Учебное пособие: Методические указания по выполнению курсовой работы для самостоятельной работы студентов II курса, обучающихся по направлению 521500 «Менеджмент» (бакалавр)

Название: Методические указания по выполнению курсовой работы для самостоятельной работы студентов II курса, обучающихся по направлению 521500 «Менеджмент» (бакалавр)
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Методические указания по выполнению курсовой работы для самостоятельной работы студентов II курса, обучающихся по направлению 521500 «Менеджмент» (бакалавр) (первое высшее образование)

Факультет менеджмента и маркетинга Кафедра экономики предприятий и предпринимательства

Москва 2008


ББК 65.260я7


Методические указания разработали

кандидат экономических наук, доцент Т.Г. Попадюк, доцент В. П. Прасолова

Учебно-методическое издание одобрено на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ

Проректор, председатель НМС, профессор Д.М. Дайитбегов

Экономика предприятия: Методические указания по выполне­нию курсовой работы для самостоятельной работы студентов II курса, обучающихся по направлению 521500 «Менеджмент» (бакалавр) (первое высшее образование). — М.: ВЗФЭИ, 2008.

ББК 65.260я7

© Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ), 2008

Введение

В связи с переходом к рыночной экономике существенно меня­ются задачи и характер деятельности предприятий. На первый план выходит цель максимизации прибылей, увеличения рыночной сто­имости предприятий. Оценка реальных потребностей рынка и сво­их собственных возможностей, ориентация на рыночный спрос — краеугольный камень выработки стратегии предприятия и созда­ния обеспечивающих ее механизмов.

Все происходящие изменения в деятельности предприятий предъявляют специальные требования к подготовке бакалавров в области менеджмента.

Выполнение курсовой работы по дисциплине «Экономика пред­приятия» — один из важных этапов учебного процесса в системе подготовки бакалавров менеджмента.

Целью курсовой работы является закрепление и углубление знаний в области экономики предприятия, полученных на лекци­онных и практических занятиях, а также приобретение и развитие навыков самостоятельного экономического анализа, развитие умения делать обоснованные выводы и вносить предложения по повышению эффективности и конкурентоспособности предприя­тия.

1. Требования, предъявляемые

к курсовой работе

За годы проведения рыночных реформ в экономике России воз­никли и развиваются новые организационно-экономические и орга­низационно-правовые формы предприятий, формируются и совер­шенствуются отношения между государством и предприятиями, складываются новые хозяйственные связи с поставщиками сырья.

Для того чтобы работать в изменившихся условиях, нужно по­стоянно совершенствовать методы хозяйствования, непрерывно искать свое место в динамично меняющемся бизнесе. Руководите­ли предприятия на всех уровнях должны хорошо знать экономи­ку своего предприятия.

Курсовая работа должна содержать теоретический и практичес­кий материал по отдельным направлениям экономики предприя­тия. Основное требование при выполнении курсовой работы — это нацеленность на решение конкретных проблем по более эф­фективному использованию ограниченных ресурсов предприятия, умение увязать знание теоретических вопросов с практической де­ятельностью организаций.

При выполнении курсовой работы студент должен руководство­ваться учебной программой и настоящими методическими указа­ниями.

2. Написание курсовой работы

Курсовая работа является одной из основных форм самостоя­тельной работы студентов, изучающих дисциплину «Экономика предприятия» и состоит из отдельных этапов — выбора темы; со­ставления плана и календарного графика выполнения работы; изу­чения литературы и сбора информации; выполнения необходи­мых расчетов, написания и оформления работы; представления работы на рецензирование; работы над замечаниями рецензента и подготовки к защите; защиты работы.

Выбор темы курсовой работы определяется интересами студента, его практической деятельностью и возможностью подбора и исполь­зования необходимых фактических материалов по предприятию.

Курсовая работа — сложная форма проверки знаний студентов, поэтому особое внимание следует обратить на то, чтобы ее содержа­ние не носило отвлеченного характера. Курсовая работа должна базироваться на практических материалах конкретного предприятия, организации, фирмы, содержать технико-экономические показатели их деятельности за последние 2-3 года, на основе которых должен быть сделан анализ экономической деятельности предприятия. Кур­совую работу необходимо иллюстрировать таблицами, схемами, рисунками, диаграммами и другими наглядными материалами.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов и пред­ложений. Во введении обосновываются цель и задачи работы, ука­зывается предприятие (или отрасль), на примере которого выпол­няется работа. Первая глава содержит общетеоретические вопро­сы темы, показывает ее актуальность. Во второй главе приводится подробная технико-экономическая характеристика предприятия, на примере которого выполняется работа, и анализируется опыт деятельности предприятия. В третьей главе на основе рассмотре­ния проблемы выявляются резервы, формируются предложения по мобилизации этих резервов. Заключают работу конкретные выводы и предложения.

Курсовую работу рекомендуется выполнять на листа дартно-го формата А4. Объем работы 30-40 страниц. Работу можно написать от руки или набрать на компьютере и распечатать на принтере.

Раскрывать вопросы темы нужно короткими, четко сформули­рованными фразами. Названия разделов необходимо формули­ровать в соответствии с вопросами плана, разработанного сту­дентом с учетом рекомендаций данных методических указаний. Не допускаются сокращения слов, кроме общепринятых. При подборе литературы следует внимательно ознакомиться со списком, приведенным в учебнике «Экономика предприятия»; 5-ое изд. — М.: ЮНИТИ, 2008, с. 740-743.

В конце курсовой работы необходимо привести список факти­чески использованной литературы, указать дату и поставить под­пись. Предоставить курсовую работу в институт следует в уста­новленный факультетом срок. Курсовая работа, не отвечающая требованиям, содержащимся в настоящих методических указани­ях, возвращается студенту вместе с рецензией и оценкой «не до­пускается к защите». В этом случае студенту необходимо выпол­нить работу вновь, полностью учитывая все замечания препода­вателя. Повторно выполненную работу следует направить на фа­культет для проверки вместе с первой работой и рецензией на нее.

Окончательная оценка курсовой работы выставляется после ее защиты. Ниже приведены темы курсовых работ с указанием пе­речня вопросов, которые следует осветить. При необходимости изменения плана работы этот вопрос надо согласовывать с препо­давателем, читающим лекции по данной дисциплине.

3. Темы курсовых работ

1. Пути и резервы повышения эффективности производства

2. Пути совершенствования общей и производственной струк­туры предприятия

3. Основные фонды предприятия и пути улучшения их исполь­зования

4. Оборотные средства и их использование на предприятии

5. Резервы и пути экономии материальных ресурсов на пред­приятии

6. Пути повышения производительности труда на предприятии

7. Организация оплаты труда работников

8. Формирование общей стратегии предприятия на перспективу

9. Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса

10. Лизинг и его роль в обновлении основных фондов предприятия

11. Экономическая эффективность внедрения новой техники и технологии на предприятии

12. Малые предприятия и их развитие в современных условиях

13. Качество продукции и ее конкурентоспособность

14. Аутсорсинг и его роль в развитии предприятия

15. Инновационная деятельность на предприятии

16. Инвестиционная политика предприятия

17. Затраты на производство и система управления издержками

18. Цены и ценообразование на продукцию и услуги

19. Бизнес-план предприятия, методика его разработки

20.Научно-технический потенциал предприятия и эффективность его использования


4. Примерный план и содержание тем курсовых работ

Тема 1. Пути и резервы повышения эффективности производства

План

Введение.

1. Сущность экономической эффективности про­изводства и пути ее повышения на предприя­тии.

2. Технико-экономическая характеристика пред­приятия, показатели, характеризующие эффек­тивность производства.

3. Факторы и пути повышения эффективности про­изводства на предприятии.

Выводы и предложения.

В первой главе рассматривается сущность категории экономи­ческой эффективности как соотношения результатов и затрат, свя­занных с процессом производства. Определяются основные направ­ления повышения эффективности производства на предприятии: внедрение достижений научно-технического прогресса, рост ква­лификации работников, более полное использование экономичес­кого потенциала предприятия, снижение материалоемкости про­дукции и др.

Во второй главе рассчитываются и анализируются общие и час­тные показатели эффективности производства на примере конкрет­ного предприятия: выработка продукции на одного работника, фондоотдача, снижение материалоемкости продукции, эффектив­ность овеществленного труда.

В третьей главе необходимо отразить передовой опыт предпри­ятия и дать определенные рекомендации по поиску резервов по­вышения эффективности производства.

Тема 2. Пути совершенствования общей

и производственной структуры предприятия

План

Введение.

1. Понятия «общая» и «производственная» струк­тура предприятия, виды производственных структур.

2. Технико-экономическая характеристика пред­приятия, особенности его общей и производ­ственной структуры.

3. Пути совершенствования общей и производ­ственной структуры предприятия.

Выводы и предложения.

В первой главе рассматривается понятие производственная струк­тура предприятия как форма организации производственного про­цесса, показываются преимущества и недостатки предметной и тех­нологической производственных структур. Обосновываются зна­чение построения эффективной производственной структуры и прогрессивные направления в развитии структур предприятия.

Во второй главе анализируются особенности производственной структуры конкретного предприятия и ее влияние на экономичес­кие результаты деятельности организации.

В третьей главе определяются направления совершенствования производственной структуры, перспективы и тенденции ее разви­тия в связи с усилением инновационного фактора в развитии пред­приятий на современном этапе. Например, реорганизация произ­водственной структуры АО «Татнефть» базируется на следующих принципах: освобождение основного производства от несвойствен­ных ему функций, выделение вспомогательных и обслуживающих производств в структуру дочерних предприятий, максимальное сосредоточение основных финансовых потоков в едином центре, объединение специализированных подразделений по функцио­нальному признаку, создание рынка услуг (Российский экономи­ческий журнал. — 1998. — № 3).

Тема 3. Основные фонды предприятия и пути улучшения их использования

План

Введение.

1. Сущность, состав и структура основных про­изводственных фондов предприятия.

2. Технико-экономическая характеристика пред­приятия, структура его основных фондов и ди­намика ее изменения.

3. Важнейшие пути улучшения использования основных производственных фондов предпри­ятия.

Выводы и предложения.

В первой главе аргументируется положение о том, что основ­ные производственные фонды являются важнейшим экономичес­ким потенциалом страны. Их состояние предопределяет как пред­посылки подъема рыночной экономики, так и уровень конкурен­тоспособности отечественного производства.

Во второй главе на основе документации по учету основных средств на конкретном предприятии анализируется структура ос­новных фондов, ее динамика, а также рассчитываются основные показатели эффективности их использования: фондоотдача и фон­доемкость продукции.

В третьей главе формулируются основные направления улуч­шения использования основных производственных фондов на предприятии.

Тема 4. Оборотные средства и их использование на предприятии

План

Введение.

1. Оборотные средства предприятия, их состав и структура.

2. Технико-экономическая характеристика пред­приятия, структуры оборотных средств пред­приятия и факторы, ее определяющие.

3. Пути ускорения оборачиваемости и экономи­ческая эффективность улучшения использова­ния оборотных средств.

Выводы и предложения.

В первой главе рассматривается понятие оборотные средства, их состав и структура. Показывается, что увеличение производ­ственных запасов и увеличение объемов незавершенного произ­водства увеличивает потребность в оборотных средствах и наобо­рот. Обосновывается, что инфляция ведет к потере оборотных средств на предприятии.

Во второй главе анализируется и обосновывается структура обо­ротных средств, сложившаяся на конкретном предприятии. Рассчи­тываются показатели, характеризующие эффективность использо­вания оборотных средств: коэффициент оборачиваемости, коэффи­циент загрузки и продолжительность одного оборота в днях.

В третьей главе определяются направления увеличения скорос­ти оборота оборотных средств и подсчитывается эффект в виде аб­солютного и относительного высвобождения оборотных средств.

Тема 5. Резервы и пути экономии материальных ресурсов на предприятии

План

Введение.

1. Значение рационального использования мате­риальных ресурсов на предприятии и класси­фикация резервов их экономии.

2. Технико-экономическая характеристика пред­приятия и показатели использования материаль­ных ресурсов, применяемых на предприятии.

3. Основные направления экономии материаль­ных ресурсов на предприятии.

Выводы и предложения.

В первой главе показывается, что эффективность использования оборотных фондов, исходя из их структуры, прежде всего связана с эффективным использованием природных ресурсов. Это своего рода императив современному развитию. Если современные тем­пы потребления материальных ресурсов (запасы нефти, газа, цвет­ных металлов ограничены) сохранятся, то уже к 2050 г. ресурсов будет явно не хватать.

Во второй главе на конкретных материалах предприятия следу­ет определить коэффициент использования сырья или топлива и величину отходов (потерь) до и после внедрения конкретного ме­роприятия, а также влияние достигнутой экономии на себестои­мость продукции.

В третьей главе необходимо обратить внимание на то, что стре­мительному истощению сырьевых и энергетических ресурсов Зем­ли вполне естественно противопоставить новые принципы их ис­пользования: уменьшение в два раза удельного потребления при­родных ресурсов с удвоением отдачи от их применения.

Тема 6. Пути повышения производительности труда на предприятии

План

Введение.

1. Понятие и значение повышения производитель­ности труда в условиях рыночной экономики.

2. Технико-экономическая характеристика пред­приятия, динамика и темпы роста производи­тельности труда на предприятии за последние 2-3 года.

3. Резервы и пути повышения производительнос­ти труда на предприятии.

Выводы и предложения.

В первой главе раскрывается определяющая роль производи­тельности труда в повышении эффективности и конкурентоспособ­ности предприятия. Показываются факторы роста производитель­ности труда: научно-технический прогресс, рост квалификации работников, улучшение организации и условий труда и т.д. Обо­сновываются причины низкой производительности труда в про­мышленности России.

Во второй главе анализируются динамика и темпы роста про­изводительности труда на предприятии за последние 2-3 года и выявляются факторы, ее определяющие. Важно указать влияние роста производительности труда на объем производства, себесто­имость продукции, величину прибыли предприятия.

В третьей главе определяются резервы предприятия по повыше­нию производительности труда.

Тема 7. Организация оплаты труда работников

План

Введение.

1. Принципиальные положения, формы и систе­мы оплаты труда.

2. Технико-экономическая характеристика пред­приятия и особенности применения различных форм и систем оплаты труда на предприятии.

3. Мотивация труда в условиях рыночной эконо­мики и зарубежный опыт оплаты труда.

Выводы и предложения.

В первой главе необходимо показать, что в условиях рынка в вопросах организации и оплаты труда появляется много принци­пиально иных положений по сравнению с административно-ко­мандной системой хозяйствования. Вопросы организации труда ограничены только рамочными условиями государственного за­конодательства и становятся полностью личным делом хозяйству­ющих субъектов.

Оплата труда работников в значительной степени определяется количеством и качеством затраченного труда, однако, на нее воз­действуют и чисто рыночные факторы: спрос и предложение тру­да, сложившаяся конкретная конъюнктура, территориальные ас­пекты, законодательные нормы.

Во второй главе следует проанализировать возникающие на конкретном предприятии трудности в меняющихся подходах в распределении по труду, когда за основу оплаты берутся не за­траты, а результаты труда и эти вопросы решает непосредственно хозяйствующий субъект — предприятие.

На конкретных материалах предприятия рассчитывается влия­ние изменения форм и систем оплаты труда на величину объема производства, себестоимости и прибыли.

В третьей главе формулируются предложения по повышению степени заинтересованности работников в результатах своей дея­тельности.

Тема 8. Формирование общей стратегии предприятия на перспективу

План

Введение.

1. Понятие и элементы общей стратегии органи­зации.

2. Технико-экономическая характеристика пред­приятия, факторный анализ прибыли.

3. Направления увеличения прибыли предприя­тия.

Выводы и предложения.

В первой главе раскрывается понятие общей стратегии органи­зации, которая охватывает всю организацию в целом и определя­ет основные направления ее деятельности. В центре стратегии на­ходятся задачи, формируемые с учетом потребностей клиента.

Во второй главе анализируется стратегия развития конкретного предприятия, обосновывается регулирующая роль цены и каче­ства продукции в деятельности этого предприятия.

В третьей главе на основе факторного анализа прибыли опреде­ляются пути ее увеличения на предприятии в условиях усиливаю­щейся конкуренции.

Тема 9. Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса

План

Введение.

1. Франчайзинг: субъекты, условия заключения.

2. Технико-экономическая характеристика пред­приятия, анализ преимуществ и недостатков использования франчайзинга.

3. Перспективы использования франчайзинга в России.

Выводы и предложения.

В первой главе раскрывается содержание франчайзинга как фор­мы взаимодействия малого и крупного бизнеса, обобщается оте­чественный и зарубежный опыт использования договора.

Во второй главе анализируется и оценивается финансово-эко­номическое состояние предприятия, работающего в рамках дого­вора франчайзинга, выявляются существующие недостатки и про­рабатываются мероприятия по их устранению.

В третьей главе обосновываются перспективы развития фран­чайзинга при условии принятия в России закона о франчайзинге.

Тема 10. Лизинг и его роль в обновлении основных фондов предприятия

План

Введение.

1. Содержание лизинга и его роль в инвестици­онной деятельности организации.

2. Технико-экономическая характеристика пред­приятия и анализ использования лизинга на предприятии.

3. Обоснование экономической эффективности применения лизинговой формы инвестирова­ния на предприятии.

Выводы и предложения.

В первой главе рассматривается содержание лизинга как формы инвестиций в основные фонды. Лизинг, или аренда дорогостоя­щего оборудования, является новым для отечественной экономи­ки методом финансирования вложений в основные фонды. Лизинг дает возможность приобретать новую технику, другое имущество, на покупку которого у предприятия в данный момент недостаточ­но средств.

Во второй главе анализируются экономические результаты при­обретения основных фондов в лизинг.

В третьей главе осуществляется расчет экономической эффектив­ности лизинговой сделки и определяются перспективы дальней­шего лизингового финансирования.

Тема 11. Экономическая эффективность внедрения новой техники и технологии на предприятии

План

Введение.

1. Значение и основные направления внедрения новой техники и технологии на предприятии.

2. Технико-экономическая характеристика пред­приятия и уровень развития на нем новой тех­ники и технологии.

3. Экономическая эффективность мероприятий по внедрению новой техники и технологии.

Выводы и предложения.

В первой главе раскрывается значение модернизации производ­ства для российской промышленности на современном этапе, ког­да перед страной стоит проблема повышения конкурентоспособ­ности продукции и услуг предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Обосновывается необходимость внедрения новой техни­ки и технологии, определяются наиболее эффективные пути реше­ния этой задачи.

Во второй главе анализируется технико-технологический уро­вень конкретного предприятия и принимается решение по приоб­ретению нового оборудования и технологий, осуществляется вы­бор между импортными и отечественными закупками.

В третьей главе оценивается влияние мероприятий по внедре­нию новой техники и технологии на экономические результаты деятельности предприятия.

Тема 12. Малые предприятия и их развитие в современных условиях

План

Введение.

1. Сущность малых предприятий и их место в эко­номике России.

2. Технико-экономическая характеристика мало­го предприятия, особенности его создания и функционирования.

3. Преимущества и проблемы малого предприя­тия, пути решения проблем.

Выводы и предложения.

В первой главе показывается, что малые предприятия представ­ляют достаточно эффективный способ ведения бизнеса в различ­ных организационно-правовых формах с высокой степенью лич­ной заинтересованности в успехе.

На сегодняшний день в России произошло осознание того, что малый бизнес не просто заполняет ниши, невыгодные для круп­ного капитала, а представляет самостоятельный перспективный сек­тор экономики.

Во второй главе анализируется экономическая деятельность кон­кретного малого предприятия, отражается динамика продаж, до­ходов за несколько лет.

В третьей главе на конкретных материалах малого предприятия следует показать преимущества малого предпринимательства, раскрыть проблемы и пути их решения.

Тема 13. Качество продукции и ее конкурентоспособность

План

Введение.

1. Понятия и показатели качества продукции. Зна­чение качества для обеспечения конкурентоспо­собности.

2. Технико-экономическая характеристика пред­приятия, мероприятия по повышению качества продукции, проводимые на предприятии.

3. Экономическая эффективность мероприятий по повышению качества продукции и ее конкурен­тоспособности.

Выводы и предложения.

В первой главе показывается, что в условиях, когда остро стоят проблемы конкурентоспособности российских предприятий, про­блемы управления качеством как важнейшим фактором конкурен­тоспособности приобретают особую актуальность. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического про­гресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Во второй главе анализируются уровень качества на конкрет­ном предприятии и мероприятия по повышению качества продук­ции и ее конкурентоспособности.

В третьей главе следует рассчитать эффективность мероприятий по повышению качества продукции.

Тема 14. Аутсорсинг и его роль в развитии предприятия

План

Введение.

1. Необходимость и возможность использования аутсорсинга на предприятии.

2. Технико-экономическая характеристика предпри­ятия, обоснование необходимости аутсорсинга.

3. Повышение эффективности системы аутсорсинга. Выводы и предложения.

В первой главе рассматриваются основы и организационные формы аутсорсинга (передача, как правило, не основных видов деятельности предприятия сторонним организациям), анализиру­ется опыт использования этой формы в зарубежной и российской практике. Раскрывается методологический инструмент формиро­вания цепочки создания стоимости: проектирование цепочки цен­ностей и определение того, что можно выделить на аутсорсинг.

Во второй главе анализируется финансово-экономическая дея­тельность конкретного предприятия и ее результаты, обосновыва­ется необходимость и возможность использования аутсорсинга на конкретном предприятии.

В третьей главе по результатам использования аутсорсинга в организации определяются направления повышения эффективно­сти организации аутсорсинга — снижение риска потери контроля над всей цепочкой создания стоимости на предприятии.

Тема 15. Инновационная деятельность на предприятии

План

Введение.

1. Сущность инновационного предприниматель­ства. Классификация инноваций, характеристи­ка их организационных форм.

2. Технико-экономическая характеристика пред­приятия, инновационные проекты, осуществля­емые на предприятии.

3. Измерение и оценка инновационных проектов.
Выводы и предложения.

В первой главе дается определение инновационной деятельнос­ти, ее этапы (на первом этапе — создание новшества, на втором — его коммерциализация) и движущие силы. Раскрываются особен­ности этого вида деятельности: длительность, повышенный риск, неприменимость четкого целеполагания и др. Приводится класси­фикация инноваций по оазличным критериям.

Во второй главе описывается и анализируется конкретный ин­новационный проект, подходы к управлению инновационным проектом.

В третьей главе оценивается экономическая эффективность ин­новационного проекта при помощи метода дисконтирования (рас­считываются чистый дисконтированный доход, норма доходнос­ти, индекс доходности и срок окупаемости капитальных вложе­ний в проект).

Тема 16. Инвестиционная политика предприятия

План

Введение.

1. Сущность инвестиций и основные характерис­тики инвестиционного процесса.

2. Технико-экономическая характеристика пред­приятия и инвестиционные процессы на пред­приятии.

3. Экономическая эффективность осуществления инвестиционных проектов на предприятии.

Выводы и предложения.

В первой главе раскрывается понятие инвестиций, приводится их классификация и значение инвестиций для развития предприя­тия. Обосновывается положение о том, что активизация иннова­ционной активности предприятия — одна из приоритетных задач национального хозяйства.

Во второй главе анализируются инвестиционные процессы на конкретном предприятии, выявляются причины, сдерживающие инновационную активность промышленного предприятия. Обо­сновываются стратегические цели инвестирования предприятия и определяются приоритеты инвестиционной политики.

В третьей главе рассчитывается экономическая эффективность осуществления конкретного инвестиционного проекта на основе метода дисконтирования (чистый дисконтированный доход, нор­ма доходности, индекс доходности и срок окупаемости капиталь­ных вложений).

Тема 17. Затраты на производство и система управления издержками

План

Введение.

1. Понятия «издержки производства». Классифи­кация затрат на производство продукции.

2. Технико-экономическая характеристика пред­приятия. Система управления издержками про­изводства на предприятии.

3. Основные направления снижения затрат на про­изводство продукции.

Выводы и предложения.

В первой главе раскрывается понятие издержек производства на предприятии как синтетического показателя результатов его дея­тельности. Чем ниже величина издержек на предприятии, тем боль­ше прибыль. Для увеличения прибыли предприятия вынуждены постоянно изыскивать возможности снижения издержек на произ­водство продукции. Снижение издержек — это экономия живого и овеществленного труда, что является важнейшим фактором по­вышения эффективности производства, роста накоплений.

Во второй главе на конкретных материалах предприятия необ­ходимо выполнить расчеты и показать влияние важнейших фак­торов на снижение издержек производства.

В третьей главе проведенные расчеты и основанный на них ана­лиз можно использовать в процессе принятия решений в области управления издержками на этом предприятии.

Тема 18. Цены и ценообразование на продукцию и услуги

План

Введение.

1. Понятие цены, роль цены в предприниматель­ской деятельности.

2. Технико-экономическая характеристика пред­приятия, классификация цен на его товары и 3. Оценка влияния различных факторов на цены

на продукцию и услуги предприятия. Выводы и предложения.

В первой главе рассматривается понятие цены как ключевого элемента рыночной экономики, поскольку каждый предпринима­тель, устанавливая цену на свой товар, использует ее в качестве решающего средства для достижения поставленных целей.

Во второй главе анализируются ценообразующие факторы на предприятии и осуществляется оценка издержек производства.

В третьей главе разрабатываются предложения по усовершен­ствованию ценовой политики конкретного предприятия.

Тема 19. Бизнес-план предприятия, методика его разработки

План

Введение.

1. Методологические основы планирования на предприятии. Место бизнес-плана в развитии предприятия.

2. Технико-экономическая характеристика пред­приятия. Содержание предпринимательского бизнес-плана.

3. Анализ бизнес-плана предприятия и конкрет­ные расчеты.

Выводы и предложения.

В первой главе показывается, что разработка бизнес-плана яв­ляется основным инструментом в управлении деятельностью пред­приятия и нормой для любой предпринимательской деятельнос­ти. Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время необ­ходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соот­ветствии с потребностями рынка.

Во второй главе характеризуются основные аспекты коммер­ческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения на основе разра­ботки бизнес-плана.

В третьей главе следует выполнить конкретные расчеты, на ос­нове которых принять решение о целесообразности намечаемых в бизнес-плане мероприятий.

Тема 20. Научно-технический потенциал предприятия и эффективность его использования

План

Введение.

1. Понятие научно-технического потенциала пред­приятия.

2. Технико-экономическая характеристика пред­приятия. Анализ состояния научно-техническо­го потенциала.

3. Направления повышения эффективности ис­пользования и развития научно-технического потенциала предприятия.

Выводы и предложения.

В первой главе раскрывается понятие научно-технического по­тенциала предприятия, к которому относятся: высококвалифици­рованный персонал организации, достигнутый технологический и организационный уровень основных продуктовых линий пред­приятия, нематериальные активы.

Во второй главе проводится анализ состояния и динамики на­учно-технического потенциала на примере конкретного предпри­ятия, выявляются факторы, способствующие его развитию.

В третьей главе намечаются направления по повышению эффек­тивности использования научно-технического потенциала орга­низации.

Литература

Основная

1. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.^НИТИ-ДАНА, 2008. — 767 с.

2. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 735 с.

3. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 495 с.

4. Инновационный менеджмент и экономика организаций (предприятий): Практикум / Под ред. д.э.н. Б.Н. Чернышева, к.э.н. Т.Г. Попадюк. — М.: ИНФРА-М; Вузовский учебник, 2007. — 240 с.

Дополнительная

1. Сливотски А. Что будет с вашим бизнесом послезавтра? / Пер. с англ. А.А. Шапошниковой. — М.: Манн, Иванов и Фербер 2006 — 432 с.

2. Тарануха Ю.В. Конкурентные стратегии (в структурно-логи­ческих схемах): Учебно-методическое пособие. — М.: Изд-во «Дело и сервис», 2008. — 272 с.


3.


4. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспо­собность: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 271 с.

5. Юданов А.Ю. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач. — М.: ИНТРАСТ; КноРус, 2007. — 464 с.

Яковлев А.А. Агенты модернизации. — М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. — 426 с.


Содержание


Введение


3



1. Требования, предъявляемые
к курсовой работе


4



2. Написание курсовой работы


4



3. Темы курсовых работ


6



4. Примерный план и содержание тем курсовых работ


7



Литература


23



Экономика предприятия. Методические указания по выполне­нию курсовой работы для самостоятельной работы студентов II курса, обучающихся по направлению 521500 «Менеджмент» (бакалавр) (первое высшее образование). — М.: ВЗФЭИ, 2008.

Редактор Е.Б. Егорова Корректор Н.А. Буренок Компьютерная верстка Т.В. Иванниковой

ЛР ИД № 00009 от 25.08.99 г.

Подписано в печать 17.03.08. Формат 60х90'/к,. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Усл.-печ. л. 1,75. Издательский номер 1/109-08. Тираж 50 экз. Заказ № 882.

Редакционно-издательский отдел Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ) Олеко Дундича, 23, Москва, Г-96, ГСП-5, 123995


Для заметок