Реферат: Элективный курс «Решение задач с параметрами»
Название: Элективный курс «Решение задач с параметрами» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Муниципальное общеобразовательное учреждение Кадетская школа г. Люберцы Московской области Реферат Элективный курс «Решение задач с параметрами» Учитель математики Спиридонова Ирина Петровна Г. Люберцы, 2007 г. Оглавление 1. Введение. 3 стр. 2. Элективный курс «Решение задач с параметрами». а) Пояснительная записка. 5 стр. б) Структура курса планирования учебного материала. 7 стр. в) Краткое содержание курса. 8 стр. г) Планирование. 12 стр. д) Методические рекомендации при изучении некоторых тем. 13 стр. 3. Заключение. 27 стр. 4. Библиографический список. 28 стр. 5. Приложения. ВВЕДЕНИЕ. В связи с переходом на профильное обучение возникла необходимость в обеспечении углубленного изучения предмета математики и подготовки учащихся к продолжению образования. Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», где ставится задача создания специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования». Принятая в Концепции гибкая система профильного обучения предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, осваиваемых старшеклассниками. Эта система включает в себя курсы трех типов: базовые общеобразовательные; профильные общеобразовательные; элективные. Единый государственный экзамен – это словосочетание знакомо сегодня едва ли не каждой семье, в которой есть школьник. Одной из целей проведения ЕГЭ является совмещение итоговой аттестации выпускников и вступительных испытаний для поступления в ВУЗы. Еще одна из целей введения ЕГЭ – попытка улучшения качества образования в России за счет более высокой мотивации на успешное его прохождение. Теперь детей надо готовить к экзаменам по-иному, так, чтобы они сдавали их успешно, а результаты можно было сравнить. Выдерживать такие экзамены – новая задача, как для школьников, так и для педагогов. Можно привести один из главных выводов эксперимента с ЕГЭ: «Впервые за сто лет в России появился объективный и абсолютно прозрачный механизм оценки знаний школьников». На экзаменах прошлых лет в общеобразовательных классах, как правило, задачи с параметрами не решались, а если решались сильными учащимися, то только частично. Решаемость таких заданий не превышала 2% для всех испытуемых. Каждый ВУЗ предъявляет свои требования к уровню математической подготовки будущего студента, поэтому ВУЗы с большим курсом математики включали в билеты задачи, решить которые, как правило, можно, пройдя специальную целенаправленную подготовку. Вопрос лишь в том, насколько конкурсная задача повышенной сложности обладает диагностической ценностью. Иными словами, можно ли с помощью этой задачи проверить знание основных разделов школьной математики, уровень математического и логического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности. Такой диагностической и прогностической ценностью в полной мере обладают задачи с параметрами. Практика вступительных экзаменов в ВУЗы по математике показывает, что задачи с параметрами представляют для абитуриентов наибольшую сложность как в логическом, так и в техническом плане и поэтому умение их решать во многом предопределяет успешную сдачу экзамена в любом высшем учебном заведении. На сегодняшний день задачи с параметрами – неотъемлемая часть ЕГЭ по математике. Поэтому учителю, прежде всего, необходимо познакомить учеников с приемами решения этих задач, и делать это нужно не от случая к случаю, а регулярно. Что же такое параметр и почему подобные задачи вызывают такие трудности? Параметр – это переменная, значение которой считается фиксированным, и каждое значение параметра определяет относительно заданного неизвестного соответствующее уравнение (неравенство, систему). Иными словами, уравнение с параметром является фактически семейством уравнений, рассматриваемых при фиксированном значении параметра. Введение параметра способствовало появлению качественно новых типов задач, вдохнуло, если так можно выразиться, новую жизнь в такие традиционные виды задач, как решение уравнений и неравенств. При этом параметры, входящие в условие, существенно влияют на логический и технический ход решения и форму ответа. В этом смысле не всякая задача, в условии которой формально присутствуют параметры («буквы»), является задачей с параметрами. В процессе подготовки к экзамену необходимо отрабатывать у учащихся умение четко представлять ситуацию, о которой идет речь, анализировать, сопоставлять, устанавливать зависимость между величинами. Важно знакомить учащихся с различными способами решения задачи, а не отдавать предпочтение какому-то одному способу. Ученик должен знать, что при выполнении работы он может выбрать любой способ решения, важно, чтобы задача была решена правильно. При подготовке к экзамену большое внимание следует уделять накоплению у учащихся опыта самостоятельного поиска решений, чтобы на экзамене каждый ученик был готов к полной самостоятельной работе. В связи с вышесказанным, возникла необходимость в разработке и внедрении в учебный процесс элективного курса по математике по теме: «Решение задач с параметрами». Основными формами проведения элективного курса являются изложение узловых вопросов курса в виде обобщающих лекций, семинаров, дискуссий, практикумов по решению задач, рефератов учащихся. Автор реферата долгое время занималась изучением данной темы в рамках самообразования. В 2001г. ею была разработана «Программа дополнительного образования по математике», в которой задачи с параметрами вводились в курс обучения с 7-го класса. (См. приложения к реферату). Программа была успешно отработана на двух выпусках учащихся. Сейчас это студенты соответственно третьего и второго курсов различных ВУЗов. Все ребята отмечают значимость тех дополнительных знаний, которые они получили на этих занятиях. Нынешний курс позволяет обобщить и систематизировать весь опыт, накопленный за эти годы; дает возможность за короткое время обучить умению решать достаточно сложные задания. Разработанный курс направлен на решение следующих задач:
Элективный курс«Решение задач с параметрами»Пояснительная запискаЦелью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования. Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С) встречаются задачи с параметрами. Обязательны такие задания и на вступительных экзаменах в ВУЗы. Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры. Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для старшеклассников по теме: «Решение задач с параметрами». Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления. Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы. Цель курса· Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами для подготовки к ЕГЭ и к обучению в ВУЗе. · Изучение курса предполагает формирование у учащихся интереса к предмету, развитие их математических способностей. · Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся. · Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы. В результате изучения курса учащийся должен:
Структура курса планирования учебного материалаТемы:
Краткое содержание курсаI. Первоначальные сведения. Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр. Цель: Дать первоначальное представление учащемуся о параметре и помочь привыкнуть к параметру, к необычной форме ответов при решении уравнений. II. Решение линейных уравнений (и уравнений, приводимых к линейным), содержащих параметр. Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр. Цель: Поиск решения линейных уравнений в общем виде; исследование количества корней в зависимости от значений параметра. III. Решение линейных неравенств, содержащих параметр. Определение линейного неравенства. Цель: Выработать навыки решения стандартных неравенств и приводимых к ним, углубленное изучение методов решения линейных неравенств. IV. Модуль и параметр. Определение модуля. Алгоритм решения уравнений и неравенств с модулем. Раскрытие разных модулей. Графический способ решения. Цель: Выработать навыки решения уравнений и неравенств с модулем, содержащих параметр. V. Квадратные уравнения, содержащие параметр. Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследования количества корней, в зависимости от дискриминанта. Использование теоремы Виета. Исследование трехчлена. Цель: Формировать умение и навыки решения квадратных уравнений с параметрами. VI. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами. Область значений функции. Цель: Познакомить с многообразием задач с параметрами, решаемых с помощью свойств квадратичной функции. VII . Рациональные уравнения. Общая схема решения целых и дробно-рациональных уравнений. Решение соответствующих уравнений, содержащих параметр. Различные способы решения. Цель: Сформировать умение решать рациональные уравнения с параметром. Исследование дробно-рациональных уравнений, содержащих параметр. VIII . Рациональные неравенства. Общая схема решения, «метод областей». Различные способы решений. Цель: Формировать умение и навыки решения рациональных неравенств с параметром. IX. Иррациональные уравнения .
Схемы решения иррациональных уравнений. Область определения уравнения. Решение соответствующих уравнений, содержащих параметр. Цель: Сформировать умение решать иррациональные уравнения с параметром. Исследование иррациональных уравнений, содержащих параметр. Х. Иррациональные неравенства. Схемы решения иррациональных неравенств. Решение соответствующих неравенств, содержащих параметр. Цель: Формировать умение и навыки решения иррациональных неравенств с параметром. XI . Показательные и логарифмические уравнения, содержащие параметры. Свойства степеней и показательной функции. Решение показательных уравнений, содержащих параметры.
Цель: Сформировать умение решать показательные и логарифмические уравнения с параметрами. XII . Показательные и логарифмические неравенства, содержащие параметры. Свойства показательной функции. Решение показательных неравенств, содержащих параметры. Цель: Формировать умение и навыки решения показательных и логарифмических неравенств с параметром. XIII . Производная и ее применения. Касательная к функции. Цель: Познакомить учащихся с типом задач с параметрами на применение методов дифференциального исчисления. XIV . Тригонометрия и параметры. Использование основных свойств тригонометрических функций в задачах с параметрами. Тригонометрические уравнения, содержащие параметр. Цель: Сформировать умение использования свойств тригонометрических функций при решении тригонометрических уравнений и неравенств с параметрами. XV . Графические приемы решения. Использование свойств различных функций при решении заданий с параметром. Специфика решений графическим способом. Преимущества и недостатки графического способа. Цель: Научить графическим приемам решения задач с параметром. XVI . Нестандартные задачи с параметрами. Использование различных свойств при решении задач с параметрами. Умение проводить анализ задачи, находить алгоритм решения. Цель: Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать логическое и математическое мышление. XII . Текстовые задачи с использованием параметра. Использование различных свойств при решении задач с параметрами. Умение проводить анализ задачи, находить алгоритм решения. Цель: Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать логическое и математическое мышление. Планирование (64 часа)
Методические рекомендации при изучении некоторых тем Линейные и квадратные уравнения Линейное уравнение, записанное в общем виде, можно рассматривать как уравнение с параметрами: ах = b , где х – неизвестное, а, b – параметры. Для этого уравнения особым или контрольным значением параметра является то, при котором обращается в нуль коэффициент при неизвестном. При решении линейного уравнения с параметром рассматриваются случаи, когда параметр равен своему особому значению и отличен от него. Особым значением параметра а является значение а = 0. 1. Если а ≠ 0 , то при любой паре параметров а и b оно имеет единственное решение х = . 2. Если а = 0, то уравнение принимает вид: 0 х = b . В этом случае значение b = 0 является особым значением параметра b . 2.1. При b ≠ 0 уравнение решений не имеет. 2.2. При b = 0 уравнение примет вид: 0 х = 0. Решением данного уравнения является любое действительное число. Пример . Решить уравнение 2а(а — 2) х = а — 2. (1) Решение. Здесь контрольными будут те значения параметра, при которых коэффициент при х обращается в 0. Такими значениями являются а =0 и а =2. При этих значениях а невозможно деление обеих частей уравнения на коэффициент при х . В то же время при значениях параметра а≠0, а≠2 это деление возможно. Таким образом, целесообразно множество всех действительных значений параметра разбить на подмножества A1 ={0}, А2 ={2} и А3 = {а ≠0, а ≠2} и решить уравнение (1) на каждом из этих подмножеств, т. е. решить уравнение (1) как семейство уравнений, получающихся из него при следующих значениях параметра: 1) а= 0 ; 2) а= 2 ; 3) а ≠0, а ≠2. Рассмотрим эти случаи. 1) При а= 0 уравнение (1) принимает вид 0 х = - 2. Это уравнение не имеет корней. 2) При а= 2 уравнение (1) принимает вид 0 х =0. Корнем этого уравнения является любое действительное число. 3) При а≠0, а≠2 из уравнения (1) получаем, х = , откуда х = . 0твет: 1) Если а= 0, то корней нет; 2)если а= 2, то х – любое действительное число; 3) если а ≠0, а ≠2 , то х = . Пример. Решить уравнение (а — 1) х 2 +2 (2а +1) х +(4а +3) =0; (2) Решение. В данном случае контрольным является значение a =1. Дело в том, что при a =1 уравнение (2) является линейным, а при а≠ 1 оно квадратное (в этом и состоит качественное изменение уравнения). Значит, целесообразно рассмотреть уравнение (2) как семейство уравнений, получающихся из него при следующих значениях параметра: 1) а = l; 2) а ≠1. Рассмотрим эти случаи. 1) При a =1 уравнение (2) примет вид 6х +7=0. Из этого уравнения находим х = -. 2) Из множества значений параметра а ≠ 1 выделим те значения, при которых дискриминант уравнения (2) обращается в 0. Дело в том, что если дискриминант D=0 при а=ао , то при переходе значения D через точку ао дискриминант может изменить знак (например, при а<ао D< 0, а при а>ао D>0). Вместе с этим при переходе через точку ао меняется и число действительных корней квадратного уравнения (в нашем примере при а<ао корней нет, так как D< 0, а при а>ао D>0 уравнение имеет два корня). Значит, можно говорить о качественном изменении уравнения. Поэтому значения параметра, при которых обращается в 0 дискриминант квадратного уравнения, также относят к контрольным значениям. Составим дискриминант уравнения (2): =(2а+ l)2 — (а — 1) (4а+3). После упрощений получаем = 5а+4. Из уравнения = 0 находим а = -— второе контрольное значение параметра а. При этом если а <- , то в <0; если a ≥- , то D≥0, a ≠ 1. Таким образом, осталось решить уравнение (2) в случае, когда а <- и в случае, когда { a ≥-, a ≠ 1 }. Если а <- , то уравнение (2) не имеет действительных корней; если же { a ≥-, a ≠ 1 }, то находим Ответ: 1) если а <- , то корней нет; 2) если а = 1, то х = -; 3) если a ≥-, a ≠ 1, то . Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами При решении различных задач часто используются не только свойства квадратного уравнения, но и свойства квадратичной функции. Полезно дать учащимся таблицу, позволяющую составлять систему неравенств для нахождения решений задачи. Однако, на мой взгляд, для рационального подхода к поиску решения достаточно рассмотреть только расположение графиков при положительном старшем коэффициенте, но обратить внимание, что тогда неравенства составляются в виде а f( A)< 0 или а f( A)> 0 (а - старший коэффициент). Пример. При каких значениях параметра а один из корней уравнения (а2 -2)х2 +(а2 +а -1)х -а3 +а =0 больше числа а, а другой меньше числа а ? Решение. Задача равносильна следующей: при каких значениях параметра а нули квадратичной функции g(х)= (а2 -2)х2 +(а2 +а -1)х -а3 +а лежат на вещественной оси по разные стороны от точки х = а ? Исходя из таблицы, имеем условие: а f( A)< 0. В нашем случае это условие принимает вид (а2 -2) g(а)< 0. Следовательно, требованию задачи удовлетворяют решения неравенства (а2 -2) ((а2 -2)а2 +(а2 +а -1)а -а3 +а )<0, где а2 -20 (а =, а =- требованию задачи не удовлетворяют). Решая полученное неравенство, находим, что а (-; -1)(1; ). Ответ : При а (-; -1)(1; ). Пример. При каких значениях параметра корни уравнения (1) больше 1? Решение. Очевидно, что задача равносильна следующей: при каких значениях параметра корни квадратного трехчлена больше 1? Переход от одной формулировки задачи к другой подчеркивает ту общую часто используемую при решении алгебраических уравнений второй степени идею, которая связана с описанием тех или иных свойств квадратного трехчлена и их геометрической интерпретации на графике. В частности, для того, чтобы корни квадратного трехчлена (2) были больше числа , необходимо и достаточно выполнение условий (3) (см. рис. 1.1.) Условия (3) равносильны условиям где - дискриминант, а - производная квадратного трехчлена. Требование же того, чтобы корни квадратного трехчлена были меньше числа , означает выполнение условий Возвращаясь к исходной задаче, замечаем, что при =0 уравнение (1) имеет корень , который требованиям задачи не удовлетворяет. Рассмотрим случай . При таких условия (3) запишутся в виде Решая эту систему, находим, что . Очевидно, что этот же результат мы получили бы и решая неравенство , где - меньший корень уравнения (1) Ответ: . Рациональные неравенства с параметрами Пример . Найти все значения параметра , при которых неравенство выполняется при всех . Решение. Исходное неравенство является однородным неравенством второй степени относительно функции и . Если разделить его на , то получится равносильное неравенство которое после замены становится квадратным неравенством относительно переменной с параметром : (*) Найдем множество значений функции при . Имеем: , то есть Отсюда при ; другие значения (отличные от нуля) найдем из условия неотрицательности дискриминанта этого квадратного уравнения: , то есть . Итак, исходное неравенство выполняется для всех тогда и только тогда, когда неравенство (*) выполняется для всех . Рассмотрим квадратный трехчлен с абсциссой вершины и дискриминантом . Тогда имеем следующие необходимые и достаточные условия для нахождения искомых значений параметра :
Последовательно преобразуя, получаем: Объединяя решения систем (1)-(3), получаем ответ. Ответ : Иррациональные уравнения с параметрами Существует несколько способов решения иррациональных уравнений с параметрами. Познакомимся с ними, разобрав следующий пример. Пример. В зависимости от значений параметра решить уравнение (1) Решение. Решим уравнение (1) пятью способами, которые необходимо знать, ибо наряду с другими подходами они могут быть использованы и при решении иных типов уравнений. Способ 1. Уравнение (1) равносильно системе или системе (2) Решая уравнение из системы (2), находим (3) откуда следует, что при уравнение (1) имеет одно решение . Если , то , и тогда уравнение (1) будет иметь два решения при тех значениях параметра , при которых совместна система , т.е. при Уравнение (1) будет иметь только один корень , если , а . В этом случае решая систему приходим к выводу, что . Замечая теперь, что при дискриминант уравнения системы (2) отрицателен, получаем Ответ: если , то решений нет; если , то ; если , то ; если , то . Способ 2 . Возведя обе части уравнения (1) в квадрат, получим уравнение из системы (2), корни которого задаются формулами (3). Но здесь надо иметь в виду, что при возведении обеих частей уравнения (1) в квадрат могли появиться посторонние корни. Поэтому при данном способе решения необходимо произвести проверку. Так, подставляя корень в исходное уравнение, придем к соотношению , откуда . Если же подставить корень в уравнение (1), то придем уже к отношению , и, таким образом, . Учитывая теперь, что при корней нет, а при имеем , получаем тот же ответ, что и при первом способе решения. Способ 3. Если воспользоваться геометрическим смыслом квадратного трехчлена, то, обращаясь к равносильной уравнению (1) в системе (2), приходим к выводу, что уравнение (1)будет иметь корни и в том случае, когда корни квадратного трехчлена не меньше . Аналитически соответствующие условия записываются в виде системы Решая эту систему, находим, что . При уравнение (1) имеет решение . Если же , т.е. , то уравнение (1) будет иметь один корень . При решений нет. Способ 4. Рассмотрим графики функций и заданных соответственно левой и правой частями уравнения (6.1).
Абсциссы точек пересечения этих графиков и будут решениями уравнения (1). При графики не пересекаются (см. рис. 6.1) и значит уравнение (1) решений не имеет. При графики касаются и уравнение (1) имеет один корень . При уравнение (1) будет иметь корни и , определяемые формулами (3) (см. рис. 6.2). При графики функций и пересекаются в одной точке, и значит уравнение (1) имеет одно решение (см. рис. 6.3)
Способ 5. Перепишем равносильную уравнению (1) систему (2) в виде Построив тогда в плоскости график функции при условии (см. рис. 6.4), мы приходим к выводам, полученным ранее четырьмя рассмотренными способами.
Ответ: если , то решений нет; если , то ; если , то ; если , то . Показательные и логарифмические неравенства с параметрами Пример . Найти все значения параметра , при которых неравенство выполняется для всех действительных значений . Решение. Исходное неравенство равносильно следующей совокупности двух систем:
В системе (1) параметр , поэтому коэффициент , стоящий при в левой части последнего неравенства, положителен, следовательно, последнее неравенство системы (1) равносильно неравенству которое не может выполняться при всех действительных значениях при любом фиксированном значении параметра . Таким образом, система (1) не дает искомых значений параметра. В системе (2) из первого неравенства () так же, как и раньше, вытекает, что , следовательно, второе неравенство равносильно неравенству , которое, очевидно, выполняется для всех действительных тогда и только тогда, когда
С учетом того, что , получаем Ответ: Производная и ее применения Пример. Найти все значения параметра , при которых функция имеет хотя бы один экстремум строго между числами и . Решение. Для вычисления экстремумов функции найдем её производную: откуда следует, что в точках экстремума, то есть при , значение параметра , так как . Поэтому интервал , на котором, согласно условию задачи, надо искать экстремум, целиком расположен справа от точки 0. Дальнейшее решение задачи изложим двумя способами. I- ый способ. Рассмотрим квадратный трехчлен с абсциссой вершины и дискриминантом , положительность которого следует из того, что Если абсцисса вершины параболы, являющейся графиком функции , расположена левее интервала , то есть величина , то значения и должны быть разных знаков, причем - отрицательно: откуда следует, что Если лежит строго между и , то либо , либо должно быть положительно: Если лежит правее интервала , то есть , то значения и должны быть разных знаков, причем - положительно: Объединяя найденные значения параметра в рассмотренных трех случаях, получает ответ: . II – й способ. Как мы уже получили ранее, в точках экстремума, то есть при имеем . В плоскости нарисуем график функции . Точки экстремума будем искать на интервале , то есть при что соответствует внутренним точкам острого угла, ограниченного прямыми и , и находящегося в первой четверти. Найдем точки пересечения прямых и с параболой . Решая квадратные уравнения, получаем: Так как производная при и при , то исходная функция является возрастающей в области , расположенной ниже параболы , и убывающей в области, расположенной выше этой параболы; в точках параболы функция имеет экстремум (в силу того, что выполнено достаточное условие экстремума – смена знака производной). Левая ветвь параболы пересекается с прямыми и в точках и соответственно. Все точки параболы, расположенные строго между этими точками пересечения, отвечают точкам экстремума функции , соответствующим искомым значениям параметра : (проекция на ось указанного участка левой ветви параболы ). Правая ветвь параболы пересекается с прямыми и в точках и соответственно. Все точки параболы, расположенные строго между этими точками пересечения, отвечают точкам экстремума функции , соответствующим искомым значениям параметра : (проекция на ось указанного участка правой ветви параболы ). Объединяя найденные выше интервалы и значений параметра , получаем ответ. Ответ: . Заключение Введение элективного курса «Решение задач с параметрами» необходимо учащимся в наше время как при подготовке к ЕГЭ, так и к вступительным экзаменам в ВУЗы. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики. Даже если бы эти задачи не предлагались на выпускных и вступительных экзаменах, то все равно в школьной математике задачам с параметрами должно уделяться большое внимание. В этом автор данного реферата глубоко убеждена: ведь известно, какую роль играют данные задачи в формировании логического мышления и математической культуры у школьников. Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются (и опыт это подтверждает) с другими задачами. Решение задач, уравнений с параметрами открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. При решении задач с параметрами одновременно активно реализуются основные методические принципы: принцип параллельности – следует постоянно держать в поле зрения несколько тем, постепенно продвигаясь по ним вперед и вглубь; принцип вариативности – рассматриваются различные приемы и методы решения с различных точек зрения: стандартность и оригинальность, объем вычислительной и исследовательской работы; принцип самоконтроля – невозможность подстроиться под ответ вынуждает делать регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач; принцип регулярности – увлеченные математикой дети с удовольствием дома индивидуально исследуют задачи, т. е. занятия математикой становятся регулярными, а не от случая к случаю на уроках. Разработанный элективный курс может быть использован учителями математики при подготовке к ЕГЭ, вступительным экзаменам в ВУЗы, на занятиях математического кружка. В нем систематизирован теоретический и дидактический материал, отвечающий принципу последовательного нарастания сложности.
Б иблиографический список. 1. Амелькин. В. В., Рабцевич В. Л. Задачи с параметрами. Справочное пособие по математике. – 2-е изд. - Мн. ООО «Асар», 2002. – 464 с.; ил. 2. Галицкий М. Л. и др. Сборник задач по алгебре для учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики. – 4-е изд. – Просвещение, 1997. – 271 с.; ил. 3. Горнштейн П. И., Полонский В. Б., Якир М. С. Задачи с параметрами. – 3-е изд. – М.; Илекса, Харьков: Гимназия, 1998, - 336 с. 4. Дорофеев Г. В. и др. Математика: Для поступающих в вузы: Пособие. – 5-е изд. – М.: Дрофа, 2002. – 672 с.; ил. 5. Сканави М. И. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы. – 7-е изд. – М. 1996. – 528 с.; ил. 6. Мордкович и др. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2000. – 315 с; ил. 7. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: Доп. главы к шк. и кл. с углубл. изуч. матаматики. – М.: Просвещение,1997. – 224 с.; ил. 8. Саакян С. М. и др. задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват.учреждений. – М.: Просвещение, 1997. – 256 с.; ил. 9. Черкасов О. Ю.Якушев А. Г. Математика для поступающих в серьезные вузы. – М.: Московский лицей, 1998. – 400 с. 10. Говоров В. М. и др. Математика: сборник задач с решениями для поступающих в вузы. – М.: АСТ: Астрель,2005. – 829 с.; ил. 11. Шарыгин И. Ф. Сборник задач по математике с решениями: Учеб. пособие для 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: АСТ: Астрель, 2001. – 448 с.; ил. 12. Ромашко В. Д. Параметры. – Интернет. 13. Карп. А. П. Сборник задач для подготовки к выпускным экзаменам по алгебре и началам анализа. – Санкт-Петербург: Оракул, 1998. – 284 с. 14. Бортаковский А. С., Закалюкин В. М. Задачи повышенной сложности по математике для абитуриентов, - М.: Изд-во МАИ, 2003. – 424 с. 15. Бортаковский А. С., Закалюкин В., Шапошников В. П. Экзаменационные задачи и варианты по математике: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Изд-во МАИ, 2004. – 384 с. 16. Олехник С. Н., Потапов М. К., Пасиченко П. И. Алгебра и начала анализа. Уравнения и неравенства. Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 кл. – М.: Экзамен, 1998. – 192 с. 17. Горнштейн П. И., Мерзляк А. Г., Полонский В. Б. Якир М. С. Экзамен по математике и его подводные рифы. – М.: Илекса, Харьков:Гимназия, 1998. – 236 с. 18. Сергеев И. Н. Математика. Задачи с ответами и решениями: Пособие для поступающих в вузы. – М.:КДУ, 2005. – 3-е изд. – 360 с.; ил. 19. Приходько Л. А., Грознова С. Ю. Математика: Пособие для поступающих в 10-ый лицейский класс. – М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. – 69 с. 20. Лебедев В. В. Решения задач репетиционного экзамена по математике 2002-2004 г. М.: «Экспресс-Полиграф-Сервис»., - 2002. 21. Потапов М. К.., Олехник С. Н.,Нестеренко Ю. В. Уравнения и неравенства с параметрами. – Изд-во Московского университета, 1992. – 16 с. 22. Осколков В. А. и др. Сборник конкурсных задач по математике с решениями и ответами. – М.: МИФИ, 2003. – 92 с. 23. Сборники «Математика. ЕГЭ». – М.: Экзамен,2004, 2005, 2006. 24. Сборники «Математика. ЕГЭ». – М.: АСТ: Астрель,2006, 2007. 25. Сборники «Математика. ЕГЭ». – М.: Просвещение, 2005-2007. 26. Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Рабинович Е. М., Якир М. С. Сборник задач и контрольных работ (7-9 кл.). – Москва-Харьков: Илекса, Гимназия, 1999. 27. Ершова А. П., Голобородько В. В., Ершова А. С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре (7-11 кл) |