Статья: Использование детского фольклора в развитии речи детей 2х – 3х летнего возраста

Название: Использование детского фольклора в развитии речи детей 2х – 3х летнего возраста
Раздел: психология, педагогика
Тип: статья

Использование детского фольклора в развитии речи детей 2х – 3х летнего возраста

Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Ребёнка, воспитанного на родных ему сказках, играх, песнях, интересует и фольклор других народов. Он с уважением начинает относиться к чужим обычаям и предметам искусства.

Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.

Общеизвестно, что для полноценного развития ребёнка фольклор должен сопровождать его с момента рождения: пестушки, потешки, колыбельные песни, приговоры делают жизнь малыша эмоционально наполненной радостью, словом, общением с взрослыми. Устная детская поэзия обладает своими неповторимыми специфическими качествами, которые характеризуют её как органическую часть самобытной фольклорной культуры в целом. Такие процессы в жизни маленького ребёнка, как умывание, купание, одевание необходимо сопровождать словом: припевкой, приговоркой, становятся для ребёнка более интересными и здесь русское народное творчество незаменимо. Припевками, приговорками издавна пользуются в воспитании детей, для того, чтобы привлечь внимание, успокоить, развеселить малыша, «поговорить» с ним. Опираясь на большой опыт народной педагогики, исполнители детского фольклора неизменно учитывали особенности восприятия детей, проявляли глубокое понимание интересом ребёнка, умели считаться с его возрастом. В область детского фольклора входили и переходили только такие произведения, тематика которых соприкасалась с задачами воспитания, с интересами детской аудитории, а форма была доступна ребёнку любого возраста... Невозможно недооценивать роль родного языка, ведь он помогает детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения друг с другом. Необходимо больше внимания уделять в большей степени развитию речи детей раннего возраста. Ведь истина в том, что именно этот возраст более благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой и правильной речи, для пробуждения интереса ко всему, что окружает малыша. Поэтому задача активизации речи и обогащение словаря и должна стоять на первом месте и решаться ежесекундно, ежеминутно, постоянно озвучиваться в беседах с родителями, проявляться во всех режимных моментах, включая укладывание на сон.

Принимая группу малышей, провожу диагностику развития речи (совместно с учителем логопедом). Выяснив результаты диагностического обследования, ставлю перед собой цель: Поиск новых подходов в решении проблемы развития речи, через ознакомление детей с устным народным творчеством. Устное народное творчество как основа развития речи детей: Свою работу я начала с изучения методической литературы, составила перспективный план, опираясь, прежде всего на развивающую программу "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы Т.С Комаровой, М.А. Васильевой. При разработке плана я учитывала то, что для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширение круга предметов и явлений, создание развивающей речевой среды (чтение сказок, потешек, пение небольших песенок, игры с текстами в которых используются пальчиковый театр, теневой театр, театр фланелеграф и др. средства наглядности). Кроме этого, использование специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющие основу речевых занятий. Для достижения положительных результатов по развитию речи детей и ознакомлению их с устным народным творчеством, постаралась создать в группе спокойную, доброжелательную обстановку. Для этого использовала совместные игры с детьми, рассматривание вместе с детьми книг, ежедневное чтение сказок и потешек разной тематики, например: для новичков – «Мой сыночек маленький, чуть побольше валенка.

В лопаточки обуется, как пузырь надуется»; для тех, кто плачет - «Это что за рёв? Уж не стадо ли коров?

Это не коровушка - это Вова - рёвушка.

Не плачь, Вовочка, не плачь, я куплю тебе калач»;

потешки о бабушках и дедушках:

1.«Уж ты дедушка Степан, у тебя серый кафтан.

Тебя деточки любили, за тобой гурьбой ходили.

Шапка на тебе с пером, рукавички с серебром.

Уж ты ходишь, семенишь, рукавичками

ребятишкам говоришь: собирайтесь все сюда, покушайте киселя»

2. «Ай, таточки, таточки! Встал мальчик на пяточки,

стал на пяточках ходить, одну бабушку любить».

игровые - 1. «Водят мыши хоровод, на лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите,

вот проснётся Васька - кот, разобьёт весь хоровод»;

2. «Сорока - Ворона кашку варила, на порог скакала, деток скликала:

«детки за стол, кашка на стол», этому дала - он дрова рубил,

этому дала - он воду носил, этому дала - он печку топил,

этому дала - он кашу варил, этому дала - он зерно толок,

этому дала - он муку молол, а этому нет ничего - он ничего не делал.

- Ты, седьмой, у ворот постой, вот тебе горшок пустой»;

3. «Стань-ка на дорожке, хлопни-ка в ладошки,

топни каблучками, потанцуй-ка с нами!»

Сначала дети бывают удивлены, но потом охотно подговаривают весёлое стихотворение и выполняют указанные действия.

Очень эффективен приём использования художественного слова во время проведения режимных моментов, в которых я использовала следующие потешки:

на сон грядущий – 1. «Баю, баю, баиньки, прилетели чайки,

стали крыльями махать, наших деток качать»,

2. «Баю, баю, баюшок, в огороде петушок,

песни громко поёт, Ване спать не даёт.

А ты, Ванечка усни, крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать, не гулять, только глазки закрывать»;

3. «Спи, усни, детка Андрюшенька.

Все ласточки спят, все касаточки спят,

нашему Андрюшеньке спать велят»;

4. «Дедушка-Вредушка, к нам не заходи!

Дедушка-Вредушка, дом наш обойди.

Нет у нас капризных деток - нет, нет, нет!

Видишь, спать ложимся? Видишь - выключаем свет!»

потешки после сна – 1. «Тяги, тяги, потягушеньки, на дочку порастушеньки.

Ты расти здоровая во всё времечко, как пшеничное тестечко»

2. «Котик серенький присел на печурочке,

и тихонько запел песню Юрочке:

вот проснулся петушок, встала курочка.

Просыпайся, мой дружок, встань, мой Юрочка»;

при умывании – «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды,

чисто умываемся, маме улыбаемся»;

при кормлении – «Дубы, дубочки, пеку блиночки, блиночки горячие,

не хотят сидеть в печи.

Блиночки румяные, с маслицем и со сметаною».

при одевании – 1. «Завяжи потуже шарф, буду делать снежный шар.

Я шар покачу, гулять хочу»;

2. «Валенки, валенки, невелички, маленьки,

опушка бобровая, Маша чернобровая»;

потешки и прибаутки, главными героями которых являются животные или птицы, помогают активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям:

1. «Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы,

глаза смелые, зубки белые»;

2. «Идёт петушок, красный гребешок, хвост - узорами,

сапоги со шпорами, двойная бородка, частая походка.

Рано утром встаёт, красны песенки поёт»;

3. «Кисонька - Мурысенька, где ты была? ...и т.д».

потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе...

1.«Сосна, сосна, отчего ты красна? Оттого я красна, что под солнышком росла!»;

2.«Ой, ты зимушка - зима, ты с морозами пришла. Ветер воет, вьюга вьёт, вдоль по улице метёт. Как по этой по метели трое саночек летели. И шумят, и гремят, колокольчики звенят»;

3.«Солнышко - вёдрышко! Взойди поскорей, освети, обогрей - телят да ягнят, ещё маленьких ребят!»;

4.«Закатилось красно солнышко за тёмные леса. В лесу пташки приумолкли, все садились по местам, по таким же по местечкам, - по ракитовым кустам».

Сначала дети прислушиваются, а потом охотно подговаривают весёлое стихотворение и выполняют указанные действия. При частом повторении у детей развивается речь, чисто произносятся звуки, развивается память, активизируется словарь. Очень легко запоминаются детям совместные игры, сопровождаемые потешками и движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это игры с пальцами "Пальчики в лесу", «Ладушки-ладушки». В игре «Ладушки» стараюсь использовать имена всех детей: «... маслом поливала, детям давала: Тане два, Вале два, Даше два». И при этом своей рукой касаясь ладошек каждого ребёнка. На мой взгляд, этот контакт необходим для сближения педагога с малышом. Разрабатывая занятия по развитию речи с использованием потешек, сказок, я прилагаю все усилия к тому, чтобы каждый малыш участвовал в нём не только голосом, но и движениями. Например, на занятии по художественному чтению читаю потешку «Котя, котенька, коток», затем предлагаю накормить котика молочком. Дети делают из ладошек «тарелочку» и угощают котика. На следующем занятии они уже сами находят котика среди кукол и зовут его, чтобы угостить. Игровые действия малышей стимулируют не только их память, но самое главное - речевую активность. Каждое занятие я стараюсь сделать интересным, максимально приблизив тему к знакомой ребёнку обстановке.

Например, на занятии по развитию речи на тему «Кто как кричит» (по пособию Т.В. Галановой) я предлагаю детям рассмотреть картинки, на которых изображены животные и птицы (уточки, собачки, кошки, котёнок, птица, птенец) и такие же игрушки. Мы вместе говорим тоненьким высоким и низким голосом. Дети учатся звукоподражанию животным и птицам, отличая маму и детёныша интонацией голоса. На таком занятии дети не только учатся узнавать и называть детёнышей животных и звукоподражанию, но и использовать интонацию голоса.

Рассказывание детям сказок «Репка», «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Лиса и заяц» и др.

На этих занятиях приучала детей внимательно слушать сказки, некоторые сопровождались наглядным пособием (картинки на фланелеграфе, пальчиковый театр, теневой театр, иллюстрации, кукольный театр), вызывала желание детей рассказывать сказку вместе со мной, принимать участие в театрализованном действии, запоминать содержание сказок, правильно и отчётливо произносить звуки и слова, активизировала словарь детей. Приведу пример занятия: Рассказывание детям сказки «Курочка ряба». Рассказ сопровождался демонстрацией фигурок настольного театра и показом некоторых действий персонажей («бил-бил - не разбил», «хвостиком задела, яичко упало»). Затем снова рассказывала сказку (без наглядного сопровождения). На этом занятии я учила детей слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном пересказе; вызывала желание послушать её ещё; формировала способность к обобщению путём упражнения детей в подборе к глаголам соответствующих существительных.

При чтении потешек: «Водичка, водичка...», «Наши курочки с утра...», «Вот и люди спят», Пошёл котик на Торжок...», «Заинька походи...», «Чики-чики-чикалочки...», «Наша Маша маленька...», Котинька-коток» и др., я помогала детям понять содержание, запомнить названия животных и птиц, которые встречаются в тексте, а так же то, что о них говорится; формировала способность к обобщению; вызывала у детей желание послушать эти стихотворения ещё раз, подговаривая отдельные слова; развивала речь, память, активизировала словарь. Дети охотно использовали текст в совместных играх. Приведу пример занятий:

Читая детям потешку «Наши курочки с утра...». Демонстровала на театре фланелеграф картинки, разговаривала с детьми по содержанию. Читала потешку, сопровождая её наглядным материалом. Побуждала детей договаривать слова и звукоподражать уточкам, курочкам, гусям, индюку. Задавала вопросы по содержанию потешки. Далее показывала детям голубей и петушка, напоминала, как они кричат, проснувшись рано утром. Повторяла потешку 1-2 раза, поощряла попытки малышей повторять звукоподражания. На этом занятии дети учились различать и называть птиц, о которых говорится в потешке «Наши уточки с утра...»; понимали простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечали на них; подражали голосам птиц и запоминали звукоподражания; развивали речевую активность, память.

Читая детям потешку «Вот и люди спят...». Дети рассматривали картинки: птицы на веточке; лисы на горочке; зайцы и уточки на травушке - муравушке; малыши в люлечках. Сопровождали слова потешки действиями, отвечали на вопросы. Для младшей подгруппы занятие на этом заканчивалось. Дети старшей подгруппы слушали потешку ещё раз. Я постепенно убирала картинки и просила детей назвать, какие картинки были убраны. Задание усложнялось: перечисляла зверей и птиц и просила детей называть, кто из них летает, плавает, бегает. Дети рассматривали картинки животных и птиц, раскладывали их на три группы: плавают, бегают, летают, при этом называли птиц и животных. На этом занятии я помогала детям понять содержание потешки, запомнить названия животных и птиц, которые встречаются в тексте, а так же то, что о них говорится; формировала способность к обобщению; вызывала у детей желание послушать это стихотворение ещё раз, подговаривая отдельные слова; развивала речь, память, активизировала словарь.

При чтении потешки «Пошёл котик на Торжок...» формировала звуковую культуру речи (звук п., (пь)), упражняла детей в правильном произношении звука «п., пь», знакомила со словами (торжок, снесть, укушу). Малыши вместе со мной рассматривали кота (иллюстрация Ю.Васницова), повторяли слова потешки.

Совместно рассматривали мышку - игрушку. Дети учились звукоподражать мышке. На этом занятии помогала детям понять содержание потешки, вызывала желание слушать её, чётко подговаривать слова (пирожок, булочку, укушу, торжок, благодарить котика за подарок), использовать новые слова в речи; развивала у детей воображение; сформировывала правильное и отчётливое произношение звука «п., пь».

Чтение потешки «Наша Маша маленька...» Показывала детям куклу в зимнем пальто алого цвета, отделанного мехом. Дети хором повторяли и называли «опушку бобровую». Подтверждали, что Маша чернобровая. Я дважды читала потешку. Снимала с куклы алую шубку и давала «поносить» кому-нибудь из девочек. Читала потешку ещё раз и называла имя девочки, у которой «алая шубка». Затем шубку предлагала следующей девочке. Этот приём приносил малышам радость, усиливал желание слушать потешку многократно. На этом занятии я помогала детям понять содержание потешки, запомнить слова аленькая - аленька, опушка, чернобровая - черноброва; вызывала желание послушать потешку неоднократно, повторять стихотворный текст; активизировала словарь детей. Особенно нравятся детям занятия, на которых используется кукла: «Уложим куклу спать», «Кукла проснулась», «Кукла делает зарядку», «Устроим кукле комнату», «Кукла ждёт гостей к обеду», «Научим куклу мыть посуду», «Кукла заболела», «Лечение куклы», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться после прогулки», «Кукла идёт в магазин», «День рождения куклы», «Постираем кукле платье». Приведу примеры некоторых занятий с куклой: 1. Рассматривание одежды куклы Кати и одевание куклы на прогулку.

Показывала детям куклу и красивую коробку с одеждой. Дети вместе со мной перечисляли названия одежды, детали (воротник, пуговицы, рукава), цвет одежды. Всю одежду дети вешали в шкаф. Затем самостоятельно выкладывали из коробки вещи и одевали куклу на прогулку в правильной последовательности.

На этом занятии, я уточняла представления детей об одежде, назначении вещей, детям было интересно, когда одевание куклы сопровождалось чтением потешки («Вот они сапожки...», «Валенки, валенки...»); учила запоминать последовательность одевания на прогулку; активизировала словарь детей.

2. Купание куклы Кати. Использовала ванночку с водой, 2 ведёрка и кружку, мыло, мыльницу, губку, полотенце. Предлагала детям вместе со мной купать куклу. Спрашивала детей, какой водой мы должны купать куклу (тёплой). Раздевали куклу, сажали в ванночку. Я спрашивала детей о назначении мыла и губки. Мыла куклу и сопровождала действия словами. Затем я рассказывала детям, что в одном ведре вода горячая, а в другом холодная. Смешивала воду и спрашивала, какая вода получилась (тёплая). Вместе с детьми мыли куклу и сопровождали действие словами. Затем я использовала полотенце и объясняла его назначение. Одевали куклу и укладывали спать. Предлагала спеть Кате колыбельную. Дети повторяли колыбельную («Баю-бай..») вместе со мной 2-3 раза. На этом занятии я помогала детям запоминать и употреблять в своей речи названия предметов, действий, качеств; ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать. Горячая, колодная, тёплая вода; активизировала словарь детей; вызывала радостное настроение.

Чтобы у детей лучше развивались навык и умение играть, пользоваться игрушками, что-то мастерить самим, употреблять заменители, совместно с родителями мы оборудовали игровой уголок для куклы. Мебель (стол, стулья, диван, шкаф, плита, мойка для посуды). Посуду (столовая и чайная). Одежду для куклы шили и родители, и я вместе с детьми; кроме этого подбирали атрибуты для магазина игрушек, атрибуты для уголка «Доктора Айболита» или «Больница».

Отдельно хочется сказать о прогулках. В наших условиях сделать прогулку интересной и продуктивно использовать её время для развития детей довольно сложно. Дело в том, что оборудование участков не слишком разнообразно, а вынести на улицу необходимый материал не всегда возможно. Чтобы прогулка оказалась максимально полезной, приходилось немного фантазировать. На прогулку я выносила яркую игрушку или фигурку животного, чтобы ещё раз поговорить на тему занятия. Например, речь шла о животных и их детёнышах. В частности о кошке и котёнке. Я выносила на прогулку маленького котенка, и дети играли с ним в подвижную игру, а затем пекли для него прянички из песка, использовали при этом потешку «Кисонька - Мурысенька». После такого своеобразного повторения дети хорошо запоминали слова потешки.

Большую помощь в налаживании благоприятной атмосферы оказали родители моих воспитанников - благоустройство игровых уголков и группы. Я привлекала их к совместным играм и беседам. Мною проводились консультации по развитию речи детей, для этого я использовала папки - передвижки, на которых размещалась информация. Приглашала родителей на занятия («Игра с куклой») с помощью которых родители учились, как правильно играть с ребёнком дома. Они с интересом смотрели занятия, принимали участие в подготовке необходимой атрибутики, знакомились с информацией и задавали вопросы, на которые я с удовольствием отвечала. И в заключении, хотелось бы отметить, что работа проводимая мною в течении учебного года, дало хорошие результаты и к концу года, результаты диагностики по развитию речи, показали, что почти все дети научились говорить внятно, самостоятельно использовать потешки, песенки, стихи. Обогатился словарный запас. Чисто произносят гласные и простые по артикуляции согласные звуки (м, п, б, в, ф). Дети отвечают на простые вопросы, легко общаются друг с другом.

По результатам диагностика усвоения программы воспитанниками, а также по анализу уровня нервно - психического развития детей достигнуты ощутимые результаты.

Родители отмечают, что у большинства детей появился интерес к книгам, некоторые исполняют дома песенки и потешки. Дети с радостью идут в детский сад, с удовольствием ждут начала занятий, активно участвуют и отвечают на вопросы. Я очень рада, что моя работа по использованию устного народного творчества, положительно влияет на развитие речи детей, приносит хорошие плоды. Очень важно, что родители понимают и помогают мне в этой работе с детьми.

Список литературы

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.; Мозайка-Синтез, 1999 г.

2. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.

3. Гербова В.В. Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе (2 – 4 года). Ребенок в детском саду № 5, 2001 г.

4. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. М.; Просвещение, 1986 г. – 128 с.

5. Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России. М.: Линка – Пресс, 2006 г.

6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 9, 1990.; №10, 1994.; №12, 1998 г.

7. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М.; Мозайка-Синтез, 2000 г.

8. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. Санкт-Петербург, Дельта, 1999 г.

9. Печора К.Л. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению. Ребёнок в детском саду, № 4, 2001 г.

10. Пикулева Н. Уговорушки. «Дошкольное воспитание», № 5, 2001 г.

11. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов.Изд. 3-е. М.; «Просвещение», 1972 г.

12. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. М.: Творческий центр, 2001 г.

Из опыта работы воспитателя МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 54» Октябрьского района г. Саратова Айданалиевой Айслу Наурсовны.