Реферат: Нормативные документы по охране труда в организации
Название: Нормативные документы по охране труда в организации Раздел: Рефераты по безопасности жизнедеятельности Тип: реферат |
Порядок создания информационно – нормативной базы по охране труда Согласно требованиям ГОСТ Р 12.0.006.-2002 система управления ОТ-ПБ организации должна обеспечивать: - передачу информации об условиях и охране труда между различными уровнями управления и подразделениями; - получение необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций и ее документальное оформление; - передачу информации по условиям и охране труда для заинтересованных сторон. Организация должна разрабатывать и обеспечивать ведение документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает основные процедуры системы управления охраной труда и промышленной безопасностью в их взаимодействии. Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в действие и срока действия. Документация должна храниться в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида. Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и контроля данных с тем, чтобы: - документы периодически анализировались, при необходимости корректировались и переутверждались уполномоченными лицами; - копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах; - отмененные документы и данные соответственно изымались или защищались каким-либо другим способом. Для создания системы информирования работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, на конкретных рабочих местах, о принятых законодательных, правовых и нормативных актах по безопасности и охране труда в организации и решения других задач рекомендуется создавать кабинеты охраны труда. Кабинет охраны труда создается на основе постановления Минтруда РФ «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда» от 17.01.01 г. № 7. В соответствии с Рекомендациями тематическая структура кабинета предполагает включение общего и специального разделов. Законодательные, правовые и нормативные документы, содержащие требования охраны труда и промышленной безопасности Государственные нормативные требования охраны труда – это правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, содержащиеся в Федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ (ст. 211 ТК РФ). Требования промышленной безопасности – это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других правовых актах РФ, а также в нормативных правовых актах (государственные стандарты, ПБ, инструкции), применяемых в установленном порядке (ст. 3 ФЗ № 116). Кроме законодательных актов (Федеральных законов, Кодексов РФ, законов субъектов РФ), действует многочисленная и многообразная по содержанию группа правовых и нормативных документов (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нормативно-методические документы), содержащая требования охраны труда и промышленной безопасности. В настоящее время по оценкам Всероссийского центра охраны труда (ВЦОТ) действует около 3 тысяч нормативных правовых актов по безопасности и охране труда. Локальные нормативные акты, включающие требования охраны труда Трудовой кодекс предусматривает разработку локальных нормативных актов в области трудовых отношений и охраны труда, принимаемых: - единолично работодателем (штатное расписание, должностные инструкции, приказы и распоряжения, положение о персонале, положение о порядке ведения коллективных переговоров, положение о комиссии по трудовым спорам, стандарты организаций, положение об организации работ по охране труда, положение о системе управления охраной труда, приказ о создании комитета (комиссии) по охране труда, положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда, перечень профессий и работ с повышенными требованиями, перечень мест производств и видов работ по наряду - допуску, технологические регламенты, перечень категорий работников обязанных проходить медосмотры, перечни тяжелых работ и работ с вредными (опасными) условиями труда, на которых запрещено (ограничено) применение труда лиц моложе 18 лет и женщин; - с учетом мнения представительного органа работников (правила внутреннего трудового распорядка, графики сменности, положение об оплате труда и стимулирующих выплатах, акты, устанавливающие нормы труда); - с учетом мнения выборного профсоюзного органа (инструкции по охране труда, очередность предоставления отпусков, акты о нормировании труда, акты, устанавливающие разделение дня на части, продолжительность вахты и режим труда и отдыха). Локальные нормативные акты, включающие требования промышленной безопасности Федеральный закон № 116 предусматривает разработку локальных нормативных актов в области промышленной безопасности: - приказы и распоряжения, в т.ч. о распределении обязанностей по выполнению и контролю требований промышленной безопасности; - положения о производственном контроле и функциональных службах и специализированных участках; - должностные инструкции; - инструкции по охране труда и промышленной безопасности; - положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда и промышленной безопасности; - перечень профессий и работ с повышенными требованиями; - перечень мест производств и видов работ по наряду - допуску; - положение о нарядной системе; - технологические регламенты; - положение о порядке использования спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты; - планы мероприятий по обеспечению требований промышленной безопасности; - планы мероприятий по безопасному ведению работ; - планы локализации аварий и инцидентов, а также ликвидации их последствий, - планы проведения контрольно-профилактических проверок; - положения о порядке действий при возникновении инцидентов, аварий, их расследовании, учете и т.д. Мероприятия по выполнению требований охраны труда и промышленной безопасности Мероприятия по обеспечению требований охраны труда к работникам, эксплуатирующим опасные производственные объекты Работники должны соответствовать квалификационным требованиям и не иметь противопоказаний к указанной работе. Должность работника должна соответствовать установленным требованиям по комплектованию штата опасных производственных объектов (ОПО). К эксплуатации и обслуживанию технических устройств допускаются лица, прошедшие соответствующее обучение и имеющие документы установленного образца. Работник должен пройти подготовку и аттестацию в области охраны труда и промышленной безопасности в установленном порядке. Аттестация включает в себя не только проверку знаний и умений, но и проверку соответствия профессионального образования и стажа работы в занимаемой должности с учетом квалификационных требований, предусмотренных Квалификационным справочником и Квалификационными требованиями, а также требованиями межотраслевых (отраслевых) нормативных актов по ОТ и ПБ. Квалификационные требования работников ОПО Квалификационными требованиями в сфере охраны труда и промышленной безопасности к руководителям и специалистам организаций установлены требования к основным должностным категориям. В соответствии с этим нормативным документом руководители должны иметь: Руководитель организации - высшее профессиональное образование (техническое, инженерно-экономическое); - стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет; - подготовку и аттестацию по охране труда и промышленной безопасности в установленном порядке. Главный инженер (технический руководитель) - высшее профессиональное образование (техническое); - стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет; - подготовку и аттестацию по охране труда и промышленной безопасности в установленном порядке. Руководитель службы охраны труда и промышленной безопасности (ОТ и ПБ) - высшее профессиональное образование (техническое); - стаж работы на руководящих должностях не менее 3 лет; - подготовку и аттестацию по охране труда; - подготовку и аттестацию по промышленной безопасности; Специалист по ОТ: - вышеуказанные требования; - или высшее образование по специальности «Безопасность технологических процессов и производств» без предъявления требований к стажу работы. Руководитель структурного подразделения: - высшее профессиональное образование (техническое); - стаж работы на руководящих должностях не менее 3 лет; - подготовку и аттестацию по охране труда; - подготовку и аттестацию по промышленной безопасности. Руководитель смены (мастер, специалист) - высшее или среднее профессиональное образование; - стаж работы по профилю деятельности. При высшем профессиональном образовании не менее 1 года. При среднем профессиональном образовании не менее 3 лет; - подготовку и аттестацию по ОТ и ПБ в установленном порядке. Типовыми отраслевыми положениями о системе управления охраной труда, отраслевыми положениями о порядке предоставления права руководства отдельными видами работ, а также межотраслевыми (отраслевыми) правилами и инструкциями по ОТ и ПБ устанавливаются дополнительные требования к профессиональному образованию, стажу работы и к обучению и аттестации. Должностные обязанности работников по обеспечению требований охраны труда и промышленной безопасности Руководитель имеет право делегировать подчиненным ему должностным лицам часть своих обязанностей по обеспечению требований охраны труда и промышленной безопасности. В Квалификационных требованиях приведены примерные должностные обязанности в сфере охраны труда и промышленной безопасности по основным должностным категориям, по которым руководители выполняют: - руководитель организации - примерно 40 обязанностей; - главный инженер (технический руководитель) - примерно 30 обязанностей; - руководитель службы ОТ и ПБ - примерно 56 обязанностей; - руководитель структурного подразделения - примерно 36 обязанностей; - руководитель смены (мастер, специалист) - примерно 17 обязанностей. При разработке должностных инструкций конкретных работников должностные обязанности в сфере охраны труда и промышленной безопасности должны быть сформулированы с учетом условий производства, структуры и системы управления, действующих в организации, а также требований отраслевых и локальных нормативных актов организации, квалификации и производственного опыта работников. Соглашения по охране труда Одним из основных принципов регулирования отношений между работодателем и работниками является социальное партнерство в сфере охраны труда. Ведущими формами социального партнерства являются трудовой договор и коллективный договор и (или) соглашение. Через коллективный договор, включающий соглашение по улучшению условий труда, реализуются права работника и обязанности работодателя. В соответствии со ст. 45 ТК РФ «Соглашение - правовой акт, регулирующий социально – трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей…». В Соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: - оплаты труда; - условий и охраны труда; - режима труда и отдыха; - развития социального партнерства; - иные вопросы, определенные сторонами. Соглашение по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, может быть двух или трех сторонним и заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально – трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Порядок разработки и действия Соглашения определен в ст. ст. 45 – 51 ТК РФ. Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Содержание, структура Соглашения, порядок, сроки разработки проекта и его заключения определяются комиссией. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия Соглашения определяется сторонами, но не может превышать 3 лет. Стороны имеют право продлить действие Соглашения на срок не более 3 лет. Коллективный договор и Соглашение в течение 7 дней со дня подписания направляются представителем работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Вступление Коллективного договора и Соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. При осуществлении регистрации орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников и сообщает об этом представителям сторон, подписавших Коллективный договор и Соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению. Методической основой для разработки соглашений по охране труда является постановление Минтруда РФ «Об утверждении рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда» от 27.02.95 г. № 11. Соглашение по охране труда в этом документе рассматривается как правовая форма планирования и проведения мероприятий по охране труда. В этом документе должны точно называться мероприятия, сроки их реализации, объемы финансовых и материальных затрат, ответственные исполнители. На основе Соглашения по охране труда составляются квартальные, месячные планы по отдельным подразделениям предприятия. Процесс управления охраной труда и промышленной безопасностью Управление охраной труда и промышленной безопасностью должно осуществляться в следующей последовательности: - проведение анализа состояния охраны труда и промышленной безопасности; - принятие решений и планирование мероприятий; - подготовка к выполнению мероприятий; - выполнение запланированных мероприятий и требований по обеспечению безопасности при выполнении работ; - контроль выполнения запланированных мероприятий. Порядок планирования Планирование мероприятий по охране труда и промышленной безопасности проводится с учетом анализа, оценки и прогноза состояния безопасности, сделанных выводов, а также с учётом предложений контролирующих органов, профсоюзов. Служба охраны труда разрабатывает перспективные и текущие планы. Согласно ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников, а также за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение трудового законодательства, добровольных взносов организаций и физических лиц. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0, 2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Выделяемые на охрану труда средства необходимо концентрировать в фонде охраны труда организации, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В планах мероприятий должен быть обсчитан необходимый объём средств и определен источник финансирования. Принятые решения по намечаемым мероприятиям отражаются в локальном нормативном акте – Комплексном плане мероприятий по охране труда и промышленной безопасности. Комплексный план мероприятий по охране труда и промышленной безопасности В этом документе определяется номенклатура мероприятий, объемы и сроки их выполнения, ответственные за выполнение мероприятий должностные лица, стоимость, источники финансирования. Разработку Комплексного плана осуществляет комиссия во главе с главным инженера (техническим директором). После обсуждения в трудовом коллективе, согласования с представителями профсоюзов и органами государственного надзора Комплексный план утверждается приказом руководителя. В Комплексный план должны быть включены все мероприятия и требования по охране труда, обусловленные Коллективным договором. Основными составными частями Комплексного плана являются: - технические мероприятия по предупреждению опасных и вредных производственных факторов (мероприятия по обеспечению средствами коллективной и индивидуальной защиты; мероприятия по улучшению освещения рабочих мест; мероприятия по борьбе с вибрацией и шумом; мероприятия по предупреждению электротравматизма, пожаров и т.п.); - мероприятия по предупреждению аварий, по готовности к локализации и устранению последствий аварий; - лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия (строительство и реконструкция медпунктов, АБК, гардеробных, душевых, помещений для личной гигиены, прачечных, пунктов для химчистки одежды; строительство и оборудование кабинетов по охране труда, учебных пунктов; проведение медосмотров; строительство и оснащение физкультурно-оздоровительных сооружений и т.п.); - организационные мероприятия (профотбор, обучение охране труда и промышленной безопасности, повышение квалификации, инструктажи, тренировки, проверка знаний; проведение совещаний, собраний, заседаний комиссий по охране труда и т.п.); - мероприятия по профилактическому контролю состояния охраны труда и промышленной безопасности в организации; - мероприятия по образованию (реорганизации) специальных органов управления системой охраны труда и промышленной безопасности (служб, отделов, комитетов, комиссий); - мероприятия по созданию нормативно-правовой базы системы охраны труда и промышленной безопасности (положений, указаний, инструкций, регламентов и т.п.); - подготовка и представление отчетности о системе охраны труда и промышленной безопасности в соответствующие органы; - социально-экономические мероприятия. |