Реферат: Паспорт программы развития. Введение информационно-аналитические данные. Общие сведения о школе и контингенте учащихся. Структура классов школы. Уровень

Название: Паспорт программы развития. Введение информационно-аналитические данные. Общие сведения о школе и контингенте учащихся. Структура классов школы. Уровень
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Содержание

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ.

2. ВВЕДЕНИЕ

3. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.

3.1. Общие сведения о школе и контингенте учащихся.

3.2. Структура классов школы.

3.3. Уровень и направленность реализуемых образовательных программ.

3.4. Кадровое обеспечение.

3.5. Образовательный процесс.

3.5.1. Информационно-коммуникативные технологии

и развивающее обучение.

3.5.2.Здоровьесберегающие технологии.

3.5.3. Инновации в учебном процессе.

3.5.4. Результативность работы школы по внедрению инновационных, в том числе информационных и здоровьесберегающих технологий

3.6. Система воспитательной работы

4. КОНЦЕПЦИЯ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ

ШКОЛЫ КАК СИСТЕМЫ.

4.1. Школьное сообщество.

4.2. Основное образование.

4.3. Дополнительное образование.

4.4. Индивидуальная психолого-педагогическая помощь.

4.5. Управление школой.

5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

5.1. Приоритетные направления развития школы .

5.2. Сетевой график реализации Программы развития.

5.3. Ожидаемые показатели результативности Программы развития.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы.

Приложения.

ПАСПОРТ

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«Средняя общеобразовательная школа №29»»

Наименование Программы

Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №29» г. Подольска

Разработчики Программы

Творческий коллектив, объединяющий педагогов МОУ «СОШ №29», членов Управляющего Совета школы и специалистов Института содержания и методов обучения Российской Академии образования

Руководитель программы Лифанова Л. И ., директор МОУ «СОШ №29»

Основные разработчики программы: Бурданыкина М.В. – зам. директора по УВР, Власенко Н.В . – зам. директора по УВР, Борисова Л.Н . – зам. директора по УВР, Акимова Е.В . – зам. директора по ВВР, Борисова И.А . – зам. директора по УВР, Царьков И.С. – к.т.н. учитель физики, Никифоров Г.Г . – к.п.н., ведущий научный сотрудник ИСМО РАО, зам. председателя предметной комиссии ЕГЭ по физике.

Исполнители Программы

Администрация, педагогический и ученический коллективы, родительская общественность, Управляющий совет, социальные партнеры школы

Научно-методические основы разработки Программы

Создание Программы опирается на ряд государственных документов, в которых отмечены основные пути развития современного образования. Так, в ст. 43 Конституции РФ, в ст. 2 «Принципы государственной политики в области образования» Закона «Об образовании», «Концепции модернизации образования в РФ на период до 2010 года», в документах ЮНЕСКО, отмечается необходимость активного внедрения инновационных образовательных программ, что позволяет их рассматривать как выполнение государственного и социального заказа.

Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы

Этапы

Формы

1. Выявление и обсуждение проблем, возникших при реализации предыдущей Программы развития

2. Обсуждение проекта Программы и внесение корректив.

3. Определение состава рабочей группы по созданию проекта Программы развития школы

4. Разработка проекта Программы развития школы

5. Обсуждение Программы развития школы

6. Утверждение Программы педсоветом. Протокол №1 от 30 08.2006г.

7. Согласование Программы на заседании Управляющего совета. Протокол №2 от 14.11.2007

Педсовет

- в педагогическом коллективе с представителями Исследовательского центра;

- в ученическом коллективе;

- с родительской общественностью.

Заседание НМС

Заседания рабочей группы

Заседания ШМО, заседание Совета школы.

Педагогический совет

Заседание Управляющего совета

Кем принята Программа

Педагогический совет. Протокол №1 от 30. 08.2007г.

Одобрена Управляющим Советом школы. Протокол № 2 от 14.11.2007г.

С кем согласована Программа

С Учредителем – Администрацией г. Подольска в лице Комитета по образованию

Цели и задачи Программы

Цель Программы - создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.

Задачи Программы:

· Анализ учебных программ, адаптация их, в качестве одной из основных целей - развитие информационной культуры и культуры сохранения здоровья (ИККСЗ).

· Развитие системы дополнительного образования с учетом факторов, оказывающих влияние на ИККСЗ.

· Введение в программы повышения квалификации в качестве целей - формирование и развитие ИККСЗ.

· Разработка модели модульного внедрения ИКТ на основе проектной и исследовательской деятельности.

· Расширение круга дополнительных образовательных услуг.

· Проведение систематической работы по участию в сетевых конкурсах, конференциях и олимпиадах, обобщение опыта и организация возможности ознакомления с результатами.

· Организация системы сопровождения и поддержки педагогов, использующих ИКТ с учетом здоровьесбережения.

· Обеспечение возможности использования образовательных услуг глобальных компьютерных сетей.

· Апробация психолого-педагогических способов самоактуализации личности в процессе учебной деятельности.

· Разработка многоуровневой системы баз данных для накопления и хранения педагогического опыта. Использование средств тиражирования и трансляции педагогических разработок.

· Разработка, экспериментальная проверка и организация тиражирования опыта автоматизации документооборота.

· Создание системы мониторинга качества обучения.

· Расширение системы воспитательной работы и дополнительного образования путем развития клубной деятельности по интересам.

Приоритетные направления Программы

I . Образование:

• Обеспечение вариативности содержания, методов, форм, приемов обучения, а также образовательной среды в целом с целью построения личностно-ориентированной системы обучения

• Анализ учебных программ и внедрение модулей использования ИКТ на всех этапах обучения. Внедрение мультимедийной технологии преподавания различных предметов с использованием интерактивных досок.

• Развитие информационной культуры.

• Разработка методических рекомендаций по развитию информационной культуры и культуры сохранения здоровья.

• Создание пяти аудиторий нового поколения: мобильного компьютерного класса, компьютерного лингафонного кабинета, компьютерного кабинета физики, кабинета химии с новым поколением оборудования, замена компьютеров в одном кабинете информатики.

II . Дополнительное образование:

• Создание центра дополнительного образования, основанного на использовании ИКТ.

• Разработка рекомендаций по организации конкурсов, конференций, олимпиад с учетом развития информационной культуры и культуры сохранения здоровья.

• Расширение круга сетевого дополнительного образования и самообразования учащихся через привлечение их к участию в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

• Создание академии «ШАГ» (школа активных граждан).

• Создание центра дополнительных образовательных услуг.

• Расширение научно-исследовательской деятельности автоматизированной школьной обсерватории и астрономического лектория для школ Подольска.

III . Воспитание:

• Создание объединяющей детской общественной организации

• Развитие деятельности клубных сообществ.

• Организация выпуска школьных СМИ.

• Создание психологической службы с использованием научно-обоснованных методик социально-психологической поддержки.

• Развитие системы работы и методических подходов в организации деятельности классных руководителей.

IV . Управление:

• Внедрение единой информационной базы данных школы на основе

программных продуктов фирмы «1С».

• Разработка системы контроля успеваемости с использованием

электронных журналов и школьной базы данных.

• Создание электронной базы данных педагогического опыта.

• Организация взаимодействия с разработчиками программных продуктов на предмет создания реляционных баз, адаптированных к условиям системы образования города для открытого доступа к педагогическому опыту учителей.

• Организация тиражирования как традиционных информационных изданий по предоставлению педагогической информации, так и электронных и сетевых видов презентаций опыта работы педагогов.

V . Информатизация школьного пространства

• Развитие школьной сети и создание публичной точки доступа в интернет.

• Оснащение предметных аудиторий мультимедийным оборудованием и интерактивными досками.

• Создание электронной библиотеки и интернет-библиотеки.

VI . Здоровьесбережение :

• Создание условий для релаксации и восполнения эмоциональных и интеллектуальных ресурсов организма с помощью методик снятия информационного и эмоционального стресса в кабинете психологической разгрузки.

• Создание условий для саморегуляции, самореализации, самоактуализации личности.

• Закаливание детского организма, повышение иммунитета и общего тонуса организма, совершенствование координации движений через занятия аквааэробикой в школьном бассейне.

• Использование оздоровительных сил природы на основе развития различных форм туризма.

• Неукоснительное соблюдение гигиенических факторов.

• Реконструкция школьного стадиона, с заменой покрытий спортивных площадок.

• Строительство электронного школьного тира.

• Создание биологического комплекса с ботаническим садом и живым уголком.

Ожидаемые результаты Программы и индикаторы для оценки их достижения

- позитивная динамика в состоянии психо-физического здоровья обучающихся и учителей.

-увеличение количества обучающихся, занятых в клубах по интересам

- повышение конкурентоспособности и социальной мобильности выпускников школы;

- профессиональный рост педагогов, включившихся в инновационную деятельность;

- увеличение числа призеров олимпиад, творческих конкурсов и научных конференций;

- рост числа детей, участвующих в проектной и исследовательской деятельности;

- рост качества обученности;

- повышение качества учебного материала за счет развития информационной культуры.

Срок действия Программы

2007- 2012 годы

Мероприятия по реализации Программы

№ п/п

Наименование мероприятий

сроки выполнения

Разработка личностно-ориентированных профильных программ

2007 – 2012 гг.

Внедрение мультимедийной технологии преподавания предметов с использованием интерактивных досок

2007 – 2011 гг.

Развитие школьной сети и интернет-сайта, создание публичной точки доступа в интернет и телевидения

2007 – 2009 гг.

Внедрение информационной базы данных школы на основе программных продуктов фирмы «1С»

2007 – 2010 гг.

Разработка системы контроля успеваемости с использованием электронных журналов и базы данных

2007 – 2009 гг.

Создание электронной библиотеки, интернет-библиотеки и библиотеки гипертекстов

2007 – 2008 гг.

Оснащение предметных аудиторий мультимедийным оборудованием и интерактивными досками

2008 – 2009 гг.

Создание астрономического научного общества и астрономического лектория для школ Подольска

2007 – 2008 гг.

Создание четырех аудиторий нового поколения

2008 – 2009 гг.

Внедрение охранной системы видеонаблюдения и контроля
посещаемости

2008 – 2009 гг

Реконструкция школьного стадиона

2008 г

Создание школьного электронного тира и биологического центра ботаническим садом и живым уголком

2009 – 2012 гг.

Структура Программы

1. Паспорт Программы развития.

2. Введение.

3. Информационно-аналитические данные

4. Концепции желаемого будущего состояния школы как системы.

5. Механизм реализации программы

6. Заключение

Приложения.

Ресурсное обеспечение реализации Программы

Доходная часть

1).Поступления на развитие материально-технической базы лицея за счёт платных образовательных услуг.

0 тыс. рубл.

2).Отчисления из муниципального бюджета

1 млн 610 тыс. рубл.

3). Спонсорская помощь, в том числе из средств депутатов городской и областной Думы.

1 млн 200 тыс рубл.

4).Государственная поддержка в рамках национального проекта «Образование».

1 млн. рубл.

ИТОГО

3 млн.

810 тыс. рубл.

Расходная часть

Направления работы по реализации Программы развития

Ресурсы, необходимые для реализации Программы развития

Стоимость

Источники финансирования

Компьютерные технологии в предметных областях знаний

-мультимедийное оборудование школьных кабинетов и актового зала

( 4 проектора с акссесуарами)

-мобильный компьютерный класс

(25 ноутбуков)

-интерактивные доски в кабинеты в 2 кабинета информатики, химии, биологии, географии, (всего 5 штук)

-оборудование L-micro в кабинет химии

Курсы по работе с интерактивными досками

Итого национальный проект:

-Мультимедийное оборудование актового зала

-компьютерный лингафонный кабинет (4 компьютера, 16 мониторов)

-компьютерные приставки в кабинет физики (15 штук)

90 тыс. руб

500 тыс. руб.

250 тыс. руб.

60 тыс. руб

100 тыс. руб

1000000 руб.

60 тыс. руб

120 тыс. руб

50 тыс. руб

Нац.

проект

Нац. проект

Нац. проект

Нац. проект

Нац. проект

Бюджет

Спонсоры

Бюджет

Бюджет

ИТОГО

1 млн

230 тыс. руб.

Физическая культура, охрана здоровья и профилактика заболеваний

-интерактивный компьютерный тир

- реконструкция школьного стадиона

-170 тыс. руб.

- 1млн 640 тыс. руб.

Спонсоры

Бюджет +спонсоры

ИТОГО

1 млн. 810 тыс. руб.

Охранная система видеонаблюдения и контроль посещаемости

- ситема видеонабдюдения

- турникеты (2 шт)

-компьютер

-магнитные карточки для учащихся, преподавателей и обслуживающего персонала

- 70 тыс. руб.

- 80 тыс. руб.

- 11 тыс. руб.

-39 тыс. руб.

Спонсоры

ИТОГО

200 тыс руб.

Информационное обеспечение общественной жизни школы

- веб камеры(10 шт)

-системный блок управления

20 тыс. руб.

50 тыс. руб

Спонсоры

ИТОГО

70 тыс. руб .

Здоровье

сберегающие технологии

Строительство биологического комплекса с ботаническим садом и живым уголком

500 тыс руб.

Спонсоры

ИТОГО

500 тыс руб.

ВСЕГО

3млн

810 тыс. руб.

Объем и источники финансирования Программы

Расчетный объем финансового обеспечения на период реализации Программы развития (2007 – 2012 г.) – 3810000 рублей в том числе:

- отчисления из муниципального бюджета;

- спонсорская помощь, в т.ч. из средств депутатов городской и областной Думы;

- средства, национального проекта «Образование».

Порядок управления реализацией Программы

Организация работы по реализации Программы:

- Управляющий совет школы (принятие нормативных документов по обеспечению программ деятельности и контроль за ходом их реализации);

- директор школы (оперативное управление внедрением программы);

Оценка степени достижения запланированных результатов реализации Программы по состоянию на момент подачи
документов в организационную группу Национального проекта

· начал работу астрономический лекторий для школ г. Подольска;

· расширена компьютерная сеть, связывающая основные подразделения школы и компьютеризированные учебные аудитории;

· высокоскоростная линия Интернета выполненная по технологии ADSL переведена в режим «unlimited»;

· в школе реализована публичная точка доступа в Интернет, работающая по wi-fi технологии;

· полностью обновлен сайт школы http://www.school29.ru/ на домене второго уровня;

· разработаны и внедрены новые учебные программы на базе компьютерных презентаций по ряду предметов: физика 7 кл, астрономия 11 кл.

· в целях подготовки к введению профильного образования по ряду предметов и дальнейшей гуманитаризации образования читаются элективные курсы: «Основы психологии и педагогики» 10-11 кл. к.п.н., председатель комитета по образованию Денисов Б.В., «Познай себя» 5-6 кл. Власенко Н.В., «Физика в играх и экспериментах» к.т.н. Царьков И.С. 5-6 кл;

· в рамках внедрения инновационных технологий в образовательный процесс освоена и успешно применяется методика консультаций преподаватель – ученик в режиме реального времени через интернет на базе ICQ и электронной почты;

· в порядке эксперимента введена накопительная рейтинговая система оценивания успеваемости обучающихся;

· на школьном сайте, в порядке эксперимента, создан раздел электронных журналов успеваемости учеников, с отображением текущего рейтинга и поведения обучающегося, доступный для контроля родителям;

· создан уникальный компьютеризированный кабинет физики для апробирования экспериментальных программ и создания на базе школы муниципального диагностического центра по проведению дополнительных испытаний в рамках ЕГЭ по физике;

· начата работа по внедрению и заполнению единой базы данных школы на основе программного продукта «1С ХроноГраф Школа 2.5Проф»;

· компьютеризированы кабинеты школьной администрации и учебные аудитории: 2 кабинета завучей, кабинет зам.директора по безопасности, кабинет зам.директора по хозчасти, кабинет логопеда, кабинет физкультуры, кабинет начальных классов.

Куда направляется данная версия Программы

Данная версия Программы развития в составе пакета документов МОУ «СОШ №29» направляется в региональную организационную группу по реализации приоритетного национального проекта «Образование».

«Свободный, образованный,

здоровый человек – это главное,

что определяет развитие

страны, ее перспективы»

Д.А.Медведев

2. ВВЕДЕНИЕ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29» - самое молодое образовательное учреждение г. Подольска. Ее двери впервые распахнулись перед учащимися 1 сентября 2000года. За годы творческих поисков педагогического коллектива к 2007 году в школе сформировалась новая концепция образования, направленная на развитие у детей повышенной мотивации к учению, к активному интеллектуальному труду, что позволяет активно внедрять новые педагогические инновации и технологии обучения. Возможность такого развития школы мы связываем, в первую очередь, с традициями семьи, с готовностью родителей учащихся стать активными субъектами образовательного и воспитательного процессов.

Работа педагогического коллектива направлена на:

- апробирование на практике современных образовательных технологий, направленных на предоставление учащимся широкого спектра способов получения знаний;

- поиск принципиально новых форм организации учебных занятий в рамках учебного плана конкретного класса, реализация, идей гуманизации всей системы отношений в образовательном учреждении;

- создание единого информационного пространства школы на основе автоматизированной системы обучения, контроля и администрирования.

Школа представляет собой учреждение с развитыми инновационными направлениями учебно – воспитательного процесса, способными гарантировать учащимся добротное получение знаний не ниже образовательного стандарта, а также обеспечить условия для осознанного выбора профессии.

Изложенные выше задачи и идеи в структурированном виде изложены в программе развития школы. Эта Программа создана творческим коллективом, в который входили представители администрации, учителя школы, Управляющий Совет школы, совета старшеклассников, и является основополагающим документом в жизни школы.

3. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

3.1. Общие сведения о школе и контингенте учащихся

Школа №29 расположена в г. Подольске, в микрорайоне «Ивановский» - в экологически чистом и самом живописном месте города. Это современная школа: все аудитории оснащены видеоаппаратурой, в кабинетах физики, математики, географии, химии, биологии, информатики, астрономии, МХК имеется мультимедийное оборудование, 2 интерактивные доски в кабинетах физики и математики; введён в действие бассейн, где все учащиеся начальной школы проходят курс обучения плаванию и курс аквааэробики. В школе есть тренажерный зал, два спортивных зала, кабинет хореографии. На школьном стадионе имеется футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, теннисные корты. Построена уникальная, полностью автоматизированная астрономическая обсерватория.

За семь лет своей деятельности школа стала центром образования, культуры, спорта, отдыха для детей микрорайона «Ивановское». Ученики нашей школы занимают призовые места в олимпиадах (по математике, физике, истории, обществознанию, русскому языку, иностранному языку, информатике и географии) а выпускники школы поступают в лучшие высшие учебные заведения страны (МГУ, МФТИ, МЭИ, ГУУ и др.) Ежегодно выпускники школы поступают в высшие военные училища страны (Рязанское училище связи, Ленинградское высшее военное училище космических исследований, школа ФСБ). Многочисленные музыкальные, вокальные, хореографические, прикладного искусства и иные кружки и студии школы развивают в ребятах чувство прекрасного, приобщают к великой культуре и истории нашей страны.

В микрорайоне школы имеется ряд учреждений: Детская музыкальная школа №1, ДК «Октябрь», кинотеатр «Родина», центральная библиотека, историко-культурный центр «Ивановское», краеведческий музей, музей профтехобразования, учреждение дополнительного образования туристский клуб «Ирбис» и Центр детского творчества, с которыми учебное заведение активно сотрудничает.

В 2006–2007 учебном году школа прошла лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию и подтвердила свой статус: средняя общеобразовательная школа, получив лицензию и аккредитацию на 5 лет.

Школа сегодня востребована, потому что:

· ученик – главная ценность образовательного процесса;

· коллектив педагогов работает в режиме творческого поиска, фундаментом которого является гуманная философия, педагогика и психология;

· школа создает комфортные условия пребывания детей в учебном заведении;

· обеспечивает высокий уровень преподавания предметов, среди учащихся школы победители предметных олимпиад городского и областного уровня;

· обеспечивает развитие творческих способностей учащихся и возможность выстраивания индивидуальных образовательных траекторий;

· в школе созданы условия для занятий физической культурой и спортом;

· использует инновационные педагогические технологии в обучении;

· осуществляет предпрофильную подготовку и профильное обучение;

· предоставляет возможность получения дополнительного образования, сотрудничает с ВУЗами г. Москвы и г.Подольска.

Школа постоянно находится в состоянии конкурсного состязания, стремится заявить о себе, считая это одним из стимулов творческого развития педагогического коллектива и образовательного учреждения. По итогам городского конкурса «Лучшее учреждение образования» в 2004, 2005,2006 учебных годах – школа была в тройке лучших образовательных учреждений города, а в 2007 году заняла I место среди общеобразовательных учреждений города.

3.2. Структура классов школы

Ступень обучения

Структура классов

Начальное общее образование

2 класса развивающего обучения;

6 классов традиционного обучения с дополнительной подготовкой

Основное общее образование

4 класса с базовой подготовкой;

7 классов с дополнительной подготовкой по предметам естественно-научного цикла (5а,б; 6а,б; 7а,б,в);

1 класс с дополнительной спортивной подготовкой

Среднее (полное) общее образование

3 класса профильных (естественно-научный профиль, социально – гуманитарный профиль, филологический профиль);

2 класса с базовой подготовкой.

3.3. Уровень и направленность реализуемых образовательных программ


3.4. Кадровое обеспечение

С момента функционирования школы сформировался высококвалифицированный, сплоченный, объединенный идеей развития школы педагогический коллектив. Педагогический коллектив школы молод, стабилен. Средний возраст учителя составляет 44,3 года. 77,5% имеют высшее профессиональное образование, 70%- с первой и высшей квалификационной категорией, среди них учителя, имеющие почетные звания и награды

Награждены государственными и отраслевыми наградами – 16 человек

Муниципальными наградами – 23 человека

Имеют звание «Заслуженный работник образования Московской области» - 1 чел.

За период с 2004-2007 годы школа награждена:

- Благодарность Главы города «За успешное решение задач по обеспечению антитеррористической защищенности предприятий и организаций» 2006 год.

- Благодарность Главы города «Победителю конкурса на лучшую цветочную рассаду» 2005,2006 год.

- Почетная грамота «За эффективную деятельность по повышению имиджа муниципальной системы образования города» 2007 год.

- Почетные знаки Губернатора Московской области «Победителю смотра конкурса на самую благоустроенную территорию Московской области» 2004, 2005 год.

Благодарность Главы города Подольска за успехи в организации учебно-воспитательного процесса (2004-2005, 2005-2006, 2006-2007 г.г.);

Благодарность Главы города Подольска за большой вклад в благоустройство города (2006-2007 уч. год);

Благодарственные письма от социальных партнеров школы (Музей профтехобразования г. Подольска, краеведческого музея, ПКССУ, МФПА, ИЭ, ЦДТ);

Благодарственное письмо Государственного астрономического института

им. Штернберга (МГУ) за создание учебной астрономической обсерватории;

Благодарственное письмо «Росучприбора» за участие в выставке «Образовательная среда 2007» и проведение мастер-класса по теме; «Броуновское движение»;

Существенные успехи школа имеет в естественно-научном направлении. Учитель физики и астрономии Царьков И.С. является автором-разработчиком мультимедийного курса астрономии (11 класс), соавтором пособия «Современный кабинет физики», изд-во «Дрофа». Кабинет физики нашей школы признан одним из лучших кабинетов. Царьков И. С. является муниципальным координатором в многофакторном педагогическом исследовании, которое проводит Федеральный институт педагогических измерений, и в котором с 2008 года школа принимает участие. На выставке «Образовательная среда 2007» на ВВЦ учителями физики нашей школы был проведен уникальный мастер-класс по теме «Броуновское движение» с использование мультимедийного оборудования, микроскопа с цифровой камерой и интерактивной доски. Публикация об этом была напечатана в журнале «Физика в школе». Третий год в школе успешно проходит апробация пропедевтического курса «Физика в играх и экспериментах» (5-6 кл.)

Уровень профессионального мастерства учителей постоянно повышается. Доля педагогов, прошедших подготовку в области современных педагогических технологий: 2004-2005 год -25% 2005-2006 год -28% 2006-2007 год -38%.

Администрация владеет компьютером (100%), активными пользователями компьютера являются 67% учителей.

Повышение уровня профессионального мастерства обеспечивается и школой: Это и методические семинары в рамках ШМО. «Развитие познавательной активности учащихся»; мастер-классы «Работа с одаренными детьми», «дифференцированное обучение», публичные отчеты учителей «Проектно-исследовательская деятельность в процессе обучения физики», «Использование компьютерной программы в развитии интеллектуальной способности учащихся», семинары для руководителей общеобразовательных учреждений «Интеграционный и координационный стиль управления адаптивной школой», «Повышение качества знаний учащихся посредством системной дифференциации на всех ступенях обучения»; конкурсы профессионального мастерства различного уровня, эффективно работает «Школа молодого учителя», «институт наставничества».

3.5. Образовательный процесс

3.5.1. Информационно-коммуникативные технологии

Внедрение в учебный процесс принципиально новых технических средств обучения потребовал овладения учителями информационно – коммуникативными технологиями в построении и осуществлении учебного процесса.

В данном направлении в школе имеется позитивный опыт как в работе отдельных учителей, так и циклов по учебным предметам. Уроки физики во всех классах и астрономии проводятся полностью с использованием мультимедийного проектора и интерактивной доски. Внедряется, осваивается использование мультимедийных проекторов в преподавании математики, естествознания, химии, биологии, географии, в начальной школе по предметам: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, математика.

Учителя школы используют в учебном процессе не только готовые обучающие программы на электронных носителях, но и разрабатывают собственные презентации. Математика « Дроби. Проценты»,« Геометрические фигуры и их построение». Алгебра « Иррациональные уравнения и неравенства». Физика раздел « Оптика», « Электричество и магнитные явления», естествознание и биология « Многообразие живых

организмов», «Природные сообщества» Курс астрономии и физики в 7-ых классах полностью читается по собственным разработкам и презентациям учителя.

Диаграмма сравнения использования

информационно- коммуникативных технологий в обучении



Обобщая опыт и наработки учителей, использующих в учебном процессе информационно – коммуникативные технологии, следует отметить выявление положительных, позитивных моментов :

· обучение становится более мобильным;

· расширяются возможности активного вовлечения всех учащихся в учебный процесс;

· содержательная компонента урока становится более наглядной, реально приближённой к объектам Природы и Социума.

Анализ использования информационно – коммуникативных технологий показал повышение качества обученности.

Предметы

Класс ( 2005-2006 уч.г.)

( без использования мультимимедийных средств)

Класс ( 2006-2007 уч.г.)

(с использованием мультимимедийных средств)

География

7»А» кл. – 65 %

8 «А» кл- 71%

Физика

7 «Б» кл – 52 %

8 «Б» кл.- 66 %

Биология

9 «А» кл.- 58 %

10 «А» кл.- 67 %

Естествознание

4 «А» кл – 74 %

5 «А» кл – 86 %


Сравнение качества обученности в 2-3 «Б» классе по двум годам обучения: без использования и с использованием мультимедийных средств

Однако, широкое использование информационных технологий осуществляется только в рамках учебных предметов информатика, естествознание, математика, отсутствует интеграция информационных знаний в другие предметные области.

3.5.2.Здоровьесберегающие технологии

На учащегося и учителя неизбежно ложится большая учебная нагрузка в связи с интенсификацией обучения, что ведет к переутомлению. Учащиеся не владеют методиками восстановления своих сил, вследствие чего страдает их физическое и психическое здоровье.

В наиболее полной мере вся система здоровьесберегающего обучения реализуется в одном из классов школы спортивной направленности. В этом классе две трети учащихся занимаются баскетболом. Педагогическим коллективом созданы необходимые условия: учебный план и расписание уроков позволяют проводить тренировки как в утреннее, так и в дневное время в школьном спортивном зале, а так же на спортбазе «Космос», организовано горячее питание, предусмотрено время для отдыха. Учащиеся данного класса успешно выступает как в Спартакиаде школьников г. Подольска ( 1 место ), так и в районных, и в областных соревнованиях. Петрова Ю., Соловова Т., Гаганова А. являются членами сборной команды Московской области. Кандидат в мастера спорта Ю.Петрова в составе сборной команды Московской области стала чемпионкой России. Все члены женской команды имеют первый взрослый разряд по баскетболу. Учащиеся имеют 100% успеваемость и 50% качества обучения.

В школе создан режим работы, способствующий обретению ортобиотических навыков поведения школьников.

Однако, в условиях комплексной информатизации мы пока не обеспечиваем учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения, не формируем необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, слабо учим использовать полученные знания в повседневной жизни с помощью подготовленного учителя по вопросам ЗОЖ.

Овладение информационной, здоровьесберегающей культурой слабо подкреплено использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности учителей.

3.5.3. Инновации в учебном процессе

Внедрение высоких стандартов образования в области математики, естественных наук являются прочной основой глобального инновационного общества.

В основу естественно-научного образования в нашей школе положены принципы познавательной самостоятельности и активности учащихся, творческого овладения «готовым знанием». Экспериментальное исследование в такой системе преподавания физики становится краеугольным камнем процесса познания.

В настоящее время в школе читается экспериментальный курс физики по программе, разработанной коллективом, возглавляемым В.Г.Разумовским. Для полноценной реализации замысла авторов оказалось необходимым решение двух задач. Во-первых, курс является полностью мультимедийным и построен на основе игровой технологии преподавания. Во-вторых, принципиально новое устройство школьного кабинета физики. Поскольку экспериментальные исследования проводятся учениками почти на каждом уроке, то все используемое для этого оборудование переместили из лаборантской в каждый учебный стол. «Столы-лаборатории» были разработаны к.п.н., ведущим научным сотрудником лаборатории физики ИСМО РАО Г.Г. Никифоровым. Такой кабинет, оснащенный мультимедийным комплексом, интерактивной доской, видеокамерой для демонстрации экспериментов и аудиторными компьютерами для проведения компьютерных лабораторных работ, был создан в 2007 году.

В школе в течение пяти лет читается мультимедийный экспериментальный курс астрономии, на основе программы д.ф-м.наук, профессора МГУ А.В.Засова, рассчитанной для XI класса школ и классов с углубленным изучением физики и астрономии. Каждый урок этого курса включает компьютерную презентацию, написанную в программе Microsoft Power Point;

Благодаря современным техническим средствам появилась возможность автоматизировать этап наблюдения и включить его в учебный процесс. Поэтому возникла идея создания полностью автоматизированной школьной обсерватории, в которой все управление инструментами и приборами, а также обработка информации осуществляется с помощью компьютера, в режиме реального времени. Наблюдения при этом могут проводиться непосредственно из учебной аудитории с использованием мультимедийных средств отображения информации.

Такая автоматизированная обсерватория была создана в 2006 году.

Правовым, а стало быть, и справедливым государством может быть только такое, где и власть и общество хорошо знают и уважают законы своей страны . В условиях гражданского общества, которое мы стремимся создать, существует приоритет личности. Мы учим применять на себя опыт, накопленный человечеством. Задачи учителя подвести ученика к пониманию того, что история, право, обществознание, окружающий мир – это обобщенный опыт человечества, опыт, которым мы должны научиться пользоваться.

Учитель так организует процесс обучения на уроке, что школьник становится не сторонним наблюдателем исторического процесса, а ощущает себя современником событий и явлений, о которых идет речь, идентифицирует себя с людьми изучаемой эпохи, понимая их ментальность, вместе с ними радуется и страдает, одним словом, он «проживает» изучаемую эпоху так, как актер проживает на сцене жизнь своего героя.

Наши учителя творчески подходят к решению этих задач, используя разные формы и методы:

* Проектная деятельность. Темы: «Современная молодежь и ее интересы», «Культура современной молодежи» и т.д.

* Лабораторные социологические исследования

* Ролевые игры. Темы: «Избирательная кампания», «Выборы в Госдуму» . * Круглые столы, конференции. Темы: «Была ли неизбежна революция 1917 года в России?», «Глобальные проблемы современности»

* Учебные игры. Темы: «Купеческие династии».

Проводя такие уроки, учитель преследуют цель научить детей стремлению жить для других, для общества, во имя идеи.

В 2006 году - школа участник эксперимента по направлению «История Московской области» , 7-8 классы. Целью эксперимента является изучение и использование исторического опыта для определения личных целей, ценностей, решения своих жизненных проблем.

Главное направление филологической программы – проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, сосредоточение внимания учеников на словесном материале художественного текста, на образах персонажей и их речи. Коллектив словесников нашей школы разработал программу культуры речи, которая предполагает следование нормам литературного языка, умение обеспечить точность, доходчивость, ясность речи, умение отбирать словесные средства для общения.

В 2007 году начала работать муниципальная экспериментальная площадка «Русское речевое общение» в 10-11-х классах, на базе которой создано научное общество учащихся «Юный лингвист», где старшеклассники занимаются разработкой таких тем как, «Гармония чувства и слова в лирике С. Есенина», «Язык поэзии Владимира Высоцкого», «Народный, солдатский язык поэмы А.Твардовского «Василий Теркин», «Изобразительные средства пословиц и поговорок» и др.

Ученик 9-го класса Герасимов Никита в 2007 году занял первое место в городском конкурсе научно-исследовательских работ по русскому языку. Его работа «Военные термины в произведениях Михаила Лермонтова и Льва Толстого», представленная в виде мультимедийной презентации, была признана лучшей в городе.

Развивающее обучение в начальной школе

Учителя начальных классов школы широко используют в обучении исследовательский метод как способ развития у учащихся логического мышления, навыков сопоставления, анализа, сравнения. Так на уроках курса «Окружающий мир» дети проводят практические работы по темам: «Почва. Состав почвы», «Наблюдение одноклеточных водорослей под микроскопом», опыты «Сколько в воздухе кислорода?», «Как летает самолет?», «Испарение воды листьями» и др. Эти формы работы позволяют ребятам приоткрыть дверь в огромный мир природы, почувствовать себя исследователями.

На уроках русского языка и математики поисковые методы способствуют вовлечению в активный учебный процесс всех учащихся, развитию у учащихся наряду с предметными знаниями коммуникативных навыков, умения слушать, осуществлять самооценку действий. Дети самостоятельно формулируют возникшую проблему и предлагают пути ее решения. Возникает обсуждение, дискуссия, в ходе которой ученики «открывают» новые знания. Особенно актуально это при изучении тем: «Способы внетабличного сложения и вычитания» (1-2 класс), «Умножение и деление» (2-4 класс), «Решение задач на движение» (3-4 класс), «Падежные окончания различных частей речи» (3-4 класс), сочинения по аналогии и личным впечатлениям (развитие речи). Все это повышает качество усвоения материала, помогает легче адаптироваться к изменениям социума и успешно продолжать обучение в средней школе.

3.6. Результативность работы школы по внедрению инновационных технологий

Использование современных подходов в обучении в соответствии с направлениями и задачами развития образования, дает позитивные результаты и тенденции развития учебного процесса.

Сравнение качества обученности по ступеням обучения и по годам.

Год обучения

Начальная

школа

Основная

школа

Средняя

школа

В целом по школе

2004-2005

79,4%

39,2%

37,3%

50,24%

2005-2006

79,2 %

39,5 %

38,8%

50,5%

2006-2007

79,8 %

50 %

39 %

52,1%

Медалисты школы

Учебный год

Золотая медаль

Серебряная медаль

Всего медалистов

% от выпуска

2004 - 2005 уч.год

0 уч-ся

5 уч- ся

5 уч-ся

8,62%

2005 - 2006 уч.год

5 уч-ся

3 уч -ся

8 уч-ся

10,70%

2006 - 2007 уч.год

0 уч-ся

4 уч-ся

4 уч-ся

6,80%

Участие обучающихся в олимпиадах.

Доля обучающихся участвовавших в областных олимпиадах – 1,4% , региональных – 0,8%, российских – 0,2%.

Учащиеся школы ежегодно участвуют в городских предметных олимпиадах, показывая хорошие результаты и занимая призовые места.

Учебный год

Предметы

Количество

учащихся

Класс

Достижения

( места, награды )

2004 – 2005 уч.г.

Физкультура

Право

1

1

11 класс

11 класс

2 – е место

3 – е место

2005 – 2006 уч.г.

Естествознание

ИЗО

История

1

1

1

4 класс

7 класс

9 класс

3 – место

1- е место

2 – е место

2006 – 2007 уч.г.

История

Право

Физика

География

Естествознание

Естествознание

Русский язык

Русский язык

1

2

1

1

1

1

1

1

9 класс

9 класс

9 класс

7 класс

5 класс

6 класс

9 класс

11 класс

1 – е место

2 –е, 3 –е места

1 – е место

2 – е место

1 – е место

1 – е место

2 – е место

1 – е место

Ученики школы принимают активное участие в конкурсе « Ученик года». В 2005 – 2006 уч.году финалистом конкурса стала выпускница 11 – го класса Федорова Мария. В 2006 – 2007 уч.году вышла в финал и заняла 2 – е место выпускница 11 – го класса Вуйчик Дарья .

Одним из направлений учебного процесса, в котором реализуются задачи развития у обучающихся предметного интереса, расширения и углубления знаний, осуществления личностно-ориентированного подхода, обеспечения возможности проявления индивидуальности, самореализации учащихся, является проведение в школе декад, обучающих конференций и др.

Декады проходят по всем предметам и охватывают учащихся всех классов и параллелей. В программе декад представлены различные формы и тематика с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Решению вопросов качества образования, личностно – ориентированной направленности его способствует проведение ученических конференций.

Тематика конференций так же различна, зависит от предметно-тематической направленности, посвящается отдельным событиям, датам, личностям.

3.7. Система воспитательной работы

Воспитательная работа школы – это целостный организм, который соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы – обучающую и воспитывающую, интегрируя таким образом все педагогические воздействия, идущие на ребенка, в целостный воспитательный процесс. В основе системы воспитательной работы школы заложен принцип коллективности воспитания, а современная трактовка принципа коллективности предполагает, что воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа (клубных сообществах), дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и саморегуляции, а в целом – для приобретения опыта адаптации в обществе.

Основные задачи воспитательной работы школы можно определить так:

· становление и развитие творческой личности;

· создание образовательной среды, способствующей воспитанию социально адаптированной личности;

· создание условий для самореализации личности учащегося и подготовки к будущей жизни в обществе;

· воспитание гражданина - патриота своей страны;

· формирование полноценной, насыщенной, развивающей среды общения детей со сверстниками;

· создание условий для полноценного общения, возможности для сотрудничества и коллективной работы.

Воспитательная работы в школе ведется по следующим направлениям:

· патриотическое воспитание;

· нравственно-эстетическое воспитание;

· экологическое воспитание;

· трудовое воспитание;

· правовое воспитание;

· спортивно-оздоровительное воспитание;

· профориентационное воспитание.

Одним из средств развития системы воспитательной работы в нашей школе является цикл ключевых творческих дел. Годовой цикл праздников, творческих дел отражён в проекте «Традиции школы» , который формирует идеи творчества и успеха, обогащает школьную жизнь новыми событиями при сохранении традиционных, создаёт условия для реализации творческого потенциала и возможностей всех участников образовательного процесса.

Проект «Традиции школы» - постоянный проект, которая реализуется на основании плана на каждый учебный год, связан с другими проектами

(в том числе и краткосрочными).

Из наиболее значимых постоянных (традиционных) дел можно назвать:

· День знаний;

· День учителя (каждый год меняются формы проведения);

· Новогодние и рождественские праздники;

· Слеты активов классов;

· Сладкая ярмарка;

· Акции «Подарок русскому солдату», «Подарок ребенку», «Спеши творить добро!», «Чистый город», «Георгиевская ленточка» - это благотворительные и трудовые акции;

· Театральный фестиваль;

· Интеллектуальные марафоны;

· Праздник «Последний звонок»;

· Вахта памяти, Неделя памяти и многое другое.

С проектом «Традиции школы» связан проект «Радуга творчества» , который:

· формирует культуру межличностных отношений;

· создаёт ситуацию выбора;

· создаёт ситуацию конкурентности;

· раскрывает творческие возможности и способности детей;

· позволяет детям апробировать социальные роли и позиции в соревнованиях, конкурсах и прочее.

В последние годы внедряются в школьную жизнь новые конкурсы и традиции, например,

«Праздник осени», «День успехов», марафон «Хочу все знать!», конкурс «Безопасное колесо» и. т.д.

Анализируя реалии современной жизни, мы пришли к необходимости создания проекта «Все люди на большой планете должны всегда дружить!» , который помогает подросткам в социальной адаптации в современной действительности, помогает выработать устойчивые стереотипы социального поведения, адекватного отношения к себе и обществу, взаимодействия, основанного на бесконфликтности и ненасилии.

Предметом особого внимания в системе воспитательной работы школы стало формирование детской организации, более того, школьное самоуправление относится к числу наиболее актуальных проблем современного образования.

Основным принципом этого процесса должна быть инициатива, идущая снизу, то есть от самих учащихся.

Жизнь хорошей школы насыщена событиями. В нашей школе сложились традиции общих праздников, “ключевых дел”, КТД. Чтобы деятельность школы была небезразлична учащимся, подготовку, реализацию, рефлексию событий школьной и классной жизни необходимо было передать в руки школьников в процессе самоуправления.

Органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм детского саморазвития и требует отдельных условий, которые созданы в школе:

1. Наличие личностно и социально значимой деятельности, в которой дети могли бы удовлетворить свои психосоциальные потребности: потребности в общении, в признании, в принадлежности, в самоутверждении, самоопределении, самопроявлении.

2. Присутствие и поддержка взрослых, взаимоотношения поколений, через которые и передаются социальный и исторический опыт, достижения культуры.

3. Социально-ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые, в сущности, и воспитывают.

Какие области школьной жизни поручить детскому коллективу, решает педагогический коллектив школы. Это следующее:

· Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники, коллективно-творческие дела.

· Заседания клубов, пресс-конференции, встречи.

· Деятельность школьной прессы: газеты, радио.

· Спорт и спортивные мероприятия.

· Производственная деятельность: общественно полезный труд на пришкольном участке.

· Ремонт, уборка школьных помещений, территории, самообслуживание в столовой.

· Реальное участие в организации дней самоуправления, ученических конференций, в составлении плана работы школы, в предоставлении возможности детям поверить в то, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации и педагогов.

· Деятельность ученических органов правопорядка.

Большую роль в воспитательной системе мы отводим работе с родителями. Взаимодействие с родителями в нашей школе носит характер «встречного» движения, которое совпадает по своей направленности и целевым установкам, по формам организации совместных дел и праздников. Данное обстоятельство помогает избегать глубоких конфликтов между школой и родителями. Более того, родители всё чаще с пониманием (а часто и с воодушевлением) воспринимают все изменения, происходящие в школе. Родители участвуют в проведении классных часов, походах, спортивных и творческих мероприятиях.

Система воспитательной работы школы - открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения её задач. Ее можно представить не только как процесс или деятельность, но и как общение.

Внешние связи нашей школы широки и разнообразны. Школа сотрудничает с теми учреждениями, которые могут быть полезны ей в повышении уровня образования и воспитанности учащихся.

Показателем эффективности воспитательной работы является и постоянно развивающееся дополнительное образование учащихся. В настоящее время в школе открыто 27 кружков, секций, курсов для внеурочной деятельности учащихся.

Эффективность воспитательной системы школы зависит от четырех факторов, которые есть в школе:

1. педагогические кадры - генератор и организатор воспитательных идей школы;

2. сами дети, являющиеся субъектом системы воспитания, открытые всему новому, творческие и стремящиеся к познанию;

3. родители, действующие заодно со школой;

4. окружающая среда, социум, социальные партнёры школы.

Показателем эффективности работы по воспитанию подрастающего поколения в школе могут служить следующие показатели:

· мониторинг различных направлений системы воспитательной работы

(см. приложение 2);

· активное участие учащихся школы в внешкольных городских, областных, международных мероприятиях (см. информационную карту);

· высокий показатель призовых мест в городских фестивалях и конкурсах

(см. информационную карту);

· высокая активность учащихся школы во внеклассных мероприятиях

(см. приложение 2);

· положительные отзывы учащихся школы и их родителей о системе воспитательной работы в школе и проводимых в школе мероприятиях

(см. приложение 2);

· отсутствие учащихся, состоящих на учете в ОДН (см. приложение 2);

· большой охват учащихся кружковой работой (см. приложение 3).

4. КОНЦЕПЦИЯ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЫ КАК СИСТЕМЫ.

В основе концепции лежит кредо педагогического коллектива, включающие такие положения, как признание:

· ценности и уникальности личности (самоценности и индивидуальности каждого ребенка, педагога или любого человека);

· приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;

· необходимости ориентации на зону ближнего развития каждого ученика;

· права на субъективность и субъектность ребенка по отношению к учебно-воспитательного процесса (свобода выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни).

Наша школа - это массовая общеобразовательная школа, где должно быть место каждому ребенку вне способностей и склонностей. Это школа разноуровневая и многопрофильная, предполагающая реализацию различных образовательных программ. Такая модель является одним из сложных типов учебных заведений с огромным комплексом разнородных педагогических задач. Во главу угла школа ставит физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся, организуя учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить своевременную диагностику и коррекцию, систематическую медико-психологическую помощь непосредственно в школе.

Поэтому в качестве цели следует определить создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.

Задачи программы:

1. Совершенствование содержания и технологий образования

· Проанализировать учебные программы, адаптировать их, включив в качестве одной из основных целей - развитие информационной культуры.

· Разработать модели модульного внедрения ИКТ на основе проектной

и исследовательской деятельности.

2. Развитие системы здоровьесбережения

· Проанализировать учебные программы, адаптировать их, включив в качестве одной из основных целей - культуры сохранения здоровья.

· Подобрать и апробировать психолого-педагогические способы самоактуализации личности в процессе учебной деятельности.

3. Развитие системы дополнительного образования

· Расширить круг дополнительных образовательных услуг.

· Развить систему дополнительного образования с учетом факторов, оказывающих влияние на развитие информационной культуры и культуры сохранения здоровья (ИККСЗ).

· Наладить систематическую работу по участию в сетевых конкурсах, конференциях и олимпиадах, обобщение опыта и организация возможности ознакомления с результатами.

4. Повышение эффективности воспитательной работы

· Расширить систему воспитательной работы и дополнительного образования путем развития клубной деятельности по интересам.

5. Повышениеэффективности управления и ресурсного обеспечения

· Создать систему мониторинга качества обучения.

· Разработать, экспериментально проверить и организовать тиражирование опыта автоматизации документооборота.

· Ввести в программы повышения квалификации в качестве целей - формирование и развитие ИККСЗ.

· Организовать систему сопровождения и поддержки педагогов, использующих ИКТ с учетом здоровьесбережения.

· Разработать многоуровневую систему баз данных для накопления и хранения педагогического опыта. Наладить использование средств тиражирования и трансляции педагогических разработок.

· Обеспечить возможность использования образовательных услуг глобальных компьютерных сетей.

Миссия школы состоит в обеспечении согласованных интересов воспитанника и интересов общества, реализации функции социальной мобильности, что предусматривает:

· Получение основного и общего (полного) среднего образования каждым учеником на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности;

· Утверждение социального оптимизма;

· Содействие ученику в адаптации к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворение образовательных потребностей учащихся, родителей, города.

Из чего состоит система гарантий качественного образования в нашей школе:

1. Обеспечить каждому ученику по каждому предмету высококвалифицированного преподавателя.

2. Проводить процесс обучения в современных высокотехнологичных условиях, с тем чтобы максимально экономить и эффективно использовать время ученика и учителя.

3. Организовать уважительные по отношению к ученику культурно-бытовые условия в школе.

4. Создать психологически здоровую, эмоционально-комфортную среду общения со сверстниками.

Для реализации данной модели весьма важна совокупность идей концепции педагогической поддержки , «помогающих отношений», прозрачности общения педагога и ребенка и педагогической инверсии. Сущность педагогической поддержки мы понимаем как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов обучении, самовоспитании, обучении, образе жизни. «Помогающие отношения» основываются на принятии другого человека как индивида, имеющего ценность, а также глубинном понимании, которое дает возможность видеть личный опыт человека с его позиции.

4.1. Школьное сообщество

Школьное сообщество характеризуется особыми отношениями и коммуникациями между людьми. Существенной характеристикой отношений, которые мы хотим создать в нашей школе являются возможность рефлексивного обсуждения актуальных проблем совместной деятельности. Мы хотим сохранить и развить элементы той самобытной, повседневной, обыденной, стихийной культуры, которая у нас сложилась. Школьный коллектив у нас предназначен для реализации сущностных сил человека, способ осуществления самостоятельности, свободы, активности и творчества всех его членов. Формирование культуры членов коллектива происходит путем их саморазвития, взаимообогащения, основанного на общении.

Дополнительное образование детей предназначено для предоставления возможностей школьникам выбора занятий по интересам, создание любительских объединений.

4.2. Основное образование.

В условиях реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе обеспечивается вариативность содержания, методов, форм, приемов обучения, а также образовательной среды в целом. Дифференцированное и индивидуализированное обучение предполагает, что учитель ставит ученика не в позицию объекта, а в позицию полноправного субъекта учения; групповая работа в школе сочетается с индивидуальной. Только знание индивидуальности каждого обеспечивает построение личностно-ориентированной системы обучения. Необходимо сначала изучить, раскрыть эту индивидуальность, а затем определить структуру, в рамках которой она будет наиболее оптимально развиваться.

При формировании образовательной среды администрация школы руководствуется определенными технологическими условиями, а именно:

· Содержание и характер образовательной среды должны не только соответствовать актуальному уровню, но и быть ориентированными на зону ближайшего развития каждого ученика;

· Организация деятельности ребенка в образовательной среде должна обеспечивать комфортность в обучении, учитывать индивидуальные особенности учащихся;

· Организация работы педагогов должна обеспечить возможность их профессионального роста, самореализации.

В условиях отсутствия интеграции информационных знаний в предметные области филология, обществознание, искусство, необходимо сформировать образовательно-информационную среду на основе интеграции информационных и коммуникационных технологий в УВП за счет усовершенствования традиционных решений и использования инновационных технологий.

Использование фондов медиатеки и сетевых образовательных ресурсов происходит бессистемно. Эффективность электронных образовательных продуктов в большей степени зависит от используемых педагогических технологий. Мы хотим раскрыть педагогический потенциал электронных средств обучения, создать предпосылки к разработке новых, адаптированных к учебному процессу электронных и сетевых средств обучения и самообразования.

4.3. Дополнительное образование

Дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, разным материалом и по-разному. Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей), общества и государства, причем в сторону превышения насущно необходимого.

Отличие дополнительного образования от общего школьного проявляется как в его содержании, так и в способах освоения. Дополнительная образовательная программа создается как методическое обеспечение образовательного процесса группы детей, состав которой определяется наличием у них той или иной образовательной потребности, что может быть связано как с возрастными особенностями, так и с ценностями социальной, этнической, субкультурной группы, индивидуальными интересами и возможностями.

Дополнительное образование является также базой для формирования досуговых предпочтений – хобби, что должно рассматриваться как расширение пространства самореализации личности, как способ повышения качества жизни. Сегодня мы сталкиваемся с непониманием учащимися роли самообразования и неумение пользоваться необходимыми источниками информации. Необходимо расширить представление о возможности реализации личностного потенциала учащихся на основе принципов самоорганизации, саморазвития и самообразования.

4.4. Индивидуальная психолого-педагогическая помощь

Индивидуальная психолого-педагогическая помощь подразумевает внешнее действие, которое придает (актуализирует, компенсирует и т.д.) ресурс, недостающий в некоторой конкретной ситуации. Содержательно индивидуальная психолого-педагогическая помощь включает:

· Информационную помощь – обеспечение учащихся информацией, отсутствие которой создает проблемы в развитии и межличностных отношениях воспитанников;

· Интеллектуальную помощь – формирование способов разрешения индивидуальных проблем в общении и развитии;

· Эмоционально-волевую помощь – создание благоприятной атмосферы, поддерживающей самооценку и самоотношение учащихся.

В школе пока не отработаны технологии здоровьесберегающей деятельности применительно к классно-урочной системе обучения. Необходимо повысить человековедческую компетентность современного педагога через овладение психолого-педагогическими методами и приемами обучения, способствующими здоровьесбережению школьников.

4.5. Управление школой

В настоящее время отсутствует система мер, обеспечивающих повышение качества и эффективности внутришкольного управления на основе ИКТ. Коллективу школы необходимо решить целый комплекс задач, связанных с автоматизацией и компьютеризацией всех видов школьной деятельности. А этого можно достичь только на пути создания единой информационно-аналитической базы данных, с помощью которой будет осуществляться как процесс обучения, так и процессы контроля и управления. В программе развития запланировано создание единого информационного пространства школы – автоматизированной системы обучения, контроля и администрирования. Система работает в реальном режиме времени. Весь комплекс задач по созданию и внедрению единой базы данных, стоящих перед школой разбит на восемь основных функциональных блоков, которые будут реализовываться поэтапно согласно утвержденному сетевому графику.



- компьютерные технологии в предметных областях знаний .

В настоящее время в школе девять кабинетов оборудованы мультимедийными комплексами, уроки в них проводятся в режиме компьютерных презентаций. Технология преподавания предметов в режиме компьютерной презентации с использованием интерактивной доски в настоящее время считается наиболее перспективной и новаторской. Поэтому в программе развития школы запланировано внедрение такой технологии во всех предметных областях знаний.

За программное обеспечение данной технологии отвечает первый функциональный блок, который построен на платформе "1С:Образование 3.0" и представляет из себя систему программ для поддержки образовательного процесса. Образовательные комплексы содержат в себе разнообразные наглядные, справочные, тестовые и другие материалы. На настоящий момент на платформе "1С:Образование" разработаны образовательные комплексы серии "1С:Школа" практически по всем школьным курсам.

.- управление учебно-воспитательным процессом;

В втором функциональном блоке используются две конфигурации «1С ХроноГраф Школа 2.5ПРОФ» и «1С ХроноГраф 3.0 Мастер». Для планирования и организации учебно-воспитательного процесса используется информационный блок «Учебный процесс» из конфигурации «1С ХроноГраф Школа 2.5ПРОФ», в которой формируется: список предметов рабочего учебного периода, учебный план, распределение нагрузки, распределение нагрузки групп второй половины дня, осуществляется формирование и ведение классных журналов.

Для составления расписания используется конфигурация «1С: ХроноГраф 3.0 Мастер». Уже сейчас расписание занятий с вносимыми изменения оперативно переносится на сайт школы в раздел «Учебный процесс» и доступно, как для учеников, так и для учителей.

- контроль качества обучения и данные статистики .

Третий функциональный блок работает с конфигурацией «1С ХроноГраф Школа 2.5Проф». Для контроля качества обучения планируется дописать к типовой конфигурации ряд модулей для расчета средних баллов учеников по всем предметам, расчета рейтинга обучающихся с учетом текущего тренда.

Данные о текущих, средних оценках и рейтингах переносятся электронные журналы интернет-сайта школы, где с ними могут ознакомиться родители учеников. Система электронных интернет журналов устроена так, что родители имеют доступ только к данным по своему ребенку и к среднестатистическим показателям для сравнения качества учебы обучающегося.

Статистические данные по классам, параллелям, предметам и преподавателям также формируются по запросу администратора и становятся доступными администрации учебного заведения.

- административно-хозяйственное управление учреждением;

Четвертый программный блок базируется на конфигурациях «1С ХроноГраф Школа 2.5ПРОФ» и «1С: ХГ Тарификация для Бухгалтера». Конфигурация «1С ХроноГраф Школа 2.5ПРОФ» - это многофункциональная система, которая предоставляет возможности для создания базы данных образовательного учреждения, автоматизации кадровой работы, систематизации данных об учащихся, администрирования учебно-воспитательного процесса, поддержки содержания образования, автоматизации финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

Программа «1C:ХроноГраф Тарификация для Бухгалтера» предназначена для комплексной автоматизации тарификационной документации в точном соответствии с особенностями формирования бюджета образовательного учреждения.

- информационное обеспечение процессов обучения и развития учащихся.

Этот информационный блок базируется на конфигурации «1С: Школьная библиотека» - системе комплексной автоматизации всей технологической цепи работы школьной библиотеки.

В программе развития запланировано создание в школе полноценной интернет-библиотеки. Уже сейчас в читальном зале школьной библиотеки установлены компьютеры с высокоскоростным выходом во всемирную сеть. В дальнейшем будет создана интернет библиотека в виде каталога URL-адресов и в виде раздела «интернет-библиотека» на школьном сервере, где будут накапливаться интернет ресурсы, постоянно необходимые в учебном процессе как обучающимся, так и педагогам.

Планируется для информационного обеспечения обучающихся использовать и школьный интернет-сайт. Уже сейчас в разделе сайта «Учебный процесс» выложены материалы необходимые для подготовки учеников к урокам. Пока это два раздела: «Лабораторные работы по физике» и «Экспериментальный курс астрономии» (см. Приложение 2).

- охрана здоровья, профилактика заболеваний и физическая культура.

Автоматизированная система позволяет вести централизованный контроль и столь важной сферы деятельности учебного заведения как охрана здоровья детей.

Для этого используются такие конфигурации как «1С ХроноГраф Школа 2.5Проф» и «1C: Школьное Питание ПРОФ». В «1С ХроноГраф Школа 2.5Проф» в личной карточке ученика есть специальная закладка, куда вносятся все прививки, данные о хронических заболеваниях, пропущенных по болезни учебных днях и т.д. По этим данным формируются как среднестатистические данные о состоянии здоровья обучающихся, так и данные по каждому ученику в отдельности. Программный продукт "1С:Школьное питание ПРОФ" предназначен для организации автоматизированного учета питания.

- охранная система видеонаблюдения и контроль посещаемости.

Существующая в школе система охраны на настоящий момент уже не удовлетворяет современным требованиям, предъявляемым к данной сфере деятельности учебного заведения. Будущая охранная система кроме традиционных функций «открывания-закрывания дверей» и «тревожной кнопки» будет оснащена системой непрерывного видеонаблюдения за школьным зданием и школьным двором. Это позволит в значительной мере сократить акты вандализма, усилить контроль на предмет террористической опасности и предотвращать возможные правонарушения на территории школы.

- информационное обеспечение общественной жизни школы .

. Чтобы уметь динамично ориентироваться в ситуации, оперативно принимать нужные решения, и что самое главное вовремя доводить их до школьной аудитории, необходимы новые технические решения. В программе развития школы мы остановились на двух направлениях распространения информации.

Первое направление предназначено только для школьного сообщества и представляет собой телеконференцию, когда информация до учащихся доводится с помощью школьного телевидения, как в прямой трансляции, так и в записи телевизионных новостей и передач. Телевизорами оборудованы все кабинеты школы, телевизионный сигнал передается по антенному кабелю, который заведен в каждую школьную аудиторию.

Второе направление получения информации о школьной жизни может использоваться всеми желающими, так как эта информация поступает через школьный сайт. Кроме того, в школе будет реализована публичная точка доступа в интернет по vi-fi технологии, постоянно доступная для всех обучающихся. Сайт выполняет четыре основные функции: информационную, образовательную, воспитательную и общения. Он предназначен для учеников, учителей и родителей, и обеспечивает оперативную связь и обмен информацией между этими категориями. Кроме таких стандартных закладок меню на сайте присутствуют такие новые разделы как «учебный процесс» и «журнал».

Раздел «учебный процесс» будет выполнять образовательную функцию. В нем будут выставлены экспериментальные курсы, компьютерные презентации, лабораторные работы – все, что помогает ученикам в подготовке к урокам.

«Журнал» успеваемости позволит родителям следить за успеваемостью и рейтингом своего ребенка, получать оперативно информацию о поведении учащегося.

5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

5.1. Приоритетные направления развития школы .

Весь комплекс методических средств, компьютерных программ, технического оборудования, строительных и монтажных работ, который необходимо создать чтобы реализовать замысел программы, а именно погрузить всех участников образовательного процесса в принципиально новое единое информационное пространство школы, в котором заработают качественно иные механизмы образования, управления и контроля разбит на 6 направлений:

I . Образование:

• Обеспечение вариативности содержания, методов, форм, приемов обучения, а также образовательной среды в целом с целью построения личностно-ориентированной системы обучения;

• Анализ учебных программ и внедрение модулей использования ИКТ на всех этапах обучения. Внедрение мультимедийной технологии преподавания различных предметов с использованием интерактивных досок;

• Широкое использование методов проектов и исследований.

• Разработка методических рекомендаций по развитию информационной культуры и культуры сохранения здоровья.

• Создание четырех аудиторий нового поколения: мобильного компьютерного класса, компьютерного лингафонного кабинета, компьютерного кабинета физики, кабинета химии с новым поколением оборудования.

II . Здоровьесбережение :

• Создание условий для восполнения физических ресурсов через специальные упражнения (ограниченные возможностями урока).

• Восполнение эмоциональных и интеллектуальных ресурсов организма с помощью методик снятия информационного и эмоционального стресса.

• Создание условий для саморегуляции, самореализации, самоактуализации личности.

• Использование средств двигательной активности.

• Использование оздоровительных сил природы.

• Неукоснительное соблюдение гигиенических факторов.

• Реконструкция школьного стадиона, с заменой покрытий спортивных

площадок.

• Строительство электронного школьного тира.

• Создание биологического комплекса с ботаническим садом и живым

уголком.

III . Воспитание:

• Создание объединяющей детской общественной организации

• Развитие деятельности клубных сообществ.

• Организация выпуска школьных СМИ.

IV . Дополнительное образование:

• Создание предметных курсов дополнительного образования, основанных на использовании ИКТ.

• Разработка рекомендаций по организации конкурсов, конференций, олимпиад с учетом развития информационной культуры и культуры сохранения здоровья.

• Расширение круга сетевого дополнительного образования и самообразования учащихся через привлечение их к участию в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

• Создание академии «ШАГ» (школа активных граждан).

• Создание центра дополнительных образовательных услуг.

• Расширение научно-исследовательской деятельности автоматизированной школьной обсерватории и астрономического лектория для школ Подольска.

V . Управление и ресурсное обеспечение:

• Внедрение единой информационной базы данных школы на основе

программных продуктов фирмы «1С».

• Разработка системы контроля успеваемости с использованием

• электронных журналов и школьной базы данных.

• Организация перевода педагогического опыта в электронный вид и заполнение баз данных педагогического опыта.

• Организация взаимодействия с разработчиками программных продуктов на предмет создания реляционных баз, адаптированных к условиям системы образования города для открытого доступа к педагогическому опыту учителей.

• Организация тиражирования как традиционных информационных изданий по предоставлению педагогической информации, так и электронных и сетевых видов презентаций опыта работы педагогов.

• Развитие школьной сети и создание публичной точки доступа в интернет.

• Оснащение предметных аудиторий мультимедийным оборудованием

и интерактивными досками.

• Создание электронной библиотеки и интернет-библиотеки.

Каждое направление решает определенные задачи из общего программного списка, имеет свои временные рамки, свой бюджет, планируемые источники финансирования и ответственное лицо, отвечающее за их выполнение.

5.2. Сетевой график реализации мероприятий Программы развития.

Реализация мероприятий программы развития завязана в жесткий сетевой график и только при своевременном и качественном выполнении предыдущих пунктов возникают условия для реализации последующих.

Наименование мероприятий

Года

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

1

Разработка личностно-ориентированных профильных программ

2

Внедрение мультимедийной технологии преподавания различных предметов

3

Создание классов нового поколения: физика, химия, лингафонный кабинет, мобильный класс ноутбуков

4

Создание предметных курсов дополнительного образования, основанных на использовании ИКТ.

5

Научно-исследовательская деятельность школьной обсерватории и астрономического лектория

6

Создание детской общественной организации

7

Развитие деятельности клубных сообществ по интересам

8

Оснащение предметных аудиторий мультимедийным оборудованием и интерактивными досками

9

Внедрение информационной базы данных школы на основе программных продуктов фирмы «1С»

10

Разработка системы контроля успеваемости с использованием электронных журналов и интернета

11

Развитие школьной сети, создание публичной точки доступа в интернет и школьного телевидения

12

Создание электронной библиотеки и интернет-библиотеки

13

Организация выпуска школьных СМИ

14

Реконструкция школьного стадиона, с заменой покрытий спортивных площадок

15

Строительство электронного школьного тира

16

Создание биологического комплекса с ботаническим садом и живым уголком

5.3. Ожидаемые показатели результативности Программы развития

Показатель результативности Программы развития

1

Увеличение доли проанализированных учебных программ и доли учебных предметов, на которых внедрены модули ИКТ на всех этапах обучения

с 60% до 95%.

2

Увеличение доли учебных предметов, при преподавании которых используются мультимедийные технологии, интерактивные доски

с 40% до 70%.

3

Увеличение доли учащихся 3-ей ступени, владеющих методами проектов и исследований с 40% до 60%.

4

Разработка методических рекомендаций по развитию информационной культуры.

5

Увеличение доли уроков, на которых созданы условий для восполнения физических ресурсов через специальные упражнения с 42% до 100%.

6

Внедрение методик снятия информационного и эмоционального стресса

7

Реконструкция школьного стадиона, с заменой покрытий спортивных площадок.

8

Строительство электронного школьного тира

9

Создание биологического комплекса с ботаническим садом и живым уголком.

10

Создание центра дополнительных образовательных услуг

11

Создание предметных курсов дополнительного образования, основанных на использовании ИКТ

12

Разработка рекомендаций по организации конкурсов, конференций, олимпиад с учетом развития информационной культуры и культуры сохранения здоровья

13

Увеличение доли учащихся, привлеченных к участию в конкурсах, конференциях, олимпиадах с 50% до 80%.

14

Увеличение доли учащихся, вовлеченных в научно-исследовательскую деятельность через НОУ с 30% до 40%.

15

Рост числа учащихся школ Подольска, вовлеченных в работу автоматизированной школьной обсерватории с 20 чел. до 108 чел. в месяц.

16

Создание объединяющей детской организации

17

Создание клубов по интересам:

«Алые паруса», «Мир театра», «Радуга», Историко-краеведческий клуб, «Мир моих увлечений», «Сударушка», «Юный астроном», «Альтаир», «Журналист».

18

Обеспечение открытости и доступности информации о школьной жизни через СМИ: школьное телевидение, поддержка, школьного сайта, выпуск школьной газеты «Подросток», освещение школьных мероприятий через Интернет в режиме реального времени

19

Создание академии «Шаг» (школа активных граждан).

20

Внедрение единой информационной базы данных на основе программных продуктов 1С от 5% до 100%.

21

Увеличение доли учителей, внедряющих систему контроля успеваемости с использованием электронных журналов и базы данных с 5% до 60%.

Организация перевода педагогического опыта в электронный вид и заполнение баз данных педагогического опыта.

22

Увеличение доли учителей, опыт которых тиражируется в виде электронных и сетевых презентаций с 5% до 25%.

23

Создание публичной точки доступа в Интернет по технологии wi-fi.

24

Увеличение доли предметных аудиторий, оснащенных мультимедийным оборудованием c 26% - 42%.

25

Создание мобильного компьютерного класса.

26

Создание компьютерного лингафонного кабинета.

27

Создание кабинета физики оборудованного компьютерными измерительными блоками.

28

Создание кабинета химии с лабораторным оборудование нового поколения.

29

Создание электронной библиотеки и интернет-библиотеки.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В дальнейшем коллектив школы планирует заниматься апробацией и внедрением новых диагностических методик и технологий по плану реализации данного проекта. Итогом работы должна стать гибкая и универсальная система диагностики и мониторинга образовательного процесса.

Внедрение концепций новой образовательной парадигмы: гуманитаризации образования, личностно-ориетированных технологий, профильного обучения, инновационных образовательных и здоровьесберегающих технологий, с использованием автоматизированного комплекса для контроля и администрирования, позволит перейти на принципиально новый уровень преподавания и управления образовательным учреждением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. С.Е. Царева. Гуманитаризация образования как социальная и педагогическая проблема. Сб. “Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя на современном этапе развития школы”. Новосибирск, 1997. C. 103–117.

2. Ильин Г.Л. Социология и психология управления, Серия: Высшее профессиональное образование 2005 г., 192 стр., Тираж: 4000.

3. Доклад международной комиссии по образованию, представленный ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». – М.: ЮНЕСКО, 1997.

4. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования». Народное образование. 2003.– № 2.– С. 58 – 64.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. ACADEMIA АПК и ПРО, Москва, 2003.

6. Ильенко Л.П. Программа развития общеобразовательного учреждения. Аркти, Москва, 2005.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.