Реферат: Албанцы и сербы: неизбежность сосуществования

Название: Албанцы и сербы: неизбежность сосуществования
Раздел: Рефераты по политологии
Тип: реферат

Албанцы и сербы: неизбежность сосуществования

Юрий Московский

Это горное государство на западе Балканского полуострова является наиболее загадочным из всех европейских стран. Его площадь 28, 7 тыс. кв. км, что чуть менее площади Армении (30 тыс.) Население - более 3 миллионов, свыше 96% из них албанцы. За период с 1940 по 1998 население выросло в 3 раза. Столица страны - порт Тирана с населением 210 тыс. Климат: летом жаркая, сухая погода (июль 24-25 С), зимой мягкая, сырая +8 - 9 С. Албанцы - это такая же загадка для большинства европейцев. Как собственно и сама Албания

Кроме собственно Албании албанцы проживают на территории Сербии, где более 90% живущих в автономном крае Косово - их единоплеменники, в Македонии, где к ним себя относят от 30% (по официальным данным) до 50% (по мнению их самих) жителей, много албанцев на севере Греции и в Черногории. Албанское население есть и в Италии - на Сицилии и в Калабрии, где их называют арбрешами.

Сами албанцы называют себя шкиптерами, а свою страну - Шкиприя. Предания гласят, что после одного из сражений царь Пирр, владелец Эпира, вошедший в историческую память людей из-за выражения “Пиррова победа”, якобы назвал их “сынами орлов” и это прозвище прижилось. Но вернее всего, что это самоназвание, возникшее потому, что так звали друг друга говорящие на понятном языке, т.к. “shgipoj” значит по-албански “понимать”.

Среди албанцев в конце XIX века существовали 4 религиозные группы. Самая многочисленная - мусульмане-суниты. Ко второй группе относились так называемые бекташи, считающиеся мусульманами, в действительности придерживающиеся верований из смеси из шиизма и различных христианских сектанств, считались покровителями янычар. Католики составляли 20% албанского населения, а православные - менее 10%. Ныне преобладающая религия среди албанцев - ислам, но в собственно Албании он весьма поверхностен - десятилетия атеистического воспитания не прошли бесследно.

Из истории Албании

Уже в IV-II тысячелетии до н.э. жившие на территории страны люди наряду с охотой и рыболовством занимались скотоводством и земледелием. Предки албанцев - иллирийские племена. Эта земля расположена вблизи Эллады, которая оказывала на нее немалое влияние. В IV веке до н.э. иллирийцы создали свое рабовладельческое государственное объединение, вошедшее в историю под названием “Федерация энколейцев”, постоянно ведшее войны с соседями. В 217 году до н.э. оно было завоевано высадившимися на его территорию римлянами. После распада Империи, в период византийского правления в Албании распространилось христианство, к этим же временам восходит начало образования албанской народности, племя албанов жило в районе знаменитой в будущем крепости Круи.

В 1389 году албанские отряды сражались на стороне сербов на Косовом поле. после поражения многие из районов Албании постепенно признали власть турков. Но тем не менее в стране часто вспыхивали восстания.

Так 3 ноября 1443 года Георгий Кастриоти Скандебергер (Искандер-бей), командующий 300 всадниками, поднял мятеж, переросший в восстание против турецкого господства. Большинство феодалов признали власть Скандебергера. В результате турки были выбиты из страны. Борьба продолжалась 25 лет, но албанцы не получили обещанной помощи ни от европейцев, ни от византийцев. Ставшая опорой восставших Круя несколько раз выдерживала и отбивала турецкие осады. Европейский наблюдатель писал: “Османы из-за большого ущерба, причиненного ими албанцами, проявляли здесь ужасающую жестокость и не оставляли даже растительности на земле.” В 1450 году Крую безрезультатно осаждал сам султан Мурад II. В 1466 году султан вторгся в Албанию со 150 тысячной армией, дошел до Адриатики, но был вынужден покинуть страну. После смерти Искандера-бея (17 января 1468 года) Круя держалась еще 2 года, но была вынуждена на почетных условиях капитулировать. Однако приемники Скандбергера сражались еще 9 лет, пока, наконец, с 1479 года вся страна не попала под турецкое господство. События той борьбы нашли свое отражение в советско-албанском фильме “Храбрый воин Скандбергер”, снятом в 1954 году.

В начале XV века началась массовая эмиграция албанцев с территории их исконного проживания. В Венеции тогда возникла целая албанская улица. Их ценили как воинов и охотно брали на службу. Военные навыки у албанцев воспитывались с детства, вся Южная Албания - Хамаре была искони поголовно вооружена. Для отражения нападений соседей и для ответных нападений албанцы объединялись в кровнородственные объединения - фисы. Жизнь албанцев была для европейцев загадкой. За XVI-XVIII вв. там не побывал ни один иностранный путешественник.

Во второй половине XVIII в. началась массовая исламизация населения. Проводилась она не столько путем проповедей, сколько путем экономического нажима, и путем запрета на ношения оружия немусульманам, что в условиях постоянных схваток за земли было весьма мощным средством давления. И все же к началу XIX века лишь половина населения Албании было омусульманино, да и то это была лишь видимость, так как зачастую ислам принимал лишь глава семейства, плативший налог. Мусульмане совместно с христианами праздновали пасху, другие христианские праздники (святого Георгия, как начало года, 23 апреля, святого Николая-зимнего (в декабре), как семейного праздника, на котором присутствовали души умерших предков). Были весьма распространены как смешанные межрелигиозные браки, так и “фиктивное” родство - побратимство, кумовство.

Турки стремились опереться на албанцев в управлении Балканами, поэтому во второй половине XIX века стремясь задобрить албанскую знать, всячески расширяли самоуправление. Именно из-за этой политики во время русско-турецкой войны 1878-1879 гг. албанцы оказались на стороне Стамбула. Тем не менее по Сан-Стефанскому договору 1879 г. Албания получила ограниченную административную автономию. Немирович-Данченко писал тогда “Мы так или иначе разрешили вопрос болгарский и если албанцы хотят создать цельную сплоченную Албанию - одна Россия искренне может помочь им в этом.”

Турецко-албанский альянс был обречен. Разрыв с горцами стал неизбежен.

В 1902-1903 гг. в местах проживания албанцев начались волнения. Албанская гвардия султана в 1909 году поддержала младотурок. Но их националистическая политика ущемила интересы албанцев. В 1910 году восстал Косовский валет, однако через 5 месяцев восстание было подавлено. В 1911 году восстали католические кланы. В 1912 году восстание вспыхнуло вновь и через 1, 5 месяца после его началась Балканская война. На этот раз албанцы не поддержали турок, дезертировали из их армии и встречали союзные славяно-греческие войска как освободителей. 28 ноября 1912 года торжественно была провозглашена независимая Албания со столицей в Люсини и создано правительство во главе с Исмаилом Кемалем. В конечном итоге Косовский валет отошел к Сербии. И население возникшего Албанского государства на 3/4 стало состоять из мусульман. В 1920 году столица была перенесена в маленький, тогда 12-ти тысячный прибрежный городок Тирану.

В начале 20-х годов президентом страны стал Зогу Ахмет. В июне 1924 г. под давлением организации “Башкими” (Единение), вылившееся в восстание, он бежал в Югославию. К власти пришло правительство Ноли, установившее дипломатические отношения с СССР. Однако в декабре Зогу вторгся со своими приверженцами и вернул себе власть. 1 сентября 1928 года он стал королем под именем Зогу I. Правительство опиралось на крупных землевладельцев, составлявших 3% от общего числа владевших землей. Им принадлежало 23% всех земель, т.е. по 19 га на семью. В то-же время 129 тысяч семей, составлявшие 83% всего сельского населения владели 61% земель, или по 1, 8 га на семью. Промышленность к 1940 году составляла 18% всего национального дохода. Рабочих в стране было меньше 15 тысяч. Заводы скорее напоминали мелкие цеха. На крупнейшем из них - пивном в Корче трудились 60 рабочих. Рабочий день на шахтах и нефтепромыслах продолжался 14-16 часов, плата у рабочих была в 2-3 раза меньше, чем у итальянцев, работавших там-же. На вооруженные силы, королевский двор и чиновничество шло 80% бюджета страны.

Горские нравы

Албанские нравы весьма схожи с нравами горцев Кавказа. Видимо, все горцы мира похожи друг на друга - ландшафт накладывает отпечаток. XIX век был временем больших социально-политических потрясений для албанцев. Именно тогда в колоссальных размерах распространился обычай кровной мести, который был по официальным данным коммунистического руководства страны искоренен лишь в конце 50-х годов нынешнего века. Месть считалась тяжелой, но неизбежной моральной обязанностью. Мстили по принципу 1-1, но часто это соотношение не соблюдалось. Обычное албанское право считало (а законы Порты в горах не действовали), что убийство в порядке кровной мести или за проступок, обязательное с точки зрение общественной морали, открывающее цепь кровомщений ненаказуемо. По всей стране в целях самозащиты стали строиться высокие укрепленные башни-кулы, которые сродни кавказским. Объектами мести со стороны “кровников” могли стать все мужчины, включая грудных младенцев, жившие с убийцей под одной крышей. А стать убийцей было весьма просто, так как понятие “поруганная честь”, требовало мстить смертью за всякое оскорбление. Оскорбить же можно было и начав еду раньше гостя, и облизыванием посуды, как и скребением сковородки как хозяином дома, так и гостем в присутствии хозяина. Смертью должно было караться и нанесение побоев чужой женщине или ребенку. Правда, на кровную месть были весьма жесткие ограничения. Запрещалось совершать отмщение в собственном доме, в доме третьего лица, в общественном месте, иногда на проезжей дороге. После совершения “возмездия” мститель обязан был собрать на обед друзей и объявить о своем поступке, дабы ответная месть не пала на другого. После убийства полагалось 24 часа перемирия (беса). Просить ее - право, давать - обязанность. За убийство можно было дать выкуп. Иногда примирение кровников организовывалось иезуитами, которых в горах боялись. Обычное право было записано, и следовали ему неуклонно. Была велика роль следящих за его соблюдением старейшин. Старожилы в 50-х годах нашего века вспоминали: “Парши (старейшины) были правительством, правительства ведь кроме них не существовало”.

Убийство с целью грабежа считалось у албанцев позором, но тем не менее распространились чем-то схожие с кавказскими абреками цуби. В случае угрозы считалось допустимым отдаться под покровительством могил, место у которых выполняло функцию убежища. По отношению к тяжким преступлениям, кроме убийства кровника или убийства с целью смыть оскорбление албанцами применялись следующие наказания:

1) поток и разграбление;

2) изгнание навсегда или на срок (3 года);

3) штраф;

4) смертная казнь, но приведенный в исполнение приговор подвергался кровной мести.

Родственные связи между албанцами очень развиты. Существовали три группы родовых объединений:

1) фис - группа людей, людей, объединенных родством по мужской линии;

2) влазния - меньший круг лиц;

3) барку - группа наиболее близких родственных семей.

Браки между даже очень дальними родственниками были запрещены. Побратимство означало принятие на себя всех обязательств родственника и поэтому влекло за собой запрет браков между родственниками побратимов. Родство “древа крови” и “древа молока” также исключало брачные узы. Родство по отцовской линии подвергалось более тщательному анализу, чем по материнской. Албанцы высоко ценили гостеприимство и считали его своим долгом. Пословица гласила: “Дом албанца есть дом Бога и гостя”. Просто гостю предлагали то-же, что ели сами. Хорошему другу предлагали кофе, виноградную водку и вино с хлебом. Особо почетным гостям полагались сладкий кофе, мясо, табак, ну и, естественно, водка и хлеб.

Обычное питание албанцев состояло из кукурузного хлеба и молочных продуктов. Пресный хлеб выпекали в очаге, для этого замешанное на воде тесто клали на большую сковороду, накрывали высокой крышкой и заваливали горячей золой. Овощи горцы разводили в небольшом количестве и ассортименте, в котором были капуста, лук, чеснок, фасоль. В XIX веке появился картофель. Подспорьем в рационе являлись каштановые и ореховые деревья. Мясо горцы ели исключительно редко, свинину употребляли в сушеном виде. В местности Дарла мясо ели 7 раз в году. В Белише - 9 раз. Однако мясом полагалось кормить гостей на свадьбах и на похоронах и эти поводы весьма дополняли меню. Горцы существенно зависели от базаров. Русский посол писал, что стоит турецкому правительству их закрыть и любое восстание захлебнется само собой.

Российско-албанские связи

Начало широких русско-албанских связей относится к XVIII в., но уже до этого русское правительство давало денежную помощь православным албанцам, которых и в начале XX века было до 20%. В 1759 году Елизавете Петровне была послана от албанского рода хамариотов петиция, где заявлялось о преданности России, готовности произвести диверсии против Великой Порты в случае войны и предлагалось уже в мирное время сформировать 1-2 полка. В 1795 году был создан греко-албанский дивизион из 300 человек в Одессе. К тем временам относится появление в городе появилась Большая и Малая Арнаутская улицы. В знаменитой осаде Ушаковым Корфу в 1798-1799 гг. участвовало 4500 албанцев. Сотни албанцев служили в 1805 г. в созданных русскими на Ионических островах “легионах легких стрелков”. После захвата островов французами они согласились поступить на французскую службу лишь после того, как выяснилось, что русское командование не может их использовать, и при этом поставили условие, что их не пошлют против русских. В условиях, когда страна все больше попадала в зависимость от итальянского капитала и нищала, оппозиционные режиму настроения стали расти.

Известия о революции в России проникали в Албанию, там под большевизмом понимали насильственную экспроприацию. Большевикам приписывали (причем абсолютно необоснованно) многие из выступлений и восстаний, которые время от времени вспыхивали в стране. Так восстание против режима короля Зоги I в 1937 году было вначале приписано коммунистам, но затем выяснилось, что во главе заговорщиков был начальник жандармского управления, в прошлом министр внутренних дел и друг короля Гирокастра Этхем Тото. Первая албанская коммунистическая ячейка была создана в СССР бежавшими туда от зогианских репрессий. В 1930 году в Корче была организована первая коммунистическая группа в Албании. В 1931 году ее численность колебалось от 40 до 70 человек. Собравшиеся в компартию албанцы были настроены весьма решительно - албанские добровольцы сражались в Испании в бригаде им. Гарибальди.

Несмотря на полное подчинение экономики Албании, Италия стремилась к полному захвату страны. Зогу I писал министру иностранных дел Италии Чиано “Теперь Албания находится в итальянских руках, Италия контролирует все области национальной деятельности. Король покорен. Народ признателен. Чего Вы хотите?” Италия хотела всего, а Албания не могла сопротивляться. 7 апреля 1939 года в 4 часа 30 минут 40-тысячный итальянский корпус высадился в албанских портах. Добровольцев для отражения агрессии было достаточно, но не было оружия и офицеров. Сопротивления практически не было. 8 апреля итальянцы вступили в Тирану. 10 апреля вся страна капитулировала. Зогу бежал в Англию, захватив с собой золотой запас страны на сумму 36 миллионов долларов. Из-за этого золота дипломатические отношения между Англией и Албанией не устанавливались вплоть до 90-х годов. Но постепенно в стране начала разгораться партизанская борьба. 8 ноября 1941 года образовалась Коммунистическая партия Албании. 16 сентября 1942 года был образован Национально-освободительный фронт.

18 декабря 1942 года Советское правительство выступило со специальным заявлением о независимости Албании: “Советский Союз, относящийся с полным сочувствием к мужественной борьбе албанских патриотов против итальянских оккупантов не признает никаких притязаний итальянского империализма на албанскую территорию и желает видеть Албанию освобожденной от ига фашистских захватчиков, а независимость ее восстановленной.” В марте 1943 года руководство НОФ приняло курс на всеобщее восстание.17 ноября 1944 года Народная освободительная армия освободила Тирану, а 29 ноября страна была освобождена от оккупантов полностью.

После победы новые власти провели аграрную реформу (29 августа 1945), национализировали иностранную собственность и банки (январь 1945). В 1946 г. было введено всеобщее обязательное начальное образование. К 1955 году удалось ликвидировать неграмотность среди населения до 40 лет. До 1961 г. отношения между СССР и Албанией развивались прекрасно. Подтверждением чего была передача в 1957 г. части совместных предприятий в дар албанскому народу

Албания была ценна для СССР своим стратегическим положением на Балканах и в Средиземном море, залежи хромовой руды и запасы нефти так же представляли немалый интерес. Поэтому капиталовложения в экономику Албанию должны были в конечном итоге обернуться немалыми дивидендами, не только политического и военного характера, но так же и экономическими. Благодаря в основном советской, помощи к 1960 г. промышленное производство в стране по сравнению с 1939 г. возросло в 25 раз. В том числе: электроэнергии в 21, бурого угля в 78, хромовой руды в 41, добыча нефти в 6, 7 раз.

Однако в дело вмешалась Идеология.

Постоянные попытки советского руководства вмешиваться во внутрипартийную борьбу привели к тому, что с 1960 г. албанское руководство начало проводить самостоятельную внутри- и внешнеполитическую линию, что привело к окончательному разрыву. На XXII съезде КПСС Хрущевым было заявлено “Курс нашей партии на преодоление последствий культа личности, как оказалось, не встретил должного понимания у руководителей Албанской партии труда. Они повели борьбу против этого курса…”

В декабре 1961 г. из Албании был отозван персонал советского посольства и торгпредства. Албания ответила тем же. В конечном итоге политика Хрущева в отношении Албании потерпела полный крах. В 1962 г. Албания практически прекратила работу в СЭВ, фактически перестала участвовать в работе Организации Варшавского договора, а в 1968 г. официально из него вышла. В результате Россия лишилась военно-морских баз, находящихся в Албании, а до этого в результате разрыва с Югославией мы лишились стоянок для флота в этой стране.

Албанским партнером на долгие годы стал Китай. Это был экономический и идеологический союз, который стал просматриваться еще на XXII съезде КПСС, на котором Чжо Энь-лай выразил беспокойство по поводу постановки вопроса о советско-албанских отношениях, т.к. по его весьма справедливому мнению, это могло повлиять на сплоченность социалистического лагеря.

В 1978 г. после того, как Китай пошел на сближение с США и другими капиталистическими странами, албанское руководство прервало с ним отношения. В ответ Китай прекратил оказание технической помощи Тиране и в стране возникли огромные трудности. С 1980 г. руководство страны начало вырабатывать основные направления в политике и экономике в условиях самоизоляции и “опоры на собственные силы”. Одновременно расширялись внешнеторговые связи. Идеология продолжала довлеть в политике страны, в 1981 г. Албания голосовала на XXXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН за поправку к проекту резолюции о непризнании полномочий в ООН представителей полпотовского режима, который рассматривался как истинно революционный. Однако, постепенно с классовых позиций албанское руководство переходило на националистические.

В 1981 г. из-за волнений в автономном крае Косова резко обострились отношения с Югославией. Волнения среди албанцев охватили столицу края, ряд других городов и были подавлены органами безопасности. XX пленум ЦК СКЮ (Союз коммунистов Югославии) в мае 1981 г. отметил, что это “враждебная акция, преследовавшая цель оторвать Косово от Югославии и расколоть СФРЮ”. В официальной ноте протеста к Албании говорилось о причастности Албании к событиям в Косово и о ее вмешательство в дела Югославии.

В декабре 1981 г. в Тиране произошел переворот. Было заявлено, что Мехмед Шеху - Председатель совета министров НСРА, до 1980 г. министр обороны, покончил жизнь самоубийством. Сразу же за этим сообщением Энвер Ходжа заявил, что это был один из опаснейших предателей и врагов Албании, что связанная с ним группа заговорщиков пыталась уничтожить партию и народную власть. Член Политбюро, секретарь ЦК АПТ Р.Алия в сентябре 1982 г. утверждал, что внутренние враги стремились навязать буржуазную и ревизионистскую линию в области экономики, культуры, искусства, обороны, внешней политики, ликвидировать социалистический строй, лишить народ завоеваний революции, а вместе с тем свободы и независимости. Началась борьба против внутренних врагов. В Совете министров были заменены два председателя и 12 министров из 18. В их числе министр внутренних дел Ф.Шеху, министр обороны К.Хазбиу, министры иностранных дел, финансов, энергетики, внутренней и внешней торговли, горнорудной промышленности, председатель Госплана.

В начале 80-х годов в стране прошла компания перевода личного скота крестьян на коллективное содержание. Крупный и мелкий рогатый скот, оставаясь юридической собственностью крестьян, уводился из их дворов в общее стадо, а получаемые от него продукты крестьяне должны были покупать в сельском магазине. К тому же у крестьян урезались приусадебные участки. Это привело к падению поголовья скота, к снижению доходов крестьян и росту недовольства В стране начались перебои с продовольствием.

Э. Ходжа скончался 11 апреля 1985 года.

А в СССР началась «перестройка», коренным образом повлиявшая на дельнейшую судьбу балканских народов.

После смерти Ходжи, когда первым секретарем АПТ стал Рамиз Алия, началось исправление “перегибов”, крестьянам было разрешено продавать на рынках произведенной продукцией, им был возвращен из “коллективных стад” уцелевший скот. В 1986 г. Албания через Югославию была соединена с международной железнодорожной сетью, что имеет стратегическое и геополитическое значение. Казалось бы, что можно налаживать мирную жизнь и взаимовыгодное сотрудничество. Но «пороховой погреб Европы» в очередной раз взорвался. Начался распад Югославии. На Балканах в кровавых муках началось рождение национальных государств…. В Албании вспыхнула революция, свергнувшая ортодоксальный коммунистический режим и поставившая в повестку дня создание Великой Албании, объединяющей все земли, населенные албанцами.

Сербия и Албания

Есть ли выход из тупика?

Отношения между сербами и албанцами складывались драматически. Албанские отряды были союзниками сербов в битве на Косовом поле. Албанцы-христиане мужественно отбивались от турецких захватчиков, и, неоднократно поднимая восстания, отвлекали силы османов от славянских повстанцев, от Венеции, Вены, да и от России, кстати, тоже. Но албанцы на протяжении столетий стремились к созданию собственного государства, а объективно на пути его создания вставали три силы: Турция, до 1912 года формально контролирующая территорию их проживания; сербы, чьи интересы распространялись на территории Косово и Македонии, отчасти населенные этническими албанцами; Италия, чьи попытки закрепиться военным путем на столь близком берегу в ХХ веке заканчивались поражением.

В результате Балканских войн в начале века с гегемонией Турции на Балканах было полностью покончено. Албанцы создали свое государство. И сразу же обострились и прежде не простые сербско-албанские противоречия, так как общий враг исчез, а под сербский контроль перешла территория Косова. Появление новых врагов - итальянцев и немцев на какое-то время вновь немного объединило эти два народа, но пришельцы были разбиты, а проблема осталась. Общая религия - коммунизм так-же не несколько лет сгладила остроту проблемы, но толкования этой “веры” в Югославии и Албании стали разниться и межнациональный конфликт приобрел для поверхностного наблюдателя характер войны между “остро-” и “тупоконечниками”, по разному поклоняющихся “богу-отцу” - Марксу-Энгельсу-Ленину, расходящихся в вопросе о степени святости или сатанизма их “пророка” - Сталина и различным образом объясняющим роль в истории “святого духа” - классовой борьбы.

Поскольку большая часть албанцев Косова мусульмане, а сербы исповедуют православие, то некоторые из экспертов склонны видеть в конфликте борьбу между исламом и христианством. Но это противоборство сильно отличается от вспыхнувшего на Балканах в начале 90-х годов конфликта. Та бойня шла внутри одного славянского этноса, разделенного по конфессиональному принципу. Ведь сербы, хорваты и босняки это по сути один народ.

Албано-сербский конфликт не религиозной, а этнической

Албанский этнос стремится объединиться, стереть разделяющие его границы. Парадоксально, но коммунистический режим в Албании, запретивший религию как таковую, создавший единственное в мире официально атеистическое государство, заложил для этого объединения прочную основу, т.к. религиозные различия внутри албанского этноса перестали играть существенную роль. Идеологические постулаты, которые будут двигать албанцами - право нации на самоопределение и объединение и общедемократические лозунги.

И все стратегические шансы на победу в войне на их стороне. В создании Великой Албании, включающей в себя все земли, населенные албанцами, максимально заинтересована одна из крупнейших стран НАТО - Турция, которая постепенно берет реванш за поражения прошлого, в геополитическом плане выступая продолжателем традиций не только Османской, но и Византийской империй. В большом албанском государстве объективно заинтересованы Германия и Италия.

Западноевропейские либералы, довлеющие в идеологических схемах Европы и Америки так же будут приветствовать создание демократического государства албанцев. И хотя Римский клуб ратует за сохранение пограничного статус-кво, но не стоит преувеличивать в политических кругах его влияние. На стороне албанцев демография. К настоящему моменту более 90% жителей Косова албанцы. Численность албанского населения в Македонии доходит до 45%. Современное государство Албания является моноэтническим государством. В перспективе же рост численности албанского населения будет по прежнему опережать рост населения сербского. ведь ежегодный прирост численности албанцев составляет в свыше 2, 5%.

СССР, Югославия, Чехословакия, Афганистан, войны в Африке, волнения в Квебеке вполне подтверждают гипотезу, что исторический процесс в настоящее время идет в сторону создания национальных государств..

В этих условиях сербам только крайне жесткими мерами можно будет удержать Косово под своим контролем. Но это невозможно из-за позиции мирового сообщества. К тому же военная помощь косовским албанцам со стороны Албании делает такого рода акцию абсолютно бесперспективной. Возникновение Великой Албании неизбежно. А не предоставление независимости косовским албанцам лишь заморозит ситуацию на несколько лет, максимум десятилетий. Единственное, чего могут добиться сербы в этих условиях, так это разделить Косово, добиться особого статуса для сербских монастырей и святынь. Но позиция подавляющего большинства сербов исключает такой вариант развития событий.

Что может случиться после создания Косоварского государства?

Последствия для Балкан могут быть следующими.

Уже ничто не помешает сербам воссоединить их земли в Боснии и на севере Хорватии с Белградом. Так же и хорваты вполне могут, после соответствующих формальных процедур, аналогичных тем, что были проведены перед объединениям ГДР и ФРГ, объявить о соединении своих территорий в единое государство. От Боснии после этого останется лишь та часть, что находится ныне под контролем мусульман-босняков. Но в Европе есть и более мелкие государства.

Македония возможно прекратит свое существование, т.к. часть ее нынешних земель отойдет к Сербии, часть к Великой Албании, часть к Болгарии и Греции. Хотя, может быть, что-то от этого государства и останется для представительства в ООН.

Перед Болгарией в свою очередь замаячит угроза (вполне реальная) лишиться части своих южных территорий, населенных “потуреченными” болгарами. Это приведет к тому, что вновь в этой стране, в надежде на русскую помощь, оживут русофильские настроения. Хотя стоит признать, что в нынешней ситуации, реальные гарантии болгарам в сохранении территорий могут дать не русские солдаты и оружие, и даже не вхождение в НАТО (Греция и Турция входят в альянс и это не мешает им традиционно держать наготове войска против друг друга). Целостность страны болгарам может гарантировать лишь резкое увеличение собственно болгарского православного населения. Кстати, сказанное относится ко всем странам европейской культуры, в последние десятилетия оказавшимся в демографическом кризисе. Но эффект тут возможен (если возможен) лишь через два-три поколения, а время не ждет. Так что, скорее всего, Болгарии придётся возвращаться к границам, которые ей были определены после русско-турецкой войны 1879 года.

Румыния в этих условиях вполне может лишиться Трансильвании, а вот присоединение к ней Молдовы вряд ли произойдет - румынские бояре (к которым можно отнести ныне молдавскую элиту) всегда, со времен даков, были не способны к единству. В перспективе вполне возможен союз Албании, Боснии и Турции и повторение ситуации, сложившейся после овладения османами Константинополем.

Прецедент, созданный в Косово, буквально взорвет весь миропорядок

Под вопросом могут оказаться незыблемость не только азиатских, но и собственно европейских границ, вполне возможно будет отделение от Испании Каталонии и страны Басков, распад Италии, Бельгии, даже Великобритании, где найденная в Шотландии нефть послужит мощным катализатором национализма. Начнется передел не только границ, но и собственности, в чем весьма заинтересованы поднимающиеся азиатские, южноамериканские и прочие тигры, драконы и ягуары, мечтающие о ликвидации европейско-американской гегемонии в экономике. Взорванный миропорядок простимулирует заглохшую было гонку вооружений. А может быть всё-это это кому-нибудь нужно?? Ведь большой улов приносит мутная вода.