Учебное пособие: Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов
Название: Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» ФГОУВПО «РГУТиС» Факультет Технологий и дизайна . (название факультета) Кафедра Материаловедение и товарная экспертиза . (название кафедры) УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе __________д.э.н., профессор Новикова Н.Г. «_____»_______________________200__г. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Дисциплина ОПД.Ф.14 Всеобщее управление качеством . (индекс, наименование дисциплины) Специальность 220501.65 Управление качеством . (код, наименование специальности) Москва 2009г. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов составлены на основании рабочей программы дисциплины ОПД.Ф.14 Всеобщее управление качеством Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Материаловедение и товарная экспертиза» (название кафедры) Протокол № ________ «____»______________200_г. Зав кафедрой Тюменев Ю.Я. Методические указания рекомендованы Научно-методической секцией _____________Факультета технологий и дизайна _________________ (название факультета) Протокол №_______ «_____» ____________________200__г. Председатель Научно-методической секции Тюменев Ю.Я. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов одобрены Научно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС» Протокол № ________ «____»_______________200_г. Ученый секретарь Научно-методического совета к.и.н., доц. Юрчикова Е.В. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов разработал:
Преподаватель кафедры «Материаловедение и товарная экспертиза» Томохова И.Н. (название кафедры) Введение
Необходимость интеграции в мировую экономическую систему закономерно выдвигает решение проблемы качества в России в число важнейших национальных проблем. Качество выходит на первое место в конкурентной борьбе. Оперативное реагирование на изменения требований рынка и создание качественного продукта (услуги), удовлетворяющего ожиданиям потребителя, возможно только в том случае, когда в этом процессе активно и осознанно участвуют все лица как со стороны потребителя, так и производителя (исполнителя услуг). Такому обеспечению качества на взаимовыгодной основе способствует «Всеобщее управление качеством» (Total Quality management – TQM). TQM – это современный подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (персонала на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха через удовлетворение требований потребителя и выгоды как членов организации, так и общества. Данный подход формировался постепенно в процессе последовательного развития принципов, концепций и методов управления качеством: от контроля за выходными характеристиками каждой единицы готовой продукции к статистическому выборочному контролю, от системного подхода с исследованием этапов жизненного цикла продукции к управлению сетью процессов организации, включая вспомогательные и процессы высшего руководства. В 80-е годы на фоне обострения конкурентной борьбы в число жизненно важных для предприятий принципов были включены давно предложенные «патриархами» качества принципы «постоянного улучшения» и «ориентации на заказчика». Постепенно все больше внимания стало уделяться взаимодействию организации с обществом, включая области социальной ответственности. Всеобщее управление качеством тесно связано с другими теоретическими и практическими областями управления качеством. При подготовке новой версии международных стандартов в области качества МС ИСО серии 9000 (2000 г.) была проведена работа по сближению идеологии стандартов и TQM. В настоящее время данные стандарты могут рассматриваться как краткое обобщенное изложение требований и рекомендаций TQM. Разработка на предприятии системы менеджмента качества и ее сертификация являются важными этапами на пути реализации подхода TQM. Другая область – статистические методы в управлении качеством – изучается во всем мире как набор инструментов Всеобщего управления качеством. При самостоятельной работе следует учитывать, что нормативная база данной области (включая стандарты, критерии и условия национальных премий качества) непрерывно совершенствуется, корректируется, желательно пользоваться наиболее «свежими» учебниками (последние 5-7 лет), обращаться к официальным ресурсам сети «Интернет».
1. Содержание самостоятельной работы студентов по темам учебной дисциплины
* Рекомендуется использовать материалы с сайта www.vniis.ru 2. Вопросы для самопроверки
Вопросы по МС ИСО 9000: 1) Сколько было версий стандартов ИСО серии 9000? 2) Что изменилось в последней версии? 3) Назовите номера основных 3х стандартов ИСО последней версии 4) Действует ли стандарт ИСО 9002? 5) Чему посвящен стандарт ИСО 9000-2000 6) Что содержится в стандарте ИСО 9001-2000? 7) Что содержится в стандарте 9004-2000? 8) Чем отличается применение стандартов ИСО 9001 и ИСО 9004? 9) Что понимается под процессным подходом? 10) Что такое процедура 11) Какие документы относятся к документации СМК? 12) Есть ли связь между идеологией TQM и стандартами ИСО серии 9000? 13) Назвать восемь принципов менеджмента качества СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Основная литература
1. Шубенкова Е.В. Тотальное управление качеством: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Экзамен», 2005. – 256 с. 2. Всеобщее управление качеством: краткий курс лекций/ составитель Томохова И.Н.
II . Дополнительная литература
3. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: уч. пособие/ С.В. Пономарев, С.В.Мищенко, В.Я. Белобрагин, В.А. Самородов, Б.И. Герасимов, А.В. Трофимов, С.А. Пахомова, О.С. Пономарева. – М.: РИА «Стандарты и качество». – 2005. 4. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – м.: Дрофа, 2004. – 720 с. В качестве методического материала в учебном процессе используются и рекомендуются к изучению статьи из изданий последних лет журналов «Стандарты и качество», «Методы менеджмента качества», «Европейское качество» (русский перевод), «Сертификация», международные и национальные стандарты, а также электронные документы отечественных и зарубежных сайтов телекоммуникационной сети «ИНТЕРНЕТ», посвященные теоретическим и практическим аспектам TQM. |