Учебное пособие: Учебно-методическое пособие источники права вологда 2010 Автор составитель: доцент, кандидат юридических наук Жариков А. А

Название: Учебно-методическое пособие источники права вологда 2010 Автор составитель: доцент, кандидат юридических наук Жариков А. А
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

имени О.Е. Кутафина»

(МГЮА им. О.Е. Кутафина)

Филиал МГЮА имени О.Е. Кутафина в г. Вологде

КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ИСТОЧНИКИ

ПРАВА

ВОЛОГДА 2010


Автор – составитель: доцент, кандидат юридических наук Жариков А.А.

Учебно-методическое пособие имеет своей целью оказать помощь студентам в изучении темы «Источники права» курса Теории государства и права. Студенты МГЮА им. О.Е. Кутафина занимаются по программе курса Теории государства и права, в котором тема «Источники права» рассчитана, согласно тематического плана, на 4 часа лекций, 4 часа семинарских занятий и 6 часов самостоятельной работы студентов (для очной формы обучения).

Учебный материал, который предстоит им изучить значителен. Ограниченное количество часов аудиторных занятий позволяет рассмотреть только отдельные вопросы темы. Основой учебной работы студентов является их самостоятельная работа. Лекции, семинары, консультации и другие формы учебной работы и вся методическая литература направлены на то, чтобы способствовать самостоятельной работе, помочь правильной ее организации. Важным условием такой организации является: а) систематическая работа над учебным материалом, б) глубокое изучение научной литературы, в) самоконтроль.

В учебно-методическом пособии содержится подробный перечень вопросов к теме, обобщающая лекция по теме, методические советы по изучению наиболее сложных вопросов, список обязательной и дополнительной литературы, перечень основных понятий и категорий, а также вопросы для самопроверки.

Содержание

Источники права__________________________________________4

§ 1. Понятие форм, или источников права____________________4

§ 2. Основные виды источников права в современных государствах__________________________________________________6

1.Источники права разных правовых систем____________________6

2. Влияние источников международного права на внутригосударственные правовые системы_________________________8

3.Основные особенности источников права современных

национальных правовых систем_______________________________9

§ 3. Источники (формы) права в Российской Федерации_______11

1. Основные принципы системы источников права в Российской Федерации____________________________________________________11

2. Виды источников права в Российской Федерации _____________14

§ 4. Другие источники российского права____________________27

1. Договоры нормативного содержания_______________________27

2. Правовые обычаи_______________________________________28

3. Судебная практика______________________________________28

4. Международные договоры РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права__________________________________29

Источники права

§ 1. Понятие форм или источников права

Нормы позитивного права устанавливаются в особом, установленном Конституцией или законом порядке, именуемом правотворчеством.

Правотворчество в российском государстве осуществляется полномочными федеральными и региональными органами государственной власти: законодательными или представительными органами, органами исполнительной власти, а на местном уровне также — органами местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа в России являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).

Таким образом, только Конституцией, решениями государственных органов, органов местного самоуправления, а также путем народного голосования (референдума) могут устанавливаться, изменяться и отменяться нормы российского права. Такие решения правотворческих органов и референдума закрепляют официальное содержание правовых, норм и как бы служат официальной обязательной формой выражения норм права. Подобные официальные формы выражения и закрепления правовых норм в правовой теории и практике получили название источников, или форм права.

Аналогичные, хотя и существенно отличные по своему содержанию и социальным основам источники или формы официального выражения и закрепления норм права существовали в государствах прошедших эпох и существуют в современных государствах.

В советской правовой теории значительное место занимала дискуссия о правильности терминов, обозначающих соответствующие понятия — "источник права" или "форма права". Одни ученые признавали более правильным употребление термина "форма права" (А. Ф. Шебанов), другие склонялись к термину "юридический формальный источник права" (С. А. Голунский, Е. Ф. Кечекьян, М. С. Строгович, С. Л. Зивс). Предлагалось также отличить "источник права в материальном смысле" (материальные условия жизни и волю господствующего класса) от источника права "в формальном смысле", т. е. от формы объективного выражения и закрепления обязательности правовых норм.

В настоящее время эти споры можно считать преодоленными, поскольку термины "форма права" и "источник права" употребляются при освещении данной темы в одном и том же значении внешней формы объективации выражения права или нормативной государственной воли, а не все возможные значения понятий "форма" или "источник" применительно к праву.

Значение термина "источник права" в юридическом смысле следует понимать только как специфическую форму выражения правовых норм и придания им значения обязательности. Как отмечали советские теоретики права, термин "источник права" специальный и условный, но он является удобным в употреблении и к тому же традиционным для мировой юриспруденции.

Термин "форма" или "формы" менее удачен для выражения названного явления или свойства права, так как он гораздо более многозначен (внутренняя и внешняя формы, особенности языка законодательства, его систематизация и т. п.). Советский теоретик права Б. В. Шейндлин насчитал пять значений термина "форма", применимых к праву".

А в те годы не были еще известны некоторые современные аспекты широкого понимания права. Не были развиты тогда и исследования о законодательной технике.

Таким образом, юридическими источниками, или формами права являются официальные формы выражения и закрепления (а также изменения или отмены) правовых норм, действующих в данном государстве.

Такое понятие "источника" права необходимо отличать от понятия источника, порождающего или объективно обусловливающего возникновение правовых норм (т. е. с причиной возникновения правовых норм). В таком контексте источник — не "форма выражения", а корень, исток возникновения укрепления и развития тех или иных норм права или даже целых правовых систем. Это понятие должно раскрываться при характеристике сущности, содержания права, как и любого иного общественного явления. Такое понимание "социальных истоков" права (материальных, социально-психологических, политических, нравственных) важно для юриспруденции, но оно несопоставимо с понятием юридического источника (формы) права, о котором идет речь при изложении данной темы.

Приведенное понятие юридического источника права и его отличие от других аспектов фермы правя, а также от "истоков" (причин) возникновения правовых норм было весьма развернуто обосновано в дореволюционной русской теории права. Так, Н. М. Коркунов видел значение понятия "источник права" (в юридическом смысле ) прежде всего в том, что "... с его помощью всякий может определить наперед, с возможной точностью, при соблюдении каких обязательных правил он может быть обеспечен от притязания со стороны других... Именно эти формы объективирования юридических норм, служащие признанием их обязательности... называются источниками права". При этом он отличал такое понятие "источника" от "силы, творящей право", поскольку "законодатель непроизвольно творит право", а также от субъективного правового сознания и таких понятий как "природа вещей", "справедливость" и даже от "науки права", поскольку понимание этих категорий разными людьми различно и само по себе не может служить мерой общеобязательности. Аналогично объясняли значение понятия "источник (форма) права" Е. Н. Трубецкой, В. М. Хвостов. Напротив, Г. Ф. Шершеневич, признавая, что название источника права издавна носят те формы, в которых выражаются нормы права, предпочитал термин "формы права".

§ 2. Основные виды источников права в современных государствах

1. Источники права разных правовых систем

Правовые системы современных государств различаются, в частности, тем, какой из источников права превалирует в национальной правовой системе данного государства. В странах англосаксонского права — Англии, США, Канаде, Австралийском Союзе и др. основной особенностью правовой системы является признание и широкое использование судебного прецедента, т. е. решений судов, приобретающих значение "образца" для последующих решений и, тем самым, устанавливающих нормы права. В странах континентальной Европы, в том числе и в России, основным видом источников права являются законы и иные нормативные правовые акты: законы парламента, указы, декреты или иные акты главы государства и регламентарные акты правительства и отдельных министров (Франция, Испания, Австрия, ФРГ и др. страны).

В странах азиатского континента важную роль в развитии права, наряду с законами и другими актами государственных органов, играет религия — мусульманское, индусское, иудейское право, основанные на религиозных источниках, а также традиции общинного быта. Традиционное право характерно, наряду с государственными актами, также для многих государств Африки, Латинской Америки.

Обычаи, или обыкновения политической жизни, торгового оборота, семейных или иных бытовых отношений, имеют, хотя и в ограниченных пределах, юридическое значение и во многих других современных государствах. В частности, в парламентской и административной практике ряда европейских государств многие правовые институты королевской власти, формирования правительства, деятельность традиционных органов управления основаны на неписаных обычаях, весьма строго соблюдаемых, но в то же время весьма модернизированных по сравнению с прошлым (например, формирование и состав кабинета министров Великобритании).

Наконец, в некоторых государствах сохраняется непосредственное влияние традиционных нравственных норм на правовые отношения . Это касается религиозных и традиционных правовых систем мусульманского, индусского, иудейского права, о которых сказано ранее. Но особое значение приобрело влияние нравственных норм на правовые отношения в Японии и Китае, где наряду с религией существенное влияние на основные отношения собственности, имущественных обязательств, судебного права оказывают представления конфуцианства и иных нравственных учений. В разрешении споров и ответственности предпочтение отдается примирению сторон, нравственным нормам перед государственными законами, в особенности — перед обращением в суд. Вместе с тем современная правовая система Японии и Китая существенно модернизированы под влиянием западных правовых систем и "социализма с китайской спецификой".

2. Влияние источников международного права на внутригосударственные правовые системы

В современном мировом сообществе укрепляются и развиваются отношения мира и сотрудничества между государствами, позволяющие разрешать споры и конфликты между государствами, а также организовать единообразное применение общих для всех государств правовых норм, основанных на Уставе ООН, Всеобщей декларации о правах человека и выработанных на их основе пактах, конвенциях и договорах между государствами, а также на общепризнанных нормах (обычаях) международного права.

После двух мировых войн XX в., признав недопустимыми и губительными для народов агрессивные войны, государства — члены ООН создали международную систему сотрудничества, обеспечивающую соблюдение норм международного права не только во внешнеполитических отношениях между государствами, но и во внутренней жизни каждого государства в гуманитарных и экономических отношениях между ними. Поэтому общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры между государствами (двусторонние и многосторонние) признаются конституциями, законами и обычаями государств — членов мирового сообщества составной частью их правовой системы, т. е. источниками внутригосударственного права.

Так, ст. 55 Конституции Франции устанавливает, что договоры, ратифицированные или одобренные, "имеют силу, превышающую силу внутренних законов с момента опубликования, при условии применения каждого договора или соглашения другой стороной".

Согласно ст. 10 Конституции Италии "Правовой порядок Италии согласуется с общепризнанными нормами международного права", а ст. II провозглашает, что "отвергается война как орудие посягательства на свободу других народов и предусматривается согласие на условиях взаимности с другими государствами на ограничения суверенитета, необходимые для порядка, обеспечивающего народам мир и справедливость...".

Согласно ст. 25 Основного закона ФРГ "Общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории".

Аналогичные нормы закреплены в Конституциях Испании (ст. 93—96); Греции (ст. 28); Японии (ст. 98) и других государств. Соответствующие положения имеются и в ст. 15 Конституции Российской Федерации (см. об этом далее).

Таким образом, в современных государствах основными источниками, или формами официального выражения и закрепления норм позитивного внутригосударственного права выступают:

1. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые полномочными государственными органами или всенародным голосованием.

2. Судебные прецеденты либо иная правотворческая роль судебной практики.

3. Религиозные источники (священные писания, книги, трактаты).

4. Обычаи и обыкновения, сложившиеся в практике экономической и государственной жизни.

5. Общепризнанные принципы международного права и международные договоры, пакты, конвенции, ратифицированные в установленном порядке каждым государством.

3. Основные особенности источников права современных национальных правовых систем

Национальные правовые системы отличаются немалым своеобразием источников права, используемых в данном государстве, наряду с присущими им общими чертами, "родственной" им правовой семье континентального, общего или религиозного права.

Так, во Франции — классической стране романо-германского права, которой присуща ведущая роль законодательства в сфере административного права, в силу существования развитой системы административной юстиции (т. е. специальной системы судов для рассмотрения административных дел), испытывает огромное влияние специфического судебного прецедента, — решений судов административной юстиции. Главную роль в создании таких прецедентов играет Государственный совет Франции, являющийся высшей инстанцией административной юстиции. По авторитетному мнению Ж. Веделя именно судебная практика "сформулировала основополагающие нормы административного права без ссылки на писаные нормативные акты".

В отличие от этого гражданское право Франции основывается прежде всего на нормах закона прежде всего ГК Франции, а также на регламентарных правительственных нормах. И только в этих рамках нормативное значение имеет судебная практика при разрешении гражданских споров. Однако и при этом толкование судом ГК и законов, данное судебной практикой, является обязательным элементом понимания и применения французского гражданского права.

В США, где традиции и значение прецедентного "общего права" (common law) очень велики, закон, тем не менее занимает «едущее место в системе источников права. Именно закон имеет высшую юридическую силу, а парламентская, судебная и административная практика имеет важнейшее значение для толкования, применения и развития закона, для организации деятельности органов соответствующих ветвей власти и решения вопросов частного права. Влияние судебной и административной практики в значительной мере возросло в XX в. и в других странах континентальной системы права.

В ряде современных государств Азии и Африки, являвшихся прежде колониями (доминионами) колониальных держав, сочетаются различные правовые системы с присущими им особенностями и сферой действия источников права. Так, в Индии в настоящее время действуют религиозные в своей основе источники мусульманского и индусского права (сферой применения этих источников в настоящее время остаются семейные, общинные отношения, наследование, земельные отношения) наряду с источниками государственного, административного, торгового права, базирующимися на законодательстве европейского англосаксонского типа, сочетающего законодательство с прецедентами.

В странах Африки традиционные источники, обычаи различных общественных групп также сочетаются с законодательством централизованной и судебной власти, заимствующей право бывших метрополий и специальные колониальные законы. Обычное право (правовые обычаи) охватывают главным образом землевладение, семейное и наследственное право.

В современных условиях значительно возросло взаимодействие российского права с правовыми системами других зарубежных государств. Поэтому в подготовке квалифицированных юристов необходимо изучение источников (форм) выражения и закрепления норм права в зарубежных государствах не только для расширения кругозора, знаний юриста, но и для практического использования этих знаний в повседневной деятельности будущих специалистов.

§ 3. Источники (формы) права в Российской Федерации

1. Основные принципы системы источников права в Российской Федерации

В новой, демократической России весьма длительное время не

удавалось преодолеть привычные для советских политиков и управленцев представления об иерархии законов и подзаконных актов, о всесилии законодательной власти Съезда Советов как высшего представительного органа власти и о других принципах советской правотворческой власти, руководимой КПСС.

С другой стороны, ложно понятый лозунг суверенитета не только республик, но и краев, областей и иных субъектов РФ, приводил к явному несоответствию некоторых норм Конституций и законодательства субъектов РФ федеративной Конституции и законам.

После принятия новой Конституции РФ 1 993 г. многие из этих трудностей преодолены или во всяком случае не стоят так остро, как это было прежде.

Не возвращаясь к первым годам самостоятельного развития России, остановимся на системе источников права в Российской Федерации после принятия ныне действующей Конституции.

Во-первых, следует признать, что правовая система современной России была и остается системой государства европейской континентальной "семьи". Поэтому ей присущи особенности источников права государства континентальной

Вряд ли в современных условиях можно согласиться на столь радикальные перемены правовой системы, чтобы в России было "все как в США или Великобритании", в том числе и прецедентная по своим главным источникам правовая система "общего права".

С другой стороны, малоперспективны призывы "идти своим путем", возвращаясь, в частности, к правовой системе государств восточнославянской культуры. Признавая справедливыми положения В. Н. Синюкова о реально существовавшей самобытной для России правовой системы восточнославянского типа, об особенностях состояния правосознания населения России, трудно увидеть те самобытные формы законодательства или иных источников права которые обеспечивали бы успешное развитие Российской .государственности в современных условиях. Россия вряд ли может избрать "самобытное", без ориентации на международный опыт, развитие права, не рискуя снова (как это было совсем недавно) оказаться в международной изоляции.

Все это свидетельствует о том, что европейская континентальная система источников права в основном остается для России правильным выбором. Поэтому правомерно закрепление в Конституции РФ системы источников права, главное место в которой занимает сама Конституция РФ, законы и все другие подзаконные нормативно-правовые акты, которые составляют как бы главный "становой хребет" всей системы источников российского права. Вместе с тем Конституция Российской Федерации закрепляет определенные принципы системы источников права, позволяющие провопить в жизнь основополагающие положения демократического и правового государства и избежать, а зачастую прямо отвергнуть те искажения или "умолчания", которые в прошлом приводило к лицемерным нарушениям прав человека и демократического устройства государства на правовых началах.

1. Первым и главным из этих принципов является признание и закрепление в Конституции прав и свобод человека высшей ценностью, а защиту прав человека и гражданина обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ). Разумеется, что во всем своем объеме эта важнейшая проблема имеет более обширное и важное значение, нежели сам вопрос об источниках права. Здесь же важно подчеркнуть, что действующая Конституция РФ признает права и свободы человека и гражданина "непосредственно действующими". Эта формула ст. 18 Конституции не развернута до конца, как это сделано в Конституции ФРГ, где прямо сказано о правах человека как "непосредственно действующем праве" (ст. 1). Но смысл этих статей разных конституций один: добиться, чтобы никакой закон не мог попирать права человека, записанные в Конституции и в международных обязательствах государства. Именно права человека "определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (ст. 18). Такая характеристика дана в Конституции для того, чтобы любой закон и иной акт государственной власти мог считаться правомерным только при условии соблюдения ими прав человека и гражданина. Как известно, Конституционный Суд РФ исходит именно из этих позиций, признавая неконституционными подобные положения законодательства. Допущение законом подобных нарушений имеет своим естественным законным последствием утрату силы соответствующих положений законодательства.

В советском уголовном, гражданском и административном праве эта главная задача стояла лишь на третьем плане, после защиты интересов государственных и общественных. Это привело к отрицательному эффекту действия советского права: пренебрежению правами граждан.

2. Второй фундаментальный принцип системы источников современного российского права состоит в закреплении за Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством верховенства и высшей юридической силы на всей территории России (ч. 2 ст. 4, ч.1 ст. 15 Конституции). При этом все законы или иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

Этот принцип должен соблюдаться неукоснительно. Однако его соблюдение обусловлено применительно к федеративному устройству России двумя главными положениями:

а) разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 71—73 Конституции);

б) прямым закреплением верховенства федеральных конституционных и федеральных законов только по предметам ведения РФ и совместного ведения Федерации и ее субъектов и их приоритета перед законами субъектов Федерации (ст. 76 Конституции). Наряду с этим закреплено положение о приоритете законов субъектов Федерации, принятых по предметам их собственного ведения (ч. 6 ст. 76).

3. Наконец, впервые Конституцией России закреплено, что законы Российской Федерации уступают свой приоритет перед нормами международных договоров Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции). Такого положения не было закреплено ни в одной советской Конституции.

Таким образом, вопрос о верховенстве законов регулируется с учетом особенностей разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами и общего принципа приоритета международного права перед правом внутригосударственным.

В советском государстве подобные положения в качестве общих принципов не могли быть признаны, поскольку приоритет союзного закона перед республиканским был абсолютным, а приоритет международных договоров признавался не для всех случаев, а только в отдельных отраслях права.

2. Виды источников права в Российской Федерации

Из числа известных истории права и юридической практики современных государств источников (форм) права в Российской Федерации прочно сложилась главная подсистема источников континентального европейского права — нормативные правовые акты государственных органов, а также акты, принимаемые в порядке всенародного голосования (референдума) либо органами местного самоуправления, и негосударственными организациями в соответствии с законом.

Кроме нормативных правовых актов в Российской Федерации имеют определенное нормоустановительное значение правовой обычай, судебная практика и внутригосударственные договоры и соглашения нормативного содержания, а также международные договоры Российской Федерации и общепризнанные нормы международного права.

Однако главное значение в системе источников российского права имеют именно нормативные правовые акты.

Этим система российского права отличается от правовых систем Общего, религиозного или обычного права. Ведущее значение нормативных актов в системе источников права досталось в наследство современной России от всех предшествующих эпох развития ее правовой системы, начиная с XII—XIV вв. Оно прошло через всю историю Российской Империи и советского государства, вместе с тем система нормативных правовых актов Российской Федерации существенно отличается от соответствующих систем источников русского права прошлых эпох.

(Термином "акты" для краткости обозначаются нормативно- правовые акты, т. е. все формы актов, устанавливающих нормы права, изменяющих или отменяющих эти кормы, если в тексте не оговорено иное).

Как и во многих других современных государствах основными видами нормативных актов в современной России выступают Конституция РФ, законы как акты высшей верховной законодательной власти в государстве, указы главы государства — Президента РФ, а также подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти, имеющие свои разновидности: постановления Правительства как акты "верховного управления", обязательные к исполнению в Российской федерации; акты федеральных органов исполнительной власти — министерств, государственных комитетов, федеральных служб и др., являющиеся актами органов "подчиненного управления" (по терминологии Н. М. Коркунова).

Однако система нормативных правовых актов в Российской Федерации не исчерпывается федеральным уровнем. Свои подсистемы этих актов в соответствии с Конституцией РФ создаются в субъектах Федерации — Конституция и законодательство в республиках; уставы и законодательство - в других субъектах РФ (ч. 2 ст. 5).

Наконец, есть и третья самостоятельная подсистема нормативных правовых актов в Российской Федерации — акты местного самоуправления. Самостоятельность данной подсистемы актов обусловлена тем, что местное самоуправление, согласно Конституции РФ, не входит в систему государственных органов, а осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с целью обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Население на местах самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления (ст. 130, 131 Конституции). Органы местного самоуправления принимают правовые акты, имеющие общеобязательное значение в пределах прав этих органов (часть 5 ст. 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Выделение самостоятельных подсистем нормативных правовых актов — федеральной, субъектов Федерации и местного самоуправления, при сохранении единых основ обеспечивает подлинную самостоятельность субъектов Федерации и местного самоуправления в издании нормативных правовых актов в пределах предметов ведения и полномочий, закрепленных за ними Конституцией РФ и определяемых также в некоторых случаях в договорном порядке (о договорах — см. далее).

Каждая из названных подсистем нормативных правовых актов взаимосвязана с двумя другими определением пределов и юридической силы федерального, республиканского и регионального (этим термином для краткости мы охватываем акты субъектов Федерации), местного правового регулирования. Вместе с тем каждая подсистема названных актов имеет свои задачи и особенности в обеспечении полноты, рациональности и скоординированности нормативно-правового регулирования в масштабах всей страны — Российской Федерации.

Федеральная система нормативных правовых актов характеризуется следующими звеньями.

1 . Конституция Российской Федерации . Она является высшим нормативным правовым актом, имеющим наивысшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей страны. Ей должны соответствовать все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации (ч. I ст. 15).

Особенность действующей Конституции заключается также в том, что она принята в результате всероссийского референдума 12 декабря 1993 г.

Основные положения Конституции (гл. 1, 2 и 9) могут быть пересмотрены только в особом порядке созыва Конституционного Собрания, с выработкой проекта новой Конституции, подлежащего утверждению в особом порядке Конституционным Собранием и вынесению на всенародное голосование (ст. 135). Поправки к другим главам Конституции также принимаются в особом порядке (ст. 136).

Конституция РФ устанавливает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство России, а также систему и полномочия Президента РФ, органов законодательной и исполнительной и судебной власти, отправные нормы местного самоуправления. Ее назначение — обеспечить соблюдение прав и свобод граждан, стабильность государственного строя, экономического и социального развития страны, ее международных отношений.

Поэтому требование соблюдения Конституции РФ в равной степени необходимо как для России в целом, так и для отдельных субъектов Федерации, и муниципальных образований. Именно эти цели обусловливают верховенство, высшую юридическую силу и прямое действие норм Конституции, обязательных для издания актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

2 . Законы Российской Федерации — также имеют верховенство на всей ее территории и высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативным правовым актам, издаваемым Российской Федерации по вопросам, отнесенным к предметам ее ведения и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 71— 72). Они также имеют прямое действие на территории России (ч. 1 ст.76 Конституции). По предметам совместного ведения законы Федерации издаются вместе с законами и иными актами субъектов Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 76 Конституции).

В случае противоречия между федеральным законом, изданным в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции, и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ). Это положение о приоритете федеральных законов обеспечивает единство основ правового регулирования в России.

Законы Российской Федерации различаются на федеральные конституционные и федеральные (в узком значении термина, т. е. не отнесенные к конституционным) законы.

Федеральные законы ("обыкновенные", по прежней терминологии от Н. М. Коркунова до конца советской эпохи) не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции). Иначе говоря, последние обладают более высокой юридической силой.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией Российской Федерации. К их числу относятся законы:

1) о референдуме (п. "в" ст. 84);

2) о режиме военного и введении чрезвычайного положения (ч. Зет. 87 и ст. 88);

3) о порядке деятельности Правительства РФ и другие законы (ст. 115).

Для принятия федерального конституционного закона требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального Собрания. Принятый конституционный закон подлежит подписанию Президентом и не может быть им отклонен.

Любой закон есть акт выражения высшей власти в государстве. В древние времена, например, в государствах Древнего Востока, не знавших не только современного конституционного строя, но и даже Афинской или Римской республики, высшей властью обладал верховный правитель, согласно религиозным и нравственным убеждениям получавший власть и сами законы от Бога (Моисей по Библии, царь Вавилона Хаммурапи, по эпосу — от верховного бога Мардука). Традиция божественной власти царя, воплощаемой в законах, господствовала при феодализме в Европе и России. Поэтому не каждый закон обладает теми признаками, которые ему придает конституционный строй. Но и при конституционном строе закон остается актом высшей власти в государстве.

В Российской Федерации закону должны быть присущи именно признаки, присущие конституционному строю. Эти признаки состоят, во-первых, в том, что законы принимаются только (или преимущественно) органами народного представительства, или непосредственно народным голосованием.

Закон, как правило, всегда принимается как акт нормативный, т. е. устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.. Это, в принципе, общепризнанная практика современных государств. Однако исключения из этого общего правила считаются допустимыми, например, в Великобритании, где любой акт парламента (обеих его палат), промульгированный королевой, считается законом. Таким путем устанавливаются персональные пенсии, иное содержание бывшим должностным лицам или иные социальные акции. В истории России практиковались "именные" указы царя "или Сената, боярские "приговоры", часто тоже именные. В Российской Федерации принимаются "именные" законы, например, о назначении содержания семьям погибших депутатов. Разумеется, они не меняют общего правила нормативности законов Федерального Собрания.

В государствах современной парламентской демократии закон принимается представительным органом власти по определенной регламентом законодательной процедуре. Такая процедура, во-первых , обеспечивает внесение законопроектов по действительно важным вопросам жизни страны. Это закрепляется обычно ограничением круга субъектов законодательной инициативы, т. е. органов, лиц, либо определенного числа граждан (народная инициатива в Австрии, Италии). К числу таких субъектов относятся, обычно, глава государства, правительство (но не отдельные ведомства), депутаты или группа депутатов, высшие судебные инстанции, некоторые другие органы. В Российской Федерации это — Президент, Правительство, депутаты Государственной Думы и Совета Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также Конституционный Суд и другие высшие суды РФ по вопросам их ведения (ст. 104 Конституции).

Во-вторых , законодательная процедура призвана обеспечить всестороннее обсуждение принятых к рассмотрению законопроектов. Она предусматривает планирование законодательной деятельности; рассмотрение их в трех стадиях (чтениях), обеспечивающие возможность всех депутатов и фракций и групп внести свои предложения как по концепции проекта, так и его конкретным статьям (главам, разделам), и в конечном счете — голосование по статьям (разделам) закона, и затем — по принятию закона в целом. Установлена процедура голосования законопроектов и порядок их принятия палатами. Для принятия конституционных законов требуется квалифицированное большинство голосов депутатов каждой из палат Собрания (ст. 108 Конституции).

Рассмотрение проектов и принятие законов происходит по палатам: законы принимаются Госдумой с последующим утверждением Советом Федерации.

Принятый зимой направляется на подписание и обнародование Президенту, который может отклонить принятый закон. Федеральное Собрание может повторно рассмотреть законопроект, подтвердив его ранее принятую редакцию. В этом случае Президентское отклонение считается преодоленным, и Президент обязан подписать и обнародовать повторно принятый Федеральным Собранием закон (гл. 5 Конституции).

Принятые в установленном порядке федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 5 Конституции). Они не должны противоречить Конституции РФ, подлежат официальному опубликованию и без опубликования не применяются (ч. Зет. 15 Конституции).

Вместе с тем законы Российской Федерации могут издаваться по предметам ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции) и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72).

3. Указы Президента Российской Федерации.

Они издаются Президентом по широкому кругу полномочий главы государства, предусмотренных Конституцией (гл. 4 разд. 1 Конституции).

В отличие от законов указы Президента могут быть как нормативными, так и ненормативными правовыми актами. К числу последних относятся, например, указы о награждении граждан орденами и медалями, о назначении и смещении высших должностных лиц, о присвоении воинских званий, о приеме в гражданство России и другие.

Указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 90 Конституции). На этом основана обязательность указов Президента РФ, изданных в пределах его компетенции и предметов ведения и полномочий Российской Федерации, по отношению к действиям и актам органов субъектов Российской Федерации. В случае возникновения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий, а в случае недостижения согласованного решения — передать разрешение спора на решение соответствующего суда (ч. 1 ст. 80 Конституции).

Что же касается федеральных органов исполнительной власти и Администрации Президента, то в силу полномочий главы государства указы Президента обязательны для всех названных органов и должностных лиц «по прямой вертикали ».

Кроме указов Президент РФ издает распоряжения, которые по общему правилу не имеют нормативного значения.

Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции). Это положение дает иногда основание для вывода о безоговорочном отнесении указов Президента к числу подзаконных актов, однако при этом забывают о принципе разделения властей и о полномочиях Президента как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимающего меры по обеспечению независимости и целостности государства, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (ч. 2 СТ. 80 Конституции). Такие меры Президент полномочен принимать только «на основе законов» (главная формула подзаконного характера акта), но и в отсутствие закона. А такое положение, к сожалению, в настоящее время переходного , нестабильного развития страны возникает неоднократно. Так, например, обстоит дело с осуществлением права частной собственности граждан на землю, предусмотренного ст. 9 и ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, осуществления второго этапа платной приватизации, и даже с принятием законов о военном положении. Можно ли, например, ожидать, что Президент обратится в Федеральное Собрание с предложением ввести военное положение, не приняв самостоятельных мер по отражению агрессии против даже самого малого и отдаленного региона России? Вряд ли это вытекает из Конституции РФ. Наоборот, ст. 80 Конституции прямо уполномочивает Президента на самостоятельное действие в таком случае. Аналогично обстоит положение и с обеспечением прав граждан, единого экономического пространства и свободного перемещения товаров и услуг и многими другими нормами Конституции РФ.

Президент РФ обязан в подобных случаях принимать нормативно-правовые меры для обеспечения норм Конституции РФ впредь до принятия федеральных законов. Сам Президент не раз обращал на это внимание в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ. В условиях еще сохраняющейся нестабильности развития страны такая практика представляется просто необходимой. Такая возможность и вытекает из формулы "указы... не должны противоречить Конституции и законам".

В современных развитых государствах приняты цивилизованные, прямо предусмотренные Конституциями положения о так называемом "делегированном законодательстве", уполномочивающие Президента или Правительство страны принимать акты законодательного характера в установленном Конституцией порядке (например, Конституции Испании, Франции, Италии). К сожалению, России сохраняется прежнее, вытекающее из "всевластия" законодательного органа, отношение к "делегированному законодательству", в то время как многие государства признали рациональность и необходимость этой практики.

4. Постановления Правительства Российской Федерации , согласно Конституции РФ, издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции).

Из этой конституционной формулы прямо вытекает подзаконность и даже "подуказность" постановлений Правительства РФ.

Исполнение постановлений Правительства обеспечивается в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами. В этих пределах "органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 77 Конституции). Поэтому каких-либо юридических коллизий, не предусмотренных Конституцией РФ, не возникает. Практические несоответствия и споры, конечно, имеют место, но они вполне разрешимы в рамках взаимодействия органов власти РФ и ее субъектов на основе действующих законов.

5. Акты федеральных органов исполнительной власти.

Такие акты издаются всеми полномочиями органов утверждаемой Президентом структуры этих органов порядке ст. 112 Конституции РФ.

К таким органам относятся министерства, входящие в состав Правительства, а также ведомства различных наименований (федеральные службы, инспекции и т.п.)

Все федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, действующие в пределах внутриведомственных отношений для органов, должностных лиц и работников учреждений и госпредприятий данного ведомства.

В ряде случаев федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, обязательные для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству. Примером могут служить акты министерства финансов, министерства транспорта, санитарно-эпидемиологического надзора, налоговой службы и многих других органов.

Издание подобных "ведомственных", как их часто называют, актов предусматривается Законом "О Правительстве — Российской Федерации", положениями о министерствах и других федеральных органах исполнительной власти.

Такие акты именуются приказами, инструкциями, положениями, даже письмами, направляемыми подчиненным органам для срочного исполнения (письма Центрального банка, министерства финансов).

Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и должны быть в установленном порядке опубликованы для всеобщего сведения. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы (ч. 3 ст. 15 Конституции).

Подсистема законодательства субъектов Российской Федерации характеризуется прежде всего наличием конституций республик и уставов других субъектов РФ (ч. 2 ст. 5 Конституции), принимаемых ими самостоятельно. Федеральные органы государственной власти не уполномочены издавать каких-либо предписаний на сей счет.

Конституции и уставы субъектов Федерации имеют, таким образом, значение первоначальных, исходных конституционно-правовых законов, реально закрепляющих формирование государственного устройства, системы органов власти, порядка выборов и т. п. Единственным условием является соответствие Конституций и уставов Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Обеспечение такого соответствия находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "а" ч. 1 ст. 71 Конституции). Это означает, что в достижении такого соответствия должны принимать участие обе стороны — и Федерация и ее субъекты, предпочтительно путем согласительных процедур (ст. 85 Конституции) и заключения договоров о дополнительном разграничении полномочий органов власти Федерации и субъекта Федерации (см. об этом далее). Однако при этом могут затрагиваться только предметы совместного ведения, а не те предметы, которые отнесены к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции), с одной стороны, и не предметы, находящиеся полностью в ведении республик или других субъектов РФ (ст. 73 Конституции).

Статья 77 Конституции РФ прямо предусматривает также, что система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя РФ (гл. 1 разд. 1 Конституции) и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Проект такого закона в настоящее время находится на рассмотрении Государственной Думы РФ. Тем не менее, и сейчас скажем, не могут не учитываться в Конституциях и уставах субъектов Федерации такие основы как выборность органов законодательной власти, разделение властей, самостоятельность местного самоуправления, признание и защита прав и свобод человека, предусмотренные гл. 1 разд. 1 Конституции РФ (ст. 2,3, 10, 12).

Законодательство (законы) субъектов Федерации также устанавливается их законодательными органами самостоятельно. Оно должно соответствовать Конституции и законам Российской Федерации.

В настоящее время имеют место известные расхождения между федеральными законами и законами субъектов Федерации. Существуют и взаимные претензии и разногласия между сторонами. Они, однако, постепенно преодолеваются в процессе заключения договоров между Федерацией и ее субъектами, а в отдельных случаях — решениями Конституционного Суда РФ.

Наряду с законами субъектов Федерации президенты республик, губернаторы, главы администраций краев, областей, автономных округов и автономной области, мэры городов федерального значения, а также правительства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов Федерации издают указы, постановления, приказы и инструкции в соответствии с их полномочиями, определенными Конституциями, уставами. Эти акты издаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с Конституциями, уставами и законами субъекта Федерации, а также — в соответствии с федеральными Конституцией и законами.

Нормативные правовые акты местного самоуправления

Самостоятельной, независимой от органов государственной власти, но подчиненной Конституции и законам РФ и субъектов Федерации является и система нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Такие акты издают муниципалитеты, советы и старосты самоуправляющихся территорий — городских и сельских поселений, а также непосредственно само население. Нормативными правовыми актами являются постановления глав муниципалитетов, районов, городов, сел и поселков, специальных территорий, закрытых городов и поселков.

Акты муниципальных органов и глав администраций, поселковых и сельских сходов (собраний) граждан устанавливают обязательные нормы права для населения самоуправляемых территорий, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в пределах этих территорий.

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом "Об основных принципах местного самоуправления" органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные полномочия государственных органов при условии передачи вместе с ними материальных и финансовых средств из бюджета города, района (ст. 132 Конституции). Акты органов местного самоуправления устанавливают статус муниципальной территории и ее органов, порядок управления муниципальной собственностью, налоги и сборы, (правила общественного порядка и иные нормы местного значения. Исполнения актов местного самоуправления обеспечивается верами административного воздействия и защищается в судебном порядке.

Корпоративные нормативные правовые акты

В соответствии с Конституцией и законами России и субъектов РФ на государственном и общественном уровне образуются различные учреждения, предприятия, общественные и хозяйственные объединения, в том числе коммерческие организации. Каждое учреждение, предприятие или организация имеют свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка для работников и администрации, правила участия членов данной организации в управлении ее деятельностью, правила учета хозяйственной и финансовой деятельностью, правила взаимоотношений с клиентами и т. п.

Все подобные правила, если они установлены самой организацией, ее органами на основе законов и иных актов государственных органов, носят название "корпоративных" актов и норм (в советской правовой литературе они назывались "локальными нормами"), имеющих значение для внутренней деятельности учреждения, предприятия, акционерного общества или иной коммерческой организации и т. п. Ими определяется внутренний распорядок работы, права и обязанности членов или трудового коллектива, порядок управления. Характерными примерами сегодня могут быть уставы и правила внутренней организации акционерного общества, некоммерческого фонда, общественной организации, государственного учреждения.

Все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными или корпоративными органами (для общественных организаций, в том числе — профсоюзами). Их действие имеет правовое значение, значительно возросшее в современных условиях свободного образования и деятельности общественных и коммерческих организаций.

§ 4. Другие источники российского права

1. Договоры нормативного содержания

В Российской Федерации возник новый вид нормативного договора, имеющий важное значение для федеративного устройства России и его упрочения. Это — договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами Российской Федерации и органами субъектов Федерации.

Первый из таких договоров был завершен 31 марта 1992 г. между органами власти Российской Федерации и ее субъектов. Совокупность всех договоров и приложенных к ним протоколов, подписанных сторонами, получила единое название Федеративного Договора. Этот договор сыграл важную роль в деле сохранения и упрочения единства России как Федерации нового типа.

Новая Конституция РФ 1993 г. прекратила действие прежней Конституции 1978 г. со всеми последующими ее изменениями и дополнениями. При этом было сохранено действие договора и закреплено, что в случае несоответствия положений Федеративного Договора новой Конституции РФ действуют положения Конституции (ч. 1 разд. II Конституции РФ "Заключительные и переходные положения").

Впоследствии практика заключения договоров и соглашений между органами Федерации и ее субъектов получила дальнейшее развитие. Они заключаются по разным вопросам их совместного ведения. Многие положения Договоров носят оперативно-хозяйственный характер (о помощи в природоохранной деятельности, поддержке отраслей хозяйства и т. п.). Однако большинство положений направлено на уточнение и расширение разграничения предметов ведения и полномочий в рамках предметов совместного ведения РФ и ее субъектов. За рамки этих вопросов такие договоры не должны выходить, вторгаясь в сферу исключительного ведения как Федерации, так и ее субъектов.

Другим видом нормативных договоров в России служат коллективные договоры между профсоюзами и работодателями. Такие договоры заключались и ранее между трудовыми коллективами в лице ФЗМК и администрацией предприятий и учреждений. Сейчас такие договоры заключаются между профсоюзами, представляющими рабочих и служащих данной профессии, и их работодателями. Во многих случаях таким коллективным работодателем выступает само государство в лице ведомства или администрации субъекта Федерации.

2. Правовые обычаи

В новом законодательстве России стали получать большее признание правовые обычаи как источники права. ГК РФ признал в общей форме, а не для отдельных отношений, возможность применения обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору (ст. 5 и 6 ГК). Это значительное расширение сферы применения правового обычая, который прежде применялся только при прямом указании закона, относящегося к тому или иному виду отношений (раздел имущества крестьянского двора, обычаи мор-косого порта). На новом основании возможно широкое применение обычаев, в частности — местных, национальных, а также деловых обыкновений, сложившихся в различных отраслях хозяйства. Применение обычая предусмотрено и Семейным кодексом.

3. Судебная практика

Признание судебной практики судов общей юрисдикции по-прежнему остается на уровне половинчатого решения о роли "руководящих разъяснений", Верховного Суда, а также Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Однако в теории и на практике признано, что суды вправе решать конкретные дела, применяя эти самые разъяснения. Опираясь на толкование, данное в решениях : высших судов, все больше утверждается мнение о том, что если Верховный или Высший Арбитражный Суд защитил те или иные интересы, требования или поведение как законные, или отверг как незаконные, то он тем самым дал основание к новому пониманию и применению данных правовых норм. И как было показано на примерах признания значения судебной практики в дореволюционном российской праве и в других странах континентальной "правовой семьи", именно в этом, а не в противопоставлении закону судебного прецедента состоит роль судебной практики как особого источника права в странах континентальной системы права. То понимание, которое укрепится в судебной практике и будет обобщено и подтверждено высшим судом как бы вторичным, углубляющим и дополняющим закон и другие нормативные правовые акты источником права.

Такое признание роли судебной практики сулит более обоснованные и полезные для укрепления законности результаты, чем далеко не всегда квалифицированные споры, порождающие лишь волокиту R законодательной деятельности по частным и сложным правовым вопросам. Пусть законодатели лучше изучают и обобщают судебную практику, возводя затем в закон то, что проверено практикой и отвергая то, что оказалось неверным на деле. Принципиально новую роль в воздействии на законодательство играет деятельность Конституционного Суда РФ, разрешающего дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов высших органов РФ, конституций, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, а также дающего толкование Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат применению (ст. 125 Конституции). В результате законодатель приводит нормы закона в соответствие с постановлениями Конституционного Суда.

Такой правовой порядок был принципиально неприемлем для советской правовой системы, где не было ни разделения властей, ни какой-либо формы правотворческой роли суда. Суд был подчинен закону, но не было судебного влияния на законодательство, обязательного и официально признанного государством.

4. Международные договоры РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Таким образом, указанные источники международного права также в определенном аспекте являются источниками российского права и даже имеют приоритет перед законами или иными источниками внутригосударственного права. Порядок применения указанных норм международного права весьма разнообразен для разных отношений и обычно оговаривается в договорах России с иностранными государствами, в международных Конвенциях и уставах международных организаций.

Конституция РФ прямо предусматривает действие норм международного права при определении юрисдикции на континентальном шельфе и в экономической зоне (ч. 2 ст. 68), в сфере гарантий прав коренных малочисленных народов (ст. 69). Практика применения норм международного права в Российской Федерации все более расширяется. Она охватывает не только сферу частного права (гражданского, семейного, трудового), но и права публичного, прежде всего относящегося к деятельности правоохранительных органов, судов1.

Список литературы

Основная

Морозова Л.А. Теория государства и права. М..2008.

Радько Т.Н. Теория государства и права. М., 2009.

Теория государства и права /под ред. проф. О.В. Мартышина. М., 2007.

Дополнительная

Богдановская И.Ю. Прецедентное право. СПб., 1993.

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

Зивс С.Л. Источники права. М., 1981.

Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994.

Ломакина И.Б. Обычное право: институциональный аспект: теоретико-правовой анализ: Монография. СПб., 2005.

Максимов А.А. Прецедент как один из источников английского права // Государство и право. 1995. № 2.

Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы неудобная практика // Государство и право. 1996. № 6.

Марченко М.Н. Источники права: Учебное пособие. М,

2005.

Драма российского закона. М., 1996.

Тихомиров ЮД. Теория закона. М., 1992.

Эффективность закона (методология и конкретные исследования) / Отв. ред, В.М. Сырых и Ю.А. Тихомиров. М., 1997.

1 См.: Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 2. Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. М., 2007. С.263-284.

Методические рекомендации по изучению темы

Приступая к изучению данной темы, необходимо прежде всего, уяснить, что подразумевается под термином "источник права". В юриспруденции это понятие используется на протя­жении уже многих столетий. Его смысл определяется, во-первых, тем, что собственно и создает право, т.е. является его первоосновой. Определенная роль отводится власти государ­ства, реагирующей на потребности общества и принимающего конкретные правовые решения. Различают источники права в материальном, идеологическом и формально-юридическом смысле. Во-вторых, источник права означает емкость соответ­ствующих правовых норм, которые в свою очередь должны быть заключены в определенную форму. Поэтому форма выражения правового решения государства, его воли, по сути, тождественна источнику права в формально-юридическом смысле. Именно такое понимание источника права чаще всего встречается в юридической литературе. Далее следует выде­лить виды форм (источников) права. Обычно к ним относят: нормативно-правовой акт, правовой прецедент, правовой обычай и договор. Сформулируйте определения перечислен­ных форм права.

Далее рассмотрите, что представляет собой каждая из названных форм (источников) права. Начните с анализа наиболее древней формы права, какой является правовой обычай. Установите, когда обычай в обществе признается источником (формой) права, какие способы санкционирования обычая появились по мере развития юриспруденции. Затем проанали­зируйте юридический прецедент, покажите, используется ли данный источник права в России. Далее исследуйте нормативный акт как форму (источник) права. Объясните, почему он является наиболее совершенной формой права. Проанализируйте также нормативный договор как форму права. При этом следует сделать акцент на принципах заключения договора. Необходимо также охарактеризовать юридическую доктрину в качестве источника права.

Углубляя знания о нормативно-правовых актах Россий­ской Федерации, подчеркните, что они создаются компетент­ными органами на основе специально установленной право­творческой процедуры. Укажите, как можно представить ие­рархическую систему нормативных правовых актов. Важно уяснить, что по юридической силе эти акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Рассмот­рите их подробно, охарактеризовав каждый вид.

Дайте определение закона. Покажите, что в современной юридической науке и практике термин "закон" применяется в узком и широком смысле. Проанализируйте признаки закона, отличающие его от других видов нормативно-правовых актов. Выясните понятие "правовой закон". Дайте классификацию законов. В качестве классификационных признаков могут вы­ступать: юридическая сила, субъекты законотворчества, срок действия, предмет правового регулирования.

Основные термины н понятия

Источник прав. Форма права. Нормативно-правовой акт. Правовой прецедент. Судебный прецедент. Административ­ный прецедент. Правовой обычай. Обычное право. Санкцио­нированный обычай. Деловой обычай. Конституция. Закон. Указ. Постановление. Инструкция. Устав. Нормативный дого­вор. Принципы заключения договора. Юридическая доктрина. Федеральные законы. Конституционные законы. Подзаконные акты. Признаки и содержание закона. Верховенство закона.

Контрольные вопросы

1. Что означает термин «источник права»? В каких
смыслах можно использовать данный термин?

2. Что такое форма права?

3. Тождественны ли понятия "формы" и "источника" права?

4. Какие виды форм (источников) права вы знаете?

5. Назовите признаки нормативно-правового акта.

6. Что представляет собой правовой обычай?

7. В чем сходство и различие судебного и администра­тивного прецедента?

8. Каковы особенности правового договора как формы права?

9. Что такое юридическая доктрина?

10. На какие группы делятся нормативно-правовые акты?

11. Какими признаками обладает закон?

12. Какие виды подзаконных актов существуют в Российской Федерации?