Учебное пособие: Методические указания для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов екатеринбург

Название: Методические указания для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов екатеринбург
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Приняты Ученым советом ФГОУ ВПО

«Уральская академия государственной службы»

01 декабря 2009 г. Протокол № 6

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Екатеринбург

2009

Методические указания для преподавателей
по организации самостоятельной работы студентов

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск необходимых учебных материалов.

Ориентация учебного процесса на само­развивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без предостав­ления студентам права выбора путей и способов обучения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкрет­ной ситуации.

Достижение этой цели невозможно без повышения роли самостоятель­ной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы , за стимули­рование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Сущность самостоятельной работы студентов как специфической пе­дагогической конструкции определяется особенностями поставленных в ней учебно-познавательных задач. Следовательно, самостоятельная работа - это не просто самостоятельная деятельность учащихся по усвоению учебного ма­териала, а особая система условий обучения , организуемых препода­ вателем.

1. Функции, задачи и виды самостоятельной работы студентов

Необходимость организации со студентами разнообразной самостоя­тельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоре­чие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций , к которым относятся:

Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобще­ние к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуаль­ных способностей студентов);

Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);

Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);

Воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);

Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).

В основе самостоятельной работы студентов лежат следующие принципы : развития творческой деятельности, целевого плани­рования, личностно-деятельностного подхода.

Задачи самостоятельной работы студентов :

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • углубление и расширение теоретических знаний;
  • формирование умения использовать справочную литературу;
  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организо­ванности;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к са­моразвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений.

В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная .

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по за­ данию преподавателя , но без его непосредственного участия.

Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы , как:

· индивидуальные занятия (домашние занятия):

- изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);

- изучение рекомендуемых литературных источников;

- конспектирование источников;

- выполнение контрольных работ;

- работа со словарями и справочниками;

- использование аудио- и видеозаписи;

- работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;

- составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии;

- составление схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала;

- выполнение тестовых заданий;

- решение задач

- подготовка презентаций

- ответы на контрольные вопросы;

- аннотирование, реферирование, рецензирование текста;

- написание эссе, тезисов, докладов;

- составление глоссария, кроссворда по конкрет­ной теме;

- работа с компьютерными программами;

- подготовка к экзамену;

· групповая самостоятельная работа студентов:

- подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры);

- анализ деловых ситуаций (мини-кейсов) и др.

- участие в Интернет - конференциях

· получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины;

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рабочей учебной программой и технологической картой дисциплины. Распределение объема времени на внеауди­торную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентиру­ ется расписанием.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содер­жание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный харак­тер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, инди­видуальные особенности студента.

2. Планирование и организация самостоятельной работы студента

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их сис­тематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, получить навыки повы­шения профессионального уровня.

Задачи преподавателя по планированию и организации самостоятельной работы студента:

1. Составление плана самостоятельной работы студента по дисцип­лине.

2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.

3. Обучение студентов методам самостоятельной работы

4. Организация консультаций по выполнению заданий (устный инст­руктаж, письменная инструкция).

5. Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной ра­боты студента.

Студент должен знать:

· Какие разделы и темы дисциплины предназначены для самостоятельного изучения (полностью или частично);

· какие формы самостоятельной работы будут использованы в соответствии с рабочей программой и технологической картой дисциплины;

· какая форма контроля и в какие сроки предусмотрена.

Методическими материалами, направляющими самостоятельную ра­боту студентов являются:

· рабочая учебная программа дисциплины;

· учебно-методический комплекс по дисциплине (практикумы, методические рекомендации по изучению отдельных разделов дисциплины, примеры выполнения домашних заданий, оформления рабочих тетрадей, использования электронных информационных ресурсов);

· методические указания по выполнению контрольных работ;

· методические указания для студентов по организации самостоятельной работы.

Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы являются обязательной частью учебно-методического комплекса. Цель методических указаний - обратить внимание студента на главное, су­щественное в изучаемой дисциплине, научить связывать теоретические положения с практи­кой, научить конкретным методам и приемам выполнения различных учебных заданий (решение задач, написание тезисов, подготовка презентаций и т.д.).

Примерная структура методических указаний для студентов :

1. Введение, в котором изложены цели и задачи самостоятельной работы применительно к конкретной дисциплине.

2. Список тем курса, предназначенных для самостоятельного изучения; рекомендации по изучению этих тем с указанием форм и сроков контроля.

3. Методы и приемы выполнения отдельных видов учебных заданий.

4. Примеры решений задач, упражнений и др.

5. Критерии оценки отдельных видов учебных заданий.

6. Методика подготовки к экзамену (зачету) в устной форме или в форме итоговой письменной работы.