Реферат: работа по дисциплине «теоретические основы механики жидкости и газа»
Название: работа по дисциплине «теоретические основы механики жидкости и газа» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИКИ ЖИДКОСТИ И ГАЗА» В СВЕТЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Изаак С.А., Удовин В.Г. Оренбургский государственный университет Переход российского высшего образования на новую систему предъявляет новые требования к качеству подготовки выпускников. Современный подход предполагает усвоение студентом не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе, что в итоге должно сформировать творческую личность, способную к самоорганизации, саморазвитию и успешной реализации своих проектов и идей. Это предусматривают и Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО, «ГОС третьего поколения»), устанавливая необходимость разработки компетентностно-ориентированных учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД), результатами освоения которых должно быть формирование у обучающихся требуемых общекультурных и профессиональных компетенций [4]. Всё это учтено нами при разработке УМКД «Теоретические основы механики жидкости и газа». Освоение этой дисциплины предусматривает выполнение курсовой работы, цель которого мы видим в систематизации, закреплении и развитии знаний, умений и навыков, полученных студентом в ходе занятий, регламентированных рабочей программой по данной дисциплине, а также расширение компетентности и совершенствование творческого потенциала студента через самостоятельное решение задач, рассматриваемых не отдельно друг от друга, а в совокупности, то есть связанных комплексным расчётом некоторой системы по изначально заданным исходным данным. К расчёту в курсовой работе предлагаем гидравлическую установку, разработанную нами принципиальную схему которой приводим на рисунке 1. Принцип работы этой установки следующий. Установка заполнена жидкостью с плотностью ρ и расчётной кинематической вязкостью v до заданного уровня H 1 , в резервуар 1 закачан воздух до заданного манометрического давления рм . Задвижка закрыта, подпитка не производится. При этом установка находится в статическом режиме: движение жидкости отсутствует. При открытии задвижки и одновременном включении подпитки установка переходит в динамический режим. Расход истекающей жидкости регулируется задвижкой, установленной на последовательно-соединённом трубопроводе. Подпитка автоматически держит уровень жидкости Н1 в резервуаре 1 постоянным, постоянным держится и давление p м , а значит, напор в резервуаре 1 также постоянен. Движение жидкости установившееся, расход, истекающий из установки, равен расходу, восполняемому подпиткой. Этот расход, как принято, обозначаем буквой Q . При различных значениях Q различны и уровни жидкости Н2 дин в резервуаре 2, что легко понять, рассматривая резервуар 2 как большой пьезометр. При постоянном напоре в резервуаре 1 увеличение расхода приведёт к снижению уровня жидкости в резервуаре 2, так как при большем расходе увеличатся потери напора между резервуарами. Каждому значению Q соответствует единственное значение Н2 дин . Жидкость истекает через последовательно-соединённый трубопровод под действием напора Н2 дейст , который представляет собой разность высоты H 2 дин и высоты расположения оси трубопровода H 3 от дна резервуара. Резервуары соединены отверстием, к которому может быть приключен насадок того или иного вида. Отверстие может быть и без насадка. Ширина обоих резервуаров, лежащая в плоскости, перпендикулярной плоскости рисунка, равна b . В курсовой работе требуется последовательно решить следующие задачи.
Исходными данными при этом являются: конструктивные размеры установки (a 1 , a 2 , r , b , H 3 , β ), тип и размер насадка, параметры рабочей среды (плотность ρ и кинематическая вязкость v жидкости, высота Н1 жидкости, высота Нвозд воздуха, манометрическое давление p м , атмосферное давление p ат , температура воздуха t возд ), данные трубопровода (длины ℓ и диаметры d , абсолютная эквивалентная шероховатость труб k э ), ряд режимных высот жидкости при динамическом режиме H 2 дин , а также прочие необходимые к расчётам данные, принимаемые по литературе и справочникам. С учётом вышеотмеченных задач, а также [1] и [2], студентам рекомендуем следующую структуру пояснительной записки:
К выполнению курсовой работы нами разработаны методические указания, состоящие из трёх разделов. В первом, сравнительно небольшом по объёму разделе, приведено описание предлагаемой к расчёту гидравлической установки, поставлены задачи работы, а также изложены требования по структуре, оформлению и защите работы. Второй раздел посвящён решению задач, связанных со статическим режимом заданной гидравлической установки. В третьем разделе рассматриваются задачи, связанные с динамическим режимом этой установки. В методических указаниях мы даём необходимые теоретические сведения к решению задач, смысл расчётов объясняем подробно и наглядно – фактически, приводим полное решение задач в общем виде. В конце методических указаний помещаем приложения, дополняющие основной текст и содержащие варианты исходных данных к работе, пример оформления бланка задания, а также необходимые справочные сведения. При разработке методических указаний мы использовали как «классические» источники, в числе которых [3], [6], [8], [9], так и современные, в числе которых [5], [7]. В целом считаем, что разработанная нами курсовая работа по дисциплине «Теоретические основы механики жидкости и газа» полностью соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС ВПО. Подход, положенный нами в основу разработки, позволяет на основе фундаментальных знаний, реализовать методы, которые отвечали бы требованиям современной техники и жизни. Список литературы 1. СТО 02069024.110-2008 «Стандарт организации. Издания для образовательного процесса. Общие требования и правила оформления» — Оренбург, 2009. 2. СТО 02069024.101-2010 «Стандарт организации. Работы студенческие. Общие требования и правила оформления» — Оренбург, 2010. 3. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы: учебник для втузов / Т. М. Башта, С.С. Руднев, Б.Б. Некрасов. — 2-е изд., перераб. — М.: Машиностроение, 1982. – 432 с. 4. Гидрович С.Р. Компетентностный подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения: монография / С.Р. Гидрович, И.И. Егорова, А.Ю. Курочкина — СПб: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2010. — 106 с. 5. Давидсон В.Е. Основы гидрогазодинамики в примерах и задачах: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Е. Давидсон. — М.: Издательский цент «Академия», 2008. — 320 с. 6. Калицун В.И. Основы гидравлики и аэродинамики: учеб. для техникумов / В.И. Калицун, Е.В. Дроздов. — М.: Стройиздат, 1980. — 247 с. 7. Метревели В.Н. Сборник задач по курсу гидравлики с решениями: учеб. пособие для вузов / В.Н. Метревели. — 2-е изд., стер. — М.: Высш. школа, 2008. – 192 с. 8. Пашков Н.Н, Долгачев Ф.М. Гидравлика. Основы гидрологии. Учебник для учащихся энергетических и энергостроительных техникумов. М.: «Энергия», 1977 — 408 с. 9. Чугаев Р.Р. Гидравлика: учеб. для вузов / Р.Р. Чугаев. — изд. 4-е, перераб. и доп. — Л.: Энергоиздат, 1982. — 672 с. |