Учебное пособие: Пособие для подготовки к написанию эссе. Методические указания для выполнения эссе по обществознанию
Название: Пособие для подготовки к написанию эссе. Методические указания для выполнения эссе по обществознанию Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |
Пособие для подготовки к написанию эссе. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Общая характеристика задания С9. Содержание контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена по обществознанию многопланово и многообразно. Каждое задание проверяет знание определенной темы курса и одновременно навыки и умения учащихся. Сейчас появилось много различных пособий, посвященных анализу содержания контрольно-измерительных материалов по обществознанию и методике подготовке к Единому государственному экзамену по этому предмету. Данное пособие посвящено одному, но наиболее сложному заданию – С9, которое педагоги называют мини-сочинением или эссе. Задание С9 - своеобразная вершина, последнее испытание контрольно-измерительных материалов, где аккумулируются все знания, навыки и умение, которыми должен обладать выпускник . Составители контрольно-измерительных материалов считают, что в данном задании учащийся должен продемонстрировать, что он: 1) знает основные обществоведческие термины, распознает их в различном контексте и правильно использует в письменной речи; 2) умеет сравнивать социальные объекты, выявлять их отличия от всех других и сходства с родственными; 3) способен характеризовать социальные объекты и процессы, раскрывать свойственные им значимые признаки; 4) объясняет социальные явления и процессы, раскрывает их устойчивые существенные связи, как внутренние (так и внешние); - 5) приводит собственные примеры, поясняет, аргументировано раскрывает теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах; 6) дает оценку социальных объектов и процессов, высказывает суждения об их ценности, уровне или назначение. Задание С9 - альтернативное. Каждый вариант этого задания содержит шесть тем краткого письменного сочинения, которые сформулированы в виде проблемных (а часто и парадоксальных) суждений известных мыслителей. Каждая тема должна опираться на теоретические знания по одной из шести базовых наук, составляющих основу курса обществознания. Приведем пример таких тем из варианта прошлых лет : С8.1 Философия. «Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок». (Д. Дидро) С8.2 Культурология «Техника, присоединенная к душе, дала ей всемогущество» (В.В. Розанов). С8.3 Экономика «Налоги - цена, которую мы платим за цивилизованное общество» (О. Холмз). С8.4 Социология «Алкоголизм и преступление- это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом» (И. Мережковский). С8.5 Политология «Коли нету здравого ума, не будут долговечными державы, где перемен сплошная кутерьма» (Н. Макиавелли). С8.6 Правоведение «Моральную силу невозможно создать параграфами закона» (К. Маркс). Из шести предложенных тем следует выбрать только одну и раскрыть ее в виде письменного мини-сочинения (эссе). Некоторые абитуриенты пишут сочинения не по одной, а сразу по нескольким темам. По инструкции для экспертов в этом случае оценивается только одно из написанных эссе, поэтому не стоит тратить время на бессмысленную работу. Что же такое эссе, какие черты присущи этому жанру литературы? В «Большом энциклопедическом словаре» читаем: «Эссе - жанр философской, литературно-критической, исторической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь». Существенными признаками эссе являются наличие конкретной темы или вопроса, личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления, относительно небольшой объем, свободная композиция, непринужденность повествования и парадоксальность, стремление чем-то удивить читателя. При этом для эссе необходимо внутреннее смысловое единство. Критерии оценки задания С9. Эссе по обществознанию несколько отличается от эссе по литературе. Чтобы понять, какие требования предъявляются к заданию С9 (эссе), познакомимся с критериями его оценивания. Каждый эксперт получает следующую инструкцию по проверке задания С9 : При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы: 1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; 2) раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа; 3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Эссе оценивается на 5 баллов , если: • представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; •проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа; •дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Эссе оценивается на 4 балла , если: •представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; • проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются); • дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Эссе оценивается на 3 балла , если: • представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; • проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов; • дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования. Эссе оценивается на 2-1 балл , если: • представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; • проблема раскрыта на бытовом уровне; • аргументация своего мнения слабо связана с раскрытием проблемы. Обобщая, подчеркнем три важнейших компонента оценки: • четко сформулированное понимание проблемы и ясно выраженное отношение к ней; •логически соединенные в единое повествование термины, понятия, теоретические обобщения, относящиеся к раскрываемой проблеме; • четкая аргументация, доказывающая позицию экзаменующегося (в виде исторических фактов, современных социальных процессов, конкретных случаев из вашей жизни и жизни ваших близких, статистических данных и т. Ц.) Опыт проверки экзаменационных работ показывает, что высшие баллы (5 и 4) можно получить только при условии хорошо аргументированного теоретического обобщения . Даже интересные оригинальные сочинения с четко выраженной авторской позицией, которые будь это эссе по литературе, были бы оценены на «отлично», без теоретической обществоведческой базы подпадают под определение «раскрытие проблемы на бытовом уровне» и оцениваются экспертами в 1 балл. Кроме трех основных критериев оценивания, на выставляемый за эссе балл влияют и другие факторы. Важно связать выбранное высказывание с содержанием науки, к которой оно отнесено. Так, например, высказывания по проблеме неравенства людей из раздела «Социология» и «Экономика» должны раскрываться по-разному, с использованием терминологии и закономерностей соответствующей науки. Существенно влияет на оценку и ясное понимание сути выбранного высказывания. Часто экзаменующийся неверно трактует это высказывание и в результате пишет эссе не по теме, что определяется проверяющими как «информация не в контексте задания». Такое эссе согласно рекомендациям для проверяющих оценивается в 0 баллов. Повышают оценку продемонстрированный в эссе высокий уровень эрудиции . Это, например, информация об авторе высказывания («известный русский философ», «итальянский гуманист», «немецкий политик» и т.д. ). Описание различных точек зрения на проблему , указание на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе; приводимые альтернативные варианты решения проблемы также свидетельствуют о широте знаний экзаменующегося. Понижают оценку фактические ошибки в эссе (например, приведение неверных исторических фактов в качестве аргументов и т.д.) Как выбрать тему эссе? Приведем рекомендации по выбору темы эссе. Часто учащиеся останавливаются на теме, которая кажется им проще, доступнее, по которой они могут высказать обыденные суждения. Поэтому хотелось бы обратить внимание на то, что при выборе темы лучше остановиться на той проблеме, по которой учащийся может дать развернутое, аргументированное теоретическое обоснование с использованием понятий, определений, фактов. Часто встречаются темы эссе, по которым изначально трудно дать такое развернутое теоретическое обоснование, т. к. проблемы, затрагиваемые в них, скорее публицистичны, чем научны. Мы рекомендуем не останавливать свой выбор на этих темах, даже если учащийся хорошо знаком с данной проблемой. Заведомое отсутствие четких научных терминов приведет к невозможности раскрытия темы эссе на теоретическом уровне и снизит оценку задания. Предлагаемые высказывания часто неоднозначны, дискуссионны и парадоксальны. Поэтому, высказывая свое отношение к теме, экзаменующийся может как согласиться, так и не согласиться с анализируемым высказыванием . Однако если вы не согласны с высказыванием, необходимо четко аргументировать и теоретически доказать свою точку зрения. Возможен и третий вариант - частичное согласие , т. е. согласие при условии определенной трактовки какого-то термина. Часто абитуриенты задают вопрос о том, каким должен быть объем эссе. Четких критериев не существует. Иногда пространные эссе оцениваются невысоко, а краткие сочинения получают высокую оценку. Эксперты обращают внимание не на объем, а на содержание задания. Однако, как показывает опыт, выполнить все требования, предъявляемые к эссе можно, если его объем не меньше половины листа формата А 4 , хотя встречаются и шедевры, соответствующие высказыванию «краткость - сестра таланта». Рассмотрим типичные ошибки, встречающиеся в эссе . 1) Содержание эссе не соответствует базовой науке, к которой отнесено выбранное высказывание. 2) Экзаменующийся неверно понял смысл высказывания. 3) Приводятся только обыденные суждения по теме. 4) Отсутствует четко выраженное отношение к проблеме, хотя в содержании при внимательном анализе это отношение можно обнаружить в виде туманных, расплывчатых фраз. 5) Отсутствуют четкие аргументы, доказывающие авторское отношение к теме. Одного аргумента недостаточно, надо привести не менее двух аргументов. 6) Отсутствуют четкая логическая структура эссе, выражающаяся в бессистемности, «скачках» мысли с одного предмета на другой, простом наборе фраз. Иногда встречаются эссе, где автор сначала соглашается с анализируемым высказыванием, а затем, в ходе последующего изложения, фактически опровергает его. Примерный план . При написании эссе можно предложить общий примерный план: 1) Как вы понимаете данное высказывание? Что, по вашему мнению, хотел сказать автор? Для начала полезно попытаться пересказать мысль автора своими слова. 2) Согласны ли вы с приведенным высказыванием? Что вы сами думаете по этому поводу? 3) Что по данной проблеме говорит наука (учебник «Обществознание»)? Какое определение можно дать, какие термины могут быть приведены по высказыванию (или какие термины и определения помогают теоретически обосновать вашу точку зрения)? При этом следует соотнести между собой выбранное вами высказывание и название науки и использовать понятийный аппарат именно данной науки. 4) Какие аргументы (в виде исторических фактов, современных процессов, конкретных случаев из вашей жизни и жизни ваших близких и т. д.) доказывают правоту вашей точки зрения? Конечно, данный план имеет приблизительный характер и для красоты изложения вы можете поменять его, однако, желательно, чтобы в эссе присутствовали все компоненты плана. При этом на высшую оценку (4 балла) Ваша работа может претендовать, если Вы не ограничиваетесь только одним термином или только одним фактом для аргументации своей точки зрения. Три аргумента - это много, можно перегрузить эссе, один - мало, а два аргумента в доказательство своей точки зрения, сделают ответ достойным более высокой оценки. Помните, что именно эссе позволяет экспертам судить о глубине усвоения вами обществоведческих знаний, именно в этом задании эксперт видит вас как личность. Поэтому наряду с обязательным соблюдением перечисленных выше требований попробуйте придать своему эссе оригинальность, некоторую «изюминку», которая невольно вызовет у эксперта симпатию к вам и заставит его выделить из всех именно вашу работу. ТЕМЫ ЭССЕ С КОНКРЕТНЫМИ УКАЗАНИЯМИ. Выбрав тему эссе, необходимо на черновике составить план, продумать теоретическое обоснование и подобрать аргументы. Чтобы понять, как это делать, рассмотрим несколько тем эссе с указанием возможного теоретического обоснования и примерным планом. ФИЛОСОФИЯ «Прогресс» - это просто современная, то есть ложная, идея. (Ф. Ницше) С мнением немецкого философа можно согласиться или не согласиться. В случае согласия план эссе может выглядеть следующим образом: 1) Дать определение понятия «прогресса». 2) Акцентировать внимания на проблеме противоречивости прогресса. 3) Указать на то, что научно-технический прогресс спровоцировал появление глобальных проблем. 4) Рассмотреть экологическую проблему, как следствие понимания прогресса как прогресса техники. 5) Привести аргументы из современной жизни. Например, потепление климата как следствие «парникового эффекта»; появление болезней как следствие изнеженности комфортом человечества (гиподинамия, потребительство и т. д.). Можно не согласиться с мнением Ф. Ницше. Тогда план будет выглядеть следующим образом: 1) Краткий рассказ Ф. Ницше и его взглядах на современное ему (XIX) общество. 2) Определение прогресса. 3) Перечислить критерии прогресса, акцентируя внимание на универсальном критерии - гуманизме. 4) Показано, что в сравнении с XIX веком сейчас очевиден прогресс во всех областях. 5) Указать на противоречие между антигуманными взглядами Ницше и современным пониманием гуманизма. 6) В качестве аргументов можно привести следующее: прогресс необходим человечеству, т. к. нас становится все больше и прокормить с помощью средств XIX невозможно; прогресс нельзя остановить, т. к. потребности человека безграничны и вечным будет стремление людей к творчеству, т. е. создание чего- то принципиально нового. «Человечество стоит на распутье между смертельным отчаянием и полным вымиранием. Господи, даруй нам мудрость сделать правильный выбор». (В. Аллен) С мнением немецкого философа можно согласиться или не согласиться. В случае согласия план эссе может выглядеть следующим образом: 1) Определение «прогресса», «глобальные проблемы». 2) Акцентирование внимания на проблеме противоречивости прогресса. 3) Указание глобальных проблем: экологической, демографической, угрозы новой мировой войны и др. 4) Рассмотрение влияния глобальных проблем на существование человека и общества. 5) Доказательство необходимости совместных решений глобальных проблем всеми народами и странами. 6) Приведение аргументов из современной жизни. Киотский протокол как пример совместного решения глобальной проблемы изменения климата; борьба с международным терроризмом и т. д. КУЛЬТУРОЛОГИЯ «Истинная наука не знает ни симпатий, ни антипатий: единственная ее цель - истина». (В. Гров) С этим мнением нельзя не согласиться 1) Определение науки. 2) Акцентирование внимания на таком признаке науки как объективность. 3) Определение истины. Понятие объективной истины. 4) Аргументы: Сталин репрессировал советских ученых - генетиков, но это не могло опровергнуть объективности генетики как науки. Несмотря на то, что Хрущев поддерживал Лысенко, обещавшего «воспитанием» улучшать пшеницу, объективные законы науки не позволили это сделать. ЭКОНОМИКА «Презирать деньги легко человеку богатому или тому, кто лишен потребностей». (А. Моруа) С этим высказыванием можно и согласиться и не согласиться. В случае несогласия тему можно раскрыть через понятия «аскетизм», «моральные принципы» и т. д., но тогда содержание эссе не будет соответствовать разделу «Экономика». Поэтому лучше согласиться с А. Моруа и раскрывать тему по следующему плану: 1) Определение понятия «деньги». 2) Определение понятия «потребности». 3) Связать функции денег и удовлетворение основных потребностей. 4) Выводы: богатый презирает деньги, потому что они у него есть, и он с их помощью удовлетворяет все свои потребности; аскет (человек, сумевший побороть свои потребности) презирает их, т. к. не имеет потребностей. 5) Аргументы: миллионеры не трясутся над каждой копейкой, например, русские купцы в XIX веке (как в романе Достоевского «Идиот») сжигали денежные купюры, хвалясь перед собутыльниками презрением к деньгам. Монахи-отшельники отказываются от денежных подношений, т. к. живут только тем, что дает им природа. «Плановая экономика учитывает в своих планах все, кроме экономики». (К. Макуилъямз) С этим мнением стоит согласиться. В случае согласия план эссе может выглядеть следующим образом: 1) Определение «экономики». 2) Указать основные вопросы экономики, ее цели и задачи. 3) Указать и охарактеризовать два типа экономики: плановую и рыночную. 4) Связать плановую экономику и возможность удовлетворения потребностей людей. 5) Аргументами могут служить ситуация дефицита товаров, очереди на их приобретение в СССР. «Инфляция - это разорение с кучей денег в кармане». (М. Фридман) С этим мнением можно согласится и не согласиться. В случае согласия тему раскрывать стоит по следующему плану. 1) Определение «инфляция». 2) Указать виды инфляции. 3) Определение понятия «деньги». 4) Акцентировать внимание на том, что количество денег не всегда говорит об их покупательной способности. 5) Аргументы: в результате инфляции 90-х годов в Росси многие люди потеряли сбережения, деньги, которые, откладывая на сберкнижках, превратились в прах, на них нереально было что-то купить. Цены на товары и услуги постоянно росли. В случае несогласия внимание требуется акцентировать на том, что некоторые получают выгоду от инфляции: имеющие недвижимость, зарплату и сбережения в иностранной валюте. Также выгодно инфляция может стать и для государства, которое, финансируя дефицит бюджета за счет печатания денег, получает так называемый инфляционный налог. СОЦИОЛОГИЯ «В конечном счете существует лишь одна раса - человечество». (Дж. Мур) Надо согласиться с мнением Мура. 1) Определение многообразия рас и народов на Земле. 2) Доказательство единства происхождения человечества. 3) Определение национализма и расизма. 4) Доказательство несостоятельности расистских учений. 5) Аргументы: биологические и социальные потребности представителей разных рас различаются лишь в несущественных признаках. Существование общечеловеческих ценностей. Особая талантливость детей от смешанных браков. ПОЛИТОЛОГИЯ «Хорошая конституция бесконечно лучше, чем самый лучший деспот». (Т. Маколей) Надо согласиться с мнением английского мыслителя. 1) Определение политических режимов: демократия и тоталитаризм (как деспотическое правление). 2) Конституция и законность как неотъемлемый признак демократии. 3) Зависимость тоталитарного (деспотического) правления от воли деспота («Что угодно государю имеет силу закона»). 4) Аргументы: возможность изменения любого закона в угоду правителю при тоталитаризме, непререкаемость любого закона при демократии (история римского республиканца Брута, приговорившего к казни своих сыновей за участие в монархическом заговоре). «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют». (Саади) Согласие с мнением поэта. 1) Определение политических режимов: демократия и тоталитаризм, авторитаризм (как деспотическое правление) 2) Указание признаков недемократических режимов. 3) Акцентировать внимание на том, что при тирании происходит отстранение народа от участия в управлении государством. 4) Аргументы: использование исторических фактов прошлого: сталинизм, фашизм. Возможность произвольной трактовки законов и их изменение при недемократических режимах. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно». (Дж. Актон ) Согласие с мнением автора. 1) Определение «власти». 2) Указать, что система разделения властей выступает механизмом их уравновешивания и сдерживания. 3) Показать опасность концентрации всех ветвей власти в одних руках: возникновение деспотии, вседозволенности, попрание моральных норм. 4) Аргументы: Примеры могут быть как из истории прошлого (правление римского императора Нерона), так и недавние события в Чувашии (злоупотребление служебным положением глав Батыревского района и г. Алатырь) и т.д. ПРАВОВЕДЕНИЕ «Суровость закона говорит о его человеколюбии, а суровость человека — о его узости и жестокосердии». (Л. Вовенарг) С этим высказыванием можно и согласиться и не согласиться . В случае несогласия раскрывать тему придется с позиций нравственности («мораль», «гуманизм», «воспитание»), что не соответствует разделу «правоведение». В случае согласия: 1) Определение закона. 2) Функции права. Акцентирование внимания на охранительной и профилактической функции. 3) Суровый человек - гуманен, т. к. защищает законопослушных граждан от преступников. 4) Аргументы: досрочное освобождение или оправдание преступника может привести к новым преступлениям, совершенным им. Суровый человек - это человек, не умеющий прощать, что говорит об узости его взглядов и жестокости. «Несправедливые законы не создают право». (Цицерон) Стоит согласиться с выдающимся философом древнего мира. 1) Определение «права», «закона». Показать две трактовки права: право как закон и право как права человека. 2) Указать, что закон является источником права. 3) Признаки права. Акцентирование внимание на признаке общеобязательности. 4) Функции права. Акцентирование внимания на функции универсального регулятора поведения людей. 5) Право - это узаконенная справедливость. Законы, не соответствующие пониманию справедливости в обществе, должны в надлежащем порядке изменяться. 6) Аргументы: несоблюдение людьми, на их взгляд, несправедливых законов (нежелание предпринимателей платить прогрессивный налог в России до 2000 года; отказ «льготников» платить за проезд в транспорте после введения в действие закона о монетизации льгот). «Лучшие законы рождаются из обычаев». (Ж. Жубер) С этим высказыванием можно и согласиться, и не согласиться. В случае согласия плана будет следующим. 1) Определение «обычая», «закона». 2) Перечислить источники права. 3) Указать, что обычай - наиболее древний источник права, который складывался веками, оттачивался. 4) Акцентирование внимания на том, что люди к обычаю привыкали постепенно и государству остается только придать ему официальную форму. 5) Аргументы: "В Древнем Риме из правовых обычаев складывались важные отрасли института права. Законы, рожденные из обычаев, воспринимаются обществом как справедливые и выполняются беспрекословно. В случае несогласия акцентировать внимание на том, что правовой обычай занимал ведущее место прежде всего в древних государствах, многие обычаи совершили значительную эволюцию и даже исчезли. Жизнь вносит свои коррективы, требует новых норм права. Аргументировать можно примерами из обычаев, законов шариата (каноническое право мусульман), которое расценивается как антигуманное. Законодательный запрет в нашей стране обычая кровной мести, долгие века бывшего законом на Кавказе.
|