Реферат: Методические рекомендации для преподавателя. Организационные формы традиционного и дистанционного образования

Название: Методические рекомендации для преподавателя. Организационные формы традиционного и дистанционного образования
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Организационные формы традиционного и дистанционного образования

Качество традиционного образования, а точнее его понятие, уже в некотором роде сложилось. Основными элементами качественного обучения в классе являются высококвалифицированные преподаватели, правильно подобранный и составленный учебный материал, достаточное компьютерное оснащение учебного заведения, правильно построенные учебные планы и профессиональная организация процесса. Большинство этих критериев применимы и электронному обучению, однако следует помнить основной девиз e-Learning: «В любом месте, в любое время». Это означает, что большинство студентов будет обучаться самостоятельно, вдали от университета и с минимальной поддержкой преподавателя. Поэтому контент (содержание) e-Learning должен быть разработан таким образом, чтобы студент имел возможность получить желаемые знания, обучаясь согласно своему личному ритму жизни.

Контент должен быть актуальным, последовательным, понятным и иметь определенные цели изучения, которых по окончании курса можно достичь.

Для оценки качества курса и оценки работы тьютора широко используется анкетирование обучаемых.

На заключительной стадии обучения целесообразно заполнение слушателями анкеты оценки качества курса.

Анкета может включать следующие вопросы:

· Оценка эффективности курса.

· Сильные и слабые стороны курса.

· В какой мере удалось добиться поставленных целей.

· Возможность использования полученных знаний в профессиональной деятельности.

· Какие формы дистанционного обучения должны быть использованы в большей степени.

· Оценка работы тьютора.

· Будете ли Вы рекомендовать данный курс своим коллегам?

И другие вопросы.

Полноценный проект онлайнового обучения состоит из: инструктивного блока, информационного блока (системы информационного наполнения ресурса), контрольного блока (механизма тестирования и оценки), коммуникативного блока (системы интерактивного преподавания) и управляющей системы, объединяющей все это воедино.


ИНСТРУКТИВНЫЙ БЛОК

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК

КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК


УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА

Курс ДО – это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами, как с кураторам курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет.

Дистанционное обучение, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими обучающимися, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности.

Успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации учебного материала. Если курс предназначен действительно для обучения, т.е. для взаимодействия преподавателя и обучаемого, то соответственно и требования к организации такого курса, принципы отбора и организации, структурирования материала будут определяться особенностями этого взаимодействия. Если курс предназначен для самообразования (а таких курсов на серверах Internet подавляющее большинство), то отбор материала и его структурирование и организация будут существенно иные. В данном случае мы говорим об обучении, т.е. о взаимодействии учителя и учащихся, следовательно, требования к организации таких курсов должны определяться особенностями взаимодействия обучающего и обучаемого в условиях телекоммуникационной сети. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы создания обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу), эргономические требования, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий.

При создании курса ДО важно учесть особенности целевой группы, для которой создается этот курс, и выбрать методику дистанционного обучения с учетом особенностей технического обеспечения обучаемого.

Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих:

а) эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием;

б) используемых при этом педагогических технологий;

в) эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;

г) эффективности обратной связи.

Педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения (как на этапе проектирования курса, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный курс дистанционного обучения. Коротко их можно изложить следующим образом:

1. В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).

2. Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.

3. Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.

4. Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности.

5. Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем – координатором курса, так и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении.

6. Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи, автоматического контроля (через системы тестирования), так и отсроченного контроля (например, при очном тестировании).

При создании курсов ДО необходимо учитывать следующие требования:

Мотивация . Мотивация – необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед студентом. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки студента.

Постановка учебной цели . Студент с самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в программе.

Создание предпосылок к восприятию учебного материала . Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для студентов), входящие в комплект готового пакета или подготовленные самим преподавателем. Возможно проведение предварительного тестирования.

Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея.

Обратная связь. Этот критерий имеет ключевое значение для обучаемого, меньше – в тестирующей программе, больше – в тренажерной. Компьютер способен обеспечивать обратную связь, причем помощь эта может быть индивидуальной.

Оценка . В ходе работы с компьютером студенты должны знать, как они справляются с учебным материалом. Однако предпочтительно не указывать количество неправильных ответов до окончательного подведения итогов. Наиболее важным в дистанционном курсе является организация коммуникаций "студент – преподаватель – студенты". Для этих целей рекомендуется организация работы студентов в проектах или "обучение в сотрудничестве", дискуссии.

При разработке курса ДО следует принимать во внимание изолированность студента, обучающегося дистанционно. Материалы должны снабжаться необходимыми пояснениями, быть дружественными к пользователю и привлекательны, все трудности процесса изучения должны заранее предвидеться авторами.

Изучение трудов классиков показали, что преподавателям-разработчикам дистанционных курсов будут полезны рекомендации, данные еще Ф. Дистервегом в его "Руководстве к образованию немецких учителей". Они остаются крайне актуальными и в наше время при самых современных педагогических технологиях. Вот некоторые из них:

· распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части;

· указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере;

· распределяй и располагай материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

При переходе от традиционной системы обучения к открытому образованию возникает ряд вопросов связанных с реализацией организационных форм обучения.

На основе классификации, предложенной А.А. Андреевым, предлагаем следующую классификацию форм организации обучения с учетом технологических возможностей ДО на базе Интернета:

1. Телелекция и медиа-лекция (аудио, видео, слайд-презентация, текстовая с гиперссылками на медиа-объекты).

2. Консультации (индивидуальные, групповые; техническая база: электронная почта, форумы, чаты)

3. Семинары (аудиоконференция, видеоконференция, эписто-конференция).

4. Проекты (групповые, индивидуальные исследовательские, творческие, информационные, техническая база: все сервисы Интернета).

5. Лабораторно-практические занятия.

6. Индивидуальные (домашние) задания (эссе, рефераты, задачи и др.).

7. Контроль (онлайн-тестирование, экзамены, зачет; требуется специализированное программное обеспечение ).

8. Игры (обучающие, ролевые и др.).

9. Ситуационный анализ (кейс-стади).

Лекции

Основная организационная форма обучения в традиционном образовании – это лекция .

Лекции являются одной из важнейших форм учебных занятий, как в традиционном, так и в дистанционном образовании, и составляют основу теоретической подготовки обучаемых. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность учащихся, способствовать формированию творческого мышления.

В методическом отношении лекция представляет собой систематическое проблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета.

Лекция не заменима в тех случаях, где особенно важно эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Преимущество лекции: творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие; весьма экономный способ получения основ знания; активизация мысленной деятельности, если она хорошо понята и внимательно прослушана.

Но главное учебное назначение лекции состоит в организации самостоятельного труда студентов.

При использовании Интернет появляется такая форма, как сетевая «электронная» лекция. Подобная лекция — это набор учебных материалов в электронном виде: текст лекций, дополнительные презентационные материалы, выдержки из научных статей, других учебных пособий и т. д., оформленные в виде файлов.

Существуют два вида таких лекций: линейный и комплексный. Линейные лекции дают материал в виде веб-страницы со ссылками — студент может, щелкнув на ссылку, открыть другой документ или мультимедийный файл, когда посчитает нужным. Данный вид лекции широко используется в Интернет-курсах. Текстовая лекция имеет следующие преимущества:

· возможно многократное обращение к непонятным при чтении местам;

· возможно чередование чтения с обдумыванием, анализом;

· легче увидеть общую структуру содержания;

· больше глубина проникновения в содержание лекции;

· могут быть использованы мультимедийные элементы;

· учащийся имеет возможность распечатать любой ее фрагмент;

· в ходе изложения каждой лекции студенту должны ставиться проблемные вопросы, даваться задания разных уровней сложности.

Другой вариант — лекция является специально созданным программным продуктом на компакт-диске. В этом случае материал автоматически разворачивается на экране по мере продвижения записи лекции.

Сетевые лекции имеют свои особенности: четко структурированное содержание, строгая последовательность изложения и взаимозависимость разделов. В лекции должен быть представлен разнообразный дидактический материал: задания по уровням сложности в зависимости от степени подготовленности. При составлении «электронной» лекции преподавателю рекомендуется консультироваться у специалиста по информационным технологиям.

Так как, главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, сформировать у обучаемых ориентиры для самостоятельной работы над курсом, то, при создании курса в СДО Moodle используется элемент Лекция . При добавлении лекции можно использовать одну или несколько из следующих возможностей: импортировать вопросы, импортировать файл Power-Point, добавить карточку-рубрикатор, добавить страницу с вопросами.

Семинары

Семинарские занятия получили свое название от латинского слова seminarium («рассадник»). В традиционном образовании семинар представляет групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя. Семинар, как одна из основных форм организации учебного процесса, выполняет три функции: познавательную, воспитательную и контрольную.

Семинары с позиции используемых методов делят на следующие виды: вопросно-ответный семинар, развернутая беседа, семинар с использованием докладов, семинар с использованием рефератов, теоретическая конференция в группе или на потоке, пресс-конференция, комментированное чтение первоисточников, семинар по методу малых групп, семинар-экскурсия, семинар-дискуссия, семинар-деловая игра, семинар-контрольная, семинар-коллоквиум. Они, как правило, строятся на основе живого творческого обсуждения, товарищеской дискуссии по рассматриваемой тематике.

В открытом образовании также используются различные виды семинарских занятий.

Семинар представляет собой групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя. Это один из видов практического занятия. Семинар, наряду с лекцией, относится к основным формам организации учебного процесса и выполняет три функции: познавательную, воспитательную и контрольную.

Эти функции семинара можно реализовать и в дистанционном обучении. Для этого можно использовать несколько технологий.

Семинары в системе открытого образования могут проводиться с помощью компьютерных видео- и телеконференций. Семинар проходит в «нереальном масштабе времени» (off-line) и при этом преподаватель может оценить активность каждого слушателя. Причем при проведении сетевых семинаров, участники которых располагаются в разных часовых поясах, более предпочтителен режим off-line.

Общий сценарий проведения Интернет-семинара такой же, как и традиционного, но только проводиться он в «эпистолярном» жанре с помощью электронных сообщений.

Общая схема действий преподавателя по подготовке и проведению электронного семинара аналогична схеме проведения классического очного семинара. Макроструктура этого занятия типична:

· Выбор темы семинара;

· Продумывание цели семинара;

· Отбор и формулировка вопросов семинара;

· Формулировка дополнительных вопросов для развертывания обсуждения на семинаре;

· Разработка заданий (рекомендаций) студентам для подготовки к семинару;

· Информирование студентов о содержании, сроке и порядке проведения семинара;

· Проведение семинара (анализ текстов выступлений студентов, вмешательство в ход обсуждения в форме реплик, замечаний, вопросов, поправок, дополнений и разъяснений, оформленных в текстовом виде);

· Подведение итогов семинара и постановка задач на будущее;

· Оценка степени достижения цели семинара.

Большинство обозначенных этапов должны быть сделаны заранее и лишь обновлены и дополнены непосредственно перед занятием. Дискуссионные вопросы должны быть поставлены так, чтобы они требовали от студентов размышлений, а не цитирования учебника.

Для проведения Интернет-семинара разрабатывают технологическую карту. Преподаватель должен:

· подготовить вопросы, список литературы и методические рекомендации по содержательной части темы семинара;

· составить график (время и дату начала и конца, частоту выхода в сеть участников);

· распространить разработанные документы среди участников семинара (очно или вывесив их на доске объявлений);

· убедиться, что все участники семинара имеют идентификационное имя и пароль.

Для проведения семинаров в системе дистанционного образования Moodle можно использовать несколько различных форм: Задания , Семинар , Форум , Чат .

Задания позволяют учителю ставить задачу, которая требует от студента ответ в электронном виде. Типичными заданиями являются очерки, проекты, сообщения и т. д. модуль позволяет учителю ставить оценки за полученные ответы.

При использовании элемента Семинар учитель может предложить несколько вопросов для обсуждения на выбор учащихся или задать одну общую тему. Ответ каждого ученика может быть оценен не только преподавателем по заранее выбранной шкале, а также любым из студентов.

На Форуме происходит обсуждение на заранее заданную тему. Форумы могут иметь различную структуру и позволяют оценивать сообщения. Сообщения могут просматриваться в четырех разных форматах и содержать вложенные файлы. Подписавшись на форум, участник будет автоматически получать копии всех новых сообщений на свой электронный почтовый ящик.

Чат дает возможность обсудить проблемную тему в реальном времени.

Консультации

Консультации являются одним из видов проведения учебных занятий, и представляет собой форму руководства самостоятельной работой студентов и оказания им помощи в освоении учебного материала.

Говоря о ДО следует отметить, что студент и преподаватель разнесены в пространстве и времени, и поэтому консультация проводится средствами электронной почты посредством обмена текстовыми сообщениями.

Консультации могут быть индивидуальные и групповые, проводится в реальном и отложенном времени.

Основные действия преподавателя по подготовке и проведению консультации включают, как правило, следующие простые операции:

· чтение вопроса студента;

· набор ответа-сообщения на клавиатуре;

· выбор и ввод адреса студента;

· отправка сообщения (ответа, вопроса, обращения, оценки и т. д.) студенту.

При этом преподавателю рекомендуется предварительно подготовиться к теме, по которой проводится консультация, заготовить «клише» ответов на ожидаемые типичные вопросы и вопросы организационного характера.

При организации ДО в системе Moodle можно выделить две основные формы проведения консультаций: off-line (с помощью электронной почты, Форума ), on-line (с помощью Чата ).

Письменные работы

Количество письменных работ и их вид (жанр) зависят от категории курса, его содержания и, как правило, регламентированы учебным планом.

Различают следующие виды письменных работ:

1. Домашние задачи. Они более характерны для таких курсов, как математика, физика, химия, информатика, а также для ряда общепрофессиональных и специальных дисциплин (например, бухгалтерского учета, статистики и т. д.) с достаточно четко формализованным содержанием.

2. Домашнее задание — достаточно гибкий жанр письменной работы, аналог задачи, но по курсу гуманитарного содержания.

3. Эссе — это форма относительно свободных рассуждений студента по теме, заданной преподавателем. Этот тип работ более характерен для обществоведческих предметов (философии, социологии, культурологи и др.).

4. Реферат представляет собой, как правило, обзор нескольких источников или мнений нескольких людей по определенной теме. Другой его вариант — это анализ какого-либо одного источника или теоретического наследия какого-нибудь классика (в рамках заданной темы). В дистанционном курсе обязательно дается краткое описание методики работы над рефератом, его примерная структура и соотношение глав, требования к оформлению и критерии оценивания. Объем реферата обычно составляет 10-12 страниц.

5. Курсовая работа выполняется по основным (центральным, системообразующим) курсам специальности и по курсам специализации, что, как правило, отражено в учебном плане.

6. Дискуссии и конкретные ситуации. Дискуссии проводятся как групповое обсуждение проблем по заранее заданным темам.

Дискуссии проводятся обычно в три этапа:

1. В указанное время студент присылает ответ (текст) на дискуссионную страничку web-сайта; на ответ дается не более двух дней;

2. Затем он читает на дискуссионной страничке послания (мнения) своих сокурсников или знакомится с мнением преподавателя;

3. Далее студент посылает преподавателю или на дискуссионную страницу свое мнение о высказываниях сокурсников (или преподавателя); срок исполнения — не более двух дней.

Темой дискуссии могут быть: одна из проблем, затронутая в тексте самого курса; статья (желательно из библиотеки курса), чье-либо высказывание или ситуация.

Для проведения письменных работ в СДО Moodle можно использовать следующие средства: Рабочая тетрадь , Задание , Блог , Форум .

Педагогический контроль

Контроль в образовательном процессе заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала.

Педагогический контроль предполагает реализацию трех его ролей: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Формами педагогического контроля, образующими систему контроля, являются:

· экзамены;

· зачеты;

· устный опрос (собеседование);

· письменные контрольные работы;

· рефераты;

· коллоквиумы;

· семинары;

· курсовые;

· лабораторные контрольные работы;

· проектные работы;

· дневниковые записи;

· журналы наблюдений.

По времени педагогический контроль подразделяют на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

В системе открытого образования оценка знаний, умений и навыков приобретает особое значение. Особенностью контроля в сетевом обучении является необходимость в дополнительной реализации функций идентификации личности обучающегося для исключения возможности фальсификации обучения.

Система открытого образования отличается от традиционных форм получения образования увеличением количества форм контроля, т. к. контроль является эффективным механизмом обратной связи обучающегося с образовательным центром.

Видами контроля в сетевом обучении являются экзамены, контрольные работы, зачеты, курсовые и дипломные работы. При этом в открытом образовании широкое распространение получил тестовый контроль — как для самопроверки, так и для итогового контроля.

Для организации контроля в системе Moodle служат следующие инструменты: Рабочая тетрадь , Тест , Опрос .

Рабочая тетрадь используется для проверки усвоения знаний учащихся. Студент может ответить и со временем, если это необходимо, редактировать свой ответ. Ответы являются приватными и будут видны только учителю. Учитель, в свою очередь, может комментировать данные ответы и оценить каждую запись.

Элемент курса Тест позволяет учителю создать набор тестовых вопросов. Вопросы могут быть с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, а также некоторые другие виды. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть в последствии использованы снова в этом же курсе (или в других).

Студентам можно разрешить проходить тест несколько раз, при этом каждая попытка оценивается автоматически. Тесты могут показывать правильные ответы или просто оценку.

Для выявления статистики или проведения голосования, например, может использоваться такой инструмент как Опрос .

Учитель задает вопрос и определяет несколько вариантов ответов. Это может быть полезно в качестве быстрого опроса, чтобы стимулировать мышление, чтобы позволить группе проголосовать по какому-либо вопросу или найти общее мнение в процессе исследования какой-то проблемы.

Практические рекомендации

Курс дистанционного обучения разрабатывается на модульной основе: каждый модуль это стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени, или – зачетная единица, качество работы с которой фиксируется курсовыми и контрольными работами, а также тестовыми, зачетными и экзаменационными средствами.

Когнитивные стратегии э-занятий характеризуются такими факторами, как усваивание информации, выбор, отсылка сообщений, выражение результатов, размышление о новой информации, взаимодействие с другими обучаемыми, организация информации (сохранение, фильтрация, сортировка и пр.), установление связей между идеями, нахождение «красных нитей» дискуссии и др.

Психологическими стратегиями э-занятий являются: выработка уверенности в себе, внутренняя организованность, способность к сотрудничеству, нацеленность на успех. Учащийся имеет возможность контролировать процесс обучения. Удовлетворяется и другая потребность – включенность (связь с окружающими, возможность привлечь к себе внимание, быть частью какой-то общности).

Практические рекомендации преподавателям:

  • Студенты должны регулярно подключаться к сети и ответственно относиться к отправке сообщений;
  • Сообщения должны отличаться ясностью и продуманностью;
  • Нельзя запаздывать с отправкой сообщений, поскольку это создает неудобства для других участников группы;
  • В начале э-занятия преподавателю следует объяснить студентам, какими преимуществами и недостатками обладает это занятие, предложить им в ходе обучения зафиксировать внимание на его особенностях;
  • Преподаватель должен заранее заготовить как можно больше предполагаемых вопросов и ответов;
  • В конце всего курса следует провести обсуждение, позволить всем слушателям поделиться своими тревогами, рекомендациями и замечаниями, это позволит усовершенствовать курс в целом и отдельные занятия.