Учебное пособие: Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов
Название: Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» ФГОУВПО «РГУТиС» Факультет Экономический Кафедра «Корпоративное управление и электронный бизнес» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе, д.э.н., профессор _____________________________Новикова Н.Г. «____»______________________________20___г. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Дисциплина «Диагностика кризисного состояния» Специальность 080503 «Антикризисное управление» Москва 2010г.
Методические указания составлены на основании рабочей программы дисциплины «Управления рисками и кризисами предприятия» Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Корпоративное управление и электронный бизнес» Протокол № _ « __ » ______ 20__г. Зав кафедрой д.т.н., проф. Потемкин А.И. Методические указания одобрены Научно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС» Протокол №_____ «_____»______________________20___г. Ученый секретарь Научно-методического совета к.и.н., доцент Юрчикова Е.В. Методические указания разработал:
Преподаватель кафедры «Корпоративное управление и электронный бизнес» д.э.н., профессор Атаров Н.З. 1.Общие положения по самостоятельной работе студентов (СРС) Самостоятельная работа студентов является одной из ведущих форм обучения студентов. Она предполагает углубление познания и закрепление учебного материала изучаемой дисциплины. На самостоятельное изучение выносятся дополнительные темы, расширяющие познания основных плановых лекционных тем курса антикризисного управления. Результаты изученного материала находят отражение в ответах на семинарских занятиях, в период аттестации и зачетов. Самостоятельная работа выполняется студентами очного и заочного отделения. Ее выполнение предполагает знание студентами основного лекционного материала учебного курса по дисциплине «Диагностика кризисного состояния». Поэтому в начале методических указаний изложено плановое содержание дисциплины, предусмотренное рабочей программой, а после приведен список вопросов для самостоятельного изучения. Одной из целевых задач процесса подготовки экономистов-менеджеров по специальности «Антикризисное управление» является развитие навыков у студента самостоятельной работы с нормативными правовыми актами отчетной, статистической и плановой документации, методическими материалами, учебной и научной литературой. Решение этой задачи требует систематического творческого участия студента в учебном процессе. Самостоятельная работа по дисциплине «Диагностика кризисного состояния» реализуется: 1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях, практических занятиях, при выполнении контрольных работ. 2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д. 3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач, при подготовке к студенческим конференциям, в процессе участия в научно-исследовательских работах. При изучении дисциплины «Диагностика кризисного состояния» организация СРС предполагает единство трех взаимосвязанных форм: 1. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя; 2. Внеаудиторная самостоятельная работа; 3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа. Виды внеаудиторной СРС разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков; выполнение контрольных заданий и других письменных работ на заданные темы. Студент имеет право выбора темы и возможность получать консультации у преподавателей смежных дисциплин. При этом особое внимание должно быть уделено: подбору и изучению литературных источников; разработке и составлению различных схем; проведению аналитических расчетов и решению конкретных задач. Индивидуальное задание, направленное на развитие у студентов самостоятельности, инициативы и творчества, может быть выдано как отдельному студенту, так и части студентов группы. Формой индивидуального задания могут быть: выполнение курсовых проектов и работ, подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др. При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории преподаватель контролирует усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме деловой игры, сценарного решения проблемных вопросов и т.д. На практических занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе. Практические занятия преподаватель строит следующим образом: 1. Вводное слово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены); 2. Беглый опрос по основным вопросам тематического занятия; 3. Решение 1-2 типовых задач у доски, либо представление и обсуждение рефератов, докладов по заданным темам; 4. Самостоятельное решение задач; 5. Разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего) либо обсуждение проблем рассмотренной тематики. Так как учебная дисциплина «Диагностика кризисного состояния» изучается на старших курсах, то из различных форм СРС для практических занятий наилучшим образом подходит решение ситуационных задач, разбор тестовых заданий, связанных с уточнением экономической сущности кризиса и риска, системы показателей и критериев их оценки, выработки стратегических и тактических мероприятий антикризисного управления. Возможно применение деловых игр, тематика которых может быть связана с конкретными направлениями предупреждения кризисов и финансового оздоровления предприятия, включая задачи сценарного анализа актуальных вопросов антикризисного регулирования. Цель деловой игры – дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения в сценарных условиях проработки проблем. При проведении практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания. В ходе самостоятельной работы студент может: освоить дополнительный теоретический материал по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т.д.); закрепить знание теоретического материала, используя необходимый инструментарий практическим путем, (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки); применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки управленческого решения, (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т.д.). Используемые формы контроля: Тестирование; Проверка контрольных работ, задач (с целью экономии времени преподавателя на проверку студенту может быть рекомендовано заполнить матрицу с ответами); Доклад по самостоятельно изученной теме (возможен коллективный); Веерный экспресс-опрос; Отчет по результатам выполненного проекта (индивидуального или группового). В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы : · аудиторная – выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. · внеаудиторная – выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплине отражен в рабочей программе и составляет:
С учетом целей и задач учебной дисциплины «Диагностика кризисного состояния», обозначенных в рабочей программе по предмету, можно предусмотреть следующие элементы СРС:
Виды и формы организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Диагностика кризисного состояния»
2. Тематическое содержание дисциплины «Диагностика кризисного состояния».
4. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу студента по учебной дисциплине.
1. Диагностика кризисного состояния – основа антикризисного управления предприятием. 2. Диагностика внешней и внутренней среды предприятия в антикризисном управлении. 3. Методы диагностики кризисного предприятия. 4. Система финансовых показателей в диагностике кризисного состояния предприятия. 5. Многофакторные модели диагностики вероятности банкротства предприятия. 6. Диагностика производственного и экономического потенциалов кризисного предприятия. 7. Методы, система показателей и критерии диагностики инвестиционной привлекательности предприятия. 8. Комплексная диагностика резервов производства и повышение финансового состояния кризисного предприятия. 4. Задания по вопросам, выносимые на самостоятельную работу студента. 4.1. Диагностика кризисного состояния – основа антикризисного управления предприятием.
Изучить: · содержание диагностики неплатежеспособности предприятия; · диагностика фиктивного и преднамеренного банкротства; · основные направления диагностики кризисного состояния предприятия. Проанализировать: · возможности методов горизонтального и вертикального анализа бухгалтерской отчетности предприятия для оценки ухудшения его финансового состояния. Рекомендуемая литература: 1. Антикризисное управление: Учебник/под ред.проф. Э.М.Короткова. – М: ИНФРА-М, 2007, с.113-129. 2. Антикризисное управление: Учебник/ Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский. – М: Омега-Л, 2007, с.96-119. 3. Потемкин А.И., Потемкин П.И., Новикова Н.Г. Антикризисное управление неплатежеспособным предприятием (экономико-правовые основы): Учебник. – Новосибирск: Издательство СО РАН, 2004, с.52-53. 4.Дорофеев В.Д., Левин Д.И. и др. Антикризисное управление: Учебное пособие.-Пенза, изд. Пензенского Института Экономического развития и антикризисного управления, 2006, 207с. (Акт УИОТ от 08.05.2007, №2207, ист.: http://window. Edu. Ru./Window-catalog/files/r 36894/stup 120.pdf.) 4.2. Диагностика внешней и внутренней среды предприятия в антикризисном управлении. 4.3. Методы диагностики кризисного предприятия. 4.4. Система финансовых показателей в диагностике кризисного состояния предприятия. 4.5. Многофакторные модели диагностики вероятности банкротства предприятия. 4.6. Диагностика производственного и экономического потенциалов кризисного предприятия. 4.7. Методы, система показателей и критерии диагностики инвестиционной привлекательности предприятия. 4.8. Комплексная диагностика резервов производства и повышение финансового состояния кризисного предприятия. 5.Перечень контрольных вопросов по дисциплине 1. Основное содержание, предметы и объекты диагностики кризисного состояния организации. 2. Основные направления диагностики кризисного состояния организации. 3. Финансовый анализ - важнейший инструментарий диагностики кризисного состояния. 4. Экспертные и аналитические методы диагностики кризисного состояния. 5. Роль методов горизонтального и вертикального анализа бухгалтерской отчётности для выявления динамики кризисного состояния. 6. Основное содержание, алгоритм расчёта и возможности для диагностики кризисного состояния организации коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами. 7. Основное содержание, алгоритм расчёта и возможности для диагностики кризисного состояния организации коэффициентов утраты платежеспособности и восстановления платёжеспособности. 8. Использование многофакторных моделей для диагностики кризисного состояния. 9. Модель Э.Альтмана для диагностики вероятности банкротства организации. 10. Определение вероятности наступление кризисов по пятифакторной модели У.Бивера. 11. Что собой характеризует коэффициент Бивера? 12. Основное содержание финансового леверджа. Что собой характеризует показатель «уровень финансового леверджа? Условия оценки кризисного состояния с его помощью. 13. Основные критерии оценки неплатежеспособности организации и утраты платежеспособности. 14. Основные направления углубленной диагностики неплатежеспособности организации по бухгалтерской отчетности. 15. В чем специфика и важность диагностики оборотного капитала с позиции кризисного состояния организации? 16. Диагностика обеспеченности собственными средствами общей величины оборотных активов. 17. Система показателей оборачиваемости оборотных активов и их использование для диагностики кризисного состояния. 18. Что собой характеризует коэффициент оборачиваемости оборотных средств? Его роль в диагностике кризисного состояния организации. 19. Анализ общей величины и структуры основного капитала в диагностике кризисного состояния организации. 20. Система показателей оценки эффективности использования производственной мощности и основных средств организации в диагностике кризисного состояния. 21. Основные направления анализа основного капитала в диагностике кризисного состояния. 22. Сущность и роль воспроизводства основного и оборотного капитала кризисного предприятия. 23. Основной источник воспроизводства основных фондов кризисной организации. 24. Роль инвестиций для воспроизводства основных и оборотных фондов. Оценка средневзвешенной цены финансовых источников инвестиций. 25. Человеческий капитал. Особенности диагностики его воспроизводства. 26. Методы и показатели оценки стоимости человеческого капитала. 27. Расчет динамики показателей эффективности, использования человеческого капитала организации по бухгалтерской отчетности. 28. Экономический потенциал организации, его сущность и условие некризисного развития. 29. Формализованное и графическое представление эффективности использования экономического потенциала организации. 30. Комплексная оценка резервов производства. Основные направления анализа резервов и факторы их определяющие. 31. Важнейшие факторы экстенсивного развития производства, ухудшающие кризисное состояние организации. 32. Важнейшие факторы интенсивного развития производства, способствующие выходу из кризиса организации. 33. Комплексная диагностика резервов выхода организации из кризиса. 34. Графическое представление резервов и дополнительной потребности в ресурсах производства при интенсивном и экстенсивном пути развития. 35. Основные направления анализа финансового состояния организации по методике ФСФО РФ. 36. Характеристики, порядок расчета и анализа показателей: степень платежеспособности общая; коэффициент задолженности по кредитам банков и займам и коэффициент внутреннего долга. 37. Характеристика, порядок расчета и анализа показателей: степень платежеспособности по текущим обязательствам и коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами. 38. Собственный капитал в обороте. Расчет и анализ коэффициентов обеспеченности собственными средствами, автономии и обеспеченности оборотными средствами. 39. Характеристика, расчет и анализ показателей, рентабельности оборотного капитала и продаж. 40. Характеристика, расчет и анализ показателя: эффективность внеобортного капитала и коэффициент инвестиционной активности. 41. Значение финансовых коэффициентов для диагностики кризисного состояния. 5. Список литературы 5.1. Основная литература: 1. Антикризисное управление: Учебник/под ред.проф. Э.М.Короткова. – М: ИНФРА-М, 2007-620с. 2. Антикризисное управление: Учебник/ Е.П. Жарковская, Б.Е. Бродский. – М: Омега-Л, 2007-356с. 3. Любушкин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : Учебное пособие – М. : ЮИИТИ – ДАНА, 2005 4. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. – М.: Т.К. Велби, Издательство Проспект, 2007 5. Потемкин А.И., Потемкин П.И., Новикова Н.Г. Антикризисное управление неплатежеспособным предприятием (экономико-правовые основы): Учебник. – Новосибирск: Издательство СО РАН, 2004. – 324 с. 5.2. Дополнительная литература: 6. Бобылева .З. Финансовые управленческие технологии : Учебник – М.: ИНФРА – М, 2004 7. Зуб А.Т. ,Панина Е.М. Антикризисное управление организацией: учеб.пособие. – М.: ИД « ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2007 8. Ковалев В.В. Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами – М.: Финансы и статистика 9. Черникова Ю.В., и др. Финансовое оздоровление предприятий : Теория и практика : Учеб. – практическое пособие. – М.: Дело,2005 5.3. Электронные ресурсы: 10. Антикризисное управление: Методические указания к семинарским занятиям и варианты контрольных работ/сост.Е.М. Короткова.-Тамбов: изд. Тамбовского Государственного технического университета, 2004г., 36 с.(Акт УИОТ от 13.02.2007, №1714, Источник: http://Window.edu.ru./window -catalog/files/4828/2004/korol.pdf) 11.Дорофеев В.Д., Левин Д.И. и др. Антикризисное управление: Учебное пособие.-Пенза, изд. Пензенского Института Экономического развития и антикризисного управления, 2006, 207с. (Акт УИОТ от 08.05.2007, №2207, ист.: http://window. Edu. Ru./Window-catalog/files/r 36894/stup 120.pdf.) |