Реферат: работа по педагогике
Название: работа по педагогике Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………….3 Глава 1. Психолого-педагогические аспекты готовности к школьному обучению 1.1 Различные подходы на определение психологической готовности к школьному обучению……………………………………………………………….4 1.2 Интеллектуальная готовность к обучению в школе ребёнка шестилетнего возраста…………………………………………………………….. 6 1.3 Личностная и социально-психологическая готовность к обучению в школе ребёнка шестилетнего возраста…………………………………………...8 1.4 Психофизиологическая готовность к обучению в школе…………….10 1.5 Использование современных образовательных программ по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе………………….11 Выводы……………………………………………………………………………...14 Глава 2. Содержание, методы, формы, средства в определении психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе 2.1 Методики, направленные на выявление интеллектуальной готовности детей шестилетнего возраста к школе…………………………………………….16 2.2 Методики, направленные на выявление личностной и социально-психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе…………28 Выводы……………………………………………………………………………...30 Заключение………………………………………………………………………….31 Список литературы…………………………………………………………………32
Введение
Проблема психологической готовности к школьному обучению является одной из самых актуальных проблем среди исследователей различных специальностей. Педагоги, психологи, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству. Однако для того, чтобы начало школьного обучения послужило основой для нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к нему психологически. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надёжности и качества будущей постройки. Объектом исследования являются дети шестилетнего возраста. Предметом исследования является психологическая готовность детей шестилетнего возраста к школе. Цель данной работы - исследование психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе. Реализация поставленной цели достигается путём решения следующих задач: - изучить подходы различных исследователей к определению психологической готовности; - выявить наиболее важные компоненты психологической готовности; - изучить использование современных образовательных программ по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе с точки зрения соответствия возрастным особенностям будущих учеников; - рассмотреть методики, направленные на выявление психологической готовности детей шестилетнего возраста; - распределить методики с учётом компонентов психологической готовности. Глава 1. Психолого-педагогические аспекты готовности к школьному обучению
1.1 Различные подходы на определение психологической готовности к школьному обучению В отечественной психологии серьёзная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С. Выготского, содержится в работах Л.И. Божович (1968); Д.Б. Эльконина (1981, 1989); Н.Г. Салминой (1988); Е.Е. Кравцовой (1991); Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова (1999, 2001) и других. Эти авторы вслед за Л.С. Выготским считают, что обучение ведёт за собой развитие, а потому обучение можно начинать, когда задействованные в нём психологические функции ещё не созрели. В связи с этим функциональная зрелость психики не рассматривается как предпосылка к обучению. Кроме того, авторы этих исследований полагают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребёнка знаний, умений и навыков, а определённый уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе. В связи с этим целесообразно последнее понимание готовности к школе обозначить как «психологическую готовность к школе », чтобы отделить его от других. Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Л.И. Божович (1968) рассматривает два её аспекта: личностную и интеллектуальную готовность. При этом выделяется несколько параметров психического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: 1) определённый уровень мотивационного развития ребёнка, включающий познавательные и социальные мотивы учения; 2) достаточное развитие произвольного поведения; 3) определённый уровень развития интеллектуальной сферы. Основными критериями психологической готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющее собой новое отношение ребёнка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне. Д.Б. Эльконин , обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельность. К наиболее важным предпосылкам он относил: - умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия; - умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе; - умение слушать и выполнять инструкции взрослого; - умение работать по образцу. Н.Г. Салмина (1988) в качестве основных показателей психологической готовности к школе выделяет: - произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности; - уровень сформированности семиотической функции; - личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотической функции как показателя готовности детей к школе, причём степень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребёнка. В работах Е.Е. Кравцовой (1991) при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребёнка. Выделяются три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе. Существенным показателем в этой концепции является уровень развития общения ребёнка со взрослыми и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, что дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития. Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков (1999, 2001) представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК). Выделяют базовые УВК и ведущие УВК, существенно влияющие на успешность усвоения программного материала. Базовые и ведущие УВК в начале обучения в первом классе совпадают. К ним относятся: 1) мотивы учения; 2) зрительный анализ (образное мышление); 3) способность принимать учебную задачу; 4) вводные навыки; 5) графический навык; 6) произвольность регуляции деятельности; 7) обучаемость. Во всех исследования, несмотря на различие подходов, признаётся факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточным для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Исходя из этого положения можно сформулировать определение психологической готовности к школе. Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. 1.2 Интеллектуальная готовность к обучению в школе ребёнка шестилетнего возраста Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в определённом кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы. К шести годам ребёнок должен знать свой адрес, название города, где он живёт; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. Ребёнок должен: 1. Знать о своей семье, быте. У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребёнка не включают общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Включая смысл какого-то события, знание может закрепиться и остаться для ребёнка единственно верным. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребёнка должен формироваться в системе и под руководством взрослого. Хотя логические формы мышления доступны детям шестилетнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями. Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребёнка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребёнка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств. Ребёнок должен: 1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы. В целях интеллектуальной подготовки ребёнка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем. Родители часто много рассказывают об устройстве луноходов и прочих вещах, часто недоступных для понимания детьми. И в результате детям кажется, что они все знают. Фактически у детей нет ясных представлений о тех вещах, о которых они говорят. Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать элементарную зависимость между причиной и следствием. В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, ученики не ориентируются в тетради; допускают ошибки при написании букв Р, Я, Ь; не различают геометрическую форму, если она в другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево. В дошкольный период у ребёнка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребёнок произносит вместо слова рыба - лыба, будут возникать ошибки в грамотности, ребёнок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребёнок будет плохо читать стихи. У ребёнка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребёнок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану. Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни. Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребёнок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе (например, написании элементов буквы). Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребёнку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы. 1.3 Личностная и социально-психологическая готовность к обучению в школе ребёнка шестилетнего возраста Личностная и социально-психологическая готовность ребёнка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребёнка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе. Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома. Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях. Ребёнок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками. Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребёнок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми. Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребёнок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребёнка становится основным видом его деятельности. Отношение к самому себе , к своим способностям, к своей деятельности, её результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д. Ребёнок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение. Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребёнка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы. Даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника. Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное положение - стать школьником, не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе. Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности. Важно знать уровень положительного отношения ребенка к школе для определения пути дальнейшего формирования интереса к ней. Быть школьником - это уже осознаваемая ребёнком ступень вверх, к взрослости, да и учёба в школе воспринимается ребёнком как ответственное дело. Если ребёнок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребёнок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребёнка. Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребёнка к школе. Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата. 1.4 Психофизиологическая готовность к обучению в школе
К семи годам достаточно сформированы структура и функции мозга, близкие по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Так, вес мозга детей в этот период составляет 90 процентов веса мозга взрослого человека. Такое созревание мозга обеспечивает возможность усвоения сложных отношений в окружающем мире, способствует решению более трудных интеллектуальных задач. К началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга и особенно лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы, отвечающей за развитие речи. Этот процесс находит отражение в речи детей. В ней резко увеличивается количество обобщающих слов. Если вы спросите у детей четырех-пяти лет, как назвать одним словом грушу, сливу, яблоко и абрикос, то можно наблюдать, что некоторые дети вообще затрудняются найти такое слово или им требуется много времени для поисков. Семилетний же ребенок без труда находит подходящее слово ("фрукты"). К семи годам достаточно выражена асимметрия левого и правого полушария. Мозг ребёнка "левеет", что находит свое отражение в познавательной деятельности: она становится последовательной, осмысленной и целенаправленной. В речи детей появляются более сложные конструкции, она становится более логичной, менее эмоциональной. К началу школьного обучения у ребёнка достаточно развиты тормозные реакции, которые помогают ему управлять своим поведением. Слово взрослого и его собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные процессы становятся более уравновешенными и подвижными. Костно-мышечный аппарат отличается гибкостью, в костях много хрящевой ткани. Развиваются, хотя и медленно, мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма. Процесс окостенения запястий завершается лишь к двенадцати годам. Моторика руки у детей шестилетнего возраста развита хуже, чем у семилеток, поэтому дети семилетнего возраста более восприимчивы к письму, чем шестилетки. В этом возрасте дети хорошо улавливают ритм и темп движений. Однако движения ребёнка недостаточно ловки, точны и координированны. Все перечисленные изменения в физиологических процессах нервной системы позволяют ребёнку участвовать в школьном обучении. Дальнейшее психофизиологическое развитие ребёнка связано с совершенствованием анатомо-физиологического аппарата, развитием физических характеристик (вес, рост и т. п.), совершенствованием двигательной сферы, развитием условных рефлексов, соотношением процессов возбуждения и торможения. 1.5 Использование современных образовательных программ по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе Новый учебно-методический комплект «Преемственность», выходящий в издательстве «Просвещение», поможет учителям начальных классов в условиях школы (дошкольная гимназия), воспитателям и родителям организовать занятия по систематической подготовке детей 5-6 лет к школе. Все пособия подготовлены авторами учебников для начальной школы, что исключает дублирование программы и предполагает полное соответствие содержания возрастным особенностям будущих учеников, а значит, обеспечивается полная преемственность между дошкольным и школьным образованием. Пособие «От слова к букве: в 2 ч.» Н.А. Федосовой готовит ребенка к обучению чтению и письму: развивает фонематический слух, учит выражать свои мысли. Содержание «От слова к букве» соответствует временам года и делится на осенние, зимние, весенние и летние странички. Дети рассматривают рисунки, составляют по ним тексты, учат стихотворения, делают звуковой анализ слов, рассказывают прочитанные им сказки, составляют рассказы по иллюстрациям, отгадывают загадки, дополняют рисунки, раскрашивают узоры, учатся вписывать изображения предметов в ограниченное пространство, вырезают различные элементы, предметные рисунки. Работа заканчивается заданиями, помещенными под рубрикой «Проверь себя» и предназначенными для диагностики полученных детьми умений. «Риторика для малышей» авторов Г.И. Сорокиной, Р.И. Никольской дает представление о культуре речевого общения, отрабатывает риторические умения. Обучение носит практический характер и основывается на активной речи детей в ситуациях бытового и игрового общения. Цель учебного пособия – пробудить у детей желание общаться, вызвать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие детям темы. «Риторика для малышей» разделена на четыре части: «Ты и все-все-все…», «Говорю и показываю», «Разговариваю и рассказываю», «Слушаю, прислушиваюсь, понимаю». На каждом занятии дети что-нибудь придумывают: подписи к забавным рисункам, заглавие к рассказу, историю по сюжетным картинкам. Задания могут варьироваться в зависимости от уровня развития ребенка, его интереса к занятиям. «Математические ступеньки» С.И. Волковой нацелены на то, чтобы помочь детям научиться считать, складывать и вычитать числа, различать геометрические фигуры. Книга дает возможность развивать внимание, восприятие и воображение, память и мышление, учит проводить сравнение. Делать простые обобщения, логически рассуждать. Работа по пособию позволит сформировать и первые учебные навыки: находить по странице нужное задание, рисунок, запись; слушать учителя; работать в едином с классом ритме и др. Знания и умения детей 5-6 лет могут выступать как продолжение их практических действий, а потому большая часть заданий носит практический характер: дорисуй, раскрась, нарисуй столько же (больше, меньше), вырежи и наклей. «Зеленая тропинка» А.А. Плешакова формирует у детей бережное отношение к природе, навыки наблюдения, сравнения и анализа. В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т.д. Осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы. Данный курс, состоящий из тем «Наши друзья животные», «Зеленое чудо – растения», «Звезды, Солнце и Луна», «Приключения солнечного зайчика», «Круглый год», представляет собой первый для малышей опыт систематизации и «научной» коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественно-научным дисциплинам методам познания: как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Содержание программы – это синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания, включая доступные элементарные сведения из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе. «Волшебный мир народного творчества: в 2 ч.» Т.Я. Шпикаловой способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, знакомит с произведениями народных промыслов. Творческие и игровые приемы увлекут малышей, приучат их к усидчивости, вызовут желание доводить работу до конца. Пособие «Родной дом» М.Ю. Новицкой поможет ввести ребенка в мир традиционной семейно-бытовой культуры, познакомит со старинными обычаями и праздниками. Практические задания будут способствовать развитию самостоятельности ребенка, его эстетического вкуса, наблюдательности, укреплению памяти. «Конструирование» В.И. Романиной закладывает основы для понимания конструкций различных предметов, знакомит с природными материалами, их свойствами. Полное соответствие содержания всех пособий учебно-методического комплекта «Преемственность» возрастным особенностям обеспечит всем детям успешное обучение в 1 классе.
Выводы
Психологическая готовность к школьному обучению имеет многокомпонентную структуру, которая требует комплексных психологических исследований. В этой структуре можно выделить несколько компонентов: 1. Интеллектуальная готовность определяется уровнем развития наглядно-образного мышления и основ логического мышления, перцептивной сферы, связной речи, мелкой моторики рук и сенсомоторной координации. Данный компонент готовности предполагает наличие у дошкольника кругозора, запаса конкретных знаний. Ребёнок должен владеть планомерным и дифференцированным восприятием, обобщёнными формами мышления и основными логическими операциями (анализом, обобщением, выделением существенных признаков и закономерностей и т.д.), смысловым запоминанием. Однако на этом возрастном этапе мышление ребёнка в основном остаётся образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их заместителями. Важным компонентом интеллектуальной готовности является развитие речи ребёнка. В этом возрасте развивается связная монологическая речь. Её специфика, в сравнении с разговорной, состоит не только в том, что в ней должны строго соблюдаться нормы литературного языка, но и в том, что построение развёрнутого высказывания требует гораздо большей производительности, осознанности. Интеллектуальная готовность предполагает формирование у ребёнка начальных общеучебных умений, в частности: умение выделить учебную задачу, умения вычленить способ действия и последовательность этапов выполнения, умения проконтролировать работу на разных этапах и дать ей оценку. У ребёнка также должна быть достаточно выражена познавательная активность. 2. Личностная и социально-психологическая готовность включает формирование у дошкольника готовности к принятию новой социальной позиции (положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей) и проявляется в наличии учебной мотивации, умении общаться со сверстниками и взрослыми, в способности подчинять своё поведение законам детских групп. Готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо управлять своим поведением и познавательной деятельностью, что требует сформированности иерархической системы мотивов. Личностная и социально-психологическая готовность предполагает также определённый уровень развития эмоциональной сферы ребёнка. К началу обучения в школе у него должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (отсутствие импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания), на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. У детей формируется произвольность как способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью. Появление принципиально новых возможностей саморегуляции предполагает не только развитие эмоционального контроля, но и переход от внешней регуляции поведения к внутренней (когда оно становится внутренне осмысленным) и установление соподчинения мотивов поведения. 3. Психофизиологическая готовность определяется физическим развитием ребёнка и его соответствием возрастным нормам. Глава 2. Содержание, методы, формы, средства в определении психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе
2.1 Методики, направленные на выявление интеллектуальной готовности детей шестилетнего возраста к школе
I. Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти
Образец графического диктанта Ребёнку дают листок бумаги в клеточку и карандаш. Показывают и объясняют, как нужно проводить линии. Первое графическое изображение Инструкция. "Теперь внимательно слушай меня и рисуй только то, что я буду диктовать: одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз." Второй графический диктант Инструкция. "Теперь нарисуй еще один рисунок. Слушай меня внимательно: Третий графический диктант Инструкция. "Теперь нарисуем еще один узор. Слушай меня внимательно:
2.2 Методики, направленные на выявление личностной и социально-психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе I. Методика определения уровня развития коммуникативной сферы
II . Определение сформированности мотивационной готовности к школе – «внутренней позиции школьника»
Инструкция: Задайте ребенку вопросы и попросите дать ответы (ответы следует записать). 1. Ты хочешь идти в школу? 2. Ты хочешь ещё на год остаться в детском саду (дома)? 3. Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему? 4. Ты любишь, когда тебе читают книжки? 5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку? 6. Почему ты хочешь идти в школу? 7. Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности? 8. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему? 9. Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем? 10. Во время игры в школу что у нас будет длиннее – урок или перемена? Обработка и интерпретация результатов: Ответы на вопросы 6 и 7 не учитываются. При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы должны звучать приблизительно следующим образом: 1. Хочу идти в школу. 2. Не хочу ещё на год остаться в детском саду (дома). 3. Те занятия, на которых учили, буквы, цифры и т.д. 4. Люблю, когда мне читают книжки. 5. Сам прошу, чтобы мне почитали. 8. Нет, не устроит, хочу ходить в школу. 9. Хочу быть учеником. 10. Пусть будет длиннее урок. Выводы
Методики, направленные на выявление психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе обычно проверяют: - развитие памяти (норма при запоминании 10 слов - 6 и более слов); Оценивают также, что привлекает ребенка в школе (возможность получить новые знания или чисто внешние атрибуты - новый рюкзак, интересный пенал и т.п.); как он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми; какой у него личный темп работы и многое другое. Ребенка считают неготовым к школе, если он: - настроен исключительно на игру; Заключение Изучив данную проблему, автор добился поставленных задач: - изучил подходы различных исследователей к определению психологической готовности; - выявил наиболее важные компоненты психологической готовности; - изучил использование современных образовательных программ по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе с точки зрения соответствия возрастным особенностям будущих учеников; - рассмотрел методики, направленные на выявление психологической готовности детей шестилетнего возраста; - распределил методики с учётом компонентов психологической готовности. Проведённая исследовательская работа показала, что однозначного мнения о слагающих компонентах психологической готовности детей шестилетнего возраста к школе пока нет. Исследовать психологическую готовность ребёнка к школьному обучению во всем объёме означает диагностировать различные её компоненты: мотивационную, интеллектуальную, волевую готовность; сформированность у ребёнка отношения к учителю как к взрослому, обладающему особыми социальными функциями; развитие необходимых форм общения со сверстниками. Шестилетний ребёнок – маленький ребёнок. Он ещё многого не может, если сравнивать со старшими. Но он уже многое может, и очень важно знать, что он может и каковы возможности его психики, его личности. Анализируя новый учебно-методический комплект «Преемственность», выходящий в издательстве «Просвещение», можно сделать вывод о соответствие содержания комплекта возрастным особенностям будущих учеников, а значит, обеспечивается полная преемственность между дошкольным и школьным образованием. Анализируя методики, направленные на выявление психологической готовности шестилетних детей к обучению в школе, автор данной работы сделал вывод, что все методики можно разделить на две группы: 1) направленные на выявление интеллектуальной готовности; 2) на выявление личностной и социально-психологической готовности. Список литературы 1. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 144 с. 2. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление научно-исследовательской работы: Учебно-методическое пособие. – М.: МГОУ, 2006. – 81 с. 3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Пособие для сдачи экзамена. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 239 с. 4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Сост. и науч. ред В.С Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2000. – 624 с. 5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с. 6. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. – СПб.: КАРО, 2004. – 432с. 7. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с. 8. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1998. – 352 с. 9. Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребёнка к школе. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. 10. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002. – 256 с. 11. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: ИЦ «Академия», 1999. 12. Спок Б. Ребёнок и уход за ним. – Х.: Грамус Эйт; Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 448 с. 13. Сухарев А.Г. Закономерности роста и развития детей и подростков. – М.: МИОО, 2003. – 56 с.
|