Учебное пособие: Методические указания по структуре и содержанию курсовых работ методические указания по выполнению расчетной части курсовой (контрольной) работы
Название: Методические указания по структуре и содержанию курсовых работ методические указания по выполнению расчетной части курсовой (контрольной) работы Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАСЧЕТНОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ (КОНТРОЛЬНОЙ) РАБОТЫ 2.1. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ 2.1.1. ВАРИАНТ 1. «Анализ и прогнозирование финансовых результатов предприятия» 2.1.2. ВАРИАНТ 2. «Оценка деловой активности компании» 2.1.3. ВАРИАНТ 3. «Финансовое прогнозирование и выбор источников финансирования» 2.1.4. ВАРИАНТ 4. «Оптимизация структуры капитала предприятия» 3. КОНТРОЛЬНЫЙ РАСЧЕТ с использованием ПЭВМ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАСЧЕТНОЙ ЧАСТИ КУРСОВОЙ (КОНТРОЛЬНОЙ) РАБОТЫ ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ В соответствии с учебным планом студенты специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» выполняют работу по одному из предложенных вариантов заданий. Студенты специальности 060400 «Финансы и кредит» выполняют по одному из предложенных вариантов с обязательным использованием ПЭВМ для расчетной части.
ВАРИАНТ 1 «Анализ и прогнозирование финансовых результатов предприятия» Финансовый менеджер компании оценивает сбытовую политику. Предстоит оценить систему доходов, затрат и финансовых результатов компании, сделать заключение о структуре затрат и спрогнозировать возможное изменение прибыли. 1. На основании аналитических данных за отчетный год определить: · Прибыль от реализации; · Налогооблагаемую прибыль; · Рентабельность продаж; · Налог на прибыль, подлежащий перечислению в бюджет; · НДС, подлежащий перечислению в бюджет. 2. Оценить эффект производственного рычага, рассчитать порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия; интерпретировать полученные результаты. 3. Построить прогнозную финансовую отчетность на конец планового периода, при условии роста выручки от реализации на Х% (задается преподавателем); Для выполнения задания использовать Указания к решению. Таблица 2.1 Сведения о доходах и затратах компании в отчетном году, тыс. руб.
Указания к решению задачи«Анализ и прогнозирование финансовых результатов предприятия» 1. Ознакомиться с п. 2 – 9 данных указаний, выполнить задание. Полученные результаты оформить в рабочей тетради. 2. Для выполнения задания необходимо приготовить вариант финансовой отчетности (отчет о прибылях и убытках, баланс) по конкретному предприятию. 3. Заполнить табл. 2.1 - дополнительные сведения о доходах и затратах, согласованные с данными финансовой отчетности. 4. При выполнении п.3 задания предусматривается: - для специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» – выполнить построение прогнозного баланса; - для специальности 060400 «Финансы и кредит» – выполнить построение прогноза бюджета денежных средств, прогнозного отчета о прибылях и убытках, прогнозного баланса с обязательным использованием ПЭВМ и программы «Финансовое планирование. Прогнозный баланс». Предварительно следует ознакомиться с Контрольным расчетом представленном в п.3 данных методических указаний. Необходимые дополнительные сведения о функционировании предприятия, представляемые в табл. 3.15., согласовать с приготовленным вариантом финансовой отчетности и выполняемым примером . 5. Прибыль от реализации определяется как разница между выручкой от реализации продукции (без НДС, акцизов и других косвенных налогов и сборов) и себестоимостью продукции. 6. Налогооблагаемая прибыль определяется в соответствии с законодательством. 7. Рентабельность продаж – это отношение прибыли от реализации к выручке от реализации продукции. 8. Для расчета порога рентабельности и запаса финансовой прочности все затраты компании следует разделить на переменные и постоянные в зависимости от их связи с объемом производства. 9. Сбытовую политику компании следует оценить исходя из динамики объема реализации, прибыльности реализации, оптимальности структуры затрат, возможности использовать эффект финансового рычага. ВАРИАНТ 2 «Оценка деловой активности компании» Финансовый менеджер компании ОАО «Восход» обратил внимание на то, что за последние двенадцать месяцев объем денежных средств на счетах значительно уменьшился. Финансовая информация о деятельности ОАО «Восход» приведена в табл. 2.2 Все закупки и продажи производились в кредит, период – 1 месяц. Требуется: 1) проанализировать приведенную информацию и рассчитать продолжительность финансового цикла, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота компании, за 2003 и 2004 гг.; 2) составить аналитическую записку о влиянии изменений за исследуемые периоды (см. п.7 Указаний к решению задачи). 3) Построить прогнозную финансовую отчетность на следующий плановый период, при условии роста выручки от реализации на Х% (задается преподавателем) и закупке дополнительного оборудования. Увеличение основных фондов на Х% (задается преподавателем). Дополнительная информация: 1) Для расчета следует предположить, что год состоит из 360 дней. 2) Все расчеты следует выполнить с точностью до дня. Для выполнения задания использовать Указания к решению. Таблица 2.2 Финансовая информация о деятельности ОАО «Восход»
Указания к решению задачи «Оценка деловой активности предприятия» 1. Ознакомиться с п. 2 – 7 данных указаний, выполнить задание. Полученные результаты оформить в рабочей тетради. 2. На основании данных, представленных в задании и Указаниях к решению задачи, сформировать агрегированный баланс ОАО «Восход» за 2004г. (табл. 2.3), дополнить баланс недостающими данными (дополняется студентом самостоятельно). Провести балансировку статей актива и пассива баланса (Актив = Пассив). Таблица 2.3 Агрегированный баланс
3. При выполнении п.3 задания предусматривается: - для специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» – выполнить построение прогнозного баланса; - для специальности 060400 «Финансы и кредит» – выполнить построение прогноза бюджета денежных средств, прогнозного отчета о прибылях и убытках, прогнозного баланса с обязательным использованием ПЭВМ и программы «Финансовое планирование. Прогнозный баланс». Предварительно следует ознакомиться с Контрольным расчетом, представленном в п.3 данных методических указаний. Необходимые дополнительные сведения о функционировании предприятия, представляемые в табл. 3.15., согласовать с выполняемым примером и сформированным агрегированным балансом . 4. Проанализировать имеющуюся информацию по возможно большему диапазону направлений (табл. 2.4) Таблица 2.4Динамический анализ прибыли
5. Рассчитать величину оборотного капитала и коэффициент ликвидности без учета наличности и краткосрочных банковских ссуд (табл. 2.5) Таблица 2.5 Анализ оборотного капитала
6. Финансовый цикл и продолжительность одного оборота элементов оборотного капитала следует определить по данным табл. 2.6.Таблица 2.6Анализ оборачиваемости оборотного капитала
7. Дополнить нижеследующие выводы необходимой информацией. Объем реализованной продукции в 2004г. на …% (выше/ниже), чем в 2003г., а себестоимость реализованной продукции (выше/ниже) на …%. Вложения в запасы и дебиторскую задолженность за вычетом кредиторской задолженности возросли с … тыс. руб. до … тыс. руб., или на …%, что непропорционально росту объема продаж и свидетельствует о неудовлетворительном контроле периодов оборачиваемости оборотного капитала. Прирост чистого оборотного капитала на … тыс. руб. означает, что чистые поступления от прибыли 2004г. на … тыс. руб. (больше/меньше) той величины, которую можно было бы получить при отсутствии прироста запасов и дебиторской задолженности (за вычетом кредиторской задолженности) в течение 2004г., поэтому компании, возможно, придется брать ненужную банковскую ссуду. При этом значительное увеличение чистого оборотного капитала означает, что в текущие активы вкладывается слишком много долгосрочных средств. Коэффициент общей ликвидности без учета наличности и краткосрочных ссуд свыше 9 : 1 (пояснить это соотношение) можно считать слишком (высоким/низким). Причины роста чистого оборотного капитала: 1) рост объема продаж; 2) увеличение периодов оборачиваемости. Вторая из перечисленных причин (более/менее) существенна. Длительность оборота запасов сырья и материалов увеличилась с … до … дней, несмотря на то, что это увеличение было компенсировано продлением срока кредита, предоставляемого поставщиками с 40 до 44 дней. Срок кредита для дебиторов увеличился с … до … дней. Этот срок представляется слишком (большим/малым). Однако наиболее серьезным изменением было увеличение продолжительности оборота готовой продукции с … до … дня, причем точную причину этого установить (представляется /не представляется) возможным. ВАРИАНТ 3 «Финансовое прогнозирование и выбор источников финансирования» Вы являетесь финансовым менеджером АО «Интерсвязь», которое функционирует в сфере производства современных средств связи. Вам потребуется проанализировать финансовую отчетность данного АО и определить темп роста объемов производства, исходя из сложившихся на предприятии экономических тенденций. Согласно расчетам отдела перспективного развития АО «Интерсвязь» для поддержания конкурентоспособности целесообразно увеличить объем как минимум в 1,5 раза. Ваша задача – определить финансовые возможности АО для наращивания объема производства и, соответственно, экономического потенциала за счет собственных финансовых возможностей и привлечения дополнительных финансовых ресурсов; построить прогнозную финансовую отчетность, при следующих условиях: · максимально возможный в данных условиях темп роста объемов производства; · рост стоимости закупок материала на Х% (задается преподавателем); Для этого необходимо рассчитать прогнозные значения показателей финансовой отчетности, определить потребность в источниках финансирования с использованием соответствующей балансовой модели и выбрать варианты финансирования из возможных: · краткосрочная банковская ссуда; · долгосрочная банковская ссуда; · увеличение уставного фонда за счет дополнительного выпуска акций. Ставка процента за кредит составляет 10% по краткосрочным ссудам, 20% - по долгосрочным ссудам. Условиями предоставления ссуды являются: · кредитоспособность и финансовая устойчивость данного предприятия (необходимо дать заключение о возможности кредитования); · общий уровень финансовой зависимости не выше 50% источников средств; · общая ликвидность предприятия (коэффициент покрытия не ниже 1,05) На момент расчета в обращении находятся 10 тыс. шт. простых акций. Курсовая стоимость соответствует номинальной. Снижение уровня дивидендов на акцию нецелесообразно, так как это отрицательно скажется на уровне их ликвидности и инвестиционной привлекательности АО. Предполагается, что предприятием задействованы все производственные мощности и структура активов оптимально соответствует объему производства. Необходимо ответить на следующие вопросы: Сумеет ли предприятие при существующих ограничениях обеспечить необходимое финансирование для расширения производственно-коммерческой деятельности? Какой темп экономического роста АО «Интерсвязь» возможен при заданных ограничениях? Целесообразно ли такое расширение деятельности с точки зрения влияния на уровень самофинансирования предприятия в дальнейшем, его финансовой устойчивости и рентабельности? Изменится ли темп экономического роста АО в дальнейшем? Исходные данные для анализа и финансовых расчетов представлены в финансовой отчетности АО «Интерсвязь» за отчетный год (табл. 2.7 и табл. 2.8) Для выполнения задания использовать Указания к решению. Таблица 2.7 Сведения по балансу АО «Интерсвязь» на 01.01.04г., руб.
Таблица 2.8 Выписка из отчета о прибылях и убытках АО «Интерсвязь» за 2003г., руб.
Указания к решению задачи «Финансовое прогнозирование и выбор источников финансирования» 1. Ознакомиться с п. 2 – 7 данных указаний, выполнить задание. Полученные результаты оформить в рабочей тетради. 2. Целесообразно составить уплотненный аналитический баланс и отчет о прибылях и убытках для агрегирования отдельных показателей. 3. Рассчитать аналитические показатели для определения темпа экономического роста АО: долю реинвестированной прибыли в чистой, рентабельность собственного капитала, темп экономического роста при существующих пропорциях, который сравнивается с требуемым, и определяется необходимость привлечения дополнительных ресурсов. 4. Составить предварительную прогнозную отчетность и определить необходимую сумму дополнительных финансовых ресурсов. 5. Определить возможные источники финансирования в соответствии с заданными ограничениями. Составить уточненную прогнозную отчетность; определить достаточность предлагаемого финансирования. 6. При построении прогнозной финансовой отчетности предусматривается: - для специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» – выполнить построение прогнозного баланса; - для специальности 060400 «Финансы и кредит» – выполнить построение прогноза бюджета денежных средств, прогнозного отчета о прибылях и убытках, прогнозного баланса с обязательным использованием ПЭВМ и программы «Финансовое планирование. Прогнозный баланс». Предварительно следует ознакомиться с Контрольным расчетом, представленном в п.3 данных методических указаний. Необходимые дополнительные сведения о функционировании предприятия, представляемые в табл. 3.15., согласовать с выполняемым примером. 7. Дополнить нижеследующие выводы необходимой информацией. При существующих пропорциях темп экономического роста за счет собственных источников средств составляет …%. Потребность во внешнем финансировании составляет, по предварительной оценке, … руб. При существующих ограничениях эта потребность полностью не может быть удовлетворена, максимально возможный рост объема производства и сбыта составит …% с использованием всех возможных источников. Темп экономического роста за счет собственных источников (самофинансирования) увеличится и составит …%. Рентабельность собственного капитала не изменится и составит …%. ВАРИАНТ 4«Оптимизация структуры капитала предприятия» Вы являетесь финансовым менеджером АО «Центр», производящего продукты питания. Сформирован баланс на 01.01.03г. (табл. 2.9)Требуется: 1. Проанализировать структуру активов и пассивов баланса, рассчитать аналитические показатели и сделать предварительные выводы о политике формирования активов и финансовых ресурсов, финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности. 2. Сформировать заключение о финансовом положении предприятия. 3. Дать рекомендации по оптимизации финансовой структуры капитала. 4. Построить прогнозную финансовую отчетность на следующий плановый период при следующих условиях · рост выручки от реализации на Х% (задается преподавателем); · рост потребности в материале на производство продукции на Y% (задается преподавателем); · рост стоимости прямых затрат труда в час на Z% (задается преподавателем). Для выполнения задания использовать Указания к решению. Таблица 2.9 Баланс АО «Центр» на 01.01.04г., руб.
Таблица2.10 Значения основных аналитических коэффициентов
Указания к решению задачи «Оптимизация структуры капитала предприятия»
- для специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» – выполнить построение прогнозного баланса; - для специальности 060400 «Финансы и кредит» – выполнить построение прогноза бюджета денежных средств, прогнозного отчета о прибылях и убытках, прогнозного баланса с обязательным использованием ПЭВМ и программы «Финансовое планирование. Прогнозный баланс». Предварительно следует ознакомиться с Контрольным расчетом, представленном в п.3 данных методических указаний. Необходимые дополнительные сведения о функционировании предприятия, представляемые в табл. 3.15., согласовать с выполняемым примером . 3. Анализ относительных показателей проводится по любой из существующих методик оценки финансово-имущественного положения предприятия на основе данных баланса. Целью проводимого анализа является не расчет показателей (табл. 2.10), а формирование предварительного заключения о состоянии предприятия. 3. КОНТРОЛЬНЫЙ РАСЧЕТ с использованием ПЭВМФормирование прогнозной финансовой отчетности производится с использованием программы «Финансовое планирование. Прогнозный баланс», разработанной на базе Microsoft Excel. Дискета с программой «Финансовое планирование. Прогнозный баланс» выдается преподавателем (файл – «Финансовое планирование. Прогнозный баланс.xls»). В процессе работы с программой «Финансовое планирование. Прогнозный баланс» поэтапно в таблицы – бюджеты вводятся исходные данные, на основании которых автоматически поэтапно выполняются расчеты необходимых финансовых показателей и формируется прогнозная финансовая отчетность. Схема построения генерального бюджета предприятия представлена на рис. 3.1 Контрольный расчет предусматривает построение на основе исходных данных, представленных в операционных бюджетах, следующих форм прогнозной финансовой отчетности: - прогнозный бюджет денежных средств; - прогнозный отчет о прибылях и убытках; - прогнозный баланс. Экономическая ситуация: На предприятии начата подготовка генерального бюджета на следующий прогнозный период – 1 год с поквартальной разбивкой. Прогнозные показатели функционирования предприятия представлены в табл.3.1. Таблица 3.1 Прогнозные показатели функционирования предприятия
Дополнительное внешнее финансирование может использоваться только в случае отрицательного значения величины денежных средств на конец прогнозного квартала. Дополнительной закупки оборудования не требуется. Состояние активов и пассивов предприятия на начало прогнозного периода представлено в виде баланса, статьи которого агрегированы (табл.3.2) Таблица 3.2
Этап I Построение бюджета реализации (табл.3.3) Процесс бюджетирования начинается с составления бюджета реализации. Бюджет реализации – это операционный бюджет, в котором содержится информация о прогнозе объема реализации в натуральных показателях, ценах и ожидаемом объеме выручки от реализации готовой продукции. Цель данного бюджета – расчет прогнозного объема реализации по предприятию. Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей и прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции в натуральных единицах. Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема реализации в стоимостном выражении. · Прогнозный объем реализации в натуральных единицах – X11 - 800, X12 - 800, X13 - 800, X14 – 800. · Прогнозная цена реализации – X21 - 90, X22 - 90, X23 - 90, X24 - 90
Этап II Построение прогноза поступления денежных средств (табл.3.4) На основании бюджета реализации сроится прогноз поступления денежных средств, т.е. прогноз оплаты реализованной продукции. Прогноз поступления денежных средств рассчитывается поквартально, исходя из условий оплаты продукции. Реализованная продукция может быть оплачена следующими видами платежей: предоплата, оплата по факту получения продукции и продажа с временной отсрочкой платежа (кредит). При условии, что дебиторская задолженность на начало прогнозного периода будет оплачена в первом квартале, расчет поступления денежных средств в первом квартале осуществляется по формуле: Д I = ЗД + В I * k1 Расчет поступления денежных средств во втором и последующих кварталах определяется по формуле: Д t = В t-1 * k2 + В t * k1 , где Д – величина поступления денежных средств; ЗД – дебиторская задолженность на начало прогнозного периода; В – выручка от реализации товарной продукции; k1 – коэффициент инкассации, т.е. процент квартального объема реализации, оплачиваемый в квартале реализации; k2 – коэффициент инкассации, т.е. процент квартального объема реализации, оплачиваемый в следующем квартале. · Величина дебиторской задолженности на начало прогнозного периода переносится из формы баланса на начало прогнозного периода – Z11 · Процент квартального объема реализации, оплачиваемый в квартале реализации – X17 – 70% · Процент квартального объема реализации, оплачиваемый в следующем квартале – X18 – 30% Таблица 3.4 Прогноз поступления денежных средств
Этап III Построение производственного бюджета (табл.3.5) Производственный бюджет – это программа, которая определяет номенклатуру и объем производства в прогнозном периоде. Цель построения данного бюджета – расчет прогнозного объема производства с учетом наличия производственных мощностей, исходя из результатов расчета бюджета реализации и целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции (запасов готовой продукции). Запас готовой продукции на конец прогнозного периода принято выражать в процентах относительно объема продаж следующего периода. Следовательно, запас готовой продукции в натуральных единицах на конец прогнозного периода рассчитывается следующим образом: ЗГП = ГП t+1 * l , где ГП – величина готовой продукции в натуральных единицах; ЗГП – запас готовой продукции в натуральных единицах; l – процент от реализации продукции следующего квартала для запаса на конец текущего квартала. Ежеквартально необходимый общий объем производства готовой продукции в натуральных единицах определяется как планируемый объем реализации плюс желаемый запас продукции на конец периода минус запасы готовой продукции на начало периода: ОГП t = ЗГП t+1 + ГП t – ЗГП t, где ОГП – общий объем производства готовой продукции в натуральных единицах. · Процент от реализации следующего квартала для запаса на конец текущего квартала – X51 – 10% · Запас готовой продукции на конец прогнозного периода – X61 – 100
Этап IV Построение бюджета прямых затрат на материалы (табл. 3.6) Бюджет прямых затрат сырья и материалов – это количественное выражение планов относительно прямых затрат предприятия на приобретение основных видов сырья и материалов. Прямые затраты на сырье и материалы – это затраты на сырье и материалы, из которых производится конечный продукт. Бюджет составляется на основе данных об объеме производства, нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, целевых запасах сырья на начало и конец прогнозного периода, ценах на сырье и материалы. Цель построения бюджета состоит в определении потребности в сырье и материалах, объеме закупок и общей величины расходов на их приобретение. Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении. Запас материала в натуральных единицах на конец прогнозного периода рассчитывается по формуле: ЗМ t = М t+1 * m , где ЗМ – запас материала на конец прогнозного периода в натуральных единицах; М – количество материала, необходимого для производства ГП (в натуральных единицах); m – процент от количества материала, необходимого для производства ГП в следующем квартале, для запаса на конец текущего квартала. Объем закупок сырья и материалов, необходимых для производства продукции и обеспечения запаса, в натуральных единицах рассчитывается как объем использования плюс запасы на конец периода минус запасы на начало периода, т.е. по формуле: ОМ t = ЗМ t+1 + М t - ЗМ t , где ОМ – общая потребность в материале, необходимом для производства ОГП, в натуральных единицах. · Величина потребности в материале на единицу изделия в натуральных единицах – X11 - 4, X12 - 4, X13 - 4, X14 - 4 · Процент от количества материала, необходимого для производства в следующем квартале для запаса на конец текущего квартала – X91 – 10% · Запас материала на конец прогнозного периода – X10 1 - 320 · Цена единицы материала – X71 - 2, X72 - 2, X73 - 2, X74 - 2 Таблица 3.6 Бюджет прямых затрат на материалы
Этап V Построение прогноза расходования денежных средств (табл. 3.7) В дополнение к бюджету прямых затрат сырья и материалов составляется график оплаты приобретенных материалов с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности. Часть счетов, выставленных за сырье и материал, оплачивается в квартале закупок, т.е. по факту поставки, часть – в следующем квартале, т.е. сырье и материал приобретаются в кредит. Если кредиторская задолженность, которая существует на начало прогнозного периода, гасится в первом квартале, расчет величины денежных средств, необходимых для закупки материала в первом квартале прогнозного периода, производится по формуле: РД I = ЗК + СОМ I * n1 Величина денежных средств, необходимых для закупки материала во втором и последующих кварталах, рассчитывается по следующей формуле: РД t = СОМ t-1 * n2 + СОМ t * n1 , где РД – величина денежных средств, необходимая для оплаты материала; СОМ – стоимость материала, необходимого для производства готовой продукции; n1 – процент квартальных закупок материала, оплачиваемых в текущем квартале; n2 - процент квартальных закупок материала, оплачиваемых в следующем квартале. · Величина кредиторской задолженности на начало прогнозного периода переносится из формы баланса на начало прогнозного периода (из баланса на конец периода, предшествующего прогнозному) – Z11 · Процент квартальных закупок, оплачиваемых в квартале закупок – X71 – 50% · Процент квартальных закупок, оплачиваемых в следующем квартале – X81 – 50% Таблица 3.7
Этап VI Построение бюджета прямых затрат на оплату труда (табл. 3.8) Бюджет прямых затрат на оплату труда – это количественное выражение плана относительно затрат предприятия на оплату труда производственного персонала. Цель данного бюджета – расчет в стоимостном выражении общих затрат на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве. Исходными данными для составления бюджета прямых затрат на оплату труда являются результаты расчета объемов производства. Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе от систем нормирования труда и оплаты работников. В частности, если установлены нормативы в часах на производство продукции или ее компонентов, а также тарифная ставка за час работы, то можно рассчитать прямые затраты труда по следующей формуле: СЗТ t = ПЗТ t * ГП t * сЗТ t , где СЗТ – общая стоимость прямых затрат труда на производство готовой продукции; ПЗТ – прямые затраты труда в часах на единицу готовой продукции; сЗТ – стоимость прямых затрат труда в час. · Затраты труда на единицу изделия в часах – X11 - 5, X12 - 5, X13 - 5, X14 - 5 · Стоимость прямых затрат труда (в час) – X31 - 5, X32 - 5, X33 - 5, X34 – 5 Таблица 3.8 Бюджет прямых затрат на оплату труда
Этап VII Построение бюджета производственных накладных расходов (тал. 3.9) Бюджет производственных накладных расходов – это количественное выражение планов относительно затрат, связанных с производством готовой продукции за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда. Расчет ведется по статьям накладных расходов (амортизация, электроэнергия, прочие общецеховые расходы и т.п.). Производственные накладные расходы включают постоянную и переменную части. Постоянные накладные расходы планируются в зависимости от реальных потребностей производства. Переменные накладные расходы определяются на основе норматива, под которым понимается сумма затрат на единицу базового показателя. В качестве базового показателя часто используется показатель прямых затрат труда, измеряемый в часах на производство готовой продукции. · Переменная ставка накладных расходов – X11 - 2, X12 - 2, X13 - 2, X14 - 2 · Общая величина прогнозных постоянных накладных расходов (включая амортизацию) – X31 - 6000, X32 - 6000, X33 - 6000, X34 – 6000 · Величина амортизации – X41 - 3250, X42 - 3250, X43 - 3250, X44 – 3250
Этап VIII Построение бюджета товарно-материальных запасов на конец прогнозного периода (табл. 3.10) Бюджет товарно-материальных запасов отражает планируемые запасы сырья, материалов и готовой продукции. Бюджет подготавливается в стоимостном выражении. Исходными данными для формирования бюджета товарно-материальных запасов служат: целевые остатки запасов готовой продукции в натуральных единицах, сырья и материалов, данные о ценах за единицу сырья и материалов, а также о себестоимости готовой продукции. Целью построения бюджета является расчет переменной стоимости изготовления единицы готовой продукции. · Показатели данного бюджета переносятся из ранее сформированных бюджетов. Итоги рассчитываются автоматически. Таблица 3.10 Бюджет товарно-материальных запасов на конец прогнозного периода
Этап IX Построение бюджета коммерческих и управленческих расходов (табл. 3.11) Бюджет управленческих и коммерческих расходов – это плановый документ, в котором отражаются расходы, непосредственно не связанные с производством продукции. Бюджет управленческих и коммерческих расходов позволяет рассчитать прогнозную оценку общезаводских накладных расходов. Большинство управленческих и коммерческих расходов носит постоянный характер, переменная часть планируется с помощью норматива, в котором роль базового показателя, как правило, отводится объему реализованной продукции. Постатейный состав расходов определяется отраслевой спецификой предприятия. В общем случае к постоянным коммерческим и управленческим расходам относятся: 1. Заработная плата; 2. Арендная плата; 3. Налоги; 4. Страховые премии; 5. Расходы на рекламу.
Таблица 3.11 Бюджет коммерческих и управленческих расходов
Этап X Построение бюджета денежных средств (табл. 3.12) Бюджет денежных средств – это плановый документ, отражающий будущие денежные поступления и платежи. Приход денежных средств классифицируются по источнику поступления, расход – по направлениям использования. Прогнозный вариант бюджета рассчитывается различными способами. В данном примере оценивается величина денежных средств, имеющихся в наличии у предприятия, с учетом возможных поступлений от реализации готовой продукции. Полученная величина сравнивается с величиной выплат по всем операциям. Прогнозное сальдо на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться в наличии. Разность представляет собой либо неизрасходованный излишек, либо недостаток денежных средств. В случае дефицита денежных средств необходимо рассмотреть варианты внешнего и/или внутрифирменного дополнительного финансирования, либо внести корректировку в предыдущие бюджеты (изменение объема производства и реализации, изменение отпускных цен и т.д.). К внешним источникам дополнительного финансирования относятся: - Выпуск долговых ценных бумаг; - Эмиссия акций; - Торговый кредит; - Просроченная задолженность поставщикам; - Факторинг (продажа дебиторской задолженности). К внутренним источникам дополнительного финансирования относятся: - Нераспределенная прибыль; - Амортизация; - Реализация неиспользуемых активов и др. В случае возникновения необходимости приобретения дополнительного оборудования, строится бюджет капиталовложений. Бюджет капиталовложений определяет, когда и какие долгосрочные активы необходимо приобрести или построить. Данные по бюджету реализации, бюджетам производственных и текущих расходов, а также по бюджету капиталовложений отражаются в бюджете денежных средств. При этом, должны быть учтены принятые планы финансирования за счет собственных средств или долгосрочных кредитов, или другие проекты, требующие денежных расходов.
Таблица 3.12 Бюджет денежных средств
Принятые обозначения: Aij - показатель i – той строки, j – того столбца. X – показатель вводимый пользователем; Y – показатель рассчитываемый по программе; Z – показатель перенесенный из предыдущих таблиц - бюджетов. Этап I Построение бюджета реализации (табл. 3.16)
Таблица 3.16 Бюджет реализации
Этап II Построение прогноза поступления денежных средств (табл. 3.17)
Таблица 3.17 Прогноз поступления денежных средств
Этап III Построение производственного бюджета (табл. 3.18)
Этап IV Построение бюджета прямых затрат на материалы (табл. 3.19)
Таблица 3.19 Бюджет прямых затрат на материалы
Этап V Построение прогноза расходования денежных средств (табл. 3.20)
Таблица 3.20 Прогноз расходования денежных средств
Этап VI Построение бюджета прямых затрат на оплату труда (табл. 3.21)
Таблица 3.21 Бюджет прямых затрат на оплату труда
Этап VII Построение бюджета производственных накладных расходов (табл. 3.22)
Этап VIII Построение бюджета товарно-материальных запасов на конец прогнозного периода (табл. 3.23) 1. Показатели данного бюджета переносятся из уже сформированных бюджетов. Итоги рассчитываются автоматически.
Этап IX Построение бюджета коммерческих и управленческих расходов (табл. 3.24)
Таблица 3.24 Бюджет коммерческих и управленческих расходов
Этап X Построение бюджета денежных средств (табл. 3.25)
Таблица 3.25 Бюджет денежных средств
Рис. 3.1. Схема построения генерального бюджета предприятия |