Реферат: Методические рекомендации по дисциплине «Психолого-педагогические методы исследования» Автор-составитель
Название: Методические рекомендации по дисциплине «Психолого-педагогические методы исследования» Автор-составитель Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова Кафедра философии Методические рекомендации по дисциплине «Психолого-педагогические методы исследования» Москва 2008 Содержание 1. Выписка из рабочего плана 2007-08 г. 3 2.Программа лекционного курса . 4 3. Организация подготовки к семинарским занятиям .. 6 4. Организация самостоятельной работы студентов . 10 5. Учебный материал, вынесенный на самостоятельную работу . 10 7. Организация индивидуальной работы со студентами . 17 8. Тесты по дисциплине «Методы психолого-педагогических исследований» . 18 9. Критерии оценки студентов на зачете . 28 10. Примерные вопросы к зачету и РКМ ... 29
Учебная дисциплина «Методы психологических и педагогических исследований» является обязательной дисциплиной общеобразовательной подготовки студентов по специальности «химия» на 1-ом образовательном уровне магистратуры МИТХТ. Студенты изучают ее в летнем семестре 5 курса. Объем дисциплины составляет 2 зачетные единицы, из них 1 з.е . приходится на аудиторные занятия. Аудиторные занятия включают лекции, семинарские занятия и индивидуальную работу под контролем преподавателя. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета. Курс «Методы психологических и педагогических исследований» является базовым для понимания вопросов научных исследований в психологии и педагогике. Курс включает в себя изучение особенностей научного познания в гуманитарных областях, а также методологию научных исследований в психологии и педагогике. Уровень образовательной программы (дидактические единицы) отвечают требованиям государственного образовательного стандарта. Цель данной программы – обеспечить необходимый объем знаний о научных исследованиях в области психологии и педагогики, их задачах и методах, помочь выработать целостное представление о способах и формах научного познания. Лекция 1. Методы научных исследований в гуманитарном знании Научный метод его виды и особенности применения в гуманитарном знании. Понятие гипотезы. Этапы научного исследования. План научного отчета. Литература Основная: [2] стр.49-53. [3] [4] стр. 4-9 Дополнительная: [1] [2] стр. 103-118 Лекция 2. Методология научного познания. Понятие методологии. Методология научного исследования. Принципы научного познания. Эволюция научного познания. Понятие парадигмы. Ценности и нормы науки. Объяснительные принципы психологии. Литература Основная: [2] стр. 53-60 [3] [4] стр. 10-13 Дополнительная: [1] [2] стр. 15-41 Лекция 3. Методы психологических исследований. Психология в системе научного познания. Виды методов психологических исследований. История их возникновения. Их достоинства и недостатки. Литература Основная: [1] стр. 28-37, стр.132-157. [3] [4] стр. 14-23 Дополнительная: [1] [2] стр. 43-57 Лекция 4. Предмет и методы современных психологических исследований. Доэкспериментальные исследования. Квазиэксперимент. Эксперимент. Особенности применения. Достоинства и недостатки. Психологическая наука и психологическая практика. Их возможности в психологическом исследовании Литература Основная: [1] стр. 264-281. [3] [4] стр. 14-23 Дополнительная: [1] [2]ст. 59-98 Лекция 5. Методы психологических исследований. Естественное наблюдение. Корреляционный метод. Экспериментальный метод. Клинический метод. Метод опроса. Наука и критическое мышление. Псевдонаучные системы. Этичность научного познания. Литература Основная: [1] стр. 233-264. [3] [4] стр. 23-31 Дополнительная: [1] [2] стр. 43-57. Лекция 6. Педагогика в системе научного познания. Предмет, объект и методы педагогического исследования. Связь педагогики с другими науками. Функции педагогической науки в обществе. Особенности научного педагогического знания. Система педагогических наук Литература Основная: [2] стр.53-63. [3] [4] стр. 32-46 Дополнительная: [1] Список литературы: Основная: 1. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д. Феникс. 2005. 2. Л.П. Крившенко. Педагогика. М. Проспект. 2005. 3. Волков Б.С. и д.р. Методология и методы психологических и педагогических исследований. М.:Академ. Проспект. 2005 4. Л.В. Юркина. Методы психологических и педагогических исследований. Уч. Мет. Изд. М.МИТХТ. 2006. Дополнительная: 1. Денис Кун. Основы психологии. М.Олма-пресс. 2002. 2. В.В. Горбунова. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону «Феникс». 2005 3. Организация подготовки к семинарским занятиям В организацию самостоятельной работы входит, также подготовка докладов к семинарским занятиям. Ниже приводятся ориентировочные темы докладов к семинарским занятиям. Требования к докладу: · Тема доклада выбирается до семинара и согласовывается с преподавателем. · Студент может предложить собственную тему, если она совпадает с рассматриваемой на семинаре проблемой. · Время, отведенное на рассказ доклада группе - 7-10 минут. · Докладчик рассматривает понятийный аппарат предложенного исследования: проблема, цель, раскрывающие ее задачи, объект, предмет и субъект исследования. Далее докладчик излагает проблему, решение предложенное в статье, и свое отношение к проблеме. · В процессе доклада можно пользоваться тезисами, но не в коем случае не зачитывать текст. · Доклад оценивается по степени интереса, проявленного аудиторией и по количеству возникших вопросов и сообщений.(5-7 баллов). · В 2-3 балла оценивается проблемный вопрос к докладчику. · Темы докладов приведены по источнику: Эйла Пайнс, Кристина Маслач. Практикум по социальной психологии.-СПб.: Питер, 2000. Семинар 2. Методология , методы и методики научных исследований в гуманитарном знании. Научный метод его особенности применения в гуманитарном знании. Этапы проведения научного исследования. Составление плана научного отчета. 1. Методические указания преподавателя: цели, задачи и правила работы на семинарских занятиях. 2. Знакомство с планом семинарских занятий. Распределение тематики докладов. 3. Получение методических пособий [4]. Темы докладов: · Руководство по разумному потреблению научной информации. М. Лафрас · О психологии прогнозирования. Д. Канеман. · Некоторые мысли об этике научных исследований: после прочтения статьи Милграма. Д. Бауминд. · Проблемы исследования подчинения: Ответ Бауминд. Стенли Милграм. Семинар 3. Методология научного познания. Соотношение веры и реальности в научном знании Понятие методологии. Методология научного исследования. Принципы научного познания. Эволюция научного познания. Понятие парадигмы. Ценности и нормы науки. Объяснительные принципы психологии. 1. Входной контроль: основы научного познания (20 минут). 2. Устный анализ вопросов входного контроля. 3. Получение методических пособий [4]. 4. Заслушивание сообщений студентов. 5. Подготовка к контрольной работе по лекции 1. Темы докладов: · Практическое применение принципов изменения установок и поведения. Ф.Зимбардо. · Когда пророчество исполняется. Л.Фестингер. · Когда вера создает реальность: самоподтверждающееся влияние первых впечатлений на социальное взаимодействие. М.Снайдер. · Невербальные способы передачи самоисполняющихся пророчеств при межрасовом взаимодействии. К. Уорд. Семинар 4. Методы психологических исследований в сфере социального влияния Психология в системе научного познания. Виды методов психологических исследований. История их возникновения. Их достоинства и недостатки. 1. Контрольная работа (30 минут) 2. Получение методических пособий [4]. 3. Заслушивание сообщений студентов 4. Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 3; Темы докладов: · Влияние группового давления на модификацию и искажение суждений. С.Аш. · Огруппление мышления. Ирвин.Л.Дженис. · Зависимость реакций на количество и качество аргументов от актуальности проблемы: центральный и периферический пути Р.Э.Петти. · Третья волна. Р. Джонс. Семинар 5. Методы современных психологических исследований. Естественное наблюдение. Корреляционный метод. Экспериментальный метод. Клинический метод. Метод опроса. Наука и критическое мышление. Псевдонаучные системы. Этичность научного познания. 1. Получение методических пособий [4] 2. Заслушивание сообщений студентов. 3. Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 3-4; 4. Подготовка к контрольной работе. Темы докладов: · Опыт городской жизни. С. Милграм · Стенфордский тюремный эксперимент. Ф.Зимбардо. · Ярлыки старения. Д.Родин. · Социальные роли, социальный контроль и искажение в процессах социального восприятия. Ли Д. Росс. · Действующее лицо и наблюдатель: различия в восприятии причин поведения. Эдвард Э.Джонс. Семинар 6. Предмет, методы и методики современных психологических исследований. Доэкспериментальные исследования. Квазиэксперимент. Эксперимент. Особенности применения. Достоинства и недостатки. Психологическая наука и психологическая практика. Их возможности в психологическом исследовании. 1. Контрольная работа (30 минут) 2. Получение методических пособий [4]. 3. Заслушивание сообщений студентов. 4. Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 4-5; 5. подготовка к входному контролю Темы докладов: · Полицейские опознания как эксперименты. Г.Уэллис. · Социальное познание и здоровье. Ш. Тейлор. · Гендерные различия в восприятии привлекательности мужчин и женщин. Б. Глэдью. · Влияние хорошего настроения на оказание помощи. Э.Айзен. Семинар 7. Педагогика в системе научного познания. Предмет, объект и методы педагогического исследования. Связь педагогики с другими науками. Функции педагогической науки в обществе. Особенности научного педагогического знания. Система педагогических наук. 1. Входной контроль: основные понятия педагогических исследований (20 минут). 2. Получение методических пособий [4]. 3. Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции №5-6 ; 4. подготовка к зачету. Защита проектов см. п.5. 4. Организация самостоятельной работы студентов Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по дисциплине «Психология и педагогика» в объеме, определенном рабочим планом, является обязательным видом деятельности в процессе изучения ими элективной дисциплины. Методика организации самостоятельной работы зависит от особенностей подготовки специалистов по конкретным специальностям. Опыт системной организации самостоятельной работы студентов позволяет выделить в ней в качестве обязательных условий: тему и ее ключевые вопросы, цель их самостоятельного изучения, подлежащие усвоению базовые понятия, задания для самостоятельной работы и перечень основных литературных источников, а также выполнение упражнений в операциях с базовыми понятиями с целью самоконтроля. 5. Учебный материал, вынесенный на самостоятельную работу ТЕМА 1. Методы научных исследований в гуманитарном знании. Научный метод его особенности применения в гуманитарном знании. Этапы провеждения научного исследования. Составление плана научного отчета.
Литература · Обязательная: 1. Волков Б.С. и д.р. Методология и методы психологических и педагогических исследований. М.:Академ. Проспект. 2005. 2. Л.В. Юркина. Методы психологических и педагогических исследований. Уч. Мет. Изд. М.МИТХТ. 2006. · Дополнительная: 1. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д. Феникс. 2005. 2. Л.П. Крившенко. Педагогика. М. Проспект. 2005. 3. В.В. Горбунова. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону «Феникс». 2005
Задания для самоконтроля Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 1; ТЕМА 2. Методология научного познания. Понятие методологии. Методология научного исследования. Принципы научного познания. Эволюция научного познания. Понятие парадигмы. Ценности и нормы науки. Объяснительные принципы психологии. Литература · Обязательная: 1. Волков Б.С. и д.р. Методология и методы психологических и педагогических исследований. М.:Академ. Проспект. 2005. 2. Л.В. Юркина. Методы психологических и педагогических исследований. Уч. Мет. Изд. М.МИТХТ. 2006. 3. Эйла Пайнс, Кристина Маслач. Практикум по социальной психологии.-СПб.: Питер, 2000. · Дополнительная: 1. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д. Феникс. 2005. 2. Л.П. Крившенко. Педагогика. М. Проспект. 2005. 3. В.В. Горбунова. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону «Феникс». 2005
Задания для самоконтроля Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 2. подготовка к контрольной работе по лекции 1,2.
ТЕМА 3. Методы психологических исследований. Психология в системе научного познания. Виды методов психологических исследований. История их возникновения. Их достоинства и недостатки. Литература · Обязательная: 1. Волков Б.С. и д.р. Методология и методы психологических и педагогических исследований. М.:Академ. Проспект. 2005. 2. Л.В. Юркина. Методы психологических и педагогических исследований. Уч. Мет. Изд. М.МИТХТ. 2006. 3. Эйла Пайнс, Кристина Маслач. Практикум по социальной психологии.-СПб.: Питер, 2000. · Дополнительная: 1. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д. Феникс. 2005. 2. Л.П. Крившенко. Педагогика. М. Проспект. 2005. 3. В.В. Горбунова. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону «Феникс». 2005
Задания для самоконтроля Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 3;
ТЕМА 4. Методы психологических исследований. Естественное наблюдение. Корреляционный метод. Экспериментальный метод. Клинический метод. Метод опроса. Наука и критическое мышление. Псевдонаучные системы. Этичность научного познания. Литература · Обязательная: 1. Волков Б.С. и д.р. Методология и методы психологических и педагогических исследований. М.:Академ. Проспект. 2005. 2. Л.В. Юркина. Методы психологических и педагогических исследований. Уч. Мет. Изд. М.МИТХТ. 2006. 3. Эйла Пайнс, Кристина Маслач. Практикум по социальной психологии.-СПб.: Питер, 2000. · Дополнительная: 1. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д. Феникс. 2005. 2. Л.П. Крившенко. Педагогика. М. Проспект. 2005. 3. В.В. Горбунова. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону «Феникс». 2005
Задания для самоконтроля Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 3-4; Подготовка к контрольной работе.
ТЕМА 5. Предмет и методы современных психологических исследований. Доэкспериментальные исследования. Квазиэксперимент. Эксперимент. Особенности применения. Достоинства и недостатки. Психологическая наука и психологическая практика. Их возможности в психологическом исследовании. Литература · Обязательная: 1. Волков Б.С. и д.р. Методология и методы психологических и педагогических исследований. М.:Академ. Проспект. 2005. 2. Л.В. Юркина. Методы психологических и педагогических исследований. Уч. Мет. Изд. М.МИТХТ. 2006 3. Эйла Пайнс, Кристина Маслач. Практикум по социальной психологии.-СПб.: Питер, 2000. · Дополнительная: 1. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д. Феникс. 2005. 2. Л.П. Крившенко. Педагогика. М. Проспект. 2005. 3. В.В. Горбунова. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону «Феникс». 2005
Задания для самоконтроля Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции № 4-5; Подготовка к входному контролю Подготовка проектных заданий ТЕМА 6. Педагогика в системе научного познания. Предмет, объект и методы педагогического исследования. Связь педагогики с другими науками. Функции педагогической науки в обществе. Особенности научного педагогического знания. Система педагогических наук. Литература · Обязательная: 1. Волков Б.С. и д.р. Методология и методы психологических и педагогических исследований. М.:Академ. Проспект. 2005. 2. Л.В. Юркина. Методы психологических и педагогических исследований. Уч. Мет. Изд. М.МИТХТ. 2006. · Дополнительная: 1. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. Рн/Д. Феникс. 2005. 2. Л.П. Крившенко. Педагогика. М. Проспект. 2005. 3. В.В. Горбунова. Экспериментальная психология в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону «Феникс». 2005
Задания для самоконтроля Задание для самостоятельной работы: проработка материала лекции №5-6; Подготовка к зачету.
В течение семестра самостоятельно конструируют проектное занятие или серию занятий для учащихся школ, техникумов или студентов вузов, по выбору автора проекта. Основные требования к использованию метода проектов: 1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (что получится в результате) 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. (сколько человек может быть задействовано в проекте) 4. Структурирование содержательной части проекта (разбиение деятельности на значимые этапы, с указанием используемых методов, методик и результатов каждого этапа). 5. Отчет по проектному заданию предусматривает определенную последовательность действий: - формулирование цели . Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Прогнозирование практической, теоретической, и познавательной значимости предполагаемых результатов. Формулирование цели влечет за собой вербализацию тематики проектного исследования. При выборе темы целесообразно ставить задачу узкого плана с тем, чтобы можно было её глубоко проработать. Начинающему исследователю необходимо прислушиваться к следующим аспектам, которые могут помочь определиться с тематикой: 1) просмотр тем работ, уже выполненных в избранной области исследования. Такую работу можно осуществить, например, просматривая периодическую научную литературу; 2) ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки, на стыке различных областей знания можно найти новые и порой неожиданные решения; 3) обращение внимания на возможность применения методов, используемых в смежных областях знания, применительно к изучению исследуемой проблемы; 4) пересмотр известных решений при помощи новых методов, с новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов и просто фантазии. Определившись с темой, становится возможно уяснить, в чём заключаются цель, конкретные задачи данного проекта. - разработка или выбор путей выполнения проекта . Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблематики и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения (на этом этапе можно использовать методы "мозговой атаки", "круглого стола" и т.д.). Выдвижение гипотезы – один из основных этапов исследования, так как он напрямую связывает теоретические выкладки с практической работой исследователя. В гипотезе исследователь объединяет и свои предположения, и то, что он собирается изменить в окружающей действительности, и ожидаемый результат исследования. Именно гипотетичность и проверяемость гипотезы позволяют оценить степень владения проблемой. Обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений, пр.) На этом этапе также нужно определить, сколько человек может быть задействовано в проекте; - работа над проектом. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Если проект лонгитюдный, то требуется структурирование его содержательной части – т.е. разбиение деятельности на значимые этапы, с указанием используемых методов, методик и результатов каждого этапа; - оформление результатов . Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.), сбор, систематизация и анализ полученных данных; - обсуждение результатов работы . Подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования. Направления для разработки исследовательских проектов: · Экологические проблемы · Проблемы химии · Проблемы физики · Проблемы биологии · Социальные проблемы · Проблемы психологии · Проблемы преподавания · Проблемы воспитания · Проблемы математики
7. Организация индивидуальной работы со студентами Организация индивидуальной работы со студентами по дисциплине «Психолого-педагогические методы исследования» представляет собой подготовку к зачету. Зачет охватывает целый круг вопросов (см. вопросы к РКМ) – рассмотренных на лекциях, на семинарских занятиях и в процессе самостоятельных занятий по данной программе. 8. Тесты по дисциплине «Методы психолого-педагогических исследований» 1. К требованиям, предъявляемым к научному знанию, не относят: 1. Объективность; · Обобщенность; · Убедительность; · Надежность; · Возможность трансляции знаний; · Валидность; 2. Безусловная, повторяющаяся связь явлений и событий – это · Закон; · Закономерность; · Принцип; · Метод исследования; 3. Устойчивая, повторяющаяся, но условная связь явлений и событий – это: · Закон; · Закономерность; · Принцип; · Метод исследования; 4. Выберите правильную последовательность действий: · Возможность прогнозирования явлений и событий; выявление проблемы исследования; выделение закономерностей; сбор и обобщение информации; проверка полученных закономерностей практикой; · выявление проблемы исследования; сбор и обобщение информации; выделение закономерностей; проверка полученных закономерностей практикой; возможность прогнозирования явлений и событий; · сбор и обобщение информации; выявление проблемы исследования; выделение закономерностей; проверка полученных закономерностей практикой; проверка полученных закономерностей практикой; возможность прогнозирования явлений и событий; 5. Наука как социальный институт это: · Непосредственно научные исследования, процесс получения обобщенной достоверной, объективной и транслируемой информации; · Научные знания, система представлений о мире; · Система ценностей, норм, правил, принципов, начало организующее членов общества в систему отношений, ролей, статусов; 6. Способ познания мира основанный на чувственном переживании: · Наука; · Искусство; · Религия; 7. Явления, события их свойства, связи и отношения, которые определенным образом зафиксированы и зарегистрированы – это: · Аргумент; · Факт; · Понятие; · Положение; 8. Мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков – свойств предметов и явлений – это: · Аргумент; · Факт; · Понятие; · Положение; 9.Положение истинность или ложность, которого требуется доказать – это: · Аргумент; · Факт; · Понятие; · Тезис; 10.Научное утверждение – сформулированная мысль – это: · Аргумент; · Факт; · Понятие; · Положение; 11.Выберите правильную последовательность понятий: · Методология, методика, метод; · Методика, метод, методология; · Методология, метод, методика; 12. К теоретическим методам научного познания не относятся: · Анализ; · Синтез; · Эксперимент; · Дедукция; · Моделирование; 13.Согласно этому принципу, все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно: · Принцип взаимодействия и развития; · Принцип детерминизма; · Принцип активности; · Принцип реконструкции; 14.Согласно этому принципу существует некое подобие между наблюдаемыми характеристиками поведения субъекта и характеристиками скрытых психологических структур: · Принцип взаимодействия и развития; · Принцип детерминизма; · Принцип активности; · Принцип реконструкции; 15. Понятийный аппарат исследования состоит из: · Определения целей предполагаемого исследования; · Формулировки конкретных задач, позволяющих достичь целей исследования; · Определения объекта исследования; · Определение предмета исследования; · Все ответы верны; · Все ответы неверны; 16. Процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, избранную для изучения – это: · предмет исследования; · объект исследования; · субъект исследования; 17. Непосредственная модель изучения, находящаяся в границах общей проблемы исследования - это: · предмет исследования; · объект исследования; · субъект исследования; 18. К естественнонаучным методикам психологического исследования относят: · Энцефалограмма; · Компьютерная томография; · Магнитно-резонансная; · Позитро-эмиссионная томография; · Анализ-литературы; · Моделирование; 19.Исследование, основной целью, которого является построение классификации объектов, событий и явлений – это: · Доэкспериментальное исследование; · Квазиэксперимент; · Эксперимент; 20.Исследования, устанавливающие наличие связи между явлениями и событиями, но не позволяющие установить характер, причину этих связей – это: · Доэкспериментальное исследование; · Квазиэксперимент; · Эксперимент; 21. Тип исследования, который позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных зависимостях – это: · Доэкспериментальное исследование; · Квазиэксперимент; · Эксперимент; 22. Наблюдение, как метод научного исследования отличается от абстрактного созерцания: · Целенаправленностью; · Длительностью; · Фиксацией наблюдаемых явлений и событий; 23. Если наблюдатель является членом группы, за которой ведется наблюдение, то оно носит название: · Стандартизированного; · Естественного; · Лабораторного; · Включенного; · Невключенного; 24. Корреляционное исследование позволяет установить: · Связь между явлениями; · Характер связи между явлениями; · Зафиксировать влияние различных факторов на изучаемое явление, событие; 25.Положительная корреляция показывает что: · При увеличении величины А, увеличивается величина В; · При уменьшении величины А, увеличивается величина В; · При уменьшении величины А, уменьшается величина В; · При увеличении величины А, уменьшается величина В; 26. Для психологического эксперимента характерны: · Положительная гипотеза; · Наличие двух групп: экспериментальной и контрольной; · Возможность установления характера причинно-следственных связей; · Наличие одной группы участников эксперимента; 27. Слепой эксперимент проводят для уменьшения: · Эффекта плацебо; · Эффекта наблюдателя; · Эффекта ореола; 28. Дважды слепой эксперимент проводят для уменьшения: · Эффекта плацебо; · Эффекта наблюдателя; · Эффекта ореола; 29.Для клинического исследования характерна: · Малая достоверность; · Установление связи между явлениями; · Установление характера связи между явлениями; · Малая повторяемость; 30. Анкетирование и интервьюирования это виды исследования: · Анализ документов; · Опрос; · Эксперимент; · Наблюдение; 31. Научно-педагогический эксперимент: … · Опыт гибридизации растений на пришкольном участке; · Опыт проращивания семян фасоли на уроке ботаники; · Опыт работы ученического комитета школы; · Опыт осуществления индивидуального подхода в обучении; · Опыт ускоренного обучения математике под музыку; 32. Наблюдение как метод научного педагогического исследования реализуется, если: · Дежурный учитель наблюдает за порядком в столовой; · Педагог ведет наблюдение за развитием школьников при изучении отдельных тем курса с помощью компьютерных программ; · Классный руководитель наблюдает за опрятностью одежды школьников; · На экскурсии учитель биологии вместе с учениками наблюдает за поведением муравьев; 33. Беседа как метод научно-педагогического исследования реализуется : · Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками; · Беседа с учениками о правилах поведения в общественных местах; · Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу; · Беседа директора школы с мальчиком, обидевшим девочку; · Беседа классного руководителя о правах и обязанностях школьников; 34. Система педагогических наук – это… · связи педагогики с другими науками; · исследования факторов воспитания и обучения; · дифференцированность исследований; · связи данной науки с другими науками, благодаря которым возникают пограничные научные дисциплины; 35. В раздел общей педагогики не входят: … · история педагогики; · дидактика; · сравнительная педагогика; · теория воспитания; · возрастная педагогика; · школоведение; 36. У педагогической науки существуют несколько функций: · общетеоретическая; · прогностическая; · практическая; · мировоззренческая; · преобразовательная; 37.Основными дисциплинами возрастной педагогики не являются: · коррекционная; · преддошкольная; · дошкольная; · социальная; · андрогогика; 38. Педагогические научные исследования, имеющие своим результатом обобщающие концепции и модели педагогических систем на прогностической основе – это: · Фундаментальные исследования; · Прикладные исследования; · Разработки; 39. Педагогические научные исследования, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса – это: · Фундаментальные исследования; · Прикладные исследования; · Разработки; 40. Педагогические научные исследования, направленные на обобщение конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения – это: · Фундаментальные исследования; · Прикладные исследования; · Разработки; 41. В педагогической науке методы сбора и накопления данных, контроля и измерения, обработки данных, оценивания, изучения и обобщения педагогического опыта, внедрения результатов исследования в педагогическую практику относят к: · Теоретическим методам; · Практическим; 42. К методам сбора и накопления данных относят: · Дедукцию; · Наблюдение; · Анализ документов; · Синтез; 43. К методам контроля и измерения относят: · Дедукцию; · Наблюдение; · Шкалирование; · Синтез; 44. К методам оценивания относят: · Дедукцию; · Наблюдение; · Педагогический консилиум; · Синтез; 45. К методам изучения и обобщения педагогического опыта относят: · Дедукцию; · Наблюдение; · Педагогический консилиум; · Изучения документов; 46. К методам внедрения результатов в практику относят: · Эксперимент; · Наблюдение; · Педагогический консилиум; · Изучения документов; 9. Критерии оценки студентов на зачете Зачет проводится в форме устного собеседования. Оценку «зачтено» студент получает, если: 1) названы и раскрыты все основные понятия по данному вопросу, ответ достаточно полон по содержанию (1-4 уточняющих вопроса позволяют получить основную информацию) (41-50 баллов) 2) допускаются малосущественные фактические ошибки и неточности в ответе, но они исправляются студентом в ходе рассуждений и ответов на уточняющие вопросы (31-40 баллов) 3) студент воспроизводит основные положения и понятия, поставленного вопроса, но значительно нарушается логика рассуждений и объяснений (21-30 баллов) 10. Примерные вопросы к зачету и РКМ
Вопросы к 1-ой контрольной работе (примерный вариант) 1. Понятие метода научного исследования. 2. Понятие научной методологии. 3. Особенности применения научного метода в гуманитарном знании. 4. Порядок планирования и проведения научного исследования. Вопросы к 2-ой контрольной работе (примерный вариант) 1. Предмет, задачи и методов педагогики. 2. Порядок планирования и проведения научного исследования. 3. Психология в системе научного знания 4. Психологическое исследование, его методы. Вопросы к зачету по курсу «Методы психолого-педагогических исследований» 1. Понятие научного исследования. 2. Понятие научной методологии. 3. Представление о методах научных исследований. 4. Особенности применения научного метода в гуманитарном знании. 5. Порядок планирования и проведения научного исследования. 6. Психология в системе научного знания 7. Психологическое исследование, его методы. 8. Педагогика в системе научного знания. 9. Система педагогических наук. 10. Педагогическое исследование и его методы. |