Реферат: Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Название: Методическое письмо
о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ»
в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях
Ярославской области Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составители: Смирнова Алевтина Николаевна, руководитель ЦИТ, Потехин Николай Владимирович, ст. методист ЦИТ, Редченкова Галина Дмитриевна, ст. методист ЦИТ Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» При преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» следует руководствоваться Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования [2], Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года [3], Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования [4]. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии с концепцией модернизации он выстроен как средство системного обновления содержания образования. Введение федерального базисного учебного плана (ФБУП) и введение федерального компонента государственного стандарта общего образования предусматривает изменение концепции преподавания курса информатики, места курса в учебном плане и его объема в учебных часах, что означает следующее: - Пропедевтика предмета «Информатика и ИКТ» в рамках предмета «Технология» в 3-4 классах, с целью овладения учащимися первоначальными умениями поиска, преобразования, хранения, передачи информации, использования компьютера. - В ФБУП базовый курс «Информатика и ИКТ» представлен в 8-9 классах. Курс должен быть реализован в объеме не менее 102 часов за 2 года обучения (35/70 часов в год, 1/2 часа в неделю соответственно). - В 10-11 классах осуществляется профильное обучение. Предмет «Информатика и ИКТ» не относится к обязательным учебным предметам. При включении предмета «Информатика и ИКТ» в учебный план 10-11 классов образовательного учреждения должен быть определен уровень изучения предмета: базовый или профильный. - В 10-11 классах за счет часов компонента образовательного учреждения предлагается изучать элективные учебные предметы. Учащиеся, независимо от профиля обучения, могут выбрать любой элективный учебный предмет по информатике, предлагаемый образовательным учреждением. В 2010 году завершается период поэтапного введения федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г. В 2009-2010 учебном году образовательный процесс обучающихся 1-4, 5-8 и 10-11 классов осуществляется в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (ФБУП) 2004 г. и федеральным компонентом государственного стандарта общего образования [15]. С целью завершения периода перехода на ФБУП 2004 г. при составлении учебного плана общеобразовательного учреждения на 2009-2010 учебный год в 9-11 классах следует руководствоваться региональным учебным планом, утвержденным приказом департамента образования от 12.05.2006 г. № 01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана» [15]. В региональном учебном плане предмет «Информатика и ИКТ» представлен следующим образом [16]: 9 класс. Базовый курс (70 часов). Рекомендуется ведение курсов по выбору по предмету «Информатика и ИКТ» в рамках предпрофильной подготовки. 10-11 классы. Курс на базовом или профильном уровнях в зависимости от реализуемого образовательным учреждением учебного плана (70 или 280 часов соответственно). Согласно ФБУП предмет «Информатика и ИКТ» ОБЯЗАТЕЛЕН для: - универсального (непрофильного) обучения на базовом уровне; - социально-экономического и индустриально-технологического профилей на базовом уровне; РЕКОМЕНДОВАН для: - физико-математического и информационно-технологического профилей как один из профильных учебных предметов (по выбору образовательного учреждения) на профильном или базовом уровнях; - физико-химического, химико-биологического, биолого-географического, социально-гуманитарного, филологического, аграрно-технологического, художественно-эстетического, оборонно-спортивного профилей на базовом или профильном уровнях (по решению образовательного учреждения за счет часов компонента образовательного учреждения). В общеобразовательном классе, работающем по универсальному (непрофильному) учебному плану, предмет «Информатика и ИКТ» изучается в обязательном порядке всеми учащимися как минимум на базовом уровне (в соответствии с Письмом Департамента образования Администрации Ярославской области от 14.09.2006 № 01-10/2757 «О реализации БУП-2004» [17]). В 2009/2010 учебном году преподавание предмета «Информатика и ИКТ» может быть реализовано следующим образом. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 5-7 классах. Изучение предмета возможно за счет часов компонента образовательного учреждения. В соответствии с Письмом Департамента образования Ярославской области от 28.04.2009 № 1662/01-10 «Об организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году» [15]: Основная школа 8 класс – 1 час в неделю в соответствии с ФБУП. 9 класс – 2 часа в неделю в соответствии с ФБУП и региональным учебным планом. В рамках предпрофильной подготовки в 9 классе рекомендуется ведение курсов по выбору по предмету «Информатика и ИКТ». Старшая школа В соответствии с ФБУП и региональным учебным планом 10 класс – 4 часа в неделю для профильного уровня; – 1 час в неделю для базового уровня. 11 класс – 4 часа в неделю для профильного уровня; – 1 час в неделю для базового уровня. На основе рекомендованных Министерством образования и науки РФ примерных программ основного общего и среднего (полного) общего образования [8, 9, 10] или одной из авторских программ создаются рабочие программы по предмету «Информатика и ИКТ» [18]. Увеличение объема часов на изучение предмета на базовом уровне (как на основной, так и на старшей ступени обучения) должно быть обосновано в пояснительной записке рабочей программы. Примеры рабочих программ по Информатике и ИКТ, созданные учителями базовых школ области по апробации БУП-2004, представлены в Информационно-методическом сборнике «Образовательные ресурсы» (выпуск 16а, формат CD, 2007) [21]. Рабочая программа по Информатике и ИКТ (10-11 кл, базовый уровень) Елисеева Л.Ю., учитель Каменниковской сош Рыбинского МР Рабочая программа по Информатике и ИКТ (10-11 кл, базовый уровень) Казарина Н.М., учитель сош № 76 г. Ярославля Рабочая программа по Информатике и ИКТ (10-11 кл, профильный уровень) Напольских О.Н., Никулина Н.И., учителя сош № 76 г. Ярославля Для реализации элективных учебных предметов по информатике в старшей школе могут быть использованы программы, изданные Национальным фондом подготовки кадров [19]. Перечень элективных учебных предметов приведен в Приложении 2. Примеры программ элективных учебных предметов, созданных учителями базовых школ Ярославской области по апробации БУП-2004, представлены в Информационно-методическом сборнике «Образовательные ресурсы» (выпуск 4, формат CD, 2007) [20]. Программа элективного учебного предмета «Математические основы информатики» (10 класс). Мальгина А.К., учитель гимназии №1 г. Ростова Программа элективного учебного предмета «Приемы и методы программирования». Дашниц Н.Л., Никулина Н.И., учителя сош № 76 г. Ярославля Программа элективного учебного предмета «Основы программирования на Visual Basic». Кравцова Е.К., учитель сош № 87 г. Ярославля Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки России к использованию в образовательном процессе на 2009/2010 учебный год [11], представлены в Приложении 1. Нормативная и информационная база для преподавания предмета 1. Приказ Министерства образования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» 2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 3. Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» 4. Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации № 2783 от 18.07.2002 г. «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования» 5. Приказ Министерства образования РФ от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». 6. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/bup/bup.doc 7. Методическое письмо Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» http://www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/mp/06.doc 8. Примерная программа основного общего образования по Информатике и информационным технологиям http://www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/pp/09-o.doc 9. Примерная программа среднего (полного) общего образования по Информатике и информационным технологиям (базовый уровень) http://www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/pp/09-1-s.doc 10. Примерная программа среднего (полного) общего образования по Информатике и информационным технологиям (профильный уровень) http://www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/pp/09-2-s.doc 11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год» http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/m379.html 12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 декабря 2007 г. № 349 (Зарегистрирован в Минюст России 14 декабря 2007 г. № 10705) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/2009 учебный год» http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_07/m349.html 13. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Информатика и информационные технологии. http://www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/mt/06.doc 14. Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. 15. Письмо Департамента образования Ярославской области от 28.04.2009 № 1662/01-10 «Об организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году». http://www.depedu.yar.ru/de/orders/doc2009/p_1662.doc 16. Приказ Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.05.2006 № 01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана». http://www.depedu.yar.ru/de/orders/doc2006/120506.shtml 17. Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 14.09.2006 № 01-10/2757 «О реализации БУП-2004». 18. Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.06 № 23/01-10 «О рабочих программах учебных курсов» (Приложение к письму «Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов»). http://www.depedu.yar.ru/de/orders/doc2006/rab_prog.shtml 19. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика» /Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 112 с. http://www.ict.edu.ru/ft/002367/index.html 20. Профильное обучение. Нормативное, учебное и программно-методическое обеспечение. [Электронный ресурс] : сб. материалов ГОУ ЯО «Институт развития образования» : материалы публ. в автор. ред. / Департамент образования Администрации Ярославской обл.; под общ ред. Шиловой Ж.А.; ред.-сост.: Круглова Е.Н., Наумова О.Н. ; отв. за вып. Архипова М.В. ; техн. ред – Ярославль, 2007. – (Образовательные ресурсы : информ. сб. Вып. 4). – Формат СD. http://www.depedu.yar.ru:8101/exp/predprofil/materl/disk_4/index.htm 21. Структура, содержание образования и организация деятельности педагогического коллектива школы по реализации БУП-2004 [Электронный ресурс] : сб. материалов ГОУ ЯО «Институт развития образования» : материалы публ. в автор. ред. / Департамент образования Администрации Ярославской обл. ; под общ ред. Шиловой Ж.А.; ред.-сост.: Круглова Е.Н., Наумова О.Н. ; отв. за вып. Архипова М.В. ; техн. ред – Ярославль, 2007. – (Образовательные ресурсы : информ. сб. Вып. 16 а). – Формат СD. http://www.depedu.yar.ru:8101/exp/predprofil/materl/disk_progr3/index.html 22. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке (под ред. Обуховой Л.А.) : (сб., серия «Электив») – М.: Изд-во «5 за знания», 2006. 23. Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 362 от 28.11.2008 г. «Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования» http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_08/prm362-1.htm Дополнительные информационные ресурсы 1. http://mon.gov.ru – Министерство образование и науки Российской Федерации 2. http://www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию 3. http://obrnadzor.gov.ru/ – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 4. http://www.ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭ 5. http://fipi.ru/ – Федеральный институт педагогических измерений 6. http://www.vestnik.edu.ru – Вестник образования (Официальное издание Министерства образования и науки Российской Федерации) 7. http://www.edu.ru – Российское образование. Федеральный портал 8. http://www.depedu.yar.ru – Департамент образования Ярославской области 9. http://www.iro.yar.ru – ГОУ ЯО ИРО 10. http://edu.of.ru/profil/default.asp – Дистанционная поддержка профильного обучения (Сайт дистанционной поддержки программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов») 11. http://edu.of.ru/isiorao/ – Профильное обучение на старшей ступени образования (Организационно-методическая поддержка профильного обучения в старшей школе) 12. http://iit.metodist.ru – Информатика и информационные технологии (Лаборатория Информатики МИОО) 13. http://metodist.lbz.ru/ – Методическая служба издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» 14. http://www.it-n.ru/ – Портал «Сеть творческих учителей» (АПК и ППРО при поддержке Microsoft) 15. http://www.openclass.ru/ – «Открытый класс» (Сетевые образовательные сообщества) Приложение № 1
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 9 » декабря 2008 г. № 379 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,
УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
Приложение 2 Опубликовано: (http://www.ict.edu.ru/ft/002367//index.html – Библиотека портала «ИКТ в образовании») Перечень элективных учебных предметов (старшая профильная школа)
УМК по элективным учебным предметам
|