Реферат: 1. Характеристика экономической категории финансы 5

Название: 1. Характеристика экономической категории финансы 5
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Содержание:

Введение. 3

1. Характеристика экономической категории финансы.. 5

1.1. Возникновение финансов, их связь с государством и развитием товарно-денежных отношений. 5

1.2. Финансы как стоимостная категория. 7

1.3. Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой 13

2. Развитие финансовых отношений в российской Федерации на современном этапе 19

Заключение. 28

Список литературы.. 30

Введение

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.

Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).

В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий. В данной работе мы изучим особенности такой экономической категории как финансы.

Необходимо отметить, что финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда. Финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием и использованием фондов денежных средств.

Финансы - это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями: денежные отношения; распределительные отношения; связаны с формированием и использованием фондом денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

Эти особенности позволили выделить финансовые отношения из общей массы экономических отношений.

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, так, например, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Цель данной работы – изучить особенности категории «финансы».

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Рассмотреть возникновение категории финансов;

2. Дать характеристику финансовым отношениям, рассмотреть отличия их от других экономических категорий;

3. Охарактеризовать структуру финансовой системы РФ и органов ее управления;

4. Провести анализ развитию финансовых отношений в Российской Федерации.

1. Характеристика экономической категории финансы

1.1. Возникновение финансов, их связь с государством и развитием товарно-денежных отношений

Как историческая категория финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Во времена первобытнообщинного строя не было классов, не было и государства. Первое крупное деление общества на классы – это деление на рабовладельцев и рабов и первое государство – рабовладельческое. Переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств.

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата; строительство общественных сооружений (храмов, портов, дорог и т.д.). Главными доходами явились: поступления от государственного имущества, военная добыча, дань, натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.

С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (16-17 вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

Государственные финансы послужили мощным рычагом накопления капитала, происходившего в 16-17 вв. Государственные займы и налоги широко использовались в производительных целях для создания первых капиталистических предприятий. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма, которая позволяла первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной степени направлялись на расширение производства.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

Двадцатый век характеризуется мощным развитием производительных сил, слиянием государства с монополиями, расширением функций капиталистических государств. В условия государственно-монополистического капитализма, особенно после второй мировой войны, резко возрастают государственные расходы.

Второй сферой финансовых отношений выступают финансы частных национальных и транснациональных корпораций. По своей организационной структуре они являются акционерными обществами. Акционерная форма организации деятельности предприятий в странах с развитой рыночной экономикой получила широкое развитие. Дело в том, что выпуск акций – одна из мощных форм мобилизации капитала. Она позволяет трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Без акции, облигаций, кредитов банков корпорации должны были бы находится на самофинансировании, что резко ограничило бы возможности их роста.[1]

1.2. Финансы как стоимостная категория

Прежде чем рассматривать особенности категории «финансы», дадим определение понятию «экономическая категория».

Экономические категории представляют собой теоретическое выражение абстракции общественных отношений между людьми в процессе производства и распределения, материальных благ.

Финансы выступают объектом изучения финансовой науки, которая исследует закономерности развития общественных отношений, выраженных в данной стоимостной категории. Объектом изучения финансовой науки являются как общегосударственные (публичные) финансы, так и финансы отдельных экономических субъектов (предприятий и корпораций). С помощью публичных финансов исследуется процесс формирования и использования государственных доходов и расходов. Объектом изучения финансов хозяйствующих субъектов выступает образование и использование их капитала, доходов и денежных фондов (потребления, накопления и резервных).

Государство выступает не только как субъект собственности на определенную часть имущества, но и в качестве агента производства - хозяйствующего субъекта (финансовая поддержка из федерального бюджета приоритетных отраслей хозяйства, науки, экспорта товаров, закупок сельскохозяйственного сырья, подготовки кадров и др.).[2]

Развитие денежных отношений, выраженных финансами, происходит по относительно частным закономерностям. Основными из них являются следующие.

Во-первых, финансовые отношения непосредственно порождаются государством, в то время как другие стоимостные категории (деньги, цена, прибыль) обусловлены ведением товарного хозяйства. Поясним данную закономерность.

· Развитие финансовых отношений - объективная необходимость, возникающая на определенном этапе развития общества в связи с появлением государства.

· Объем денежных ресурсов, которыми располагает государство, в конечном итоге зависит от экономических условий.

· Государство не может произвольно строить систему финансов, поскольку даже формы финансовых отношений определяются экономическими условиями и это влияет на развитие государственных доходов и расходов.

· Государство может устанавливать только такие виды налогов и сборов, которые соответствуют действию объективных экономических законов и потребностям развития производительных сил.

· Государство, учитывая большое влияние финансов на экономику, часто использует их для усиления воздействия на экономический рост (увеличение валового внутреннего продукта и занятости населения, снижение темпов инфляции и т. д.).

Во-вторых, важным условием возникновения и развития финансов является сфера распространения товарно-денежных отношений в общей совокупности экономических связей. Чем шире представлена эта сфера, тем большее значение в хозяйственной системе имеют и финансы.

В-третьих, финансы выражают денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов (фонда бюджетных средств и денежных фондов хозяйствующих субъектов).

В-четвертых, регулирующая деятельность конкретной страны, связанная с практическим использованием финансов, обособляется в финансовую политику государства. Ее осуществляют специально уполномоченные на это органы финансовой системы (Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет и др.).

В-пятых, финансы в своей развитой форме включают не только общегосударственные финансы, но и финансы предприятий и корпораций, государственный кредит и страховые фонды.

Указанные закономерности позволяют определить финансовые отношения как относительно самостоятельную экономическую науку, связанную с практическим использованием финансов в общественном воспроизводстве, изучающую их содержание, формы проявления, закономерности, роль в хозяйственной системе.[3]

История становления и развития финансов свидетельствует о том, что им свойственны следующие признаки (см. рис.1):

Рис.1. Отличительные признаки экономической категории «финансы»

Дадим краткую характеристику каждого признака.

1. Финансовые отношения между экономическими субъектами и государством носят денежный (стоимостной) характер, позволяющий отделить финансы от натуральных сборов, доминирующих в эпохи рабства и феодализма. Появление финансовых отношений всегда сопровождается реальным движением денежных средств, что характерно для развитого рыночного хозяйства.

2. Финансы выражают распределение (перераспределение) стоимости валового внутреннего продукта (ВВП). Эти процессы характерны для второй стадии воспроизводственного процесса - распределение стоимости ВВП в денежной форме. На данной стадии движение стоимости в денежной форме осуществляется обособленно от движения товаров, что вызвано ее отчуждением (переходом от одного владельца к другому - государству в форме косвенных налогов) или целевым разделением каждой части стоимости в рамках одного владельца - на фонды возмещения, потребления и прибыль. Следовательно, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение стоимости в денежной форме (Д–Д) без встречного эквивалента - товара. Следует отметить, что на третьей стадии (обмен) распределенная стоимость в денежной форме обменивается на товарную форму, т. е. происходит акт купли-продажи товара по рыночным ценам (Т–Д; Д–Т).

Товарообменные операции обслуживаются двумя категориями:

а. деньгами как всеобщим эквивалентом, в результате чего общественный продукт распределяется между субъектами воспроизводства;

б. ценой, на основе которой происходит количественное соизмерение стоимости в денежной и товарной формах.

Других стоимостных инструментов для процесса обмена не требуется.

Сферой возникновения и функционирования финансов является вторая стадия общественного воспроизводства, где происходит распределение ВВП по целевому назначению (на фонды возмещения, потребления и прибыль) и субъектам хозяйствования. Благодаря финансам осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех звеньях народного хозяйства и непроизводственной сфере. Распределение (перераспределение) стоимости ВВП с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Они составляют материальную основу финансов. Финансовые ресурсы образуются у хозяйствующих субъектов (предприятий и корпораций) из выручки от продажи товаров (работ, услуг), а у государства за счет налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц в бесспорном порядке. Финансовые ресурсы государства принимают форму бюджетных и внебюджетных фондов, имеющих строго целевое назначение. Итак, финансовые ресурсы выступают материальным носителем финансовых отношений в хозяйственной системе.

3. Использование финансовых ресурсов осуществляется через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования (например, сметная форма финансирования в бюджетных организациях). Финансовые фонды — важная составная часть общей системы денежных фондов, создаваемых в народном хозяйстве России (например, ссудный фонд, фонд оплаты труда, резервные фонды).

Фондовая форма функционирования финансовых ресурсов позволяет:

а. теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями государства;

б. сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития общественного воспроизводства;

в. полнее увязать общественные и личные интересы в целях развития производства.

4. Финансовые отношения всегда связаны с формированием и использованием доходов, принимающих форму финансовых ресурсов. Ни одна из стоимостных категорий (кроме финансов) не характеризуется таким материальным носителем.

5. Финансовые отношения, будучи объективными, тем не менее, регулируются государством посредством:

а. налогов и налоговых льгот;

б. финансовых санкций за несоблюдение налогового законодательства;

в. процентов по государственным ценным бумагам;

г. учетной ставки Центрального банка России;

д. величины взносов во внебюджетные фонды и др.[4]

Денежные отношения, выражаемые финансами, сводятся государством в единую систему формирования и использования фондов финансовых ресурсов.

Выделение существенных признаков финансов позволяет дать им следующее определение.

Финансы выражают систему денежных отношений, регулируемых государством в целях формирования и использования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения различных общественных потребностей.

Данное определение является наиболее общим, характеризующим финансы как стоимостную категорию. Наряду с общегосударственными финансами важное звено финансовой системы России составляют финансы предприятий различных форм собственности (хозяйственных товариществ и обществ, государственных унитарных предприятий, производственных кооперативов, финансово-промышленных групп и других коммерческих организаций). Финансы предприятий и корпораций выражают систему денежных отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и необходимых для формирования и использования капитала, доходов и денежных фондов. К последним относятся фонды потребления, накопления и резервные. Денежный фонд - обособившаяся часть денежных средств хозяйствующего субъекта, получившая целевое назначение и относительно самостоятельное функционирование.

Денежные средства - это более широкое понятие, чем денежные фонды, которые составляют только часть денежных средств, находящихся в обороте предприятия. Денежные потоки - целенаправленное движение денежных средств в текущей, инвестиционной и финансовой сферах деятельности предприятия (корпорации). Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к экономическому базису общества.

В отличие от финансов кредит - форма движения ссудного капитала. Он предоставляется заемщикам банками на платной и возвратной основе. Ссудный капитал образуется из различных источников: за счет временно высвобождающихся из оборота средств хозяйствующих субъектов, населения, банков и бюджета. Формирование ссудного капитала из указанных источников свидетельствует о тесной связи финансов и кредита, поскольку они являются денежными отношениями. Однако существуют различные способы предоставления финансовых и кредитных ресурсов экономическим субъектам.[5]

1.3. Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой

Финансовая система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.

Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:

1. государственные финансы;

2. местные финансы;

3. финансы юридических и физических лиц.[6]

Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

Государственный бюджет выполняет следующие функции:

- перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);

- регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);

- стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);

- контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.

Федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах.

Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение.

Финансы юридических и физических лиц - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц.[7]

Финансовая система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.

В общем виде структура финансовой системы может быть представлена так (см. рис. 2):

Рис.2. Финансовая система Российской Федерации

Особое место среди финансовых органов занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:

— совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма;

— разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;

— концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

— разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;

— разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;

— разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;

— участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

— разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

— осуществление государственного финансового контроля;

— методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.

Управление финансами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.

Начальной стадией управления финансами является составление финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На макроуровне - это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает:

1. зачисление доходов на единый счет федерального бюджета;

2. распределение федеральных регулирующих налогов;

3. возврат излишне уплаченных сумм доходов;

4. учет доходов и составление отчетности о доходах.

Финансирование расходов федерального бюджета включает в себя:

— разрешение на осуществление платежа;

— осуществление платежа.

На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т.д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, с целью сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры: предоплату счетов; взаимозачетные операции; замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; задаток; банковскую гарантию или поручительство; залог; цессию, т. е. уступку прав требования; факторинг - покупку специализированной финансовой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассацию; учет векселей и др.[8]

Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль.

Финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляется на макроуровне Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ - главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств.

Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля.

Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения. На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятии, независимые аудиторские фирмы и др.[9]

2. Развитие финансовых отношений в российской Федерации на современном этапе

Рассмотрим основные показатели развития экономики, которые характеризуют эффективность финансовых отношений в Российской Федерации (см. таблицу 1).[10]

Таблица 1

Основные показатели развития экономики (в % к предыдущему году)

Показатели

2000

2001

2002

2003

в среднем за год

ВВП

110.0

105.1

104.7

107.3

106.8

Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года

120.2

118.6

115.1

112.0

116.4

Производство продукции промышленности

111.9

104.9

103.7

107.0

106.8

Производство продукции сельского хозяйства

107.7

107.5

101.5

101.5

104.5

Инвестиции в основной капитал

117.4

110.0

102.8

112.5

110.5

Реальные располагаемые денежные доходы населения

112.0

108.7

111.0

114.6

111.6

Реальная среднемесячная начисленная заработная плата

120.9

119.9

116.2

110.3

116.7

Производительность труда

109.5

104.5

103.6

107.3

106.2

Доходы федерального бюджета в %% к ВВП (без ЕСН)

15.5

17.8

17.2

16.7

16.8

Расходы федерального бюджета в %% к ВВП (без ЕСН)

14.1

14.8

15.9

14.9

14.9

Дефицит (-), профицит (+) федерального бюджета в %% к ВВП

1.4

3

1.4

1.7

1.9

Оборот розничной торговли

109.0

110.9

109.2

108.0

109.3

Объем платных услуг населению

104.7

101.6

103.7

105.1

103.8

Экспорт товаров

139.0

97.0

105.3

126.7

115.8

Импорт товаров

113.5

119.8

113.4

123.7

117.5

Реальное укрепление рубля к доллару

111.5

108.4

106.6

118.9

111.3

Номинальный ВВП*, млрд. $

259.8

306.7

345.9

433.0

336.4

* по валютному курсу

Для российской экономики 2003 год в целом был успешным.

Рост ВВП к предыдущему году составил 7.3 процента. Объем промышленного производства увеличился на 7 процентов. По темпам экономического роста Россия опережает большинство стран мирового сообщества.

Ускорение роста в 2003 году обусловлено как высоким внешним спросом, связанным с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой для основных товаров российского экспорта и обусловившим наращивание физических объемов экспорта, так и все большей трансформацией внешнего спроса во внутренний спрос, особенно инвестиционный.

По расчетам Минэкономразвития, из 7.3% роста ВВП, оцениваемого в целом за 2003 год, около 2 п.п. обусловлено превышением в 2003 году среднегодовой цены на российскую нефть Urals среднего долголетнего уровня (18.5 долларов за баррель). Большая же часть роста - примерно 4.6 п.п. – определяется основными внутренними факторами – ростом инвестиций в основной капитал и доходов населения примерно в равной мере. Остальные 0.6 п.п. относятся к "эффекту базы 2002 года".

Рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2003 году составил 14.6 процента. Оборот розничной торговли в 2003 году составил 108% к 2002 году.

В 2003 году объем инвестиций в основной капитал к предыдущему году составил 112.5 процента. Активизация инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики в 2003 году сопровождалась незначительными изменениями структуры инвестиций. По-прежнему общий объем и динамика инвестиций в основном определяются отраслями естественных монополий, нефтяной промышленностью и жилищно-коммунальным хозяйством. Так, инвестиции в топливный комплекс составляют 20.5% общего объема инвестиций в основной капитал. Одновременно возрастают темпы роста инвестиций в обрабатывающие отрасли, так в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности прирост составил свыше 24.8%. В пищевой промышленности – 11.5%, в электроэнергетике – 19.6%, в машиностроении и металлообработке – 18.8%, в черной металлургии – 15.6%, в легкой промышленности – 20.7 процента.

В 2003 году экспорт товаров составил 135.9 млрд. долл. США против 107.3 млрд. долл. за предыдущий год (рост на 26.7%). В 2003 году прирост стоимостного объема экспорта товаров, по оценке Банка России, примерно в равных долях был обеспечен за счет увеличения физического объема и роста цен в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей и цветных металлов. Средняя цена на нефть сорта Urals в 2003 году составила 27.2 долл. США за баррель и превысила цену 2002 года на 14.6 процента.

В целом высокой динамикой характеризовался и импорт товаров. Импорт товаров в 2003 году составил 75.4 млрд. долл. США и на 23.7% превысил уровень 2002 года. Основной рост объема импорта произошел за счет увеличения физических объемов.

В товарной структуре импорта (по данным ГТК) в прошедшем году основное место по-прежнему занимали машины, оборудование и транспортные средства, доля которых составила 37%. Чуть более одной пятой в структуре импорта составляет продовольствие. Значительной остается доля химической промышленности – почти 17 процентов.

Доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли в последние годы возрастала, а в 2003 году практически стабилизировалась в районе 44 процентов.

В целом высокой динамике импорта способствовали, прежде всего, рост доходов населения и предприятий и укрепление рубля. За 2003 год реальное укрепление курса рубля к доллару США составило 18.9%, реальный эффективный курс рубля (по "корзине" валют) укрепился на 4.1%. Негативное влияние укрепления рубля на конкурентоспособность российских товаров перед импортными несколько смягчается относительно более благоприятной динамикой по отношению к евро – реальное снижение курса рубля к евро составило за год около 1.6% (при этом на еврозону приходится около трети импорта в Россию).

Внешнеторговое сальдо в 2003 году составило 60.5 млрд. долл. США, что значительно выше, чем год назад и сопоставимо с рекордным уровнем 2000 года.

Это обусловило значительный прирост золотовалютных резервов Банка России, которые на 5 марта 2004 г. составили 84.6 млрд. долл. США.

Снижаются темпы инфляции. За 2003 год потребительские цены увеличились на 12% против 15.1% за 2002 г., причем замедление темпов инфляции происходит в условиях растущего платежеспособного спроса населения. При этом базовая инфляция за 2003 год составила 11.2%. Наибольший вклад в рост потребительских цен внесли продовольственные товары – 5.4 п.п. или 45.2%. Доля платных услуг составила 3.6 п.п. (30.3%), непродовольственных товаров – 2.9 п.п. (24.5 процента).

2004 год также оказался удачным для России. Ускорение темпов роста крупнейших мировых экономик обеспечило российским экспортерам благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, позволило Банку России значительно нарастить золотовалютные резервы, а Министерству финансов сводить федеральный бюджет со значительным профицитом и увеличить размер Стабилизационного фонда. Высокие цены на товары традиционного российского экспорта и значительные темпы экономического роста позволили российским компаниям заметно повысить прибыльность.

Макроэкономическая стабильность и относительно быстрый экономический рост - в 1 полугодии 2004 года темпы увеличения ВВП не опускались ниже 7% - позволили ведущим международным рейтинговым агентствам повысить суверенный рейтинг России до инвестиционного уровня. С октября 2003 года Россия обладает investment grade нижнего уровня от агентства Moody's, а в середине ноября 2004 года рейтинг инвестиционной категории России присвоило агентство Fitch. Наиболее авторитетное среди инвесторов рейтинговое агентство S&P, скорее всего, присвоит стране инвестиционный рейтинг в начале 2005 года.

Между тем хорошие макроэкономические результаты несколько омрачаются постепенным замедлением темпов роста, а также ускорением инфляции, которая по итогам года может примерно на 1,5% превысить запланированный правительством на 2004 г. уровень в 10%.

В 2005 году правительство страны намерено понизить базовый уровень инфляции на потребительском рынке до 8%, и, возможно, данным планам будет суждено осуществиться. Дело в том, что значительный вклад в общий уровень инфляции в 2004 году внес рост цен на топливные ресурсы, в частности на бензин и газ, подорожание которых обусловлено высоким спросом на ресурсы в мире. В 2005 году начавшаяся тенденция к снижению цен на сырье, в первую очередь на нефть, имеет все шансы продолжиться на фоне ослабления спроса, поэтому инфляционное давление, вызванное данным фактором, будет ослабевать. Второй причиной инфляции является рост денежной массы, обусловленный покупками валютной выручки Банком России. На фоне постепенного ухудшения внешнеторговой конъюнктуры объем нетто-покупок ЦБ на валютном рынке, темпы роста его золотовалютных резервов будут снижаться, в результате чего рост денежных агрегатов замедлится, уменьшив вклад в инфляцию монетарных факторов. Динамика уровня инфляции (в т.ч. прогнозный уровень на 2005 год) представлена на рисунке 3.

Рис.3 Уровень инфляции (декабрь к декабрю, %)

На фоне некоторого замедления темпов роста крупнейших экономик мира и охлаждения внешнеэкономической конъюнктуры тенденция к снижению темпов роста российского ВВП сохранится, тем более что уже сейчас наблюдается замедление роста доходов населения, снижение темпов роста промышленного производства и инвестиций в основной капитал. Постепенное торможение экономики России неизбежно и по причине укрепления реального эффективного курса рубля, значение которого уверенно приближается к предкризисным отметкам 1997 г. В 2004 году на фоне более чем 10%-ной инфляции курс рубля к евро ослабел лишь на 3,3%, а по отношению к доллару рубль и вовсе укрепился. В результате за 11 месяцев года индекс реального эффективного курса рубля вырос на 2,9%.

Что касается ситуации на валютном рынке в следующем году, то динамика курса рубля к евро и доллару будет зависеть от динамики пары евро/доллар на международном рынке Forex, однако, учитывая сохраняющийся значительный профицит внешнеторгового баланса, можно предположить, что рост реального эффективного курса рубля в 2005 году продолжится, по крайней мере в первой половине года. Динамика укрепления рубля к доллару США (в том числе прогнозная на 2005-2008 гг.) представлена на рис. 4.

Рис.4. Реальное укрепление рубля к доллару США

В целом российская экономика накопила существенный запас прочности в виде возросших золотовалютных резервов, солидного Стабилизационного фонда, поэтому в 2005 году в России сохранится макроэкономическая стабильность, а рост ключевых макроэкономических показателей, вероятно, продолжится (см. рис.5).

Рис.5 Динамика золотовалютных резервов (на конец года, млрд. долл. США)

Немаловажное значение в укреплении финансовых отношений в Российской Федерации играет развитие банковского сектора.

Рис.6. Банковский сектор России (на конец года, % ВВП)

В соответствии со стратегией его развития основными направлениями совершенствования будут:

Повышение конкурентоспособности банковского сектора:

1. развитие системы страхования вкладов;

2. новый вид договора банковского вклада, с особыми условиями возврата;

3. перевод отчетности в электронную форму;

4. формирование системы регистрации залогов движимого имущества и имущественных прав (бюро регистрации)

5. система бюро кредитных историй;

6. упрощенная процедура кредитования малого бизнеса;

7. принцип презумпции добросовестности участников кредитной сделки.

Повышение капитализации банковского сектора:

1. создание условий для реорганизации, слияний и присоединений кредитных организаций;

2. повышение требований к достаточности капитала;

3. отмена ограничений на выпуск облигаций;

4. установление с 01.01.2007 года для действующих банков требования к размеру собственных средств в 5 млн. евро. При этом действующие банки, имеющие на 01.01.2007 года капитал ниже 5 млн. евро продолжат свою деятельность при условии неснижения величины капитала.

Совершенствование банковского надзора:

1. раскрытие информации о реальных владельцах банков, установление требований к их деловой репутации;

2. установление требований к деловой репутации лиц, занимающих руководящие должности в кредитных организациях;

3. введение института кураторов кредитной организации, определение их статуса и функций;

4. введение в состав совета директоров кредитных организаций “независимых директоров”.

Развитие страхового сектора РФ представлено на рис. 7.

Рис.7. Страховой сектор России (млрд. руб.)

Основные задачи в области страхового дела на 2005 год:

1. Совершенствование системы ОСАГО;

2. Повышение надежности страховой системы, борьба со «страховыми схемами»;

3. Развитие классического страхования жизни;

4. Развитие страховых компаний как институциональных инвесторов;

5. Развитие деятельности страховых актуариев;

6. Содействие по вступлению России в международную систему «Зеленая карта».[11]

Заключение

Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота. Финансовые отношения непосредственно порождаются государством, в то время как другие стоимостные категории (деньги, цена, прибыль) обусловлены ведением товарного хозяйства. В этом главное отличие финансовых отношений от других экономических категорий.

Отличительными признаками финансов как экономической категории также являются: денежный (стоимостный) характер финансовых отношений; распределительный (перераспределительный) характер финансовых отношений; фондовый характер денежных отношений, выражающих категорию «финансы»; финансовые отношения всегда связаны с формированием доходов, принимающих форму финансовых ресурсов; финансовые отношения, будучи объективными, тем не менее, регулируются государством.

Характеризуя развитие финансовых отношений Российской Федерации, необходимо отметить следующие: наблюдается рост ВВП; снижение уровня инфляции в динамике; рост реальных доходов населения и средней заработной платы; накопление существенного запаса прочности в виде возросших золотовалютных резервов, солидного Стабилизационного фонда; развитие банковского и страхового секторов.

Однако, несмотря на положительные показатели развития экономики нашей страны говорить о стабильности еще рано.

Уровень инфляции остается по-прежнему высоким. Так, если в экономически развитых странах приемлемым считается уровень инфляции 2%, то в 2005 году предполагаемый уровень инфляции в РФ достигнет 8%.

Несмотря на рост реальных доходов населения, и средней заработной платой сохраняется высокая доля бедных. Распределение доходов населения показывает, что доля бедных достигает у нас 25% (36 млн. человек); половина граждан страны имеет доходы меньше 4 долл. в день; десятая часть не обеспечена даже продуктовой корзиной; половина российских детей живет в состоянии бедности.

Несмотря на рост инвестиций в реальный сектор экономики, их величина по-прежнему незначительна, что говорит об отсутствии благоприятного инвестиционного климата в России.

Список литературы

1. Абрамова М.А. Финансы и кредит. - М.: Юриспруденция, 2003. – 448с.

2. Белозеров С.А. Финансы Учебник. - М.: Проспект,2004. – 512с.

3. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 186с.

4. Доклад министра финансов Российской Федерации Кудрина А.Л. Об итогах исполнения федерального бюджета за 2004 год и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2005 год: Интернет ресурсы: www.minfin.ru.

5. Дюбин В.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов. – Петрозаводск.: ПетрГУ, 2003 – 388с.

6. Леонтьев В. Е. Финансы, деньги, кредит и банки. – М.: Знание, 2003. – 384с.

7. Лившиц В. Государство в рыночной экономике. // Российская экономика. – 2001. - №11.

8. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

9. Литовченко В.П. Финансы. – М.: «Дашков и К», 2004. – 724с.

10. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях. // Финансы. – 2001. - № 5.

11. Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 1999-2004 гг.: (по материалам Росстата) // Вопросы статистики. - 2005. - № 1.

12. Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // Финансы. - 2002. - № 5.

13. Плышевский Б. П. Динамика ВВП России и структура его производства // Вопросы статистики. - 2005. - № 1.

14. Романовский М.В. Финансы Учебник для вузов. - М.: Юрайт-М, 2002. – 504с.

15. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 615с.

16. Финансы / Под ред. В. М. Родионовой. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. – 466с.

17. Финансы. Учебник / Под. ред. проф. В.В.Ковалева. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 640с.


[1] Финансы. Учебник / Под. ред. проф. В.В.Ковалева. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 640с.

[2] Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

[3] Белозеров С.А. Финансы Учебник. - М.: Проспект,2004. – 512с.

[4] Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

[5] Абрамова М.А. Финансы и кредит. - М.: Юриспруденция, 2003. – 448с.

[6] Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 186с.

[7] Литовченко В.П. Финансы. – М.: «Дашков и К», 2004. – 724с.

[8] Леонтьев В. Е. Финансы, деньги, кредит и банки. – М.: Знание, 2003. – 384с.

[9] Пансков В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // Финансы. - 2002. - № 5.

[10] Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 1999-2004 гг.: (по материалам Росстата) // Вопросы статистики. - 2005. - № 1.

[11] Доклад министра финансов Российской Федерации Кудрина А.Л. Об итогах исполнения федерального бюджета за 2004 год и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2005 год: Интернет ресурсы: www.minfin.ru.