Реферат: «Использование информационных технологий в городской прессе»

Название: «Использование информационных технологий в городской прессе»
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по

«Основам информационных технологий»

Магистрант

кафедры периодической печати

Парукова Елена Андреевна

Руководители:

доцент Белякова Людмила Петровна

старший преподаватель

Кожич Павел Павлович

Минск – 2009 г.

Оглавление

Оглавление. 2

Список обозначений ко всей выпускной работе. 3

Реферат на тему: «Использование информационных технологий в городской прессе» 4

Введение. 4

Раздел 1. Использование информационных технологий УП «Агентство «Минск-Новости»». 5

Раздел 2. Взаимодействие журналистов и глобальной паутины. 8

Заключение. 10

Список литературы к реферату. 11

Предметный указатель. 12

Интернет ресурсы в предметной области исследования. 14

Действующий личный сайт в WWW: 16

Граф научных интересов. 17

Тестовые вопросы по ОИТ. 18

Презентация магистерской диссертации: 19

Библиографический список к выпускной работе. 20

Приложение. 21

Список обозначений ко всей выпускной работе

ИТ – информационные технологии;

СМИ – средства массовой информации;

Городская газета – газета, издаваемая и распространяемая на территории города;

Реферат на тему: «Использование информационных технологий в городской прессе»

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена особенностями геополитической ситуации в Республике Беларусь на рубеже столетий. Страна обрела уникальную возможность суверенного развития, что в информационную эпоху предполагает наличие и реализацию мощных информационных стратегий. Городская и особенно столичная пресса играет в этом процессе особую формирующую роль.

Возрождение «Минского курьера» и создание газеты на базе холдинга представляют собой весьма интересный опыт. Необходимость осмысления такого опыта стала базовой предпосылкой данного исследования.

Республика Беларусь сегодня – независимое государство в центре Европы. Наличие и эффективность функционирования информационной инфраструктуры и, прежде всего, столичной прессы является одним из показателей стиля и имиджа государства, аккумулируя в себе как национальные особенности и традиции, так и континентальный евростиль и международные стандарты. Сложность задач требует определенного философского и теоретического базиса.

Цель данного исследования – систематизация представлений о предмете и объекте исследования и выработка концептуальных выводов о тенденциях и перспективах развития данного субъекта национальной медиасферы.

Объектом исследования выступает городская пресса в системе национальных СМИ Беларуси. Предмет данной работы – использование современных информационных технологий в городской печатной периодике. Для научного понимания и сферического представления о предмете в работе широко использован международный опыт и теоретические труды специалистов в области информационных и коммуникационных технологий.

Во всех областных и некоторых районных центрах функционируют городские СМИ, но не все издания одинаково успешны. Используя опыт газеты «Минский курьер», я проведу анализ и сделаю соответствующие выводы о роли и месте информационных технологий в данном издании, а так же об их влиянии на качество работы журналистов.

Раздел 1. Использование информационных технологий УП «Агентство «Минск-Новости»»

Стоит отметить, что использование информационных технологий в городской прессе – область неисследованная, как, впрочем, и сама печатная периодика городского масштаба. Также неприятным моментом является то, что по использованию информационных технологий в прессе в целом также нет полноценных источников. Посему мне особо нечего обозревать в этой главе.

В написании своей статьи я руководствуюсь в основном эмпирическим опытом, приобретенным мной во время работы в газете «Минский курьер».

Столичная газета «Минский курьер» является частью медиахолдинга «Агентство «Минск-Новости»». Помимо газеты в состав предприятия входят радиостанция «Радио Минск» и информационная лента.

Все структуры холдинга имеют свои персональные сайты в интернете. Это довольно существенный прорыв в работе городской прессы в целом и агентства «Минск-Новости» в частности. Еще каких-то 10 лет назад наличием сайта не могли похвастаться даже издания республиканского масштаба. Теперь же мы наблюдаем «интернетизацию» подавляющего большинства средств массовой информации.

В Гомельской области, к примеру, каждое издание имеет свой сайт в интернете. Но если говорить о сайтах районных и городских газет на периферии, стоит отметить, что их работа оставляет желать лучшего. Многие из них до сих пор находятся в том же виде, в котором они появились на просторах интернета. Я говорю не только о дизайне, который не отличается оригинальностью, но и о контенте, который не изменяется и не обновляется. Это обусловлено низким уровнем информационного образования сотрудников редакций и отсутствием у них элементарных знаний по администрированию сайтов.

Еще одной важной проблемой региональных СМИ является отсутствие в штате сотрудников должности администратора сайта. В результате, поддерживать интернет-ресурс на должном уровне просто некому.

Как следствие, мы наблюдаем на просторах байнета огромное количество «мертвых» сайтов региональной прессы.

К счастью, в структурах агентства «Минск-Новости» такой проблемы нет. Контент обновляется регулярно. Информационная лента ежедневно выпускает порядка 20 новостей. Новости на сайте обновляются каждый час. К тому же содержание информационной ленты дублируется на сайте Мингорисполкома. С одной стороны, это дает потребителю информационного продукта больше возможностей оперативного получения свежей информации, потому что ознакомиться с материалами информационного агентства можно сразу на нескольких сайтах. С другой – играет свою роль в популяризации данного информационного ресурса, т. к. все материалы, дублируемые сайтом Мингорисполкома, подписаны агентством «Минск-Новости».

На сайте радиостанции «Радио Минск» посетители могут увидеть печатный вариант радиопередач и программ, а также послушать радиостанцию в режиме онлайн.

Свежий номер газеты можно почитать также, не выходя из интернета. Ежедневное обновление сайта газеты «Минский курьер» тоже не вызывает никаких претензий.

К тому же у читателей есть прекрасная возможность на собственном примере испытать действие системы Web 2.0, когда идет взаимодействие между автором и читателем посредством обратной связи. На сайте газеты есть функция отправки сообщений, комментариев к публикациям. К тому же в редакции действует то, что уже давно стало привычным явлением – редакционный электронный почтовый ящик, на который читатель может прислать свою историю, комментарий или пожелание.

Буквально пару недель назад я была свидетелем (и попутно участником) того, как из читательского электронного письма родился газетный материал.

Один из наших читателей прислал на редакционный ящик письмо, в котором выражал свое недовольство состоянием некоторых домов частного сектора столицы. Он прислал фотоснимки таких «злачных хижин», которые, как он выразился, «позорят не только само явление частного сектора в крупном городе, но и уродуют лицо столицы в целом».

Это письмо послужило информационным поводом для моего критического материала о полуразваленных, но тем не менее жилых домах. В этом материале помимо осуждения и критики нерадивых хозяев были комментарии представителей Администраций районов, на территории которых имеют место такие нелицеприятные явления.

Там же была обрисована позиция местных властей и их объяснение того, почему такие постройки все еще имеют право на жизнь в Минске.

Таким образом, читатель получил ответ на свое письмо, а управление района получило намек на то, что подобные дефекты картины их «владений» бросаются в глаза и не остаются без общественного внимания.

Правда, в работе сайта газеты не все так гладко. Здесь тоже есть кое-какие особенности. Многие газеты обновляют свой сайт и размещают на нем материалы из свежего номера еще до того, как печатный вариант издания может достигнуть получателя. Часто посетители сайта имеют возможность почитать завтрашний номер уже сегодня вечером. На сайте газеты «Минский курьер» такого не увидишь. Свежий номер газеты появляется в интернете во второй половине дня. Поэтому читателю гораздо проще купить утром в киоске печатный вариант издания, если он хочет получить свежую информацию как можно быстрее.

Вероятнее всего это связано с естественным желанием редакции популяризировать именно классический вариант газеты, печатную версию.

Конечно, есть некоторые неудобства в самой организации сайта газеты. К примеру, нет возможности узнать в каком номере газеты вышел тот или иной материал. На сайте работает поиск, но он выдает ссылки только на сами материалы, а не на конкретный номер из архива. Материалы не датируются, посему теряется след материала, он превращается лишь в один текст из множества, покоящихся в архиве.

Таким образом, можно сделать вывод, что хотя не все в работе сайта идеально, ресурс в целом неплох. А учитывая то, что его обслуживают квалифицированные специалисты, можно надеяться на то, что со временем неудобства в работе ресурса будут сокращаться, приближая его к желаемому виду.

Раздел 2. Взаимодействие журналистов и глобальной паутины

Творческие сотрудники издания в своей повседневной работе постоянно используют информационные технологии. Каждое рабочее место оснащено компьютером с доступом в сеть Интернет. Всемирная паутина довольно прочно и основательно вошла в жизнь журналистов.

Во-первых, на каждом компьютере установлен корпоративный чат, при помощи которого каждый сотрудник может связаться с любым другим сотрудником. Сложно переоценить превосходство такого типа коммуникации перед всеми другими. Даже если сотрудник куда-то отлучился, вернувшись, он увидит, что с ним хотели что-то обсудить и инициирует разговор.

Во-вторых, для поиска информации в редакции используются различные поисковые системы в сети. Например, если еще пару лет назад в поисках номера телефона той или иной организации корреспонденты звонили в справочную службу, то теперь достаточно корректно сформулировать запрос и найти контактную информацию конкретного предприятия. Сотрудники газеты «Минский курьер» активно этим пользуются.

К тому же, при помощи интернета журналисты проверяют информацию. В редакции уже стало обычной практикой вбивание имени в поисковик, чтобы проверить его правильность. Разумеется, такая проверка наиболее приемлема при работе с именами и должностями чиновников. То же самое с названиями организаций. Правильность названия теперь проверяют в интернете на официальном сайте данного учреждения или на каком-нибудь проверенном сайте, где вряд ли название организации будет указано с ошибкой.

Довольно часто при помощи электронной почты осуществляется вычитка материалов. Уже никого не удивляет предложение журналиста: «Давайте я запишу ваш e-mail и сброшу вам туда текст. А вы почитаете, подправите, если будут неточности, и перешлете мне уже готовый текст».

Лично я пользуюсь электронной почтой для вычитки материалов гораздо чаще, чем факсом.

У меня даже недавно был случай, когда я брала интервью через электронный ящик: прислала собеседнику вопросы и буквально через пару часов получила на свой почтовый ящик ответное письмо, в котором было уже почти готовое интервью. Мне оставалось только внимательно его прочитать и отредактировать.

Кстати, еще один важный момент в работе редакции – передача материалов редактору. В сетевом окружении есть доступ к любой машине агентства. Кроме того, у каждого сотрудника есть личная сетевая папка, в которой он может хранить какие-то личные файлы и исходники материалов. Плюс на сервере агентства создана папка «Газета_Процесс», в которую журналисты могут сбрасывать свои готовые к публикации материалы. Наличие такого сообщения между всеми сотрудниками редакции помогает ускорить и упростить процесс передачи текста от автора к газетной полосе. Подобные папки существуют и у радио, и у новостной ленты. Таким образом, каждый сотрудник редакции может беспрепятственно предложить свой продукт и остальным органам холдинга.

У большинства журналистов периодически публикуются авторские колонки. В них указан электронный адрес автора, на который любой желающий может отправить свое письмо. Данная услуга помогает наладить обратную связь в рамках редакции.

В качестве вывода к этому пункту хочется сказать следующее: информационные технологии, безусловно, облегчают жизнь журналистам. Они упрощают и ускоряют как творческий процесс, так и технический процесс создания газеты. Но любая техника и любая технология работает на пользу только талантливым и одаренным людям. Помочь бездарности не сможет даже самое современное оборудование и самые информационные технологии.

Заключение

Из всего описанного мной в этой статье можно заключить, что в холдинге «Агентство «Минск-Новости»» журналисты открыты информационным технологиям, а информационные технологии открыты для журналистов.

Наличие таких информационных ресурсов помогает агентству стабильно поддерживать высокий уровень качества и количества публикаций. К тому же использование в работе интернета позволяет ускорить как процесс создания и подготовки материала к публикации, так и темпы ее поступления непосредственно к потребителю.

После исследования архива газеты, изменения тиража и изучения посещаемости веб-сайта издания, сделаны соответствующие выводы о популярности данного средства массовой информации. Газета «Минский курьер» интересна и полезна не только рядовым читателям, но и представителям других СМИ.

Например, сотрудники телеканала «СТВ» регулярно черпают идеи для своих сюжетов из «Минского курьера». В рубрике «Минск и минчане» часто появляются сюжеты, основанные на публикациях газеты «Минский курьер». Иногда прослеживается даже полное заимствование материалов.

Успешность холдинга и популярность его продукции во многом обусловлены его прогрессивностью в суждениях и взглядах, а также высоким уровнем информатизации.

Список литературы к реферату

http://mk.by/

http://radiominsk.by/

http://minsknews.by/

Предметный указатель


W

Web 2.0 6, 11

И

Информационные технологии 3

М

Минский курьер 4, 5, 6, 7, 8, 12

Минск-Новости 2, 4, 5, 6, 11, 13

Г

Городская пресса 2, 4, 5, 11

С

СМИ 3


Интернет ресурсы в предметной области исследования.

http://www.zhurfak.edu.by/ - персональный сайт доцента Института журналистики БГУ Градюшко А. А.;

http://www.journ.bsu.by/ - официальный сайт Института журналистики БГУ;

http://www.mediasprut.ru/media/depress.shtml - список адресов всех немецких газет, работающих в сети Интернет;

http://www.zhurfak.edu.by/main.aspx?uid=33770 – список ссылок на региональные СМИ, работающие так же в Интернете;

http://www.bymedia.net - информационно-образовательный портал по журналистике (архив газет, фоторепортажи, сводки новостей, пресс-досье, тренинги);

http://www.baj.ru - Белорусская ассоциация журналистов (БАЖ);

http://www.pressby.net - Масс-медиа Беларуси;

http://www.journ.ru/links.shtml - Каталог ссылок на различные сайты по журналистике;

http://www.newseum.org/todaysfrontpages/ - первые полосы более 300 ведущих газет из 50 стран мира (ежедневное обновление);

http://poynteronline.org - The Poynter Institute (один из лучших зарубежных порталов по журналистике);

http://community.livejournal.com/zhurfack_bsu/ - блог журфака БГУ;

http://journ.seo.by/ - сайт для начинающих web-журналистов;

http://www.ijnet.org/ - международная журналистская сеть;

http://mk.by/ - сайт газеты «Минский курьер»;

http://radiominsk.by/ - сайт радиостанции «Радио Минск»;

http://minsknews.by/ - сайт новостной ленты агентства «Минск-Новости».

Действующий личный сайт в WWW:

http://elena-parukowa.narod.ru/

Граф научных интересов

Магистранта Паруковой Е. А. факультет журналистики

Специальность журналистика

Смежные специальности

10.01.02 – Русская литература

1. Интертекстуальность художественного творчества.

2. Типы художественного сознания и их преломление в творчестве писателей.

3. Поэтика художественных произведений.

4. Межлитературные типологические связи.

10.01.03 – литература народов стран зарубежья

1. Интерпретация художественного текста.

2. Система образов в творчестве зарубежных классиков мировой литературы.

3. Проблематика, фабула, сюжет и композиция художественного произведения.

Основная специальность

10.01.10 - Журналистика

1. Типы изданий и соответствующий им тематический жанрово-стилевой диапазон.

2. Виды СМИ, особенности их деятельности.

3. Сравнительное исследование белорусской и зарубежной журналистики.

Сопутствующие специальности

23.00.02 – Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

1. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь.

2. Средства массовой информации и коммуникации в политическом процессе в Республике Беларусь.

3. Технологии направленного воздействия на политический процесс.

4. Общественное мнение и политическое участие в Республике Беларусь.

22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы.

1. Коммуникационные процессы, место и роль средств массовой информации в современном обществе.

2. Социальная политика, ее роль в развитии социальных процессов, социальных общностей и групп в современном обществе.

3. Политические институты, их место и роль в осуществлении власти, в регулировании отношений господства и подчинения.

Тестовые вопросы по ОИТ.

<question type="close" id="326">

<text> С помощью каких тегов создаются таблицы в языке html?</text>

<answers type="request">

<answer id="1" right="1">td </answer>

<answer id="2" right="0">a</answer>

<answer id="3" right="0">body</answer>

<answer id="4" right="0">div</answer>

<answer id="5" right="0"> br </answer>

</answers>

</question>

<question type="close" id="326">

<text>Какая программа является аналогом Microsoft Office?:</text>

<answers type="request">

<answer id="1" right="0">нет верного ответа</answer>

<answer id="2" right="0">SCDW</answer>

<answer id="3" right="1">Open Office</answer>

<answer id="4" right="0">Common Office</answer>

</answers>

</question>

Презентация магистерской диссертации:

http://elena-parukowa.narod.ru/Pres.ppt

Библиографический список к выпускной работе.

Рудикова Л. В. Microsoft Word для студента. / Л. В. Рудикова. – СПб. : БХВ-Петербург, 2006. – 400 с.

Михеева, В. Microsoft. Access 2000 / В. Михеева, И.Харитонова. – СПб. : БХВ- Петербург, 2001. – 1088 c.

Уокенбах, Дж. Excel 2003 / Дж. Уокенбах. – Киев: Диалектика, 2004. – 768 c.

PowerPoint 2003/ Киев: Диалектика, 2005. – 768 c.

Днепров, А. Google. Секреты эффективного поиска и дополнительные сервисы. Популярный самоучитель. / СПб. : Издательский дом, 2007. – 160 с.

Хольцшлаг, М. Языки HTML и CSS для создания Web-сайтов. / М. Хольцшлаг; [пер. с англ. А. Климович]. — М. : Триумф, 2007. – 304 с.

Электронная справка программы Mathematica.

Электронная справка программы MS Word.

Электронная справка программы Excel.

Приложение

Слайд 1 Слайд 2

Слайд 3 Слайд 4

Слайд 5 Слайд 6

Слайд 7 Слайд 8

Слайд 9 Слайд 10

Слайд 11 Слайд 12

Слайд 13 Слайд 14

Слайд 15