Контрольная работа: по Налогам

Название: по Налогам
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: контрольная работа

министерство образования и науки российской федерации

институт менеджмента маркетинга и финансов

факультет «Экономический»

Контрольная работа

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

Вариант 2

Выполнил:

Студент 4 курса

Группы ФК-076

Колосова Ольга Александровна

Проверил:

Пастушкова Л.Н.

Дата: _____

Оценка: _____

Подпись: _____

Воронеж

2010

Содержание

1. Сущность налогообложения.

Различия "налога" и "сбора" …………………………………………………. 3

2. Акцизы: налогоплательщики, подакцизные товары,

объект налогообложения, операции,

не подлежащие налогообложению…………………………………………... 18

3. Практическая часть ……………………………………………………….. 26

Задача 1…………………………………………………………………….. 26

Задача 2…………………………………………………………………….. 27

Задача 3…………………………………………………………………….. 28


Теоретическая часть

Первый вопрос.

Сущность налогообложения. Различия "налога" и "сбора"

Налоги — неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства. Несмотря на изменчивость приоритетов государственного строительства и воззрений на сущность налогов в разные исторические эпохи, финан­сово-экономический фундамент этой взаимосвязи остается неизменным и состоит в необходимости изъятия части дохода, извлекаемого из по­требления факторов производства, в пользу государства для формирова­ния его централизованных финансовых ресурсов (бюджета).

Взаимосвязь экономики, налогов и государства в схематичном виде представлена на рис.1

Национальное богатство =

= ФК+ЧК+ПК

Потребление Создание условий

факторов для увеличения

производства национального богатства


На защиту

Создание ВВП окружающей среды

Доход извлекаемый На реализацию

владельцами факторов экономических

производства программ

На развитие

человеческого

Распределение ВВП потенциала и

социальную защиту

Перераспределение ВВП На поддержание

общественной

безопасности

Изъятие налогами Обеспечение общественно

части доходов в значимых расходов На содержание

бюджет государства государства аппарата управления

Рис. 1 Взаимосвязь экономики, налогов и государства: ВВП — валовый внутренний продукт; ФК — физический капитал; ЧК — человеческий капитал; ПК — природный капитал

Рассмотрим элементы представленной взаимосвязи. Националь­ное богатство, по методологии Всемирного банка, представляет собой стоимостную оценку совокупности физического капитала (под ним понимаются основные производственные и непроизводст­венные фонды, оборотный капитал), человеческого капитала (на­копленных населением здоровья, знаний, умений и навыков, ис­пользуемых в производственной деятельности) и природного капи­тала (окружающей природной среды и запасов природных ресур­сов). Данные виды капитала традиционно определяют как факторы производства. При их использовании (потреблении) в определен­ный промежуток времени (обычно за год) создается валовый внут­ренний (ВВП).

В процессе создания ВВП и его распределения между владель­цами факторов производства посредством косвенных и прямых на­логов происходит частичное изъятие доходов в пользу государства, т.е. перераспределение уже распределенного ВВП. Именно в дан­ном процессе заключен экономический смысл налогообложения.

При этом в финансовом (фискальном) аспекте воплощена сущ­ность прямой взаимосвязи налогов, экономики и государства.

Государство является надстроечной формой управления общест­вом. Общество делегирует государству полномочия и компетенции управления, в том числе и в сфере обеспечения необходимых госу­дарственных доходов, т.е. обеспечения доходной части бюджета.

Под бюджетом как экономической категорией следует пони­мать совокупность экономических отношений, возникающих в свя­зи с образованием, распределением и использованием централизо­ванных финансовых ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного само-

управления. Структура источников1 формирования консолидиро­ванного бюджета России представлена в табл. 1.1, откуда видно, что налоговые доходы являются доминирующим источником (их доля около 90%). Данное соотношение соответствует и мировым показа­телям: в 2002 г. налоговые доходы формировали бюджет США на 93,9%, Канады — на 92,9%, Великобритании — на 92,2%, Герма­нии — на 91,6%, Франции — на 90,5%, Швеции — на 87,8%. Дохо­ды, получаемые государством от непосредственного участия в про­цессе общественного производства и составляющие основную массу неналоговых доходов, в целом невелики.

Общество также делегирует государству компетенцию осуществле­ния общественно значимых расходов за счет этих доходов. Следова­тельно, можно говорить, что посредством налогообложения, созданно­го в процессе производства ВВП, происходит его перераспределение в интересах всего общества, или, другими словами, его частичное обоб­ществление. При этом налогообложение как основа перераспредели­тельных отношений, т.е. распределение уже распределенного владель­цами факторов производства ВВП, выступает не только как домини­рующий источник формирования централизованных финансовых ре­сурсов государства, но и как один из наиболее эффективных инстру­ментов государственного регулирования экономики, функционирую­щей в рыночных условиях. В этом состоит один из аспектов обратной взаимосвязи налогов, экономики и государства.

Другой аспект этой обратной взаимосвязи заключается в выборе приоритетов расходования централизованных финансовых ресурсов государства и возможности создания благоприятных условий для увеличения национального богатства.

Каким же образом государственные расходы увеличивают нацио­нальное богатство страны и далее — объем производимого ВВП?

Во-первых, государственные расходы напрямую увеличивают на­копление всех видов капитала, составляющих основу национально­го богатства. Так, расходы на разведку месторождений полезных ископаемых, природоохранные мероприятия и воспроизводство во­зобновляемых природных ресурсов позволяют сохранять и даже увеличивать имеющийся в стране природный капитал. Социально ориентированные расходы, обеспечивающие доступное и качест­венное здравоохранение, образование, формирующие систему рав­ных возможностей для разных слоев населения и позволяющие ни­велировать социальные диспропорции, возникающие в обществе, повышают качество человеческого потенциала, а следовательно, увеличивают человеческий капитал страны. Расходы экономическо­го характера — государственные инвестиции, государственный за­каз, поддержка отдельных отраслей — увеличивают физический ка­питал страны.

Во-вторых, государственные расходы повышают эффектив­ность использования накопленных в стране видов капитала в сто­рону увеличения ВВП. Например, расходы на правоохранитель­ную деятельность повышают общественную и личную безопас­ность, создают условия для безопасного ведения бизнеса. Выве­ренное законодательство, устанавливающее четкие нормы и пра­вила поведения на рынке владельцев факторов производства, ста­бильная налоговая система, развитая и независимая судебная сис­тема снижают возможность «чиновничьего» произвола, обеспечи­вают гарантии защиты частной собственности, позволяя более эффективно использовать национальное богатство. Кроме того, финансирование реализуемых государством контрольных функций (через налоговые, таможенные, правоохранительные органы, госу­дарственный аудит, государственное казначейство, счетную палату и другие органы) как на этапе сбора налогов, т.е. формирования бюджета, так и на этапе расходования бюджетных средств повы­шает эффективность этих процессов.

Реализация контрольных функций позволяет также противодействовать расширению тене­вого сектора экономики, регламентировать и в определенной сте­пени ограничивать расходы государственного и частного секторов экономики (в том числе и через закрепление в налоговом кодексе

состава расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль), приводя в конечном итоге к более эффек­тивному использованию факторов производства.

В-третьих, государственные расходы стимулируют повышение спроса на накопленные виды капитала, т.е. на факторы производст­ва, тем самым вызывая экономический рост и развитие. Значитель­ный стимулирующий эффект оказывают, например, государствен­ные инвестиции в общественно полезные сферы экономики. Тер­ритории, имеющие более развитую инфраструктуру (дорожную, транспортную, коммунальную и, что еще более важно, образова­тельную, научную, инновационную), формируют среду для ком­фортного проживания социума и развития человеческого потенциа­ла. Такая среда однозначно более привлекательна для развития бизнеса, поэтому возникает повышенный спрос на факторы произ­водства. Финансирование государственных закупок и комплексных целевых программ, кроме обеспечения общественно значимых функций (например, обороноспособности), является импульсом к развитию соответствующих отраслей промышленности, стимулирует спрос на продукцию и воздействует на факторы производства в смежных отраслях.

Следовательно, большинство государственных расходов (за ис­ключением административно-управленческих) стимулирует спрос на факторы производства, повышает эффективность их использова­ния и непосредственно увеличивает их накопление в стране. В этом заключается сущность позитивной взаимосвязи налогов, обеспечи­вающих государственные доходы, государства, осуществляющего за счет этих доходов общественно значимые расходы, общества, улуч­шающего свое социальное самочувствие за счет гарантированного объема публичных благ, и экономики, формирующей базу для нало­гообложения и получающей за счет государственных расходов сти­мулы для своего развития. Однако эта взаимосвязь не всегда бывает столь позитивна. Она бывает нейтральной, когда расходование го­сударственных средств осуществляется неэффективно либо средства распыляются между секторами экономики, объективно не нуждаю­щимися в них, и при этом не оказывают сколько-нибудь заметного воздействия на социально-экономическое развитие страны. Исто­рия знает примеры и негативного характера этой взаимосвязи, ко­гда экономически необоснованные налоги и льготы, повышенное налоговое бремя на факторы производства дестимулировали эконо­мическое развитие и социальный прогресс общества, приводили к массовому уклонению от уплаты налогов, росту теневой экономи­ки, финансовой нестабильности, инфляции, как это было, напри­мер, в России в 1990-х гг.

Следует понимать, что позитивный характер данной взаимосвя­зи начинает проявляться не столько при переходе государства к умеренному налогообложению, сколько при активности и эффек­тивности государства в реализации социальных функций.

Ряд развитых европейских стран характеризуется высоким уров­нем налоговой нагрузки на экономику, обобществляя через налоги от 40 до 50% валового продукта, но при этом значительная часть налоговых изъятий (до 70%) возвращается социуму в виде широко­го спектра доступных общественных благ (услуг медицины, образо­вания, культуры, различных трансфертов социального характера). В результате существенных перераспределительных процессов повы­шается качество жизни всего населения, создаются стимулы для эффективного использования человеческого капитала в экономике.

Следует заметить, что наиболее быстрыми темпами социальные расходы увеличивались в период перехода развитых стран к постин­дустриальной стадии развития, когда роль доминирующего фактора, определяющего темпы роста экономики, перешла от физического капитала к человеческому, т.е. способности человека и его стиму­лам к творческому труду. За период с 1950 по 1990 г. страны Запад­ной Европы увеличили социальные расходы в среднем почти в 2 раза: с 16,0 до 28,4% ВВП. В последние 10 лет социальные расхо­ды также продолжают увеличиваться, но уже более скромными темпами.

Российским правительством реализуется последовательный курс на создание стимулов для экономического роста не через развитие человеческого потенциала путем повышения качества жизни всех слоев населения, а через снижение налоговой нагрузки на эконо­мику. Можно с определенной долей условности констатировать, что российская экономика перешла от негативного характера взаимо­связи налогов, экономики и государства, превалировавшего в сере­дине 1990-х гг., к нейтральному ее характеру. Формирование устой­чивой позитивной взаимосвязи — это проблема выбора и перспек­тивного согласования приоритетов экономической, социальной, налоговой и бюджетной политики государства.

Таким образом, в современных условиях логичным будет вывод о необходимости восприятия не столько экономической, сколько социально-экономической сущности налогов. Такой подход с уве­ренностью можно охарактеризовать как более продуктивный для формирования толерантного отношения к ним. Если экономическая сущность налогов состоит преимущественно в прямом изъятии госу­дарством части валового продукта в свою пользу для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета), т.е. выступает как средство обеспечения расходов государства, то социально-экономическую сущность налогов следует определить как перераспре­деление государством определенной части валового продукта, доста­точной для обеспечения всестороннего развития человека, общества и экономики.

1.2. Понятия «налог» и «сбор», их разграничение

Категория — это общее понятие, отражающее наиболее сущест­венные связи и отношения реальной действительности и познания. Восприятие налога как важнейшей экономико-правовой категории эволюционировало не одно столетие. Однако споры относительно сущности и определения категории «налог» не прекращаются до сих пор. Для конкретизации этой категории необходимо вначале выделить отличительные признаки налога (рис. 1.2). Под признаком тра­диционно понимают показатель, характерную черту, примету, по кото­рым можно определить какое-либо явление, в данном случае — налог.

Императивность Индивидуальная

обязательность) безвозмездность


Законность Признаки налога


Уплата в целях финансового Относительная регулярность

обеспечения деятельности (периодичность) уплаты

государства

Рис. 1.2 Основные признаки налога

Признак императивности отличает уплату налога как безус­ловную обязанность налогоплательщика при возникновении у него объекта налогообложения, т.е. налог — это обязательный платеж. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения в полном объеме возложенной на него обязанности. Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохрани­тельных и судебных органов, которые при нежелании налогопла­ тельщика добровольно исполнить свою обязанность сделают это принудительно.

Индивидуальная безвозмездность как признак отличает нало­говый платеж отсутствием для конкретного налогоплательщика эк- Бивалентного объема выгоды от государственных услуг. Налоговый платеж — это однонаправленное движение потока финансовых, а в исключительных случаях и иных ресурсов от налогоплательщика к государству без наличия встречного персонифицированного потока государственных услуг. Безусловно, такой встречный поток есть в связи с реализацией государством своих функциональных обязан­ностей, но эти услуги предоставляются всем на общих основаниях, а для конкретного налогоплательщика поток встречных услуг не будет эквивалентен или пропорционален величине налогового пла­тежа. Именно данный признак в наибольшей степени отличает на­лог от сбора и других неналоговых платежей (штрафов, различных санкций и т.д.).

Признак уплаты в целях финансового обеспечения деятельно­сти государства характеризует цель взимания налогов как основно­го доходного источника формирования бюджета государства для
обеспечения его деятельности.

Законность как признак отличает налоги тем, что их уста­новление, порядок исчисления и уплаты, изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона. Налогоплатель­щики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Признак относительной регулярности отличает налог опреде­ленной периодичностью его уплаты в строго отведенные законом сроки, т.е. налог — это не разовое, а регулярное изъятие денежных
средств при условии сохранения у налогоплательщика объекта на­ логообложения.

Налоговое законодательство современной России знает уже две трактовки категории «налог». Первое определение, просущество­вавшее семь лет, было приведено в ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.: «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во вне­бюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и наусловиях, определяемых законодательными актами». Данная трак­товка, несмотря на всю ее простоту, страдала существенными мето­
дологическими изъянами: :

· отсутствием разграничения между налоговыми и неналого­выми платежами и, соответственно, определенным отождествлени­ем их со всеми вытекающими отсюда последствиями;

· отсутствием разграничения между различными налоговыми платежами (налогом, сбором и пошлиной), что дестимулировало установление их классифицирующих различий и завуалировало принципиально разный характер их проявления;

· отсутствием таких важнейших признаков налогов, как регу­лярность, индивидуальная безвозмездность, абстрактность, цель;

· избыточной увязкой определения налога с конкретным адре­сатом его получения; в действительности сущность налога не опре­деляется тем, в бюджет какого уровня он зачисляется, тем более чтоэти адресаты зачастую меняются.

Ныне действующая трактовка «налога» в определенной степени устранила эти изъяны. Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуж­дения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях фи­нансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципаль­ных образований». За пределы этого определения уведены неналого­вые платежи, сборам придано отдельное толкование. Кроме того, уб­рана увязка налога с конкретным адресатом его получения, добавлена цель взимания налога.

Из пяти основных признаков налога (рис. 1.2.) в данном опре­делении присутствуют три: императивность (обязательность), инди­видуальная безвозмездность, уплата в целях финансового обеспече­ния деятельности государства. Однако достаточно сложно считать данное определение совершенным и свободным от изъянов. На этом настаивает ряд исследователей, в частности И.В. Горский и В.Г. Пансков. В качестве аргументов выдвигаются следующие осно­вания.

В данной трактовке отсутствует важнейший признак законно­сти, т.е. указание того, что этот платеж должен быть законодательно установлен. Возникает вопрос: почему законодатель в ст. 23 НК не забыл указать, что налогоплательщики обязаны «уплачивать законно установленные налоги», а из определения налога этот аспект выпал?

Совершенно необъяснимым выглядит также отсутствие при­знака регулярности уплаты налога, ведь данный признак отличает налог не только от сбора, но и от неналоговых платежей, таких, как
штрафы, санкции, конфискации.

Крайне спорной видится праводопустимость формы взимания налогового платежа в виде отчуждения, т.е. если исходить из бук­вального смысла ст. 8 НК, налог — это платеж «в форме отчужде­ния». Термин «отчуждение», прочно увязываемый в русском языке с такими атрибутивными характеристиками, как «отнимать, отбирать, конфисковать», демонстрирует неуважительное отношение к госу­дарству, которое в этом случае можно назвать «отбиралыциком». Также процесс отчуждения всегда сопряжен со сменой собственника. Но это не всегда проявляется: при уплате налогов организациями

государственной формы собственности в пользу государства смены собственника не происходит. Кроме того, увязка налога с «отчужде­нием» является неожиданной и для науки. Ни один из виднейших зарубежных или российских теоретиков, характеризуя налог, не свя­зывал его с отчуждением. Совершенно избыточным видится также перечисление гражданско-правовых форм принадлежности отчуж­даемых денежных средств: «на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления».

Непонятно, почему уплата налога увязывается исключительно с денежной формой его внесения. Такая увязка не только избыточ­на, но и ошибочна по своей сути. Налог может быть взыскан и при отсутствии денежных средств у налогоплательщика: в ст. 45 НК прямо указывается на обоснованность «взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика». Безусловно, неденежные формы налогового платежа больше относятся к принудительным способам уплаты, но и при добровольном способе уплаты налога денежная форма является доминирующей в любой налоговой сис­теме, но не единственной. Натуральный способ уплаты присутству­ет еще в ряде налоговых систем. В России применение натурально­го способа уплаты в виде части добытого полезного ископаемого возможно в системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Некорректной является формулировка порядка уплаты налога как «взимаемого государством». Такой порядок больше походит к налоговым санкциям, нежели к налогам, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно на основании своей консти­туционной обязанности.

Формулировку строгого и полного определения дефиниции «налог», по мнению И.В. Горского1, дать настолько сложно, на­сколько и нецелесообразно. Налоговое законодательство ряда стран не пытается формализовать эту сложную категорию, огра­ничиваясь достаточно общим подходом. Отсюда логичен вопрос: надо ли вообще давать в Налоговом кодексе сомнительные и про­тиворечивые определения? Может быть достаточно ограничиться словами ст. 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Такая постановка вопроса вполне логична, однако из этого не следует целесообразность прекращения поиска и анализа более со­вершенных формулировок данной категории. В связи с этим наи­более адекватным видится определение налога, данное В.Г. Пансковым: «Налог — это обязательный, индивидуально безвозмезд­ный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»1.

Аналогичного рода вопросы вызывает приведенное в ст. 8 НК определение сбора, под которым «понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого явля­ется одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправ­ления, иными уполномоченными органами и должностными лица­ми юридически значимых действий, включая предоставление опре­деленных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Анализируя два законодательных определения (налога и сбора), достаточно сложно увидеть их различия. В определении сбора от­сутствуют два признака, присутствующих в характеристике налога: индивидуальной безвозмездности, уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства. Вместо них введен признак индивидуальной возмездности, а именно предоставление опреде­ленного эквивалента «юридически значимых действий» в отноше­нии плательщика сбора. И это вполне объективная рокировка при­знаков. Однако совершенно непонятно: достаточно ли для разгра­ничения данных понятий одного признака индивидуальной безвоз­мездности или возмездности? Почему сбор не увязывается ни с формой взимания в виде отчуждения, ни с денежным способом уп­латы, ни с целями его взимания? Ведь эти моменты при уплате сбора абсолютно идентичны уплате налога, за исключением, пожа­луй, различающихся целей. Почему отсутствует признак нерегуляр­ности и законности сборов?

Все эти вопросы подводят нас к суждению, что законодательная трактовка сбора, как и налога, является достаточно противоречи­вой. Для более адекватной характеристики сбора может быть пред­ложено следующее определение: сбор — это обязательный, индивиду­ально возмездный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый организациями и физическими лицами с целью получения ими от уполномоченных органов и должностных лиц юри­дически значимых действий.

Законность: установление,

порядок исчисления и уплаты,

изменение или отмена

Отсутствие осуществляются Отсутствие

различий исключительно на основе закона различий

Обязательность уплаты:

НАЛОГ возникновение обязанности СБОР

по уплате в результате

несвободного

Различия

выбора плательщика

Различия

Однотипная форма взимания

(в виде отчуждения) и способ

уплаты (денежный)

Отсутствие достаточно четких разграничений

Индивидуальная безвозмездность: Индивидуальная возмездность: отсутствие встречного наличие встречного

удовлетворения (эквивалента прав) удовлетворения (эквивалента прав)

Регулярность уплаты: регулярное Нерегулярность уплаты:

изъятие денежных средств нерегулярное изъятие денежных

средств

Цель платежа: финансовое Цель платежа: покрытие затрат,

обеспечение деятельности связанных с получением

государства определенных услуг и прав

На рис. 1.2 представлены схожие и различающиеся черты про­явления и признаки налогов и сборов.

Рис. 1.2. Проявление основных признаков в понимании налогов и сборов

Разграничив, насколько это возможно, налоги и сборы, охарак­теризуем далее другие обязательные платежи. Следует заметить, что теоретические посылы дифференциации их в значительной степени условны: в полной мере разграничить налоги (сборы) и другие схо­жие с ними платежи не всегда удается. Более того, Налоговый ко­декс даже и не пытается ввести такое разграничение.

На этом основании некоторые исследователи, в частности Б.Х. Алиев, предлагают использовать в качестве разграничивающе­го принцип нормативно-отраслевого регулирования, согласно которо­му налоговые платежи регламентируются нормами налогового за конодательства, а неналоговые обязательные платежи — нормами других отраслей права. Такой подход позволяет внести определен­ную ясность в данное разграничение:

налоговых обязательных платежей — налогов и сборов, непо­средственно входящих в налоговую систему государства и(или) регулируемых налоговым законодательством;

неналоговых обязательных платежей (квазиналогов), непосред­ственно не входящих в налоговую систему государства и (или)регулируемых не налоговым, а иным законодательством;

разовых изъятий налогового характера — платежей, взимаемыхв качестве наказаний за недобросовестное исполнение обя­занностей налогоплательщика (налоговых санкций — пеней,
штрафов) и регулируемых налоговым законодательством;

разовых изъятий неналогового характера — платежей, взимае­мых в качестве наказаний за недобросовестное исполнение обязанностей налогоплательщика (штрафов, конфискаций) и
регулируемых не налоговым, а иным законодательством.

Большинство различных платежей достаточно логично вписыва­ется в это разграничение. Однако при такой классифицирующей ос­нове некоторые обязательные платежи, явно обладающие всеми при­знаками налогов или сборов, но не включенные в перечень ст. 13—15 НК, как, например, таможенные пошлины или плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и другие виды загрязнений, регулирование которых находится вне рамок налого­вого законодательства, следует относить к квазиналогам — ненало­говым обязательным платежам. Очевидно, что подобные разграни­чивающие классификации страдают определенными нестыковками и относиться к ним следует очень осторожно.

Второй вопрос.

Акцизы: налогоплательщики, подакцизные товары, объект налогообложения, операции, не подлежащие налогообложению.

Акцизы – из косвенного налога, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Акцизы включаются в цену подакцизной продукции и тем самым перекладываются на конечных потребителей. При этом сумма акцизов во многом определяет уровень цен на облагаемые товары, а также оказывает воздействие на спрос. Специфической особенностью акцизов является то, что данный налог действует только в отношении отдельных товаров, называемых подакцизными.

Многовековая история развития налоговых отношений показывает, что акцизы являются одним из наиболее надежных источников доходов бюджета. Акцизы применяются во всех странах с рыночной экономикой. Принципы, используемые при установлении акцизов и перечня подакцизных товаров, могут быть сформулированы следующим образом:

· во-первых, акцизами не облагаются товары первой необходимости;

· во-вторых, акцизы устанавливаются с целью изъятия в бюджет получаемой сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции (алкогольная продукция, табачные изделия, нефтепродукты);

· в-третьих, облагая акцизом товары, наносящие вред здоровью человека, государство стремится ограничить их потребление (алкогольная и табачная продукция).

За время использования акцизов неоднократно менялись группы облагаемых товаров и ставки налога. В России в течение ХV-ХХ веков акцизами облагались в основном такие товарные группы, как соль, алкогольная продукция, табак, сахар, нефтепродукты. Поступления акцизного налога в бюджет достигали весомых размеров. После революции 1917 г. Акцизы были отменены, а с 1921 г. – вновь восстановлены, в период финансовой реформы 1930-1932 гг. акцизы были снова ликвидированы. Вновь акцизный налог был введен в России с 1 января 1992 г. В настоящее время акцизы являются вторым по величине косвенным налогом после НДС[1] .

Начиная с 1 января 2001 г. взимание акцизов в РФ осуществляется в соответствии с главой 22 НК. Акцизы относятся к разряду регулирующих налогов, т.е. сумма акцизного налога распределяется в определенных пропорциях между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в зависимости от вида подакцизного товара (по некоторым подакцизным товарам налог целиком поступает в федеральный бюджет).

По Налоговому кодексу РФ (ст. 179). Налогоплательщики.

1.Налогоплательщиками акциза (налогоплательщики) признаются: (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 № 166 - ФЗ)

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 № 166 - ФЗ)

2. Организации и иные лица, указанные в настоящей статье, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с настоящей главой. (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 № 166 - ФЗ)

По Налоговому кодексу РФ (ст.181). Подакцизные товары (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 № 177 - ФЗ)

1. Подакцизные товары признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

В целях настоящей главы не рассматриваются как подакцизные товары следующие товары: (в ред. Федерального закона от 26.07.2006 № 134 - ФЗ)

лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 № 57 - ФЗ)

препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

парфюмерно-косметическая продукция разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл; (в ред. федеральных законов от 28.07.2004 № 86 – ФЗ, от 26.07.2006 № 134- ФЗ, от 16.05.2007 №75-ФЗ)

подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти; (в ред. Федерального закона от 26.07.2006 № 134- ФЗ)

абзацы седьмой - восьмой утратили силу.- Федеральный закон от 26.07.2006 № 134- ФЗ

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) исключен.- Федеральный закон от 24.07.2002 № 110- ФЗ

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.); (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 № 166- ФЗ)

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин. Для целей настоящей главы под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии. (в ред. федеральных законов от 24.07.2002 № 110 – ФЗ (в ред. 31.12.2002), от 21.07.2005 № 107- ФЗ)

Для целей настоящей статьи бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215 град. С при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба. (подп. 10 введен Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ)

2. Утратил силу.- Федеральный закон от 07.07.2003 №117-ФЗ

По Налоговому кодексу РФ (ст. 182). Объектом налогообложения (в ред. Федерального закона от 24.12.2004 № 110- ФЗ (ред. 31.12.2002))

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации. (в ред. Федерального закона от 26.07.2006 № 134- ФЗ)

В целях настоящей главы передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров; (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 № 117- ФЗ)

2) - 4) утратили силу.- Федеральный закон от 07.07.2003 №117-ФЗ;

5) утратил силу.- Федеральный закон от 21.07.2005 №107-ФЗ;

6) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

7) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов); (в ред. Федерального закона от 26.07.2006 № 134- ФЗ)

8) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства не подакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта для производства не спиртосодержащей продукции в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом; (в ред. Федерального закона от 26.07.2006 № 134- ФЗ)

9) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд; (в ред. Федерального закона от 26.07.2006 № 134- ФЗ)

10) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности); (в ред. Федерального закона от 26.07.2006 № 134- ФЗ)

11) передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных ею подакцизных товаров своему участнику (его правопреемнику или наследнику) при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), участнику (его правопреемнику или наследнику) указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества; (в ред. Федерального закона от 26.07.2006 № 134- ФЗ)

12) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе; (в ред. Федерального закона от 26.07.2006 № 134- ФЗ)

13) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

14) утратил силу.- Федеральный закон от 26.07.2006 № 134- ФЗ;

15) - 19) утратили силу. Федеральный закон от 07.07.2003 № 117-ФЗ;

20) получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство не спиртосодержащей продукции.

Для целей настоящей главы получением денатурированного этилового спирта признается приобретение денатурированного этилового спирта в собственность; (подп. 20 введен Федеральным законом 21.07.2007 № 107-ФЗ)

21) получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Для целей настоящей главы получением прямогонного бензина признается приобретение прямогонного бензина в собственность; (подп. 21 введен Федеральным законом 26.07.2006 № 134-ФЗ)

2. Утратил силу.- Федеральный закон от 07.07.2003 № 117- ФЗ;

3. В целях настоящей главы к производству приравниваются розлив алкогольной продукции и пива, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого статьей 193 настоящего Кодекса установлена ставка акциза в размере, превышающем ставки акциза на товары, использованные в качестве сырья (материала). (в ред. федеральных законов от 26.07.2006 № 134- ФЗ, от 22.07.2008 № 142-ФЗ)

4. При реорганизации организации права и обязанности по уплате акциза переходят к ее правопреемнику.

По Налоговому кодексу РФ (ст.183). Операции, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения)

1. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:

1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации; (в ред. федеральных законов от 29.12.2000 № 166- ФЗ, от 29.05.2002 № 57-ФЗ)

2) - 3) утратили силу.- Федеральный закон от 21.07.2005 № 107- ФЗ;

4) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации. (в ред. федеральных законов от 26.07.2006 № 134- ФЗ, от 30.10.2007 № 240-ФЗ)

Освобождение указанных операций от налогообложения производится в соответствии со статьей 184 настоящего Кодекса. (подп. 4 в ред. Федерального закона от 24.07. 2002 № 110- ФЗ (в ред. 31.12.2002))

5) утратил силу.- Федеральный закон от 26.07.2006 № 134- ФЗ;

6) первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;

7) - 13) утратили силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 № 117- ФЗ;

13) - 15) исключены. Федеральный закон от 08.08.2001 № 126- ФЗ.

2. Перечисленные в пункте 1 настоящей статьи операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) только при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных товаров. (в ред. федеральных законов от 29.12.2000 № 166- ФЗ, от 07.07.2003 № 117-ФЗ)

3. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, либо которые размещены в портовой особой экономической зоне. (в ред. Федерального закона от 30.10.2007 № 240- ФЗ)

Практическая часть

Задача 1.

В январе ООО «Луч» реализовало ряд алкогольной продукции:

3.01 – шампанское – 3 тыс. бутылок

5.01 – водку 40% - 4 тыс. бутылок

6.01 – вино натуральное – 9 тыс. бутылок

8.01 – водку 40% - 7 тыс. бутылок и шампанское - 1 тыс. бутылок

16.01 – настойку 30% 3 тыс. бутылок

23.01 – шампанское – 9 тыс. бутылок

Емкость тары: шампанское, вино – 0,7 литра; водка, настойка – 0,5 литра.

Исчислите сумму акциза к уплате в бюджет за январь.

Решение:

Сумма акциза шампанского к уплате в бюджет за январь составит:

13 14 0,7 = 127400 (рублей)

Сумма акциза водки к уплате в бюджет за январь составит:

14 210 0,5 = 1470000 (рублей)

Сумма акциза вина к уплате в бюджет за январь составит:

9 3,5 0,7 = 22050 (рублей)

Всего сумма акциза к уплате в бюджет за январь составит

127400 + 1470000 + 22050 = 1619450 (рублей)

Ответ: 1619450 рублей.

Задача 2.

Гражданину N на праве собственности принадлежит легковой автомобиль с мощностью двигателя 98 л.с., грузовой автомобиль с двигателя 130 л.с. и моторная лодка с мощностью двигателя 25 л.с.

19 июня гражданин N продал моторную лодку и приобрел катер с мощностью двигателя 80 л.с.

Исчислить транспортный налог за налоговый период.

Решение:

легковой автомобиль 98 л.с 5 рублей = 490 (руб.)

грузовой автомобиль 130 л.с. 8 рублей = 1040 (руб.)

моторная лодка 25 л.с. 19.06 продал моторную лодку и приобрел катер 80 л.с.

80 л.с. 10 рублей = 800 (руб.)

490 + 1040 + 800 = 2330 рублей за год.

Ответ: 2330 рублей транспортный налог за налоговый период.

Задача 3.

Для исчисления единого налога на временный доход (ЕНВД) физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 15 января текущего года и занимающегося оказанием ветеринарных услуг, имеются следующие данные. В феврале работал сам предприниматель и 4 помощника, в марте было нанято еще 5 человек. Корректирующие коэффициенты – К1 = 0,9; К2 = 0,7.

Определите сумму ЕНВД.

Решение:

Февраль 5 человек

Март 10 человек

К1 = 0,9; К2 = 0,7

Базовая доходность 7500 руб.

Январь 1 7500 0,9 0,7= 4725 (руб.)

Февраль 5 7500 0,9 0,7= 23625 (руб.)

Март 10 7500 0,9 0,7= 47250 (руб.)

4725 + 23625 + 47250 = 75600 (руб.)

ЕНВД=137025 15% = 11340 (руб.)

Ответ: 11340 рублей.


[1] Таможенная пошлина с 1 января 2005 г. Является обязательным неналоговым платежем.