Реферат: Методические рекомендации по формированию рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей на основе федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования
Название: Методические рекомендации по формированию рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей на основе федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Минздравсоцразвития России Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ефремовский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ФГОУ СПО «ЕМК» Минздравсоцразвития России) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ефремов 2011 Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ На заседании методсовета Директор колледжа _____________А.В.Агеев «___ » _____________ 2011 года «___ » _____________ 2011 года Протокол № _______ Рекомендации составлены в соответствии с Разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования./ И.М.Реморенко, 2009. ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Основные профессиональные образовательные программы по специальностям СПО предусматривают изучение следующих учебных циклов: – общего гуманитарного и социально – экономического; – математического и естественнонаучного; – профессионального Общий гуманитарный и социально – экономический, математический и естественнонаучный циклы состоят из дисциплин. Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. Совокупность учебно-методической документации в рамках основной профессиональной образовательной программы включает в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Все программы вариативного цикла разрабатываются на уровне колледжа, за основу можно взять существующие программы. Рекомендации по формированию рабочих программ учебных дисциплин: Учебная дисциплина – система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/или области профессиональной деятельности, и нацеленная на обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы. Программа учебной дисциплины состоит из следующих компонентов: 1. Паспорт программы. 2. Структура и содержание учебной дисциплины. 3. Условия реализации программы учебной дисциплины. 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины. Рассмотрим структуру программы на примере учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» 1. Паспорт программы учебной дисциплины: 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060101 Лечебное дело, 060102 Акушерское дело, 060501 Сестринское дело . Можно указать одну или несколько специальностей в зависимости от широты использования программы. Также можно указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (повышение квалификации, подготовки, переподготовки). Программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в области гигиены и санитарии, эпидемиологии, лабораторного дела, гигиенического воспитания населения. (новое в структуре) 1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП Указывается принадлежность дисциплины к учебному циклу. Дисциплина «Гигиена и экология человека» входит в состав раздела «Общепрофессиональные дисциплины» профессионального цикла . 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины. В результате освоения учебной дисциплины «Гигиена и экология человека» обучающийся должен уметь (НА 1 МЕСТЕ): – давать санитарно – гигиеническую оценку факторам окружающей среды; – проводить санитарно – гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней; – проводить гигиеническое обучение и воспитание населения. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать : - современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы; - факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека; - основные положения гигиены; - гигиенические принципы организации здорового образа жизни; - методы, формы и средства гигиенического воспитания населения. Требования к умениям и знаниям указываются в соответствии с ФГОСами по специальностям (указаны конкретно для каждой учебной дисциплины). Это облегчает труд преподавателя, все знания и умения уже есть в стандарте. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе: · обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов (в том числе практические занятия – 20 часов); · самостоятельной работы обучающегося 30 часов (т.е. 50% от обязательной). 2. Структура и содержание учебной дисциплины: 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ____________________________наименование
Общее количество часов должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 паспорта программы. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 3. Условия реализации программы учебной дисциплины: 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гигиены и экологии человека. При необходимости указываются лаборатории . Оборудование учебного кабинета: · столы, стулья для преподавателя и студентов; · шкафы для хранения приборов, наглядных пособий, учебно – методической документации; · доска классная; · приборы: термометры, гигрометры, анемометры, кататермометры, барометры – анероиды, термографы, гигрографы, барографы, емкости для отбора проб воды, спиртовки, лабораторная посуда, люксметр Технические средства обучения:
Количество оборудования не указывается. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Основные источники: 1. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. – М.: Академия, 2008 -528с. 2. Полякова А.Н., Стародумов В.Л., Денисова Н.Б. Общая гигиена, санология и экология: Руководство для студентов факультета высшего сестринского образования медицинских вузов / Под ред. проф. Т.В.Рябчиковой. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008 – 224с. Дополнительная литература 3. Румянцев Г.И., Прохоров Н.И., Новиков С.М. и др. Гигиена: Учебник для вузов (под ред. Румянцева Г.И.). - Изд. 2-е, перераб., доп. - М: ГЭОТАР МЕД, 2008 - 608 с. 4. Тутельян В.А., Онищенко Г.Г. Государственная политика здорового питания населения: задачи и пути реализации на региональном уровне: учебное пособие. – М., 2008.-257с. 5. Коробкин В.И. Экология: учебник для вузов / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Изд. 15-е, дополн. и перераб.- Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 602с. 6. Крымская И.Г. Гигиена и основы экологии человека: Учебное пособие / И.Г. Крымская, Э.Д. Рубан. – Ростов н / Д: - Феникс, 2007. - 351с. 7. Большаков А.М. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. - М.: Медицина, 2004 8. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека: Учебное пособие. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448с. 9. Борисова Г.Н., Гайнутдинова С.В., Мавзютова И.П., Разбежкина Н.Ю. Сохрани свое здоровье. - Изд. 2-е изм. и доп. - Казань: КМК, 2007. - 32 с. 10. Гайнутдинова С.В., Неделько О.И. Гигиеническое воспитание населения. - Изд. 2-е изм. и доп. - Казань: КМК, 2008. - 42 с. Нормативные и методические документы: 1. Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52–ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»; 2. Федеральный закон РФ от 4 05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (с изменениями и дополнениями) 3. Федеральный закон РФ от 3 06.2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) 4. Федеральный закон РФ от 14 07 2008 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 5. Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08 3.2.1. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации; 6. СанПиН 2.3.2.1324–03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»; 7. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»; 8. СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации учебно – производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования»; 9. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»; 10. ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно – питьевого водоснабжения» Интернет-ресурсы Информационно – правовое обеспечение:
Профильные web – сайты Интернета: 1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http//www.minzdravsoc.ru) 2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.rospotrebnadzor.ru) 3. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.fcgsen.ru) 4. Информационно – методический центр «Экспертиза» (http//www.crc.ru) 5. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (http//www.mednet.ru) Разделы 3.1 и 3.2 были и в предыдущих программах, но только в одном разделе, сейчас же произошло более логичное их разделение на 2 подпункта. 4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Это новый раздел, его не было в предыдущих программах, но когда мы обратимся к примеру, то увидим, что все формы и методы контроля перечислены во всех планах занятий по любой дисциплине, их просто надо будет отразить в рабочей программе.
Знания и умения перечисляются те, которые были указаны в паспорте программы. Рекомендации по формированию рабочих программ профессиональных модулей (состоят из МДК): Междисциплинарный курс – система знаний и умений, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенций при прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля. Примерная программа профессионального модуля состоит из следующих компонентов: 1. Паспорт программы профессионального модуля. 2. Результаты освоения профессионального модуля. 3. Структура и примерное содержание профессионального модуля. 4. Условия реализации профессионального модуля. 5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности). Рассмотрим структуру программы на примере профессионального модуля «Выполнение профилактических мероприятий» 1. Паспорт программы профессионального модуля: 1.1. Область применения программы Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 060501 Сестринское дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Проведение профилактических мероприятий и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): 1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. 2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения. 3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. Появляются новые понятия ВПД И ПК (они все уже перечислены в ФГОС). Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области здравоохранения и образования (раздел 1) при наличии среднего (полного) общего образования (опыт работы не требуется), а также в программах повышения квалификации работников здравоохранения (по темам «Первичная медико-санитарная помощь», «Общая практика», «Первичная медико-профилактическая помощь населению», отдельные темы – в программах «Организация сестринского дела», «Сестринское дело в педиатрии»), – на базе среднего специального образования по специальностям 060501 «Сестринское дело», 060101 «Лечебное дело», 060102 «Акушерское дело». Это тоже нововведение, что программы могут смежными не только для базового, но и для дополнительного образования, что открывает новые возможности для интеграции. 1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт: (НОВОЕ) – проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода уметь: – обучать население принципам здорового образа жизни – проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия – консультировать пациента и его окружение по вопросам иммунопрофилактики – консультировать по вопросам рационального и диетического питания – организовывать мероприятия по проведению диспансеризации знать: - современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья; - основы иммунопрофилактики различных групп населения; - принципы рационального и диетического питания; - роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и работе «школ здоровья». 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля: всего – 336 часов, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 192 часа, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –128 часов; самостоятельной работы обучающегося – 64 часа; учебной и производственной практики – 144 часа. 2. Результаты освоения профессионального модуля: Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Проведение профилактических мероприятий», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Наименование результата обучения приводится в соответствии с текстом ФГОС (все ОК и ПК уже сформулированы по разделам). 3. Структура и содержание профессионального модуля 3.1. Тематический план профессионального модуля Если какой-либо вид учебной работы не предусмотрен, необходимо в соответствующей ячейке поставить прочерк. И учебная, и производственная (по профилю специальности) практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Внутри каждого раздела указываются междисциплинарные курсы и соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по профессиональному модулю, описывается примерная тематика. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 4. Условия реализации программы профессионального модуля: 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов основ профилактики. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Основ профилактики»: – весы горизонтальные и напольные (для измерения массы тела детей и взрослых) – ростомеры горизонтальные и вертикальные (для измерения массы тела детей и взрослых) – пеленальный стол – средства ухода и одежда для детей первого года жизни – сантиметровая лента – таблицы, схемы, структуры, диаграммы – презентации – медицинская документация – методические пособия, рекомендации для обучающихся – холодильник для хранения препаратов для иммунопрофилактики – муляжи, фантомы Технические средства обучения: – компьютер – мультимедийный проектор или интерактивная доска – интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или маркеры – экран (при отсутствии интерактивной доски) Оборудование рабочих мест практики: – рабочее место медицинской сестры центра профилактики, поликлиники, детской поликлиники – компьютер – мультимедийный проектор или интерактивная доска – интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или маркеры – экран (при отсутствии интерактивной доски) Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику. Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест: – компьютер – мультимедийный проектор или интерактивная доска – интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или – маркеры – экран (при отсутствии интерактивной доски) 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы То же, что и в программах учебных дисциплин. 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Практические занятия проводятся: – по разделу 1 ПМ 1 (МДК 01.01) в кабинете доклинической практики образовательного учреждения; – по разделам 1 и 2 ПМ 1 (МДК 01.02 и МДК 01.03) – в кабинете доклинической практики образовательного учреждения (не более 50%) и в учреждениях первичной медико-санитарной помощи; – учебная и производственная практика - в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. Модуль осваивается на первом-втором году обучения, желательно со 2 семестра после изучения дисциплины «Анатомия и физиология человека». Ранее эти пункты раскрывались в пояснительной записке рабочей программы. 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса (НОВОЕ) Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): специалисты, имеющие высшее медицинское или сестринское образование . Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой Медико-педагогический состав: специалисты, имеющие высшее медицинское или сестринское образование. Руководители практики: специалисты сестринского дела (квалификация - медицинская сестра). 5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (ВПД) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений (и мы снова видим, что все формы и методы контроля и оценки, которые предлагаются, нами уже широко используются). Образец оформления на примере одной ПК и ОК
Особое внимание необходимо обратить на формулировку показателей результата, т.е. показателей освоенности компетенции. Показателем освоения компетенции может быть либо продукт деятельности, либо выполненный в соответствии с требованиями процесс. Перечень показателей целесообразно составлять с учетом имеющихся в структуре ОПОП умений, соответствующих данному виду деятельности. При формулировке умения преимущественно используются отглагольные существительные (см. таблицу-«переходник») Недопустимо , чтобы: показатели просто дублировали формулировку компетенции; в формулировке показателей использовалось слово «умение», поскольку умение не может быть показателем самого себя Например: Некорректная формулировка. Показатели должны быть указаны конкретные; что значить уметь проводить такие мероприятия?
Таблица (переходник) для определения содержания ПМ и УД, исходя из результатов обучения Для ПМ
Для УД
В описании структуры основной образовательной программы ФГОС подчеркивается, что в основе всех компетенций студента (как общих, так и профессиональных) должны лежать приобретенные знания, умения и практический опыт по всему спектру изучаемых дисциплин, что создаёт дополнительные возможности для междисциплинарной интеграции (интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) —обозначает объединение, взаимопроникновение. Междисциплинарная интеграция предполагает процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей). Разработка программы любого МДК и тем более ПМ возможна только при совместной работе нескольких преподавателей. Пример: ПМ «Проведение профилактических мероприятий», который мы рассматривали, для специальности 060501 «Сестринское дело», в разработке участвуют: – преподаватели терапии – преподаватели педиатрии – преподаватели гериатрии – преподаватели акушерства и гинекологии – преподаватели инфекционных болезней – преподаватели психологии Междисциплинарная интеграция разрешает существующее противоречие между разрозненным усвоением знаний и необходимостью их синтеза, комплексного применения в практике, трудовой деятельности и жизни человека. Разработка программы ПМ предъявляет обязательные требования к междисциплинарной интеграции: – согласованность по времени изучения отдельных МДК (разделов), при которой каждый из них опирается на предшествующую понятийную базу и создает основу успешного усвоения понятий на междисциплинарной основе; – преемственность и непрерывность в развитии понятий, предусматривающая их непрерывное развитие, наполнение новым содержанием, обогащение новыми связями; – единство в интерпретации общенаучных понятий; – осуществление единого подхода к организации учебного процесса во всех компонентах модуля. В ФГОС также определено, что ОУ должны быть созданы условия для макисмального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и МДК профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (МДК), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. Образцы оформления титульного листа рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей представлены в приложении 1,2 Приложение 1 Минздравсоцразвития России Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ефремовский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ФГОУ СПО «ЕМК» Минздравсоцразвития России) РАБОЧАЯ ПРОГРАММа профессионального модуля
__________________________________________________________________ название профессионального модуля
(код и наименование специальности) Ефремов 2011 ОДОБРЕНО Составлена в соответствии с цикловой методической требованиями Федерального комиссией ___________ государственного образовательного _____________________ стандарта по специальностям (название комиссии) среднего профессионального образования. Председатель Заместитель директора по учебной работе ___________(инициалы,фамилия) _________Л.А.Парамонова Авторы: ________________________________________________ (инициалы,фамилия, должность) Рецензенты: _________________________________________________ (инициалы,фамилия, должность) _________________________________________________ (инициалы,фамилия, должность) Приложение 2 Минздравсоцразвития России Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ефремовский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ФГОУ СПО «ЕМК» Минздравсоцразвития России) РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной дисциплины
_________________________________________________________________ название дисциплины
(код и наименование специальности) Ефремов 2011 ОДОБРЕНО Составлена в соответствии с цикловой методической требованиями Федерального комиссией ___________ государственного образовательного _____________________ стандарта по специальностям (название комиссии) среднего профессионального образования. Председатель Заместитель директора по учебной работе ___________(инициалы,фамилия) _________Л.А.Парамонова Автор: ________________________________________________ (инициалы,фамилия, должность) Рецензенты: _________________________________________________ (инициалы,фамилия, должность) _________________________________________________ (инициалы,фамилия, должность) |