Реферат: Методические рекомендации по географии учителям-предметникам к новому 2008 -2009 учебному году в свете решения актуальных задач современной модели образования
Название: Методические рекомендации по географии учителям-предметникам к новому 2008 -2009 учебному году в свете решения актуальных задач современной модели образования Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Методические рекомендации по географии учителям-предметникам к новому 2008 -2009 учебному году в свете решения актуальных задач современной модели образования. Преподавание географии в 2008/09 учебном году будет осуществляться в соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании», «О введении единого государственного экзамена как обязательной формы государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации» и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти: - Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р); - Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена приказом Минобразования России от 18 июля 2002 г. №2783); - Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089); - Федеральным базисным учебным планом (утвержден приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312). Согласно приказа Министерства образования Ставропольского края № 01-54/3981 от 2 июля 2008 года предложено методическое сопровождение для формирования учебного процесса в школах края в 2008-2009 учебном году, где установлено годовое распределение часов, Для проведения итоговой аттестации по географии выпускников средней (полной) школы в форме ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы, составленные с учетом следующих документов: - обязательный минимум содержания основного общего образования по географии (приказ Минобразования России от 19.05.98 г. № 1236); - обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по географии (приказ Минобразования России от 30.06.99 г. №56); - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. География (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г №1089). На ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности возможно увеличение количества часов в VI классе (1 час в неделю учебного предмета «География») за счет часов регионального или школьного компонентов.
Основное общее образование География является обязательным для изучения учебным предметом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В рамках основного общего образования на изучение географии отводится 280ч (6 кл. – 70 ч., 7 кл. – 70 ч., 8кл. – 70 ч., 9кл. – 70 ч.). Следует обратить внимание, что из 70 часов (2 часа в неделю) учебного предмета «География» в 6 классе основной школы 10% учебного времени должно быть выделено для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности. В школьном журнале записываются 7 часов регионального компонента (РК). Новая концепция школьного географического образования и содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта по географии реализованы в новых линиях школьных учебников, атласов, рабочих тетрадей и методических рекомендаций. Программы: 1. Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-11 кл. – М.: Просвещение, 2000. – 304с. 2. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2002. – 256с. 3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира: Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. Учебники: 1. Герасимова Т.П. и др. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2005. 2. Коринская В. А. и др. География материков и океанов. – М.: Дрофа, 2002-2005. 3. Баринова И.И. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2001-2005. 4. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство, – М.: Дрофа, 2003-2005. 5. Ром В.Я. Новое в России: цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «География России. Население и хозяйство». – М.: Дрофа, 2004-2005. 6. Петрова Н.Н. География. Начальный курс. – М.: Дрофа, 2002-2005. 7. Душина И.В. и др. География. Наш дом – Земля: материки, океаны, народы и страны. – М.: Дрофа, 2002-2005. 8. Крылова О.В. Физическая география. Начальный курс. – М.: Просвещение, 2000-2005. 9. Крылова О.В. Материки и океаны. – М.: Просвещение, 2000-2005. 10. Раковская Э.В. География. Природа России. – М.: Просвещение, 2000-2005. 11. Алексеев А.И. и др. География. Население и хозяйство России, – М.: Просвещение, 2000-2003. 12. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2005. 13. Дронов В.П. и др. География России. Природа. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2002-2005. 14. Дронов В.П. и др. География России. Хозяйство и регионы. – М.: Дрофа, 2003-2005. 15. Климанова О.А. и др. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2004-2005. 16. Климанова О.А. и др. География. Страноведение. – М.: Дрофа, 2004-2005. 17. Алексеев А.И. и др. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2002-2005. 18. Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство и географические регионы. – М.: Дрофа, 2002-2005. Каждый из представленных комплектов учебников подготовлен единым авторским коллективом. По всей линии прослеживается преемственность в развертывании содержания, системы вопросов и заданий от одного учебника к другому. Учебники и программы рекомендованы (допущены) Министерством образования РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях. Изучение географии по традиционной линии учебников осуществляется давно. Она является стабильной, классической и универсальной. С учетом новой концепции географического образования будет реализован комплексный, интегрированный подход к изучению физической и социально-экономической географии. Перечень программ предметных элективных курсов предпрофильной подготовки (компонент образовательного учреждения) 1. Крылова О.В. Города мира (география мировой урбанистики) // Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. – М.: Дрофа, 2003. 2. Крылова О.В. Политическая карта мира // Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. – М.: Дрофа, 2003. 3. Александрова Е.Н. Решение географических задач // Элективные курсы в системе предпрофильного обучения. – Архангельск, 2005. С. 36-40. 4. Марданова Д.Р. Региональная экология // Модернизация школьного географического образования. Методические материалы в помощь учителю географии. // Под ред. Е.Н. Александровой, А.П. Кирилловой. – Архангельск, 2005. С. 19-22. 5. Потапов И.А. Лингвистическая география // Модернизация школьного географического образования. Методические материалы в помощь учителю географии. // Под ред. Е.Н. Александровой, А.П. Кирилловой. – Архангельск, 2005. С. 14-16. 6. Преминина Я.К. Монархии Европы // Модернизация школьного географического образования. Методические материалы в помощь учителю географии. // Под ред. Е.Н. Александровой, А.П. Кирилловой. – Архангельск, 2005. С. 11-14. 7. Хвостова А.В. Прикладная экология // Модернизация школьного географического образования. Методические материалы в помощь учителю географии. // Под ред. Е.Н. Александровой, А.П. Кирилловой. – Архангельск, 2005. С. 16-19. Среднее (полное) общее образование География не относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. География включена в перечень учебных предметов по выбору на базовом или профильном уровнях в зависимости от профиля обучения: 1. Количество часов за два года обучения (10-11 классы) по географии: - базовый уровень 70 (1 час в неделю); - профильный уровень 210 (3 часа в неделю). Изучение географии на профильном уровне предполагается осуществлять в классах физико-химического (2 часа 10-11 класс), химико-биологического (2 часа 10-11 класс), В классах универсального (профильное) обучения (по 1 часу в 10-11 классе: 140 ч.), биолого-географического (6 часов 10-11 класс), социально-экономического (6 часов 10-11 класс). География отсутствует на базовом и профильном уровнях: физико-математического , социально-гуманитарного, художественно-эстетического, оборонно-спортивного, агро – технологического, индустриально-технологического, филологического, информационно-технологического. Учебно-методические комплекты базовых географических курсов являются традиционными и давно используются в практике обучения географии. Большинство УМК профильных географических курсов также являются сформированными и рекомендованы (допущены) Министерством образования РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях. Рекомендуемая литература для классов базового уровня (10-11 класс) 68 ч. - Экономическая и социальная география мира (В.П. Максаковский): 1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс // Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-10 классы. – М.: Просвещение, 2000. – С.46-60. 2. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: 10 класс. – М.: Просвещение, 2005. – 400с. 3. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Дополнительные главы. 10 кл. – М.: Дрофа, 2003. 4. Максаковский В.П. Рабочая тетрадь по географии: 10 класс. – М.: Просвещение, 2005. – 61с. 5. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2005. – 240с. 6. Баранчиков Е.В. Тесты по географии // К учебнику В.П. Максаковского «География, экономическая и социальная география мира». 10 класс – М.: Изд. «Экзамен», 2007 – 126с. - Экономическая и социальная география мира (Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров) 68 ч. (10 кл.): 1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Социально-экономическая география мира. 10 класс // Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-10 классы. – М.: Просвещение, 2000. – С.157-169. 2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира: 10 класс. – М.: Просвещение, 2005. – 288с. - Экономическая и социальная география мира (Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский) 68 ч. (10-11 кл.): 1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – Ч. 1. – 232с. 2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – Ч. 2. – 232с. - Население и хозяйство мира (А.П.Кузнецов) 68 ч. (10 кл.) 1. Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. 10-11 классы //География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2002. – С.88-101. 2. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М.: Просвещение, 2003. – 304с. 3. Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл.: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1999. – 96с. - Общая география (Т.П. Герасимова, С.В. Мясникова) 68 ч. (10 кл.): 1. Герасимова Т.П. Общая география // Программно-методические материалы. География. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000. – С. 99. 2. Герасимова Т.П., Мясникова С.В. Тематическое планирование по курсу «Общая география» (10 класс) // География. –2001.- № 33, – С.28-29. 3. Герасимова Т.П., Мясникова С.В. Общая география. 10 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002. Рекомендуемая литература для профильных классов (10-11 класс) - Коммерческая география (Е.Л.Плисецкий) 68 ч. (10-11 кл.): 1. Плисецкий Е.Л. Программа экспериментального курса «Коммерческая география России» // География в школе. – М., 1992, № 6. 2. Плисецкий Е.Л. Курс в профильном обучении географии. Поурочное планирование // География. – М., 2001, – № 4, – С.9-14, 19-24. 3. Иванова Т.В. Курс “Коммерческая география”. Тематическое планирование // География в школе. – М., 2003. – № 8. – С.59-62. 4. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России. – М.: Просвещение, 1996. – 256с. 5. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Учебник для 10 класса. – М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004. – 176с. 6. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 11 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 176с. 7. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Рабочая тетрадь 10 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004. 8. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Рабочая тетрадь 11 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 64с. 9. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. Методические рекомендации для учителя. 10-11 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004. - География человеческой деятельности (В.Н.Холина) 68 ч. (10-11 класс): 1. Холина В.Н. Программа курса «География человеческой деятельности: Экономика, культура, политика» // География в школе. – М., 1994. – № 2. – С.34-39. 2. Холина В.Н. Курс «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика» (поурочное планирование) // География в школе. – М., 2003, № 2. 3. Холина В.Н. География человеческой деятельности: Экономика, культура, политика: 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2005. – 352с. 4. Холина В.Н. География человеческой деятельности: рабочая тетрадь: 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2005. – 64с. 5. Холина В.Н. География человеческой деятельности: метод. рекомендации к изучению курса. – М.: Просвещение, 2004. – 176с. - Природопользование (Н.Ф. Винокурова и др.) 68 ч. (10-11 класс): 1. Сиротин В.И., Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николина В.В., Смирнова В.М. Природопользование // География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2002. –С. 207-222. 2. Сиротин В.И. Примерное тематическое планирование по курсу 2Природопользование» (10-11 кл.) // География в школе. – М., 1994. – № 2. – С.39-45. 3. Природопользование: Уч для 10-11 кл. профильных шк./ Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др. – М.: Просвещение, 2002. – 255с. 4. Рабочая тетрадь по природопользованию: 10-11 кл. // Н.Ф.Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др. – М.: Просвещение, 1999. – 48с. 5. Методическое пособие по курсу «Природопользование” // Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В.Николина и др. – М.: Просвещение, 1996. - Глобальная география (Ю.Н. Гладкий, С.Б.Лавров) 34 ч. (11 класс): 1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география //География. Программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2002. – С.175-195. 2. Крылова О.С. Глобальная география. Примерное тематическое планирование курса // География в школе. – М., 2001. – С. 13-14. 3. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. Глобальная география. – М.: Дрофа, 2001. – 352с. 4. Гдалин Д.А. Глобальная география. 11 кл.: Метод. Пособие // Д.А. Гдалин, И.Ю. Гладкий. – М.: Дрофа, 2002. – 160с. - Медицинская география (Т.В.Кучер и др.) 68 ч . (10-11 класс): 1. Кучер Т.В., Беляева Т.К. Программа курса «Медицинская география» // География в школе. – М., 1994. – №2. – С. 31-34. 2. Кучер Т.В., Колпашникова М.Ф. Медицинская география. 10-11 кл. – М.: Просвещение, 1996. - Экология города (Г.С. Камерилова) 68 ч . (10-11 класс): 1. Камерилова Г.С. Программа профильного курса «Экология города» для 10-11 классов // География в школе. – М., 1997. – №4. – С. 40-43. 2. Камерилова Г.С. Экология города: Урбоэкология. – М.: Просвещение, 1997. – 192с. 3. Камерилова Г.С. Рабочая тетрадь по экологии города: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 1998. – 64с. - Геология (Н.В. Короновский) 68 ч . (10-11 класс): 1. Короновский Н.В. Программа курса “Геология” // География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2002. – С.224-230. 2. Короновский Н.В. Геология. 10-11 кл.- М.: Дрофа, 2005. - Геоэкология (Л.Л. Розанов) 68 ч . (10-11 класс): 1. Розанов Л.Л. Программа курса «Геоэкология» // Элективные курсы. Программы. География. – М.: Дрофа. 2. Розанов Л.Л. Геоэкология. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2005. Программы профильных географических курсов начинают публиковаться с 1993 года по настоящее время. Полные учебно-методические комплекты по этим курсам не сформированы, они представлены только программами. Элективные курсы профильной школы (10-11 классы) 1. Основы рыночной экономики. А.А. Голуб, В.М. Манусов, Е.Б. Струкова 68 ч. География в школе. – М.: 1993. – № 1. – С. 35-36. 2. Экономика и экология. Т.В. Кучер 68 ч. // География в школе. – М., 1993. – № 3. – С. 41-44. 3. География культуры. Т.П. Смоктунович 68 ч. // География в школе, 1993. –№ 5. – С.32-38. 4. География туризма. А.В. Даринский 34.ч. // География в школе. – М., 1994. – № 2. – С. 29-31. 5. Взаимодействие природы и человека. Т.В. Власова, В.А. Еремина, Т.Ю. Притула 34 ч. // География в школе. – М., 1994. – № 3. – С. 43-47. 6. Геоэкология. А.И. Жиров, И.В. Игнатенко, А.Н. Ласточкин, В.П. Соломин 68 ч. // География в школе. – М., 1994. – № 6. – С. 56-60. 7. Политическая география. Ю.Н. Гладкий, В.С. Ягья. Сборник авторских программ для 10-11 классов профильных школ. – М.: Просвещение, 1994. 8. География религий. Ю.Н. Гладкий, Н.С. Гордиенко Сборник авторских программ для 10-11 классов профильных школ. – М.: Просвещение, 1994. 9. Глобальные и региональные экологические проблемы. Н.Н. Родзевич Сборник авторских программ для 10-11 классов профильных школ. – М.: Просвещение, 1994. 10. Картография. А.М. Берлянт Сборник авторских программ для 10-11 классов профильных школ. – М.: Просвещение, 1994. 11. Космическая география. В.А. Николаев, Э.М. Цыпина Сборник авторских программ для 10-11 классов профильных школ. – М.: Просвещение, 1994. 12. Мир в ХХ веке. А.В. Даринский // География в школе. – М., 1995. –№ 2. – С. 38-43. 13. Рекреационная география. Т.Ю. Притула 34 ч. (География в школе,1995.-№3.- С. 45-47.) 14. Основы комплексного страноведения. Я.Г. Машбиц (География в школе, 1995.- №5) 15. Географическая картография. Г.С. Комисарова 36 ч. (География в школе, 1995.- №6.- С. 38-40.) 16. Всемирное природное и культурное наследие. Д.П.Финаров, В.П. Соломин, В.Ф. Любимов, Т.А. Любимова 68 ч. (География в школе, 2000,- №2.- С.50-52.) 17. География производства в условиях рыночной экономики. А.Л. Миллер 34 ч. (География. Программы для общеобразоват. Учреждений. 6-11 кл.- М.: Дрофа, 2002.- С.196-207.) 18. Региональные геоэкологические проблемы. О.А. Климанова 34 ч. (География в школе, 2004.- №5.- С. 52-54) 19. Пространственное разнообразие России. С.В. Рогачев 35 ч. (География, 2005.- №4.- С. 30-33.) 20. Этнология и этнография. А.А. Лобжанидзе, Д.В. Заяц 34 ч. (География, 2005.- №4.- С.27-29.) 21. География населения с основами демографии. С.А. Сухин 34 ч. (География, 2006.- №1.- С. 37-42.) 22. Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николина В.В., Смирнова В.М., Сиротин В.И. Природопользование; учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007. – 240с. Практические работы по географии. Практические работы — неотъемлемая часть процесса обучения географии. Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление физических карт, статистических материалов и т. п. Практические работы способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, развитию самостоятельности и являются одним из важных этапов подготовки к ЕГЭ по географии. Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами. По дидактической цели все практические работы делятся на обучающие (тренировочные), самостоятельные (творческие), итоговые (оценочные). На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ. Выполнение тренировочных и творческих работ учителем оценивается выборочно и в школьный журнал выставляются только положительные оценки. Итоговые практические работы по темам выполняются и оцениваются у всех учащихся в классе, записываются и выставляются в школьный журнал. Таким образом, все практические работы по программе отражаются в тематическом и поурочном планировании с указанием их вида (обучающие, самостоятельные, итоговые), в школьный журнал записываются только итоговые (оценочные) практические работы: 1. Практические работы. География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2004. – 256с. 2. Начальный курс географии. 6 класс. Программа Т. П. Герасимовой (С. 6-15). (68 ч, 2ч в неделю). 3. Практические работы по курсу «География материков и океанов» 7 класс. Программа И.В. Душиной (С. 25 -38),(68 ч, 2ч в неделю). 4. География России 8 класс (вариант 1). Программа И.И.Бариновой (С. 46-52) (программа подходит и к учебнику И.В.Раковской «Природа России»), (68 ч, 2ч в неделю). 5. География России 9 класс (1 вариант). Программа И.И.Бариновой, В. П. Дронова для учебника В. П. Дронова и В. Я. Рома «География России. Население и хозяйство. 9 кл.» (С. 53-67). 6. Экономическая и социальная география мира 10 класс. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000. – 304с. 7. Программа В. П. Максаковского (С.46-60), (68 ч, 2ч в неделю). Дополнительная методическая литература по предмету: 1. Ермошкина А.С. О тематике профильных курсов географии // Профильная школа. – М., 2003. – № 3. – С. 24-28. 2. Новый федеральный базисный учебный план: перспективы преподавания географии в основной школе // География в школе. – М., 2004, – № 6. – С. 19-21. 3. Программы элективных курсов. География. 10-11 классы. Профильное обучение // Сост. В. П. Дронов. – М.: Дрофа, 2005. – 191с. 4. Розанов Л.Л. Введение в общую географию 10-11 классах.: Учебное пособие.- М.: Дрофа, 2008 – 223с. 5. Сборник нормативных документов. География/Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004.- 141с. 6. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ // География. – М., 2004, – №7. – С. 21-23. 7. Петрова Н.Н. Новый образовательный стандарт, оценка качества подготовки выпускников средней школы по географии: 11 класс. – М.; изд. «Экзамен», 2006. – 61с. 8. Петрова Н.Н. Новый образовательный стандарт, оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии: 9 класс. – М.; изд. «Экзамен», 2006. – 61с. Зав. кафедрой естественнонаучных дисциплин, СКИПКРО, к. биол. наук Н.Н. Сабельникова Профессор кафедры естественнонаучных дисциплин, СКИПКРО, д.п.н. Т.К. Щербакова |