Реферат: Методические рекомендации по их подготовке Раздел «История культур и цивилизаций Древнего мира»
Название: Методические рекомендации по их подготовке Раздел «История культур и цивилизаций Древнего мира» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Кибардина Т. А., к. и. н., ст. преподаватель Темы семинарских занятий и методические рекомендации по их подготовке Раздел «История культур и цивилизаций Древнего мира»
Тема 1. Миф как первая форма культуры. План: 1. Основные этапы формирования и развития первобытной культуры. Миф как попытка осмысления мира с помощью эмоциональных и логических ассоциаций. 2. Понятие «синкретическая целостность» как основополагающая характеристика первобытной культуры. 3. Э. Тэйлор и Д. Фрезер о первобытной культуре. Первобытные верования. 4. Проблема происхождения искусства. Литература: Тэйлор Э. Первобытная культура. – М., 1989. Фрезер Д. Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. - М. 1986. Юнг К. Г. Архетип и символ. - М. 1991. Ранние формы искусства. Сб. ст. - М.1972. Леви – Строс К. Структурная антропология. - М. 1983. Леви – Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М. 1994. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М. 1992. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. Учеб. пос. - Минск. 1997. Культурология. Учеб. пос. /Под ред. А.А. Радугина. - М. 1997. Введение в культурологию. Учеб. пос. /Под ред. Е.В. Попова. - М. 1996. Методические рекомендации к изучению темы семинара Особое внимание обратить на: определение «мифа»; понятие «синкретическая целостность». Чётко обозначить этапы формирования и развития первобытной культуры. Дать характеристику первобытным верованиям. Выразить своё отношение к проблеме происхождения искусства и культуры и определить место мифа в современном обществе. Тема 2. Мифы Древнего Востока. План: 1. Мифы о сотворении мира. 2. Мифы о потопе. 3. Мифология и современность. Литература: Библия. Люб. Изд. Мифы народов мира. /Сост. В.И. Коровин и др. М. 1999. В мире мифов и легенд. /Сост. В.Н. Синельченко и др. СПб. 1998. Беккер К.Ф. Мифы Древнего мира: от Древней Индии до падения Римской империи. Всемирная история. – Ростов-на-Дону, 1997. Белицкий М. Забытый мир шумеров. – М., 1980. Довгяло Г.И. Становление идеологии раннеклассового общества: на материале хеттских клинописных текстов. – Минск, 1980. Культура Древнего Египта. – М., 1976. Методические рекомендации к изучению темы семинара Особое внимание уделить единой сюжетной основе мифов Древнего Востока. Выразить своё отношение к проблеме существования мифов в современной культуре.
Тема 3. Культура Древнего Египта. План: 1. Формирование мифологических представлений древних египтян и закрепление их в «Текстах пирамид», «Текстах саркофагов», «Книге мертвых». 2. Синтез архитектуры и скульптуры в египетском искусстве и идея вечности. Задачи египетских пирамид. 3. Эстетический идеал Древнего Египта и художественный канон. Литература: Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. - М.1999. Восток и Запад о жизни после смерти. - Спб. 1993. Бачинин В.А. Искусство и мифология. - М.1987. Янсоны Х.В. и Э.Ф. Основы истории искусств. - СПб.1996. Лирика Древнего Египта. - М.1965. НемировскийА.И. Мифы и легенды Древнего Востока. - М.1994. Мерц Б. Красная земля. Черная земля. (Мир древних египтян). - М. 1998. Вейс Г. История цивилизаций. В 3-х тт. - Т.1. - М.1999. В мире мифов и легенд. /Сост. В.Н. Синельченко и М.Б. Петров - СПб. 1998. Мизун Ю.В. и Ю.Г. Тайны богов и религий. - М.1999. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. Учеб.пос. - Минск.1997. Монтэ П. Египет Рамсесов: Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. – М., 1989. Павлова О.К. Амон Фиванский. Ранняя история культа (V-XVII династии). – М., 1984. Перепелкин Ю.Я. Тайна золотого гроба. – М., 1969. Методические рекомендации к изучению темы семинара Показать образную основу мифологии и значение «Текстов…» для культуры Древнего Египта. Проанализировать взаимосвязь искусства и религии в культуре Древнего Египта. Определить особенности эстетики и религиозного мировоззрения древних египтян.
Тема 4. Индо-буддийский тип культуры. План: 1. Мировоззренческие принципы индо-буддийской культуры. 2. Система ценностей. 3. Система знания в индо-буддийской культуре. 4. Художественная культура Индии. Литература: Введение в культурологию. /Под ред. Е.В. Попова - М.1996. Культурология . Учеб. пос. /Под ред. А.А. Радугина - М.1997. Эррикер К. Религии мира. Буддизм. - М.1998. История и культурология. Учеб. пос. /Под ред. Н.В. Шишовой - М.2000. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х тт. - М.1994. Васильев Л.С. История религий Востока. - М.1988. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. - М. 1994. Методические рекомендации к изучению темы семинара Раскрыть общие мировоззренческие принципы индо-буддийской культуры, её систему ценностей и знаний. Проанализировать взаимосвязь искусства и религии в культуре Древней Индии. Определить особенности эстетики и религиозного мировоззрения древних индусов.
Тема 5. Конфуцианско-даосистский тип культуры. План: 1. Конфуцианско-даосистская картина мира. 2. Система ценностей. 3. Характер знания в рамках конфуцианства и даосизма. 4. Художественная культура Китая послеосевого времени. Литература: Введение в культурологию. /Под ред. Е.В. Попова - М. 1996. Культурология. Учеб. пос. /Под ред. А.А. Радугина - М. 1997. История и культурология. Учеб. пос. /Под ред. Н.В. Шишовой - М.2000. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х тт. М. 1994. Васильев Л.С. История религий Востока. М. 1988. Бежин Л.Е. Под знаком «ветра и потока». Образ жизни художника в Китае III-VI вв. М.1982. Васильев Л.С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае. //Китай: традиции и современность. М. 1976. Жаров Н.С. Три лика китайской культуры: конфуцианство, буддизм, даосизм. Воронеж. 1995. Энциклопедии по искусству. Методические рекомендации к изучению темы семинара Раскрыть общие мировоззренческие принципы конфуцианско-даосистской культуры, её систему ценностей и знаний. Проанализировать взаимосвязь искусства и религии в культуре Древнего Китая. Определить особенности эстетики и религиозного мировоззрения древних китайцев.
Тема 6. Древние цивилизации Крита и Ахейской Греции. План: 1. Цивилизация минойского Крита. Расцвет критской цивилизации. 2. Социально-экономические отношения и создание морской державы. Упадок критской цивилизации. 3. Вторжение ахейцев в Грецию. Формирование микенской цивилизации. 4. Социально-экономическая структура и государственное управление. Троянская война. Литература: История Древней Греции. Учебник. Люб. изд. История Древнего мира. Учебник. Люб. изд. Гомер. Илиада. Одиссея. Люб. изд. Боннар А. Греческая цивилизация. – М., 1992. Валлон А. История рабства в античном мире. – М., 1941. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М., 1988. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995. Кравчук А. Троянская война. Миф и история. – М., 1991. Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система. – М., 1990. Методические рекомендации к изучению темы семинара Раскрыть цивилизационные основы минойской и ахейской культур. Проанализировать причины падения критской цивилизации. Определить причины Троянской войны.
Тема 7. Образование империи Александра Македонского и культура эллинистического общества. План: 1. Личность Александра Македонского. Жизненный путь. 2. Первые походы. Образование империи. 3. Культура эллинистического общества. Литература: История Древнего мира. Учеб. Люб. Изд. История Древней Греции. Учеб. Люб. Изд. Левек П. Эллинистический мир. М. 1989. Энциклопедии по искусству. Люб. Изд. Арриан. Поход Александра. – М., 1993. Гафуров Б.Г., Цибукидис Д.И. Александр Македонский и Восток. – М., 1980. Шахермайр Ф. Александр Македонский. – М., 1984. Методические рекомендации к изучению темы семинара Дать характеристику личности Александра Македонского. Раскрыть цивилизационные основы империи Александра Македонского. Проанализировать причины падения империи. Выявить особенности эллинистической культуры.
Тема 8. Императорский Рим в эпоху принципата Октавиана Августа. План: 1. Образование принципата. Законодательство Августа. 2. Социально-экономические отношения. 3. Внешняя политика Октавиана Августа. Литература: История Древнего мира. Учебник. Люб. изд. История Древнего Рима. Учебник. Люб. изд. Знаменитые греки и римляне: 35 биографий выдающихся деятелей Греции и Рима. Сборник. /Сост. М.Н. Ботвинник, М.Б. Рабинович. – СПб., 1993. Игнатенко А.В. Древний Рим: от военной демократии к военной диктатуре: (истор.-правове наследие). – Свердловск, 1988. Культура Древнего Рима: В 2-х кн. /Редкол.: Ю.К. Колосовская и др. – М., 1985. Маяк И.Л. Рим первых цезарей: генезис римского полиса. – М., 1983. Методические рекомендации к изучению темы семинара Раскрыть цивилизационные основы Древнеримской империи. Дать характеристику личности Октавиана Августа. Проанализировать политические шаги Октавиана Августа по созданию стабильности в империи.
Тема 9. Возникновение христианства. План: 1. Причины возникновения христианства. 2. Жизнь Иисуса Христа. 3. Основные положения раннего христианства. Литература: Васильев Л.С. История религий Востока. - М. 1989. Библия. Люб. Изд. Культурология. Курс лекций. / Под ред. А.А. Радугина - М.1997. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М. 1989. Виппер Р.Ю. Очерки истории Римской империи (окончание). Рим и раннее христианство. Избр. соч. в 2-х тт. - Т.2. – Ростов-на-Дону, 1995. Методические рекомендации к изучению темы семинара Выявить причины возникновения христианства на территории Иудеи. Дать характеристику личности Иисуса Христа. Проанализировать основные положения раннего христианства.
Раздел «История культур и цивилизаций средневековья»
Тема 1. Образование империи Карла Великого.
План: 1. Личность Карла Великого и его роль в создании первого западноевропейского государства. Экономическое и политическое развитие государства. 2. Внешняя политика Франкского государства и образование империи. 3. «Каролингское Возрождение». 4. Распад империи. Литература: История средних веков. Учебник. Любое издание. Виппер Р.Ю. История средних веков: Курс лекций. – Киев, 1996. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. / Сост. С.А. Асиновская. – М., 1986. Гуковский А.И. Феодализм в Западной Европе. – М., 1932. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984. Гуревич А. Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе: Учеб. пос. – М., 1970. Методические рекомендации к изучению темы семинара Дать характеристику личности Карла Великого. Раскрыть его роль в создании первого западноевропейского государства. Проанализировать политические шаги Карла Великого в создании империи. Проанализировать причины падения империи. Выявить особенности «Каролингского Возрождения».
Тема 2. Культура западных и южных славян в период раннего средневековья. План: 1. Расселение, хозяйственный быт, общественный строй. 2. Образование первых государств у западных славян. 3. Образование первых государств у южных славян и их отношения с Византийской империей. Литература: История средних веков. Учебник. Любое изд. Виппер Р.Ю. История средних веков: Курс лекций. – Киев, 1996. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. /Сост. С.А. Асиновская. – М., 1986. Гуковский А.И. Феодализм в Западной Европе. – М., 1932. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе: Учеб. пос. – М., 1970 Методические рекомендации к изучению темы семинара Дать характеристику общественному строю западных и южных славян. Выявить причины формирования первых славянских государств в Европе. Показать взаимоотношения славянских государств с Византийской империей.
Тема 3. Культура Византии. План: 1. Православие как стержень византийской культуры. 2. Византийское образование. Научные достижения. 3. Синтез архитектуры и иконописи. Иконописный канон. Литература: Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. - М.1999. Чекалов Д.А. Кондрашов В.А. История мировой культуры. – Ростов-на-Дону, 2005. Горянов Б.Т. Поздневизантийский феодализм. /Отв. Ред. И.К. Куськиян. – М.: АН СССР, 1962. Диль Ш. История Византийской империи. – М., 1948. Диль Ш. Основные проблемы византийской истории. /Пер. с франц. и предисл. Б.Т. Горянова, под ред. С.Д. Сказкина. – М., 1947. История Византии. В 3-х т. – М., 1967. Каждан А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. – М., 1974. Культура Византии, вторая половина VII- XII в. /Г.Г. Литаврин и др. – М., 1989. Культура Византии, IV – первая половина VII в. /З.В. Удальцова и др. – М., 1984. Курбатов Г.Л. История Византии (от античности к феодализму): Учеб. пос. – М., 1984. Методические рекомендации к изучению темы семинара Обозначить роль православия в культуре Византийской империи. Проанализировать взаимосвязь искусства и религии в культуре Византии. Определить особенности эстетики и религиозного мировоззрения в искусстве Византии. Тема 4. Средневековая культура и идеология.
План: 1. Роль католической церкви в культуре Западной Европы. 2. Образование в ранее средневековье. Школы и университеты. Схоластика. 3. Развитие искусства в период средневековья. Рыцарская поэзия. Литература: Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры. - М.2001. Гуревич А.Я. Средневековый мир. - М. 1990. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М. 1987. Тяжелов В.Н., Сопоцинский О. Искусство средних веков. - М. 1975. Хейзинга Й. Осень средневековья. - М. 1982. Художественный язык средневековья. - М. 1982. Культура и искусство западноевропейского средневековья. - М. 1976. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. - М. 1976. Юхвидин П.А. Мировая художественная культура от истоков до XVII в. - М. 1996. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. - М. 1997. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. - М. 1999. История средних веков. Учебник. Любое изд. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. /Сост. С.А. Асиновская. – М., 1986. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. /Сокр. пер. с итал. В.П. Гаудука. – М., 1987. Методические рекомендации к изучению темы семинара Обозначить роль католической церкви в культуре Западной Европы. Проанализировать взаимосвязь религии и образования в западноевропейской культуре. Определить особенности средневекового искусства в Западной Европе. Тема 5. Крестовые походы и их культурно-историческое значение.
План: 1. Предпосылки крестовых походов. 2. Цели и участники крестовых походов. 3. I–IV крестовые походы. 4. Последние крестовые походы. 5. Культурно-историческое значение крестовых походов. Литература: История средних веков. Учебник. Любое изд. История стран зарубежного Востока в средние века: Учеб. для гос. ун-тов. – М., 1957. Виппер Р.Ю. История средних веков: Курс лекций. – Киев, 1996. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. /Сост. С.А. Асиновская. – М., 1986. Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах: Учеб. пос. – М., 1977. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. – М., 1980. Методические рекомендации к изучению темы семинара Обозначить предпосылки и выявить цели участников крестовых походов. Проанализировать роль католической церкви в организации крестовых походов. Показать значение крестовых походов для судеб западноевропейских государств.
Тема 6. Великие географические открытия и их культурно-историческое значение. Начало колониальных захватов.
План: 1. Предпосылки Великих географических открытий. 2. Открытие морского пути в Индию. 3. Открытие Америки. Колониальные захваты португальцев и испанцев. 4. Кругосветные путешествия. 5. Последствия географических открытий для Европы. 6. Географические открытия второй половины XVI–XVII вв. Русские землепроходцы. Литература: История России с древнейших времен до 1861 г. Учебник / Под ред. Н.И.Павленко. – М., 2003. Очерки русской культуры XVII века.- И., 1985-90.- ч. 1-4. Очерки русской культуры XVIII века.- И., 1985-90.- ч. 1-4. История средних веков. Учебник. Любое издание. Виппер Р.Ю. История средних веков: Курс лекций. – Киев, 1996. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. /Сост. С.А. Асиновская. – М., 1986. Магидович И.П. Очерки истории географических открытий. – М., 1967. Методические рекомендации к изучению темы семинара Обозначить предпосылки и выявить последствия географических открытий для западноевропейской цивилизации. Охарактеризовать колонизационную политику западноевропейских государств.
Тема 7. Борьба Древней Руси против немецко-шведских и монголо-татарских завоевателей.
План: 1. Захват немецко-шведскими завоевателями Прибалтики. 2. Борьба Новгорода и Пскова против крестоносцев. 3. Нападение татаро-монгол на Русь. 4. Политика древнерусских князей в отношении Золотой Орды. Литература: История России. Учебник. Любое изд. Карамзин Н.М. Предания веков.- М., 1987. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси.- М., 1984. Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры.- М., 2001. История России. Социально-экономический и внутриполитический аспекты. –Екатеринбург, 1992. Татаро-монголы в Азии и Европе: [Сб. ст.]. – М., 1977. Ахиезер А. С. Социокультурная динамика России. //Полис. -1991. - №5. Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы развития России.- М., 1992. Методические рекомендации к изучению темы семинара Обозначить причины вторжения захватчиков на Древнюю Русь. Выявить последствия вторжений. Охарактеризовать политику древнерусских князей в отношении немецко-шведских и татаро-монгольских завоевателей.
Тема 8. Исламский тип культуры. План: 1. Картина мира. Идея последовательного монотеизма. 2. Система мусульманских ценностей. Идея абсолютного предопределения человеческих поступков. 3. Теократическая идея социального мира. Ислам на современном этапе. 4. Художественные традиции исламского мира. Литература: Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М., 1990. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1988. Ислам: традиции и новации. - М., 1991. Введение в культурологию. Учеб. пос. /Под ред. Е.В. Попова. - М., 1996. Гуревич П.С. Культурология. Учеб.пос. - М., 1998. Малашенко А. Ислам в России. Заметки политолога. /Свободная мысль – XXI. - 1999.- №10. Родник жемчужин. - М., 1982. Омар Хайям. – Душанбе, 1970. Любовная лирика Востока. - М., 1988. Арабская поэзия средних веков. /Серия БВЛ. - М., 1975. Методические рекомендации к изучению темы семинара Раскрыть общие мировоззренческие основы исламской культуры, её систему ценностей. Проанализировать взаимосвязь искусства и религии в культуре исламского мира. Определить особенности эстетики и религиозного мировоззрения мусульман. Показать место исламской культуры в современном обществе.
Раздел «История культур и цивилизаций Нового времени»
Тема 1. Английская буржуазная революция XVII в. и её культурно-историческое значение
План: 1. Причины буржуазной революции и складывание революционной ситуации в Англии к началу 40-х гг. XVII в. 2. Ход революции и гражданские войны. 3. Внешняя и внутренняя политика Англии. Протекторат О.Кромвеля. 4. Реставрация и крах абсолютизма в Англии. Культурно-историческое значение революции. Литература: Новая история с 1640 по 1870 гг. – Любое издание. Европа в новое и новейшее время: Сб. ст. – М., 1966. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640-1870): Учеб.пос. /Сост. Е.Е.Юровская. – М., 1990. Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции XVII-XVIII вв.: Учеб.пос. /Сост. И.А.Никитина и др. – М., 1990. Лабутина Т.А. Политическая борьба в Англии в период реставрации Стюартов 1660-1681 гг. – М., 1982. Новая история стран Европы и Америки. Первый период: Учебник. /В.Н.Виноградов, Н.М.Гусева и др. – М., 1998. Методические рекомендации к изучению темы семинара Обозначить предпосылки и выявить причины Английской буржуазной революции. Охарактеризовать политику Оливера Кромвеля и выявить значение революции для европейской цивилизации. Тема 2. Война за независимость в США.
План: 1. Социально-экономическое и политическое развитие английских колоний в Северной Америке в XVII и первой половине XVIII в. 2. Причины войны за независимость. Усиление колониального гнёта Англии с 60-х гг. XVIII в. 3. Начало войны и ход военных действий. 4. Политическое объединение колоний в национальное государство в ходе войны. 5. «Декларация независимости» 1776 г. Конституция 1787 г. Значение освободительной войны. Литература: Новая история с 1640 по 1870 гг. – Любое издание. Европа в новое и новейшее время: Сб. ст. – М., 1966. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640-1870): Учеб.пос. /Сост. Е.Е.Юровская. – М., 1990. Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции XVII-XVIII вв.: Учеб.пос. /Сост. И.А.Никитина и др. – М., 1990. Новая история стран Европы и Америки. Первый период: Учебник. /В.Н.Виноградов, Н.М.Гусева и др. – М., 1998. Методические рекомендации к изучению темы семинара Обозначить предпосылки и выявить причины войны за независимость в США. Охарактеризовать действия североамериканских колоний в борьбе за независимость. Выявить значение первых демократических законов «Декларации независимости» и Конституции США.
Тема 3. Французская буржуазная революция XVIII в. и её культурно-историческое значение.
План: 1. Причины и ход революции. Генеральные штаты и Учредительное собрание. 2. Якобинская диктатура и ее роль в революционных событиях. 3. Революционные войны. 4. Директория и военный переворот 18 брюмера VIII года (9 ноября 1799 г.) 5. Культурно-историческое значение революции. Литература: Новая история с 1640 по 1870 гг. – Любое издание. Новая история с 1640 по 1870 гг. – Любое издание. Европа в новое и новейшее время: Сб. ст. – М., 1966. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640-1870): Учеб.пос. /Сост. Е.Е.Юровская. – М., 1990. Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции XVII-XVIII вв.: Учеб.пос. /Сост. И.А.Никитина и др. – М., 1990. Новая история стран Европы и Америки. Первый период: Учебник. /В.Н.Виноградов, Н.М.Гусева и др. – М., 1998. Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: XVIII-XIX вв. Энциклопедия. – М., 1999. Методические рекомендации к изучению темы семинара Обозначить предпосылки и выявить причины Французской буржуазной революции. Охарактеризовать действия якобинцев в борьбе за власть. Выявить значение революционных войн для судеб европейских государств.
Тема 4. Революции 1848-1849 гг. в Западной Европе и их культурно-историческое значение. План: 1. Причины и ход революций в Европе. Специфика и особенности революций в разных странах Европы. 2. Характер и последствия революций. 3. Культурно-историческое значение революций. Литература: Новая история с 1640 по 1870 гг. – Любое издание. Новая история с 1640 по 1870 гг. – Любое издание. Европа в новое и новейшее время: Сб. ст. – М., 1966. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640-1870): Учеб.пос. /Сост. Е.Е.Юровская. – М., 1990. Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции XVII-XVIII вв.: Учеб.пос. /Сост. И.А.Никитина и др. – М., 1990. Новая история стран Европы и Америки. Первый период: Учебник. /В.Н.Виноградов, Н.М.Гусева и др. – М., 1998. Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: XVIII-XIX вв. Энциклопедия. – М., 1999. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789-1848 гг. – Ростов-на-Дону, 1999. Методические рекомендации к изучению темы семинара Обозначить предпосылки и выявить причины революций 1848-1849 гг., специфику и особенности в Германии, Испании, Италии, Венгрии. Показать характер и последствия революций. Обозначить их значение. Тема 5. Гражданская война в США и её значение для развития культуры Северной Америки. План: 1. Капиталистическое развитие США накануне Гражданской войны. 2. Причины и ход Гражданской войны. 3. Характер и последствия войны для США. 4. Культурно-историческое значение гражданской войны. Литература: Новая история с 1640 по 1870 гг. – Любое издание. Новая история с 1640 по 1870 гг. – Любое издание. Европа в новое и новейшее время: Сб. ст. – М., 1966. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640-1870): Учеб.пос. /Сост. Е.Е.Юровская. – М., 1990. Сборник документов по истории нового времени: Буржуазные революции XVII-XVIII вв.: Учеб.пос. /Сост. И.А.Никитина и др. – М., 1990. Новая история стран Европы и Америки. Первый период: Учебник. /В.Н.Виноградов, Н.М.Гусева и др. – М., 1998. Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: XVIII-XIX вв. Энциклопедия. – М., 1999. Методические рекомендации к изучению темы семинара Обозначить предпосылки и выявить причины гражданской войны, специфику и её особенности. Показать характер и последствия войны для США. Обозначить её значение.
Тема 6. Пути модернизации России во второй половине XIX в. План: 1. Социально-экономическое развитие России в середине XIX в. 2. Отмена крепостного права в России. Основные положения реформы. 3. Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. 4. Историческое значение реформ в России. Литература: История России (с начала XVIII-до конца XIX в.). Учеб-к. /Отв. ред. А.Н.Сахаров. – М., 2001. Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учеб.пос. – М., 2000. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М., 1984. История России. Социально-экономический и внутриполитический аспекты. –Екатеринбург, 1992. Ахиезер А. С. Социокультурная динамика России. //Полис. -1991. - №5. Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы развития России.- М., 1992. Методические рекомендации к изучению темы семинара Охарактеризовать социально-экономическое развитие России в сер. XIX в., её специфику и особенности. Дать оценку последствиям отмены крепостного права и либеральных реформ для России. Обозначить их значение. Тема 7. Международное положение в Европе в н. XX в. План: 1. Социально-экономическое развитие европейских стран в н. XX в. 2. Расстановка политических международных сил в Европе в н. XX в. 3. Русско-японская война. 4. Усиление военного потенциала Германии накануне I мировой войны. Литература: История России (с начала XVIII-до конца XIX в.). Учеб-к. /Отв. ред. А.Н.Сахаров. – М., 2001. Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учеб.пос. – М., 2000. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М., 1984. Европа в новое и новейшее время: Сб. ст. – М., 1966. Новая история стран Европы и Америки. Второй период: Учебник. /В.Н.Виноградов, Н.Н. Зверева и др. – М., 1998. Методические рекомендации к изучению темы семинара Охарактеризовать социально-экономическое развитие европейских стран в н. XX в., их внешнюю политику. Дать оценку русско-японской войне. Обозначить её значение. Оценить роль военного потенциала Германии накануне I мировой войны. Тема 8. Революционные процессы в России в начале XX в. и их культурно-историческое значение.
План: 1. Распространение марксизма в России и образование социал-демократической партии. 2. Первая революция в России 1905-1907 гг.: предпосылки, причины, характер, движущие силы, итоги. 3. Социально-экономические и политические последствия революции 1905 -1907 гг. Литература: История России XX в. Учеб-к. /Отв. ред. А.Н.Сахаров, В.П. Дмитриенко. – М., 2001. Мунчаев Ш.М. Устинов В.М. Истории я России. Учеб –к. – Изд-е 2-е. – М., 2000. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М., 1984. История России. Социально-экономический и внутриполитический аспекты. –Екатеринбург, 1992. История политических партий России. – М., 1994. Кавторин В.Л. Первый шаг к катастрофе. 9 января 1905 г. Свободное размышление строго по документам. – Л., 1992. Ленин В.И. От народничества к марксизму. /Пол. Собр. Соч. – Т.9 – С.190-197. Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. /Пол. Собр. Соч. – Т.11 – С.1-131. Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции. /Пол. Собр. Соч. – Т.31 – С.113-118. Методические рекомендации к изучению темы семинара Обратить внимание на отличия в предпосылках формирования марксизма за рубежом и в России. Обозначить предпосылки и выявить причины первой буржуазной революции в России. Дать оценку характеру и движущим силам революции 1905-1907 гг. в России. Выявить последствия революционных событий 1905-1907 гг.
Тема 8. Европейская культура рубежа XIX - XX вв.
План: 1. Общая характеристика европейской культуры рубежа XIX-XX вв. 2. Эволюция системы ценностей в западной культуре. 3. Основные тенденции развития искусства. Литература: История и культурология. Учеб. пос. /Под ред. Н.В.Шишовой. – М., 2000. Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры. – М., 2001. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. //М. Вебер. Избранные произведения: пер. с нем.- М., Прогресс, 1990. Шкуратов В.А. Историческая психология. – Ростов-на Дону: Феникс, 1995. Анненский И.Ф. О современном лиризме. //Серебряный век. Мемуары (сборник). – М.: Известия, 1990. Белый А. На рубеже двух столетий. //Воспоминания: В 3 кн. – М.: Худ. лит-ра., 1989. Белый А. Символизм как миропонимание. – М.: Республика, 1994. Методические рекомендации к изучению темы семинара Дать общую характеристику европейской культуре рубежа XIX-XX вв. Обратить внимание на изменения в системе ценностей европейского человека. Обозначить основные тенденции развития искусства н. XX в. Раздел «История культур и цивилизаций Новейшего времени»
Тема 1. Первая мировая война и её значение для истории цивилизаций.
План: 1. Начало первой мировой войны и её характер. 2. Соотношение сил и планы воюющих сторон. 3. Военные действия 1914-1917 гг. и окончание войны. 4. Значение I мировой войны для истории цивилизаций Литература: Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. - В 3-х частях. - Часть I. 1900-1945. /Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарёва. – М.: Владос, 2001. Европа в новое и новейшее время: Сб. ст. – М., 1966. Бовыкин В.И. Из истории возникновения первой мировой войны. От Портсмутского мира до Потсдамского соглашения. – М., 1972. Серова О.В. От Тройственного союза к Антанте. Итальянская внешняя политика и дипломатия в конце XIX – начале XX в. – М., 1983. Фей С. Происхождение мировой войны.– Т. 1-2. – М., 1934. Айрапетян М.Э., Кабанов П.Ф. Первая мировая война 194-1918 гг. – М., 1964. Вержховский Д.В., Ляхов В.Ф. Первая мировая война. 1914-1919. – М., 1964. Первая мировая война: дискуссионные проблемы истории. – М., 1994. Первая мировая война. Пролог XX века. – М.. 1998. Методические рекомендации к изучению темы семинара Обозначить предпосылки и выявить причины первой мировой войны. Дать оценку характеру и соотношению сил воюющих сторон. Выявить последствия первой мировой войны для мира.
Тема 2. Революционные процессы в России в 1917 г. и их культурно-историческое значение.
План: 1. Предпосылки и причины революционной ситуации в России 1917 г. 2. Характер и движущие силы революций. 3. Культурно-историческое значение революций для судеб страны. Литература: Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учеб.пос. – М., 2000. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М., 1984. История и культурология. Учеб. пос. /Под ред. Н.В.Шишовой. – М., 2000. Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры. – М., 2001. Актуальные проблемы Новейшей истории. /Д.А.Волкогонов и др. – М., 1991. История России. XX в. Учеб-к. /Отв. ред. В.П.Дмитренко. – М., 2001. Революция 1917 в Петрограде. – М., 1989. История России XX в. Учеб-к. /Отв. ред. А.Н.Сахаров, В.П. Дмитриенко. – М., 2001. Мунчаев Ш.М. Устинов В.М. История России. Учеб –к. – Изд-е 2-е. – М., 2000. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М., 1984. История России. Социально-экономический и внутриполитический аспекты. –Екатеринбург, 1992. История политических партий России. – М., 1994. Ленин В.И. От народничества к марксизму. /Пол. Собр. Соч. – Т.9 – С.190-197. Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. /Пол. Собр. Соч. – Т.11 – С.1-131. Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции. /Пол. Собр. Соч. – Т.31 – С.113-118. Методические рекомендации к изучению темы семинара Обозначить предпосылки и выявить причины революционных событий 1917 г. Дать оценку характеру и движущим силам. Выявить последствия революционных событий 1917 г. для России. Тема 3. Коллективизация и НЭП в России как испытание жизнеспособности российской культуры. План: 1. Политическая борьба и образование СССР. 2. НЭП. Причины, характер, результаты. 3. Коллективизация. Причины, характер, результаты. Литература: Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учеб.пос. – М., 2000. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М., 1984. История и культурология. Учеб. пос. /Под ред. Н.В.Шишовой. – М., 2000. Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры. – М., 2001. Актуальные проблемы Новейшей истории. /Д.А.Волкогонов и др. – М., 1991. История России. XX в. Учеб-к. /Отв. ред. В.П. Дмитренко. – М., 2001. Методические рекомендации к изучению темы семинара Обозначить предпосылки и выявить причины преобразований в советском государстве. Дать оценку характеру и результатам преобразований. Выявить их последствия для России. Тема 4. Тоталитарная альтернатива XX столетия как культурно-исторический феномен: главные разновидности. План: 1. Причины возникновения фашизма в Западной Европе. Основные цели. 2. Российский коммунизм – угроза цивилизационным основам Запада? 3. Тоталитаризм как культурно-исторический феномен XX столетия. Литература: История России. XX в. Учеб-к. /Отв. ред. В.П. Дмитренко. – М., 2001. История и культурология. Учеб. пос. /Под ред. Н.В.Шишовой. – М., 2000. Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры. – М., 2001. Актуальные проблемы Новейшей истории. /Д.А.Волкогонов и др. – М., 1991. Алатри П. Происхождение фашизма. – М., 1961. Белоусов Л.С. Муссолини: диктатура и демагогия – М., 1993. Устрялов Н.в. Итальянский фашизм. – М., 1999. Галкин А.А. Германский фашизм. – М.,1989. Чернявский Г.И. Большевизм и национал-социализм: сравнительный анализ двух форм тоталитаризма. – Харьков, 1993. Мазер В. Адольф Гитлер. – Ростов-на-Дону, 1998. Троцкий Л. Сталин: В 2 тт. – М., 1990. Тютюкн С.В., Шелохаев В.В. Марксизм и русская революция. – М., 1996. Методические рекомендации к изучению темы семинара Обозначить предпосылки и выявить причины возникновения тоталитарных режимов в мире. Обратить внимание на ценностные основы коммунизма и фашизма, на их особенности и общие тенденции. Выявить их последствия для мира. Тема 5. Вторая мировая война и её значение для истории цивилиций. План: 1. Причины и характер второй мировой войны. Соотношение сил и планы воюющих сторон. 2. Складывание гитлеровского блока в Европе. 3. Начало Отечественной войны советского народа. Антигитлеровская коалиция. 4. Открытие второго фронта. Разгром нацистской Германии. 5. Значение II мировой войны для истории цивилизаций. Литература: История России. XX в. Учеб-к. /Отв. ред. В.П. Дмитренко. – М., 2001. Новейшая история стран Европы и Америки. XX в. Учеб-к: В 3-х ч. – Часть I. /Под ред. А.М.Родригеса и М.В.Пономарёва. – М., 2001. Актуальные проблемы Новейшей истории. /Д.А.Волкогонов и др. – М., 1991. Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учеб.пос. – М., 2000. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М., 1984. Мюнхен – преддверие войны. – М., 1988. 1939 год. Уроки истории. – М., 1990. Вторая мировая война. Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований./Под ред. В. Михалки. – М., 1997. Итоги второй мировой войны. Выводы побеждённых. – СПб.; М., 1999. Самсонов А.М. Вторая мировая война. – М., 1990. Методические рекомендации к изучению темы семинара Обозначить предпосылки и выявить причины возникновения второй мировой войны. Обратить внимание на характер второй мировой войны. Обозначить отличия мировых войн от войн, происходящих ранее в истории цивилизаций. Выявить их последствия для мира. Тема 6. Послевоенные процессы в мире. План: 1. Начало «холодной войны» и эволюция двухполюсного миропорядка в 50-первой половине 70-х гг. 2. Интеграционные процессы во второй половине XX века. Деятельность ООН. 3. Конец «холодной войны». Контуры многополярного мира. 4. Перспективы развития системы международных отношений. Литература: Новейшая история стран Европы и Америки. XX в. Учеб-к: В 3-х ч. - Часть II. /Под ред. А.М. Родригеса и М.В.Пономарёва. – М., 2001. Актуальные проблемы Новейшей истории. /Д.А.Волкогонов и др. – М., 1991. Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учеб. пос. – М., 2000. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М., 1984. XX век: основные проблемы и тенденции международных отношений.. – М., 1992. История европейской интеграции.(1945-1994). – М., 1995. Современные международные отношения. – М., 2000. Методические рекомендации к изучению темы семинара Дать определение «холодной войны». Обозначить предпосылки и выявить причины возникновения «холодной войны». Обратить внимание на характер войны. Дать оценку деятельности международных организаций и роль на поддержания стабильности и мира в контексте современной цивилизации. Обозначить перспективы развития международных отношений в мире. Выявить последствия «холодной войны» для мира. Тема 7. Попытки модернизации России в конце XX в. Переосмысление советской культуры. План: 1. Социально-экономические предпосылки модернизации России в конце XX в. 2. Политические и общественно-демократические процессы развития страны. 3. «Перестройка», её противоречивый характер и последствия. Переосмысление советской культуры. 4. Россия в условиях нового государственного строя. Литература: Актуальные проблемы Новейшей истории. /Д.А.Волкогонов и др. – М., 1991. Уткин А.И. Россия и Запад: история цивилизаций: Учеб. пос. – М., 2000. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.- М., 1984. Мунчаев Ш.М. Устинов В.М. История России. Учеб –к. – Изд-е 2-е. – М., 2000. Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1994. – М.: Прогресс-Академия, 1994. История России. XX век. /Отв. ред. В.П. Дмитриенко. – М., 2001. Методические рекомендации к изучению темы семинара Обозначить предпосылки и выявить причины модернизации России в конце XX в. Обратить внимание на характер политических и социально-экономических процессов в стране. Дать оценку деятельности М.С. Горбачёва. Обозначить место современной России в мире. Тема 8. Начало крушения колониальной системы империализма в странах Азии и Африки. План: 1. Колониальная система империализма в странах Азии и Африки в условиях XX века. 2. Аграрный и промышленный сектор экономики в условиях капитализма. 3. Политические и социальные процессы на Востоке. 4. Восточные и африканские революции: характер, цели, культурно-историческое значение. Литература: Актуальные проблемы Новейшей истории. /Д.А.Волкогонов и др. – М., 1991. Новейшая история стран Азии и Африки. XX в. Учеб-к: В 3-х ч. - Часть I. /Под ред. А.М. Родригеса. – М.: Владос, 2003. Петрухинцев Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры. – М., 2001. Методические рекомендации к изучению темы семинара Обозначить предпосылки и выявить причины крушения колониальной системы империализма. Обратить внимание на функционирование аграрного и промышленного сектора стран Востока в условиях капитализма. Дать оценку политическим и социальным процессам на Востоке. Определить особенности восточных и африканских революций. Обозначить место современных восточных цивилизаций в мире. |