Учебное пособие: Учебно-методическое пособие: Учебно-методический комплекс «Ландшафтный дизайн» для студентов Специальности100100. 62 «Сервис» «подготовлено к изданию»
Название: Учебно-методическое пособие: Учебно-методический комплекс «Ландшафтный дизайн» для студентов Специальности100100. 62 «Сервис» «подготовлено к изданию» Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сервис Диз. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе _________________ Л. В. Волосникова _________________ 2008 г. Учебно-методическое пособие: Учебно-методический комплекс «Ландшафтный дизайн» для студентов Специальности100100.62 «Сервис» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _______________Л.Н. Вдовюк « » ____________________ 2008 г. Рассмотрено на заседании кафедры физической географии и экологии. Соответствует требованию к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 10 стр., тираж_______ экз. Завкафедрой _________________Т.В. Попова «15» декабря 2008 г. Рассмотрено на заседании УМК (ЭГФ ТюмГУ, 26.12.2008, № ) Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК________________________С. И. Ларин « 26» декабря 2008 г. «СОГЛАСОВАНО» Зав.методическим отделом УМУ_______________ / / « »___________________ 2009 г. УДК 71(075.8) ББК 85.118.7я 73 В253 Л.Н Вдовюк. «Ландшафтный дизайн»: учебно – методический комплекс для студентов специальности «Сервис». Издательство Тюменского государственного университета, 2009. Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис» (100100) Учебно-методический комплекс включает тематический план дисциплины, её содержание, темы практических занятий, указания к самостоятельной работе, перечень вопросов кзачету.. Рекомендовано к печати Учебно – методической комиссией эколого – географического факультета. Одобрено Учебно – методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Попова Т.В., доцент кафедры физической географии и экологии, к. б. н. © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет,2009 © Издательство Тюменского государственного университета,2009 © Л.Н. Вдовюк, 2009 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При изучении курса «Ландшафтный дизайн» используются знания студентов по курсам «Культурология», «Страноведение», «Рекреационная география» и др. Рассмотрены факторы и особенности эстетического восприятия ландшафта в соответствии с пейзажным направлением вгеографии.. Охарактеризованы принципы культурного ландшафтного строительства по законам красоты, а также основы ландшафтного дизайна на примере архитектурного и садово-паркового ландшафтного искусства. Уделено внимание вопросам создания объектов ландшафтной архитектуры и благоустройства территории. Основная цель курса – показать важность взаимосвязи науки и искусства в создании культурных ландшафтов, гармонически сочетающих участки зеленых зон, архитектурных сооружений и коммуникаций. В задачи курса «Ландшафтный дизайн» входит: - познакомить студентов с гуманитарным (пейзажным) направлением в географии и эстетическими требованиями к культурному ландшафту; - изучить гармонические каноны и их проявления в природе; - показать закономерности композиционного устройства пейзажа – визуально воспринимаемого внешнего облика ландшафта; - познакомиться с методами эстетической оценки ландшафтов; - изучить некоторые приемы ландшафтного дизайна; -рассмотреть законы гармонической связи объектов архитектуры с окружающим природным ландшафтом; -ознакомиться с основными аспектами озеленения объектов ландшафтной архитектуры и благоустройства территории. Курс изучается в 8 семестре. Общее количество часов – 80.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНОК.
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Тема 1. Предмет и задачи курса. Взаимосвязь науки и искусства в постижении окружающего мира. Естественно-научная и гуманитарная составляющие целостного постижения ландшафта. Понятие об эстетических ресурсах ландшафта. Сущность эстетического направления в ландшафтной географии. Значение изучения природы для духовного развития личности. Тема 2. . Понятие об эстетике, ее место в научном познании мира. Значение эстетики в созидательной деятельности человеческого общества. Природа как средство воспитания чувства прекрасного у человека. Гармония – свойство упорядоченного мира, красота – форма восприятия человеком упорядоченного мира. Эстетика ландшафта как особое направление ландшафтоведения. Связь эстетического направления в ландшафтоведении с пейзажной живописью, ландшафтной архитектурой, садово-парковым ландшафтным искусством. Тема 3. Гармония окружающего мира – первоисточник представлений о прекрасном. Понятие о гармонических канонах природы. Золотое сечение в природе, архитектуре, произведениях искусства. Симметрия, категории симметричности. Проявление различных видов симметрии в природе. Влияние представлений о симметрии на развитие научной мысли. Спиралевидные структуры. Нуклеарность как один из характерных организационных стандартов окружающего мира, ее проявление. Ландшафтные хорионы с ядрами-скоплениями и ядрами-потоками (примеры). Нуклеарные геосистемы центробежные (рассеивающие) и центростремительные (стягивающие), особенности их функционирования. Фрактальность и ее проявление в природе. Ритм. Тема 4 .Эстетическое восприятие (перцепция) ландшафта. Понятие о синестезии, ее значение в постижении эстетических достоинств ландшафта. Соотношения объективного и субъективного в эстетическом восприятии. Психофизиологические механизмы эстетического восприятия. Физиология зрения (теория саккад). Рассмотрение этетического восприятия ладшафта с позиций системного подхода (теория гештальта, гештальт-восприятие). Закон эстетического восприятия. Особенности зрительного восприятия окружающей действительности (теория саккад). Тема 5. Развитие представлений о пейзаже в географической науке. Понятие о пейзаже. Пейзаж как объект изобразительного искусства, музыки, художественной литературы. Особенности географического изучения пейзажа, пейзажное ландшафтоведение. Соотношение понятий «ландшафт» и «пейзаж». Субъект-объектная трактовка термина «пейзаж» в отечественной географической науке. Композиционное устройство пейзажа как отражение его пространственно-временной структуры. Элементы пейзажной композиции, их связь с единицами морфологической структуры ландшафта. Виды пейзажной композиции: фронтальная, объемная, глубинно-пространственная. Аттрактивные (притягательные) пейзажные структуры - композиционные узлы и оси. Пейзажные фоны, пейзажные кулисы, их значение в восприятии пейзажей. Точки пейзажного обзора и видовые маршруты. Классификация пейзажей и ее структурно-физиономические критерии. Проблемы пейзажного картографирования. Тема 6 .Проблемы эстетической оценки пейзажей, анализ имеющегося опыта. Особенности экспертной оценки. Приемы массового анкетирования. Структурно-информационный анализ и балльная оценка эстетических достоинств пейзажей. Накопленный опыт картографирования эстетических достоинств ландшафтов и его критический анализ. Эмоциональность пейзажа, аттрактивный эффект экотонов. Психологическое воздействие цветовых характеристик пейзажа. Тема 7. Развитие ландшафтного дизайна. Садово-парковое искусство. Ландшафтный дизайн – прикладной аспект эстетики ландшафта, его значение для культурного ландшафтного строительства. Истоки и развитие ландшафтного дизайна. Роль дизайна в ландшафтной архитектуре. Объекты ландшафтного проектирования. Ландшафтные стилевые направления: регулярный, пейзажный, модерный. Садово-парковое искусство Востока, Западной Европы, России. Тема 8. Основные средства ландшафтного дизайна. Растительные группировки. Водные устройства (источники, ручьи, водопады, каскады, фонтаны, декоративные бассейны). Малые архитектурные формы, геопластика, элементы декоративно-прикладного искусства и т.д. Тема 9. Дизайн городского ландшафта. Задачи ландшафтного дизайна города. Районная планировка. Функциональное зонирование городской среды. Экологический каркас городского ландшафта. Историко-культурное наследие города и его эстетическое значение. Дизайн жилых кварталов. Система озеленения города. Городские парки и скверы. Планировка и убранство садовых участков в соответствии с требованиями эстетики. Тема 10. Озеленение объектов ландшафтной архитектуры. Подготовка территории для озеленительных работ, Правила проведения посадочных работ. Устройство и содержание газонов, Декоративные устройства для оформления объектов. Специфика формирования малого сада. Зимние сады, Сады на крышах, Фитодизайн интерьера. 5.ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Тема 1. . Понятие об эстетике, ее место в научном познании мира. Семинар. Тема 2. Гармония окружающего мира – первоисточник представлений о прекрасном. Изучение по рисункам и фотографиям объектов природы элементов симметрии, спиралевидных структур, нуклеарных систем , фрактальности и ритмов. Тема 3 Гармонические каноны красоты. Подготовка презентаций. Тема 4 .Эстетическое восприятие (перцепция) ландшафта. Семинар. Тема 5. Развитие представлений о пейзаже в географической науке. Изучение композиционного устройства пейзажа, виды композиций. Тема 6. . Проблемы эстетической оценки пейзажей, анализ имеющегося опыта. Практическая работа по оценке эстетических свойств пейзажей. Тема 7. Развитие ландшафтного дизайна. Садово-парковое искусство. Знакомство с ландшафтнвми стилевыми направлениями на примере садово-парковых объектов. Тема 8. Основные средства ландшафтного дизайна. Анализ средств ландшафтного дизайна с точки зрения их применения в практике ландшафтного дизайна. Тема 9. Дизайн городского ландшафта. Изучение функциональных зон и экологического каркаса города. Тема 10. Озеленение объектов ландшафтной архитектуры. Знакомство с декоративными устройствами объектов ландшафтной архитектуры.
6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ. 1. Естественно-научная и гуманитарная составляющие целостного постижения ландшафта. Понятие о красоте как универсальной форме существования мира. 2.Понятие об эстетических ресурсах ландшафта. 3.Сущность эстетического направления в ландшафтной географии. 4. Значение изучения природы для духовного развития личности. 5.Значение эстетики в созидательной деятельности человеческого общества.. 6.Связь эстетического направления в ландшафтоведении с пейзажной живописью, ландшафтной архитектурой, садово-парковым ландшафтным искусством. 7.Гармонические каноны природы и их проявление в природе и искусстве (золотое сечение, симметрия, спиралевидные структуры, нуклеарные системы, фрактальность, ритм). 8.Географическая эстетика и развитие ее представлений в трудах зарубежных и отечественных ученых (работы А.Гумбольдта, А.Геттнера, В.В.Докучаева, В.П.Семенова-Тяншанского, Д.Л.Арманда и др.). 9.Соотношения объективного и субъективного в эстетическом восприятии. Понятие о синестезии. 10.Психофизиологические механизмы эстетического восприятия, физиология зрения и теория саккад. 11.Роль культуры в эстетическом восприятии ландшафта. 12.Теория гештальта и ее применение в учении об эстетике ландшафта. 13.Представление о пейзаже как ключевом понятии в эстетике ландшафта. Соотношение понятий «ландшафт» и «пейзаж». 14.Понятие о композиционном устройстве пейзажа (блочно-мозаичный характер строения). Соотношение морфологии ландшафта и композиционного устройства пейзажа. 15. Визуальный анализ пейзажа (композиционные узлы и оси, пейзажные кулисы, фокальные точки и др.). Точки пейзажного обзора (видовые точки и видовые маршруты). 16.Подходы к классификации природных пейзажей. Иерархия таксонов типологической классификации пейзажей. 17.Проблема эмоционального воздействия пейзажа: влияние композиционного устройства, цветовой гаммы и др. 18.Подходы к эстетической оценке пейзажей: экспертная оценка, анкетирование и опрос, структурно-информационный анализ и др. 19.Ландшафтный дизайн – прикладной аспект эстетики ландшафта, его значение для культурного ландшафтного строительства. 20.Истоки и развитие ландшафтного дизайна. 21Роль дизайна в ландшафтной архитектуре. 22.Принцип природно-антропогенной адаптивности в ландшафтной архитектуре. 23.Объекты ландшафтного проектирования. 24.Ландшафтные стилевые направления: регулярный, пейзажный, модерный. Садово-парковое искусство Востока, Западной Европы, России 25.Традиции Востока (Китая, Японии) в создании садово-парковых композиций. 26.Парки Античного мира. Регулярные и пейзажные европейские парки. Русские традиции в создании садово-парковых ансамблей. 27.Законы эстетического обустройства лесопарковых ландшафтов. Экологические функции этих ландшафтов. 28.Дизайн городского ландшафта. Городские парки, их функции и стили. 23.Садовые участки, их многообразие. Подходы к дизайну садовых участков. 24.Эстетические аспекты ландшафтного планирования. 25 Основные средства ландшафтного дизайна. Растительные группировки. 26.Водные устройства (источники, ручьи, водопады, каскады, фонтаны, декоративные бассейны). 27.Малые архитектурные формы, геопластика, элементы декоративно-прикладного искусства и т.д. 28.Задачи ландшафтного дизайна города. 29.Районная планировка. Функциональное зонирование городской среды. 30.Экологический каркас городского ландшафта. 31.Историко-культурное наследие города и его эстетическое значение. 32.Дизайн жилых кварталов. 33.Система озеленения города. Городские парки и скверы. 34.Планировка и убранство садовых участков в соответствии с требованиями эстетики. 35.Озеленение объектов ландшафтной архитектуры. 36.Подготовка территории для озеленительных работ, 37.Правила проведения посадочных работ. Устройство и содержание газонов, 38.Декоративные устройства для оформления объектов. 39.Специфика формирования малого сада. Зимние сады, Сады на крышах, 40.Фитодизайн интерьера. 7. ЛИТЕРАТУРА. Основная: Белкин А.Н.Городской ландшафт. М.: Высшая школа. 1987. Вергунов А.Н. Архитектурное проектирование садов и парков. М.: Стройиздат. 1987. Вергунов А.Н. Архитектурно-ландшафтная организация крупного города. Л.: Стройиздат. 1982. Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна. Ростов-на-Дону.: «Феникс».2005. Николаев В.А. Ландшафтоведение. Эстетика и дизайн. Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2003. 175с. Николаев В.А. Эстетическое восприятие ландшафта // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. Геогр. 1999. № 6. С.10-15. Николаев В.А. Гармонические каноны природы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. Геогр. 2002. № 2 . С.3-10. Николаев В.А. Феномен пейзажа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. Геогр. 2002. № 6. С.12-19. Сычева А.В., Титова Н.Т. Ландшафтный дизайн. Эстетика деталей городской среды. Минск; Вышэйшая школа, 1984. Теодоронский В.С., Сабо Е.Д., Фролова В.А. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры. Учебник.М.: Издательский центр «Академия». 2007. Фролова М.Ю. Оценка эстетических достоинств природных ландшафтов // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. Геогр. 1994. № 2. С.27-33. Экология и эстетика ландшафта. Вильнюс: Минтис, 1975. Дополнительная: Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М.: Наука, 1988. Горохов В.А. Вергунов А.П. Вертоград Лихачев Д.С. Поэзия садов. М.: Согласие, 1998. Николаевская З.А. Садово парковый ландшафт. М.: Стройиздат, 1989. Самохин В.Н. Эстетическое восприятие. Вопросы методологии и критики. М.: Мысль, 1985. Система. Симметрия. Гармония. М.: Мысль, 1988. Шафрановский И.И. Симметрия в природе. Л.; Недра, 1968.
|