Сочинение: Определите сущность конфликта между идеалом и действительностью в романе Сервантеса «Дон Кихот»

Название: Определите сущность конфликта между идеалом и действительностью в романе Сервантеса «Дон Кихот»
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение

Определите сущность конфликта между идеалом и действительностью в романе Сервантеса «Дон Кихот»

Мигель де Сервантес Сааведра – испанский писатель-гуманист. Главное его произведение – роман «Премудрый гидальго Дон Кихот с Ламанчи» (1605-1615) – выдающееся явление эпохи Возрождения, которое имело влияние на мировую культуру. Чтобы понять, о чем и о ком этот роман, надо вспомнить, которой была Испания, когда жил и создавал Сервантес. Это было могущественное колониальное государство, территории которой протянулись на полсвета. Король Филипп ІІ гордо заявлял: «В моих владениях некогда не заходит солнце». Из подчиненных земель по «золотому» Гольфстрима поплыли к метрополии караваны кораблей, нагруженных золотом, серебром и другими богатствами. Однако это не послужило экономическому и социальному прогрессу страны.

Феодально-абсолютистская диктатура была преградой развития национальной экономики и промышленности. Все драгоценности оседали в карманах испанских чиновников – дворян и священников. Испания ничего не вырабатывала, покупая все в европейских странах. Ремесленники, крестьяне бедствовали, по стране ходили гурьбы нищих. Приближался экономический кризис. В 1588 году английский флот потопил испанский, и Англия начала властвовать на море. Началось падение Испании в пропасть. Одна за одной освобождались от власти испанских монархов европейские страны.

Хотя величие Испании было разрушено, но в характере испанцев осталась чрезмерная самоуверенность, феодальная спесь, погоня за авантюрными приключениями, неумение правильно оценить ситуацию. Эти черты нашли проявление в средневековой литературе, в частности в рыцарском романе. Этот роман отвечал запросам испанской аристократии, стал «настольной» книгой испанских гидальго, поддерживая в них дух рыцарского авантюризма, призывая к воинским подвигам, перекликаясь из приключенческо - завоевательной романтикой испанских конкистадоров. Во времена короля Филиппа ІІ, а именно тогда и начинал свои первые литературные упражнения Сервантес, чтение рыцарских романов становится страстной страстью феодальной молодые. Под влиянием этих произведений юные гидальго побросали отчие дома и отправлялись за океан искать приключений и подвигов, а те, что оставались в своих имениях, погружались в мир собственных иллюзий, не понимая того, что на страну, да и на них надвигается жестокая реальность.

Сервантес считал, что рыцарские романы уже отжили свое и стали вредными для испанского общества, поэтому и задумал роман о хитроумном гидальго Дон Кихота как пародию на этот жанр. Но книга быстро переросшая первоначальный замысел. Сервантес показал в романе широкую картину жизни современной ему Испании. История приключений «мудрого безумца» Дон Кихота, который решил стать идеальным рыцарем, помогли автору изобразить истинные детали жизни, но в тот же время показать невозможность действительности без идеалов. Главный конфликт романа – столкновенье идеальных представлений о действительности с самой действительностью.

Подобно к героям рыцарских романов, Дон Кихот выезжает на поиски подвигов ради прославления имени дамы своего сердца. В этом образе взбалмошно переплетаются благородные, чистые идеалы и бессмысленные поступки. Странствующий рыцарь виднеется служить людям, лишь бы уничтожить зло, отменить беззаконие, а на самом деле безрассудными действиями множит зло.

Дон Кихот не воспринимает реально той жизни, которой его окружает, и напрасно старается искоренить недостатки своих современников. Намерения знаменитого гидальго часто не отвечают губительным следствиям его поступков. Увидев, как сильный крестьянин бьет мальчика-пастушка Андреса, рыцарь заступился за несчастного.

Крестьянин обещал Дон Кихоту не издеваться над мальчиком и заплатить ему все, что виновный. Рыцарь был в захвате от своего благородного поступка и поехал дальше, а крестьянин, как только заместитель обиженных исчез из глаз, побил пастушка к полусмерти. И Андрес проклинает Дона Кихота за то, что тот усложнил его жизнь. Конечно, защищая Андреса, наш гидальго действует как смелый и благородный человек, но он не понимает, что не все люди живут по законам морали, и честное слово, данное корыстолюбивым глитаем, ничего не достойное. Дон Кихот не разбирается в людях, хотя и говорит, что каждого надо судить за его делами. Итак, значит, что маленький мальчик Андрес трезвее оценивает своего хозяина, чем пожилой гидальго.

Черты Дон Кихота обобщены в символическом бою с ветряными мельницами. Это выражение приобрело значение – «бесплодная борьба с мысленными преградами, псевдогероический поступок, рожденный игрой выдумки, фантазии, самообмана». Рыцарь Печального Образа принимает ветряные мельницы за длинноруких великанов. Великаны – постоянные враги героев рыцарских романов. В христианской традиции они – символы зла и гордыни, наистрашнейшего из грехов. Дон Кихот заранее радуется, что своим подвигом сотрет «плохое семя из лица земли». В его упорстве и храбрости – гордыня, которая сразу же была наказана: крыла ветряной мельницы подняли рыцаря вместе с конем и бросили на землю.

В поисках приключений и подвигов Дон Кихот совершает новые безрассудности: нападает на траурную процессию, ранит невиновного бакаляра, принуждает открыть клетку с левами, подвергая этим многих людей на опасность. В последнем эпизоде мужество и доблесть Дон Кихота достигли вершин рыцарства. Он хочет что-нибудь, даже ценой собственной жизни, подвергнуть наказанию зло, так как думает, что левы посланы злыми волшебниками для проверки его отваги. Гидальго приказал леварю выпустить хищников на волю, имея намерение биться с ними. И вот двери клетки раскрытые, напряжение возрастает… Но произошло непредвиденное: левы даже не пошевелились. Комическая ситуация вызывает смех. Подвиг становится невыполнимым.

Пребывание Дон Кихота в герцогском дворце – кульминационный момент столкновенья странствующего рыцаря с действительностью. Хотя и раньше большинство встречных смеялось над ним, но никто так не издевался, не унижал человеческого достоинства, как это делали достопочтенные богачи. Они затеяли позорный маскарад, игру, которая должна была развеять их нудная жизнь. Притворяясь из себя приверженцев Дон Кихота, грубо насмехались над его искренностью. Рыцарь приходит в негодование и сердится лишь тогда, когда слышит грубости от герцогского исповедника. Для воинствующего духовный отца Дон Кихот опасный, поскольку поднимает упроченные порядки, стремится изменить мир на лучше, спешит на помощь гонимым и обездоленным. В этом эпизоде странствований рыцарь превращается со смешного чудака на гневного изобличителя общественных пороков, на настоящего героя, который бьется уже не с призрачными великанами, а с вельможами тогдашнего общества.

Сервантес показывает, что когда Дон Кихот забывает о рыцарстве и наблюдает жестокость и несправедливость, он отстаивает гуманистические принципы, демонстрируя свое бескорыстие и честность. Особенно ярко любовь Дон Кихота к справедливости, стремлению к добрая, вера в человека раскрываются в тех установках, которые он дает Санчо Пансе перед его отъездом на губернаторство: «Пусть слезы бедняка вызовут у тебя при одинаково сильном чувстве справедливости большее сочувствие, чем жалобы богача». Странствующий рыцарь превращается в странствующего философа. Итак, этот образ соткан из глубоких противоречий, он все время находится во внутренней борьбе идеального и реального.

Перед смертью благородный гидальго отрекается от завещаний рыцарства, отказывается от лица Дон Кихот и становится снова Алонсо Киханою Добрым. Это не разочарование, а, скорее, приближение к реальной жизни, которого ему не хватало на протяжении всех странствий, а также утверждение доброты как смысла жизни и не только рыцарского, а общечеловеческого идеала. «Я знаю, - говорит Дон Кихот, - что тропинка добропорядочности очень узкая, а тропа порока широкая и просторная, а также знаю, что целые их и границы разные, так как путь порока, широкий и просторный, есть на исходе смертью, а путь добропорядочности, тесный и трудный, есть на исходе жизням, но не той жизням, которой совсем рано или поздно есть на исходе, а тем, которому не будет конца…»

Вывод. Герой романа Сервантеса воплощает в себе наилучшие черты человека-гуманиста, который осуждает недостатка общества, вельмож. Но его умопомрачение, погружение в иллюзорный мир не дает ему возможности достичь высокой цели, к которой стремится. Через это Дон Кихот попадается в смешные ситуации, является мишенью для насмешки, издевательств. Но все это не покачнуло его духу и стремление делать добро. Именно это предопределяет неугасимый интерес к роману и его главному герою.

Опорные слова и понятия: человек-гуманист, идеал и попытки его достичь, комические ситуации, трагический герой, бескорыстие, честность, человечность, доброта.