Реферат: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Название: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В.В. Крупица
Исследование систем управления
Н. Новгород 2010 ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно- педагогический университет»
Кафедра страхования, финансов и кредита В.В. Крупица
Исследование систем управления
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Нижний Новгород
ББК 65.01 К-84 В.В. Крупица. Исследование систем управления (методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения).– Н.Новгород: ВГИПУ. – 2010. – 31 с. Обсуждено и принято на заседании кафедры страхования, финансов и кредита. Протокол № 4 от 11 декабря 2009 г. Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по специальности 080507.65 «Менеджмент организации». Содержат тематику контрольной работы, тесты, вопросы, практические задачи, список учебной и научной литературы к экзамену по учебному курсу «Исследование систем управления»
© ВГИПУ, 2010 © Крупица В.В., 2010 Содержание
1. Цели и задачи учебного курса «Исследование систем управления» Дисциплина «Исследование систем управления» (ИСУ) – одна из основных для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». Она основывается на материалах курсов «Менеджмент», «Статистика», «Информационные системы управления», «Экономика организации» и ряде других, являясь базой для усвоения основополагающих специальных курсов. Предметом данной дисциплины выступают процессы исследования систем управления, их подсистем и элементов применительно к организациям различного иерархического уровня (форм собственности), материальных и нематериальных отраслей федерального и регионального уровней. Цель изучения учебной дисциплины - вооружение студентов вуза знаниями, умениями и навыками проведения, планирования и организации исследования систем управления. Основная задача учебного курса – углубление теоретических, методических и практических знаний по диагностике систем управления и выявление путей их развития. 2. Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины « Исследование систем управления»
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - функциональную роль исследований в развитии систем управления; - методологические и методические основы исследования систем управления; - основные научные подходы (диалектический, процессный, ситуационный, функциональный, рефлексивный, системный, комплексный, маркетинговый, инновационный, нормативный, поведенческий) и особенности их использования в исследованиях систем управления; - составляющие логического аппарата исследования и их использование в практике исследований; - назначение, содержание, принципы разработки гипотезы и концепции исследования систем управления; - алгоритмы проведения системного, параметрического, рефлексивного, функционально-стоимостного, факторного исследований; - особенности организации и планирования процессов исследования систем управления; - характерные требования к менеджерам исследовательского типа. Владеть: - способами выбора и классификации методов проведения исследований систем управления и их диагностики; - использованием теоретических, логико-интуитивных, эмпирических, комплексно-комбинированных методов исследования; - технологиями проведения социально-экономических экспериментов, тестирования, социологических исследований, построения сетевых графиков, причинно-следственных диаграмм, сравнительных таблиц, матриц, классификаций при исследовании систем управления; - методами анализа и построения функционально-целевых моделей системы управления организацией; - методиками исследования и проектирования целей систем, их организационных структур, реализацией функций управления, управленческих решений. Иметь четкое представление: - о механизме функционирования системы управления организацией и особенностях его исследования; - об эффективных путях исследования систем управления; - об этапах проведения различных исследований и особенностях планирования и организации процессов их реализации; - о возможностях и перспективах совершенствования систем управления на основе исследования их основных характеристик: целей, функций, управленческих решений, структур. В процессе изучения курса студенты приобретают навыки по исследованию как системы управления организацией в целом, так и составляющих ее подсистем и элементов, что должно позволить им на высоком методическим уровне исследовать действующие системы управления и совершенствовать их применительно к условиям рыночных отношений и конкуренции.
3. Объём дисциплины и виды учебной работы
4. Контрольная работа: тематика рефератов, содержание, методические рекомендации по выполнению
4.1 Первая часть контрольной работы – реферат
Студенты заочной формы обучения, изучающие дисциплину «Исследование систем управления», должны выполнить в соответствующем семестре, указанном в учебном плане, контрольную работу, состоящую из двух частей. В первой части контрольной работы, по выбранной теме исследования системы управления организации, выполняется реферат. Реферат подготавливается студентом самостоятельно, должен носить творческий характер, по своему содержанию и оформлению быть приближенным к научному исследованию. Исполнитель может выбирать его тему из предложенной ниже тематики, учитывая при выборе специфику специальности, по которой он проходит обучение. Кроме того, следует принимать во внимание свои научные и профессиональные интересы, связывая содержание реферата с задачами конкретной организации (например, той, где работал или работает студент). Желательно увязать тему реферата с предстоящим дипломным проектированием, в содержание которого целесообразно будет включить его основные разделы. В обоснованных случаях тема реферата может быть избрана студентом вне предложенного тематического списка рефератов, но в любом случае она должна быть связана с вопросами исследования системы управления. Примерная тематика рефератов 1. Исследование и проектирование организационной структуры управления организацией. 2. Исследование и проектирование целей системы управления организацией. 3. Исследование и проектирование функционального разделения труда (функций) в системе управления организацией. 4. Исследование и проектирование процессов принятия и реализации управленческих решений в системе управления организацией. 5. Исследование и проектирование подсистемы управления персоналом организации. 6. Исследование использования трудового потенциала организации. 7. Исследование процессов мотивации и стимулирования труда персонала организации. 8. Исследование процессов развития персонала организации. 9. Исследование особенностей формирования персонала организации. 10. Исследование содержания оценки персонала организации. 11. Исследование методов оценки управленческого персонала организации. 12. Исследование процессов служебно-профессионального продвижения и карьерного роста управленческого персонала организации. 13. Исследование и выбор стратегических позиций организации. 14. Исследование системы качества организации. 15. Исследование процессов управления маркетингом. 16. Исследование содержания и особенностей маркетинговых исследований. 17. Исследование подсистемы регулирования затрат и управления ресурсами. 18. Исследование подсистемы развития производства и совершенствования управления. 19. Исследование стратегии развития организации. 20. Исследование тенденций развития организаций. 21. Исследование подсистемы управления социальным развитием коллектива организации. 22. Исследованием подсистемы управления охраной окружающей среды. 23. Исследование механизма антикризисного управления и формирования финансовой устойчивости организации. 24. Исследование подсистемы информационного обеспечения системы управления персоналом. 25. Исследование подсистемы технического обеспечения системы управления персоналом. 26. Исследование кадрового обеспечения системы управления. 27. Исследование психологического климата в организации. 28. Исследование технологии управления как элемента системы управления. 29. Исследование методов организации управления как элемента системы управления персоналом. 30. Исследование подсистемы делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом. 31. Исследование нормативного и правового обеспечения управления организацией. 32. Исследование рисков при принятии управленческих решений. 33. Исследование потенциала организации. 34. Исследование процессов управления конкурентоспособностью организации. 35. Исследование инвестиционного потенциала предприятия. 36. Исследование и выбор путей снижения рисков потери управляемости организации. При подготовке реферата студенту предварительно следует подобрать различные литературные, периодические, нормативные и другие источники и материалы, систематизируя и обобщая при этом нужную информацию по теме. При недостаточности знаний по ИСУ, смежных и связанных с ней дисциплин надо оперативно их восполнить. Необходимо использовать творческий подход к использованию собранной информации, критически оценивая отражаемые в источниках сведения и данные. Представляется важным раскрыть не только теоретическое состояние дел по рассматриваемому вопросу, а на примерах конкретной организации дать его решения с обоснованием прогрессивных и перспективных направлений совершенствования. При использовании в материалах реферата информационных источников на них целесообразно делать ссылки по тексту с указанием номера источника по списку использованных источников. Общие требования к рефератам: - логическая последовательность и четкость изложения материала; - краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования; убедительность аргументации; - конкретность изложения материала и результатов работы; информационная выразительность; достоверность; - достаточность и обоснованность выводов. Структурно в реферат должны входить: • титульный лист; • содержание (оглавление); • введение; • основная часть; • заключение; • приложения; • список использованных источников. Титульный лист является первым листом (страницей) реферата и оформляется по образцу, приведенному ниже. Пример оформления титульного листа
Содержание (оглавление) должно включать перечень всех имеющихся в тексте реферата наименований разделов, подразделов и пунктов с соответствующими номерами. Справа от наименований разделов, подразделов и пунктов необходимо указывать номера страниц (листов), на которых они начинаются. Оформление реферата следует осуществлять с соблюдением требований, установленных соответствующей нормативно-методической документацией к контрольным работам студентов заочной формы обучения ВГИПУ.
Введение реферата должно содержать материалы по обоснованию актуальности избранной темы в целом и применительно к конкретному предприятию, организации. Наряду с этим в нем должны быть четко и кратко определены, обоснованы и сформулированы цели и задачи автореферата. Объем введения, как правило, не должен превышать 2 страниц. Основная часть реферата должна содержать необходимые материалы для достижения поставленной целей и задач, решаемых в процессе выполнения работы. Всю основную часть целесообразно подразделить на разделы, подразделы и пункты. Каждому разделу и подразделу, а в ряде случаев и пунктам необходимо давать наименования, отражающие их содержание. Заголовка «Основная часть» в реферате не должно быть. Все разделы, подразделы и пункты основной части нумеруются арабскими цифрами с точкой (например, пункт 2 подраздела 1 раздела 1 должен иметь номер «1.1.2.»). В общем плане состав разделов основной части типового реферата может быть примерно следующим: 1. Теоретический раздел, раскрывающий на основе обобщения материалов различных источников сущность и тенденции развития теории исследуемого вопроса темы, методов и методик его исследования. 2. Аналитический раздел, содержащий критический анализ возможных методов исследования предмета и объекта темы реферата и устанавливающий их недостатки, ограничения в применении, потенциальные достоинства, перспективные возможные области практического использования. При этом следует осуществить выбор, обосновать и раскрыть особенности тех методов и методик исследования, которые необходимо использовать для достижения целей и решения задач реферата. 3. Практический раздел, предусматривающий проведение на базе конкретной (или при отсутствии такой возможности на примере условной) системы (подсистемы, элемента) управления предприятия, организации их анализ, оценку состояния дел, выявление путей и разработку предложений по совершенствованию объекта темы реферата. Желательно разработать также мероприятия по реализации (внедрению) этих предложений. В этой же части работы следует дать оценку эффективности предлагаемых изменений. Для некоторых тем возможно объединение первого и второго разделов в один раздел — «Теоретико-аналитический». Каждый из перечисленных выше разделов должен иметь конкретное наименование, привязанное к теме реферата. Общий объем основной части должен составлять примерно 14-25 страниц. Заключени е должно содержать краткие выводы по результатам всей работы, включая итоги определения эффективности использования предложений, представленных в реферате. Целесообразно также привести перспективы работ по рассмотренному в реферате вопросу. Объем — не более 2 страниц. Приложения могут включать вспомогательные материалы, которые были необходимы для обоснования каких-либо решений и предложений (например, действующие методики, инструкции, положения, копии документов и т.п.). Каждое приложение следует размещать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», написанного (напечатанного) прописными буквами. Любое приложение [должно иметь свой содержательный заголовок. Все приложения нумеруются (например, «ПРИЛОЖЕНИЕ 1» и т.д.). Список использованных источников включает перечень литературы, инструкций, статей из журналов, стандартов и т.п., использованных при подготовке реферата. Источники более целесообразно располагать в алфавитном порядке. Сведения о них необходимо давать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к описанию произведений печати в библиографических и информационных изданиях, во внутрикнижных и пристатейных библиографиях.
4.2 Вторая часть контрольной работы – практические задания по теме исследования систем управления
Вторая часть контрольной работы должна явиться как бы продолжением исследования темы реферата и содержать решение практических задач по ее конкретизации.
Пример оформления титульного листа
Содержание практических заданий для контрольной работы
Задание №1. Сформулируйте тему своего исследования. Студенту с учетом получаемой специальности (менеджмент организации) следует определить направление исследования и сформулировать тему его проведения. Желательно, чтобы выбранная тема в последующем могла стать предметом для дипломного проектирования. К примеру, одной из тем может быть: «Оценка трудового потенциала в управлении персоналом организации». Данная тема показывает, что направлением исследования будет «управление персоналом», а это соответствует специальности обучения. Тема ограничена исследованием трудового потенциала персонала конкретной организации. Задание №2. По выбранной теме дайте характеристику объекта и предмета исследования с их описанием. В рассматриваемом примере объектом исследования является конкретная организация и ее система управления, предметом исследования – механизм оценки трудового потенциала организации. Задание №3. Сформулируйте цель и гипотезу исследования темы, кратко изложите их в контрольной работе. В рассматриваемом примере в качестве основной цели может быть: «разработка актуальных направлений совершенствования оценки трудового потенциала персонала предприятия (организации)». Возможная рабочая гипотеза по теме может быть следующего содержания: направления совершенствования оценки трудового потенциала работников организации будут наиболее эффективными, если: - с учетом теоретических основ оценки труда персонала определены ее основные факторы, влияющие на качество труда; - периодически организуется аудит и эффективный контроллинг трудового потенциала результаты которых учитываются в управлении персоналом организации; - создана и действует система оценки трудового потенциала различных категорий персонала, в которую вносятся необходимые изменения на основе ее периодической диагностики; - приняты и действуют методики действенной оценки трудового потенциала с их определенным информационно – техническим обеспечением; - руководители всех уровней управления заинтересованы в объективной оценке трудового потенциала их подчиненных. Задание №4. Опишите содержание методологии и методики как основных частей концепции предстоящего исследования вашей темы. При этом исходите из того, что концепция исследования систем управления это комплекс основополагающих взглядов, идей, принципов, подходов и механизмов разрешения совокупности проблем управления, проявляющихся в изучаемой теме. Концепция вашего исследования должна определять содержание компонентов и звеньев механизма разрешения исследуемой вами темы. В содержании методологии вам следует определить цели, предмет, границу исследования, выбрать средства и методы исследования, определить ресурсы и этапы проведения вами исследовательских работ. При описании методики исследования вам следует особо обосновать и дать классификации выбранных методов проведения исследования, сбора и обработки информации, анализа полученных результатов, способов их оформления. Здесь же вам следует показать и план проведения исследования.
Задание №5. Постройте причинно-следственную диаграмму (диаграмма Исикавы) качественного исследования вашей темы. Путем определения перечня причин влияющих на качество предстоящего исследования выделите и обоснуйте главные (причинные факторы первого порядка) и покажите их на диаграмме. Обоснуйте «узкие» места в объекте Вашего исследования. Задание №6. Постройте сетевой график и сетевую матрицу основных этапов вашего исследования темы.
Задание №7. С помощью построения дерева целей определите для своей темы исследования состав целей по уровням управления и функциональному содержанию. Постройте целевую модель в виде древовидного графа , представляющего формализованное отображение процесса распределения целей по уровням управления, их взаимосвязи, иерархию, декомпозицию главной цели на подцели. 4.3 Оформление контрольной работы Техническое оформление текста контрольной работы должно осуществляться машинописным (на ПК) способом. Межстрочные интервалы должны допускать возможность вносить дополнения и изменения в текст (лучше печатать текст 14-м шрифтом с полуторным интервалом). Текст желательно располагать на одной стороне каждого листа бумаги формата 210x297 мм (А4), соблюдая поля: левое — не менее 30 мм, правое — не менее 10 мм, верхнее и нижнее не менее 20 мм. Каждую структурную часть целесообразно начинать с новой страницы. Страницы необходимо нумеровать только арабскими цифрами. Нумерации подлежат все имеющиеся в работе страницы начиная с титульного листа. Непосредственно на титульном листе номер страницы 1 не ставится, а на последующих номера страниц ставятся в верхнем правом углу. Работа представляется в институт и на кафедру для проверки руководителю в сброшюрованном виде. Ее подготовка и защита — одна из форм закрепления и контроля знаний, получаемых студентами в процессе самостоятельной работы. 4.4 Литература для подготовки контрольной работы 1. Игнатьева А.В. Исследование систем управления: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент»/ Игнатьева А.В., Максимцев М.М. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 167с. 2. Крупица В.В., Егоров Е.Е. Экономический анализ и оценка системы управления персоналом организации: Учебное пособие. – Н.Новгород, ВГИПУ. – 2007.- 284 С. 3. Катернюк А.В. Исследование систем управления. Введение в организационное проектирование: учеб. пособие. – Ростов Н/Д: Феникс, 2009. 4. Михайлов Л.М. Исследование систем управления: Л.М. Михайлов, В.М. Мишин, А.Я., Сисюк. – М.: Издательство «Экзамен», - 2009. – 189 с. 5. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005, - 527 С. 6. Конспект лекций по курсу «Исследование систем управления»
5. Материалы для подготовки и проведения оценки усвоения студентами учебной дисциплины
5.1 Порядок проведения и содержание тестов по проверке знаний терминов учебного курса
С помощью приведенных ниже тестов определяется знание студентами основных понятий учебного курса ИСУ, проверяется их готовность к сдаче экзамена. Студенты, на основе имеющихся у них знаний, письменно отвечают на два-четыре тестовых вопроса, определяя самостоятельно (по их мнению) верный термин, который может состоять из одного или нескольких слов. Например, определение «совокупность операций, воздействий и (или наблюдений), направленных на получение информации об объекте исследования» означает, что это – эксперимент . Комплектование вопросов теста персонально каждому студенту осуществляет преподаватель с учетом их участия в сессии и выполнения контрольной работы. По количеству правильных ответов преподаватель определяет уровень знаний студентов и выставляет (при необходимости) соответствующую балльную оценку (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Тесты «определение терминов по исследованию систем управления»
5.2 Порядок проведения и содержание теста по оценке качества усвоения учебной дисциплины
С помощью приведенного ниже теста (30 вопросов) проверяется качество усвоения учебной дисциплины ИСУ с ее оценкой по четырех балльной шкале (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Получив контрольные вопросы теста, каждый студент самостоятельно заполняет прилагаемую матрицу ответов, где он помечает один правильный ответ из четырех предлагаемых. Например, в первом вопросе: «Что позволяет диалектический подход к исследованию?» По мнению студента правильным будет второй вариант ответа, значит в матрице ответов он должен в первой строке зачеркнуть цифру 2 и т.д. По количеству правильных ответов преподаватель определяет персональную оценку студента. Студенты, не прошедшие тестирование (набравшие менее 16 баллов) к экзамену не допускаются. Тест
Примечания: 1. Из четырех ответов на вопрос теста правильным является только один. Правильный по Вашему мнению ответ обведите. 2. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимально возможное количество баллов – 30. 3. Студенты, набравшие: 26 – 30 баллов получают оценку «отлично» 21 – 25 баллов получают оценку «хорошо»
Студенты, набравшие по итогам тестирования менее 16 баллов, к зачету и экзамену не допускаются.
6. Контрольные вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Управление персоналом» 5.3 Контрольные вопросы к экзамену по курсу «Исследование систем управления»
1. Понятие «исследование». Цели, задачи исследования систем управления. 2. Исследование как процесс и элемент управленческой деятельности. Функциональная направленность исследований. 3. Исследование систем управления как составная часть менеджмента организации. Основные характеристики исследования. 4. Объект и предмет исследования. Система управления как объект исследования. 5. Понятия «методология», «методика» исследования систем управления. 6. Логический аппарат исследования систем управления. 7. Гипотеза исследования: назначение, особенности разработки. 8. Концепция исследования систем управления: содержание, особенности разработки. 9. Принципы исследования систем управления и их систематизация. 10. Основные научные подходы к исследованию систем управления (диалектический, процессный, ситуационный, функциональный, рефлексивный, системный): краткая характеристика, особенности использования. 11. Методы исследования систем управления и их классификация. 12. Системный анализ как конструктивное направление исследования процессов управления. Приемы анализа и обоснование. 13. Рефлексивный и интуитивный подходы в исследовании систем управления. 14. Графические методы исследования систем управления. Особенности построения причинно-следственной диаграммы Исикавы, сетевых графиков. 15. Тестирование в процессе исследования систем управления. 16. Экспертные методы оценки в исследовании систем управления. 17. Особенности использования метода SWOT-анализа в исследовании систем управления. 18. Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов. 19. Эмпирические методы исследования систем управления. 20. Методы параметрического исследования и факторного анализа систем управления. 21. Функционально-стоимостной анализ в исследовании систем управления. 22. Социологические исследования систем управления и социально-экономическое экспериментирование. 23. Диагностика систем управления. 24. Исследование и проектирование целей системы управления. 25. Исследование и проектирование функционального разделения труда в системе управления. 26. Исследование и проектирование процессов принятия и реализации управленческих решений в системе управления. 27. Исследование и проектирование организационной структуры системы управления. 28. Характеристика этапов проведения исследования систем управления. 29. Особенности планирования исследования систем управления. 30. Организация исследования систем управления. 31. Требования к менеджерам исследовательского типа. 32. Научная и практическая эффективность исследования систем управления. 5.4 Практические задания к экзамену по курсу «Исследование систем управления»
1. Опишите последовательность этапов проведения исследования Вашей темы проекта совершенствования системы управления организации. Дайте краткую характеристику обозначенных этапов исследования. 2. Постройте причинно-следственную диаграмму Исикавы по обеспечению качественного исследования Вашей темы проекта совершенствования системы управления организацией. 3. Постройте сетевой график и сетевую матрицу начального этапа исследования Вашей темы проекта совершенствования системы управления организацией. 4. Приведите перечень источников документированной информации, которую Вы будете получать и использовать при проведении исследования выбранной Вами темы совершенствования системы управления. 5. Постройте сетевой график и сетевую матрицу этапа сбора и отбора информации для исследования Вашей темы совершенствования системы управления. 6. Дайте характеристику эталонной модели для сравнительного анализа при исследовании выбранной Вами темы совершенствования системы управления. 7. Постройте сетевой график и сетевую матрицу анализа информации и оформления результатов исследования Вашей темы проекта совершенствования системы управления организацией. 8. По выбранной Вами теме дайте определение и обоснование цели исследования. Предложите Вашу рабочую гипотезу предстоящего исследования. 9. С учетом особенностей выбранной Вами темы, разработайте краткую методологию предстоящего исследования. Обоснуйте ее содержание. 10.Учитывая особенности избранной темы совершенствования системы управления, предложите и обоснуйте содержание методики проведения исследования. 11.С помощью построения дерева целей определите их состав по уровням управления для исследуемой Вами темы. Постройте целевую модель в виде древовидного графа, представляющего формализованное отображение процесса распределения целей по уровням управления, их взаимосвязи, управленческую иерархию, декомпозицию главной цели на подцели. 12.Предложите логику использования системного анализа при исследовании Вашей темы совершенствования системы управления организацией. 13.Предложите содержание матрицы для использования метода ССВУ (SWOT)- анализа в Вашем исследовании сильных, слабых сторон, возможностей, угроз анализируемой организации. 14.Выделите и обоснуйте особенность использования функционально-стоимостного анализа в исследовании Вашей темы. Перечислите совокупность приемов и способов технико-экономического исследования функций управления, которую Вы намерены применять в Вашем исследовании. 15.Предложите вариант возможного использования графических методов в исследовании Вашей темы совершенствования системы управления организацией. 16.Предложите содержание методики диагностирования системы управления организации для разработки возможных предложений по результатам исследования Вашей темы проекта.
5.5 Литература для подготовки к экзамену
1. Игнатьева А.В. Исследование систем управления: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент»/ Игнатьева А.В., Максимцев М.М. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 167с. 2. Крупица В.В., Егоров Е.Е. Экономический анализ и оценка системы управления персоналом организации: Учебное пособие. – Н.Новгород, ВГИПУ. – 2007.- 284 С. 3. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 4. Конспект лекций по курсу «Исследование систем управления» 6. Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины «Исследование систем управления»
Лекционная часть учебного курса для студентов-заочников проводится в форме обзоров по основным темам с более углублённым рассмотрением сложных проблем и ориентацией на самостоятельное их изучение. По мере проведения лекционного курса предусмотрены практические занятия с целью закрепления теоретических знаний, а также выработки навыков структурно-логического построения учебного материала, организации проведения исследований систем управления и их совершенствования применительно к условиям рыночных отношений и конкуренции. В целях эффективного усвоения содержания учебного курса его изучение целесообразно начинать после обзорных лекций и соответствующих консультаций с педагогом кафедры, ведущим учебную дисциплину. По материалам обзорных лекций и полученных заданий на самостоятельную работу каждый студент разрабатывает свой индивидуальный план изучения учебного курса по времени и содержанию. Особое внимание в плане (около 40% времени) должно быть отведено изучению методологических основ исследования систем управления (система управления как объект исследования; особенности разработки гипотезы, концепции исследования; научные подходы к исследованию систем управления; классификация и содержание методов исследования). После освоения методологических основ исследования систем управления целесообразно выполнить первую часть контрольной работы в соответствии с приведенным заданием. Уяснив основные методологические положения исследования систем управления, целесообразно приступить к освоению методики и практики исследовательской деятельности (планирование и организация процессов исследования; особенности исследования целей, функций, структуры, управленческих решений; проведения диагностики систем управления). Изучение этого раздела учебного курса должно быть завершено выполнением второй части контрольной работы. При изучении дисциплины следует использовать в полном объеме рекомендуемые учебные пособия, тесты, вопросы и практические задания для подготовки к экзамену, содержащиеся в методических рекомендациях. |