Учебное пособие: Учебно-методическое пособие для подготовки к кандидатскому экзамену по курсу
Название: Учебно-методическое пособие для подготовки к кандидатскому экзамену по курсу Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопросы к экзаменам по ИИФН Федеральное агентство по образованию Воронежский государственный университет
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для подготовки к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки» для аспирантов гуманитарных специальностей
ЗНБ ВГУ 0000458927 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии (20 февраля 2006 г., протокол № 2) Составители: Кравец А.С., Ищенко Е.Н. Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре систематической философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета в соответствии с Программой кандидатских экзаменов по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соискателей всех специальностей, утвержденной Министерством образования и науки РФ. Рекомендуется для аспирантов гуманитарных специальностей всех Читальный зал №3 ВВЕДЕНИЕ Кандидатский экзамен «Истории и философии науки» введен как обязательный для аспирантов и соискателей всех специальностей. Цель нового экзамена - увязать философскую подготовку аспирантов и соискателей с профилем их специальности, что отвечает новым задачам современного высшего образования. В современных условиях повышаются требования к квалифицированным специалистам, которые должны не только обладать глубокими профессиональными знаниями, но и иметь достаточно широкий кругозор, позволяющий им увидеть свою профессию в общекультурном контексте, понять логику развития науки, место «своей» науки в системе научных знаний, оценить социальную роль ученого в меняющемся обществе. На первое место в программе нового экзамена выдвигаются вопросы связи науки и философии в их исторической динамике, актуализируются методологические и мировоззренческие аспекты развития науки. Поэтому значение нового экзамена весьма весомо, а его программа позволяет преодолеть узкий горизонт чисто профессиональной подготовки, обогатить интеллектуальный потенциал аспирантов и соискателей более широкой перспективой, позволяющей увидеть конкретную науку в ее взаимосвязи с другими науками и, в конечном счете, сформировать целостное научное мировоззрение, оценить влияние науки на судьбы современной цивилизации. Философские проблемы в новой программе раскрываются не абстрактно, но в тесной органической связи с внутренними интенциями самой науки. Новая программа кандидатского экзамена включает, во-первых, общую часть (как для естественных, так и для гуманитарных специальностей) «Основы философии науки». Здесь обсуждаются общие методологические и мировоззренческие вопросы развития науки, ее социальное и культурное значение. Вторая часть программы носит дифференцированный характер. Она включает современные философские проблемы отдельных отраслей научного знания и позволяет соискателям ученых степеней углубиться в методологические и мировоззренческие вопросы их будущей научно-преподавательской деятельности. Наконец, третья часть программы предусматривает изучение исторического развития той науки, которая определяет профессиональную подготовку специалиста, что позволяет ему увидеть «свою» науку как в динамике ее становления, так и в перспективах ее развития. Данное учебно-методическое пособие не включает стандартные программы по «Общим проблемам философии науки», «Современным философским проблемам областей научного знания» и «Истории отдельных областей научного знания», которые утверждены Министерством образования и науки РФ. Эти программы необходимо использовать при подготовке к экзамену. Их можно найти в издании «Программы кандидатских экзаменов по курсу «История и философия науки». - М.: Гардарика, 2005, а также на сайте Министерства образования и науки РФ: http://www.ed.gov.ru/. В учебно-методическое пособие включены экзаменационные вопросы по первой и второй части. Следует отметить, что вторая часть программы для всех гуманитариев (филологов, историков, политологов, педагогов, психологов, юристов, культурологов, социологов, политологов, философов) является общей и называется «Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук». Помимо этого в пособие включена и тематика рефератов по истории конкретных отраслей науки. Все вопросы по первой и второй частям программы, а также тематика рефератов снабжены библиографией, включающей основную и дополнительную литературу. По первым двум частям программы будут прочитаны лекции, проблематику же истории науки аспиранты осваивают самостоятельно. Результаты этой самоподготовки выявляются в реферате по истории науки, который должен быть сдан на кафедру систематической философии факультета философии и психологии не позднее 15 апреля. Аспирант, руководствуясь данным учебно-методическим пособием, выбирает тему реферата по истории науки, согласовав ее с консультантом-философом и своим научным руководителем, а затем оформляет его в компьютерном варианте (шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал — полуторный, объем - от 20 до 25 страниц). Реферат должен включать введение, основную часть и заключение. В конце реферата приводится библиографический список, содержащий не менее 10 использованных источников. Титульный лист оформляется стандартно: в нем указывается титул «Воронежский государственный университет», в середине - тема, под ней фамилия и инициалы аспиранта, соответствующий факультет и кафедра, затем фамилия и инициалы научного руководителя с его росписью, внизу - год выполнения реферата. Содержание реферата оценивается консультантом-философом в виде «зачета» или «незачета». Аспиранты, не получившие зачет по реферату, не допускаются к экзамену. Общая оценка на экзамене выводится как средняя из двух оценок: по первой части «Основы философии науки» и второй части «Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук». Неудовлетворительная оценка по любой части экзамена является основанием для неудовлетворительной итоговой оценки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЧАСТЬ 1 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ»
ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ Экзаменационные вопросы 1. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная 2. Генезис науки и проблемы периодизации ее истории. 3. Культура античного полиса и становление первых форм 4. Средневековая наука. 5. Наука в собственном смысле слова (от классического 6. Структура научного познания. Соотношение эмпирического и 7. Проблема как форма научного познания. 8. Структура эмпирического познания. Эксперимент и 9. Структура научной теории и ее становление. 10.Понятие метода и методологии. 11. Соотношение философии и частных наук. Эвристическая 12.Гипотетико-дедуктивный метод в научном познании и его 13.Понимание и объяснение в науке. 14.Стиль научного мышления. Идеалы и нормы научного 15.Эволюция научной рациональности. 16.Понятие научной революции. Эволюции и революции в 17.Научная картин мира и ее эволюция. 18.Модели динамики развития в западной философии науки 19.Традиции и новации в развитии науки. 20.Особенности современного этапа развития науки (когнитивный 21.Наука как социальный институт. 22.Наука и власть. Проблема взаимоотношения академической 23.Сциентизм и антисциентизм как ценностные ориентации в 24. Этос науки. Проблема ответственности ученого.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЧАСТЬ 2 «СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»
ЧАСТЬ 2. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Экзаменационные вопросы 1.Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного 2.Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного 3.Сходства и отличия наук о природе и наук о культуре: 4.Взаимодействие естественнонаучного и социально- 5.Проблема субъекта социально-гуманитарного познания 6.Роль традиций и ценностей в социогуманитарном познании. 7.Явные и неявные ценностные предпосылки в 8. Принцип «ценностной нейтральности» и его роль в социальном познании. 9. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. От философии жизни к «наукам о культуре». 10.Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании. 11 .Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы. 12.Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках 13.Релятивизм, психологизм, историзм в социогуманитарном познании и проблема истины. 14.Проблема интерпретации в социогуманитарном познании. 15 .Соотношение объяснения, понимания и интерпретации в социальных и гуманитарных науках. 16.Текст как предмет гуманитарного познания. 17.Языковая картина мира в контексте современных со цио гуманитарных наук. 18.Вера и знание в социально-гуманитарных науках. 19.Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии. 20.Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, по предмету и методу, по исследовательским программам). 21.Основные методологические парадигмы социальных и гуманитарных наук. 22. Методология современной социогуманитарной науки. 23. Становление дисциплинарной матрицы социально-гуманитарного знания и современные междисциплинарные исследования. 24. Участие социально-гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программ. |