Реферат: Методические рекомендации для студентов
Название: Методические рекомендации для студентов Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ Методические рекомендации для студентов
1. Общая характеристика курсовой работы
Главной целью курсовой работы является глубокое исследование студентом актуальной, новой и практически значимой темы, выраженное в виде соответственно оформленной научной работы. Курсовая работа должна отразить наличие у студента навыков исследования источников и научной литературы, знание актуальной проблематики современной науки, способности обрабатывать массив научной информации, а также умение излагать полученную информацию в логичной, последовательной и правильной форме, с использованием понятийного аппарата науки и в соответствии с научным стилем изложения. Курсовая работа выполняется в форме самостоятельного исследования. Оно должно отражать процесс научного поиска в рамках избранной темы, отличаться новаторским характером и содержать актуальные для современной науки и практики выводы. Студент может выбрать для написания работы любую интересующую его тему. При этом следует учитывать, что научное исследование должно обладать как минимум тремя неотъемлемыми чертами . 1) Актуальность . Тема курсовой работы должна соответствовать современному состоянию научных исследований, иметь определенное значение для развития исторического познания в целом. Традиционные темы хорошо изучены и поэтому, как правило, не позволяют автору дипломного сочинения внести свой вклад в их разработку. 2) Новизна . Курсовая работа должна вносить определенный вклад в развитие исторической науки, содержать пусть минимальную, но все же инновацию по сравнению с уже достигнутым уровнем развития науки. Новизна работы может состоять в новой постановке темы, новой компоновке научных проблем, введении новых критериев анализа исторических (историографических) источников и т.д. Широкие темы, к которым иногда стремятся студенты, обычно не позволяют четко выявить новизну исследования, их изучение сводится к простому описанию общеизвестных фактов, поэтому таких тем следует избегать. Наиболее плодотворными бывают курсовые работы, посвященные узкой, специальной тематике, при исследовании которой и возможно относительно новое видение научной проблемы. 3) Практическая значимость . Содержание курсовой работы должно иметь применение в процессе преподавания истории и других гуманитарных дисциплин, при изучении основных и специальных курсов и факультативов. 2. Порядок работы над созданием текста Перед началом создания текста работы необходимо четко уяснить основные проблемные вопросы, требующие раскрытия в данной работе, в случае необходимости – проконсультироваться с научным руководителем. В большинстве случаев, курсовая работа не позволяет раскрыть все аспекты заявленной темы, поэтому необходимо заранее ограничить круг излагаемого материала рядом конкретных, четко сформулированных проблем, раскрытие которых и будет задачами исследования. Курсовая работа только тогда может быть оценена высоко, когда она основана на исследовании значительного корпуса исторических источников и максимально широкого спектра научной литературы по теме. В его ходе студент должен уяснить содержание основных вопросов темы, их соотношение с материалом источников, осмыслить основные проблемные аспекты темы исследования, степень ее изученности и трактовки в исторической науке, дискуссионные вопросы и т.д. При этом основной целью глубокого знакомства с научной литературой по теме является не заимствование уже готовых выводов и воспроизведение их в работе, но ознакомление со степенью изученности той или иной проблемы в науке и определение собственной аргументированной научной позиции. В целом, можно порекомендовать такую последовательность работы над источниками и литературой: 1) ознакомление с темой и общей проблематикой – происходит в процессе изучения работ общего характера, учебников, очерков, энциклопедических изданий; 2) освоение исторических источников, их осмысление и сопоставление; 3) изучение специальной научной литературы – монографий, статей, материалов научных конференций, Интернет-ресурсов по теме. Начинать работу над созданием текста обычно следует с учебной литературы и работ общего характера. Это необходимо для уяснения общей проблематики работы и ее исследовательского поля. Вместе с тем, непосредственное использование и тем более пересказ материала учебников в курсовой работе являются недопустимыми. Затем следует перейти к изучению источников по теме. Собственно, это фундамент исторического исследования и важнейшая часть его создания. В случае, если работы имеет историографический характер, то необходимо изучать историографические источники (т.е. произведения историков). После этого необходимо обратиться к изучению исследовательской литературы по теме. При этом нужно стремиться к максимальному охвату библиографии по теме исследования: даже работы, которые косвенно касаются избранной темы или частично соприкасаются с ней, должны быть тщательно изучены и проанализированы. Работу над библиографией по теме следует вести на протяжение всего периода ее исследования, поэтому необходимо изучать не только каталоги библиотек, но и информационные и справочные издания, бюллетени Книжной палаты и реферативные сборники ИНИОН, перечни публикаций научных журналов, летописи авторефератов диссертаций, анализировать сноски на страницах исследовательской литературы, пользоваться поисковыми системами Интернета и электронными каталогами крупнейших библиотек. В ходе исследования источников и литературы необходимо организовать выписки. Удобнее всего располагать их на отдельных листах. Их алгоритм таков: – выписки нужно снабжать точными выходными данными конспектируемой публикации, что впоследствии существенно облегчит составление библиографического списка; – при конспектировании текста следует четко различать, где передается его общий смысл, а где – идет прямое цитирование; это позволит избежать ошибок при размещении цитат в тексте работы; – цитаты в конспекте должны быть снабжены точным указанием страниц. В заключение необходимо отметить, что работа с источниками и литературой и процесс их осмысления должны продолжаться весь период создания курсовой работы. 3. Структура работы Построение научного текста подчиняется определенному плану , то есть схеме, контролирующей порядок расположения отдельных частей текста. Вначале рекомендуется составить примерный план работы, затем – сложный план (план-проспект), в которым содержание пунктов плана представлено в более развернутом виде. Любой план научной работы имеет обычно стандартную структуру. Ее элементы таковы. 1. Тема . Это концентрированное выражение содержания текста. Она должна охватывать и предмет, и результат исследования. Все остальные части текста подчиняются теме. Важнейшие требования к теме – краткость и емкость. Не допускаются излишне общие темы или слишком громоздкие их формулировки. 2. Введение . Это вступительная часть научного текста, которая содержит общую характеристику темы. Его главная задача – ввести читателя в круг тех проблем, которые будут рассматриваться в работе. Введение, в свою очередь, имеет следующую структуру. – актуальность темы : в данном разделе автор должен обосновать выбор темы ее научной актуальностью, важностью ее осмысления для современной науки и перспектив ее развития; – степень изученности темы : автор должен кратко рассмотреть в хронологическом порядке процесс изучения данной темы отечественными и зарубежными учеными, при этом обязательно делать ссылки на каждое из упомянутых исследований; историографический обзор должен завершаться выводом о степени изученности и темы, а также указывать на те ее аспекты, которые все еще нуждаются в дополнительном изучении; – цель и задачи исследования. Цель – это основной вопрос, требующий раскрытия, она должна быть сформулирована четко и кратко. Затем постулируются задачи, то есть действия, необходимые для раскрытия цели (оптимальное число задач – 5 – 7). В идеале сформулированные задачи исследования должны соответствовать структуре текста (то есть главам и параграфам), поэтому в этой же части Введения логично дать краткое обоснование хронологических и территориальных рамок исследования; если в работе применяется какая-либо периодизация, то она также должна быть обоснована; – источники : здесь автор работы должен не просто перечислить, но проанализировать весь объем доступных ему источников (желательно разделить источники на группы или виды) и сделать вывод о достаточности данного объема источниковой базы для исследования избранной темы; – методы исследования: общенаучный метод системного анализа, который предполагает рассмотрение явления во взаимосвязи и развитии его существенных элементов, специально-исторические методы (компаративного анализа, историко-типологический и т.д.); – обоснование структуры работы . Оптимальным размером Введения считается 10 % от общего объема работы. Названия всех структурных элементов Введения должны быть выделены полужирным шрифтом . 3. Основная часть раскрывает содержание темы. Это наибольший по объему элемент исследования. В нем формулируются определенные положения, затем воспроизводится их аргументация. Содержание основной части строится на следующих принципах : убедительность аргументации, достоверность выводов, диалогический характер текста (автор как бы ведет диалог с предшественниками или другими авторами по этой проблеме), наличие научных инноваций, недопустимость плагиата и компиляции. Основная часть обычно имеет собственный план изложения и делится на главы и параграфы (а не на пункты; значок параграфа – §). Главы должны соотносится с темой исследования как виды и род. Главы, таким образом, должны полностью исчерпывать содержание темы, не перекрывая при этом содержания друг друга. То же можно сказать и по соотношению главы и составляющих ее параграфов. Рекомендуемое число глав 2 – 4, параграфов в каждой главе – от 3 до 5. Каждая глава должна начинаться с небольшой преамбулы, очерчивающей круг вопросов, которые будут в ней рассматриваться, и завершаться выводом в целом по содержанию главы. Мельчайшей единицей текста является абзац , который выражает одну логически завершенную мысль. Оптимальный размер абзаца – 7 ± 2 предложения. 4. Заключение . Его цель – краткая и емкая формулировка результата исследования, то есть степени реализации цели и задач, поставленных во Введении. Заключение не должно содержать принципиально новой информации, которая отсутствует в основной части, либо заново повторять содержащийся там материал. 5. Список источников и литературы , а также Приложения (в случае необходимости их организации) размещаются на последних страницах работы. 4. Стиль работы Характер изложения должен быть проблемным и носить инновационный характер, в работе нужно избегать изложения общеизвестных фактов, пересказа или реферативного изложения. Научную работу отличает академический стиль, в идеале – емкий, точный, лаконичный, строго научный, лишенный эмоций. Обычно научный текст имеет безличный характер, поэтому не рекомендуется употребление выражений со словом «я»: их принято заменять такими выражениями, как «представляется необходимым отметить…», «мы полагаем…», «нам видится…» и т.д. Не следует в тексте работы злоупотреблять цитированием источников и научных публикаций, не допускается начинать или завершать цитатой главу или параграф. 5. Оформление и научный аппарат курсовой работы
5.1. Оформление работы Курсовая работа предоставляется на кафедру в печатном виде (один экземпляр). Текст работы размещается на белых листах формата А-4 с одной стороны. Работа подается в пластиковом скоросшивателе с верхним прозрачным листом. На первой странице курсовой работы размещается титульный лист (Приложение 1 ). Номер на первой странице не выставляется, все остальные страницы нумеруются по порядку, начиная с № 2; номер страницы выставляется в ее правом нижнем углу. На второй странице работы размещается план, оформленный в соответствии с приведенным примером (Приложение 2 ). Введение, главы, заключение, список источников и литературы и приложения начинаются только с новой страницы. Название главы выделяется ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ полужирным шрифтом (без точки в конце); названия параграфов – обычными буквами полужирным шрифтом (без точки в конце). Названия глав и параграфов отделяются друг от друга и от основного текста двойным интервалом (Приложение 3 ). Основной текст набирается шрифтом Times New Roman, размер №14 через полтора интервала (сноски – шрифтом № 10, интервал одинарный); выравнивание по ширине автоматическое, обязательна автоматическая расстановка переносов, абзацный отступ – не менее 1 см, все поля – 2 см. Объем курсовой работы должен составлять 30 – 50 страниц печатного текста. 5.2. Научный аппарат курсовой работы Основу научного аппарата курсовой работы составляют ссылки на источники и научную литературу, а также библиографический список источников и исследований. Весь научный аппарат работы должен быть организован в соответствии с правилами библиографического описания. Библиографическая ссылка в тексте и библиографический список в конце работы выполняются на основе разных ГОСТов и поэтому выглядят по-разному. 5.2.1. Библиографическая ссылка В курсовой работе ссылки должны быть подстрочными , их нумерация – автоматическая, постраничная (т.е. нумерация сносок начинается на каждой странице с № 1). Ссылка на источник или издание, появляющееся в работе впервые, приводится полностью. Впоследствии ссылки на это издание могут приводиться в сокращенном виде. Например: – первая ссылка 1 Тронский И.М. История античной литературы. М., 1983. С. 24. – последующие ссылки: 2 Тронский И.М. Указ. соч. С. 98. или: 2 Тронский И.М. История античной литературы. С. 98. Если сноски на одно и то же издание идут подряд, допускается еще более сокращенное их оформление: – первая ссылка: 1 Тронский И.М. История античной литературы. М., 1983. С. 24. – вторая ссылка: 2 Там же. С. 98. Место издания сокращается только в строго определенных случаях: Москва (М.), Ленинград (Л.), Санкт-Петербург (СПб.), Нижний Новгород (Н.Новгород), Ростов-на-Дону (Ростов-н/Д). Двойное место издания указывается через точку с запятой (М.;СПб). Во всех остальных случаях место издания указывается полностью. При организации ссылок на труды древних и средневековых авторов, а также на библейские тексты принят иной порядок: указывается имя автора, его произведение, номер книги (главы) и абзаца. Например: 1 Иоанн. 8 : 22. 2 Плутарх. Красс. XVIII. 3 Аристотель. Этика. IV, 15. 4 Августин. О граде Божьем. VII, 12. Указание имени автора и названия его сочинения на иностранных языках допускаются только в том случае, если автор исследования изучал упоминаемый труд на языке оригинала. Ссылки на труды древних авторов должны быть организованы во всей работе однотипно. Виды ссылок: – монография отечественного автора Фролов Э.Д. Русская наука об античности: Историографические очерки. СПб., 1999. С. 8. – монография зарубежного автора Ассман Я. Культурная память / Пер. с нем. М.М. Сокольской. М., 2004. С. 10–11. – статья в сборнике статей Кофанов Л.Л. Должник и кредитор в праве Древнего Рима / Человек и общество в античном мире / Отв. ред. Л.П. Маринович. М., 1998. С. 24 и далее. – статья в собрании сочинений Ленин В.И. Государство и революция / Избранные сочинения. М., 1987. Т.11. С. 12, 15–18. – статья в научном журнале Алпатов М.А. Лекционные курсы П.Г. Виноградова 80-х гг. по античной истории // Вестник древней истории. – 1957. – № 4. – С.127–129. – сборник статей Человек и общество в античном мире / Отв. ред. Л.П. Маринович. М., 1998. С. 22. – диссертация Казаров С.С. Эллинистический мир и Рим: проблемы взаимоотношений: Дисс. ... д-ра ист. наук. Ростов-н/Д., 1998. С. 89, 92. – автореферат диссертации Казаров С.С. Эллинистический мир и Рим: проблемы взаимоотношений: Автореф. дисс. ... д-ра ист. наук. Ростов-н/Д., 1998. С. 2. – переиздание трудов Зелинский Ф.Ф. История античной культуры / Ред. и прим. С.П. Заикина. СПб., 1995. С. 11. – издания источников - Светоний, Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей / Пер., прим. и послесл. М.Л. Гаспарова. М., 2000. С. 18. - Историки Рима: Сборник / Пер. с лат. Вступит. ст. С.Л. Утченко. М., 1969. С. 69. - Античная историческая мысль и историография: Практикум-хрестоматия / Авторы-составители А.В. Махлаюк, И.Е. Суриков. Под общ. ред. А.В. Махлаюка. М., 2008. С. 22. - Законы Хаммурапи, царя Вавилона / История Древнего Востока: Тексты и документы / Под ред. В.И. Кузищина. – М., 2002. – С. 88. – архивные фонды Государственный архив Мурманской области (ГАМО). – Ф. 405 (Фонд Мурманского облисполкома). – Оп. 6. – Д. 33. – Л. 4–5. – Интернет-ресурсы Афанасий Великий. О явлении во плоти Бога-Слова и против ариан / Античное христианство // URL: http://christianity.shu.ru/Texts/athanasius/div_jc.htm (10.02.2010). – С. 1.
5.2.2. Библиографический список Библиографический список приводится на последней странице работы; он должен называться «Источники и литература». При этом принято организовывать два отдельных списка – источников и научных исследований. Источники и литература размещаются в алфавитном порядке. Названия хрестоматий, сборников документов, книг и статей указываются полностью, без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий в строгом соответствии с правилами библиографического описания (Приложение 4 ). Библиографический список отличается от подстрочных ссылок более полной информацией, содержащейся в библиографическом описании. В библиографический список не включаются энциклопедии, словари, популярные издания. В случае если в работе часто указываются те или иные сложные названия, можно давать лишь их аббревиатуру, однако в конце работы необходимо создать Список сокращений . Список сокращений размещается после приложений и библиографии. Обычно сокращенно указываются названия журналов (ННИ – «Новая и новейшая история») или научных учреждений (ИВИ РАН – Институт всеобщей истории Российской академии наук; ЦГАДА – Центральный государственный архив древних актов; ГАМО – Государственный архив Мурманской области). Названия при этом также указываются в алфавитном порядке. 6. График выполнения курсовой работы
7. Критерии оценивания курсовых работ Оценка «отлично »: курсовая работа полностью соответствует установленным требованиям, выполнена и представлена на кафедру в надлежащие сроки и оформлена в соответствии с действующими нормативами. Содержание работы отличается очевидной научной новизной, актуальностью и практической значимостью. Работа основана на исследовании значительного массива источников и научной литературы. Выводы, сформулированные в работе, имеют характер научной новации по отношению к современному уровню исторического знания. В ходе защиты работы студент демонстрирует глубокое знание предмета исследования, понимание его места в системе исторических наук, общую эрудицию, навыки публичной речи и ведения научной дискуссии. Отзывв научного руководителя позитивный. Оценка «хорошо »: курсовая работа соответствует установленным требованиям, выполнена и представлена на кафедру в надлежащие сроки и оформлена в соответствии с действующими нормативами. Содержание работы отличается актуальностью и практической значимостью. Работа основана на исследовании большого числа источников и научной литературы. Выводы, сформулированные в работе, соответствуют современному уровню исторического знания. В ходе защиты студент демонстрирует знание предмета исследования, общую эрудицию. Отзыв научного руководителя в целом позитивный, однако содержит указания на некоторые недостатки в работе. Оценка «удовлетворительно »: курсовая работа, в основном, соответствует установленным требованиям, выполнена и представлена на кафедру в надлежащие сроки и оформлена, в основном, в соответствии с действующими нормативами. Содержание работы не отличается существенной научной новизной и практической значимостью. Работа основана на недостаточном для исследования данной темы объеме источников и научной литературы. Выводы, сформулированные в работе, носят вторичный характер. Отзыв научного руководителя указывает на существенные недостатки работы. Оценка «неудовлетворительно »: курсовая работа не соответствует установленным требованиям, выполнена и представлена на кафедру с нарушением действующих нормативов времени и оформления текста. Содержание работы не имеет научной новизны и практической значимости, изложение материала имеет реферативный характер. Объем исследованных источников и научной литературы меньше допустимого минимума. В ходе защиты студент демонстрирует отсутствие знания проблемы. Отзыв научного руководителя отрицательный. 8. Основная литература: · Андреев Г.И. и др. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. пособие. М., 2004. · Ануфриев А.Ф. Научное исследование. М., 2002. · Баловсяк Н.В. Реферат, курсовая, диплом на компьютере. СПб., 2007. · Басаков, М.И. От реферата до дипломной работы. Рекомендации студентам по оформлению текста. − Ростов-н/Д., 2001. · Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. М., 2005. · Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов-н/Д., 2001. · Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. Азбука студента. М., 2000. · Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы. М., 1989. · Голодаева В.С. Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ. М., 2003. · ГОСТ 7.1–2003: Библиографическая запись, библиографическое описание: общие требования и правила составления. М., 2004. · ГОСТ Р 7.0.5–2008: Библиографическая ссылка: общие требования и правила составления. М., 2008. · Ефременков Н.В. Первокурснику-историку о самостоятельной работе. Тверь, 1992. · Кибасова Г.П. Самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов и аспирантов. Волгоград, 2002. · Киселев А.А. Методические рекомендации по подготовке и защите дипломных работ. Мурманск, 2000. · Климов О.Ю. Курсовые и дипломные работы по истории древней Греции и Рима : Учебно-метод. пособие. Мурманск, 2003 · Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. · Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. − М., 2004. · Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления. − М., 2002. · Панычева О.Н. Учись учиться : научная организация труда студента : учеб.-метод. пособие. Мурманск, 2008. · Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М., 1999. · Сопко В.В. Основы научных исследований: Учебное пособие для студентов вузов. Киев, 1990. · Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. − М., 1990. · Эхо Ю. Как написать курсовую, дипломную работу и диссертацию. М., 1996. Приложение 1 Образец оформления титульного листа курсовой работы министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «мурманский государственный гуманитарный университет» факультет истории и социальных наук кафедра истории КУРСОВАЯ РАБОТА на тему:
АНТИЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И СРЕДНЕВЕКОВЫЕ КАНОНЫ В ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Выполнил студент Петров Андрей Петрович (1 курс, направление подготовки «история») Научный руководитель: канд. ист. наук, доцент Сидоров И.И. Мурманск 2012
Приложение 2
Образец оформления плана курсовой работы СОДЕРЖАНИЕ Введение 2 Глава I . Общая характеристика европейской историографии эпохи Возрождения 11 § 1. Европейская историческая мысль в XIV – XV вв. – § 2. Основные школы итальянской историографии эпохи Ренессанса 18 Глава II . Философия истории в трудах Н. Макиавелли 26 § 1. Факторы исторического процесса в концепции Н. Макиавелли – § 2. Направленность истории. Историзм Н. Макиавелли 32 § 3. Функции и значение истории 38 Глава III . Н. Макиавелли как историк Флоренции 44 § 1. История Флоренции как предмет специального исследования – § 2. Факторы и значение истории Флоренции во взглядах Н. Макиавелли 49
Заключение 54 Источники и литература 58 Список сокращений 61 Приложение 3
Образец оформления текста курсовой работы ГЛАВА II . ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В ТРУДАХ Н. МАКИАВЕЛЛИ § 1. Факторы исторического процесса в концепции Н. Макиавелли Ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх[1] . Ххххххххххххххххххххххххх[2] , ххххххххххххххххххххххххххххххххххххх.
Приложение 4
Образец оформления библиографического списка курсовой работы ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 1. Источники 1. Античная историческая мысль и историография: Практикум-хрестоматия [Текст] / Авторы-составители А.В. Махлаюк, И.Е. Суриков. Под общ. ред. А.В. Махлаюка. – М.: КДУ, 2008. – 464 с. 2. Саллюстий, Гай Крисп. Заговор Катилины [Текст] // Историки Рима: Сборник / Пер. с лат. / Вступит. ст. С.Л. Утченко. – М.: Художественная литература, 1969. – 496 с. 3. Стела избрания царя Аспелты [Текст] // История Древнего Востока: Тексты и документы / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2002. – 719 с. 4. Светоний, Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей [Текст] / Пер., прим. и послесл. М.Л. Гаспарова. – СПб.: Кристалл, 2000. – 640 с. 5. Tertullianus, Quintus Septimius Florens. Apologeticus [Эл. ресурс] / Философская библиотека Средневековья // URL: http://antology.rchgi.spb.ru/Tertullianus (22.10.2011) 6. Решение Мурманского облисполкома о закрытии Крещенской церкви в п. Чаваньга / Государственный архив Мурманской области (ГАМО). – Ф. 405 (Фонд Мурманского облисполкома). – Оп.1. – Д.10. – Л.88. 2. Исследования 1. Алпатов, М.А. Лекционные курсы П.Г. Виноградова 80-х гг. по античной истории [Текст] // Вестник древней истории. – 1957. – № 4. – С.127–188. 2. Ассман, Я. Культурная память [Текст] / Пер. с нем. М.М. Сокольской. – М.: Языки славянской культуры, 2004. – 368 с. 3. Зелинский, Ф.Ф. История античной культуры [Текст] / Ред. и прим. С.П. Заикина. – 2-е изд. – СПб.: Марс, 1995. – 380 с. 4. Казаров, С.С. Эллинистический мир и Рим: проблемы взаимоотношений: Дисс. ... д-ра ист. наук: 07.00.03 [Текст] / С.С. Казаров. – Ростов-н/Д.: РостовГУ, 1998. – 500 с. 5. Казаров, С.С. Эллинистический мир и Рим: проблемы взаимоотношений: Автореф. дисс. ... д-ра ист. наук: 07.00.03 [Текст] / С.С. Казаров. – Ростов-н/Д.: РостовГУ, 1998. – 32 с. 6. Кофанов, Л.Л. Должник и кредитор в праве Древнего Рима / Человек и общество в античном мире [Текст] / Отв. ред. Л.П. Маринович / РАН. – М.: Наука, 1998. – С. 33–89. 7. Матюшина, И.Г. Рыцари средневековой Скандинавии [Текст] // Одиссей. Человек в истории / Гл. ред. А.Я. Гуревич; Ин-т всеобщей истории РАН. – М.: Наука, 2004. – С. 41–71. 8. Рикёр, П. Историописание и репрезентация прошлого [Текст] / Пер. В.А. Мильчиной // Анналы на рубеже веков: Антология / Пер. с франц. /Отв. ред. А.Я. Гуревич. – М.: XXI век – согласие, 2002. – С. 23–41. 9. Фролов, Э.Д. Русская наука об античности: Историографические очерки [Текст] / Э.Д. Фролов. – СПб.: СПбГУ, 1999. – 544 с. 10. Человек и общество в античном мире [Текст] / Отв. ред. Л.П. Маринович / РАН. – М.: Наука, 1998. – 526 с. [1] Ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх [2] Ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх |