Реферат: «Инновационные формы и методы работы, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся, привитие им интереса к русскому языку»

Название: «Инновационные формы и методы работы, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся, привитие им интереса к русскому языку»
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

ОУ «Баевская муниципальная средняя общеобразовательная школа»

Номинация: «Инновационные подходы к обучению, способствующие повышению качества знаний учащихся»

Тема: «Инновационные формы и методы работы, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся, привитие им интереса к русскому языку».

Денисенко Нина Павловна,

учитель русского языка и литературы,

1 категория.

С. Баево

2009 год

1.ВВЕДЕНИЕ

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы- резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. И решить эту проблему нельзя, даже научив правильно написать слово, в нужном месте поставить запятую. Это лишь форма, но гораздо важнее то внутреннее, то главное, что выражается через форму. Язык призван осуществлять общее между людьми, чтобы один понимал другого, чтобы каждый смог быть понятым, т.е. через язык выразить часть своего «Я»: мысль, настроение, состояние, отношение к чему-либо. Таким образом, содержанием школьного предмета «Русский язык» должно быть развитие в ребенке способности так владеть словом, чтобы слова всегда складывались в значимый смысл, чтобы человек умел сказать именно то, что хотел, донести до другого часть своего «Я».

Реализовать такое содержание преподавания очень трудно, потому что для этого школьника нужно научить чувствовать слово, осмысливать закономерности языка и понимать (пусть на своем уровне) его философские основы.

Вопросы воспитания интереса к предмету всегда занимали педагогов, актуальны они и сегодня. «Ученье, лишенное всякого интереса… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет», - писал К.Д. Ушинский. И с ним нельзя не согласиться.

Хочется напомнить о несомненной связи между практической грамотностью человека и его образованием, всесторонним интеллектуальным развитием.

Наша задача – дать ученику возможность такого развития, воспитать человека, любящего мудрость написанного слова, помочь становлению свободной, гуманно мыслящей, грамотной личности.

2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Слово учителя – ничем не заменимый

инструмент воздействия на душу

воспитанника. Искусство воспитания

включает в себя прежде всего

искусство говорить, обращаясь к

человеческому сердцу.

В.А. Сухомлинский.

Как сделать каждый урок грамматики радостным и интересным? Как активизировать деятельность учеников? Как не только передать ребятам определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше? Эти задачи ставит перед собой каждый учитель русского языка и литературы. Очень важным для решения этих задач считаю сохранение преемственности преподавания, поэтому обучаю детей с 5-ого по 11-ый класс. Конечно, результат работы вижу в том, чтобы каждый ученик овладел русским языком как средством устного и письменного общения. А для этого необходимы два условия: творческий подход к делу со стороны учителя русского языка и интерес к изучаемому предмету учащихся. Этому помогает использование различных форм контроля и самоконтроля учащихся:

- уплотненный контроль по карточкам;

- диктанты «По следам ошибок»;

- вариантные задания;

- перфокарты;

- работа с использованием сигнальных карточек;

- взаимовопрос по теоретическому материалу;

- ЭВМ.

Главное, с первой минуты увлечь ребят, повести их за собой в прекрасный мир слов. Например самый обычный урок «Местоимение как часть речи» можно начать совсем необычно:

«Я вам расскажу сейчас об одном маленьком слове, таком умном, что просто не верится. Это маленькое слово КТО. Постучали в дверь – ты спрашиваешь: «Кто?». А не будь этой малышки «кто», ты должен был бы спросить: «Это Саша стучит? Марина? Почтальон? Соседка?» А тот бы все время отвечал: «Нет, нет, нет ». И ты бы мог часами спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы, все только спрашивал бы. А так: «Кто там?» и в этом коротеньком «кто» имена всех на свете людей. «Кто»- это местоимение.»

Такое знакомство увлекает ребят. В конце урока они делают открытие: «Местоимение так называется потому, что заменяет оно имя, употребляется вместо имени».

Слово учителя увлекает ребят за собой, они с интересом работают, тема усваивается легко и быстро.

3. СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ НА УРОКЕ

Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач. Ситуация познавательного затруднения, вовлекающая учащихся в самостоятельное познание элементов новой темы, носит название проблемной ситуации.

Можно выделить три уровня проблемности: высокий, средний и низкий. Проблемная задача, сформулированная на высоком уровне, не содержит подсказку, либо одну подсказку; на среднем уровне – две-три подсказки. Проблемная задача, сформулированная на низком уровне, содержит ряд последовательно предлагаемых заданий и вопросов, которые постепенно подводят учащихся к выводу какого-либо орфографического правила. Работа с карточками 3-х уровневой проблемности хорошо идет при работе в группах и при уровневой дифференциации.

Дети овладевают мыслительными операциями: сравнением, анализом, синтезом, обобщением, кроме этого, формируется орфографическая зоркость, устойчивые орфографические навыки. Проблемная ситуация придает уроку глубинный характер, обеспечивая видение в слове той или иной орфограммы, развивает умение мыслить и применять знания на практике.

Особенности групповой формы работы:

1. деление класса на группы для решения конкретных учебных задач;

2. каждой группой ведется выполнение определенного задания сообща, под руководством лидера группы или учителя;

3. учитывается и оценивается индивидуальный вклад каждого члена группы;

4. непостоянный состав групп дает возможность раскрыться каждому члену группы.

Групповая форма работы имеет ряд преимуществ: активизирует мышление учащихся, делает их более раскрепощенными на уроке, позволяет раскрыться даже слабому ученику, отсюда, особый интерес к этой форме работы, и, как следствие, к предмету «Русский язык».

Каждая группа существует столько времени, сколько ей отводится для решения поставленной задачи, которую она решает определенное время, затем группе предстоит отчитаться по проделанной работе.

ГРУППЫ

Однородного состава: смешанного состава смешанного состава

- сильные; (создаются на (периодически

средние; этапе закрепления меняются)

слабые; изученного материала)

- заинтересованные;

незаинтересованные.

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Эта технология направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся, привитие интереса к русскому языку. Кто из учителей не сталкивался с проблемой, как добиться высоких результатов обучения? Стремление решить эту проблему заставляет нас, педагогов, искать новые пути, применять новые технологии…

Чем же привлекает технология уровневой дифференциации? Во-первых, в условиях этой технологии ученик сам принимает решение, на каком уровне ему работать, а следовательно, и ответственность за выполнение принятого решения ложится на него самого.

Во-вторых, эта технология ставит всех учащихся в равные условия.

В-третьих, ученик получает возможность осваивать учебный материал в соответствии со своими способностями и стремлениями. Данная технология значительно облегчает учебную деятельность учащихся, способствует устранению таких негативных факторов, как страх перед получением отрицательной отметки за четверть, дискомфорт на уроке, разного вида комплексы.

Но при этом деятельность учителя усложняется: работа требует дополнительного времени и дополнительного материального обеспечения. Учитель должен разработать технологическую карту с определением целей и задач, запланировать содержание урока, включить подачу материала крупными блоками, отработку обязательных заданий, тренировочный и контрольный зачеты; дается список ОРО( обязательные результаты обучения). В индивидуальных листах учета и контроля ученики отмечают задания, которые они выполнили сразу и те, что потребовали дополнительной работы. Ведение таких листов дает возможность учителю вовремя ликвидировать пробелы, дети же работают с большим интересом.

Технологическая карта предполагает цели:

1. Сформировать ясное представление об орфограмме, выработать навык опознавания орфограмм в соответствии с правилами, изученными в начальной школе.

2 .Познакомить учащихся с основными принципами русской орфографии, выработать навык выделения морфем, в которых содержатся орфограммы.

3 .Научить применять алгоритмы решения орфографических правил.

Осуществление этих целей на практике и ведет к повышению интереса к предмету, выработке орфографической зоркости, любви к русскому языку.

При работе над этой технологией я использую материал из опыта работы учителей Алтайского края из сборника «Актуальные проблемы обучения русскому языку», составителем этого сборника является О.А.Любимова, а редакторами О.А.Любимова и О.А. Староселец. (г.Барнаул,Акипро,1999)

5.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

Практическая значимость данной темы по русскому языку очевидна. Интерес к предмету растет, поэтому возможность использования в образовательном процессе темы «Формирование интереса к предмету «русский язык»» велика. А.А.Леонтьев говорил о том, что «вся мудрость школьной методики сводится к тому, чтобы поставить ученика в такую психологическую ситуацию, в которой ему будет легче всего усвоить данное знание, разрешить данную задачу. Делается это разными способами...»

На уроках русского языка я постоянно использую нестандартные задания по различным разделам языка: фонетике, графике, орфографии, синтаксису. Задания использую двух типов:1) учебно-поисковые; 2) исследовательские. Большинство заданий носит проблемный характер: учащиеся оказываются перед проблемой, которую должны осмыслить, а затем принять верное решение. Интерес к разрешению задания заложен, прежде всего, в материалах, где часто за занимательной формой угадывается лингвистическая проблема. Например, такие задания: «Найдите ответ к шарадам. С какими проблемами лингвистики они связаны?» «В чем лингвистический смысл шуточных вопросов?»

Важной стороной деятельности по воспитанию интереса учащихся к изучению русского языка считаю специальные задания по работе с литературой. Очень важно формировать интерес у учащихся к школьному учебнику русского языка. Так организовать деятельность учащихся, чтобы они чувствовали коммуникативную функцию русского языка. Учитель сам должен решить, что использовать на уроке, что на факультативных занятиях, в кружках. Некоторые интересные задания требуют хорошей лингвистической подготовки учащихся, что затрудняет их применение на уроке. На всех ступенях обучения русскому языку нужно умело сочетать свой опыт с находками других педагогов. Но одно очевидно: уроки должны быть эмоционально насыщенными, живыми, а главное, интересными для учеников.

6.НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их? В связи с постановкой таких вопросов и возникло понятие «Нетрадиционные формы обучения». Пришло время отойти от общепринятых норм, искать свои методы и приемы.

Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного обсуждения и осмысления языкового материала или литературных произведений, не представляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.

Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применение новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель как верный друг и добрый наставник прежде всего должен пробудить в ребенке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нем правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться и ребенок. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребенка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а, значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготованным ей судьбой.

Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно, и эффективности урока. Игра на уроке помогает создать атмосферу непринужденности, увлекает, разряжает напряженную обстановку.

7.ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА РУССКОГО ЯЗЫКА

Это еще один стимул для повышения интереса учеников к занятиям русским языком. Как сделать более экономичным во времени и более результативным труд учителя и учащихся на уроках русского языка и тем самым усилить мотивацию их познавательной деятельности? Как повысить обучающий потенциал кабинета русского языка, с тем, чтобы урок стал более плотным, емким, динамичным, а главное, интересным? Для этого я создала наглядные пособия, которые можно назвать «лингвистическими тренажерами». Их основная функция: служить средством тренировки в обращении с языковым материалом, средством формирования умений анализировать факты языка, а также логично, точно строить высказывания на лингвистические темы.

Работа у тренажеров оживляет детей, снимает усталость от однообразного сидения за партой. Мы систематически обращаемся к различным видам языкового разбора: фонетическому, морфологическому, лексическому. Это делает работу на уроке разносторонней, комплексной, позволяет организовать повторение, закрепления материала и, в конечном счете, способствует его лучшему усвоению учащимися. Очень важно, что использование таких пособий повышает интерес к русскому языку. В классе имеются следующие стенды: «Занимательная грамматика», «Словари русского языка», «Виды разборов разных частей речи».Конечно, все проблемы грамотности эти пособия решить не могут. Но ясно одно, что они помогают писать лучше, осознаннее, внимательнее, запоминать материал прочнее и быстрее, работать на уроках русского языка с интересом.

8. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА. ДЕКАДА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Успеху обучения русскому языку и литературе в школе во многом способствует внеклассная работа по этим предметам. Четко продуманная система учебно - воспитательных мероприятий помогает привить детям любовь к языку и литературе, приобщить к искусству слова, развить художественное восприятие окружающего мира. Одним из таких видов работы является декада русского языка и литературы. В нашей школе декада проходит ежегодно с учетом возрастных потребностей учащихся. Во время декады я использую различные виды и формы работы, что повышает интерес к русскому языку:

1. Выпуск стенгазеты «Люби, цени и знай русский язык», «Родная речь».

2 .Вечер «Люби, цени и знай русский язык»

3 .Урок-игра «Интеллектуальное казино»

4. Брейн – ринг для младших и старших классов

5. Беседы: «Ты и твое имя», «Словари русского языка».

6. Олимпиады по русскому языку и литературе

7. Викторины по русскому языку и литературе

8. Конкурс чтецов стихов о матери, ВОВ

9. Выставка лучших тетрадей

10. КВН «Хочу все знать»

11 .Открытые уроки: «Урок- лингвистический конкурс» в 6А и 6Б классах и «Урок-викторина» в 5 В классе

12. Конкурсный диктант «Самый грамотный»

Таким образом, в течение месяца учащиеся были погружены в мир русского языка и литературы. В этот период интерес к русскому языку и литературе повысился и на уроках. Безусловно, чтобы его поддерживать мало давать хорошие уроки с использованием нетрадиционных форм обучения, нужно планомерно, систематически вести внеклассную работу по этим предметам в течение всего учебного года. Именно так я и делаю. Всю внеклассную работу я веду помесячно, весь учебный год, поддерживая интерес к русскому языку и литературе.

В этом мне помогает мой кружок «Занимательная грамматика». На весь год составлен план, в который я включаю разнообразные формы работы: лекции, игры («Поле чудес», «Слабое звено», «Эрудит», КВНы), беседы, лото, карточки.

9.КРУЖКОВАЯ РАБОТА

Учебно-воспитательный процесс складывается из классных занятий и разнообразных занятий вне класса во внеурочное время. Классная и внеклассная работа дополняют одна другую, и лишь в их взаимодействии возможно осуществление тех сложных задач, которые в настоящее время стоят перед школой. Одной из таких важных задач является повышение грамотности учащихся, а для этого нужно формировать интерес к предмету. Именно внеклассная работа, особенно кружковая, расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, тренирует его ум, пробуждает интерес к предмету. Кружок можно считать одной из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. Кружок «Занимательная грамматика» работает в течение нескольких лет. С переходом ребят в старшие классы работа кружка углубляется и усложняется. Программа кружка строится на основе интересов его членов, занятия имеют элементы занимательности. А занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового». Работа в кружке заинтересовывает учащихся не только сообщением каких-либо новых деталей, но и тем, что уже известные положения предстают перед нами в новом аспекте, создаются новые ассоциации, устанавливаются интересные аналогии. Цель кружка русского языка- возбудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума. Часы занятий кружка- это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку. На занятиях кружка широко используется наблюдение над живой речью и над литературным материалом как программного так и дополнительного характера. Форма подачи материала в зависимости от класса меняется. Вот например тематика занятий в 5 классе:

1. Понемногу о многом (вводное)

2. Можно ли писать без букв?

3. Буквы понятные, потерянные и буквы когда-то страшные

4. Загадочный папирус

5. Словесные раскопки

6. Увлекательное около нас

7. Бывают ли у слов родственники?

8. Можно ли сломать язык?

9 .Тезки наоборот

10.РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК СРЕДСТВО ПРИВИТИЯ УЧАЩИМСЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Местное слово может обогатить язык,

если оно образно, благозвучно,

красиво.

М.Пришвин

Родной язык испокон века служил средством духовного обогащения , умственного, нравственного, эстетического развития человека.

«Речевая культура,- писал Сухомлинский,- зеркало духовной жизни человека». И учитель- словесник призван научить детей сознательно анализировать свою речь и речь окружающих с точки зрения ее соответствия литературным нормам, он должен привить учащемуся интерес к своему предмету, создать на уроке и вне его атмосферу поиска, открытия, радости. Как сделать свой предмет любимым, интересным для изучения? У каждого учителя- словесника свои приемы, свои «ключики».

Чтобы расширить познания учащихся о родном языке, повысить их речевую культуру, был намечен план работы, который предполагает поэтапное решение нескольких задач: узнать историю села, познакомиться с особенностями речи старожилов, собрать диалектный материал, привести его в систему и использовать при изучении сопутствующих тем на уроках и на внеклассных занятиях.

Методы использования разные: поисковый, коммуникативный, исследовательский, репродуктивный. Можно обратиться в архив, встретиться со старожилами, записать их рассказы «О старине», собрать сельский фольклор.

Для ребят составить вопросник:

- кто был основателем села?

- откуда прибыли сюда ваши предки?

- как произносят слова ваши бабушки?

- записать народные песни села, частушки, пословицы, поговорки

- дать описание народных праздников, обрядов.

Материал собран, распределен по темам. Такая система нужна, чтобы использовать диалектный материал при изучении разных тем на уроках. Например, при знакомстве с темой «Фонетика. Орфография» можно дать карточку с заданием перевести диалектный текст на литературный язык.

Такая работа способствует выработке орфографической зоркости и орфоэпической грамотности, искоренению произносительных и орфографических ошибок, связанных с местным диалектом.

Изучая тему «Словообразование» можно дать морфемный разбор диалекта.

Такие задания повышают интерес к языку в целом и к живому языку окружающих. Открытие новых слов вызывает желание узнать больше о языке, о людях, говорящих на нем.

Неизменный интерес вызывает у ребят лингвистический анализ текста, где встречаются диалектизмы. Говоря о роли диалектизмов в стихотворении, отмечают, что они помогают лучше описать быт и жизнь русской крестьянской семьи того времени, делают произведение более выразительным.

Собранный материал демонстрируется при проведении недели русского языка, предметных вечеров.

11.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Журналы «РЯШ» №6, 1986г

№4, 1989г

№5, 1988г

№6, 1991г

2. Н.М.Подгаецкая «Воспитание интереса к изучению русского языка»

3. «Кружковая работа», 1999г

4 Е.П.Преображенская «Кружок русского языка в школе», 1966г

5. Марина Бройде «Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход»

6. З.А.Потиха «Тайны родного языка»

7. «Актуальные проблемы обучения русскому языку», составитель О.А.Любимова, 1999г

«В СТРАНЕ ЧУДЕСНЫХ СЛОВ». Лингвистическая игра

Класс делится заранее на две команды, которые получают домашнее задание:

1 Придумать название своей команды в соответствии с темой игры;

2 подготовить 3 вопроса (по теме) команде-сопернице;

3 подготовить рекламу так, чтобы всем сразу же захотелось иметь кактус(1команда), джинсы с одной штаниной( 2 команда)

4 придумать рассказ с заданным началом и концом(Кошка заболела вечером, лежа на печке. Мина взорвалась в песчаном карьере).

Ход игры

1 Приветствие команд. Капитаны представляют своих помощников

2 Вопросы ведущего к обеим командам.

- Продолжите пословицу.

Гусь…(свинье не товарищ)

Правда с кривдой…(не уживаются)

Заставь дурака богу молиться…(он и лоб расшибет)

Встречают по одежке…(провожают по уму)

Рыба ищет, где глубже…(а человек, где лучше)

С миру по нитке… (голому рубаха)

Сколько волка не корми…(он все равно в лес смотрит)

Не плюй в колодец…(пригодится воды напиться)

Не родись красивой…(а родись счастливой)

Не зная броду…(не лезь в воду)

- Подберите фразеологизм

Он ничего не делает (Бьет баклуши)

Он очень счастлив(На седьмом небе от счастья)

Избегает заслуженного наказания (Выходит сухим из воды)

Сильно преувеличивать (Делать из мухи слона)

Кто-то очень молод, неопытен (Молоко на губах не обсохло)

Большая часть чего-либо (Львиная доля)

Везде, повсюду(На каждом шагу)

Безобидный, добродушный (Мухи не обидит)

Стараться изо всех сил, усердствовать (Из кожи вон лезть)

Не отличается большими способностями (Звезд с неба не хватает)

Очень удивляться чему-либо (Диву даваться)

Стараться забыть, перестать думать о ком-либо или о чем-либо(Выбросить из головы)

Слабое, уязвимое место(Ахиллесова пята)

3 Команды задают свои вопросы друг другу.(Жюри оценивает правильность и качество вопроса и ответа)

4. Проверяется домашнее задание- реклама (например, реклама кактуса и реклама джинсов без штанины)

5 «Иносказание»

Команды выбирают водящих(из каждой по1 человеку). Они выходят за дверь. В это время каждая команда загадывает слово, имеющее много синонимов.(В данном случае ведущий их сам дает командам:1- холодный; 2- чудесный). Когда водящие заходят, игроки произносят предложения, в которых вместо этого слова употребляются синонимы. Необходимо быстрее отгадать слово (какая команда со скольких предложений ответит)

6. Вызываются по1 человеку из каждой команды. Задание каждому отдельное. Нужно придумать и проинсценировать без слов (пантомимой) пословицу так, чтобы своя команда смогла ее назвать.

- В чужие сани не садись

- Дареному коню в зубы не смотрят.

7 В это время (пока участники предыдущего конкурса думают) вызывают еще по 2 человека из обеих команд. Каждый получает скороговорку(конкурс на лучшего скороговорщика).

- Два дровосека, два дроворуба, дрова рубят

- Шит колпак. Да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать

Расскажу я про покупки, про какие про покупки.

Три дровосека на трех дворах дрова рубят

Задание: проговорить быстро 3 раза. Кто запнется- выбывает из игры. Побеждает та команда, чей представитель останется.

8 Отгадывание пословиц по представленным пантомимам.

9 Общие задания.

На доске: хлеба- хлебы, меха- мехи. В чем разница?

На доске: кроссворд.

В составе кроссворда- слова общего рода. Необходимо разгадать кроссворд.

-Человек, жалующийся на кого- либо.

-Невоспитанный человек

- Человек вечно недовольный чем-либо; тот, кто все время ворчит.

- Ребенок, не имеющий родителей.

А

А

А

А

10 Прослушивание рассказов(д/з)

- Подведение итогов.

Награждение команд и их самых активных участников.

«ОТ ИГРЫ К ЗНАНИЮ». Урок-конкурс как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и во внеклассной деятельности.

Внеклассные мероприятия(викторины. Конкурсы, лингвистические игры) помогают в игровой форме проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, вовлечь в урок- игру учеников разных уровней знаний.

Цели:

-проверить знания учащихся о частях речи;

- учить распознавать и обосновывать правильность выбора орфограммы при написании слова;

- развивать логическое мышление и интеллектуальный уровень;

Моделировать игру в целях воспитания интереса к предмету;

-воспитывать любовь к слову и речевой культуре.

Подготовка к уроку.

1 Класс делится на 2 группы с капитаном во главе. Каждая группа поделена на равные с противником команды для выполнения различных заданий.

2 У учителя есть помощники- ведущие, судьи, эксперты.

3 Задания могут предлагаться в одном, двух, трех и более вариантах с учетом количества участников.

4 Участники игры: грамотеи, знатоки, эрудиты, интеллектуалы, редакторы, болельщики- объединенные по интересам и увлечениям учащиеся.

Эпиграфы:

Кто приобретает знания, но не пользуется ими, подобен тому, кто пашет, но не сеет.(«Круг чтения»)

Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других низменных целей, ради того, чтобы быть полезным в жизни( Ф. Бэкан)

Всякое знание исходит из наблюдения и опыта (О.Сен-Бев)

Всякое знание лишь тогда имеет ценность, когда оно делает нас энергичнее (И.Этвес)

Ход урока.

Вступительное слово учителя: «Дорогие друзья, сегодня мы проводим праздник знатоков и любителей русского языка. Это конкурсы, игры, викторины. Это успехи и победы в обмене информации и знаниями о языке. Приглашаем на сцену капитанов команд для получения инструкций. Каждая команда представляет в качестве своего лозунга высказывание- эпиграф о роли знания. Итак, в добрый путь!

Часть первая. «Знание- сила»

«Глагол»

Ученик: Что без меня предметы?

Лишь названия

Но я приду – все в действие придет:

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растет.

Учитель: О какой части речи говорится в стихотворении? Почему вы так считаете?

( о глаголе, так как глаголы обозначают действие предметов или их состояние)

Конкурс грамотеев.

1 Объяснить условия выбора гласных в словах

Соб…раю выб…раю

Раст..раю сд…раю

Бл…стаю заж…гаю

Бл…щу бл…снуло

Ум…раю отж…маешь

Выб…ру заж…гся

Расст..лю

Расст…лаю

2 . Объяснить условия выбора Ь

Плач…те певуч… не обреж..тесь

Сбереч… маж…те обруч…

Сжеч… учиш…ся

Конкурс знатоков

1 «Замени буквы»

Замени в глаголе звонкий звук парными глухими так, чтобы слово изменило свое значение.

Задевать(затевать), зиять(сиять), обрызгать(опрыскать), тужить(тушить), молодить(молотить).

2 Возвратная форма.

Запишите как можно больше глаголов, которые употребляются только в возвратной форме.

Бояться, смеяться, гордиться, улыбаться, здороваться, надеяться

Конкурс болельщиков.

1 «Аукцион»

Запишите как можно больше глаголов с «не»: ненавидеть, недоумевать. Недопонимать, недосыпать, несдобровать.

2 Загадки.

- В каком глаголе 100 отрицаний (Сто-нет)

- В каком - сто букв Й (стой)

- В какою сто Ю (стою)

Конкурс эрудитов.

Заполните клетки квадратов глаголами в повелительном наклонении единственного числа, используя уже проставленные буквы А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

Ответ: задавай, загадай, нападай, накатай, закатай.

Жюри подводит итоги, объявляет победителей. В качестве призов могут быть самодельные оригинальные эмблемы- значки ( «Лучшему эрудиту», «Самому смекалистому в конкурсе знатоков»и т.д.). Учитель благодарит всех, кто помог в организации урока, отмечает тех ребят. Которые составляли задания к конкурсам. Затем объявляется тема следующего внеклассного мероприятия и задания к нему.

При такой проверке знаний интерес учеников в поиске материала изучения теоретических сведений о языке возрастает.

ЧУДОДЕЙСТВЕННАЯ СИЛА ГЛАГОЛА.

Лингвистическое путешествие в 6 классе.

Цели урока: показать роль глагола в построении связанных высказываний; обогатить речь школьников глаголами различных лекическо -семантических групп, в частности глаголами движения, речи. Чувства, которые являются наиболее употребительными; воспитать у школьников интерес к изучению русского языка.

Эпиграф к уроку: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе» (А.Н. Толстой)

- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в лингвистическое путешествие- путешествие в мир языка и поговорим о глаголе как единице речи. Русский язык чрезвычайно богат глаголами. «В русском языке иногда для выражения разных оттенков одного и того же действия существует до 10 и больше глаголов одного корня. Но разных видов», - писал В.Г. Белинский.

Скажите, какие глаголы мы можем найти, чтобы описать, как человек идет. Запишем их на доске.

- В русском языке 40% слов - существительные, 35%- глаголы. «Глагол- это речь человека, разумный говор- язык», В.И. Даль.

Итак, наш первый маршрут- глаголы, описывающие действия человека и природные явления.

Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»:

Хотел бежать, но в бороде

Запутался, упал и бьется;

Встает, упал; в такой беде

Арапов черный рой метется;

Шумя, толкаются, бегут

Хватают колдуна в охапку

И вот распутывать несут.

- О ком здесь идет речь (О Черноморе и его слугах). Что произошло сначала, что позже и чем завершается эта сцена.

Глаголы передают последовательность событий, темп происходящего и создают ритм.

Глагол может передать и последовательность движения:

Вблизи осматривая диво

Объехал голову кругом

И стал пред носом молчаливо

Щекочет ноздри копиём

И, сморщась, голова зевнула

Глаза открыла и чихнула.

- О ком идет речь? (О Руслане и о голове на его пути)

- Глаголы делают выразительными описание природы. Прочитаем например отрывок из стихотворения Тютчева:

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен…

-Глаголы и глагольные формы создают мелодику, ритмику стихотворения, рисуют картины, в которых есть и движение, и свет и звук.

- На доске написаны глаголы: идти, мчаться, шагать, тащиться, брести, семенить, ползти, шествовать, лететь.

Определите лексическое значение глаголов и отметьте оттенки этих значений.

- Вы каждый день ходите в школу по улице и видите, как движется транспорт.

Какими глаголами можно описать движение автобуса, такси. Как ходят дети, взрослые и старые люди.

Подберем синонимы, убедимся, что их в нашем языке много.

-А теперь прочитайте текст. Найдите глаголы движения и выпишите их.

«Мне была предоставлена полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал в деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спроса в ближайшие лески по грибы и по ягоды. Купался в тенистых прудах вместе с нашей собакой Динго» (В.Брюсов)

Прочитайте, какие глаголы вы выписали. Как вы думаете, почему автору удалось в одном предложении рассказать о многом. Какую роль играют в этом глаголы.

Далее работаем с текстом на доске(глаголы движения пропущены).

Вставляем пропущенные глаголы и записываем их в тетрадь.

«Мы идем с лесником по мелколесью. Кое-где попадаются маленькие круглые оконца- колодца.

-Родник, - говорит лесник и зачерпывает ладонью воду. Из-под камня течет родник. Он превращается в ручеек, весело бегущий на восток. Ручей звенит, журчит и стремительно скатывается вниз. П о склону горы он льется дальше. Несколько таких ручейков сливаются в один и скатываются по равнине. А вот он с шумом низвергается в пропасть.(К.Паустовский.)

- Наш второй маршрут – глаголы речи, они играют большую роль в текстах с прямой речью и диалогом.

Отрывок из сказки «Василиса Прекрасная»

«Затрещали деревья, захрустели листья, едет Баба-Яга. Василиса встретила ее.

- Все ли сделано?- спрашивает Яга.

-Изволь посмотреть сама. Бабушка, - молвила Василиса. Баба-Яга все осмотрела, подосадовала, что не за что рассердиться, и сказала:

- Ну, хорошо!

Потом крикнула:

- Верные мои слуги, сердечные други. Смелите мою пшеницу.

- Выпишите глаголы речи и прочитайте их.

-Какие глаголы речи подчеркивают характер героев (молвила- потому что ласковая, добрая; крикнула- злая, сварливая)

- Следующее задание: вам даны глаголы речи. Распределите данные глаголы на 3 группы:

1 Глаголы со значением речи;

2 Глаголы со значением чувств говорящего;

3 Глаголы, обозначающие жесты говорящего.

Говорить, вспомнить, улыбнуться, рассказать, пояснить, обрадоваться, упрекнуть, усмехнуться, приуныть.

- Придумайте словосочетания с глаголами говорить, рассказать, пояснить.

- Определите лексическое значение глаголов чувств: вспомнить, улыбнуться и обрадоваться.

- Наш третий маршрут- глаголы звучания.

-Послушайте, как звучит лесной оркестр и выпишите глаголы, передающие звуки леса.

ЛЕСНОЙ ОРКЕСТР.

В мае все лесные жители поют и играют , кто на чем умеет. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и жужжание.

Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, дрозды. Скрипят жуки и кузнечики, барабанят дятлы, кашляет косуля, жужжат пчелы.( по В. Бианки)

-Какие глаголы вы выписали?

-Это оркестр, и действие происходит в мае. Какие звуки издают кузнечики, пчелы?

-А теперь прочитайте текст «Лесной разговор». Какие глаголы выразительнее передают звуки леса?

- Люблю, когда лес шумит,- сказал, обернувшись ко мне Михаил Петрович,- особенно летом. Иду и слушаю, о чем деревья переговариваются. Ведь это целый лесной разговор. Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся. Это значит- погожий день устоялся. А то в другой раз как загудят - жди ненастья. Им то сверху видней ,что на небе делается. Самые старые застонут, будто им страшно, что не выдержат, сломает их ветер. Зато как пройдет гроза, выглянет солнышко, тут по лесу такой радостный разговор пойдет, прямо заслушаешься…(Г.Скребицкий)

-От чего зависит выразительность этого текста? Как шумят деревья?

- Умеете ли вы слушать природу?

Рассказать о том, что слышите.

- Вот как много интересного мы сегодня узнали о глаголе и наш урок «Чудодейственная сила глагола» хочется закончить словами К. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, игру света, шум и тень садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков. Образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.»

Домашнее задание: написать сочинение- миниатюру на тему «Звуки весеннего леса», «Лес проснулся» или «На берегу лесной речки».

Открытый урок-конкурс «Хочу всё знать» по русскому языку,

проведённый в 6-а и 6-б классах

учитель: Денисенко Нина Павловна

Цель: 1.Активизация познавательной деятельности учащихся.

2. Воспитание любви и развитие интереса к предмету.

Конкурс «Это нам не задавали»

  1. Зубы есть, а рта нет, что это? (пила)
  2. Когда он нужен, моряки его выбрасывают, когда нет-поднимают? (якорь)
  3. У какого завсегдатая кухонь, столовых усы длиннее ног? (у таракана)
  4. Что общего у всадника и петуха? (шпоры)
  5. Когда можно воду в решете носить? (зимой- лёд)
  6. Какая ветка не растёт от дерева? (железнодорожная)
  7. Какие вы знаете цветные моря? (Чёрное, Белое, Красное, Жёлтое)
  8. Между какими одинаковыми буквами можно поставить маленькую лошадь и получить название страны? (Япония)

Конкурс «музыки»

1. Какими нотами моряки измеряют расстояние? (ми-ля-ми)

2. Какие две ноты растут в огороде? (фа-соль)

3. Какой великий композитор, будучи глухим, исполнял свои произведения? (Бетховен)

4. Кто из великих композиторов в возрасте дошкольника выступал с концертами? (Моцарт)

Конкурс «орнитологии»

1. Какая птица выводит птенцов в лютые морозы? (клёст)

2. Какая птица подбрасывает свои яйца в другие гнёзда? (кукушка)

3. Какая птица прячет голову в песок? (страус)

4. Вьют ли перелётные птицы гнёзда на юге? (нет)

5. Птицы, у которых крылья покрыты чешуёй? (пингвины)

6. Птицы, которые ходят как человек? (пингвины)

Конкурс «на сообразительность»

1. Когда женщины разговаривают меньше всего? (в феврале- 28 дней)

2. Где не найдешь сухого камня? (в воде)

3. Что вниз верхушкой растёт и причём зимой? (сосулька)

4. В избе мерзнут, а на улице-нет? (окна)

5. Дышит ли цыплёнок в яйце? (да)

6. Куда зайцу легче бежать- в гору или с горы? (в гору)

7. Какой цветок имеет мужское и женское имя в названии? (Иван-да-Марья)

8. У какого слона нет хобота? (шахматного)

9. В каком месяце есть 28 дней? (в любом)

10. В каком случае мальчика можно называть женским именем? (если он Соня)

11. Растает ли снежная баба, если на неё надеть шубу? (нет)

12. Какие часы показывают верное время только 2 раза в сутки? (сломанные)

Конкурс «математиков»

1. У трёх братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (четверо)

2. Если курица стоит на одной ноге, весит 2 кг., а если на двух ногах, сколько она весит? ( тоже 2 кг.)

3. У животного две правые и две левые ноги, две передние и две задние. Сколько ног у животного? (четыре)

4. Когда страус прячет голову в песок, он стоит на одной ноге или на двух ногах? (на 2-х)

А сейчас я вам прочту заголовки из газет, о чём идёт речь, определите одним словом.

1.Самый зубастый зверь в мире. (улитка, у неё 14175 зубов)

2.Общежитие для служебных собак. (псарня)

3.Большая лошадиная компания. (табун)

4.Большое скопление коров. (стадо)

5.Учереждение, где не консервируют овощи, но зато там прекрасно обучают музыке. (консерватория)

6.Наука, изучающая повадки собак, но не имеющая никакого отношения к кино. (кинология)

Конкурс «любителей русского языка»

1.Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу-

За то, что много знать хочу! (вопросительный знак)

2.Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый. (многоточие)

3. Он очень вежлив…

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове «мать» и в слове «дочь». (ь- знак)

4. Как во времена Ломоносова называли: а. восклицательный знак? (удивительный)

б. черточку (единственная)

в. скобки (вместительными)

5. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (многоточие, тире, кавычки)

6. Что означают выражения:

а. Шиворот навыворот. (наоборот)

б. Спустя рукава (плохо, кое-как, небрежно)

в.Точить лясы (болтать попусту)

7. Закончите пословицу или поговорку:

а. Весна красна цветами, а осень… (снопами)

б. Весною час упустишь, годами не… (наверстаешь)

в. Ни в марте воды, ни в апреле … (травы)

г. Где в апреле река, там в июле… (лужица)

Конкурс «Урок литературы»

1. Из каких басен Крылова взяты эти строки:

а. Да только воз и ныне там? («Лебедь, рак и щука»)

б. Не оставляй меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до великих только дней

Прокорми и обогрей! («Стрекоза и муравей»)

в. У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и ягнёнок»)

г. Голубушка! Как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так право сказки. («Ворона и лисица»)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творенья Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

2. Назовите имя, фамилию, отчество няни А.С. Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева)

Ах, умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье

Она, духов молитвой уклоня,

С усердием перекрестит меня.

3. Знаете ли вы сказки?

Из каких сказок эти слова:

а. И молва трезвонить стала:

«Дочка царская пропала». («Сказка о мёртвой царевне»)

б. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане»)

в. Вот неделя- другая проходит,

Еще пуще старуха вздурила. («Сказка о рыбаке и рыбке")

г. С какими бранными словами обращается старуха к старику из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (дурачина ты, простофиля)

Конечно, тайны языка

Не все открыли мы пока.

Но если лето тут как тут-

Пускай нас тайны подождут!