Учебное пособие: Методические указания для студентов рекомендации по организации самостоятельной работы по курсу «Медицинская география»
Название: Методические указания для студентов рекомендации по организации самостоятельной работы по курсу «Медицинская география» Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Рекомендации по организации самостоятельной работы по курсу «Медицинская география»
При изучении дисциплины предуматривается 6 часов для самостоятельной работы студентов. Студентами выполняется реферат, освещающий актуальные вопросы медицинской географии.
Предлагаемая тематика рефератов и исследовательских работ: 1. Адаптационные типы личности. 2. Заслуги Геродота в развитии географии в тесной связи с развитием философии и естествознания. 3. Заслуги Эратосфена в развитии географии в тесной связи с развитием философии и естествознания. 4. Богеохимические провинции России. 5. Взгляды Т. .Парацельса на территориальное распространение болезней. 6. Влияние вулканической деятельности на самочувствие и здоровье человека. 7. Возбудители и переносчики клещевых инфекций. География болезней, передающихся от укуса клещей. 8. Возбудители и переносчики малярии. География малярии. 9. Возрождение идей А.Л. Чижевского в XXI веке. 10. География наркомании. 11. География пьянства. 12. Гипотетическая модель экологически идеального населенного пункта. 13. Древний Иран: описания болезней, зависящих от природных особенностей Ирана и хозяйственной деятельности людей. 14. Древний Китай. Учение о двух началах и пяти стихиях, а также их сочетаниях. Медицина. 15. Древний Рим. Взгляды Галена о всеобщей связи природы и человеческого организма 16. Древний Тибет. Историческая ценность тибетской медицины. 17. Древняя Греция. Гиппократ, его школа и наследие в развитии медико-географических представлений. 18. Древняя Индия. Веды – источники, раскрывающие представления о болезнях и здоровье. Описания болезней, связанных с природными условиями страны. 19. Загрязнение атмосферы ракетно-космической деятельностью. 20. Заслуги Аристотеля в развитии географии в тесной связи с развитием философии и естествознания. 21. Канцерогенные факторы жилища. Пути и методы снижения их негативного влияния на организм. 22. Курорты и их типы. Курортное районирование. 23. Ландшафтная эпидемиология Е.Н. Павловского. 24. Ландшафтотерапия. 25. Медико-географические представления в эпоху Возрождения (Т.Парацельс, Ж.Боден). Книга Ж.Бодена «Опыт медицинской географии» - решающий шаг в становлении новой науки. 26. Медицинская география в устном народном творчестве (пословицы, поговорки, присказки, былины, были) 27. Месопотамия: учение о «соках» и сочетании их в организме. Первые лекарства. 28. «Металлы жизни» - роль микроэлементов в жизнедеятельности организмов. 29. «Металлы жизни» - роль макроэлементов в жизнедеятельности организмов. 30. Неблагоприятная экологическая обстановка и репродуктивное здоровье. 31. Общегеографические представления древних египтян на проявление жизни, смерти, здоровья, болезней. 32. Озон – польза и вред. 33. Опасные химические вещества, наиболее часто встречающиеся в быту (пища, вода, воздух), снижающие иммунитет и повышающие возможность образования опухолей. 34. Проблема питьевой воды в России. 35. Питание и здоровье человека. 36. Питьевая вода в Томской области: основные загрязнители, качественный состав, пути улучшения ситуации. 37. Пищевые растения Томской области, которые можно использовать в быту. 38. Пословицы и поговорки о восхвалении и осуждении пьянства. 39. Проблема использования компьютеров, телерадиовещательных приборов, сотовой связи в быту. Способы защиты организма человека. 40. Радиационная география России. 41. Радон – польза и вред. 42. Распространение болезней, связанных с биогеохимической обстановкой территории. 43. Самые опасные для человека представители животного мира. 44. Современные медико-географические исследования в России (МГУ, СО РАН и др.). 45. Средневековый Восток: Ибн Сина – выдающийся врач мировой истории, его взгляды на взаимодействие среды и человека. 46. Тематика конференций по медицинской географии. 47. Технопатогенные зоны. Их влияние на организм и меры защиты. 48. Токсические туманы. 49. Токсическое влияние свинца на человека. Источники поступления свинца в окружающую среду. 50. Токсическое действие микроэлементов (кроме свинца). 51. Томская область – эндемичная территория по клещевым инфекциям. 52. Тяжелые металлы в окружающей среде Томской области, способы защиты от их негативного воздействия на организм. 53. Фитотерапия. Опасность применения лечебных растений, произрастающих на загрязненной территории. 54. Химические пестициды и удобрения во внешней среде и пищевых продуктах. Медико-биологическая защита. 55. Экологически чистые продукты питания. Генетически-модифицированные продукты, влияние употребления на здоровье человека. 56. Экологические и гигиенические проблемы загрязнения атмосферного воздуха. 57. Экологические проблемы утилизации и обезвреживания бытовых отходов. Требования к оформлению и содержанию Реферат выполняется в печатной форме на листах белой бумаги формата А4. Основными разделами реферата являются: 1) титульный лист – содержит сведения об учреждении и структурном подразделении, где выполнялся реферат; о руководителе структурного подразделения и преподавателе, проводившем занятия; а также содержит название реферата и сведения, о том, кто его выполнил; 2) содержание – отражает основные разделы реферата с указанием страниц, на которых они расположены; 3) основная часть – собственно информационная часть; 4) библиография – включает в себя описание использованных для подготовки реферата источников в алфавитном порядке (сначала отечественные, затем зарубежные авторы) в библиографическом виде (с указание выходных данных), при этом указываются страницы, использованные для написания реферата. В случае использования Интернет – приводится режим доступа к использованному сайту. Объём реферата не менее 3 листов. Пример оформления содержания: Содержание Введение…………………………………………………………………….……………………..…… Основная часть………………………….……………………………………………………………… 5 Библиография……………………………………………………………………………………………11
Пример оформления информационных источников Информационные источники 1. Blace R.E. Zinc and childhood infections disease morbidity and mortality // Br. J. Nutr. – 2001. –Suppl.5 – P. 125-129. 2. Diplock, A.T. Antioxidant nutrients and disease prevention: an overview // Am. J.Clin. Nutr. – 2000. – №73. – P.36-40. 3. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Вопросы оценки антропогенных влияний факторов окружающей среды на здоровье населения. - М., 1997. Режим доступа: http://www.ecg.ru/books/book02/gl1-1.html - проверка сердца в режиме реального времени. 4. Ревич Б.А., Авалиани С.Л., Тихонова Г. И. Экологическая эпидемиология: Учебник для высш. учеб. заведений / Под ред. Б.А. Ревича. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 384 с. |