Реферат: Методические рекомендации по социальным дисциплинам на 2009- 2010 учебный год
Название: Методические рекомендации по социальным дисциплинам на 2009- 2010 учебный год Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ на 2009- 2010 учебный год Социально-гуманитарные (историко-обществоведческие) дисциплины являются стержневыми в процессе осмысления перемен, происходящих в современном мире и России. В нем интегрируются знания из различных областей общественной жизни, заложен высокий межпредметный и воспитательный потенциал, в наибольшей степени акцентируется внимание на взаимодействия гражданина, государства и общества. В соответствии с региональным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений преподавание курса "История" (история России и всеобщая история) предусматривается в рамках учебного времени, отведенного на образовательную область "Обществознание", с учетом сочетания в учебных планах базового (инвариантного) и вариативного (школьного) компонентов, а также специфики пропедевтического образования в начальной школе. Преподавание базового курса истории строится в рамках основной и старшей школы (5-11 классы) на основе принципов дифференциации и вариативности учебного процесса, в том числе возможности формирования авторских программ и авторского планирования, создания специализированных учебных планов общеобразовательных учреждений с углубленным и расширенным содержанием образования (гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов, школ с этнокультурным компонентом). Определение учебной нагрузки по каждому предмету является прерогативой образовательного учреждения: она может варьироваться в зависимости от Устава школы, ее образовательной программы, учебно-методической, материальной базы, кадрового потенциала. Рекомендованный кафедрой теории и методики социальных дисциплин ИПК и ПРО КБГУ структура и содержание учебных предметов предлагает следующий вариант такого распределения учебного времени для курса истории:
*Обществознание **История и культура народов КБР Такой вариант наиболее реален для большинства базовых школ, поскольку он фактически не требует дополнительного привлечения часов из школьного компонента. Такое распределение учебного времени также соответствует базовому комплекту программ "История с древнейших времен до наших дней", подготовленному авторским коллективом под руководством А.П. Богданова и Е.Е. Вяземского, которая на сегодняшний день, когда государственная базисная программа по истории отсутствует, является единственной программой, ориентированной на изучение курса истории в основной школе в рамках концентрической системы и охватывающей все классы и исторические курсы. СТРУКТУРА ИСТОРИКО - ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОУ КБР
СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИКО - ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОУ КБР
При планировании курса истории следует иметь в виду, что, как правило, планирования учебного времени, предусмотренные авторами программ и учебников по истории, редко соответствуют базисному учебному плану и требуют адаптации их учителем к реальной педагогической ситуации в школе и соотнесения с основными образовательными компонентами исторического образования, предлагаемыми МО РФ. Практика показывает, что работа учителя оказывается эффективной только тогда, когда она строится на основе собственного продуманного тематического планирования, учитывающего возможности использования существующих учебников в рамках отведенного учебным планом времени. Преподавателям нужно иметь в виду необходимость разработки авторских рабочих программ, адаптированных к условиям ОУ на основе «Программ среднего (полного) общего образования на базовом и профильном уровне по истории и обществознанию». Историческое образование на втором концентре (10-11 классы) предполагает постановку принципиально новых образовательных, воспитательных и развивающих задач. Это не столько система повторного изучения всего объема учебной информации предшествующих курсов истории "на более высоком уровне", сколько профильное углубление курсов, акцентирование обобщающих, аналитических проблем мировоззренческого характера, несущих, прежде всего, теоретическую, а не информативную нагрузку. Начиная с 2007 года в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., разрабатываются учебно-методические комплекты по новейшей отечественной истории и обществознанию. В настоящее время разработаны, прошли апробацию и внедряются в образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях УМК Филиппова А.В. «История России. 1945 - 2008 гг.» и Полякова Л.В.«Обществознание. Глобальный мир в XXI веке». В отдельных ОУ КБР в виде спецкурса апробированы содержание вышеназванных УМК. В 2009-2010 уч. году будет продолжаться работа по внедрению содержания «История России. 1945 - 2008 гг.» и «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке». Обществознание Федеральный компонент базисного учебного плана предусматривает изучение обществоведческих курсов в основной и старшей школе. Для интегративного преподавания обществознания в 8 и 9 классах базовыми является программа и учебно-методический комплект (УМК) под ред. Л.Н. Боголюбова. В них раскрыты все компоненты обществоведческих знаний учащихся и достигнуто соответствие стандартам обществоведческого образования На старшей ступени (10-11 кл.) возможны два варианта преподавания обществоведческих учебных курсов - на интегративной основе (в общеобразовательных классах) и на модульной основе (в профилированных классах). Для интегративного преподавания на базовом уровне можно рассматривать УМК "Человек и общество" под ред Л.Н. Боголюбова, базирующийся на значительном комплексе учебно-методической литературы и апробированный в практике преподавания. По тематике курс ориентирован на комплексное изучение основных методологических проблем современного обществознания, обобщающее рассмотрение основных этапов становления современной цивилизации, анализ вопросов современного экономического, политического и духовного развития общества. Важное достоинство данного комплекса - возможность координации изучения обществоведческого курса в основной и старшей школе. Помимо интегративного преподавания обществоведческого курса в старшей школе предусматривается возможность объединения в нем самостоятельных предметных модулей, в совокупности создающие представление о развитии всех сфер общественной жизни (социальной, политической, духовной, экономической). Необходимо отметить, что модульные курсы больше соответствуют идее дифференциации обучения, чем интегрированные курсы; их целесообразно использовать в профилированных классах при наличии большего количества часов, отводимого на изучение обществознания. Для модуля "Введение в философию" в качестве базовой можно рассматривать программу "Введение в философию" А.Ф. Малышевского, отличающуюся научной логикой, широкой постановкой проблем. Альтернативной ей является программа П.С. Гуревича, учебное обеспечение которой отличается доступностью изложения материала, апелляцией к жизненному опыту учащихся, насыщенностью познавательными вопросами и заданиями. В преподавании модуля "Введение в политологию" можно использовать один из двух альтернативных учебно-методических комплексов, равноценных по значению и достаточно схожих по постановке проблем - К.С. Гаджиева и Р.Т. Мухаева. Для преподавания модуля "Социология" и внедрения этого программного комплекса лучше использовать разнопрофильный УМК "Основы социологии" А.И. Кравченко, который рассчитан на 34 часа в 10-11 классе и ориентирован на использование достаточно большого объема учебно-методической и научной литературы. Изучение курса "Основы экономики" и смежных с ним курсов входит в рамки образовательной области "Обществознание", однако для второго концентра рассматривается относительно автономно по отношению к блоку курсов "Обществоведение". Олимпиада по истории, обществознанию, праву становятся все популярнее. В работе с учащимися проявляющим интерес к истории и желающим участвовать на олимпиадах разных уровней помогут рекомендации профессора О.Ю. Стреловой «Приехать и победить: советы участникам школьных олимпиад по истории», научно - практический журнал «История и обществознание для школьников», №1,2, 2009г. Востребованность историко - обществоведческих знаний очевидны. Учителям, работающим в 11 кл. необходимо систематически проводить занятия с использованием КИМов по истории и обществознанию. Для подготовки к успешной сдаче ЕГЭ желательно за основу взять УМК Сахаров А.Н., Буганов В.И.; Буганов В.И.; Зырянов П.Н. «История России». Просвещение 2008г. и «Обществознание» Боголюбова Л.Н. Обществознание. Просвещение 2008г. При этом систематически использовать публикуемее в научно - практическом журнале «История и обществознание для школьников» материалы в рубрике «Иду на экзамен», см. статью А. Лазебниковой «Учимся решать задачи по обществознанию», №2, 2009г. Литература: 1.Закон РФ «Об образовании» в новой редакции. 2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ от 4.10. 2000 г. № 751.) 3. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р). 4. http://www.kremlin.ru http://www.historia.ru- электронный журнал «Мир истории»- Официальный веб-сайт Президента Российской Федерации. 5.http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение». 6.http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение» «Новейшая история России», «Обществознание. Глобальный мир в ХХ1 веке». 7.http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. |