Реферат: Методические рекомендации к уроку, посвященному 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина
Название: Методические рекомендации к уроку, посвященному 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Институт развития образования Республики Татарстан
«Я – «Кедр»: полет продолжаю», или 108 звездных минут
Казань – 2011 Институт развития образования Республики Татарстан
Авторы-составители: В. И. Пискарёв, проректор по науке и инновациям ИРО РТ, к.ист.н., доцент И. В. Сафронова, доцент кафедры истории и обществоведческих дисциплин ИРО РТ, к.ист.н. И. М. Фокеева, старший преподаватель кафедры истории и обществоведческих дисциплин ИРО РТ
«Я – «Кедр»: полет продолжаю», или 108 звездных минут: Методические рекомендации к уроку, посвященному 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина / Науч. рук. В. И. Пискарёв. Авторы-составители: В. И. Пискарёв, И. В. Сафронова, И. М. Фокеева. – Казань, 2011. – 56с.
Пособие предназначено в помощь учителям для проведения урока, посвященного 50-летию полета в космос Ю.А. Гагарина. В него включены сведения по истории отечественной космонавтики, биографические данные Ю. А. Гагарина, материалы об историческом, непреходящем значении его космического старта, а также методические рекомендации по проведению урока для разных возрастных групп учащихся.
© «ИРО РТ», 2011 Введение 2011 год войдет в новейшую историю России как Год российской космонавтики. Так было определено Указом президента РФ Д. А. Медведева «О праздновании 50-летия полета в космос Ю.А. Гагарина». Ключевая дата Года российской космонавтики - 12 апреля. Именно в этот день полвека тому назад с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток» с человеком на борту. Первым космонавтом был гражданин СССР лётчик старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин, которому уже во время полета было досрочно присвоено звание майора. Всего 108 минут провел он в космосе, увидев с высоты более трехсот километров Землю. Это были его звездные минуты, звездные минуты страны, всего человечества (землян ). Начался новый этап космической эпохи - эпохи непосредственного проникновения человека в космос. 12 апреля – одна из самых ярких, волнующих, значительных страниц в истории освоения космического пространства. На ней запечатлены и восхищение мощью человеческого разума и техники, и всеобщий восторг, и сознание безграничности открывшихся перспектив, и понимание уникальности и хрупкости земной цивилизации, которую нужно всем и каждому пестовать. Новое мироощущение раньше других передал первый в мире космонавт. «Облетев Землю, - писал он в своей записке после возвращения из космоса, - я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!» В замечательных, исполненных философского смысла строках выразил ценностный смысл произошедшего поэт Александр Твардовский, земляк Ю.А. Гагарина:
Ах, этот день двенадцатый апреля, Как он пронёсся по людским сердцам! Казалось, мир невольно стал добрее, Своей победой потрясённый сам.
Какой гремел он музыкой вселенской, Тот праздник, в пестром пламени знамён. Когда безвестный сын земли смоленской Землёй-планетой был усыновлён.
Жилец Земли, геройский этот малый, В космической посудине своей, По круговой, вовеки небывалой, В пучинах неба вымахнул над ней…
В тот день Земля как будто меньше стала, Но стала людям, может быть, родней.
Ах, этот день невольно или вольно Рождавший мысль, что за чертой такой На маленькой Земле зачем же войны, Зачем же все, что терпит род людской.
Ты знал ли сам, из той глухой Вселенной Земных своих достигнув берегов, Какую весть, какой залог бесценный Доставил нам из будущих веков?
На этой странице запечатлен статус нашей страны как великой космической державы. 12 апреля 1961 г. она еще раз продемонстрировала, что является одним из лидеров мировой космонавтики. И потому всё написанное на той странице тогда, полвека назад, не меркнет с течением времени, составляет безусловную гордость нашего народа, источник патриотического воспитания. Сказанное позволяет определить проблемно-тематическое, ценностное содержание единого урока, посвящённого 50-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина. Его предстоит провести в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан, как и всей страны. Очевидно, что при всём своеобразии (вариативности ) урока в начальной, основной и старшей школе, в разных возрастных группах его информационное наполнение будет включать в себя сведения по истории отечественной космонавтики, долгие годы занимавшей лидирующие позиции, биографические данные Ю.А. Гагарина, материалы об историческом, непреходящем значении его полета в космос. С учетом этого определена структура пособия, выработаны методические рекомендации. Основная часть
1. Дорога в космос и те, кто её прокладывал: страницы истории
Дорога в космос начиналась как мечта, фантастический проект. С этой мечтой человечество жило не одну тысячу лет, что запечатлено в различных восточных эпосах, легендах. Можно напомнить учащимся и греческий миф о полёте к Солнцу Икара на скреплённых воском крыльях. В Новое время немецкий астроном Иоганн Кеплер, вдохновлённый идеей полета на Луну, написал фантастический роман «Сон, или Астрономия Луны». Эта же идея двигала рукой французского писателя, мыслителя-вольнодумца Сирано де Бержерака («Путешествие на Луну», 1657). Рациональный ХХ век покончил с «космическими» фантазиями. Российский ученый К.Э. Циолковский теоретически обосновал возможность полётов в космическом пространстве, показал реальность их технического осуществления. С выходом его труда «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903) Россия стала лидером теоретической космонавтики (за рубежом первый труд по космонавтике был опубликован в 1913 г.). В 20-е гг. эстафету принял СССР. Теперь космонавтика получила не только теоретическое измерение. В 1921 г. начались работы в области ракетной техники. Н. И. Тихомиров, специалист в этой области, еще с конца XIX в. занимавшийся проблемой создания реактивных снарядов, организует Газодинамическую лабораторию (ГДЛ). Ее деятельность сосредоточивается на создании ракетных снарядов на бездымном порохе. Через восемь лет в ГДЛ появляется новый проект: будущий академик АН СССР, основоположник отечественного ракетного двигателестроения В. П. Глушко начинает и вскоре успешно осуществляет разработку ракет с электрическими и жидкостными ракетными двигателями. Созданная в Москве Группа изучения реактивного движения (ГИРД) проводит в 1933 г. под руководством С. П. Королёва, также будущего академика АН СССР, первые пуски советских жидкостных ракет конструкции М. К. Тихонравова и Ф. А. Цандера. В конце этого года на базе ГДЛ и ГИРД организуется Реактивный научно-исследовательский институт. Его специалисты создают ряд экспериментальных баллистических ракет и двигателей к ним. Дорога в космос становилась всё более реальной. После окончания Второй мировой войны многие страны форсировали работы по ракетной технике. СССР не мог игнорировать вызов времени и нашёл на него достойный ответ, опередив своего основного конкурента – Соединенные Штаты Америки. Решающие шаги по дороге в космос были совершены, подчеркивает учитель, во второй половине 1950-х гг. И первой эти шаги сделала наша страна, открыв череду основных событий космической эры. Для наглядности можно использовать таблицу «Основные события космической эры» (вплоть до 1962 г.). Основные события космической эры (вплоть до 1962 г.)
Обращение к данным таблицы делает очевидным и состояние острого межгосударственного соперничества, которое носило также военно-технический характер, и его результаты. В последнем случае будет уместным краткий комментарий со стороны учителя. Результаты были тем более впечатляющими, что были достигнуты страной, большая часть которой еще недавно лежала в руинах. Поэт К. Симонов с гордостью писал:
Не попросив подмог ни у кого, Сама, восстав из пепла войн и праха, Моя страна, не знающая страха, Шлет ныне в космос сына своего. Перелистывая страницы «космической» истории, следует особо подчеркнуть выдающуюся роль С. П. Королёва среди тех, кто прокладывал дорогу в космос, как основоположника практической космонавтики. В 1946 г. он был назначен главным конструктором по созданию комплекса автоматически управляемых ракет дальнего действия. Через десять лет под его руководством был создан ракетно-космический комплекс, позволивший запустить первый искусственный спутник Земли, затем осуществить вывод на околоземные орбиты ряд автоматически управляемых космических аппаратов. К 1961 г. был подготовлен и запущен космический корабль «Восток», на котором совершил первый полёт Ю. А. Гагарин. Космический проект, реализованный 12 апреля 1961 г., был детищем С. П. Королёва. Главный конструктор провожал Ю. А. Гагарина в полет, был самым активным участником его переговоров с Землей. Благодаря С. П. Королёву в эфире из уст Ю.А. Гагарина неоднократно звучало: «Я - «Кедр»: полет продолжаю». Ю.А. Гагарин с благоговением относился к С. П. Королёву до самого последнего дня. В потайном кармане бумажника Гагарина, найденном на месте гибели гагаринского самолета во владимирском лесу, обнаружили единственную фотографию – фотографию молодого С. П. Королёва. Перед стартом. Главный конструктор напутствует первого космонавта
2. Каким он парнем был, или Идеальный космонавт №1 Любое неординарное событие рождает интерес к его главному персонажу. В случае с Ю.А. Гагариным он был не то что бы необычайным, сродни самому событию, это был интерес-изумление, интерес-восторг. На первой после полета советского космонавта пресс-конференции корреспондент одного из американских информационных агентств спросил: «Я могу допустить, что вы рассчитали свой космический корабль и космическую орбиту. Но как вы рассчитали человека? Как рассчитали своего Колумба вселенной? Красив. Умен. Мил. Обаятелен. Образован. Спортсмен. Летчик. Храбрец. Княжеская фамилия и … классическая красная биография! Как вам удалось добыть такого уникума, как Гагарин?» Разгадать феномен Ю. А. Гагарина пытались многие, как и понять секрет его улыбки, покорившей весь мир. Его боготворили, любили миллионы. Его короткое: «Поехали», произнесённое перед самым стартом, на десятилетие стало знаковой фразой. Поэт писал:
Да, в ряду десятилетий каждый год Мы метим новыми Космическими вехами. Но помним: К звёздам начался поход С Гагаринского Русского «Поехали».
Стремясь дать ответ на вопрос: «Каким он парнем был?», композитор А. Пахмутова и поэт Н. Добронравов создали песенный цикл «Созвездье Гагарина» (слова четырех песен этого цикла даны в приложении). Одна из них могла бы прозвучать на уроке в процессе разгадки (постижения ) гагаринского феномена. Каким знали Ю. А. Гагарина друзья, сослуживцы (коллеги), те, с кем он постоянно соприкасался на земных дорогах? Отзывов о нём много, все не перечесть, но все они созвучны между собой. Академик С.П. Королёв : «Юра был настоящим русским парнем - честным и добросовестным, открытым и жизнерадостным, смелым и талантливым, дорожащим своим добрым именем и очень любящим людей». Из главной аттестационной характеристики : «Юрий Гагарин. Вожак отряда. Капитан спортивной команды. Целеустремлен, инициативен. Развит весьма гармонично. Вынослив. Тактичен, аккуратен, вежлив. Скромен. Интеллектуальное развитие высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объемом активного внимания, сообразительностью, быстротой реакции. Усидчив. Уверенно манипулирует формулами высшей математики и небесной механики. Отношения с женой нежные, товарищеские». Летчик-космонавт Андриян Николаев (из «гагаринского» набора): «Мы часто спрашиваем себя: кто же может быть, имеет право быть космонавтом? По-моему, только люди с кристальной душой и совестью могут быть космонавтами. И примером для нас всегда будет Юрий Алексеевич Гагарин».
Поэт А. Твардовский: Тот свойский парень, озорной и милый,Лихой и дельный, с сердцем не скупым,Кого еще до всякой славы былоЗа что любить,— недаром был любим.Бывший командир истребительной авиационной эскадрильи полковник запаса А. М. Устенко : «Хотя Ю.А. Гагарин был уже известным человеком во всем мире, чувство скромности никогда его не покидало. Он не требовал к себе особого отношения, был как многие его товарищи, хотя по внутренней собранности, аккуратности и настойчивости чувствовалась великая сила этого человека. Он имел манеру негромко разговаривать, часто и умело пользовался юмором, что соответственно всех сравнивало, а его делало еще более земным и привлекательным. Внутренняя дисциплинированность, аккуратность наложили, естественно, отпечаток на всю его профессиональную подготовку». Журналист С. Лесков : «Гагарин, дитя информационного века, стал знаменитым в одно мгновение, он объехал всю планету, его принимали короли, королевы и президенты. Он побывал более чем в 30 странах, выступал часто по 18—20 раз в сутки. И то, как принимал эти почести Юрий Гагарин, как вёл себя, когда на него свалилась всемирная и беспримерная слава, позволяет сказать, что он был идеальным космонавтом №1» («Известия» 29.12.2010 г .). Многое из того, что сделало его неотразимо привлекательным, сформировалось в «далёком курносом детстве», в юности. Здесь самое время обратиться к началу биографии Ю. А. Гагарина, биографии почти что обычной для советского поколения 30-х гг., но именно в ней коренится гагаринский феномен. Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года, по официальным данным, в деревне Клушино[3] Гжатского района Западной области РСФСР (ныне Гагаринский район Смоленской области), неподалёку от города Гжатск (с 1968 г. – Гагарин). Семья была простая, крестьянская: отец, Алексей Иванович Гагарин (1902—1973), — плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903—1984), работала на молочно-товарной ферме.
Ю.А.Гагарин с родителями. Фото с сайта All-photo.ru Нет, не родня российской громкой знати, При княжеской фамилии своей, Родился он в простой крестьянской хате И, может, не слыхал про тех князей. Фамилия ни в честь она, ни в почесть, И при любой — обычная судьба: Подрос в семье, отбегал хлеботочец, А там и время на свои хлеба. А там и самому ходить в кормильцах, И не гадали ни отец, ни мать, Что те князья у них в однофамильцах За честь почтут хотя бы состоять; Что сын родной, безгласных зон разведчик, Там, на переднем космоса краю, Всемирной славой, первенством навечным Сам озаглавит молодость свою.А. Твардовский Здесь, в Клушино, и прошло детство Юры. Здесь его застала война. Восьми с половиной лет он пошел в школу, 12 октября 1941 года деревню заняли немцы. Учиться стало негде: почти полтора года деревня была оккупирована немецкими войсками. В доме Гагариных жили немецкие солдаты, сами они ютились в землянке во дворе. Младшего брата Юрия, Бориса Гагарина, немец повесил на шарфе, однако его спасла мать. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная Армия, и учёба в школе возобновилась. Землянка, в которой в годы войны жила семья Гагариных 24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск[4] . Четыре года спустя Юра окончил шестой класс Гжатской средней школы, и 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище №10. Одновременно учился в вечерней школе рабочей молодёжи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик. Итак, его ждет судьба формовщика-литейщика? Возможно, что так и было бы. Но Ю. Гагарина как лучшего ученика направляют для продолжения учебы в Саратовский индустриальный техникум. И здесь происходит то, что определило его «космическую» биографию. Ю. Гагарин – учащийся Саратовского индустриального техникума Как натура пытливая и творческая, он пробовал на себя на разных поприщах. Учась в техникуме, занимался во многих предметных кружках - литературном, математическом, физико-техническом, немецкого языка. Как-то руководитель физического кружка Н. И. Москвин поручил Гагарину подготовить доклад на тему «К. Э. Циолковский и его учение о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях». «Все, что предсказывал К.Э. Циолковский, оказалось верным на практике. Циолковский перевернул мне всю душу... У меня появилась новая болезнь - тяга в небо, тяга в космос. … Пожалуй, именно с доклада о работах Циолковского и началась моя «космическая» биография. В литейщике родился летчик», - писал потом Ю. А. Гагарин. Теперь его ждала дорога в Саратовский аэроклуб, куда он пришёл за год до окончания техникума. Ю. Гагарин учился с присущим ему прилежанием. В 1955 году он закончил с отличием техникум и совершил почти 200 самостоятельных полетов на самолёте Як-18. Результаты выпускных экзаменов были таковы: самолет «ЯК-18» - «отлично», мотор - «отлично», самолетовождение - «отлично», аэродинамика - «отлично»; общая оценка выпускной комиссии - «отлично». Ю. Гагарин – курсант аэроклуба Модель самолета ЯК-18, на котором учился летать Ю. Гагарин После окончания аэроклуба по рекомендации комиссии в 1955 г. Ю. Гагарин поступил в 1-е Чкаловское военное авиационное училище лётчиков. Через два года окончил училище по первому разряду (с отличием) и служил в частях истребительной авиации Краснознамённого Северного флота. В 1960 г. как один из наиболее талантливых и мужественных лётчиков-истребителей старший лейтенант Ю.А. Гагарин был зачислен в отряд космонавтов (к тому времени он уже был женат на Валентине Ивановне Горячевой и имел дочь Елену).
Ю.А.Гагарин с дочерьми. Фото РКК "Энергия" Первый отряд космонавтов был составлен из 20 человек, теперь их называют «гагаринским набором». Наставником и командиром был полковник Е. А. Карпов. Отвечал за подготовку заместитель начальника Главного штаба ВВС, один из семерки Героев Советского Союза, спасателей челюскинцев, генерал-полковник Н.П. Каманин. В полном объеме готовить всю двадцатку к полету в космос было сложно. Поэтому по рекомендации летчика-испытателя М.Л. Галлая отобрали головную шестерку будущих космонавтов: B.C. Варламов, Ю.А. Гагарин, А.Я. Карташов, А.Г. Николаев, П.Р. Попович, Г.С. Титов (Ивановский О.Г.Сто восемь минут…/ http://www.federalspace.ru/main.php?id=87#19 ). В процессе подготовки, по итогам испытаний, к первому полету были отобраны Ю.А. Гагарин (основной космонавт) и Г.С. Титов (дублирующий космонавт)[5] . По завершении двух удачных запусков кораблей с манекенами в марте 1961 г., которые прошли без замечаний, 3 апреля было принято решение о полете человека в космос. 8 апреля 1961 г. на заседании Государственной комиссии было принято решение о запуске Ю. А. Гагарина. http://www.federalspace.ru/main.php?id=87 – сайт Федерального космического агентства «Роскосмос». Наступило 12 апреля. Казалось, день, как день. Но это только казалось.
Старт "Востока-1" Из сообщения ТАСС «О ПЕРВОМ В МИРЕ ПОЛЕТЕ ЧЕЛОВЕКА В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО»
12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту[6] . Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор ГАГАРИН Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли. (…) В 10 часов 25 минут московского времени, после облета земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка, и космический корабль-спутник с пилотом-космонавтом майором Гагариным начал снижаться с орбиты для приземления в заданном районе Советского Союза. 12 апреля 1961 г. Макет кабины (капсулы), в которой приземлился Ю.А. Гагарин Первая встреча на Земле. Саратовская область, с. Смеловка Сенсация мгновенно облетела Землю. И не было имени популярней, чем имя Гагарина. И не было славы большей, чем слава Гагарина.
Первого в мире космонавта приветствуют англичане После возвращения из космоса ждали не только лавры Героя Советского Союза, многочисленные поездки по стране и за рубежом. Его ждала, как бы теперь сказали работа «космического» тьютора. В мае 1961 г. он был назначен командиром отряда космонавтов, в декабре 1963 г. - заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Ю. А. Гагарин принимал непосредственное участие в обучении и тренировке экипажей космонавтов, руководил полётами космических кораблей. В июне 1966 г. Гагарин приступил к тренировкам по программе «Союз». 17 февраля 1968 года Ю. А. Гагарин защитил в Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского дипломный проект. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Ю. А. Гагарину квалификацию «лётчик-инженер-космонавт». Никто тогда не знал, что через десять дней Ю.А. Гагарина не станет. 27 марта 1968 г. он трагически погиб вместе со своим напарником в авиационной катастрофе вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области при выполнении тренировочного полёта на самолёте.
В кабине самолета перед последним полетом. Фото РКК "Энергия" Чувство горечи, безмерной утраты было всеобщим. Поэт Р. Рождественский писал:
Ю.Г. Гагарин был похоронен на Красной площади в Москве. В целях увековечения его памяти Президиум Верховного Совета РСФСР переименовал г. Гжатск Смоленской области в г. Гагарин и Гжатский район Смоленской области в Гагаринский район. Имя Ю. А. Гагарина было присвоено Краснознамённой ордена Кутузова Военно-воздушной академии в Монино. Именем Гагарина назван кратер на обратной стороне Луны.
Герб г. Гагарина Описание герба: ««В серебряном поле на лазоревых (голубых, синих) волнах червленая (красная) барка, нагруженная золотыми мешками. В вольной части герб Смоленской области. Щит увенчан муниципальной короной установленного образца. Девиз «Родина первого космонавта» начертан червлеными (красными) буквами на серебряной ленте». В 1968 г. Международная авиационная федерация учредила золотую медаль им. Ю. А. Гагарина, которой ежегодно награждаются лётчики-космонавты, достигшие наивысших результатов в области освоения человеком космического пространства в мирных целях. Первому её вручили летчику-космонавту дважды Герою Советского Союза Г. Т. Береговому, впоследствии начальнику Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. За две недели до гибели Ю.А. Гагарин записал в своём дневнике: «Нет у меня сильнее влечения, чем желание летать. Летчик должен летать. Всегда летать». Известны и такие гагаринские строки: «Когда-то ещё в детстве прочитал слова В. П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца». Он был и навсегда останется первым. Гагаринский полёт продолжается… Герои к звёздам устремятся вновь, И будут жить от века и до века. Он – Первый, словно первая любовь, И в памяти, и в сердце человека. Л.Попова
В истории космонавтики переплетаются научно-технический, социально-экономический, философский, этический, экологический и другие компоненты человеческой деятельности. Поэтому при организации урока, посвященного 50-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина, целесообразно объединение усилий учителей-предметников и общеобразовательных учреждений. Необходимо учесть также региональный компонент проблемы. Будет уместно вспомнить о том, что в годы Великой Отечественной войны в Казани работали В. П. Глушко, С. П. Королёв, что в 1967 г. в Казань приезжал Ю. А. Гагарин. Здесь он встретился с руководителями республики и её жителями, побывал и отдохнул в Международном молодежном лагере «Волга». Об этом событии сохранились фотографии В.Зотова. Интересны будут воспоминания современников первого полёта человека в космос. Информационно и эмоционально насыщенные уроки, внеклассные мероприятия о первом полете человека в космос будут способствовать расширению научно-технического и исторического кругозора учащихся, воспитанию гордости за достижения страны в области ракетостроения и космонавтики. Большое воспитательное значение будет иметь ознакомление с биографиями конструкторов, космонавтов, встречи с ветеранами ракетно-космической сферы (при возможности). При проведении уроков важными моментами представляются: - тщательный отбор содержания занятия в соответствии с целями и конкретными условиями, учет междисциплинарных связей; - определение формы и соответствующей технологии занятия; - подготовка информационной и технической базы; - учет возрастных особенностей учащихся, - стимулирование мотивации к изучению космической проблематики. Возможны различные варианты организации празднования 50-летия первого полета человека в космос в образовательных учреждениях. В любом случае целесообразно отразить это событие в масштабе школы: учащихся может встречать музыка, посвящённая подвигу Ю.А. Гагарина; на школьных стендах могут быть размещены тематические плакаты, рисунки учащихся, коллажи, стенгазеты. 12 апреля в школьной библиотеке организуется выставка литературы о космосе и космонавтах, истории космических полетов. Ввиду различных организационно-педагогических условий сложно дать единые рекомендации по проведению праздника. Поэтому ограничимся советами о его возможных вариантах и формах. Мероприятия могут быть общешкольные, по параллелям или по классам с учетом возрастных особенностей школьников, конкретных условий на местах. Важно помнить, что занятия должны способствовать развитию познавательного интереса, патриотическому воспитанию и проходить в деятельностной форме. Общешкольные мероприятия: - линейка (радиолинейка) «Слушай, Земля!»; - выставка (рисунков, поделок, коллажей на космическую тему); - литературно-музыкальная композиция «Я Земля. Я своих провожаю питомцев»; - концерт, посвященный празднику. Далее на уроках рассматриваются вопросы, связанные с первым полётом человека в космос в контексте изучаемого материала (на уроках физики, математики, биологии, истории, технологии и др.). В начальной школе у школьников формируются знания о становлении космонавтики, о первых полётах в космос, космонавтах. В младших классах очень важно представить материал в живой, эмоциональной форме, максимально используя наглядность. Занятие (урок или классный час) может быть проведено в форме воображаемой экскурсии или в традиционной форме, где образный или сюжетный рассказ учителя сопровождаются слайд-презентациями, видеофрагментами. Школьникам на доступном уровне можно рассказать о первом в мире покорителе космоса, о достижениях отечественной космонавтики, о научных открытиях последних лет. Занятие можно посвятить целиком подготовке Ю.А.Гагарина к полету и его пребыванию в космосе, используя фрагменты документальных фильмов о полёте первого космонавта. На уроках технологии школьники могут выполнить аппликации или создать макеты космических ракет, сделать куклу-космонавта, на уроках изобразительного искусства - нарисовать космический корабль, космонавта в скафандре, эмблемы космического корабля и т.д., используя материалы Музея космонавтики, размещенных на сайте http://galspace.spb.ru/museum-1.php. Кроме уроков и классных часов, возможны другие формы занятий, например, устный журнал «Человек в космосе», «Первый полёт» и т. п. Ко Дню космонавтики интересны будут младшим школьникам конкурсы (конкурс рисунков, коллажей, аппликаций), викторины, проекты. Примерные вопросы для викторины 1. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (1957 г.) 2. Кто первый покорил звёздное небо? (Юрий Алексеевич Гагарин). 3. Сколько времени длился космический полет Ю.А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин)? 4. Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина? («Восток»). 5. Назовите первую в мире женщину-космонавта (Валентина Владимировна Терешкова). 8. Как звали собаку, которая первой полетела в космос? (Лайка). 10. Как называется костюм космонавта? (скафандр). 11. Как называется место старта космического корабля? (космодром). 13. Какое крылатое слово Ю.А. Гагарин сказал перед стартом? («Поехали»). 14. Какой город является родиной первого в мире космонавта? (Гагарин/Гжатск). В основной школе мероприятия выстраиваются с опорой на имеющиеся у школьников знания по космонавтике, полученные в предыдущие годы. Так, на уроках истории учащиеся знакомятся с представлениями наших предков о Вселенной, о зарождении и развитии астрономии, об учёных и важнейших открытиях, которые закладывали основы для освоения космоса. Эти знания расширяются на уроках физики, биологии, химии. Теперь предстоит их не только актуализировать, но и сформировать новые представления, связанные с началом космической эры. В зависимости от возраста учащихся используются различные формы приобщения к истории отечественной космонавтики: - уроки, посвященные первому полёту человека в космос; - классные часы; - викторины, в том числе формы популярных телевикторин «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?» и др.; - сюжетно-ролевые игры «В космическом корабле», «На космодроме» и т. п. - аукцион знаний «Колумб космоса»; - устный журнал «Космонавтика: страницы истории»; - конкурсы (сочинений, проектов, поделок). Учащиеся готовят газету, презентации, веб-документ, подбирают вопросы к викторинам. Уместны также: - исследовательские проекты, предполагающие деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской проблемы()оектый, проектов, поделок моса успеха я мероприятий формировались ценностные установки по отношению достижений в области косм; - информационные проекты, связанные с выявлением и обобщением сведений о каком-либо аспекте космических полетов. При организации сюжетно-ролевых игр важно учесть следующие моменты: - игра отражает возможные реальные ситуации; - игра носит учебный характер; - имеет сюжет и интригу для его развития. Используемая информация должна быть новой для учащихся, актуальной для конкретной ситуации. Созданию эмоционального настроя, атмосферы сопереживания помогут различные видеофрагменты по космической тематике, тематические подборки стихотворений или их фрагментов. В старшей школе расширяются возможности самостоятельной деятельности учащихся. Мероприятия должны способствовать формированию комплексных представлений о научной и практической значимости освоения космоса, пионерной роли нашей страны в этой области. Кроме того, следует учитывать, что старшеклассники стоят перед проблемой профессионального выбора. Для них будет полезной информация о востребованности специалистов в области космонавтики, ракетной техники, летательных аппаратов. Актуальна проектная деятельность старшеклассников. Её результатом в контексте Дня космонавтики могут быть: - сценарий праздника, - презентации, - видеосопровождение занятия (или мероприятия), - пакет материалов к конкурсу (или защите), - исследование или реферат к научной конференции, - подготовка веб-документа, - подготовка выступлений и презентаций для младших школьников и т. п. - подборка «космических» фотографий, иллюстративного материала. В процессе подготовки проекта могут быть выполнены небольшие исследования социологического плана. Памятка для проведения социологического опроса по теме «12 апреля 1961 г. в моей жизни, в жизни моей страны»
В старшей школе вопросам освоения космоса может быть посвящено заседание научного общества учащихся (при его наличии в школе). Уместно проведение различных « пресс-конференций», «круглых столов » («Космос - человечеству», «12 апреля 1961 г. в истории космической эры»), где учащиеся рассматривают проблемы, связанные с космическими полетами, с разных позиций. На занятии по космической тематике рекомендуется включение дискуссии или её элементов. Она может быть связана с научными, экологическими, этическими и иными проблемами освоения космоса. Главная функция дискуссии – стимулирование познавательного интереса и развитие коммуникативных способностей.
Памятка участника дискуссии
Одной из форм дискуссии являются дебаты, в ходе которых соперничающие команды ведут спор вокруг четко сформулированного тезиса, а медиатор задаёт «перекрестные вопросы». Так, контекст дебатов могут составить различные позиции по проблемам освоения космоса (экономические, правовые, технологические и иные аспекты). Примерная тематика названий мероприятий ко Дню космонавтики
«За строкой учебника». «Голубая моя планета». «Полёт, как песня вдохновленный». «Космонавтика: страницы истории». «Страничка из дневника современника (о первом полете)». «Через тернии к звёздам». «Полвека на орбите». «Полёт к звездам». «Колумб космоса». «Космический рейс». «Мы дети твои, дорогая Земля!». «От Икара до Гагарина». «История космонавтики в лицах». «Знаете, каким он парнем был». «Поехали!» «Человек в космосе». «Успехи России в освоении космоса». «Этот день двенадцатый апреля». «Гигантский шаг космического века». «Звёздный час планеты Земля».
Литература. Электронные ресурсы
1. Борзенко С. А., Денисов Н. Н. Первый космонавт. - М., 1969. 2. Гагарин В. А. Мой брат Юрий. - М., 1972. 3. Гагарин Ю. А. Вижу Землю… : документальный рассказ. - М., 1976. 4. Гагарин Ю. А. Дорога в космос. - М., 1961. 5. Гагарин Ю. А. Дорога в космос : записки летчика-космонавта СССР. - М., 1981. 6. Гагарин Ю. А. Есть пламя! : статьи, речи, письма, интервью. - М., 1971. 7. Гагарин Ю. А. Лебедев В. И. Психология и космос. - М., 1968. 8. Гагарина А. Т. Слово о сыне. Соавтор Т. Копылова . - М., 1983. 9. Гагарина А. Т. Память сердца. Соавтор Т. Копылова. - М., 1986. 10. Гагарина В. И. 108 минут и вся жизнь. – М., 1986. 11. Дихтярь А. Б. Жизнь – прекрасное мгновение: докум. композиция / Посв. памяти Ю. А. Гагарина. - М., 1974. 12. Дихтярь А. Б. Прежде чем прозвучало «Поехали!»: докум. композиция. - М., 1987. 13. Докучаев Ю А. Урок Гагарина. - М., 1985. 14. Каманин Н. П. Первый гражданин Вселенной. - М., 1962. 15. Копылова Т., Юркина Г. «Пионер из пионеров». - М., 1962. 16. Обухова Л. Вначале была Земля. - М., 1973. 17. Обухова Л. А. Любимец века: Гагарин: повесть-воспоминание. - М., 1979. 18. Он всех нас позвал в космос. - М., Известия, 1986. 19. Первый космонавт планеты Земля / сост. В. А. Митрошенков, Н. А. Цымбал; худож. 20. Г. И. Метченко. - М., 1981. 21. Рузанова Н.В. Юность космонавта: очерки. - М., 1986. 22. Степанов В. А. Юрий Гагарин. - М., 1987. Интернет-ресурс 1. http://www.federalspace.ru/main.php?id=87 – сайт Федерального космического агентства «Роскосмос». Здесь размещены материалы, посвященные 50-летию полета Ю.А.Гагарина в космос. 2. http://www.cosmoworld.ru/ - портал «Космический мир». Здесь представлена информация о российском космосе, размещенная на сайтах: «Федерация космонавтики России», Энциклопедия «Космонавтика» А.Железнякова, История Российской Советской Космонавтики А.Красикова. 3. http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/gagarin/index.shtml?index_g.html – страничка с сайта Энциклопедия «Космонавтика» А.Железнякова, посвященная 45-летию полета Ю.А.Гагарина. Здесь представлены интересные архивные материалы и фотоархив . 4. http://www.space.hobby.ru/astronauts/ - сайт представляет информацию о космонавтах Советского Союза и России. 5. http://www.kocmoc.info/ - сайт «Космос». Представляет материалы космической науки и техники. 6. http://kosmos.dljatebja.ru/Istorija_kosmonavtiki/Kosmonavtik_Rossii.html - сайт содержит интересные материалы по истории космонавтики. 7. http://galspace.spb.ru/museum-1.php - сайт «Музей космонавтики»
ПРИЛОЖЕНИЯ
Вступительное слово Председателя Правительства РФ В.В.Путина на заседании Оргкомитета по подготовке и проведению празднования 50-летия полёта в космос Ю.А.Гагарина 11 января 2011 г. Центр управления полётами. Добрый день, уважаемые коллеги! Очередное заседание оргкомитета по подготовке празднования 50-летия полёта в космос Юрия Алексеевича Гагарина сегодня проходит в символичном месте – в легендарном Центре управления полётами. Уже несколько десятилетий ЦУП обеспечивает выполнение ключевых российских и международных космических программ, в том числе поддерживает связь Земли с Международной космической станцией. И сегодня у меня была возможность поговорить с экипажем 26-й длительной экспедиции МКС. Ещё раз убедился в том, как надёжно и профессионально работают сотрудники ЦУПа. Благодарю их за отличную работу. Прежде чем мы перейдём к обсуждению наших вопросов, хочу поздравить всех с наступившим 2011 годом, который объявлен в России Годом космонавтики. Отмечу, что на этот год у нас запланирован целый ряд проектов в сфере освоения космоса. Например, начнётся полномасштабное строительство нового российского космодрома «Восточный» и первого стартового комплекса с сопутствующей инфраструктурой. Напомню, что на строительство космодрома в ближайшие три года (только три года!) будет выделено 24 млрд рублей. Кроме того, намечен запуск на околоземную орбиту порядка 50 космических аппаратов. Также в этом году будет принята новая федеральная целевая программа развития системы ГЛОНАСС, рассчитанная до 2020 года. Добавлю, что на национальные космические программы мы направим в 2011 году около 115 млрд. рублей из федерального бюджета. Конечно, особое место в Год космонавтики займут празднования, посвящённые полувековому юбилею первого полёта человека в космос. И мы очень надеемся, что наши космонавты, все, кто трудится в космической отрасли, примут самое активное участие в предстоящих мероприятиях, прежде всего в тех просветительских, образовательных программах, которые адресованы подрастающему поколению. На прошлом заседании оргкомитета мы много говорили о том, что предстоящие торжества призваны максимально охватить именно молодёжную аудиторию. Юные граждане страны должны как можно больше знать о роли нашей страны в освоении космоса, о сегодняшнем и завтрашнем дне российской космонавтики. Это должна быть объективная, интересная, по-современному поданная информация. И конечно, личные встречи с пилотами, космонавтами, конструкторами, учёными способны повысить интерес молодых людей к технологиям, инновациям, научному творчеству. Для нас, для успешного развития всей нашей страны это имеет принципиальное значение. Предстоящая юбилейная программа предлагает целый ряд форматов для диалога и прямого общения молодёжи с представителями космических специальностей. Например, урок «Космос – человечеству», который пройдёт в этом году во всех школах нашей страны, или многочисленные научно-исследовательские олимпиады, конкурсы юных изобретателей, где профессиональные инженеры, космонавты смогут выступить в качестве авторитетных членов жюри. И, безусловно, масштабное празднование юбилея первого полёта в космос – это возможность вновь выразить наше глубокое уважение ветеранам отрасли, людям, чья самоотверженная работа, настоящий научный, инженерный, трудовой подвиг обеспечили России статус великой космической державы. Это именно они заложили те традиции, которые и сегодня позволяют нам быть в числе лидеров мировой космонавтики. Заслуженных ветеранов ракетно-космической отрасли, участников запуска первого космонавта будут чествовать во всех регионах России, на всех предприятиях космической отрасли. Кроме того, они получат и материальную поддержку. Наша задача – ещё раз подчеркнуть высокую общенациональную значимость космической деятельности, усилить общественный авторитет тех профессий, которые обеспечивают и прогресс, и прочные позиции России в космонавтике. Напомню, что в прошлом году была учреждена медаль «За заслуги в освоении космоса». Предлагаю подумать и о других формах государственного поощрения тех людей, которые вносят существенный вклад в развитие отечественной космической отрасли. Всё, что связано с космосом, с ярчайшими страницами его освоения, составляет безусловную гордость нашего народа. Это наше достояние, которое мы обязаны хранить, приумножать и развивать. Особое внимание необходимо уделить и поддержке музеев, обустройству памятных мест, связанных с историей, со славными именами отечественной космонавтики. Они должны быть доступны для наших школьников, студентов, многочисленных российских и иностранных туристов. Речь идёт о патриотическом воспитании молодёжи, о формировании достойного образа нашей страны за рубежом. Одним из центров предстоящих торжеств, конечно же, по праву станут родные места первого космонавта – Юрия Алексеевича Гагарина. И сегодня попрошу губернатора Смоленской области Сергея Владимировича Антуфьева подробно рассказать, как продвигаются ремонтно-реставрационные работы в Объединённом мемориальном музее Юрия Алексеевича Гагарина. Следующая тема – это информационное обеспечение юбилейных торжеств, а также продвижение совместных международных проектов. Как мы и договаривались, нужно активнее подключать к освещению юбилейных программ отечественные средства массовой информации, взаимодействовать с зарубежными агентствами, телеканалами, прессой, тем более что ряд запланированных мероприятий пройдёт с участием наших иностранных друзей и партнёров. Так, при поддержке ЮНЕСКО в декабре прошлого года в Париже стартовала Всемирная космическая олимпиада «Звездная эстафета», в которой, только по предварительным подсчётам, примет участие около 100 тыс. подростков из многих стран мира. В планах – проведение целой серии международных конференций, фестивалей и, конечно, выставок, причём некоторые из них будут развернуты как в Соединённых Штатах Америки, так и в Европе на площадках, предоставленных Организацией Объединённых Наций. Сегодня мы предметно обсудим степень готовности этих и других проектов, которые вошли в план основных мероприятий празднования 50-летия полёта Юрия Алексеевича Гагарина, проанализируем, что ещё необходимо сделать для успешного проведения Года российской космонавтики. Повторю: мы должны исходить из того, что для России всё, что связано с космосом, – это не только традиционный приоритет, но и предмет национальной гордости. Именно наши соотечественники – Циолковский, Королёв, Гагарин – сделали давнюю мечту людей о покорении космического пространства реальностью, открыли, без преувеличения, грандиозные перспективы для научно-технического и социально-экономического развития всей земной цивилизации. Стать основной площадкой, центром проведения юбилейных мероприятий – это безусловное право России, но вместе с тем и колоссальная ответственность. Поэтому я ещё раз призываю всех участников подготовки и проведения празднования приложить максимум сил и внимания к реализации задуманных планов. Начнём нашу работу. По материалам сайта Правительства РФ (http://premier.gov.ru/events/news/13763/) Прощальное письмо Ю. А. Гагарина
Заявление Ю.А. Гагарина перед стартом Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесёт меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать Вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полёт. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой – можно ли мечтать о большем? Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос... Назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне. Это ответственность не перед одним, не перед десятками людей, не перед коллективом. Это ответственность перед всем советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим. И если тем не менее я решаюсь на этот полёт, то только потому, что я коммунист, что имею за спиной образцы беспримерного героизма моих соотечественников – советских людей. Я знаю, что соберу всю свою волю для наилучшего выполнения задания. Понимая ответственность задачи, я сделаю всё, что в моих силах, для выполнения задания Коммунистической партии и советского народа. Счастлив ли я, отправляясь в космический полёт? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях. Мне хочется посвятить этот первый космический полёт людям коммунизма – общества, в которое уже вступает наш советский народ и в которое, я уверен, вступят все люди на Земле. Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят люди друг другу, отправляясь в далекий путь. Как бы хотелось вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далеких и близких! До скорой встречи! 12 апреля 1961 г.
СООБЩЕНИЕ ТАСС "О ПЕРВОМ В МИРЕ ПОЛЕТЕ ЧЕЛОВЕКА В КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО" 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор ГАГАРИН Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли. По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли состовляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору - 65 градусов 4 минуты. Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4 725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя. С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете. Период выведения корабля-спутника "Восток" на орбиту товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально. Полет корабля-спутника "Восток" с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается. 9 ч. 52 м. По полученным данным с борта космического корабля "Восток", в 9 часов 52 минуты по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, находясь над Южной Америкой, передал: "Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо". 10 ч. 15 м. В 10 часов 15 минут по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля "Восток": "Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо". 10 ч. 25 м. В 10 часов 25 минут московского времени, после облета земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка, и космический корабль-спутник с пилотом-космонавтом майором Гагариным начал снижаться с орбиты для приземления в заданном районе Советского Союза. ТАСС, 12 апреля 1961 г. Полная стенограмма переговоров Юрия Гагарина с Землей с момента его посадки в корабль (за два часа до старта) до выхода корабля "Востока-1" из зоны радиоприема "Кедр"
- позывной Юрия Гагарина, "Заря-1"
- Сергея Королёва. Остальные позывные принадлежат Центру управления полетами и другим наземным службам. (Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД). Опубликовано в журнале "Коммеррсант-Власть" в номерах от 10 и 17 апреля 2001 года и размещено на сайте Железнякова А. Энциклопедия «Космонавтика» // http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/gagarin/index.shtml?index_g.html).
СООБЩЕНИЕ ТАСС "ОБ УСПЕШНОМ ВОЗВРАЩЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ПЕРВОГО КОСМИЧЕСКОГО ПОЛЕТА" После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский космический корабль "Восток" совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза. Летчик-космонавт майор Гагарин сообщил: "Прошу доложить партии и правительству, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею". Осуществление полета человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством. ТАСС, 12 апреля 1961 г. Ю.А.Гагарин докладывает руководителям государства о завершении полета. Фото РКК "Энергия"
УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР О ПРИСВОЕНИИ ЗВАНИЯ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПЕРВОМУ В МИРЕ СОВЕТСКОМУ ЛЕТЧИКУ-КОСМОНАВТУ МАЙОРУ ГАГАРИНУ Ю.А. За героический подвиг – первый полет в космос, прославивший нашу социалистическую Родину, за проявленные мужество, отвагу, бесстрашие и беззаветное служение советскому народу, делу коммунизма, делу прогресса всего человечества присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» первому в мире летчику-космонавту майору Гагарину Юрию Алексеевичу и установить бронзовый бюст Героя в городе Москве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Л. БРЕЖНЕВ. СЕКРЕТАРЬ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР М. ГЕОРГАДЗЕ. МОСКВА, КРЕМЛЬ. 14 АПРЕЛЯ 1961 г. УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ЗВАНИЯ «ЛЕТЧИК-КОСМОНАВТ СССР» В ознаменование первого в мире космического полета человека на корабле-спутнике учредить звание «Летчик-космонавт СССР». ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Л. БРЕЖНЕВ. СЕКРЕТАРЬ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР М. ГЕОРГАДЗЕ. МОСКВА, КРЕМЛЬ. 14 АПРЕЛЯ 1961 г. УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР О ПРИСВОЕНИИ ЗВАНИЯ «ЛЕТЧИК-КОСМОНАВТ СССР» ЛЕТЧИКУ МАЙОРУ ГАГАРИНУ Ю.А. За осуществление первого в мире космического полета на корабле-спутнике «Восток» присвоить звание «Летчик-космонавт СССР» гражданину Советского Союза летчику майору Гагарину Юрию Алексеевичу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Л. БРЕЖНЕВ. СЕКРЕТАРЬ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР М. ГЕОРГАДЗЕ. МОСКВА, КРЕМЛЬ. 14 АПРЕЛЯ 1961 Г. (По материалам газеты «Комсомольская правда» от 15 апреля 1961 г., №90 (11030)
Смоленская дорога
Судьба твоя — Россия, Смоленская дорога, Судьба твоя — Россия Всё кажется, из сказки Судьба твоя — Россия Та ранняя могила Судьба твоя — Россия, Смоленская дорога, Н. Добронравов Знаете, каким он парнем был, …Пламень был и гром, Припев:
Он сказал: «Поехали!» Знаете, каким он парнем был! В той степной дали Припев: Знаете, каким он парнем был! Сын Земли и звёзд Припев: Знаете, каким он парнем был! Как он песни пел! Припев: Знаете, каким он парнем был! Слышишь дальний гром? Припев: Говорит: «Поехали!» Как нас Юра в полёт провожал
Звёзды в степи Припев:
Мы снова вспомним о нём, Вспомним о нём, Припев: Станет светлей, Припев: Звёзды в степи
Созвездье Гагарина Пусть звёзды опять нам назначат свидание, Ты мир подружил с удивительной сказкою, В лесах за Владимиром сосны столетние, Тебя вспоминают Парижа окраины, Всё ближе, всё ближе нам небо бескрайнее, Содержание
[1] 20 августа 1960 г. Белка и Стрелка благополучно возвратились на Землю впервые в истории освоения космоса. Впоследствии их посмертные чучела были выставлены в Музее космонавтики. [2] Суборбитальный полёт космического летательного аппарата выполняется без выхода на орбиту искусственного спутника Земли. Вслед за А. Шепардом его совершил 21 июля 1961 г. В. Гриссом, максимальная продолжительность полета которого составила около 16 мин, дальность — 504 км, высота — 189 км. (А. Шепард в феврале 1971 г. совершил полёт на Луну в качестве командира космического корабля «Аполлон-14»). Первый орбитальный полёт, совершенный американской стороной 20 февраля 1962 г. на корабле «Меркурий», связан с именем космонавта Дж. Глена. [3] По свидетельству матери Ю. Гагарина, она родила его г. Гжатске, куда ее на время родов отвез супруг. См.: Рабочий путь. - 2011. – 2 марта. [4] Гжатск был основан по указу Петра I в 1719 г. в качестве пристани-посредника в торговле с Санкт-Петербургом. [5] Кандидатура Ю. А. Гагарина была одобрена Первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым. Когда ему принесли фотографии первых космонавтов, он без колебаний выбрал Гагарина. [6] Исход полета был непредсказуем. Перед стартом в космос Ю. А. Гагарин, не исключая возможности своей гибели, написал прощальное письмо жене и дочерям. Это письмо вручили жене после гибели первого космонавта под с. Новосёлово 27 марта 1968 г. Было подготовлено три сообщения ТАСС о полёте Ю.А. Гагарина в космос. Первое — «успешное», второе на случай, если кабина космического корабля упадёт на территории другой страны или в Мировом океане, — «Обращение к правительствам других стран», с просьбой помощи в поиске, и третье — «трагическое», если Гагарин не вернётся живым. |