Реферат: Цель и задачи преподавания дисциплины
Название: Цель и задачи преподавания дисциплины Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение в языкознаниеЦель и задачи преподавания дисциплины Курс «Введение в языкознание» знакомит студентов с основными сведениями о языке, важнейшими понятиями и терминами лингвистики, с методами исследования языка и современным уровнем развития теории. Одна из основных целей курса – подготовка студентов к изучению всех других языковедческих дисциплин, изучаемых на филологическом факультете – определяет и его главные задачи. В число этих задач входит, во-первых, овладение основами лингвистического анализа языковых единиц, основами фонетического, лексикологического, словообразовательного, морфологического и синтаксического классифицирования. Во-вторых, формирование осмысленного подхода к оценке языковых явлений и фактов. В-третьих, курс призван дать студентам вполне определенную совокупность сведений о всех сторонах языка как системы и вооружить их понятиями и терминами, необходимыми при изучении любой лингвистической дисциплины. В-четвертых, способствовать развитию творческого подхода к усвоению лингвистических знаний, а также привить навыки самостоятельной работы. Место дисциплины в учебном процессе Курс «Введение в языкознание» является первым в системе методологических языковедческих дисциплин, которые изучаются на филологическом факультете педагогического университета. Он знакомит студентов с полученными наукой сведениями о языке - с его общественной сущностью, его строением и функционированием, изменением и развитием, знакомит студентов с основными понятиями и терминами языкознания, расширяет их языковедческий кругозор. «Введение в языкознание» является вводным курсом, вводным для всех других дисциплин языковедческого цикла, он вводит студентов в изучение старославянского языка, русской диалектологии, исторической грамматики русского языка, фонетики, лексики и грамматики современного русского литературного языка и др. Содержание дисциплины "Введение в языкознание" Наименование тем лекций, их содержание, объем в часах (20)
Практические занятия, их содержание, объем в часах (16)
Учебно-методические материалы по курсу Учебники 1. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967; М., 1996 (или любое другое издание) 2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1987. 3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. 4-е изд., испр. и доп. М., 1983. 4. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1979 5. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1990. 6. БЭС Языкознание / под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1998. 7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976; М., 2001 (или любое другое издание). 8. Русский язык: Энциклопедия . М., 1998. 9. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. 2-е ид. М., 1969 (или любое другое издание). Дополнительная литература 10. Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. М., 1982. 11. Брагина А.А. Русское слово в языках мира. М., 1978. 12. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 1982. 13. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981. 14. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. М., 1998. 15. Донских О.А. Происхождение языка как философская проблема. Новосибирск, 1984. 16. Журавлев А.П. Звук и смысл. М., 1981. 17. Журавлев А.П., Павлюк Н.А. Язык и компьютер. М., 1989. 18. Иванова И.Н., Шустрова Л.В. Основы языкознания. Учеб. пособие для учащихся ст. классов. М., 1995. 19. Кондратов А.М. Звуки и знаки. М., 1975. 20. Кондратов А.М. Книга о букве. М. М., 1975. 21. Крысин Л.П. Жизнь слова. М., 1980. 22. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963. 23. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. 24. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. М., 1973. 25. Плунгян В.А. Почему языки такие разные? М., 1996. 26. Сахарный Л.В. Как устроен наш язык. М., 1978. 27. Успенский Л.В. По закону буквы. М., 1979. 28. Успенский Л.В. Слово о словах. М., 1997. 29. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека (любое издание). 30. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1985. Пособия, методические указания и материалы, Учебные пособия и методические указания 31. Кодухов В.И. Задания к практическим занятиям и контрольным работам по «Введение в языкознание». М., 1976. 32. Калабина С.Н. Практикум по курсу «Введение в языкознание». М., 1976. (и посл. изд.) 33. Перетрухин В.Н. Введенение в языкознание. Руководство к работе над курсом. М.. 1984. 34. Лингвистические задачи. Пособие для учащихся ст. классов. М., 1983. 35. Зиндер Л.Р. Введение в языкознание. Сборник задач. М., 1998. 36. Доронина Н.И. Введение в языкознание: Рабочая программа и методические рекомендации для студентов заочного отделения филологического факультета. 2-е изд., дополненное. – Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2002. – 65 с. 37. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1968. 38. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1986. 39. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1978. 40. Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание). 41. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (любое издание) 42. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2-х т. М., 1985. 43. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь (любое издание) 44. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова М., 1986 (можно использовать любой другой фразеологический словарь) 45. Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1961 (или другое издание). 46. Русский ассоциативный словарь. Книга 1. Прямой 47. Частотный словарь русского языка / ред. Л.Н. Засорина. М., 1977. 48. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Проспект / Авт. Ю.Д. Апресян, О.Ю. Богуславская, И.Б. Левонтина, Е.В. Урынсон. М., 1995. 49. Русский ассоциативный словарь. Кн. 1, Прямой словарь: от стимула к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Часть 1 / Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Г.А. Черкасова. М., 1984. 50. Русский ассоциативный словарь. Кн. 2, Обратный словарь: от реакции к стимулу. Ассициативный тезуарус современного русского языка. Часть 1 / Ю.Н. Караулов, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфинцева, Г.А. Черкасова. М., 1984. 51. Словарь ассоциативных норм русского языка. М., 1977. 52. Словарь образных выражений русского языка / ред. В.Н. Телия. М., 1995. Самостоятельная работа студентов,
|