Реферат: Центральный экономический район
Название: Центральный экономический район Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (РГОТУПС) Факультет: Экономический Кафедра: Экономика, финансы КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ Экономическая география транспорта Тема: Центральный экономический район Выполнила: Преподаватель: Букина С.П. Соколова Т.Г. Москва, 2007 СОДЕРЖАНИЕ: Введение………………………………….……………………………........3 1. Общая характеристика размещения производительных сил центрального экономического района…………………………….……………………….4 2. Экономико-географическое положение центрального экономического района………………………………………………………………………..7 3. Экономико-географическая характеристика отраслей промышленного производства………………………………………………………………..12 4. Транспортная система центрального экономического района………….22 Список литературы………………………………………………………...26 ВВЕДЕНИЕ.
Развитие рыночных отношений в транспортном комплексе выдвигает задачу более полного и качественного удовлетворения потребностей в транспортных услугах народного хозяйства и населения страны. Решение любой глобальной проблемы в сфере экономики России находится в тесной связи с решением проблем транспортного комплекса. Развитие транспортной системы оказывает влияние на такие важнейшие процессы в экономике, как оптимизация структуры экономики народного хозяйства регионов Российской Федерации, формирование товарных рынков в регионах и общероссийского рынка в целом, развитие процесса интеграции нашей страны в мировую хозяйственную систему, реформирование социального комплекса и многие другие. Центральный федеральный округ располагает развитой транспортной системой. Отмечается высокая плотность железных и автомобильных дорог, значительно превышающая средние показатели по России. Крупными железнодорожными транспортными узлами системы стали Москва, Орел, Курск, Белгород, Ярославль, Брянск, Смоленск. От Москвы в разных направлениях отходят 15 автомагистралей. Высокой плотностью дорог отличаются Московская, Тульская, Ивановская, Владимирская, Орловская, Рязанская, Воронежская, Белгородская области. Москва является не только портом пяти морей, но и крупнейшим воздушным портом. В пределах округа развит и трубопроводный транспорт, представленный системой нефте- и газопроводов. Целью курсовой работы является изучение экономико-географической характеристики производительных сил центрального экономического района (ЦЭР) с учетом размещения на его территории основных грузообразующих отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также обеспечения района транспортными коммуникациями.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА По объему валового внутреннего продукта, стоимости основных промышленно-производственных фондов, численности промышленно-производственного персонала, научно-техническому потенциалу, развитой производственной и социальной инфраструктурой он значительно превосходит другие федеральные округа страны. На долю округа приходится почти 25% валового регионального продукта, около 25% сельскохозяйственной и 20% производства промышленной продукции страны. Центральный федеральный округ стал базовым регионом. В нем в наибольшей степени сформировались рыночные отношения и инфраструктура: развитая финансово-кредитная система, транспортные и информационные услуги, успешно привлекаются иностранные инвестиции, создаются совместные с иностранными партнерами предприятия. В округе сформировался многоотраслевой хозяйственный комплекс, в котором ведущую роль играют отрасли обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Ограниченность запасов топливно-энергетических и значительной части минерально-сырьевых ресурсов ставит развитие экономики округа в зависимость от поставок топлива, сырья, комплектующих изделий и деталей из других регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья. В территориальном разделении труда страны округ выделяется наукоемкими и трудоемкими отраслями машиностроения и металлообработки, химической, полиграфической, легкой, пищевой промышленностью, производством строительных материалов. Несмотря на снижение их доли в производстве промышленной продукции за годы экономических реформ, вызванное кризисными процессами и распадом единого экономического пространства, они сохраняют ведущую роль в экономике округа и страны. Сельское хозяйство специализируется на выращивании сахарной свеклы, зерновых, овощных, масличных культур, молочно-мясном животноводстве. Главные причины выдающегося экономического значения Центра На всех этапах развития Центра большое место в определении его ЦЭР занимает первое место в стране по степени развития хозяйства, промышленности. В межрайонном обмене участвует 4/5 продукции • старопромышленный характер района; • концентрация высококвалифицированных кадров; • столичное положение; • бедность природными ресурсами; • роль района, как главной научно-технической базы страны. 2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА. Центральный федеральный округ занимает центральную часть Восточно-Европейской равнины. Границы его проходят не только с федеральными округами России — Северо-Западным, Южным, Приволжским, но и с суверенными государствами — Украиной и Белоруссией. Площадь округа — 652,8 тыс. км2 ; это составляет лишь 3,8% территории Российской Федерации. Выгодное экономико-географическое положение округа обусловливается пересечением водных и сухопутных путей, обеспечивающих устойчивые внутренние и внешние связи. Центральный экономический район России включает город Москву и 12 Район занимает территорию 485,1 тыс. км2
(2,8% площади России), но По численности населения, количеству городов и поселков, разнообразию типов и облика населенных пунктов Центр занимает особое место в нашей стране. Здесь живет 30,3 млн. чел., или 20,4% населения России; по плотности населения (62,6 чел./км) ЦЭР также занимает первое место среди районов. Внутри самого Центра четко различаются густонаселенные промышленные, насыщенные многочисленными городами и поселками районы Волго-Окского междуречья и периферийные западные и южные части. На севере района плотность составляет 15-20 чел./км , на западе и юге — 50-70 чел./км . Наименее плотно заселена Костромская область, а максимальная плотность — в Московской. Центр — район древнейшего славянского заселения, историческое ядро Характерная черта Центра — высокий удельный вес городского Для ЦЭР характерна сравнительно небольшая доля сельских жителей в Миграция оказала определенное влияние на динамику роста Сложившаяся в ЦЭР демографическая ситуация характеризуется Среди районов нашей страны Центр более всех других выделяется Для ЦЭР в целом характерен равнинный рельеф, обусловленный особенностями геологического строения. Эта территория в На северо-западе расположена Валдайская возвышенность, к которой По сравнению с другими районами России Центр сравнительно беден природными, особенно ископаемыми, ресурсами. Имеющиеся ресурсы топлива, железных руд, некоторых нерудных ископаемых, как правило, и в количественном и в качественном отношении занимают весьма скромное место. Такое положение Центра особенно выделяется именно в связи с промышленным развитием этого района, подчеркивающим несоответствие его ограниченных природных ресурсов и мощного экономического потенциала. Топливные ресурсы Центра представлены запасами подмосковного угля Высокая влажность торфа делает более предпочтительным его использование вблизи мест добычи. Большое значение имеют нерудные ископаемые Центра — известняки, Значительную хозяйственную роль играют расположенные в Брянской и По запасам и добыче гипса для производства вяжущих материалов ЦЭР Район Центра лежит в пределах атлантико-континентальной Поверхностные водные источники района представлены разветвленной речной сетью, относящейся к бассейнам Каспийского, Черного и Балтийского морей. Обеспеченность ресурсами поверхностных вод территории района уменьшается с севера-северо-запада на юг-юго-восток. Наиболее крупные реки района — Волга с притоками Окой, Мологой, Костромой и другими, Днепр с Десной, Западная Двина, Дон. Однако в результате положения в районе главных водоразделов в Центре нет особенно крупных водостоков — все значительные реки протекают здесь своими верховьями, набирая полную силу уже за пределами района. Судоходные реки — Волга, Ока, Москва. Другие реки района не имеют большого транспортного значения и в основном играют роль местных источников водоснабжения. Покрытая лесом площадь ЦЭР составляет 40% его территории, или Рекреационные ресурсы ЦЭР имеют особое значение в силу столичного положения и сосредоточения здесь многочисленного, преимущественно городского населения. Район располагает большими рекреационными ресурсами прежде всего благодаря живописным ландшафтам среднерусской полосы. Только леса прямого рекреационного назначения составляют около 1/5 подобных лесов России. 3. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. На территории ЦЭР сформировался сложный промышленный комплекс Таблица 3.1. Удельный вес района в производстве промышленной продукции по отдельным отраслям в 2002 году
Ведущие отрасли района: машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, легкая промышленность. Большое развитие в районе получили пищевая промышленность, угледобыча, электроэнергетика, металлургия, деревообработка, промышленность строительных материалов, стекольная и фаянсовая. 3.1. Машиностроение и металлообработка. Машиностроительный комплекс ЦЭР по численности занятых и товарной продукции не имеет равных в стране. Среди отраслей машиностроения ведущее место принадлежит тем из них, которые в наибольшей степени зависят от наличия квалифицированных кадров и используют мощный научно-технический потенциал района. Таблица 3.2. Распределение производства машиностроительной продукции ЦЭР (в % к итогу). _________
Станкостроительная и инструментальная промышленность ЦЭР Ведущим производственным объединением в автомобильной ЦЭР — родина отечественного железнодорожного машиностроения. Высокой степенью концентрации отличается авиационная промышленность района. Ее предприятия расположены в Москве, Смоленске, Рыбинске (производство двигателей). В Волго-Окском междуречье — Ярославль, Рыбинск, Кострома, Москва, Гороховец — локализуется судостроение. Принципиальное значение имеют расширение и реконструкция ЦЭР не имеет равных по производству оборудования для текстильной 3.2. Горно-добывающая промышленность. Горно-добывающая промышленность включает комбинат «КМА-руда», объединяющий подземный рудник имени И.М. Губкина по добыче железистых кварцитов с двумя обогатительными фабриками и горнообогатительным комбинатом; крупнейший Лебединский ГОК, работающий на богатых рудах Лебединского и Южно-Лебединского месторождений; Стойленский ГОК и рудник, использующий руду Стойленского месторождения, и Яковлевский рудник по добыче руд подземным способом методом глубокого замораживания грунтов. Эти промышленные объекты размещены на территории Белгородской области. В Курской области эта отрасль представлена Михайловским карьером открытой добычи богатых руд и ГОКом. Себестоимость железной руды в регионе на 20% ниже среднеотраслевой в стране с- учетом значительных затрат, связанных с рекультивацией земель и другими природоохранными мероприятими. Большое значение в стране имеют Оскольский металлургический комбинат (г. Старый Оскол Белгородской области) и Новолипецкий металлургический комбинат полного металлургического цикла. Оскольский металлургический комбинат является единственным предприятием в стране, работающим на основе метода прямого восстановления железа. Металлургические предприятия представлены также Новотульским металлургическим заводом, чугунолитейным Косогорским заводом, а также предприятиями передельной металлургии в Москве (завод 3.3. Химическая и нефтехимическая промышленность. В этих отраслях промышленности район имеет значительные основные фонды, крупную научную базу и емкого потребителя. Однако развитие отрасли сдерживается дефицитом сырья, воды, энергии, сложной экологической ситуацией высокоурбанизированного района.
ЦЭР занимает ведущее место по производству азотных и фосфорных По развитию химической и нефтехимической промышленности в ЦЭР 3.4. Легкая промышленность. Легкая промышленность района отличается высокой степенью концентрации, прежде всего текстильной промышленности. На долю легкой промышленности района приходится 1/3 часть производства отрасли, что объясняется наличием мощной производственной базы, крупных НИИ, квалифицированных кадров, широким потребительским спросом. Предприятия района производят почти 80% хлопчатобумажных тканей России, при этом на предприятиях Ивановской, Московской, Владимирской областей — 4/5 всего объема производства х/б тканей в районе. Крупнейший текстильный центр страны — Иваново. Предприятия шелковой промышленности, дающие 45% шелковых 3.5. Пищевая промышленность . В составе отрасли ведущую роль играют сахарная, мукомольно-крупяная, маслобойная, мясная, спиртовая, кондитерская, плодоовощная и табачно-махорочная. Отраслью рыночной специализации является производство подсолнечного масла (20% объема, производимого в России). Одна из старейших отраслей специализации округа — сахарная — базируется на местном сырье. На долю сахарной промышленности приходится 36,7% объема валовой продукции отрасли страны. По производству сахара-песка округ занимает 2-е место в республике, уступая Южному федеральному округу. Сахарная промышленность наибольшее развитие получила в Курской и Белгородской областях. Благодаря устойчивой сырьевой базе увеличивается производство молочной продукции. Высока доля округа в Кондитерская промышленность занимает ведущее место в стране. На долю региона приходится 1/3 производства кондитерских изделий страны. Среди крупных предприятий отрасли наибольшую популярность получила продукция московских фабрик «Красный Октябрь», «Рот-Фронт», им. Бабаева, а также предприятий Воронежа, Курска и Белгорода. Важной отраслью специализации ЦФО является полиграфическая промышленность. Она представлена в Москве комбинатами «Правда» и «Известия», Чеховским комбинатом (Московская область), крупными полиграфическими комбинатами в Твери, Ярославле, Рязани. 3.6. Топливно-энергетический комплекс. ТЭК ЦЭР лишь частично удовлетворяет потребности района. Добыча угля в Подмосковном бассейне снижается.
По добыче торфа ЦЭР занимает ведущее место в России. Здесь работают Таблица 3.6. Распределение отраслей ТЭК ЦЭР в 1992-1993 гг. (в % к итогу).
В настоящее время ЦЭР — один из ведущих в стране по выработке электрической и тепловой энергии. Основу топливно-энергетического комплекса составляют крупные ГРЭС и ТЭЦ мощностью более 1 млн. кВт каждая — Конаковская, Костромская, Каширская, Рязанская ГРЭС, Московские ТЭЦ и др. Вслед за первой в стране атомной электростанцией — Обнинской — построены крупные АЭС: Смоленская, Тверская. Потребности ЦЭР в нефтепродуктах в значительной мере обеспечиваются Рязанским, Ярославским и Московским нефтеперерабатывающими заводами. 3.7. Электроэнергетика и строительство . Высокий промышленный потенциал центрального федерального округа требует большого расхода электрической энергии. В отраслевой структуре промышленного производства округа электроэнергетика занимает 2-е место после машиностроения и металлообработки, ее удельный вес — 18,4%. Основу электроэнергетики и теплоэнергетики округа составляют мощные тепловые и атомные электростанции. Среди тепловых электростанций выделяются государственные районные электростанции Конаковская и Костромская мощностью более 3 млн кВт каждая. Значительное развитие получила атомная энергетика. Первенцем ядерной энергетики Советского Союза и мира стала Обнинская АЭС мощностью 5 тыс. кВт, построенная в 1954 г. в Калужской области. В настоящее время в округе построены такие крупные АЭС, как Курская — 4 млн кВт (г. Курчатов), Смоленская — 3 млн кВт (г. Десногорск), Тверская — 2 млн кВт (г. Удомля), Нововоронежская — 1,8 млн кВт (г. Нововоронеж). Эффективный топливно-энергетический потенциал Центрального округа значительно исчерпан. Для покрытия пиковых нагрузок построена первая в стране Загорская гидроаккумулирующая электростанция (г. Сергиев Посад Московской области), ведется строительство Воронежской ACT. Строительная индустрия в основном обеспечивает внутренние потребности региона. Наибольшее значение имеет цементная промышленность, представленная предприятиями Белгородской (Белгородский и Старооскольский цементные заводы), Липецкой областей. Использование в качестве сырья вскрышных меловых пород, получаемых при разработке железных руд КМА, дает возможность производить самый дешевый в стране цемент. Широко развито производство железобетонных изделий. 3.8. Агропромышленный комплекс. Центральный федеральный округ – один из ведущих сельскохозяйственных районов страны. Благоприятные природноклиматические условия способствовали развитию высокоинтенсивного сельского хозяйства. На долю федерального округа приходится 68% валового сбора льна, 49,4% сбора сахарной свеклы, 33% валового сбора картофеля, 19,4% валового сбора зерна, 16,3% сбора семян подсолнечника, более 30% овощей, 33% картофеля, 28% производства молока, свыше 20% производства мяса. Основные посевы пшеницы приходятся на черноземные области округа — Орловскую, Тульскую, Рязанскую, Липецкую, Белгородскую, Воронежскую и Тамбовскую области. На Центральное Черноземье приходится и основная часть посевов крупяных культур. Так, в засушливых районах юго-востока выращивают просо, а в западных с достаточным количеством поступающей влаги — гречиху. Из технических культур наибольшее значение имеют производство льна и сахарной свеклы. Льноводство представлено в наиболее увлажненных районах нечерноземной зоны округа — Тверской, Смоленской, Ярославской областях. Посевы сахарной свеклы занимают значительные площади пахотных высокоплодородных черноземных земель Курской, Белгородской и Липецкой областей. Посевы подсолнечника наиболее распространены в засухоустойчивых районах Воронежской и Тамбовской областей. В Воронежской и Курской областях распространены посевы конопли, а табака и махорки — в Тамбовской области. В Воронежской и Белгородской областях выращивают и эфиромасличные культуры — анис и кориандр. В областях Центрального Черноземья получило развитие садоводство, особенно в Липецкой и Тамбовской областях. Федеральный округ специализируется и на производстве овощных культур и картофелеводстве. Экономический кризис, охвативший все отрасли экономики, отсутствие государственного финансирования, рост цен на электроэнергию, топливо, металлы и оборудование, сельскохозяйственную технику, минеральные удобрения, комбикорма в значительной степени отразились и на сельскохозяйственном производстве. Животноводство представлено молочно-мясным направлением, свиноводством и птицеводством. В округе получили развитие крупные животноводческие комплексы, птицефабрики. Основное условие эффективного развития такой крупной отрасли сельского хозяйства, как животноводство, — рациональная организация кормовой базы. Несмотря на то что в округе производится значительное количество зерновых и технических культур и имеются отходы пищевой промышленности и витаминного производства, комбикормовая промышленность развита недостаточно. В округе также отмечается несоответствие мощностей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, объемам производства сельскохозяйственной продукции. Отмечаются низкий уровень технической оснащенности предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья, высокая доля ручного труда, слабое развитие инфраструктуры. В то же время в отрасли идет и процесс реформирования. Предприятия различных форм собственности и хозяйствования развиваются при определенных условиях производства. Так, формами частной собственности, характерными для мелкого бизнеса, являются индивидуальные и семейные хозяйства, которые основаны на труде и капитале собственника и его семьи. Эта форма получает развитие в тех направлениях развития сельскохозяйственного производства, в которых технология не требует больших финансовых вложений, а использование техники не связано с коллективным трудом, например в овощеводстве, картофелеводстве, репродуктивном свиноводстве, птицеводстве. В настоящее время на долю личных подсобных хозяйств приходится почти все производство картофеля, 90% овощей, 79% мяса свиней, 84,5% мяса овец, коз.
4. ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ЦЕНТРАЛЬНОГО Центральный федеральный округ располагает развитой транспортной системой. Отмечается высокая плотность железных и автомобильных дорог, значительно превышающая средние показатели по России. От Москвы лучами расходятся в разных направлениях 11 железных дорог, которые, разветвляясь на периферии, образуют более 25 выходов. Велика транзитная роль округа, расположенного на перекрестке путей из нефтяного Поволжья, лесного Севера, промышленного Урала и хлебного Юга. Крупными железнодорожными транспортными узлами системы стали Москва, Орел, Курск, Белгород, Ярославль, Брянск, Смоленск. От Москвы в разных направлениях отходят 15 автомагистралей. Создание московской многополосной кольцевой автодороги с многоуровневыми развязками позволяет осуществлять транзитные перевозки, минуя центр города. Высокой плотностью дорог отличаются Московская, Тульская, Ивановская, Владимирская, Орловская, Рязанская, Воронежская, Белгородская области. Почти 60% автомобильных дорог с твердым покрытием имеют усовершенствованное полотно. Большое значение, особенно в перевозке громоздких грузов, имеют водные пути. Москва является не только портом пяти морей, но и крупнейшим воздушным портом. Три аэропорта столицы (Шереметьево, Внуково, Домодедово) считаются крупнейшими узлами межрайонных и международных воздушных линий. В пределах округа развит и трубопроводный транспорт, представленный системой нефте- и газопроводов.
4.1. Железнодорожный транспорт.
Железнодорожный транспорт занимает 2-е место в грузообороте всех видов транспорта (38%) и 1-е — в пассажирообороте (43,2%). Ведущей железной дорогой на территории центрального экономического района является Московская железная дорога. Протяженность ее составляет 8985 км., что составляет 10,5% от общей эксплуатационной длины Российских железных дорог. Отрасль характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Он дает возможность производить массовые перевозки грузов и пассажиров, что укрепляет его преимущества, повышая производительность труда, и значительно снижает себестоимость перевозок. Кроме того, он Основными грузами железнодорожного транспорта являются На центральный экономический район приходятся основные грузопотоки черных металлов. Европейская часть страны обладает густой и разветвленной железнодорожной сетью. Конфигурация сети — радиально-кольцевая с центром в Москве. От Московского железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Чопа, Баку, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Ташкента, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и др. Годы кризиса привели к деградации транспортного хозяйства из-за отсутствия инвестиций и модернизации, износ основных фондов доходит до 70%, замедлилось развитие железнодорожной сети, резко снизились поставки рельс, шпал, транспортных средств. Одна из острых проблем в отрасли — бартер. Железнодорожный транспорт более, чем кто-либо, получает вместо денег за услуги разнообразные товарные ценности. При этом не хватает средств на уплату налогов, на инвестирование производства, на расчеты с поставщиками и т.д. Железнодорожный транспорт имеет сложную систему пере- Актуальна и проблема нерациональных перевозок на железнодорожном транспорте, она тесно связана с недостатками в размещении и развитии производства во многих отраслях хозяйства страны. Необходимость подъема экономики страны обусловила коренное реформирование системы железнодорожного транспорта. Главная цель реструктуризации отрасли — снижение транспортных издержек и транспортных тарифов, так как высокая транспортная составляющая является тормозом в развитии многих отраслей и производств. 4.2. Речной транспорт. Речной транспорт имеет небольшой удельный вес в грузо- и пассажирообороте. Это связано с тем, что основные потоки массовых грузов осуществляются в широтном направлении, а большинство судоходных рек имеет меридиональное направление. Также негативное влияние оказывает сезонный характер речных перевозок. Ледостав на Волге длится от 100 до 140 дней. Речной транспорт уступает другим видам и в скорости движения. Но он обладает и преимуществами: более низкой себестоимостью перевозок, требует меньше капитальных затрат на обустройство путей, чем в сухопутных видах транспорта. Основные виды грузов речного транспорта — минеральные удобрения, стройматериалы, лес, а также нефть, нефтепродукты, уголь, зерно. Большая часть оборота речного транспорта приходится на Европейскую часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь является Волга со своим притоком Камой. Важное значение для развития речного транспорта имело создание единой глубоководной системы и строительство Волго-Балтийского, Московско-Волжского и Волго-Донского каналов. В настоящее время в связи с экономическим кризисом идет сокращение объемов перевозок грузов и пассажиров речным транспортом, протяженности внутренних водных судоходных путей, падает количество причалов. Основной проблемой развития и функционирования водного
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России, изд. 2-е перераб. и доп.: Учеб. – М.: Гардарика , 2002. 2. Лапидус Б.М., Пехтерев Ф.С., Терешина Н.П. Регионалистика. – М.: 2001. 3. Региональная экономика: Учеб. пособие / Под ред. проф. М.В. Степанова. – М.: Инфра-М, 2000. 4. Экономическая география транспорта, изд. 2-е перераб. и доп. / Под ред. Н.Н. Казанского. – М.: Транспорт, 2002. 5. Экономическая география России: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 6. Экономическая и социальная география России / Под ред. А.Г. Хрущева. – М.: Дрофа, 2002. 7. Атлас мира. Издание испр. и доп. – Издательство «БЕЛЛСИ» Астрель , 2005.
|