Реферат: Усадьба Райки

Название: Усадьба Райки
Раздел: Рефераты по москвоведению
Тип: реферат

Деревня Райки расположена на Стромынской дороге, на берегу Клязьмы, недалеко от Биокомбината и поселка Свердловского, в очень живописных местах. Недаром существует легенда, объясняющая, почему селение, называвшееся когда-то Иванковом, получило другое имя. Будто бы императрица Екатерина II, однажды приехав сюда, с восторгом воскликнула: "Райское место!". Сельцо Райково Сельцо Райково (Райки) в 1811 г. принадлежало кригс-комиссару Петру Ивановичу Давыдову и Александру Михайловичу Давыдову. Числились там три двора и 33 крестьянина. В 1852 г. им владел Аггей Абаза, крупный помещик и сахарозаводчик, правнук Ильи Андреевича Абазы, молдавского боярина, принявшего русское подданство в 1711 г. вместе с господарем Валахии Дмитрием Кантемиром.

После отмены крепостного права эту усадьбу вместе с гребневской купили купцы Кондрашевы из Фрязина. С 1890 г. Райки это — "дачная местность при сельце Райках в усадьбе Кондрашевых почетных граждан братьев Максима и Федора Ивановича Кондрашевых", затем у золотопромышленника Ивана Игнатьевича Некрасова. Легенда По легенде, увидев бывшее сельцо Иванково, проезжавшая здесь императрица Екатерина II, назвала его райским местом. С тех пор, яко бы и стало называться оно Райково или Райки. Как известно это далеко не единственный рай на земле, было ещё, и существует доныне Рай-Семёновское в Серпуховском уезде, и Знаменское-Раек в Тверском краю… Первые владельцы усадьбы Первыми известными владельцами этого уголка "вечного блаженства" в 1811 г. числились господа П.И. и А.М. Давыдовы, в 1852 г. помещик Аггей Абаза, с 1890 г. "шелковые" фабриканты Кондрашевы, и далее золотопромышленник И.И. Некрасов. Строительство усадьбы На рубеже XIX-XX веков возведены усадебные постройки по проекту московского архитектора Л. Н. Кекушева. В 1899 г. в селении было 33 двора с 159 жителями. Крестьяне имели 153 десятины земли (пашни — 68, покосов — 52, леса — 21), 19 лошадей и 37 коров. Из промыслов главным было шелкоткачество и размотка нитей — на дому работали 2 мужчин и 31 женщина на стороне — 41 мужчин и 13 женщина. Летом 1915 года в связи с женитьбой сына Некрасовых Николая Ивановича на Ольге Ивановне Морозовой (внучке Викулы Морозова) родители дарят ему "Райки", и он продает усадьбу Сергею Ивановичу Четверикову, директору Городищенской фабрики, имевшему свою усадьбу в соседнем Кашинцеве (совр. пос. Биокомбината).

Именно для Некрасова архитектором Львом Николаевичем Кекушевым на рубеже XIX-XX веков в Райках создаётся ряд интереснейших построек в стиле модерн. Это главный дом с восьмигранной башенкой (сгорел в 1996 г.), жилой дом в парке, и так называемый Американский или фахверковый домик. Все постройки деревянные, разнохарактерные, с яркой индивидуальностью. Особенно в этом смысле примечателен фахверковый домик, более похожий на американский коттедж. Компактный в плане и симметричный, двухэтажный дом с мансардой имел самый ограниченный набор помещений: кабинет, буфет, столовая, гостиная, детские и спальня; дом был функционально продуман до мелочей. Деревянный каркас, утеплённый войлоком, и голландские печи позволяли в нём жить не только летом, но и зимой. Полукруглый и прямоугольный выступы по центрам фасадов, наружная отделка из естественного камня - мрамора и высокая кровля из марсельской черепицы, придавали ему романтичный вид. Борис Пастернак В 1991 г. вышла книга "Музыка в творчестве, судьбе и в доме Бориса Пастернака", из которой стало известно, что семья Б. Л. Пастернака три лета — в 1907, 1908, 1909 гг. — провела в имении Райки. Сын Бориса Леонидовича Евгений, вспоминая усадьбу, пишет: "Райки расположено на высоком северном берегу Клязьмы, в районе Щелкова.

В начале века оно принадлежало богачу-дельцу Некрасову, и многочисленные построенные в разном стиле дома в парке сдавались внаем. На лето там располагалась семья замечательного инженера-механика А. В. Бари, одна из дочерей которого, Ольга Александровна, была ученицей Леонида Осиповича. По их совету был снят белый одноэтажный дом, просторный и высокий, с большим крыльцом-террасой". Здесь, среди чудесной природы, в обществе замечательных "райчан и райчанок" происходило рождение поэта Бориса Пастернака. Мать будущего поэта — прекрасная пианистка Р. И. Кауфман — вела активную концертную деятельность. Друзья Бориса — Добровейн и Фейнберг — стали впоследствии известными музыкантами. Отец — Л. О. Пастернак — известный художник, преподаватель в училище живописи, ваяния и зодчества. Борис учился музыке у Глиэра и Скрябина, занимался рисованием, увлекался философией. Он искал свое призвание. Родители считали его философом, брат отца Александр Пастернак был уверен, что Борис утвердится в поэзии. В 1907 г. родители уехали за границу. Борис пишет им из Райков: "Что здесь, как и везде, восхитительно, это природа. И как часто кажешься ничтожным, со всем своим исканием, со всем своим воем, перед каким-нибудь заходом солнца, когда он обдает своим последним ровным и могучим красным дыханием... все великое, которого не замечает человек, когда чувствуется присутствие "святого" - красоты. На днях здесь Мамонтовы играли в четыре руки Бетховена, хорошо играли... ". В 1908 г. Борис Пастернак блестяще сдал выпускные экзамены, и ему был выписан "аттестат зрелости за № 383 в том, что он при отличном поведении кончил полный восьмилетний курс классической гимназии с отличными оценками по одиннадцати предметам и награждается золотой медалью". Счастливый Борис пишет родителям: "Дорогие папа, мама, просим вас скорее прямо к нам в Райки из Амстердама... Вот мы (а также и вы), слава Богу, выдержали экзамен. Да здравствуют самостоятельные дети и самостоятельные родители! Вот вы скоро и дома, в самом лучшем, самом теплом месте земного шара". Усадьба сегодня Территория усадьбы в настоящее время используется под пансионат "Юность". Постройки XIX в., некогда украшавшие эту местность, не сохранились. В 1970-1980-е гг. для пансионата построен современный жилой корпус, однако даже и сейчас угадывается необычная конфигурация ступенчатого парка с бывшими "висячими" садами, спускавшимися к реке, до сих пор стоят вековые деревья, украшавшие усадебный комплекс.