Учебное пособие: Методические указания по выполнению курсовому проектирования по курсу «Проектирование информационных систем»
Название: Методические указания по выполнению курсовому проектирования по курсу «Проектирование информационных систем» Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические указания по выполнению курсовому проектирования по курсу «Проектирование информационных систем» Курсовая работа может выполняться как индивидуально, так и в группе из 2-х человек. Работа выполняется в течение семестра во время, отведенное для самостоятельной работы студентов. Перед началом работы необходимо выбрать предметную область из следующего списка и сообщить преподавателю на первой неделе учебного семестра:
Этот список является рекомендательным и по согласованию с преподавателем может быть выбрана иная предметная область. В рамках выбранной предметной области необходимо определить параметры гипотетического (или реального) предприятия, виды услуг, выпускаемую продукцию и ее объемы, численность организации, организационную структуру, дислокацию подразделений, имеющиеся в распоряжении организации технические средства и локальные сети. Применительно к выбранной предметной области следует рассмотреть все этапы жизненного цикла разработки системы, начиная с анализа бизнес-проблем функционирования в организации при отсутствии ИС до создания приложения, обеспечивающего решение бизнес-проблем, выявленных на этапе анализа. Содержание этапов жизненного цикла детально описывается в учебном пособии «Проектированию информационных систем». В процессе выполнения курсовой работы необходимо рассмотреть следующие вопросы: 1 Выполнить предварительное описание информационной системы организационную структуру, наличие технических средств, применение компьютерных технологий в организации. Документировать представление об операциях по основным видам деятельности, документообороте, степени автоматизации. Определить проблемы бизнеса, связанные с отсутствием функций автоматизации, которые Вы предполагаете реализовать в Вашей ИС. Избегайте излишней детализации, имея в виду, что полный анализ системы не предусматривается курсовой работой и задача состоит в апробации методов и моделей, рассматриваемых в дисциплине. Кратко формулируются проблемы, возможности, директивы, которые являются основанием для разработки ИС. На этом этапе используются технологии сбора данных для выявления и анализа информации из интервью для определения масштаба проекта, уровня управленческих обязанностей и технико-экономического обоснования проекта. В результате предварительного этапа исследования формулируются проблемы, срочность разрешения эти проблем, трудоемкость и предлагаемое решение в виде ИС, решающей перечень задач. Кроме того, приводится формулировка ожидаемого решения и масштаба (т.е. перечня задач, выбранных для решения проблем). Также, в рамках предварительного этапа ожидается описание следующих позиций: ¨ Цель деятельности организации, виды деятельности и конечные продукты деятельности. ¨ Организации, связанные с рассматриваемой в цепочке производства и потребления продукции. ¨ Какие возможности для совершенствования деятельности организации и ликвидации выявленных проблем функционирования организации может предоставить информационная система. ¨ Определить тип модернизируемой или создаваемой информационной системы. ¨ Определить всех пользователей информационной системы и информацию, используемую ими для выполнения своих функций. ¨ Каким образом информационная система способствует повышению производительности и расширению видов услуг. Какие преимущества получает организация при использовании информационных систем перед своими конкурентами. 2 Выполнить этап предварительного анализа проблем Существует древнее высказывание, которое гласит: " Не пытайтесь поправить что-либо, если Вы не понимаете этого". В связи этим мудрым высказыванием, на данном этапе проекта должна быть изучена и проанализирована существующая система. Объектом исследования является существующая система бизнеса, независимо от того, используются ли в настоящее время компьютерные технологии. Стадия анализа проблемы обеспечивает команду проектировщиков более полным пониманием проблем, возможностей, и/или директив, которые инициировали проект. На самом деле, аналитик часто раскрывает новые проблемы и возможности. Стадия анализа проблемы может отвечать на вопросы, «Стоит ли заниматься проектом?» и «Стоит ли строить новую систему?» Предварительный анализ является сложным вопросом и учитывает как технологии, экономика, персонал, и преследует цель идентифицировать проблему, определить ее причины, охарактеризовать стратегию ее разрешения, в том числе:. · Определяются границы проекта · Устанавливаются участники, бюджет проекта и план проекта . · Выявление ограничений, налагаемых на решение Основная задача обследования данного этапа - оценка реального объема проекта, его целей и задач, а также получение определений сущностей и функций на высоком уровне, представляющих контекст ИС. Цель стадии анализа проблемы триединая. Прежде всего, проектная команда должна получить соответствующее понимание проблемной области бизнеса. Во-вторых, необходимо ответить, на вопрос, «Являются ли эти проблемы (возможности и директивы) заслуживающими разрешения?». Наконец, необходимо определить стоит ли разрабатывать систему. Стадия анализа проблемы обеспечивает системного аналитика и проектную команду более полным пониманием проблем, возможностей, и/или директив, которые вызвали проект. Анализ проблемы - это процесс осознания реальных проблем и потребностей пользователя и предложения решений для удовлетворения этих потребностей. Задание На этой стадии выполняется причинно-следственный анализ в организации и документируется полученные результаты в таблице «Проблемы, возможности, их причины» (проблем, цели решения и ограничения). Структура PIECES может служить полезной основой для классификации различных проблем и возможностей, выявленных на стадии предварительного анализа проблем. P потребность в улучшении производительности I потребность в улучшении информации (и данных) E потребность в улучшении экономики, управлении издержками или увеличении дохода C потребность в улучшении контроля или безопасности E потребность в улучшении эффективности людей и процессов S потребность в улучшении обслуживания клиентов, поставщиков, партнеров, служащих и т.п. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ
ИНФОРМАЦМИЯ Выходы
Входы
Хранение данных
ЭКОНОМИКА Слишком мало безопасности или управления
Хищение
Слишком много защиты или регулирования
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
ОБСЛУЖИВАНИЕ
Теперь, когда мы завершили обзор системы и приято решение о продолжении работ, попытайтесь получать более полное понимание текущей системы. В этом задании для выполнения причинно-следственного анализа используются предыдущие результаты, плюс вводная информация и пользовательские интервью. Результаты этой работы обеспечивают лучшее понимание проблем, возможностей и ограничений действующей системы. Для каждой выявленной бизнес-проблемы следует сделать формулировку в следующей структуре: Проблема {Описание проблемы} Воздействует на {указание лиц на которых оказывает влияние данная проблема} Результатом чего является {Описание воздействия данной проблемы на заинтересованных лиц и бизнес-процессы} Выигрыш от {Указания предлагаемого решения} Может состоять в следующем {Список основных предоставляемых решением преимуществ}. Полезным является оформление таблицы сформулировать «Проблемы, возможности, причины и эффекты, цели и ограничения» , которая представляет результаты предварительного анализа и имеет следующий вид:
В заключение настоящего этапа определяются:
3 Выполнить полный анализ проектируемой ИС Широко использовать моделирование для выполнения этапов жизненного цикла ИС. Моделирование процессов - техника для организации и документирования структуры и потока данных через процессы системы и/или логики, политики и процедур, которые будут применяться процессами системы. На этой стадии мы сосредоточимся на использовании и построении диаграмм потока данных (DFD) и диаграмм декомпозиции с целью моделирования процессов. Диаграммы потока данных представляют собой средства, которые изображают поток данных в системе и процессы, выполняемые системой. Диаграмма декомпозиции является средством разработки DFD, которое представляют нисходящее функциональное разложение и структуру системы. В рамках этого этапа сначала строится контекстная диаграмма, чтобы установить проектные режимы работы и границы системы. Во-вторых, выполняется диаграмма функциональной декомпозиции для разделения системы на логические подсистемы и/или функции. В-третьих, составляется список транзакций, который идентифицирует события бизнеса, на которые система должна реагировать. Затем необходимо усовершенствовать, диаграмму декомпозиции, выполненную ранее, включив процесс обработки событий. В заключении строится диаграмма потока данных системы, которая показывает полную картину системы и примитивные диаграммы потока данных для каждого процесса обработки события. Более подробно методология построения моделей представлена в пособии дисциплины и в соответствующих описаниях лабораторных работ. Задание На этом этапе необходимо сформулировать и уточнить требования и ограничения к ИС (функциональные и нефункциональные). Выполните моделирование элементов системы (IDEF0, DFD, IDEF1X). Принимается решение по следующим вопросам. ¨ Какие данные о бизнес-процессах организации собираются в информационной системе и способы их ввода. ¨ Разрабатывается концептуальная модель базы данных с использованием инструментальных средств СУБД. ¨ Разработать перечень транзакций для реализации и комментарии по формированию перечня транзакций для разработки. В процессе проектирования с использованием объектно-ориентированного подхода обязательным является разработка диаграммы вариантов использования системы и диаграммы классов системы. В качестве примера, предположим, что выявленная функциональность информационной системы определяется следующим способом: Цель создаваемой системы состоит в обеспечении централизованного хранилища информации о служащих. Сотрудники отдела кадров обеспечивают актуализацию информации о служащих и изменении их состояния. По запросам отдела кадров система производит отчеты по кадрам еженедельно, ежемесячно и ежегодно. Сотрудники отдела кадров обеспечивают изменения данных о служащих, а также получаемой заработной платы и отчислений в благотворительные фонды и на приобретение накопительных облигаций. По запросам система выдает сведения о полученной заработной плате и взносах в благотворительное общество и на приобретение накопительных облигаций для отдела кадров. Система должна вводить данные о текущем заработке служащего от базы данных «Платежная ведомость» для выполнения процедуры отчислений в благотворительное общество и на приобретение накопительных облигаций. Записи о выполненных отчислениях служащих направляются в подсистему «Формирования платежной ведомости». Наконец, внесение служащего в телефонный справочник может быть выполнено для любого служащего по запросу. Список транзакций в соответствии с описанной функциональностью может быть составлен в таблице, представленной ниже.
4 Разрабатывается проект системы ¨ Определяется состав отчетов, которые формируются в процессе ведения информации и по результатам обработки данных. ¨ Разрабатываются формы взаимодействия со всеми категориями пользователей системы 5 Реализация системы выполняется в системе программирования по согласованию с преподавателем и предполагает выполнение следующих работ: ¨ Разработать формы для управления выполнением информационной системы и ведения данных. ¨ Реализовать форму с подформой. В форме используются элементы управления с итоговыми значениями из подформы. ¨ Использовать запросы всех возможных видов (выборка по сложным критериям, перекрестный запрос, запросы действия, параметрический запрос с заполнением параметров из формы). ¨ Для форм и отчетов разработать собственные меню, включаемые при открытии формы. Выполнить разработку собственных инструментальных панелей и переключение между ними в различных режимах. ¨ Выполнить обработку информации в наборах данных (recordset). ¨ Реализовать обработчик ошибок выполнения. ¨ Привлекательный интерфейс Вашей ИС должен использовать всевозможные элементы управления (командные кнопки, переключатели, групповые переключатели и т.д.). Реализовать групповые переключатели для представления в символьном виде закодированной информации в таблице с последующей возможностью ее корректировки. Результатом выполнения курсовой работы должно быть полностью отлаженное приложение, выполненное в любой системе программирования с применением любой СУБД. Пояснительная записки к курсовой работе должна содержать следующие разделы: Титульный лист Задание Реферат Содержание Определения Введение Во введении показывается важность и преимущества применения ИС в рассматриваемой организации. Основная часть 1. Предварительный анализ системы
2. Анализ проблем и формирование требований к ИС
3. Описание интерфейса и диалога ИС
4. Архитектура программного обеспечения Заключение Список литературы Приложения Пояснительная записка оформляется в соответствии с действующими требованиями к оформлению курсовых работ и должна содержать не менее 20 страниц машинописного текста. Основная литература: 1.Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 544 с: ил. ISBN 5-279-02937-8 2. Карл И. Вингерс Разработка требований к программному обеспечению, Microsoft Press, Москва, 2004 3. А.А.Дубаков Проектирование информационных систем. Электронный конспект лекций. - Томск 2000: ТПУ 4. Г.Н. Калянов, Консалтинг при автоматизации предприятий: подходы, методы, средства 5. Дэвид А. Марка, Клемент МакГоуэн МЕТОДОЛОГИЯ СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ 6. Соммервил И. Инженерия программного обеспечения. 6-е изд.: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2002. 7. Анализ требований к автоматизированным информационным системам Автор: Ю.А. Маглинец http://www.intuit.ru/department/itmngt/analisis/ Дополнительная литература: 1. Кент Бек, Экстремальное программирование, издательство "Питер" · 2002 г. · 224 стр, ISBN: 5-94723-032-1 2. Лешек А. Мацяшек, Анализ требований и проектирование систем, Разработка информационных систем с использованием UML: Пер. С англ.- М.: Издательский дом "Вильямс", 2002 г. -432:ил. 3. Буч Г., Якобсон А., Рамбо Дж. UML. Серия «Классика CS». 2-е изд.: Пер. с англ. – СПб.: Питре, 2006. 4. Л. Константайд, Л. Локвуд, Разработка программного обеспечения. -Спб.:Питер, 2004.-592 с. ISBN 5-887782-100-0 5. Фаулер М. UML. Основы. 3-е издание. Краткое руководство по стандартному языку объектного моделирования.: Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс, 2005 Программное обеспечение и Internet -ресурсы: · Сайт с учебными курсами по различным аспектам разработки информационных систем. : http://www.intuit.ru · Учебно-методические материалы, находящие в локальной сети кафедры ОСУ. |