Реферат: Методические рекомендации к презентации в рамках всероссийского Конкурса «Мозаика презентаций»
Название: Методические рекомендации к презентации в рамках всероссийского Конкурса «Мозаика презентаций» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Методические рекомендации к презентации в рамках всероссийского Конкурса «Мозаика презентаций» Автор: Остроумова Елена Антоновна Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 64 г. Томска с. Тимирязевское Литература – базовая программа В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И. Коровина, И.С.Збарского, В.П. Полухиной Урок литературы на тему «Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Жанр повести. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (2 часа) 7 класс Название презентации «Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Жанр повести. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Количество слайдов: 24 Среда (редактор) – Microsoft PowerPoint Методические рекомендации: 1 слайд. Объявление темы урока. Для эмоционального погружения в культурную среду эпохи Средневековья можно использовать фрагмент песнопения (например, «Свете тихий» или «Величит душа моя Господа»). 2 слайд. Объявление цели урока не буквальным прочтением слайда – с учётом возрастных особенностей учащихся, в более простой форме. Например: «Сегодня на уроке, ребята, мы с вами попытаемся на примере одного произведения определить особенности Древнерусской литературы и нормы христианской морали». 3 слайд. Определяем задачи. Например: «Чтобы достичь цели, мы ознакомимся с тем дополнительным материалом, который вы приготовили дома; повторим сведения по изученной ранее теме; проанализируем «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и поработаем с некоторыми литературными понятиями. Надеюсь, наша беседа будет содержательной и полезной». 4 слайд. На этапе повторения изученного материала (раздел «Устное народное творчество») можно провести фронтальный опрос. Количество вопросов – разное. Допускается более глубокое повторение: дать определения жанрам Устного народного творчества. Например, задание в - 1- форме ромашки, где каждый лепесток – жанр, или задание на соответствие: жанр – определение. Однако повторение не следует затягивать. Опрос должен длиться не более двух минут. Ответы учащихся уточняются с помощью слайда. 5 слайд. Повторение можно разнообразить викториной. Количество вопросов учитель определяет самостоятельно. Главное, чтобы задание выполнялось мобильно. Викторину можно заменить блиц – опросом. Ответы учащихся уточняются с помощью слайда. 6 слайд. Слайд содержит ключевую информацию сообщения учащихся на тему «Начало русской книжной традиции». В процессе подготовки к уроку учащиеся работают над индивидуальным мини – проектом на заданную тему. Результатом должно стать устное сообщение с возможным мультимедийным сопровождением. На сообщение – не более трёх минут. 7 слайд является иллюстрацией к предыдущему. Учащиеся дадут комментарии к изображению с помощью учителя. 8 слайд содержит ключевую информацию по теме «Жанры Древнерусской литературы» - следующего устного сообщения учащихся по результатам индивидуальной работы. Учителю необходимо корректировать содержание выступления учащегося. На сообщение отводится 3 минуты. 9 слайд подводит итог предыдущей работы. Учитель может открыть названия жанров Древнерусской литературы после того, как учащиеся назовут их самостоятельно. Таким образом учитель проверит уровень домашней подготовки школьников, а также активизирует внимание учащихся. Основную информацию – жанры литературы – следует записать в рабочих тетрадях. 10 слайд. На этапе усвоения новых знаний учитель предлагает учащимся дать определение жанру повести и назвать разновидности древнерусской повести. Материал для записи в тетрадях. 11 слайд содержит основную информацию по теме «Замысел создания собрания «Великие Минеи Четьи». Учащиеся делают устное сообщение по результатам индивидуальной работы с применением слайдовой презентации. Учитель дополняет и корректирует. На сообщение отводится 3 минуты. 12 слайд – ключевая информация к сообщению на тему «История создания «Повести о Петре и Февронии Муромских». Учитель дополняет устные сообщения учащихся. На сообщение отводится 3 минуты. 13 слайд. Для активизации внимания учащихся учитель задаёт вопрос о полном названии «Повести…». - 2 – 14 слайд – примерный план повести, составленный учащимися дома, и озвученный в классе. Учитель корректирует. План тезисный. 15 слайд - Анализ повести по озаглавленным частям. Анализ можно произвести по следующему плану: краткий пересказ содержания, комментарии, вывод, основная мысль. На слайде предложен примерный вывод и основная мысль. В тетрадях желательно указать название первой части и основную мысль (учащиеся потренируются в определении идеи произведения). Иллюстрацию необходимо прокомментировать. Для работы с произведением необходимо использовать учебник. 16 слайд определяет вывод и основную мысль второй части повести – «Мудрая дочь древолаза». Анализ – по предложенной выше схеме. Заглавие и основную мысль – для записи. 17 слайд - вывод и основная мысль третьей части – «Изгнание князей из Мурома» (анализ). Заглавие и основную мысль записать. 18 слайд – вывод и основная мысль по четвёртой части – «Возвращение Петра и Февронии на княжеский престол» (запись). Прокомментировать фотографию 19 века. Учащиеся могут отметить особенности изображения святых преподобных. Запись в тетради заглавия четвёртой части и основной мысли. 19 слайд – вывод и основная мысль пятой части (запись). Учитель комментирует фотографию с изображением придела святых Петра и Февронии в соборе Рождества Богородицы в г. Муроме. 20 слайд – вывод и основная мысль шестой части – «Вместе и после смерти» (запись). Фиксирование внимания на изображении собора Рождества Богородицы в г. Муром. 21 слайд – подведение итогов. Учитель задаёт наводящие вопросы по рассмотренному произведению, с тем чтобы выявить главные особенности «Повести о Петре и Февронии Муромских», идейно – тематическое содержание и актуальность звучания произведения. Например: - Какому жанру первоначально должно было соответствовать данное произведение? - Чему уделено особое внимание в повести? - Влияние каких жанров и мотивов ощущается в повести? - Какова тема и идя произведения? - В чём заключается актуальность данного произведения? Чему учит оно современного читателя? - 3 – 22 слайд – краткий словарь терминов, который можно расширить. Желательно распечатать для учащихся словарь с терминологией по Устному народному творчеству и по Древнерусской литературе, так как охватить повторением всю необходимую терминологию невозможно, но расширять представление о ней необходимо. К тому же это ускорило бы процесс работы на этапе повторения. 23 слайд предлагает список литературы, использованной при подготовке и проведении урока. 1. Энциклопедия для детей. Аванта . Русская литература. Часть первая. От былин и летописей до классики 19 века, М. 1999 2. Иллюстрированный энциклопедический словарь (малый). М, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2000 3. В.Я. Коровина. Литература, 7 класс. М, Просвещение 4. Монастыри России. Путеводитель по культурно – историческим памятникам. Смоленск, «Русич», 2004 5. Древнерусские города. Путеводитель по культурно – историческим памятникам. Смоленск, «Русич», 2004 6. А.А. Инджиев «Словарь литературоведческих терминов» Ростов- на Дону, «Феникс», 2008 24 слайд. В заключение учитель благодарит всех за сотрудничество, комментирует выставленные оценки, объявляет домашнее задание : 1. Сочинение – миниатюра на тему «Чему учит современного читателя Древнерусская литература?» 2. Устное сообщение о жизни и творчестве М. В. Ломоносова. Продолжением данной темы может стать интегрированный урок музыки и литературы, где учащимся предлагается сопоставить повесть Ермолая Еразма с оперой Н.А. Римского – Корсакова «Сказание о граде Китеже и святой деве Февронии». - 4 – |