Реферат: План учебных занятий; методические рекомендации по работе над рефератом и темы реферат вопросы для самоконтроля; вопросы для подготовки к экзамену (зачету). Программа курса

Название: План учебных занятий; методические рекомендации по работе над рефератом и темы реферат вопросы для самоконтроля; вопросы для подготовки к экзамену (зачету). Программа курса
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Учебно-методическое пособие имеет целью помочь студентам заочной (дистанционной) формы обучения в изучении курса культурологии. Методические материалы включают: программу курса культурологии, план учебных занятий, методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и работе над контрольной работой, вопросы для самоконтроля и вопросы к зачету.

Составитель Каримов М. М., доц., канд. ист. наук

Рецензент Гареев Э. С, доц., канд. филос. наук

Согласовано:

Зав. кафедрой истории и культурологии, проф. А.С. Верещагин

Зам. декана УЗФ по дистанционному обучению, доц. Э. В. Писаренко

© Уфимский государственный нефтяной технический университет. 2004


Введение

Сегодня возрастает значимость всех проблем, связанных с культ) духовным состоянием общества, в том числе и российского. Их решение служит необходимым условием преодоления кризисных моментов общественного развития.

Предлагаемые методические материалы имеют целью помочь студентам заочной формы обучения в изучении курса культурологии.

Культурология сегодня - одна из базовых гуманитарных дисциплин, входящих в федеральную компоненту Государственного стандарта высшего образования Российской Федерации. Она решает общеобразовательные задачи по формированию личности специалиста, способного выполнять широкий функций в новых социальных и экономических условиях. Учебно-методическое пособие включает:

- программу курса культурологии;

- план учебных занятий;

- методические рекомендации по работе над рефератом и темы реферат

- вопросы для самоконтроля;

- вопросы для подготовки к экзамену (зачету).

Программа курса

Раздел I. Культура: понятие, структура и функции

Культура как предмет культурологии. Понятие культуры, различные подходы к его определению. Культура и природа, культура и человек. Культура как ценность, как процесс и продукт духовного производства. Культура материальная и духовная, их связь с соответствующими потребностями человека.

Основные функции культуры - человекотворческая, защитная, креативная, коммуникативная, знаковая, аккумулирующая (информационная), компенсаторно-игровая, социализации.

Материальная культура: ее сущность, структура и функции. Артефакты материальной культуры как памятники и символы эпохи. Связь материалы культуры с ее духовными компонентами: архитектура и декоративно-


прикладное искусство как области их слияния. Техника и духовная культура. Роль техники в производственной и социальной сферах общества.

Духовная культура как способ освоения и постижения человеком окружающего мира. Философия, наука, искусство, мифология, религия, общественно - политическая мысль, социальные нормы, мораль как основные ее элементы.

Социальный механизм духовного производства. Заказчик, создатель, хранитель и распространитель, потребитель и носитель культуры. Меценатство, его сущность и роль. Проблема создателя духовных ценностей. Роль и становление интеллигенции. Влияние потребителя культуры на процесс ее создания и распространения. Функционирование механизма духовного производства как целостности.

Раздел II. Культурология в системе гуманитарных наук. Основные этапы развития культурологической мысли

Культурология как наука. Предмет культурологии (проблема его определения), ее соотношение с другими науками: философией, этнографией, археологией и т. д.

Предыстория науки о культуре. Различие понятий «освоение» и «изучение культуры». Зарождение культурологической мысли и начало донаучного периода в ее истории. Мифологические представления о культурных героях как первое проявление саморефлексии культуры. Представления о культуре в античном мире и в эпоху средневековья.

Накопления знаний о различных проявлениях культуры как побочный результат деятельности купцов и путешественников. Значение эпохи Великих географических открытий.

Западная культурологическая мысль XVIII - XX вв. Переход от донаучного к научному этапу развития культурологической мысли. Целостное (философское) осмысление культуры и становление частных наук, ее изучающих. Зарождение исторического представления о культуре. Философия культуры И. Канта, И. Гердера, Г. Гегеля.

Основные культурологические школы, направления и теории.

Раздел III. Морфология и динамика культуры

Морфология культуры. Подразделения культуры, ее роды и виды. Принципы классификации культуры:

а) по родам деятельности: два основных подразделения культуры по родам деятельности - материальная и духовная культура, условность границ
между ними; процессы «опредмечивания» (материализации) в культуре;

б) по носителю культуры: подразделение на виды культуры внутри родов материальной и духовной культуры - народная (этническая), национальная (элитарная) и массовая культура.

Народная культура и ее носитель (род, племя, народность, этнос). Узкое пространство распространения народной культуры. Народная культура как культура «крови и почвы». Интегративный и дезинтегративный характер народной культуры. Ксенофобия: «мы» и «они» - характерная черта народной культуры. Культурная самоидентификация личности.

Национальная культура. Этнос и нация, черты различия, Процесс формирования нации, национального языка, литературы и культ; Национальная интеллигенция как носитель национальной культ. Элитарный характер национальной культуры.

Массовая культура. Понятие «массы», ее характерные признаки. Характерные черты массового сознания. Позитивные и негативные стороны массовой культуры. Агрессивный характер массовой культуры. Реальность угрозы снижения культурного уровня общества. Элитарная культура оппозиция массовой культуре. Понятие «элиты». Современные теории элиты: биологическая, психологическая, техническая, организаторская распределительная, художественно-творческая. Субкультуры как виды элитарных групп. Современные молодежные субкультуры.

Основополагающие институты культуры.

Динамика культуры

Устойчивое и изменчивое в культуре. Идея общественного прогресса и эволюционистский подход к культуре (Л. Морган, Э. Тэйлор, Г. Спенсер). Критика эволюционизма. Концепция «Вызова и Ответа» как движущей силы развития культуры (А. Тойнби). Социокультурная динамика и закономерности развития культуры, смена базисных социокультурных ценностей как движу сила трансформации культуры в культуру нового типа (П. Сорокин).

Оппозиционные культуры в обществе: субкультуры и контркультуры. Роль контркультуры в революционной смене господствующих культур. Контркультура как фактор обновления господствующей культуры. Возможность превращения контркультуры в господствующую культуры против которой формируется новая контркультура. Контркультура и антикультура, черты сходства и отличия.

Раздел IV. Исторические модели культуры. Культура и цивилизация

Исторические модели культуры:

а) моновекторная, линеарная;

б) поливекторная, цивилизационная.

Формирование линеарной модели культуры в эпоху Просвещения. Основные черты этой культуры: гуманизм, рационализм, и европоцентризм. Кризис просвещенческой линеарной модели культуры и европоцентризма. Возникновение цивилизационной школы в культурологии (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Отрицание линеарной, единообразной модели мировой культуры. Введение в научный оборот понятий «культурно-исторический тип», «цивилизация».

Культура и цивилизация. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Неоднозначность определения понятия «цивилизация» в культурологии, основные концепции его истолкования. Понятие «локальные культуры».

История как череда жизненных циклов культурно-исторических типов. Преемственность культур как фактор их превосходства над уединенными культурами (Н. Данилевский).

Культура как живой организм. Проблема исчерпания возможностей развития культуры. Цивилизация как умирающая культура.

Раздел V. Суперкультуры. Запад и Восток.

Место России в мировом культурном процессе

Понятие «суперкультуры», ее выход за пределы одной нации и государства, широкий ареал распространения. Запад и Восток как наиболее крупные суперкультуры. Исторические корни возникновения двух ветвей развития мировой культуры: древневосточные цивилизации и античная (греко -римская) цивилизация. Возникновение на их основе суперкультур Запада (Западная Европа и США) и Востока. Географическое и культурологическое понятия «Запад" и "Восток». Разнонаправленность культур Запада и Востока в области экономических отношений, политического строя, менталитета, психологии и образа жизни.

Современные Запад и Восток, их противостояние и взаимодействие. Две концепции современной футурологии: а) возможность межцивилизационных конфликтов и войн (концепция С. Хантингтона); б) возможность межцивилизационного и межкультурного диалога. Взаимодействие культур как необходимое условие преодоления их ограниченности и взаимообогащения в интересах развития мировой культуры.

Место России в сообществе мировых цивилизаций. Основные теории определения места России в мировом сообществе. Западничество и славянофильство. Теория панславизма. Мессианские теории места России в мировой истории и культуре (роль славянского культурно-исторического типа по Н.Я. Данилевскому). Евразийская теория. Роль исторической практики в решении теоретических споров. Опыт русских революций, крушения Российской империи и распада СССР как ответы на спорные утверждения о месте и роли России в сообществе мировых цивилизаций.

Список литературы

Основная литература

1. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е.В. Попов.– Ростов-н/Д, 1996.

2. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. - М., 1996.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. - М., 1996. - Ч. I - III.

4. Культурология. XX век: Словарь. - СПб., 1997.

5. Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина - М., 1997.

6. Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред, Багдасарьян. - М., 1998.

7. Учебный курс по культурологии / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-н/Д, 1996.

8. Хоруженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. -Ростов-н/Д, 1997.

Дополнительная литература

1. Актуальные проблемы культуры XX века. - М., 1993.

2. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.

3. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. - М., 1994.

4. Бобахо В.А., Левикова СИ. Культурология. - М., 2000.

5. Взаимодействие культур Запада и Востока. - М., 1987.

6. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII вв. - М., 1990.

7. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов. - М.: А< Пресс, 1994.

8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

9. Завадская Е.В. Восток на Западе. - М., 1970.

10. Запад и Восток. Традиции и современность. - М., 1993.

11. Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2001.

12. Кравченко А.И. Культурология. - М., 2001.

13. Культура, культурология и образование. Материалы "круглого стол Вопросы философии. - 1997 -. № 2.

14. Культурология. - М., 1993.

15. Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-н/Д, 1997.

16. Леви-Строс К. Структурная антропология. - М., 1993.

17. Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. - Минск, 1999.

18. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. - М., 1991.

19. Лотман Ю.М. Типология культуры, (Любое издание).

20. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992.

21. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - СПб., 1994.

22. Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб., 1998.

23. Малюга Ю.Я. Культурология. - М.,1999.

24. Межуев В.М. Актуальные проблемы теории культуры. - М., 1983.

25. Мир философии. Книга для чтения. - М., 1991. - Ч.П.

26. Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. - М., 1989.

27. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов.- М.,2001.

28. Полищук В.И. Культурология: Учеб. пособие. - М., 1998.

29. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. - М., 1996.

30. Розин В.М. Введение в культурологию. - М., 1994. - С. 5-31.

31. Розин В.М. Культурология: Учебник для вузов. - М., 1998.- Гл.2, 3.

32. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. -М., 1993.

33. Русская мысль в век Просвещения /Отв. ред. Н.Ф. Уткина. - М., 1991.

34. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций.– Брянск, 1996.

35. Смолкина Н.С. Россия и Запад в отечественной публицистике XIX века: Хрестоматия. - М., 1995.

36. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

37. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. -М.,1998.

38. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.

39. Тэйлор Э. Первобытная культура. - М., 1968.

40. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1992.

41. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. - М., 1986.

42. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. №1.

43. Хрестоматия по культурологии / Под ред. И.Ф. Кефели и др. Т.1 -СПб., 1999; Т.П - СПб., 2000.

44. Шпенглер О. Закат Европы. Очерк морфологии мировой истории. - М., 1993.

45. Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. - М., 1998.

46. Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы России. - М., 1994.

47. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. - М.,1991.

Планы семинарских занятий

Тема I Морфология культуры

1. Понятие материальной и духовной культуры, их структура. Взаимосвязь и взаимопроникновение материальной и духовной культуры.

2. Этническая, национальная, массовая культуры. Элитарная культура как оппозиция массовой культуры.

3. Субкультуры (контркультуры) как виды элитарных групп. Контркультура и антикультура. Современные молодежные субкультуры.

Список литературы

Основная литература

1. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Попова Е.В.– М., 1996.-С. 62-70 (III в).

2. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. - М., 1998. - Гл.9. - С. 155-170 (IV b).

3. Гуревич П.С. Философия культуры: Учеб. пособие для студентов. - М., И - С. 269-290 (III в).

4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 3 ч. - М., 1997.- Ч.П.-С. 156-(II в); С. 261-270, 422-427 (III в); 435; Ч.Ш.-С. 406 - 418 (III в).

5. Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2001.4.2. - Гл.З. - § 2,3,4; Гл.5. -( II в); С. 71-83 (III в).

6. Культурология в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - Ростов-н/Д, 1997 326-333 (III в).

7. Культурология. - М.: Общество «Знание», 1993.-С. 15-17, 36-45 (1в); 110-( III в);С. 120-124 (IV b).

8. Культурология: Учеб. пособие для студентов технических вузов / Под f Багдасарьян Н.Г. - М, 1998.-С. 49-5 1'(III в); 158, 159, 162-165, 167-168, 1 185, 192-193 (II в).

9. Культурология: Курс лекций. / Под ред. Радугина А.А. - М, 1997.- С. 50-65-69 (Ив); 83-95 (III в).

10. Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций. - Минск, 1998. - С. 38-58 (III в).

11. Малюга Ю.Я. Культурология. - М.,1999.- С. 24-33 (1в).

12. Пономарева Г.М. и др. Основы культурологии: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. -М., 1993. - Гл.З, С. 56-71 (III в); Гл. 7,9,10 (II в); Гл. 12. - С. 313-339 (IV b).

13. Полищук В.И. Культурология: Учеб. пособие. - М., 1998.- С. 30-36 (1в); 78-79 (III в); 79 (IV b).

Дополнительная литература

1. Введение в культурологию: Конспект лекций. - М.: МНЭМ, 1992. - С. 14-17 (1;III в).

2. Контркультура, идеология и политика. - М., 1976 (IV b).

3. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.-С. 229-244 (III в); 245-261 (IV b).

4. Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. - М., 1996.-С.82-180 (1в).

5. Субкультурные объединения молодежи. - М., 1987 (IVb).

Методические рекомендации

Морфология культуры - составная часть теории культуры, изучающая основные структурные элементы, типичные формы культуры как сложной целостной системы, принципы их взаимодействия. Следует отметить, что исследователи, занимающиеся проблемами морфологии культуры, используют различные методологические принципы в определении морфологических форм культуры (М. Каган, А.Флиер и др.)

Наиболее распространенными принципами классификации культуры являются: по родам деятельности - материальная и духовная; по носителю культуры - народная (этническая), национальная (элитарная) и массовая культура.

Выделение в культуре материальной и духовной форм носит условный характер: в чистом виде ни та, ни другая не существуют. Любая вещь, явление в системе культуры (артефакт) имеет материально-духовный характер.

Материальная культура сама по себе имеет сложную структуру. Она делится на технико-технологические и предметно-продуктивные компоненты.

Имея в виду технико-технологическую область материальной культуры следует разделить понятие «техника» в широком и узком смысле. В первом случае мы имеем в виду навыки, приемы, какой-либо деятельности, совпадает по смыслу с мастерством, искусством. Во втором – машины, механизмы, приборы, т.е. орудия производства. В XX веке роль техники оказалась столь высока, что ведет в культуре к подмене человека техникой. В связи с какими изменениями стало это возможно? Какое влияние оказывают современные средства коммуникации на духовную культуру?

Предметно-продуктивный слой материальной культуры имеет в свою очередь ряд подразделений. Здесь следует иметь в виду, что материальная культура затрагивает сферы интимных и социальных отношений.

Материальная культура органически связана с человеком, обществом и его духовной областью. Эту связь возможно проследить на конкретных видах, типах материальной культуры (жилище, одежда, оружие и т.п.). Есть область, в которой материальная культура сливается с духовной (например: произведения архитектуры и декоративно-прикладного искусства). Материальная культура может носить национальный характер, а в XX веке возникает глобальная культура. Какие черты характерны для современной материальной культуры? Какие возникают проблемы в культуре в связи с современными особенностями материальной культуры?

Следующий аспект влияния материальной культуры связан с творческими идеями и замыслами человека и возможностями материального производства. Как они соотносятся друг с другом? Какие состояния переживает культура различных формах их взаимоотношений?

Если материальная культура связана с освоением природной сферы, являясь «очеловеченной» частью природы, то духовная культура связана с преобразованием внутреннего мира человека, сферы его духовного бытия. Обратите внимание, что духовная культура вырастает как идеальная сторона материальной деятельности производства. Означает ли в таком случае, что духовная культура играет роль, подчиненную по отношению к материальной, может ли она играть ведущую роль?

Исходя из деятельного подхода к культуре, в духовной культуре выделяют 4 раздела. Познакомьтесь с ними.

Духовная культура имеет дело с духовными ценностями. В каких сферах культуры они вырабатываются? Как классифицируются? Обратите внимание на роль ценностей в культуре. Как влияют они на стабилизацию и дестабилизацию культуры? Какова роль интеллигенции в этом процессе?

Духовные ценности тесно связаны с формированием культурной картины мира. Какие ценности лежат в основе ее формирования? На что влияет культурная картина мира?

Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это нормы, обычаи, обряды, ритуалы. В каком соотношении находятся ценности и перечисленные формы духовной культуры? Осуществлению каких функций культуры все эти феномены способствуют?

Восприятие человеком мира может происходить через интуитивное, эмоционально-чувственное и рациональное сознание. Им соответствуют такие формы духовной культуры, как вера, искусство, наука.

Исторически первой областью духовной жизни была мифология. В чем специфика мифологического освоения мира? Какую роль играет мифология в современной культуре?

Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Необходимо, прежде всего, уяснить сущность религии, дать ей определение. При этом следует помнить о культурологическом подходе, изучая данный феномен культуры. В этом контексте важно уяснить особенность религиозного отношения к миру. Лучше всего это сделать в сопоставлении с научным. Ответьте на вопрос: существенные и отличительные признаки науки и религии как феноменов культуры?

Другим аспектом проблемы должно стать уяснение места религии в системе культуры, ее связи с искусством. Обратите внимание, что социальные корни у искусства, религии были различными. Прокомментируйте следующие два взгляда на соотношение религии и культуры: «вся культура из храма» (Дж. Фрэзер) и религия возникает «лишь во тьме невежества, нужды, беспомощности, некультурности» (Л. Фейербах).

Искусство - очень сложное, многомерное и полифункциональное явление. В культурологии оно означает сферу художественной деятельности и ее продуктов. Следует, прежде всего, уяснить, чем отличается искусство от других форм культуры (религии, науки) и ее особую специфическую роль в культуре.

Развитие искусства происходит в рамках динамических изменений всей культуры. Оно исторично. Значит ли это, что искусство является скопищем музейных экспонатов?

Сложными являются взаимоотношения искусства и общества. Искусство личностно с одной стороны, но художник творит для людей - с другой. Является ли оно иллюстратором различных идей (политических, религиозных, идеологических) или искусство - самодостаточный феномен?

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Она может быть конструктивной и деструктивной. На конкретных примерах покажите эти два варианта влияния на человека, общество. Попытайтесь определить пределы влияния искусства на человека.

Приступая к изучению такого феномена культуры, как наука, следует обратить внимание на особенности духовной деятельности человека в этой области, при этом следует уяснить следующие проблемы:

- предмет и методы изучения;

- специфика научного познания и особенности научного знания;

- социальная функция науки и ее социокультурные ориентиры;

- особенности науки как культурного явления.

Место, роль и своеобразие науки в системе культуры раскрываются через постановку следующих проблем:

- ценности науки и культуры, суть их противоречия;

- влияние науки на духовное развитие человека;

- идея прогресса и место человека в нем;

- особенности влияния науки на развитие культуры и цивилизацию. Совпадает ли вектор этого влияния?

- соотношение науки с религией, моралью, художественной культурой.

Является ли современная культура гармоничной и сбалансированной и почему? В культуре эти формы духовной деятельности не изолированы, происходит их взаимодействие и проникновение. Многие явления куль могут быть поняты на стыках религии и искусства, науки и искусства и т.д.

Подразделение культуры по ее носителю (субъекту) сформировалось в ходе исторического развития. Изучение этнической (народной), национальной, массовой и элитарной культур необходимо начать с определения смысла понятий «этнос» (народ), «нация», «масса», «элита». При этом следует иметь в виду, что они могут существенно отличаться от представлений в других общественных науках, поэтому пользуйтесь справочниками и учебными пособиями по культурологии[1] .

Обратите внимание на характерные черты этих форм (пластов) культур каких сферах культуры они проявляются, как взаимодействуют этническая, национальная, национальная и массовая, а последняя с элитарной культурами.

Для этнической культуры характерен этноцентризм, который связан с отношениями данного этноса к другим культурам. Дайте оценку этому явлению в культуре.

Национальная культура тесно связана с этнической, но не сводится к ней. Приведите примеры различных вариантов формирования национальных культур. Взаимодействие национальной и этнической культур в определенных условиях может доходить почти до разрыва (как это бы. русской культуре)[2] .

Изучение массовой культуры начните с понятий «масса», сущностных признаков «человека-массы» и массового сознания. В этом вопросе можно выделить ряд проблем, по которым рекомендуем сделать самостоятельные сообщения:

- технологические и социальные факторы формирования массовой культуры;

- массовая культура в системе рыночного хозяйства;

- массовая культура и личность;

- философские основы массовой культуры;

- социальные и этнические функции массовой культуры.

В качестве антипода массовой культуре выделяют элитарную культуру.

Внутри национальных культур выделяют субкультуры. При подготовке по данному вопросу следует включить следующие проблемы: причины возникновения, отличительные черты, специфика субкультур. В качестве оппозиции господствующей культуре выступает контркультура. В чем различия субкультуры от контркультуры? При каком условии контркультура превращается в антикультуру? Играют ли определенную роль субкультура и контркультура в динамике культуры?

Ваш ответ будет неполным, если вы не подготовите материал о западных и российских моделях молодежных суб- и контркультур. Обратите внимание на их функцию и направления.

Знакомство с морфологией культуры позволяет сделать следующие выводы:

общепринятого определения культурных форм нет в культурологии;

существуют различные их классификации;

культурные формы чрезвычайно разнообразны и многочисленны, как и сами определения культуры;

среди культурных форм можно выделить более крупные типы и формы меньшего «ранга», занимающие отдельные «подобласти» культурного пространства.

Вопросы для самопроверки

1. Как соотносятся духовная и материальная культура? Проанализируйте взаимосвязь и взаимопроникновение материальной и духовной культуры?

2. Что понимается под элитарной культурой? Чем вызвано появление элитарной культуры?

3. Как соотносятся понятие «народ» и «масса»? Проанализируйте влияние массовой культуры на национальную и этническую.

4. Что такое массовая культура? Приведите примеры в литературе, музыке, кино, театре, живописи.

5. Сопоставьте понятия культуры и контркультуры. Что такое контркультура? Всегда ли были контркультуры?

6. Объясните понятие субкультуры. Как соотносятся субкультура и контркультура?

Тема II

Культура и цивилизация. Запад и Восток.
Место России в мировой культуре

1. Культура и цивилизация: соотношение понятий.

2. Запад и Восток - культурные "полюса" мира.

3. Межкультурные конфликты и пути утверждения взаимопонимания культур.

4. Место России в мировой истории и культуре: основные точки зрения.

Список литературы

1. Амелина Е. Понятие «цивилизация» вчера и сегодня // Обществен
науки и современность.-1992.- № 2.- С. 94-102.

2. Бобахо В.А., Левикова СИ. Культурология. - М., 2000.-С. 84-96.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. - М., 1999. - С. 403-407.

4. Взаимодействие культур Запада и Востока. - М., 1987. - Ч. I. - С. 21-145.

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991. - С. 469-509.

6. Гавел П. Конфликт цивилизаций - одно из представлений о будущем, ему воспрепятствовать? //Новое время. - 1995. T.1V - С. 43-45.

7. Грюнебаум Г.Э. Культурные заимствования во взаимодействии цивилиза
// Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасс
М., 1998. С. 494-499.

8. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1998. - С. 100-116.

9. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1994.- С. 228-247.

10. Ерасов Б.С. Общие критерии дихотомного сопоставления социокультур: оснований Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилиза! Хрестоматия / Сост. Б.С Ерасов.- М., 1998- С. 246-255.

11. Ерасов Б. С. Цивилизационные измерения модернизации. Кон симби конфликта и синтеза культур Запада и Востока. Сравнительное изуче цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. - М., 1998.-С. 484-492.

12. Есин А.Б. Введение в Культурологию. - М..1999.-С. 9-14.

13. Завадская Е.В. Восток на Западе. - М., 1970. - С. 77-89.

14. Запад и Восток. Традиции и современность. - М.,1993. - С.66-71; 96-102.

15. Кармин А.С. Культурология. - СПб., 2001. - С. 191-198.

16. Кравченко А.И. Культурология: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001. - С. 36-40.

17. Культурология. XX век: Словарь. - СПб., 1 997. - С. 524-526.

18. Культурология. - М: Знание, 1993. - С. 20-25

19. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - Ростов-н/Д., 2000.- С. 114-1 24; 347-367.

20. Культурология. Учебник для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. -М, 2001.-С. 197-214; 461-484.

21. Левяш И.Я. Культурология. - Минск, 1999. - С. -17-25; 407-443.

22. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: Антология. - М, 1993.-С. 12-22.

23. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Б. С. Ерасов. -М.,1998. - С. 9-26; 508-520.

24. Семенникова ЛИ. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск, 1996. - С. 79-87.

25. Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991. - С. 555-599.

26. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис- 1994.-№1-С.ЗЗ-48.

27. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.-С. 76-98.

Методические рекомендации

Проблема соотношения цивилизации и культуры многогранна. Сложность анализа последней заключается в том, что оба понятия - как "цивилизация", так и "культура" - имеют множество значений. С проблемой многозначности понятия культура вы уже знакомились в процессе изучения первой темы. Поэтому целесообразно при подготовке к семинару остановиться на понимании "цивилизации". Опираясь на рекомендованную литературу, выясните, когда появляется это понятие и какие основные подходы к его истолкованию сложились в научном мире[3] . В научной литературе проблема соотношения культуры и цивилизации решается неоднозначно. Одни исследователи отождествляют их друг с другом, другие устанавливают связь между ними, взаимозависимость и взаимодействие, третьи, наконец, проводят принципиальное различие между ними[4] .

Сопоставьте различные позиции друг с другом. Какая из них, на ваш взгляд, является наиболее обоснованной?

Восток и Запад воплощают собой два основных потока цивилизационно-исторического существования. Они выступают своего рода культурными «полюсами», так как представляют собой две, во многом противоположные, культурные традиции, два типа духовности. Каким образом решаются важнейшие вопросы бытия в рамках этих традиций? При ответе на этот вопрос воспользуйтесь книгой «Запад и Восток. Традиции и современность»[5] . Раб авторов Л. С. Васильева[6] , Б. С. Ерасова[7] позволят вам проследить принципиальное отличие мира Востока и западной цивилизации в сфере политики, экономики и человеческих отношений.

Запад и Восток как две наиболее крупные суперкультуры не существуют изначально, а сложились в процессе развития человечества. Когда происходит формирование двух ветвей развития мировой культуры? Каковы исторические корни возникновения культур Запада и Востока? Ознакомьтесь с тем, отвечает на этот вопрос К. Ясперс[8] .

Касаясь особенностей становления западной культуры, обратите внимание на то, что последняя многим обязана в накоплении своих специфических и античным городам-полисам, которые способствовали формированию особенности "полисного генотипа". Каковы особенности "полисного генотипа"? Формированию каких черт в западной культуре способствовали они? Для ответа на эти вопросы можно обратиться к книге "Запад и Восток. Традиции и современность"[9] .

Взаимодействие культур Запада и Востока происходило на всем протяжении исторического процесса развития человечества. Опираясь на рекомендованную литературу[10] проследите, какое воздействие оказала восточная культура философские учения, литературу, театр, музыку и живопись западноевропейских стран и как, в свою очередь, Запад оказывал влияние культуру Востока.

При анализе современных тенденций межкультурного взаимодействия, прежде всего, обратите внимание на проблему формирования единой, общепланетарной культуры[11] . В этой связи сопоставьте точки зрения сторонников партикуляризма и универсализма. Какая из них, кажется вам наиболее убедительной?

Межкультурное взаимодействие Востока и Запада происходит сегодня условиях модернизационного "вызова" со стороны последнего. В какие отношения в этой ситуации вступают принципы самобытной культуры восточного мира с привносимыми извне ценностями западной цивилизации? С существующими по этой проблеме подходами вы можете ознакомиться в статье Б.С. Ерасова[12] .

Плодотворное культурное сотрудничество цивилизаций Запада и Востока иногда сменялось конфликтами между ними. Возможность такого рода конфликтов в межкультурном взаимодействии в будущем обосновал в своей статье С. Хантингтон. Ознакомьтесь с его концепцией «столкновения цивилизаций» . Существует ли возможность воспрепятствовать такого рода конфликтам? Если да, то каким образом? Сформулировать ответы на эти вопросы вы сможете, обратившись к рекомендованной литературе[13] . Какое место занимает Россия в мировой истории и культуре? В отечественном теоретическом самосознании Х1Х-ХХ вв. по этой проблеме сложились самые различные взгляды[14] . Впервые теоретическое осмысление эта проблема получила в период развернувшегося спора западников и славянофилов. Как представляли себе и те, и другие роль и место России, выражаясь словами П.Я. Чаадаева, в общем порядке мира? Какие новые идеи по вопросу о месте России в мировой истории и культуре высказали отечественные мыслители второй пол. XJX в.: B.C. Соловьев, Б.Н. Чичерин, СМ. Соловьев, Н.Я. Данилевский и Г.В. Плеханов? Определенное представление о взглядах представителей русской мысли XIX в. можно получить, воспользовавшись материалом учебника по культурологии[15] .

События, связанные с революцией 1917 г., крушением Российской империи и образованием СССР, заставили общественное сознание под иным углом зрения взглянуть на Россию, ее историю и культуру. Новым осмыслением проблемы места России в мировом сообществе цивилизаций стали идеи так называемых «евразийцев». В чем суть позиции представителей этого направления общественной мысли? Как решалась эта же проблема в трудах других отечественных мыслителей: Н.А. Бердяева, Г.П. Федотова, И.А. Ильина? Какие точки зрения по вопросу о роли и месте России в мировой истории существуют сегодня? При подготовке ответов на эти вопросы обратитесь к рекомендованной литературе.

Контрольные вопросы

1. Что ожидает человечество – сближение или столкновение цивилизаций? Обоснуйте свой ответ.

2. Все ли цивилизации равновесны?

3. Возможна ли единая всемирная цивилизация?

4. Какое место в мировом сообществе отводят России представит евразийской школы?

5. В чем отличие между западниками и славянофилами в вопросе о месте России в мировой истории и культуре?

О контрольной работе

Методические рекомендации по подготовке контрольной работы

Каждый студент заочного обучения по учебной дисциплине «Культурология» обязан написать и представить контрольную работу. Она рецензируется преподавателем кафедры. Работа считается зачтенной после собеседования ней с преподавателем на основе его письменной рецензии. В таблице дается тематика контрольных работ и общий список литературы. Темы контрольных работ определяет кафедра. Вся тематика контрольных работ пронумерована. Номера двух тем контрольных работ соответствуют начальной букве фамилии студента, студент по своему усмотрению выбирает одну из двух предложенных тем. Самовольно менять номера тем нельзя. Сроки сдачи контрольных работ устанавливаются преподавателем. В тематике (нижеприведенной) имеется 56 тем контрольных работ. По начальным букв фамилии студентов — заочников они распределены следующим образом (студент должен выбрать одну из двух приведенных тем):

Таблица Порядок выбора темы контрольной работы

Начальная буква

фамилии

студента

Номер темы

контрольной

работы

Начальная буква

фамилии

студента

Номер темы

контрольной

работы

А

28,29

П

43,14

Б

27,30

Р

44,13

В

26,31

С

45,12

Г

25,32

Т

46,11

Д

24,33

У

47,10

Е,Ё

23,34

Ф

48,9

Ж

22,35

X

49,8

3

21,36

Ц

50,7

И,Й

20,37

Ч

51,6

К

19,38

Ш

52,5

Л

18,39

Щ

53,4

М

17,40

Э

54,3

Н

16,41

Ю

55,2

О

15,42

Я

56,1

Требования к оформлению контрольных работ

1. объем составляет 20-24 страницы ученической тетради;

2. страницы работы нумеруются;

3. оставляются поля для замечаний рецензента;

4. обложка тетради оформляется по образцу, выданному УГНТУ;

5. на первой странице пишутся темы и план;

6. в конце контрольной работы дается список использованной литературы (не менее трех наименований), ставятся подпись и дата исполнения работы;

7. цитаты из литературы даются в кавычках, в подстрочных примечаниях указывается их источник, например на книгу:

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. - М.: Мысль, 1993.-Т. 1 .53.

на сборник: Давыдов Ю. Н. Культура - природа - традиция. // Традиция в истории культуры. - М., 1978. - С. 41-42

Темы контрольных работ

1. Понятие «культура» и его полисемантический характер.

2. Формирование научного определения культуры.

3. Культура как мир артефактов.

4. Знание в системе науки и в системе культуры.

5. Ценности и ценностные идеалы.

6. Виды и классификация ценностей.

7. Мораль, нравственность, право: проблема взаимодействия.

8. Знак, символ, язык.

9. Основные типы знаковых систем в культурологии.

10. Значение письменности для генезиса культуры.

11. Роль СМИ в современной культуре.

12. Материальная и духовная культура: проблема взаимодействия взаимовлияния.

13. Этническая и национальная культура.

14. Массовое общество и его культура.

15. Субкультура и контркультура.

16. Современные молодежные субкультуры на Западе и в России.

17. Рок-культура: суб- или контркультура?

18. Контркультура как механизм социодинамики.

19. Трудовая теория культуры.

20. Концепция культуры 3. Фрейда.

21. Западноевропейские концепции игровой культуры (И. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе).

22. Теория культурных архетипов Карла Юнга.

23. Культурологическая концепция Э. Фрома.

24. Культура и цивилизация.

25. Цивилизация как технологический аспект культуры.

26. Запад и Восток в мировом историческом процессе.

27. Концепция евразийства об историческом месте России.

28. Проблема генезиса искусства.

29. Элитарное и массовое искусство.

30. Искусство в системе культуры.

31. Модели мира: религиозное и научное понимание.

32. Роль мифа в становлении религиозного и научного сознания.

33. Духовный мир человека в зеркале религии и науки.

34. Религиозное искусство в контексте мировых религий.

35. Художественная и научная картина мира.

36. Культура и свобода человека.

37. Этнос и культура в концепции Л. Н. Гумилева.

38. Россия в системе Восток Запад: противостояние или диалог культур.

39. Техника как социокультурное явление.

40. Влияние науки и техники на художественную культуру индустриального общества.

41. Традиции и новации в культуре.

42. Концепция «ноосферы» В. И. Вернадского.

43. Сравнительный анализ культурологических воззрений Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.

44. История и культура (теория «осевого времени» К. Ясперса).

45. Эрос и культура.

46. Маргинальная культура.

47. Праздник как феномен культуры.

48. Экономика и культура.

49. Культурные факторы формирование личности.

50. Интеллигенция и духовное производство.

51. Культура и рынок.

52. Взаимодействие культур в современном мире.

53. Культура и власть: управление культурой.

54. Человек как биологическое, социальное и культурное существо.

55. Концепция культуры Н. Бердяева.

Содержание вопросов для зачета

1. Понятие культура. Изменение представлений о культуре в исторической, философской и общественной мысли.

2. Предмет культурология. Место культурологии в системе гуманитарных знаний.

3. Материальная и духовная культуры: проблемы их взаимодействия.

4. Народная и национальная культуры. Их основные черты.

5. Массовая культура. Элитарная культура как оппозиция массовой культуре.

6. Основные функции культуры.

7. Культура и цивилизация: соотношение понятий.

8. Типология культур. Исторические типы культур.

9. Личность в культуре и культура личности.

10. Культура и природа.

11. Культура и общество.

12. Происхождение человека и возникновение культуры: основные подходы к проблеме. (Генезис культуры).

13. Взаимодействие культур. Проблема «Запада и Востока».

14. Место России в мировой истории и культуре. Основные точки зрения.

15. Субкультура, контркультура и антикультура. Современные молодежные субкультуры.

16. Миф как способ освоения мира.

17. Искусство как феномен культуры.

18. Проблема соотношения науки и религии. Наука и культура.


' Например: Хоруженко К М. Культурология: Энциклопедический словарь - Р-н/Д. 19 также [5,10] в списке к семинарскому занятию.

[2] См. [4:5].

[3] Амелина Е. Понятие «цивилизации» вчера и сегодня //Общественные науки и современность-1992. - №2. - С. 94-102; Гуревич П.С Философия культуры. - С.228-230; Сравнительное изучение цивилизаций. - С. 9-26; Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - С 198-199. Культурология / Под. ред. Г.В.Драча. - С. 112-116.

[4] Левяш И. Я. Культурология. - С. 17-25; Есин А. Б. Культурология. Введение в культурологию - С. 9-14;Культурология / Под ред. Н. Г. Багдасарьян. - С. 200-202.

[5] Запад и Восток. Традиции и современность. - С. 97-102.

[6] Васильев Л.С. История религий Востока. - С. 403-407.

[7] Ерасов Б.С. Общие критерии дихотомного сопоставления социокультурных оснований Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия - С. 246-255.

[8] Ясперс К. Смысл и назначение истории. - С. 76-98. 1 Запад и Восток Традиции и современность. - С. 66-71.

9' Взаимодействие культур Востока и Запада - 4.1. - С. 21-145; Е. В. Завадская Восток

Западе. - С. 77-89; Взаимодействие культур Востока и Запада. - 4.11; Г. Грюнеба Культурные заимствования во взаимодействии цивилизаций. - С 494-499;Тойнби Постижение истории - С. 555-599.

[11] Культурология / Под ред. Г. В. Драча.-С. 347-362; Гуревич П.С Культурология.-С. 208-2:

[12] Ерасов Б.С. Цивилизационные измерения модернизации. Концепции симбиоза, конфликта и синтеза культур Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. - С. 484-492.

[13] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис - 1994. - №1. - С. 33-48;; П.С. Гуревич. Культурология. - С. 100-116.

[14] Культурология / Под ред. Г В. Драча. - С. 115.

[15] Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - С. 347-362.