Учебное пособие: Методические указания к выполнению курсовой работы по Внутренним незаразным болезням животных для студентов ветеринарного отделения аграрного факультета Российского университета дружбы народов Введение
Название: Методические указания к выполнению курсовой работы по Внутренним незаразным болезням животных для студентов ветеринарного отделения аграрного факультета Российского университета дружбы народов Введение Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические указания Введение
При выполнении такой работы студент не только закрепляет методику диагностического исследования животного, но и анализирует полученные сведения о состоянии патологического процесса, наблюдает за симптомами болезни, обобщает их в синдромы, давая правильное толкование; осваивает лабораторные и специальные методы исследования и их использование в конкретном случае; отрабатывает методики, технику лечения и выбор терапевтических средств. Будущий специалист учится, как правильно организовать лечебно-профилактические мероприятия, составлять и обосновывать эпикриз со знанием врачебной логики, работать над учебной и периодической литературой, вести документацию. Эпикриз - собственное мнение лечащего ветеринарного врача по наблюдаемому случаю болезни в сопоставлении с литературными сведениями. Курсовая работа выполняется в условиях хозяйства или ветлечебницы (ветклиники). Работа должна быть аккуратно оформлена, написана грамотно, хорошим разборчивым почерком, в отдельной папке. Форма и план курсовой работы. Курсовую работу студенты пишут на основе собственных данных. Работу представляют в форме истории болезни на специальном бланке с прилагаемым эпикризом, в котором дан подробный анализ курируемого животного и описаны обоснования проведенных мероприятий. В качестве дополнительных документов к истории болезни и эпикризу на отдельных (лучше специальных) бланках или непосредственно в тетради должны быть приведены: а) график температуры, пульса и дыхания; Порядок проведения курации В период поступления больного животного куратор сразу же заводит на него историю болезни, в которой регистрирует его, тщательно собирает и записывает анамнестические данные. Затем приступает к собственным исследованиям (общему и специальному). Необходимо обращать серьезное внимание на полноту и тщательность исследования с регистрацией полученных данных. Минимум лабораторных и специальных исследований включает определение: - в крови - гемоглобина, эритроцитов, лейкоцитов и выведение лейкоцитарной формулы; - в моче - плотности, реакции рН, наличия белка, сахара, кровяных и желчных пигментов, желчных кислот, ацетоновых тел, индикана, уробилина, организованных и неорганизованных осадков; - в фекалиях - физических свойств, переваримости, посторонних примесей, кровяных пигментов, яиц гельминтов; - в желудочном содержимом - физических свойств, общей кислотности, свободной и связанной соляной кислоты; - в содержимом рубца - физических свойств, общей кислотности, инфузорной фауны. Во время курации ежедневно обследуют больное животное (утром и вечером), тщательно анализируя весь ход течения болезни и ее изменения: выполняют необходимые лечебные процедуры, занося все сведения в историю болезни. При быстропротекающих болезнях (тимпания рубца, энтералгия, метеоризм кишечника и др.) течение болезни регистрируют не реже, чем через каждые 2 ч. В начале таких болезней лабораторные исследования не обязательны, их проводят в конце курации. Куратор назначает лечение и выполняет его под контролем врача клиники или хозяйства. Предварительный план лечения куратор составляет на весь период курации с возможными изменениями по ходу болезни. Курацию проводят, как правило, в течение 10 дней, но если исход болезни наступает раньше, то одновременно заканчивается и курация. План составления эпикриза (особое мнение лечащего ветеринарного врача по наблюдаемому случаю болезни) Эпикриз (специальное развернутое заключение по истории болезни) является завершающей частью историй болезни. В эпикризе должны быть даны: подробный анализ и обобщение рассматриваемого случая болезни. Оформление эпикриза является наиболее ответственной частью истории болезни. Порядок изложения материала в эпикризе Определение болезни. После установления болезни ее относят в ту или иную группу по принятой клинической классификации. Если болезнь сложная, то надо указать, какая, по мнению кураторов, является первичной, а какая сопутствующей, или отметить независимость наблюдаемых явлений. Желательно указать на возникновение, частоту заболевания и экономический ущерб в условиях, где проводят данную курацию (с учетом ветеринарной отчетности). Этиология болезни. Желательно вначале привести краткие литературные данные о причинах возникновения заболевания у курируемого пациента, но основное внимание обратить на этиологию рассматриваемого случая, отметить как основные, так и сопутствующие факторы. Если указанные данные не могут быть установлены точно, то следует высказать свое предположение о болезни на основании анамнестических данных и полученных сведений в ходе курации. Патогенез. Надо обстоятельно объяснить динамику развития патологического процесса от начала до конца (или за весь период наблюдения) с учетом анамнестических данных, этиологических факторов, данных клинических и лабораторных исследований, а в случае летального исхода - и данных вскрытия трупа. При изложении патогенеза необходимо твердо помнить о единстве организма и окружающих его условий. Если за период курации не наступило полного выздоровления и исход болезни не определен, то следует рассматривать и анализировать лишь период наблюдения. Клиническая картина. Описать и проанализировать клинические симптомы болезни с начала и до конца курации картину следует рассматривать в динамике, поэтому куратор должен тщательно наблюдать за деятельностью всех систем организма, подмечая отклонения от физиологических показателей. Важно также проследить, идет процесс к стадии завершения или к стадии углубления и расширения патологического процесса с поражением новых органов и систем. Все эти наблюдения нужно отразить при описании клинической картины. Если заболевание протекает бурно, скоротечно, то описывать клиническую картину следует через каждые два часа, отображая динамику развития или угасания симптомов болезни. В этом же разделе приводят данные анализов лабораторных и специальных методов исследования, увязывая их с состоянием организма в момент исследования. При изложении клинической картины необходимо отобразить симптомы только данного случая, его характерные черты, а не описывать вообще клинические признаки данной болезни. Диагноз и дифференциальный диагноз. В этой наиболее ответственной части эпикриза необходимо глубоко обосновать диагноз, руководствуясь данными анамнеза, этиологии, клинических, лабораторных, биохимических и специальных методов исследования. Необходимо дать обоснованный и убедительно доказанный перечень основных моментов, которыми руководствовался куратор при установлении диагноза. Указать, по каким клиническим или другим показателям были исключены другие болезни, имеющие клиническое сходство с рассматриваемым заболеванием. Если описываемый случай болезни окончился летально, а данные вскрытия расходятся с прижизненным диагнозом, то следует объяснить причины несоответствия диагноза. Установив болезнь, необходимо прогнозировать его исход. Обоснование лечения. Прежде всего необходимо указать и обосновать режимы содержания, ухода и кормления больного животного (перечень кормов, входящих в диету животного, количество каждого вида корма, способы и сроки дачи больному животному). Если в данном случае диета не удовлетворяет необходимым требованиям, то следует на это указать и высказать свои соображения. В данном разделе должно быть также обоснование выбора методов и средств терапии. Необходимо обосновать применение каждого конкретного лекарственного препарата и его фармакодинамику. Если в течение болезни одно средство заменяли другим, то нужно объяснить причину замены. Лечение должно быть последовательным, соответствовать состоянию патологического процесса и организма. Если выбор лекарственных средств мал и не удовлетворяет необходимым требованиям, то это следует оговорить и высказать свои соображения о выборе лекарственных средств. Профилактика. В этом разделе дают рекомендации и советы по проведению в хозяйстве мер, направленных на предотвращение возможного повторения данного заболевания путем установления правильного режима кормления, ухода и содержания животного соответственно виду. Если больное животное общественного сектора и известны частые случаи массового заболевания в хозяйстве, то необходимо дать рекомендации относительно проведения мероприятий (включая и необходимые анализы кормов), направленных на корректирование кормовой базы в хозяйстве, замену или улучшение кормового рациона, включая зимой в кормовой рацион ви-таминно-минеральные добавки и микроэлементы, изменение белкового баланса, включения углеводов. Обратить внимание на качество кормов, кратность и последовательность их скармливания, на правильные условия содержания животных (помещение, моцион, облучение УФЛ и др.). Заключение. В разделе указывают, в каком состоянии принято животное, сколько времени находилось под наблюдением и лечением, каковы эффективность лечения и исход заболевания. Следует также указать особенности данного случая, обосновать его, дать рекомендации по уходу, кормлению и содержанию животного в хозяйстве после выздоровления. При передаче животного для последующей курации следует указать, в каком состоянии оно передано. Если в течение курации наступает смерть животного, то это необходимо оговорить, а данные вскрытия в форме отдельного приложения приобщить к истории болезни. Библиографический список. Студент обязан пользоваться не только рекомендованными учебниками, но и периодической литературой по данному вопросу. Литература должна быть приведена по общепринятой методике (автор, название работы, источник, место и год издания).
=========================================================
История болезни №_____ «____»_____________20___г Животное_____________________________ ___________________________ Кличка____________________________________ возраст______________________ Домашний адрес ________________________________________________________ Телефон________________________________________________________________ Диагноз основной болезни________________________________________________ Сопутствующие болезни__________________________________________________ Лечащий врач__________________________________________________________ Anamnesis morbi : Дата начала___________________________Куда обращались_______________ Первые симптомы__________________________________________________ Жалобы на момент осмотра (со слов владельцев):______________________ __________________________________________________________________ Status Praesens : Температура (°С)_______ Пульс (уд/мин)____ Частота дыхания (мин) ______ Общее состояние : удовлетв., ср.тяжести, тяжелое, крайне тяжелое Сознание: ясное, угнетение, сопор, ступор, кома. Положение тела : добровольно-физиологическое активное, пассивное (стоячее или лежачее), вынужденное (стоячее или лежачее), необычные позы_________________, вынужденные движения___________________________________________________ Конституция: нормостеник, астеник, гиперстеник Костно-мышечная система: без видимых деформаций, патологически изменена ________________________________________________________________________ Anamnesis vitae : Содержание: домашнее, уличное, клетка, вольер Наличие др.животных:______________________________________________ Кормление: рациональное, иррациональное Дегельминтизация: (да, нет)________________________________________ Вакцинация: (да, нет)______________________________________________ Вязки/роды: (да, нет) ___________________________________________________ Моцион: (активный, пассивный)____________________________________ Время жизни с хозяевами:_________________________________________ Ранее перенесенные болезни:_________________________________________ Принимаемые препараты:__________________________________________________ Кожа: Волосяной покров: блестящий, матовый, волос удерживается прочно/слабо, прилегающий/взъерошен, густой/редкий, аллопеции, перхоть, шелушение, зуд. Тургор кожи : сохранен, понижен. Запах: спец, неспец.______________________________________________________ Цвет: нормальный, бледность, покраснение, цианоз, желтушность, петехии, экхимозы. Целостность: не нарушена/нарушена - потертости, ушибы, струп, ссадины, раны, трещины, язвы, пролежни, рубцы, расчесы, паппиломы, пятна, эритема, волдыри, узелки, розеолы, чешуйки, папулы, пустулы, гематомы Паразиты: (да / нет) Тонус мышц конечностей: норма, гипертонус, гипотония, атония, атрофия, миоклония, тремор(крупно/мелко размашистый)____________________________ Двигательная функция: норма, атаксия, парез, паралич Опорно-двигательная система -движения: свободные, связанные, хромота Суставы:
норма, болезненность, температура, нарушение подвижности, пат.звуки, вывихи Упитанность: хорошая, удовлетв., неудовлетв., истощение, ожирение Слизистые оболочки : бледн-розовые,.розовые, гиперемия, цианоз, иктеричные, Лимфатические узлы: не увеличены / увеличены, подвижны / неподвижны, безболезненные / болезненные. Сердечно сосудистая система: Сердечный толчок: визуализируется/ не визуализируется. Пальпаторно
: N ; усиленный; ослабленный, разлитой, локализованный. Дефицит пульса: есть/ нет Альтернирующий _____Парадоксальный__________ СНК ___(сек) ЧСС______ Перкуссия сердца:
______________________________________________________ ________________________________________________________________________ Шумы: нет/да, локализация________________________________________________ _________________________________________________________
Система органов дыхания: Носовая полость: вдох/выдох , свободный, затруднен; Выделения- серозные, слизистые, гнойные, прозрачные, белые, геморрагические, без запаха, гнилостные, незначительные, скудные, умеренные, обильные_______________________________ Тип дыхания : грудобрюшное, грудное, брюшное, ритмич/аритмич, симметричное/асимметричное. Одышка: нет/да, инспираторная/экспираторная, постоянная, периодическая, в покое, при движении, после нагрузки. Гортань, трахея: травмы, припухлость, деформация, болезненность; Трахеальный рефлекс: положит/отрицат. Кашель: нет/да, характер___________ Аускультация: везикулярное, бронхиальное. Шумы: нет/да___________________________________________________________ Хрипы: нет/да________________________ ____________________________________ Пищеварительная система: Аппетит: удовл., повышен, понижен, извращен, отсутствует. Ротовая полость: гиперсаливация нет / да Сост. десен - норма, нар. целостности, язвы, отечность Запах : нет / да Зубы : норма, налет, камень, кариес, целостность. Язык: сухой, влажный, налет (цвет налета)___________________________________ Рвота: нет / да, (частота, содержимое)______________________________________ Живот : втянутый, грушев.форма, симптом Валя, видимая перистальтика, грыжевое выпячивание_____________________________________________________________ Перкуссия :норма, тимпанический звук, притупленный звук ____________________ Брюшная стенка: мягкая/.безболезненная, напряженность, болезненность, наличие повреждений брюшной стенки,флюктуация Аускультация перистальтики : нормальная, усилена, ослаблена Внутр.органы при пальпации: _________________________________________ Ректальное исследование: болезненность (вовлечение тазовой брюшины), наличие инфильтрата (скопление крови и гноя в малом тазу)__________________________ Дефекация: норма, тенезмы, задержка, диарея, (консистенция, цвет, примеси, запах) __________________________________________________________________ Мочеполовая система: Наружные половые органы: без патологии, повреждения,___________________ Выделения: __________________________________________________________ Симптом Пастернацкого : отриц / полож. Мочеиспускание : норма, анурия, полиурия, олигурия, поллакиурия, болезненность, недержание, (цвет, примеси), учащено Матка / предстат. железа: без патологии,__________________________________ Молочные железы______________________________________________
Анализ крови клинический
Нервная система: Поведение : угнетение, возбуждение, аномальное___________________________ Глаза: среды чистые, помутнение; выпячивание яблока, западение; заворот век, выворот, воспаления, травмы Зрачок: - миоз, мидриаз, реакция на свет: живая, вялая, отсутствует, нистагм (вертикальный/горизонтальный) Зрение: сохранено, отсутствует частично, полн.отсутств. Синдром Хорнера : нет / да Слух: сохр / отсутств, ушные раковины (нар.слух.проход)_________________________________________________________ Обоняние. Вкус. Осязание : норма, отсутствие. Рефлексы: норма, гипорефлексия, гиперрефлексия, арефлексия_________________ Двигательная функция : норма, атаксия, парез, паралич______________________ Судороги: нет / да, клонические, тонические, тонико-клонические_______________
Биохимия крови
Клинический анализ мочи
Данные рентгенологического исследования: Дата ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Дата ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Дата ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Дата ________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Другие методы исследования: Дата повторного приема_______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Дата повторного приема_______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Дата повторного приема_______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Дата повторного приема_______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Дата повторного приема_______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Дата повторного приема_______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
Симптом Пастернацкого характеризуется появлением болей в поясничной области в ответ на общее сотрясение тела больного при изменении его положения. Синдром Хорнера обусловлен расстройством симпатической иннервации глаза и проявляется сужением зрачка (миоз), сужением глазной щели (птоз), западением глазного яблока (эндофтальм) и сухостью кожи лица на этой же стороне (ангидроз). Симптом Валя - через брюшную стенку у субтильных пациентов можно увидеть перистальтику кишечника (симптом острой кишечной непроходимости). |