-Западный район расположен на Русской равнине. Климат в районе

морской, умеренно-континентальный. Воздух имеет высокую влажность,

почвы дерново-подзолистые.

Экономико-географическое положение Северо-запада ухудшилось после

распада СССР, поскольку произошло "сужение" выхода РФ к Балтийскому

морю, были нарушены экономические и транспортные связи с бывшим

Прибалтийским экономическим районом, превратившимся в суверенные страны

Балтии. Для компенсации потерь необходима интенсификация хозяйства

Северо- Запада, дополнительное развитие транспортный и рыночный

инфраструктуры, усиление межрегиональных связей, как по направлению

рынков Центральной России, других ее регионов, так и по направлению

рынков Северной и Западной Европы.

В отличие от сырьевого Севера Северо-Западный экономический район

является одним из индустриально развитых районов РФ и выполняет важную

роль Е формировании рынка, как крупнейший поставщик разнообразной

промышленной продукции, в первую, очередь, машиностроения, особенно

сложного наукоемкого. На долю региона к началу экономического кризиса

1990-х гг. приходилось около 90% производимых в России гидравлических

турбин и более 50% генераторов к турбинам. 18% дизелей, около 10%

тракторов, 15% крупных электрических машин, значительная часть судов,

тяжелых и уникальных станков, изделий радиоэлектроники, приборов)

средств автоматизации и различного оборудования, пятая часть всех

фосфатных удобрений и товаров бытовой химии, 12% серной кислоты, 11%

бумаги, 10-12% чулочно-носочных и трикотажных изделий, обуви. Ведущими

отраслями промышленной специализации здесь являются энергетическое,

тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение,

электроника, судостроение, а также производство фосфорных и азотных

удобрений, бумаги, целлюлозы, мебели, а также пищевой продукции.

Район беден природными ресурсами, за исключением лесных и водных.

Исключение составляют горючие сланцы, торф и сырьё для строительных

материалов. Доминирующие отрасли обрабатывающей промышленности

ориентируется на завоз сырья из других районов России, особенно из

Северного, откуда поступает основная масса топливных ресурсов, а также

проката черных металлов. В отраслях машиностроения производится более

четверти всей продукции региона. Выделяются отрасли транспортного

машиностроения, особенно судостроение, станкостроение, производство

энергетического и электротехнического оборудования, а также наукоемкие

отрасли точного машиностроения и приборостроения, в т.ч. электронная и

радиопромышленность - почти все предприятия

2. Природные условия и природные ресурсы

Нерудные ресурсы:

Район богат высококачественными огнеупорными глинами, имеющими хорошую

пластичность и исключительно высокую температуру плавление (до 1750):

Ленинградская область (Боровическое крупное месторождение – давно

эксплуатируется, залегание глин на небольшой глубине); большими запасами

чистых известняков, используемых в химической, целлюлозно-бумажной,

алюминиевой промышленности и сельском хозяйстве: Новгородская область

(Окуловское), Ленинградская область (Пикалевское, Сланцевское);

бокситами, являющимися важной сырьевой базой алюминиевой промышленности:

восток Ленинградской области; фосфоритами (содержание фосфорного

ангидрида в руде – 8,5%), имеющими экспортное значение: г. Кингисепп.

Лесные ресурсы:

Для промышленности района лесные ресурсы имеют небольшое значение.

Покрытость территории района лесом – 30%. Леса многослойные, лесистость

уменьшается с северо-востока на юго-запад. Эксплуатационные запасы

древесины не превышают 200 млн. куб. м., несмотря на значительную

лесистость района. Большая часть лесных массивов района изъята из

промышленного использования, так как находится в окрестностях крупных

городов и имеет большое водо-охранное и рекреационное значение.

Водные ресурсы:

Северо-Западный район обладает значительными водными ресурсами –

подземными и поверхностными. Реки многоводны (Нева, Нарва, Луга,

Волхов), имеют суммарный сток в средний год – 124 куб. м. В районе

имеется множество крупных озер – Ладожское, Чудское, Ильмень, Псковское.

Но, несмотря на обилие водных ресурсов, их неравномерное размещение по

территории района ограничивает развитие в ряде городов водоемких

производств.

Топливно-энергетические ресурсы:

Запасы топливно-энергетических ресурсов района малы – 6 млрд. Т.

условного топлива. Львиная доля ресурсов приходится на торф – 3 млрд.т.,

который используется в сельском хозяйстве и в качестве топлива для

электростанций. Месторождения разрабатываются вблизи крупных городов.

Район имеет запасы горючих сланцев – 1, 8млрд.т. – сырье для химической

промышленности и для сельского хозяйства.

Гидроэнергетические ресурсы:

Гидроэнергетические ресурсы составляют 11,5 млрд. Квт*ч. Но вовлечение в

промышленную эксплуатацию гидроэнергетических ресурсов затруднено из-за

равнинного и низменного характера рельефа, преобладающего в бассейнах

основных рек Северо-запада. От полного запаса энергии рек вырабатывается

41, 2% энергии ежегодно. Значительная часть экономически эффективных

гидроэнергоресурсов уже освоена в настоящее время.

Сельскохозяйственные угодья:

По причине сложных почвенно-климатических условий и больших затрат на

окультуривание почв сельскохозяйственные угодья слабо распаханы

занимают всего лишь 18% территории района. Они имеют почвенную

неоднородность, удаленность отдельных участков от хозяйственных центров,

значительную разбросанность. Возможность использования

сельскохозяйственных угодий ограничивает обилие валунов, высокой степени

заболоченности и закустаренности земель. Обширные площади сенокосов,

пастбищ, высокопродуктивных лугов и других кормовых угодий имеют большое

значение для развития животноводства в районе.

Рекреационные ресурсы:

Северо-Западный район обладает уникальными рекреационными ресурсами:

выдающиеся памятники истории и архитектуры сочетаются с ценными для

организации зон отдыха и туризма природными ландшафтами. Зоны отдыха на

Карельском перешейке, Валдайской возвышенности, на побережье Финского

залива и Старорусский курорт имеют общероссийское значение. Всемирно

известны сеть дворцово-парковых ансамблей вокруг Санкт-Петербурга,

Пушкинский заповедник, города-музеи Новгород и Псков.

Необходимо заметить, что природно-ресурсный потенциал Северо-Западного

района позволяет использовать сочетание экстенсивных и интенсивных

методов экономического роста в течение реально обозримого периода. Кроме

Санкт-Петербурга, где полностью исчерпали себя возможности экстенсивного

развития.

3. Население и трудовые ресурсы.

Заселенность территории района.

Численность населения Северо-Западного района составляет 7722 тыс. чел.

Средняя плотность население колеблется от 75 человек на кв.км. в

Ленинградской области, без Санкт-Петербурга, до 13 чел в Новгородской

области.

По уровню урбанизации район занимает одно из первых мест: в городах

сосредоточено более 75% населения. Санкт-Петербург – второй по

численности населения город в России – здесь проживает 4800000 чел.

Людность сельского поселения мала – примерно 100 человек.

По темпам роста численности населения Северо-Западный район долгое время

отставал от других районов из-за Великой Отечественной войны.

Таблица 1: Заселенность територий района, %

Санкт-

ПетербургЛенинградс. ОбластьПсковская

областьНовгородск.

ОбластьГородское население10066,164,370,5Жители поселков и

ПГТ10080,438,245

Динамика населения района.

Северо-запад отличается низким естественным приростом населения, поэтому

миграционный прирост играет главную роль в увеличении численности

населения района. Численность городского населения растет за счет

административных преобразований и роста наиболее крупных городов. В

динамике численности населения присутствуют и внутрирегиональные

различия: для Ленинградской области основной источник прироста населения

– приток из Псковской и Новгородской областей, а также из других

экономических районов. А для областей района характерны низкая

рождаемость населения и постоянный отток населения в столицу. Но в

последнее время наметилась тенденция стабилизации численности жителей

этих областей. В настоящее время наметилась реэмиграция населения в

сельскую местность в связи с ухудшением экономического положения и

притока беженцев и вынужденных переселенцев.

Таблица 2: Естественный прирост населения, на 1000 человек

Санкт-

ПетербургЛенинградс. ОбластьПсковская

ОбластьНовгородск.

ОбластьСмертность на 1000 чел.15,818,120,719,6Рождаем-сть на 1000

чел.77,27,77,9

Население района многонационально. Но основу составляет русское

население.

Таблица 3: Этнический состав населения,%

Санкт-

ПетербургЛенинградс. ОбластьПсковская

ОбластьНовгородск.

ОбластьДоля пришельцев42,554817,221,12Дола коренн.

Населения87,258,660,263,9Доля русских88,989,894,894,5

Трудовые ресурсы, рынок труда

Северо-Западный район имеет самые высокие показатели занятости

трудоспособного населения в России, особенно в крупных городах. Это

обусловлено тем, что все субъекты РФ, которые входят в район имеют

предпосылки для развития малого бизнеса и для его развития используются

специальные программы. Занятость населения в личных и домашних подсобных

хозяйствах низкая и обладает низкой трудовой мобильностью, а

значительная часть сельского населения занята в несельскохозяйственных

отраслях, промышленности и транспорте. В последнее время безработица

приобрела повсеместный характер.

Таблица 4: Занятость населения

Санкт-

ПетербургЛенинградс. ОбластьПсковская

ОбластьНовгородск.

ОбластьЧисленность населения4,71,680,810,74Экономич-ки

Активное

Население2,60,760,370,36Численность

занятых2,330,670,300,30

4. Отрасли специализации.

Северо-Западный район специализируется на производстве промышленной

продукции, которая требует глубокой специализации в сочетании с

многочисленными и многообразными связями по внутри- и межотраслевому

производственному кооперированию и квалифицированного труда.

4.1. Машиностроение.

Ведущая роль в специализации принадлежит машиностроительному комплексу:

Машиностроительный комплекс – многопрофильный. Исторически развивается

без наличия металлургической базы тяжелое машиностроение. Пик развития

машиностроительного комплекса пришелся на 30-е годы – 40% машиностроения

дает Санкт-Петербургский промышленный узел. Машиностроение отличается

большой потребностью в труде массовых профессий (энергетика, сельское

хозяйство, полиграфическое машиностроение), предприятия машиностроения,

ориентированные на высококвалифицированные трудовые кадры, металлоемкие

(радиоэлектроника, приборостроение, электроника).

Машиностроение в Северо-западном районе имеет следующие стадии:

Производство корпусов машин

Производство узлов и деталей, запчастей

Чугунное и стальное литье

Сборка

Ведущие отрасли машиностроения:

- судостроение

Электротехническое машиностроение

- энергетическое машиностроение

Тракторное машиностроение

Сельскохозяйственное машиностроение

Приборостроение

Станкостроение

Электронная промышленность

Основная часть машиностроительных предприятий сосредоточена в

Санкт-Петербурге и Ленинградской области. На базе большинства

предприятий созданы производственные объединения. Крупнейшими

машиностроительными предприятиями являются завод «Электросила»

(производство мощных генераторов для тепловых и гидравлических

электростанций, Кировский завод (производство мощных тракторов),

Адмиралтейский и Выборгский заводы (уникальные суда, рыболовные суда,

танкеры), Невский металлургический завод (штучные, малосерийные машины,

оборудование для АЭС, мощные экскаваторы). объединение «ЛОМО»

(оптико-механическая продукция), «Светлана» (электронное оборудование),

а также станкостроительные объединения, заводы точного машиностроения,

радиоэлектроники, вычислительной техники и приборостроения.

4.2. Химическая промышленность

Значительная роль в специализации района принадлежит химическому

комплексу: Нефтегазохимический комплекс представлен в районе верхними

этажами нефтехимического производства, включая переработку сланцев, и

зависит от ввоза сырья из других районов.

Большое развитие в районе получило производство:

- резинотехнических изделий

- шин

- синтетических смол

- удобрений

- пластмасс

- лакокрасочных изделий

- кислот

- реактивов

- химико-фармацевтических препаратов

Горнохимический комплекс расположен вблизи добычи районов добычи и имеет

также отдельные цеха на Волховском и Кингисеппском заводе.

Производство фосфорных удобрений сосредоточено в Волхове и

Санкт-Петербурге, производство фосфоритной муки на основе местных

фосфоритов в Кингисеппе, производство азотных удобрений с

использованием природного газа на Новгородском комбинате, производство

двойного суперфосфата на Волховском комбинате, производство шин,

резиновой обуви и других резинотехнических изделий на объединении

“Красный треугольник”, переработка сланцев в г. Сланцы. Перспективна

для развития синтетическая химия в силу того, что ее продукция

высокотранспортабельна. В целом химическая промышленность имеет

тенденции к сокращению особенно вредных в экологическом отношении

производств.

4.3. Лесная и целлюлозообрабатывающая промышленность

Получил развитие в районе лесной комплекс. Потребности комплекса в

древесине покрываются как местными лесозаготовками, так и в значительной

мере сырьем Карелии и других районов Севера.

Он представлен всеми стадиями:

- заготовка

- лесопиление

- деревообработка

- переработка древесины

и производит:

- пиломатериалы

- фанеру

- древесно-волокнистые плиты

- мебель

- бумагу и т.д.

Производства лесного комплекса сосредоточены во всех областях района,

но по большей части в Ленинградской области и Санкт-Петербурге.

Крупнейшими комбинатами целлюлозно-бумажной промышленности являются

Светлогорский, Советский, Приозерский, расположенные на Карельском

перешейке. Основным направлением развития лесного комплекса являются

глубокая переработка древесины, повышение качества ее продукции,

восстановление лесных массивов.

Современная специализация Северо-западного района обусловлена, прежде

всего, наличием в регионе крупнейшего промышленного центра –

Санкт-Петербурга и во многом определяет темпы научно-технического

прогресса во всех отраслях народного хозяйства России.

Ведущее место в комплексе отраслей легкой промышленности занимает

текстильная, фарфорофаянсовая, кожевенно-обувная промышленность.

4.4 Характеристика состояния иных отраслей

Текстильная промышленность

Развитию текстильной промышленности в районе способстовало приморское

положение, дающее возможность импорта, большая потребность района в

тканях и сосредоточение в Санкт-Петербурге высококвалифицированных

кадров. До 90-х годов предприятия тексильной промышленности работали на

сырье из Средней Азии и Египта. В районе развито ткачество, отделка,

швейная промышленность. Льняная промышленность развита в Пскове

(Великолукский завод), обувная промышленность в Санкт-Петербурге,

фарфоро-фаянсовая промышленность в Новгородской области.

Индустриально-строительный комплекс

В районе также получил развитие индустриально-строительный комплекс,

представленный стекольной промышленностью, производством железобетонных

изделий и конструкций и других строительных материалов. Предприятия

индустриально-строительного комплекса расположены во всех крупных

городах района.

Топливно-энергетический комплекс

Основная часть топливно-энергетического комплекса –

теплоэлектростанции., которые работают на привозном топливе – Печорском

и Донецком. В энергетическом балансе района приобретает значение атомная

энергетика (Сосновоборская АЭС), газоснабжение.

Нефть поставляется из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и

обрабатывается на нефтеперерабатывающих заводах.

Роль ГЭС в районе невелика, станции работают лишь в пиковом режиме

(Волховская ГЭС). Для снятия пиковых нагрузок приобретают значение

гидроаккумулирующие станции и газотурбинные теплофикационные установки

–ГТУ.

Энергетика района развивается относительно быстрыми темпами несмотря на

слабую базу.

Металлургический комплекс

Почти весть материал для производства металла, конструкционного литья,

проката, стальных и чугунных труб, крепежных изделий, проволоки

привозится из других районов. Район обеспечен этими изделиями частично.

Развитие цветной металлургии сдерживается бедностью сырьевой базы и

напряженностью топливно-энергетического баланса. Добыча и первичная

обработка цветных металлов (прежде всего меди и никеля) сосредоточена в

Мурманской области, а переработка в Ленинградской области. Глиноземные

заводы располагаются в Тихвине, Пикалеве. Волхове. Имеет место

производство аллюминия в Ленинградской области, прокат никеля и меди.

Предприятия огнеупорных материалов работают на местном сырье. Развитие

отраслей металлургии требует решения проблем охраны окружающей среды,

повышения надежности работы нейтрализационных установок биологической

очистки, внедрения новых способов электротехнической очистки.

Агропромышленный комплекс

Сельское хозяйство занимает центральное место в АПК района и имеет

подчиненную роль промышленности. Главная роль сельского хозяйства –

удовлетворение потребности своего населения и легкой промышленности в

сырье. Это обусловило территориальную организацию сельского хозяйства:

вблизи городов сконцентрированы молочные, свиноводческие, птицеводческие

и овощные хозяйства, а в пригородных зонах – картофелеводство,

льноводство (Псковская и Новгородская область). Основные доля посевов

зерновых культур (льноводство) и животноводства приходится на Псковскую

область.

До революции в сельском хозяйстве района значительную роль играло

производство скоропортящихся овощей и фруктов, мясопродукции, свеже- и

кисломолочной продукции, а также производство серых хлебов – ржи, ячменя

и овса.

В АПК Северо-западного района рост производства связан с:

- укреплением межрегиональных связей

- развитием предпринимательства на селе

- многообразием форм собственности

- созданием сети перерабатывающих предприятий малого и среднего бизнеса.

5. Транспорт и экономические связи.

Район владеет всеми видами современного транспорта. На долю района

приходится значительная часть речных и морских перевозок.

Санкт-Петербург – 1 из крупнейших портов страны, но перспективы

дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он находится “в

теле” крупного города. Расчетная мощность Петербургского порта после его

расширения составляет 25-30 млн. т. грузооборота в год, что не

удовлетворяет потребности России в Северо-западном районе (100-120 млн.

т.). В связи с этим предполагается расширение уже существующих портов в

Выборге и Высоцке, и строительство новых крупных портов в устье р. Луки

и в районе г. Ломоносова. Основной вид транспорта – железнодорожный,

плотность железнодорожной сети велика: от Санкт-Петербурга берут начало

12 направлений дорог на Москву, Урал, Беларусь и Украину. Транспорт

играет важную роль в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьем

и топливом. Вывозится продукция машиностроения, химической,

деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а ввозятся

топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, продовольствие и

стройматериалы. Доля ввоза преобладает над вывозом, что является

следствием специализации района на обрабатывающей промышленности.

Особое значение железные дороги имеют потому, что соединяют практически

всю Россию с Балтикой. В настоящее время в районе намечается

строительство высокоскоростной магистрали “Москва-Скандинавия” через

Санкт-Петербург и модернизация Октябрьской магистрали. Планируется

сооружение кольцевой автомобильной магистрали вокруг Петербурга,

создание нового аэропорта и реконструкция старого (Пулково). В последние

годы получил развитие трубопроводный транспорт (Введен трубопровод

“Сияние Севера”, планируется сооружение трубопровода от Киришского НПЗ).

Наиболее тесные связи сложились с Северным районом. Развиты

экономические связи с Центральным районом.

6. Внутрирегиональные различия района

6.1 Санкт-Петербург

Санкт-Петербург - город федерального значения, важнейший после Москвы

промышленный, культурный и научный центр, крупнейший транспортный узел br>страны, морской и речной порт.

Санкт-Петербург был основан 27 мая (по новому стилю) 1703 года как

крепость, вокруг которой и близ домика Петра Первого начал формироваться

город. С августа 1914 года он назывался Петроград, с января 1924 года -

Ленинград. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 сентября 1991

года городу возвращено его первоначальное наименование -

Санкт-Петербург.

Город расположен в самой восточной оконечности Финского залива в устье

реки Невы, на островах ее дельты. Главная водная артерия города - река

Нева, ее протяженность в черте города - 32 км, общая протяженность - 74

км. По обилию вод городу принадлежит одно из первых мест в мире - в

пределах его границ насчитывается 40 рек, рукавов, каналов общей

протяженностью более 200 км. В черте города находится более 100

водоемов. Водная поверхность занимает более 10% площади

Санкт-Петербурга. Расстояние от Санкт-Петербурга до Москвы - 651 км.

Территория Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 85,9 тыс. км2,

плотность населения - 75,4 человека на 1 км2.

Санкт-Петербург занимает четвертое место в Европе по численности

населения (после Лондона, Москвы и Парижа). В нем проживает 4,8 млн.

человек. На территории города проживает (по переписи 1989 г.) население

более 120 национальностей. Основная часть населения - русские (89,1%).

Здесь живут также украинцы (1,9%), евреи (2,1%), белорусы (1,9%), татары

(0,9%) и др. Санкт-Петербург разделен на 13 административных районов.

Кроме того, в его подчинении находятся 8 городов: Колпи-но, Кронштадт,

Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Сестрорецк и Зеленогорск.

Средний возраст населения - 38,5 года.

Санкт-Петербург - важнейший культурный и научный центр. Здесь находятся

всемирно известный Эрмитаж, Исаакиевский собор, ансамбль Дворцовой

площади, Академия художеств, Александро-Невская лавра, Биржа на Стрелке

Васильевского острова и другие шедевры архитектуры.

Российская наука организационно сложилась на берегах Невы. Именно здесь

была основана Российская Академия Наук и только в 1934 г. ее штаб был

перенесен в Москву.

Санкт-Петербург является и крупным центром образования. В городе

действует более 40 высших учебных заведений и более 80 - средних

специальных.

Отраслевая структура промышленности весьма многообразна: машиностроение,

судостроение, электротехника, атомная энергетика, легкая промышленность.

Возросла роль города как транспортного центра. Это единственный крупный

морской порт России на европейском направлении.

6.2. Ленинградская область

Ленинградская область образована 1 августа 1927 года из 5 губерний -

Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской и Череповецкой. С

1935 по 1940 год граница области изменялась еще четыре раза. В

современных границах Ленинградская область оформилась в ноябре 1944

года, когда из ее состава вышли территории, на которых были образованы

Новгородская и Псковская области, а вошли три района Карело-Финской ССР

и территория, ранее принадлежавшая по Тартусскому договору 1920 года

Эстонии. Расстояние от областного центра - Санкт-Петербурга до Москвы -

651 км.

Территория Ленинградской области и Санкт-Петербурга - 85,9 тыс. км2,

плотность населения -75,4 человека на 1 км2. На начало 1996 г. в области

проживало 1,7 млн. человек. На территории области проживает (по переписи

1989 г.) население около 70 национальностей. Основная часть населения -

русские (90,9%). Здесь живут также украинцы (3%), белорусы (2%), финны

(0,7%), татары (0,5%), вепсы (0,3%), и др.

Средний возраст населения - 37,3 года.

На территории области расположено 29 городов.

Из запасов полезных ископаемых наибольшее значение имеют торф, бокситы,

горючие сланцы и фосфориты, гранит, диабаз, известняки.

На территории области находятся самые крупные озера Европы - Ладожское и

Онежское и более 1800 мелких озер. Главная река области - Луга.

Ленинградская область отличается развитой промышленностью, на долю

которой приходится большая часть общего объема прибыли, получаемой от

всех видов хозяйственной деятельности. Основными отраслями являются

топливная промышленность, электроэнергетика, машиностроение, лесная,

деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Свыше 85%

продукции, выпускаемой предприятиями Ленинградской области, приходится

на продукцию производственно-технического назначения. На территории

области размещается одна из 9 российских атомных станций.

Сельское хозяйство области носит пригородный характер и специализируется

на мясо-молочном животноводстве, птицеводстве и овощеводстве. Ведущей

отраслью является животноводство, на его долю приходится около 75%

общего объема сельскохозяйственного производства области.

В области сравнительно развиты железнодорожные и автомобильные

коммуникации, внутренние судоходные пути. Посредством трех отделений

Октябрьской железной дороги (Санкт-Петербургское, Витебское,

Волховстроевское) осуществляется связь области с другими регионами

России, зарубежными странами.

6.3. Новгородская область

Новгородская область образована 5 июля 1944 года.

Территория области - 55,3 тыс. км2. Численность населения на начало 1996

г. составила 742,6 тыс. человек, из которых 526,6 тыс. (70,9%) проживали

в городских поселениях, 216,0 тыс. (29,1%) - в сельской местности.

Плотность населения - 13,4 человека на 1 км2. На территории области

проживает (по переписи 1989 г.) население более 60 национальностей.

Основная часть населения - русские (94,7%).3десь живут также украинцы

(1,9%), белорусы (0,9%), цыгане (0,4%), татары (0,3%) и др. Средний

возраст населения 38,1 года. В составе области 21 район, 10 городов, 22

поселка городского типа, 272 сельсовета.

Область располагает уникальным природным потенциалом: 3615 тыс. га

заняты реками и 543 тыс. га - болотами, на ее территории расположено

озеро Ильмень, река Волхов, минеральные источники, лечебные грязи,

радоновые источники.

Основное богатство области - лес. Почти неограниченные возможности

имеются в увеличении добычи торфа.

Административным и индустриальным центром области является город

Новгород. Ведущие направления развития города - туризм и

радиоэлектронная промышленность.

Основной объем валовой продукции области (87%) создается в отраслях

материального производства, в том числе в промышленности - 48%,

строительстве -11, сельском хозяйстве -10, торговле - 5%.

Основные отрасли промышленности: химическая, машиностроение и

металлообработка, электроэнергетика.

Площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях хозяйств

составляет 838,9 тыс. га, из них 511,5 тыс. га (61%) - пашня. В области

развиты растениеводство, в частности льноводство, молочное скотоводство.

Основным видом транспорта в области является автомобильный,

железнодорожный транспорт занимает 8% в объеме перевозок пассажиров и

26% в объеме перевозок грузов. Авиарейсы на постоянной основе

осуществляются с Москвой.

В области развита дорожно-транспортная инфраструктура. Протяженность

автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные)

составляет 9,7 тыс. км (95% от общей протяженности). Эксплуатационная

длина железных дорог общего пользования -1,2 тыс. км.

Псковская область

Псковская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР 23

августа 1944 года. Протяженность территории с севера на юг 380 км, с

запада на восток 260 км. Расстояние от Пскова до Москвы - 689 км.

Территория области - 55,3 тыс. км2 (0,3% территории Российской

Федерации), из которых 2,1 тыс. км2 приходится на озера.

Численность населения на 1 января 1996 года составляла 832,3 тыс.

человек (0,6% населения России). Плотность населения - 15,1 человека на

1 км2. На территории области проживает (по переписи 1989 г.) население

более 60 национальностей. Основная часть населения - русские (94,3%).

Здесь живут также украинцы (1,8%), белорусы (1,5%), цыгане (0,4%),

эстонцы (0,3%), евреи (0,2%) и др. Средний возраст населения 38,8 года.

Всего в области 14 городов. Наиболее крупные из них: областной центр г.

Псков (207,1 тыс. человек), г. Великие Луки (116,2 тыс.), г. Остров

(29,9 тыс.).

Основные природные ресурсы области: лес (общие запасы 310 млн. м3),

торф, песок, бутовый камень.

Основные отрасли промышленности: электроэнергетика, машиностроение,

пищевая. Две трети производства промышленной продукции сосредоточено в

крупных городах области: Пскове, Великих Луках, Острове. Среди районов

Российской Федерации значительна доля области в производстве

электродвигателей малой мощности.

Земли сельскохозяйственного назначения составляют 28% всех земель

области, из них пашня занимает 57%. В сельском хозяйстве преобладает

молочное животноводство, развито льноводство, на севере области -

рыболовство.

На долю сельскохозяйственных предприятий, сохранивших государственную

форму собственности, приходится 3% угодий. Остальное принадлежит

товариществам и акционерным обществам различных типов, ассоциациям

крестьянских хозяйств и др.

В области развита транспортная инфраструктура. Эксплуатационная длина

железнодорожных путей общего пользования - 1,1 тыс. км, протяженность

автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные) - 12,3

тыс. км (92% от общей протяженности). Речной порт ежегодно

перерабатывает 313 тыс. т строительного песка.

С декабря 1994 года аэропорт г. Пскова приобрел статус международного. В

настоящее время область связана воздушными линиями с 4 городами России.

7. Основные проблемы развития района

Высокая освоенность территории Северо-Западного района обусловила

значительную антропогенную нагрузку на природную среду, что требует

расширения природоохранительных мероприятий. Интенсивное водопотребление

создало во многих городах района дефицит водных ресурсов. Хозяйственные

выбросы и стоки привели к загрязнению рек и воздушного бассейна.

В настоящее время в районе большое внимание уделяется вопросам охраны

окружающей среды, проводятся природоохранные мероприятия.

Таблица 5: Экологические показатели

Санкт-

ПетербургЛенинград.

ОбластьПсковская

ОбластьНовгородск.

ОбластьСброс загр-й

В сточ. Воды

2000г.1562,9518,290,4130,1Сброс загр-й

В сточ. Воды

2000г.1336,1368,0175,28111,75Выброс в атмосферу загр-ний от

Стац. Ис-ков

2000г.159,456541,377,5Выброс в атмосферу загр-ний от

Стац. Ис-ков

2000г.70,8247,51851Доля экол-х

Преступл-ий

2000г.556134В настоящее время сельское хозяйство региона осталось

практически без государственной поддержки, в том числе без достаточной

поддержки региональных органов государственной власти. Развитие

товарного индивидуального хозяйства нереально при достигнутом уровне

производительности сельскохозяйственного труда, если не будет оказана

долгосрочная значительная государственная помощь, которая позволит

создать в районе реальное фермерство. Развитие сельского хозяйства в

Северо-Западном районе должно осуществляться на основе его всесторонней

интенсификации учетом местных природных условий, сельского расселения,

инженерной и транспортной инфраструктуры и др. Для района может

оказаться эффективным товарное крестьянское хозяйство ( в т.ч.

разнообразные товарищества, кооперативы).

В связи с тем, что в настоящее время район стал практически

единственным выходом России в западную сферу мирового рынка, выяснилось,

что этот выход недостаточно обустроен для этой цели. Сформировать

полноценный морской выход России в Европу – это задача не только для

Ленинградской области и Санкт-Петербурга, но и для всей России.

Для высвобождения ресурсов для создания и развития Северо-Западной

контактной зоны необходимо решить задачи:

Целенаправленное и последовательное ослабление индустриального крена в

экономике не только Петербурга, но и Ленинградской и Новгородской

областей.

Стимулирование развития ряда относительно тех отраслей хозяйства,

которые являются или могут стать конкурентоспособными в условиях

рыночной экономики.

Обеспечение на современном уровне и в нужных масштабах развития всей

региональной инфраструктуры.

Ускорение развития ряда относительно новых отраслей экономики региона,

способных играть роль «локомотива».

Необходимо всестороннее развитие непроизводственной сферы. При

решении этой проблемы необходимо осмыслить социально-экономическую

функцию этой сферы. Ряд отраслей непроизводственной сферы могут стать

реальными отраслями региональной специализации, и кроме того,

непроизводственная сфера является полем для развития малого и среднего

бизнеса.

Важнейшие направления экономического и социального развития Северо-Западного экономического района в условиях перехода к рынку в

значительной мере определяются решением таких приоритетных задач, как

конверсия предприятий оборонного комплекса, развитие отечественного и

международного туризма, увеличение пропускной способности транспорта, в

первую очередь морского, создание современной инфраструктуры связи.

Заключение.

Северо-Западный район переживает экономический кризис. Спад

промышленного производства здесь в 1991-1997 г.г. составил: до 89% в

Псковской области, 50% в Санкт-Петербурге.

Развитие кризиса связано: с высоким удельным весом предприятий

военно-промышленного комплекса, потерявшего значительную часть

государственного заказа; нарушением хозяйственных связей с бывшими

прибалтийскими республиками; несоответствием крупной энерго- металло- и

материало-ёмкой производственной базы отсутствию денных природных

ресурсов, недостаточным развитием социальной инфраструктуры.

Социальные аспекты кризиса выражаются в высоком уровне безработицы

(более 5,5% экономически активного населения), миграционном притоке

русскоязычного населения из стран Балтии.

Одним из наиболее депрессивных в РФ регионов до последнего времени

оставалась Псковская область, где зафиксированы рекордные в России

показатели спада промышленного производства, а также естественной убыли

населения.

Проблемы, которые необходимо в первую очередь решать в регионе

следующие:

развитие конверсии оборонного производства;

усиление связей с другими регионами России и зарубежными странами, за

счет реконструкции и технического перевооружения специализирующих

производств, морских портов, железных и автомобильных дорог;

реструктуризация промышленности путем сдерживания материалоёмких и

энергоёмких отраслей, в пользу производства наукоемкой продукции к

товаров народного потребления;

улучшение экологической обстановки;

развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса;

развитие туризма.

По состоянию на 1998 г. инвестиционный климат в Северо- Западном

экономическом районе оценивался экспертами, как имеющий максимальный

потенциал и минимальный риск в г. Санкт-Петербурге, при наличии

пониженного и низкого потенциала и умеренного риска в Ленинградской,

Новгородской и Псковской областях.

Список используемой литературы:

1. Кистанов В.В. , Копылов Н.В. Региональная экономика России:

учебник.-М., 2002

2. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально-экономическая

география России: Учебник. – М.: Гардарики,2001

3. М.К. Сидоров. Социально-экономическая география и регионалистика

России. Учебник-атлас. –Москва: ИНФРА-М, 2002.

4. Региональная экономика: учеб.пособие/под ред.М.В.Степанова М.,-2000

5. Региональная экономика: учеб.пособие для вузов/ Т.Г.Морозова, М.П.

Победина, Г.Ю. Поляк и др.; под ред.проф. Т.Г. Морозовой.- М.,2000