Учебное пособие: Методические указания и контрольные задания для студентов первого курса по дисциплине «Отечественная история»

Название: Методические указания и контрольные задания для студентов первого курса по дисциплине «Отечественная история»
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГОУ ВПО «МГТУ»)

Кафедра «Социальная работа и теология»

Методические указания и контрольные задания

для студентов первого курса

по дисциплине «Отечественная история»

специальностям: 040101.65 «Социальная работа»,

030501.65 «Юриспруденция»

заочной формы обучения

Мурманск

2008

Составитель – Малышко Александр Алексеевич, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальная работа» МГТУ

Методические указания и контрольные задания для студентов по дисциплине «Отечественная история» специальности «Социальная работа» заочной формы обучения рассмотрены и утверждены на заседании кафедры-разработчика «Социальная работа» ____________ 2008 г., протокол № ___

Рецензент – Кузнецов Александр Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальная работа» МГТУ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 6

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 9

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ... 10

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. 27


ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. Соответствие ГОС ВПО направления подготовки дипломированного специалиста:

Методические указания составлены на основе ГОС ВПО по специальностям:

350500 (040101.65) «Социальная работа», утвержденного 10.03.2000 г. (номер государственной регистрации № 83 мжд/сп)

030501.65 (021100) «Юриспруденция», утвержденного 27.03.2000 г. (номер государственной регистрации № 260 гум/сп)

Дисциплина «Отечественная история» в соответствии с рабочим учебным планом специальностей включена в блок «Общие гуманитарные и социально - экономические дисциплины».

2. Сущность дисциплины и цель ее изучения:

Изучение данной дисциплины направлено на усвоение студентами необходимого минимума знаний по «Отечественной истории», для применения их в дальнейшей практической деятельности.

Цели изучения дисциплины «Отечественная история» является подготовка специалистов с высшим образованием по циклу: «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в соответствии с квалификационной характеристикой и типовым учебным планом.

Задачи дисциплины:

- помочь студентам разобраться в наиболее сложных проблемах отечественной истории второй половины XIX - ХХ вв.;

- выявить место и роль России в истории мировой цивилизации, показать общее и особенное в судьбах нашего Отечества по сравнению с другими народами и государствами;

- провести анализ узловых моментов отечественной истории.

3. Значение дисциплины в подготовке специалиста:

Специалист по социальной работе, юрист, изучив «Отечественную историю» должен:

Знать:

· особенности и основные этапы экономического и политического развития России;

· специфику российской модернизации и особенности развития России в XXI веке;

Уметь:

· обосновать мобилизационный тип отечественного развития, дать характеристику специфике социальной трансформации общества в ХX - XXI веках;

· дать анализ времени революций, НЭПу, феномену сталинизма, Великой Отечественной войне, эпохе хрущевских реформ, эпохе «застоя», политике перестройки, постсоветской эпохе;

Обладать навыками:

· владения дискурсом российских реформ и революций;

· формулировки и обоснования собственных оценок исторических событий и явлений.

4. Взаимосвязь дисциплины с другими изучаемыми студентами дисциплинами:

Для изучения дисциплины «Отечественная история» студентам необходимы знания по дисциплинам:

1. Культурология – позволит усвоить достижение российской цивилизации в области культуры, осознать, что российская культура есть составная часть общемировой и неразрывна с ней.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование тем их содержание

Объем работы в часах

Лекц

Сам раб.

Ср

Ю

Ср

Ю

1

2

3

4

5

6

1

Введение. Россия и мировой исторический процесс.

Предмет и задачи курса. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки.

Россия в мировом сообществе. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.

1

1

16

6

2

Россия в мировой цивилизации. Особенности образования и развития Российского государства

2.1

Древняя Русь. От Киевской Руси к России.

Проблема этногенеза восточных славян. Восточные славяне в древности. Языческая культура восточных славян. Основные этапы становления государственности у восточных славян. Проблема норманнского влияния на становление российской государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи . Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства.

Эволюция восточнославянской государственности в XI- XII вв . Формирование феодальных отношений. Киевская Русь при Ярославе Мудром. Феодальная раздробленность на Руси.

Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Распространение ислама. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Возвышение Москвы. Специфика формирования единого российского государства.

1

1

16

5

2.2

Начало модернизации России.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Кризис модели российского общества при Иване Грозном. Смутное время: сущность, этапы, итоги.

Россия при первых Романовых. Формирование сословной системы организации общества. Церковный раскол. Предпосылки складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Реформы Петра I. Изменение геополитического положения России в первой четверти XVIII в.

Дворцовые перевороты и их последствия.

«Век Екатерины» : «просвещенный абсолютизм». Екатерининские реформы. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

1

1

16

5

1

2

3

4

5

6

3

Проблема эволюции и революции в истории России.

3.1

Реформы и реформаторы в России

Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Реформы и реформаторы в России.

Попытки либеральных реформ при Александре I. Отечественная война 1812 г. Декабристы.

Россия при Николае I. Внутренняя и внешняя политика России в середине XIX в.

Отмена крепостного права. «Великие реформы» Александра II и их последствия. Реформы С.Витте.

Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Народничество. Распространение марксизма в России.

Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

1

1

16

7

3.2

От реформ к революциям. Смена модели российского общества в 1917 г.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Начало парламентаризма в России. Политические партии России: генезис, классификация, программа, тактика.

Реформы П.Столыпина. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г .: от Февраля к Октябрю.

Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция.

2

20


4

Россия в новейшей истории

4.1

Поиски модели советского общества

«Военный коммунизм» как модель советского общества.

Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг . План ГОЭЛРО. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг.

Внешняя политика СССР в межвоенное двадцатилетие.

Формирование тоталитарной системы. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

2

16

5

1

2

3

4

5

6

4.2

Подвиг и обманутые ожидания

СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны (1938-1940 гг.).

Великая Отечественная война: основные периоды. Окончание Второй мировой войны. Антигитлеровская коалиция. Создание ООН.

Изменение геополитического положения СССР после Второй мировой войны. Холодная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. (1945-1953 гг.).

2

1

16

5

4.3

Попытки трансформации тоталитарной модели общества. Распад СССР и его последствия.

Попытки осуществления политических и экономических реформ в 1953-1964 гг. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в 60-80-е гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Октябрьские события 1993 г. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

2

16

Итого:

12

8

132

94

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

  1. Деревянко, А. П. История России с древнейших времен до начала XXI / А. П .Деревянко. - М. : КноРус : Право и закон, 2002. – 688 с.
  2. История России / под ред. М. Н.Зуева, А. А. Чернобаева. - М. : Высшая школа, 2004. - 616 с.
  3. Отечественная история : с древнейших времен до конца XX века / под ред. М. В. Зотовой. - М. : Логос, 2002.
  4. История России / под ред. М. Н. Зуева.. - М. : Высшая школа, 2003.
  5. Мунчаев, Ш. М. История России / Ш. М. Мунчаев - М. : Норма-Инфра-М, 2003.
  6. История России с древнейших времен до 1861 года / под ред. Н. И. Павленко - М. : Высш.шк., 2000.
  7. История России. Ч.1. От Древней Руси к императорской России (IХ-ХVIII вв.) / М. М. Горинов, Л. М. Ляшенко. - М. : Знание России, 1994.
  8. История России. Ч.2. Расцвет и закат Российской империи (ХIХ-нач.ХХвв.) / Л. Г. Косулина, Л. М. Ляшенко. - М. : Знание России, 1994.
  9. История России. Ч.3. ХХ век : выбор моделей общественного развития / М. М. Горинов, А. А. Данилов. - М. : Знание России, 1994.
  10. История Отечества с древнейших времен по начало ХХ века / под ред. В. А. Кувшинова. - М. : МГУ, 1996.

Дополнительная:

  1. Мунчаев, Ш. М. История России / Ш. М. Мунчаев. - М. : Проспект, 2007.
  2. Мунчаев, Ш. М. История России / Ш. М. Мунчаев. - М. : Норма, 2006.
  3. История России IX-XX вв. / под ред. Н. П. Ионичева. - М. : Инфра-М, 2003.
  4. История России IX-XX вв. / под ред. Г. А. Аммона, Н. П. Ионичева. - М. : Инфра-М, 2006.
  5. Федоров, В. А. История России с древнейших времен до наших дней / В. А.Федоров. - М. : Кнорус, 2005.
  6. Тот, Ю. В. История России IX-XX веков / Ю. В. Тот, М. М. Шумилов. - СПб. : Нева, 1996.
  7. История Отечества : люди, идеи, решения / сост. С. В. Мироненко. - М. : Политиздат, 1991.
  8. История России / под общ. ред. Ю. И. Казанцева, В. Г. Деева. - М. : Инфра-М. : Новосибирск, 2001.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Введение. Россия и мировой исторический процесс.

Студент должен знать:

Предмет и задачи курса. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. Россия в мировом сообществе. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.

Студент должен уметь:

- классифицировать исторический источник;

- применять различные методы к изучению дисциплины;

- применять значение факта, извлекаемых из исторических источников.

Методические рекомендации:

Во время самоподготовки студенту необходимо повторить конспект лекций по дисциплине, использовать рекомендованную литературу, обратить внимание и ответить на вопросы для самопроверки данных методических указаний.

Рекомендованная литература: [1], [3], [10], [15], [17].

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое история?

2.Дать классификацию исторических источников?

3.В чем заключается сущность формационного подхода к изучению истории?

4.В чем заключается сущность цивилизационного подхода к изучению истории?

5.Что такое исторический факт?

6.Методология и теория исторической науки?

7.Античное наследие в эпоху Великого переселения народов?

Тема 2.1. Древняя Русь. От Киевской Руси к России.

Студент должен знать:

Проблема этногенеза восточных славян. Восточные славяне в древности. Языческая культура восточных славян. Основные этапы становления государственности у восточных славян. Проблема норманнского влияния на становление российской государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Формирование феодальных отношений. Киевская Русь при Ярославе Мудром. Феодальная раздробленность на Руси. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Распространение ислама. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Возвышение Москвы. Специфика формирования единого российского государства.

Студент должен уметь:

- из рекомендованной литературы выбрать ответы на вопросы темы;

- выделить особенности возникновения Руси;

- разобраться в причинах феодальной раздробленности на Руси.

Методические рекомендации:

Во время самоподготовки студенту необходимо повторить конспект лекций по дисциплине, использовать рекомендованную литературу, обратить внимание и ответить на вопросы для самопроверки данных методических указаний.

Рекомендованная литература: [2], [6], [10], [18].

Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите первые письменные свидетельства о славянах?
  2. Какие общинные традиции и порядки определяли уклад восточных славян?
  3. Какой характер имели крестьянские и феодальные хозяйства?
  4. Опишите норманнскую теорию происхождения Древнерусского государства?
  5. Какое государство было основным торговым партнером Руси?
  6. Как происходило принятие христианства?
  7. Социально-политические изменения в русских землях XIII-XV в.?
  8. Причины раздробленности Руси в XIII в.?
  9. Причины и последствия татаро-монгольского ига для Руси?
  10. Назовите в чем специфика формирования единого российского государства.

Тема 2.2 Россия в мировой цивилизации. Начало модернизации России.

Студент должен знать:

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюцию форм собственности на землю. Структуру феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Кризис модели российского общества при Иване Грозном. Смутное время: сущность, этапы, итоги. Россия при первых Романовых. Формирование сословной системы организации общества. Церковный раскол. Предпосылки складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Реформы Петра I. Изменение геополитического положения России в первой четверти XVIII в. Дворцовые перевороты и их последствия. «Век Екатерины»: «просвещенный абсолютизм». Екатерининские реформы. Внешнюю политику России во второй половине XVIII в.

Студент должен уметь:

- определять основные этапы экономического развития России;

- разобраться в причинах кризиса модели российского общества при Иване Грозном;

- дискуссировать о реформах Петра I и Екатерины II.

Методические рекомендации:

Во время самоподготовки студенту необходимо повторить конспект лекций по дисциплине, использовать рекомендованную литературу, обратить внимание и ответить на вопросы для самопроверки данных методических указаний.

Рекомендованная литература: [3], [7], [10], [15], [16].

Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите основные этапы экономического развития России в XVI - XVIII?
  2. Предпосылки складывания российского абсолютизма?
  3. В чем заключался смысл реформ Петра I?
  4. Назовите последствия дворцовых переворотов?
  5. Реформы Екатерины II?
  6. Какие социальные слои были прежде всего заинтересованы в установлении крепостной зависимости?
  7. Раскройте внешнюю политику России в XVI - XVIII вв.?

Тема 3.1 Проблема эволюции и революции в истории России. Реформы и реформаторы в России

Студент должен знать:

Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Реформы и реформаторы в России. Попытки либеральных реформ при Александре I. Отечественная война 1812 г. Декабристы. Россия при Николае I. Внутренняя и внешняя политика России в середине XIX в. Отмена крепостного права. «Великие реформы» Александра II и их последствия. Реформы С.Витте. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Народничество. Распространение марксизма в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

Студент должен уметь:

- определять основные этапы становление индустриального общества в России;

- разбираться во внутренней и внешней политике России в середине XIX в.;

- выделить Русскую культуру XIX в..

Методические рекомендации:

Во время самоподготовки студенту необходимо повторить конспект лекций по дисциплине, использовать рекомендованную литературу, обратить внимание и ответить на вопросы для самопроверки данных методических указаний.

Рекомендованная литература: [1], [3], [8], [13].

Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите основные этапы становление индустриального общества в России?
  2. Реформы и реформаторы в России?
  3. Итоги Отечественной войны 1812 г.?
  4. Причины отмены крепостного права?
  5. Реформы С.Витте?
  6. Назовите особенности общественного движения России XIX в.?

Тема 3.2 От реформ к революциям. Смена модели российского общества в 1917 г .

Студент должен знать:

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Начало парламентаризма в России. Политические партии России: генезис, классификация, программа, тактика. Реформы П. Столыпина. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция.

Студент должен уметь:

- определять основные этапы реформ в России в начале XX в.;

- выделять основные причины прихода к власти в России большевиков;

- применять исторические источники как факты истории.

Методические рекомендации:

Во время самоподготовки студенту необходимо повторить конспект лекций по дисциплине, использовать рекомендованную литературу, обратить внимание и ответить на вопросы для самопроверки данных методических указаний.

Рекомендованная литература: [1], [3], [9], [10].

Вопросы для самопроверки:

  1. Сущность реформ П.А. Столыпина?
  2. Причины и начало Первой мировой войны?
  3. Хронология революций 1917 г.?
  4. Результаты Гражданской войны?
  5. Что такое «Философский пароход»?

Тема 4.1 Россия в новейшей истории. Поиски модели советского общества

Студент должен знать:

«Военный коммунизм» как модель советского общества. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. План ГОЭЛРО. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика СССР в межвоенное двадцатилетие. Формирование тоталитарной системы. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

Студент должен уметь:

- выражать и обосновывать свою позицию по вопросу социально-экономическому развитию СССР в 20-е гг.;

- выделять основные причины образования СССР;

- разбираться в последствиях культа личности Сталина.

Методические рекомендации:

Во время самоподготовки студенту необходимо повторить конспект лекций по дисциплине, использовать рекомендованную литературу, обратить внимание и ответить на вопросы для самопроверки данных методических указаний.

Рекомендованная литература: [2], [4], [9], [16].

Вопросы для самопроверки:

  1. Формирование однопартийного политического режима в 20-е годы XX столетия в СССР?
  2. Причины формирования тоталитарного режима в СССР?
  3. Что такое НЭП?
  4. Внешняя политика СССР в межвоенное двадцатилетие?
  5. Назовите примеры сопротивления сталинизму?

Тема 4.2 Россия в новейшей истории. Подвиг и обманутые ожидания

Студент должен знать:

СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны (1938-1940 гг.). Великая Отечественная война: основные периоды. Окончание Второй мировой войны. Антигитлеровская коалиция. Создание ООН. Изменение геополитического положения СССР после Второй мировой войны. Холодная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. (1945-1953 гг.).

Студент должен уметь:

- обосновывать свою позицию по вопросу начала Великой Отечественной войны;

- разбираться в изменении геополитического положения СССР после Второй мировой войны;

- выделять основные документы и исторические источники начала Холодной войны.

Методические рекомендации:

Во время самоподготовки студенту необходимо повторить конспект лекций по дисциплине, использовать рекомендованную литературу, обратить внимание и ответить на вопросы для самопроверки данных методических указаний.

Рекомендованная литература: [4], [9], [14].

Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите союзников СССР перед началом Великой Отечественной войной?
  2. Основные периоды в Великой Отечественной войне?
  3. Окончание Второй мировой войны, итоги?
  4. Общественно-политическая жизнь, культура в СССР в послевоенные годы. (1945-1953 гг.) ?
  5. Создание ООН?
  6. Внешняя политика СССР в Холодной войне?
  7. Социально-экономическое развитие СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.)?

Тема 4.3 Попытки трансформации тоталитарной модели общества. Распад СССР и его последствия

Студент должен знать:

Попытки осуществления политических и экономических реформ в 1953-1964 гг. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в 60-80-е гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Октябрьские события 1993 г. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Студент должен уметь:

- обосновывать свою позицию по вопросу распада СССР;

- разбираться в изменении геополитического положения России после распада СССР;

- выделять основные документы и исторические источники новейшего времени.

Методические рекомендации:

Во время самоподготовки студенту необходимо повторить конспект лекций по дисциплине, использовать рекомендованную литературу, обратить внимание и ответить на вопросы для самопроверки данных методических указаний.

Рекомендованная литература: [1], [3], [9], [10]

Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите причины распада СССР?
  2. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал?
  3. Октябрьские события 1993 г.?
  4. Создание СНГ?
  5. Внутренняя политика руководства России по недопущению ее раздробленности?
  6. Культура в современной России?
  7. Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополитической ситуации?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа представляет собой промежуточный контроль знаний студента в межсессионный период. Она включает - краткое введение, рассмотрение вопросов плана работы, заключение и список литературы, приложение.

Тема контрольной работы определяется студентом самостоятельно, по его выбору.

Объем работы - 10-15 листов печатного текста через 1,5 интервал, или в рукописном варианте в объеме школьной тетради 12 листов.

Выполняя работу, студент должен изучить материал, обращаясь к рекомендованным учебникам, спискам литературы.

Одним из требований к контрольной работе является подкрепление теоретических положений практикой. Контрольную работу необходимо сдать в деканат факультета заочного социально-экономического образования за 1 месяц до начала сессии.

Перечень рекомендуемых тем контрольных работ

1. Норманская проблема.

2. Русь и Степь в X1 – X111 вв.

3. Монголо-татарское иго в российской историографии.

4. Соперничество Москвы и Твери в X111 – XУ вв.

5. Опричнина в русской исторической науке.

6. Политика Бориса Годунова.

7. Преобразование Петра 1, их суть и значение.

8. «Дело» царевича Алексея.

9. «Кондиции» как попытка ограничения самодержавия в России.

10. Социальная политика в России ХУ111 в.

11. Царствование Павла 1 (замысел и результат).

12. Попытки либеральных реформ Александра 1.

13. Партизаны в Отечественной войне 1812 г.

14. Политическая программа Николая 1.

15. Крестьянская реформа 1861 года.

16. Особенности революционного движения в России (русский социализм, народничество, русский марксизм).

17. Русско – японская война: причины поражения.

18. Политические партии в Феврале 1917 г.

19. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.

20. Октябрь 1917 года в исторической науке: существовала ли альтернатива?

21. Белое движение: причины поражения.

22. Политические аспекты НЭПа.

23. Коллективизация в СССР.

24. Внешняя политика СССР в к.30-х – н.40-х годов: основные направления.

25. Сельское хозяйство СССР в годы Великой Отечественной Войны.

26. Партизанское движение в годы Великой Отечественной Войны.

27. Командный состав Красной Армии в годы Великой Отечественной Войны.

28. И. С. Хрущев: исторический портрет.

29. СССР после 1985 года.

30. Хроника чеченской войны.

Контрольные вопросы к экзамену:

1. Объект и предмет истории. Формационный и цивилизационный подход к изучению истории.

2. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций. Характеристика российской цивилизации.

3. Этногенез восточных славян. Общественный строй, быт и религия восточных славян в VI-VIII вв. н.э.

4. Причины и предпосылки образования государства у восточных славян в IX в. Образования государства Киевская Русь. Роль варягов в этом процессе.

5. Развитие государственности на Руси в первой половине X в. Внешняя политика первых киевских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав).

6. Причины, процесс и значение принятия христианства на Руси.

7. Киевская Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, формирование феодальных отношений, развитие культуры.

8. Причины, предпосылки и результаты феодальной раздробленности на Руси. Роль Владимира Мономаха в сохранении единства Киевской Руси.

9. Борьба русского народа в XIII в. против монгольского нашествия и экспансии крестоносцев. Позиции Александра Невского и Даниила Галицкого.

10. Варианты цивилизационного развития русских земель в XIII-XV вв. : московский, новгородский, литовский.

11. Русь и Золотая Орда (XIII-XV вв.): последствия нашествия, система взаимоотношений русских княжеств с Ордой. Влияние ислама на русские земли.

12. Причины и начало создания единого русского государства в XIV в. Роль Ивана I Калиты и Дмитрия Донского в этом процессе.

13. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в XV-нач. XVI вв. Особенности русского государства при Иване III. Судебник 1497 года.

14. Поцесс формирования и сущность крепостного права (XV-XVII вв.).

15. Реформы “Избранной рады”. Опричнина. Итоги правления Ивана Грозного.

16. Внешняя политика Ивана Грозного и изменение геополитического положения России во второй половине XVI в.

17. Смутное время (кон. XVI-1613 г.): сущность, причины, основные события, итоги.

18. Земский собор 1613 г., избрание на царство Михаила Романова. Окончание польско-шведской интервенции (Столбовский мир и Деулинское перемирие). Расширение территории Русского государства в XVII в.

19. Усиление самодержавной власти и социальные конфликты середины XVII в.

20. Церковный раскол и народные движения второй половины XVII в. Выступление под руководством С. Разина.

21. Государственно-политическое реформирование России при Петре I.

22. Социальные изменения при Петре I. Переворот в русской культуре в первой четверти XVIII в.

23. Внешняя политика Петра I. Изменение геополитического положения России в первой четверти XVIII в.

24. Причины и сущность “эпохи дворцовых переворотов” (1725-1762 гг.). Социально-политические изменения в России в сер. XVIII в.

25. ”Просвещенный абсолютизм” Екатерины II: реформы государственного управления, изменения в сословной политике. Выступление под руководством Е. Пугачева.

26. Внешняя политика России при Екатерине II. Европеизация русской культуры в последней четверти XVIII в.

27. Внутренняя и внешняя политика России при Павле I.

28. Попытки реформирования России при Александре I. Причины незавершенности реформ первой четверти XIX в.

29. Внешняя политика России в 1801-1814 гг. Отечественная война (1812 г.) и Венский конгресс (1815 г.).

30. Движение декабристов и его итоги. Конституционные проекты П. Пестеля и Н. Муравьева.

31. Основные направления внутренней политики Николая I. Социально-экономические изменения в сер. XIX в.

32. Внешняя политика России в сер. XIX в. Крымская война (1853-1856 гг.): причины, основные этапы, итоги.

33. Крестьянская реформа 1861 г.: причины, предпосылки, основные положения, результаты. Влияние отмены крепостного права на процесс модернизации России.

34. Создание системы местного самоуправления в России в 60-х-70-х гг. XIX в.: земская и городская реформы. Их влияние на процесс модернизации России.

35. Либеральные реформы 60-х-70-х гг. XIX в.: судебная, военная, образовательная. Их влияние на процесс модернизации России.

36. Изменение политического курса русского правительства в 80-90х гг. XIX в. Контрреформы Александра III и ее результаты.

37. Социально-экономическое развитие России в пореформенный период (60-90-е гг. XIX в.).

38. Реформы С. Ю. Витте и их результаты (90-е гг. XIX в.).

39. Консервативное направление в русской общественно-политической жизни XIX в.

40. Либеральное направление в русской общественно-политической жизни XIX в. (западники, славянофилы, земское движение).

41. Движение народников (60-70-е г. XIX в.) и его результаты.

42. Распространение марксизма в России (80-90-гг. XIX в.). Создание РСДРП и раскол социал-демократов на большевиков и меньшевиков.

43. Причины и основные события революции 1905-1907 гг. Манифест 17 октября 1905 г. и его последствия. Итоги первой русской революции.

44. Первый опыт парламентаризма в России: деятельность I, II и III Государственных Дум.

45. Основные политические партии России в начале XX в. (до 1917 г.): программы, социальная база, тактика.

46. Реформаторская деятельность П. А. Столыпина т ее результаты.

47. Участие России в Первой мировой войне. Назревание политического кризиса в стране в ходе войны.

48. Февральская революция 1917 г.: причины, предпосылки, основные события, итоги.

49. Двоевластие как историческая проблема. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Политические кризисы в апреле-июле 1917 г.

50. Обострение национального кризиса в России осенью 1917 г. Победа восстания в Петрограде в октябре 1917 г. Второй съезд Советов, его решения.

51. Формирование советского государства в кон. 1917-сер. 1918 г. Конституция РСФСР 1918 г.

52. Гражданская война и интервенция в России: причины, основные политические противоборствующие силы, итоги.

53. ”Военный коммунизм” как модель советского общества.

54. Распад Российской империи (кон. 1917-1917 гг.). Военно-политический союз советских республик в период Гражданской войны. Образование СССР: причины, предпосылки. Конституция СССР 1924 г.

55. Нэп как модель советского общества. Успехи и кризисы нэпа.

56. Форсированная индустриализация в СССР в годы первых пятилеток: причины, методы осуществления, итоги.

57. Коллективизация в СССР в годы довоенных пятилеток: причины, методы осуществления, итоги.

58. Расширение СССР в 20-30-е гг. Конституция СССР 1936 г.

59. Формирование тоталитарной системы в СССР в кон. 20-х-30-е гг. Политические репрессии довоенного периода.

60. Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны. Расширение границ СССР в 1939-1940 гг.

61. Основные периоды и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны. Отношения СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции.

62. Изменения политической системы СССР в период Великой Отечественной войны. Советская экономика в годы войны. Потери советского народа в войне.

63. Реформирование политической системы СССР после смерти И. В. Сталина.

64. Экономические и социальные преобразования в СССР в 1953-1964 гг. Итоги и уроки “оттепели”.

65. Изменение геополитического положения СССР после Второй мировой войны. Основные направления внешней политики СССР в 1945-1963 гг.

66. Основные направления социально-экономического развития СССР в 1964-1985 гг. Экономическая реформа 1965 г. и ее результаты.

67. Изменения в политической системе СССР в 1964-1985 гг. Внешняя политика СССР в период разрядки напряженности.

68. Экономические и политические реформы в СССР в период перестройки (1985-1991 гг.).

69. Обострение межнациональных отношений в СССР в период перестройки. Распад СССР и его последствия.

70. ”Новое политическое мышление” во внешней политике СССР в период перестройки, его результаты.

71. Социально-экономические реформы в России в 90-х гг. XX в., их результаты.

72. Политический кризис в России в 1993 г. Принятие Конституции РФ 1993 г.
Приложение

Образец выполнения контрольной работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ТЕОЛОГИЯ»

Контрольная работа

по «Отечественной истории»

на тему: «Историческое значение крещения Руси»

Выполнил: студент группы ЗСр-1 Сидоров С.А.

Проверил: доцент Малышко А.А.

Мурманск

2009


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Крещение Ольги в 955 г. в Царьграде…………………………………………..…5

Глава 2. Предпосылки крещения в православие Руси...…………………………………….7

Глава 3. Крещение Владимира в 988 г. в Корсуне…………………………………………10

Глава 4. Из язычества в православие………………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………………………17

Список литературы…………………………………………………………………………...18

Приложения…………………………………………………………………………………...19


Введение

С III века христианство победно шествует по Европе. В X веке и Русь принимает новую религию, которая на долгие века станет мировоззрением общества, охватит все сферы общества. 988 год – год крещения киевлян Владимиром I Святославовичем – считается датой крещения Руси[1] .

С введением христианства укрепляются международные связи Киевской Руси, она равноправным партнером входит в число государств христианской Европы, начинает широко черпать из общего для всей Европы источника культуры: византийского христианизированного наследия Древней Эллады и цивилизаций Востока. На Русь приходит общеславянская кириллическая письменность – из летописного зерна Византии в круге книжников киевской митрополии вырастает могучее дерево русского летописания…


Глава 1. Крещение Ольги в 955 г. В Царьграде

«В лето 6463 (955, прим. автора) пошла Ольга в Греки и пришла к Царьграду»[2] . Далее в рассказе древней летописи говорится, что царь Константин предложил Ольге креститься, на что она ответила: «Я язычница. Если хочешь крестить меня, крести меня сам – иначе не крещусь»[3] ...


Заключение

Более тысячи лет назад, в «сонме» европейских христианских государств появилась Киевская Русь. То, что произошло в конце X века в Древней Руси. Было выдающимся событием в истории нашей Родины. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, имевшую далеко идущие последствия….


Список литературы:

1. Аветисян, С. А История отечества в лицах / С. А. Аветисян, С. Н. Синегубов, Е. М. Тепер. - М. : Росс. нац. библиотека, 1993. - 420 с.

2. Гумилев, Л. Н. От Руси до России: Очерки этнической истории / Л. Н. Гумилев. - Спб: Юна, 1992. – 342 с.

3. Жизнеописания достопамятных людей земли русской (X – XX вв.) / сост. С. С. Бычков. - М. : Московский рабочий, 1992. – 336 с.

4. Как была крещена Русь / под ред. Г. Прошина. – 2-е изд. - М. : Политиздат, 1989. - 320 с.

5. Карамзин, Н. М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского» / сост. и вступ. ст. Г.П. Макогоненко; Коммент. Г. П. Макогоненко и М. В. Иванова. - М. : Правда, 1988. - 768 с.

6. Летопись по лаврентьевскому списку: Повесть временных лет // Полное собрание русских летописей. - М. : Наука, 1962. - 654 с.

7. Лихачев, Д. С. Рассказы начальной русской летописи / Д. С. Лихачев. - М. : Детская литература, 1987. - 152 с.

8. Соловьев, С. М. Чтения и рассказы по истории России / С. М. Соловьев. – М. : Правда,1989. – 768 с.


Приложения

Рис. 1 Крещение Руси

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ТЕОЛОГИЯ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТ А

по «Отечественной истории»

на тему: «Анализ деятельности Александра Невского в период раннего средневековья Руси»

Выполнил: студент группы ЗЮ-1 Иванов И.И.

Проверил: доцент Малышко А.А.

Мурманск

2009


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 3

Глава 1. Историческая обстановка к моменту начала княжения Александра Невского. 5

Заключение. 6

Список литературы: 7

Приложения. 8

Введение

Наиболее древнее произведение литературы посвященной Великому князю – «Житие Александра Невского»[4] .

Данное произведение примечательно тем, что написано современником событий, и следовательно, имеет огромное значения для понимания того, как оценивалась личность Александра Невского в те далекие времена, и каково было значение тех событий, участником которых он являлся. «Житие Александра Невского», вероятнее всего, создано в конце XIII в., и было написано человеком лично знавшим князя. Здесь мы не видим четкого хронологического построения, подробного описания важных исторических, но видим восхваление мужественного война, защитника Русской земли - Александра Невского, смотри приложение, рис.1. Выбрав для описания два победоносных сражения русского войска под началом Александра - картину сражений русских со шведами на реке Неве и с немецкими рыцарями на льду Чудского озера, автор постарался представить потомкам Великого князя и его войско, как наделенных героизмом, самоотверженностью и стойкостью во имя интересов русского народа мифических воинов - героев. Не сколько не умоляя литературно - исторического значения произведения, написанного просто и лирично в традициях воинской повести Древней Руси, необходимо отметить некоторый односторонний подход к описанию современниками событий тех лет. Задачу, стоящую перед авторами, на соответствующем их современности историческом рубеже они выполнили. Возвеличивание русского народа, развитие чувства патриотизма и ненависти к врагам, поддержание авторитета военачальников отголоском эха пронесется по истории России вплоть до наших дней.

В своей «Истории России с древнейших времен»[5] С. М. Соловьев уделил монголо-татарскому игу и его последствиям не много места. Он преуменьшает последствия татаро-монгольского в историческом развитии Руси. Для нас важно, что он подчеркивает веротерпимость татар вплоть до 1312 года, когда ислам стал государственной религией Золотой Орды. Александра Невского он рисует как руководителя борьбы с агрессией немецких и шведских феодалов. Историк большое внимание уделяет борьбе князя за владимирский Великокняжий престол, которая велась в соответствии с представлениями о старшинстве в роду. По истории Соловьева мы знакомимся с плавным рассказом о конкретных событиях связанных с именем Александра Невского.

Интересен взгляд на историю того периода времени изложенный в книге Л.Н. Гумилева «От Руси до России»[6] . Отбросив сентиментальность в описании характеров и настроений Александра Невского, его противников и соратников, Гумилев довольно сжато описывает основные события в главе «Князь Александр и хан Батый»[7] . Основное внимание здесь сосредоточено на заслугах Александра перед русским народом, которые, по видению автора, выражаются в том, что умный и тонкий, сведущий и образованный, и вместе с тем никем, даже родными братьями, не понятый князь Александр «... осознал масштабы католической угрозы и сумел этой угрозе противопоставить союз Руси и монголов»[8] . Здесь явно прослеживается односторонняя оценка событий и исключается возможность альтернативы других мотивов, которыми мог руководствоваться полководец. Вместе с тем, автором книги проделан исторический анализ и высказана определенная точка зрения, которая в последствии, несомненно, окажет помощь исследованию исторических процессов того времени.

Глава 1. Историческая обстановка к моменту начала княжения Александра Невского

Для того, чтобы подробно представить себе историческое место княжения Александра Невского, следует обратить внимание на то, каким образом складывалась военно-политическая, историческая и религиозная обстановка к моменту начала его княжения. Опираясь на существующие источники, по нашему мнению, необходимо попытаться ответить на целый ряд неизбежных вопросов, без ответа на которые существует опасность односторонней оценки происходящих в то время событий. Как шло развитие экономических и социальных сил?...

Заключение

Может ли один человек повлиять на ход истории? Оправдана ли жестокость? Не напрасно ли принесена в жертву свобода? Верно ли выбран путь православия на Руси? Трудно через столько лет размышлять над этими вопросами. Осуждать или оправдывать те или иные действия. Но значения событий того времени, и роли в этих событиях Александра, несомненно, велико….

Список литературы:

1. Гумилев, Л. Н. Поиски вымышленного царства: (Легенда о «Государстве пресвитера Иоанна» ) / Л. Н. Гумилев. - М. : Наука, 1970. – 420 с.

2. Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. - М. : Изд-во вост. лит., 1962. - Т. 2. – 230 с.

3. Карамзин, Н. М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского» / сост. и вступ. ст. Г. П. Макогоненко; Коммент. Г. П. Макогоненко и М. В. Иванова. - М. : Правда, 1988. – 680 с.

4. Каргалов, В. В. Полководцы X - XVI вв / В. В. Каргалов. -М.: ДОСААФ, 1989. – 310 с.

5. Летопись по лаврентьевскому списку: Повесть временных лет // Полное собрание русских летописей. - М. : Наука, 1962. – 826 с.

6. Насонов, А. Н. История русского летописания XI - начала XVIII вв.: Очерки и исслед. / отв. ред. Б. А. Рыбаков. - М. : Наука, 1969. – 460 с.

7. Пашуто, В. Т. Александр Невский / В. Т. Пашуто. - М. : «Молодая гвардия», 1974. – 430 с.

8. Соловьев, С. М. История России с древнейших времен / С. М. Соловьев. – М. : Правда, 1988. - Т. 3. - С. 146-155.

9. Шаскольский, И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII - XIII вв. / под ред. А. Г. Манькова. - Л. : Наука, 1978. – 466 с.

10. Шахматов, А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV - XVI вв. / отв. ред. А.С. Орлов и Б. Д. Греков. - М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1938. – 560 с.

11. Гумилев, Л. Н. От Руси до России: Очерки этнической истории / Л. Н. Гумилев. - Спб: Юна, 1992. – 342 с.

12. Борисов, Н. С. Русские полководцы XIII - XVI веков / Н. С. Борисов - М.: Просвещение, 1993. – 188 с.

13. Хрестоматия по древнерусской литературе: Житие Александра Невского / сост. М. Е. Федорова, Т. А. Сумникова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высш. шк., 1985. – 790 с.

14. Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и великая степь / Л. Н. Гумилев. - М. : Мысль, 1989. – 340 с.

Приложения

Рис 1. Александр Невский


[1] Как была крещена Русь. – 2-е изд. - М.: Политиздат, 1989. – 320 с.

[2] Лихачев Д.С. Рассказы начальной русской летописи. - М.: Детская литература, 1987. – С. 29.

[3] Летопись по лаврентьевскому списку: Повесть временных лет // Полное собрание русских летописей. - М.: Наука, 1962. – С. 14.

[4] Хрестоматия по древнерусской литературе: Житие Александра Невского / Сост. М. Е. Федорова, Т.А. Сумникова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 1985. – 236 с.

[5] Соловьев С. М. История России с древнейших времен: Т. 3. –М. : 1988. - С. 146-155.

[6] Гумилев Л. Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. - Спб: Юна, 1992. – 342 с.

[7] Там же. – С. 35.

[8] Там же. – С. 41.