Учебное пособие: Методические указания по прохождению квалификационной практики и преддипломной практики (стажировки) студентами всех форм обучения специальности
Название: Методические указания по прохождению квалификационной практики и преддипломной практики (стажировки) студентами всех форм обучения специальности Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Е.В. Кондратьева Н.А. Леончик
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ПРАКТИКА
И
ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА (СТАЖИРОВКА) Методические указания по прохождению квалификационной практики и преддипломной практики (стажировки) студентами всех форм обучения специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учёт» (в пищевой промышленности) Кемерово 2007
Составители: Е.В. КондратьеваН.А. ЛеончикРассмотрено и утверждено на заседании филиала кафедры «Экономика, учёт и аудит на предприятиях пищевой промышленности» Протокол № 11 от 24.05.06
Рассмотрено и утверждено на методической комиссии СТФ КемТИПП Протокол № 4 от 18.12.06
Представлены методические указания по прохождению квалификационной практики и преддипломной практики (стажировки), образцы документов для выполнения практических заданий, рекомендуемая литература.
© КемТИПП, 2007емерово 2006 ВВЕДЕНИЕ Методические указания по прохождению практик ПП.02 «Квалификационная практика» и ПП.03 «Преддипломная практика (стажировка)» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учёт» (в пищевой промышленности) и предлагаются для обучения студентов дневной и заочной форм обучения.Методические указания по прохождению квалификационной практики разработаны в соответствии с рабочей программой ПП.02 «Квалификационная практика» СТФ КемТИПП, соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта СПО, Положения производственной практики студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Методические указания по прохождению преддипломной практики (стажировки) разработаны в соответствии с рабочей программой ПП.03 «Преддипломная практика (стажировка)» СТФ КемТИПП, соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта СПО. Целью методических указаний по прохождению практик ПП.02 «Квалификационная практика» и ПП.03 «Преддипломная практика (стажировка)» является организация самостоятельной работы студентов. Квалификационная практика направлена на развитие профессионального мышления, приобретение умений и навыков по составлению и обработке бухгалтерской документации по всем разделам учета, отработки умений работы с нормативно- инструктивной базой ведения бухгалтерского учета, проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности. Преддипломная практика (стажировка) является завершающим этапом профессиональной подготовки студентов и направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при освоении специальных дисциплин на основе изучения деятельности конкретной организации, на приобретение практического опыта в сфере бухгалтерской деятельности. Методические указания по прохождению практик ПП.02 «Квалификационная практика» и ПП.03 «Преддипломная практика (стажировка)» содержит общие положения, права и обязанности студента, требования к оформлению отчёта по данным видам практик, рекомендации по выполнению необходимых заданий, образцы документов для практических заданий, список рекомендуемой литературы. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Квалификационная практика Квалификационная практика по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» (в пищевой промышленности) проводится на завершающем этапе подготовки бухгалтера после освоения программы теоретического и практического обучения. Практика проводится в структурных подразделениях предприятия, организаций, связанных с работой бухгалтера. Основными целями и задачами данной практики являются: · развитие профессионального мышления; · приобретение умений и навыков по составлению и обработке бухгалтерской документации по всем разделам учета; · отработка умений работы с нормативно – инструктивной базой ведения бухгалтерского учета; · проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности в должности бухгалтера; · сбор материалов для подготовки к итоговой государственной аттестации. Закончив прохождение квалификационной практики, студенты должны знать: · общую характеристику предприятия: - отраслевую принадлежность предприятия, организации; - ассортимент выпускаемой и реализуемой продукции; - производственную и управленческую структуру предприятия; - организацию учета; - учредительные документы; · элементы учетной политики предприятия, организации: - организацию бухгалтерского учета (структуру и функции бухгалтерии, распределение работы между отделами и работниками бухгалтерии); - количество и сроки проведения инвентаризации имущества; - порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам; - стоимостной предел отнесения предметов к основным средствам; - выбор варианта синтетического учета производственных запасов и готовой продукции; - выбор способа группировки и списания затрат на производство; - метод определения выручки от реализации продукции; · форму отчета, применяемую на предприятии; · законодательные и нормативные документы по бухгалтерскому учету; · организацию учета процесса снабжения, процесса производства, процесса реализации (сбыта) продукции и счета, учитывающие эти процессы; · порядок составления, обработки бухгалтерской документации по всем разделам учета; · наименование, назначение, содержание и порядок составления учетных регистров; · отчетность о финансовых результатах работы предприятия, документацию по учету; · состав, сроки и пункты предоставления бухгалтерской отчетности; · расчет налогов, порядок составления и заполнения налоговой декларации с учетом особенностей исчисления налогов на данном предприятии, в организации. Закончив прохождение квалификационной практики, студенты должны уметь: · составлять документы и учетные регистры, проводить описание и расчеты по каждому разделу индивидуального задания; · рассчитывать амортизацию, первоначальную стоимость, результат от выбытия основных средств; · начислять заработную плату, удержать налоги, произвести отчисления в фонд социального страхования и обеспечения; · оформлять хозяйственные операции деятельности предприятия, организации за отчетный период по всем темам бухгалтерского учета; открывать журналы – ордера, Главную книгу; · проводить учет остатков имущества и источников их приобретения на первое число отчетного периода; · составлять годовую отчетность предприятия; · производить расчеты, оформлять налоговые декларации по видам уплачиваемых налогов; · анализировать хозяйственную деятельность предприятия, организации за отчетный период. Руководители практики от СТФ КемТИПП : - устанавливают связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляют рабочую программу проведения практики; - разрабатывают тематику индивидуальных заданий; - принимают участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещение по видам работ; - оказывают методическую помощь при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов для написания отчетов; - оценивают результаты выполнения студентами программы практики. Контроль прохождения практики осуществляется преподаватели специальных дисциплин. Общее руководство осуществляет зам. декана по УПР. В течение трёх дней после окончания прохождения практики студент обязан сдать отчет, подписанный руководителем предприятия и заверенный печатью предприятия, на филиал кафедры в назначенное время. Итогом практики по профилю специальности является оценка, которая выставляется руководителем практики от учебного заведения на основании наблюдений за самостоятельной работой студента, выполнения им индивидуальных заданий, оценки рейтинга, оценки за отчёт. Первым листом отчета является титульный лист, который представлен в приложении А. Рейтинговый лист, выдаваемый руководителем практики от СТФ КемТИПП, подшивается в отчет после титульного листа. Образец заполнения рейтингового листа представлен в приложении Б. Третьим листом отчёта является бланк «Содержание», последним листом является «Список использованной литературы». Титульный и рейтинговый листы заверяются печатью и подписью руководителя предприятия, на котором студент проходит практику. Отчет оценивается по пятибалльной системе. Критерии оценки практики по профилю специальности (технологической): - оценка 5 «отлично» может быть выставлена при условии своевременного и полного выполнения всего объема работ, и описания всех разделов отчета; - оценка 4 «хорошо» выставляется при своевременном и полном выполнении всего объема работ и при наличии незначительных недочетов и замечаний в разделах; - оценка 3 «удовлетворительно» может быть выставлена при неполном выполнении объема работ (менее 70 %), при наличии значительных недочетов и замечаний в разделах; - оценка 2 «неудовлетворительно» может быть выставлена при выполнении программы практики менее 70% и наличии грубых ошибок в написании всех разделов отчета, отрицательном рейтинге. Студенты, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики или получившие отрицательную оценку по рейтингу и отчету, отчисляются из СТФ как имеющие академическую задолженность. В случае уважительной причины студент направляется на практику вторично в свободное от учёбы время. Оценка по квалификационной практике приравнивается к оценке теоретического обучения и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Преддипломная практика (стажировка)
Преддипломная практика (стажировка) является завершающим этапом профессиональной подготовки студентов и направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при освоении специальных дисциплин на основе изучения деятельности конкретной организации, на приобретение практического опыта в сфере бухгалтерской деятельности. Данная практика заключается в сопоставлении данных о деятельности предприятия, полученных студентами на квалификационной практике.
Основными целями и задачами практики являются: - совершенствование профессионального мышления; - отработка умений работы с нормативно-правовой базой ведения бухгалтерского и налогового учёта; - закрепление умений и навыков по самостоятельной работе с бухгалтерской и налоговой документацией, применяемой на предприятии; - развитие профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности в должности бухгалтера. Преддипломная практика (стажировка) проводится после прохождения студентами квалификационной практики на предприятии. На основании знаний и умений, полученных на квалификационной практике, студент должен их закрепить на преддипломной практике (стажировке). По окончании прохождения преддипломной практики (стажировки) студент должен: знать: - порядок составления и утверждения основных бухгалтерских документов, учётных регистров, форм налоговой отчётности; - анализ форм бухгалтерской отчетности; уметь: - производить необходимые расчеты по темам бухгалтерского учета в сопоставлении к конкретному предприятию; - составлять налоговые декларации по основным налогам; - осуществлять анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия; иметь навыки: - самостоятельной работы с бухгалтерской и налоговой документацией, используемой на предприятии; - поиска необходимой информации. Текущий контроль выполнения заданий студентами, проходящими преддипломную практику (стажировку) осуществляется руководителем практики от СТФ КемТИПП во время проведения практических занятий. Формой отчётности по данной практике является отчёт, который должен состоять из: - расчетов по последовательным операциям учётно-бухгалтерских работ; - налоговых деклараций по видам налогов; - расчётов по анализу результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Текст по практике каждый студент оформляет самостоятельно рукописным или машинописным способом. Титульный лист оформления отчёта по практике представлен в приложении В. Последний контроль решения сквозной задачи студентами осуществляется при защите отчёта о практике. Вопросы для защиты отчёта по практике представлены после практических заданий. Защита отчётов студентов проводится в форме собеседования. Оценка по преддипломной практике (стажировке) приравнивается к оценке теоретического обучения и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА
2.1 ПРАВА СТУДЕНТА
Студент имеет права: - продолжительность рабочего дня студентов при прохождении квалификационной практики в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю (ст.43 КЗоТ РФ); в возрасте от 18 и старше не более 40 часов в неделю (ст.42 КЗоТ РФ); - возможность выбора места практики; - по всем вопросам практики обращаться к руководителю практики, к зам. декана по УПР СТФ КемТИПП (тел. отдела практики в СТФ КемТИПП 31-04-01).
2.2 ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА
При прохождении производственной практики студент обязан: · полностью выполнять задания, выданные филиалом кафедры и предусмотренные программой практики; · подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка; · изучать и строго соблюдать правила охраны труда, окружающей среды, техники безопасности, производственной санитарии, личной гигиены; · принимать активное участие в общественных мероприятиях, проводимых на предприятии. · правильно оформить и своевременно сдать отчет. По итогам практики студент оформляет отчет по предложенной филиалом кафедры форме, который проверяет руководитель практики от СТФ КемТИПП. 3. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТОВ ПО ПРАКТИКАМ
3.1. Требования к оформлению текстового материала Отчёт по практике должен быть выполнен на листах формата А4 (210 х297мм) в соответствии с ГОСТ 2.301-68 «ЕСКД. Форматы». Текст может быть выполнен: o рукописным способом четким почерком (чернилами, тушью, пастой одного цвета – черной, синей, фиолетовой); o с применением печатных и графических устройств вывода ЭВМ на одной стороне белой бумаги через один интервал 14 шрифтом, лист содержит 33 – 35 строк текста. Отчёт по практике оформляется в виде пояснительной записки с соответствующими таблицами и расчётами. Объём отчёта по практике должен составлять 40 – 50 страниц печатного текста или 70 – 80 страниц рукописного текста без приложений. Текст пояснительной записки следует размещать, соблюдая следующие размеры: o расстояние от рамки формы до границ текста в начале и в конце строк не менее 3 мм; o расстояние от рамки до верхней или нижней рамки должно быть не менее 10 мм; o расстояние между заголовком и текстом должно быть равно одному интервалу; o абзацы в тексте начинают отступом 15-17 мм. Нумерация страниц должна быть сквозной. Страницы нумеруются, начиная с третьего листа пояснительной записки. Первым листом считается титульный лист, вторым листом – рейтинговая оценка. Номера страниц проставляются внизу рамки, в правом углу. Рисунки и таблицы на отдельных листах включаются в общую нумерацию страниц. Приложения в общее количество страниц не входят и нумеруются отдельно, причём каждое приложение имеет свою нумерацию. В оглавлении перечисляются введение, наименование разделов и подразделов, приложения, список литературы и номера страниц, где они расположены. Наименования разделов «Содержание», «Введение», «Список использованной литературы» располагаются посередине страницы без точки в конце. Эти наименования разделов отделяются от основного текста одной свободной строкой. Текст отчёта по практике разделяется на разделы, подразделы, в случае необходимости на пункты и подпункты. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей курсовой работы и обозначаются арабскими цифрами без точки в конце. Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, которые разделёны точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Каждый раздел пояснительной записки следует начинать с нового листа. Наименование разделов, подразделов записывают в виде заголовков (с абзаца 15-17 мм) строчными буквами (кроме первой прописной). Между наименованием раздела и следующего за ним подраздела свободная строка не допускается. Подчёркивание наименований разделов и подразделов не допускается.
3..2. Требования к оформлению формул
В формулах в качестве символов принимают обозначения, установленные соответствующими стандартами или общепринятые в научно-технической литературе. Формулы в тексте пояснительной записки нумеруют арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной по всему тексту пояснительной записки. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в скобках (10 мм от рамки). Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия. Формулы следует выделять из текста свободными строками. Если формула не умещается в одну строку, она должна быть перенесена после знака равенства (=), или после знаков (+), (-), (х), (:). Единица измерения одного и того же параметра в пределах пояснительной записки должна быть постоянной и правильно записана. Пример – Заработная плата ЗП , руб, вычисляется по формуле ЗП = Тст х Ов , (1) где Тст – тарифная ставка, руб; Ов – отработанное время, час. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, … в формуле (1). 3.3. Требования к оформлению таблиц Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. При выполнении курсовой работы машинописным способом таблицы оформляют 12 шрифтом. Название таблицы должно отражать её содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с её номером через тире. При переносе части таблицы на другую страницу название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу не проводят. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. На все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте документа. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием её номера. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. заголовки граф, как правило, записывают параллельно таблице. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничиваются линиями. Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы. Если таблица заканчивается, то над этой частью таблицы пишут слова «Окончание таблицы» с указанием номера таблицы. 3.4. Требования к оформлению списка использованной литературы
Список использованной литературы – это перечень книг, учебников, брошюр, законодательных актов, инструкций, на основании которых выполнена курсовая работа. Источники следует располагать в порядке появления ссылок на них в тексте, нумеровать арабскими цифрами без точки, печатать с абзацного отступа. Ссылки в тексте на источники указываются порядковым номером по списку источников в квадратных скобках, например [14]. Примеры описания источников приведены ниже. Книги, написанные не более чем тремя авторами записываются так: фамилия и инициалы автора (если авторов более одного, то фамилия и инициалы двух или трёх авторов), заглавие книги, точка, тире, место издания (допускается сокращение названия только двух городов: Москва /М/ и Ленинград /Л/), точка, двоеточие, наименование издательства, запятая, год издания, точка, тире, объём в страницах. Например: Кретович Б.Л. Биохимия растений.-М.: Высшая школа, 1980.-445с. Статья, написанная не более чем тремя авторами, записывается следующим образом: Хамагаева И.О., Куликова Л.К., Тихомирова А.С. Исследование ацидофильного молока с гидролизованной лактозой // Молочная промышленность. – 1985. №3 – с. 19-20. Если у статьи более трёх авторов, то она записывается следующим образом: Влияние добавления остаточных пивных дрожжей на качество пшеничного хлеба / Юдина Т.А., Козубаева Л.А., Пучкова Л.И. и др. // Хлебопекарная и кондитерская промышленность.-2002.-№8.-с.26-27. 3.5. Требования к оформлению приложений
Приложения оформляют как продолжение пояснительной записки. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его обозначения. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с буквы А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ъ, Ы. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. В тексте на каждое приложение должна быть дана ссылка в круглых скобках, например: (смотри приложение А).
4. КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ПРАКТИКА
4.1. Общая характеристика предприятия, организации Порядок выполнения работы В результате раскрытия данной темы студент должен обратить внимание на следующие моменты: отраслевая принадлежность, ассортимент выпускаемой продукции, производственная и управленческая структура, учредительные документы, перспективы развития.
4.2. Учётная политика предприятия, организации
Порядок выполнения работы В результате раскрытия данной темы студент должен обратить внимание на следующие моменты: · организация бухгалтерского учета; · выборы формы бухгалтерского учета; · определение количества и сроков проведения инвентаризации имущества и расчетов; · порядок начисления износа по основным средствам и нематериальным активам, порядок списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции; · выбор варианта синтетического учета производственных запасов и готовой продукции; · выбор способа группировки и списания затрат на производство продукции, метод определения выручки от реализации продукции.
4.3. Учёт денежных средств, расчетных и кредитных операций
Порядок выполнения работы В результате раскрытия данной темы студент должен обратить внимание на следующие моменты: · описание порядка получения, хранения и расходования денежных средств на предприятии; · правила оформления кассовых документов и денежных чеков, характеристика счетов бухгалтерского учета 50, 55, 56, 71.,; · порядок ведения кассовых операций в РФ «Инструкция ЦБ РФ 1993 г.»;, · составление приходных и расходных ордеров (6 – 8 штук), копии квитанции (2 -3 штуки), ведение кассовой книги за 3-4 дня по данным кассовых документов, составление журнала – ордера № 1 и ведомости № 1, журнала – ордера №7 по данным отчетов кассира и авансовых отчетов, копий выписок из расчетного счета предприятия за 3 – 4 дня с приложением к ним всех необходимых первичных документов; · составление журнала – ордера № 2 и ведомости №2 по данным копий выписок из расчетного счета, бухгалтерских записей в кассе, на расчетном счете и специальных счетах в банке. 4.4. Учёт материально – производственных запасов
Порядок выполнения работы В результате раскрытия данной темы студент должен обратить внимание на следующие моменты: · классификация материалов, потребляемых на предприятии, источники их поступления, оценка материалов в балансе и текущем учете, · характеристика счетов 10, 15, 16, 60. ПБУ № 5/98 «Учет материально – производственных запасов» и другие нормативные документы; · составление приходных ордеров (3 - 6 штук), актов приемки материалов (2 штуки), требований (3 - 8 штук), лимитно – заборных карт (3 - 4 штуки), накладных (2 - 3 штуки), платежных требований(4 - 6 штук), платежных поручений (4 - 6 штук); · составление накопительной ведомости поступления и расхода материалов, инвентаризационной описи, сличительной ведомости, акта об инвентаризации по сверке складского учета материалов с данными бухгалтерского учета. 4.5. Учёт основных средств и нематериальных активов
Порядок выполнения работы В результате раскрытия данной темы студент должен обратить внимание на следующие моменты: · характеристика счетов бухгалтерского учета 01, 02, 04, 05. · организация учета основных средств, в целом по предприятию и по подразделениям; · составление документов по учету поступления, перемещения выбытия основных средств и нематериальных активов; · составление акта приемки – передачи на поступившие основные средства и по их данным – инвентарной карточки (2-3 штуки), накладных на внутреннее перемещение основных средств, отразив их данные в аналитическом учете; · образование и распределение амортизационного фонда предприятия. · составление расчета амортизации основных средств предприятия за текущий месяц; · составление первичных документов по учету затрат на текущий и капитальный ремонт, осуществляемый как хозяйственным, так и подрядным способом (2-3 штуки), актом приемки – передачи и ликвидации на выбывшие основные средства (по 2 -3 штуки) и по каждому объекту - исчисление суммы износа на полное восстановление и результат от ликвидации; · составление журнала – ордера №13 по данным оформления актов приемки – передачи, ликвидации основных средств и расчета амортизации; · расчет первоначальной стоимости и результат от выбытия основных средств, нематериальных активов; · оформление журнала – ордера № 13. 4.6. Учёт труда и заработной платы
Порядок выполнения работы В результате раскрытия данной темы студент должен обратить внимание на следующие моменты: · характеристика форм и систем оплаты труда рабочих, ИТР и служащих, применяемых на предприятии; · составление первичных документов по неявке рабочих, ИТР, служащих, отражение в табеле учета рабочего времени (по одному – два документа на каждый вид неявки); табеля учета рабочего времени, используя составленные ранее документы (8 – 10 работников, включая повременщиков, сдельщиков и служащих), лицевой счет работающего; · составление нарядов на сдельную работу (индивидуальные и бригадные), листков на доплату о простое, актов о браке продукции и других первичных документов, используемых на предприятии (по 2 штуки каждого документа); · исчисление основной повременной и сдельной заработной платы, доплаты за работу в ночное и сверхурочное время, в праздничные дни, сумму оплаты простоя и брака продукции, сумму премий рабочим, ИТР и служащим, суммы пособий по временной нетрудоспособности, дополнительных перерывов кормящих матерей; · исчисление суммы удержаний подоходного налога, по исполнительным листам, за брак продукции и других удержаний; · составление расчетно-платежной ведомости, реестра невыданной заработной платы и расходного кассового ордера на выданную заработную плату; · оформление журнала – ордера № 10, 10/1, ведомости № 12, 15.
4.7. Учёт затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
Порядок выполнения работы В результате раскрытия данной темы студент должен обратить внимание на следующие моменты: · состав и классификация затрат на производство на предприятии по элементам; · характеристика счетов бухгалтерского учета 20, 21,23,25,26,28,29. Составление ведомости № 12 – учет затрат цехов, ведомости № 15 – учет общезаводских расходов; · составить ведомость распределения общепроизводственные и общехозяйственных расходов. Оформить журнал – ордер № 10, 10/1; · калькуляция себестоимости продукции. Калькуляций себестоимости продукции; · составление отчетных калькуляций на 1 -3 вида продукции предприятия; · оформление журнала – ордера № 10, ведомостей № 12.
4.8. Учёт готовой продукции и ее реализации
Порядок выполнения работы В результате раскрытия данной темы студент должен обратить внимание на следующие моменты: · оформление первичных документов по учету выпуска готовой продукции и ее реализации; · составление накладной для сдачи на склад готовой продукции из производства, платежного требования – поручения, счета – фактуры на отгруженную продукцию, оформление ведомости учета и реализации продукции (ф. № 16 или ф. №16 «а»), ведомости учета внепроизводственных расходов (ф. № 15); · расчет результатов от реализации продукции; заполнение журнала – ордера № 11.
4.9. Учёт внешнеэкономической деятельности
Порядок выполнения работы В результате раскрытия данной темы студент должен обратить внимание на следующие моменты: · ознакомиться с контрактами на поставку продукции; · рассмотреть действующие схемы отражения на счетах бухгалтерского учета экспертно – импортных операций, курсовых разниц.
4.10. Учёт фондов и финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, организации
Порядок выполнения работы В результате раскрытия данной темы студент должен обратить внимание на следующие моменты: · рассчитать финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия; · распределить прибыль, заполнить журналы – ордера №13,15, отчет о прибылях и убытках (Ф. №2). 4.11. Бухгалтерская отчётность предприятия, организации
Порядок выполнения работы В результате раскрытия данной темы студент должен обратить внимание на следующие моменты: · составление форм отчетности на основании Главной книги (Ф. №1, Ф. №2, Ф. №3, Ф. №4, Ф. №5).
4.12. Налоговый учёт
Порядок выполнения работы В результате раскрытия данной темы студент должен обратить внимание на следующие моменты: · используя отчетность предприятия: рассчитать налоги (НДФЛ, ЕСН, НДС, налог на имущество организаций, налог на прибыль); · составить бухгалтерские проводки и заполнить налоговые декларации с учетом особенностей исчисления налогов на данном предприятии, в организации.
4.13. Анализ результатов финансово – хозяйственной деятельности предприятия, организации
В результате раскрытия данной темы произвести аналитические действия по направлениям: · анализ обеспеченности, технического состояния и эффективности использования основных фондов; · себестоимость, анализ ее показателей по статьям и элементам затрат; · анализ различных видов прибыли, резервы ее увеличения; · рентабельность, ее показатели, методика анализа; · финансовое состояние предприятия, задачи и источники анализа; · система показателей ликвидности, анализ ликвидности баланса; · анализ финансовой устойчивости предприятия; · пути улучшения финансового состояния предприятия. 5. ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА (СТАЖИРОВКА)
По преддипломной практике (стажировке) представлены методические указания к практическим занятиям по всем разделам учебной программы. 5.1. Учёт денежных средств и расчётов
Цель: · закрепление знаний об учёте денежных средств и расчётов; · отработка навыков заполнения приходных и расходных кассовых ордеров, отчёта кассира, объявления на взнос наличными, платёжного поручения, журнала-ордера №1 и ведомости №1, журнала-ордера №2 и ведомости №2. Обеспечение практического занятия бухгалтерскими документами: · приходный кассовый ордер (1 шт.); · расходный кассовый ордер (1 шт.); · отчёт кассира (1 шт.); · объявление на взнос наличными (1 шт.); · платёжное поручение (1 шт.); · журнал-ордер №1 и ведомость №1 (1 шт.); · журнал-ордер №2 и ведомость №2 (1 шт.).
Порядок выполнения заданий: · определение номеров синтетических счетов; · составление бухгалтерских проводок; · заполнение документов: o приходного кассового ордера; o расходного кассового ордера; o отчёта кассира; o объявления на взнос наличными; o платёжного поручения; · оформление журнала-ордера №1 и ведомости №1, журнала-ордера №2 и ведомости №2. Исходные данные: · предприятие – ЗАО «Бекон» (мясокомбинат); · директор – Полозов В.Ю.; · зам. директора – Зверева С.Я.; · главный бухгалтер – Ильина В.И.; · бухгалтер – Сидорова А.К.; · кассир – Краснова Г.Н. · идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) – 420600711; · банк - «Сбербанк» г. Кемерово; · счёт - № 30101810000000000362; · БИК - 044552179.
Задание 1: Определить номера синтетических счетов бухгалтерского учёта на 1 апреля 200__ г., которые представлены в таблице 1 и внести полученные результаты в таблицу 3. Таблица 1 Остатки по счетам бухгалтерского учёта на 1 апреля 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи Задание 2: На основании хозяйственных операций составить бухгалтерские проводки в таблице 2 и внести полученные результаты в таблицу 4. Таблица 2 Хозяйственные операции по движению денежных средств и расчётов за апрель 200__ г.
Продолжение таблицы 2
Окончание таблицы 2
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
Задание 3: Заполнить документы: приходный кассовый ордер № 20 от 01.04.200_г.; расходный кассовый ордер № 36 от 01.04.200_г.; отчёт кассира за апрель 200_г.; объявление на взнос наличными № 17 от 20.04.200_г.; платёжное поручение № 7 от 21.04.200_г.; журнал-ордер №1 и ведомость №1 за апрель 200_г.; журнал-ордер №2 и ведомость №2 за апрель 200_г.
Порядок выполнения практических заданий
Задание 1: Определить номера синтетических счетов бухгалтерского учёта на 1 апреля 200__ г., которые представлены в таблице 1 и внести полученные результаты в таблицу 3. Таблица 3 Остатки по счетам бухгалтерского учёта на 1 апреля 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи Задание 2: На основании хозяйственных операций составить бухгалтерские проводки в таблице 2 и внести полученные результаты в таблицу 4. Таблица 4 Журнал регистрации хозяйственных операций по движению денежных средств и расчетов за апрель 200__ г.
Продолжение таблицы 4
Окончание таблицы 4
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи Задание 3: На основании хозяйственных операций в таблице 4 заполнить документы: · приходный кассовый ордер № 20 от 01.04.200_г.; · расходный кассовый ордер № 36 от 01.04.200_г.; · отчёт кассира за апрель 200_г.; · объявление на взнос наличными № 17 от 20.04.200_г.; · платёжное поручение № 7 от 21.04.200_г., данные магазина «Гурман»: вид платежа – электронно, ИНН – 6310583750, банк – «Кузбассугольбанк» г. Кемерово, счёт - № 31005678590005160421, БИК – 031005689, вид операции – 01; · журнал-ордер №1 и ведомость №1 за апрель 200_г.; · журнал-ордер №2 и ведомость №2 за апрель 200_г. 5.2. Учёт расчётов с подотчётными лицами
Цель: · закрепление знаний об учёте расчётов с подотчётными лицами; · отработка навыков заполнения авансовых отчётов, журнала-ордера №7. Обеспечение практического занятия бухгалтерскими документами: · авансовый отчёт (2 шт.); · журнал-ордер № 7 (1 шт.).
Порядок выполнения заданий: · определить корреспондирующие счета в таблице 6 и внести полученные результаты в таблицу 7; · составить авансовые отчеты № 23, 24 на основании данных таблицы 6; · заполнить журнал-ордер № 7 на основании авансовых отчётов, приходных и расходных кассовых ордеров.
Исходные данные представлены в таблице 5. Таблица 5 Выписка остатков по счёту 71 «Расчёты с подотчётными лицами» на 01 апреля 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
Задание 1: На основании хозяйственных операций определить корреспондирующие счета в таблице 6 и внести полученные результаты в таблицу 7. Таблица 6 Хозяйственные операции по движению денежных средств и расчётов за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи Порядок выполнения практических заданий
Задание 1: На основании хозяйственных операций определить корреспондирующие счета в таблице 6 и внести полученные результаты в таблицу 7. Таблица 7 Журнал регистрации хозяйственных операций по движению денежных средств и расчетов за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи 5.3. Учёт материалов
Цель: · закрепление знаний об учёте материалов; · отработка навыков заполнения карточек складского учёта материалов, приходного ордера, требования, ведомости №10.
Обеспечение практического занятия бухгалтерскими документами: · карточка складского учёта (1 шт.); · приходный ордер (1 шт.); · требование (1 шт.); · ведомость № 10 (1 шт.). Порядок выполнения заданий: · рассчитать недостающие суммы по операциям; · определить корреспонденцию счетов; · заполнить на основании данных бухгалтерские документы: o карточка складского учёта материалов; o приходный ордер; o требование; o ведомость №10. Исходные данные: · учёт материалов на ЗАО «Бекон» ведется оперативно-бухгалтерским путём (сальдовым методом) по покупным ценам; · движение материалов оформляется по приходным и расходным документам. Задание 1: На основании хозяйственных операций определить корреспондирующие счета в таблице 8 и внести полученные результаты в таблицу 10.
Таблица 8 Хозяйственные операции за апрель 200__ г.
Продолжение таблицы 8
Окончание таблицы 8
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
Задание 2: Рассчитать суммы отклонений в стоимости материалов, относящиеся к израсходованным материалам, в таблице 9 и внести полученные результаты в таблицу 11. Таблица 9 Расчёт сумм отклонений в стоимости материалов, относящихся к израсходованным материалам, за апрель 200__ г.
Окончание таблицы 9
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
Задание 3: Составить карточку складского учёта материалов № 56 на свинину. Задание 4: Составить приходный ордер № 111 от 10.04.200_г. на поступившую упаковку. Задание 5: Составить требование № 100 от 10.04.200_г. на отпущенную со склада №1 в основное производство говядину. Задание 6: Составить ведомость №10. Порядок выполнения практических заданий
Задание 1: На основании хозяйственных операций определить корреспондирующие счета в таблице 8 и внести полученные результаты в таблицу 10. Таблица 10 Журнал регистрации хозяйственных операций за апрель 200__ г.
Продолжение таблицы 10
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи Задание 2: Для расчёта сумм отклонений в стоимости материалов, относящихся к израсходованным материалам, необходимо определить коэффициент отклонений Коткл, который рассчитывается по формуле , (1) где Сн – сальдо начальное счёта 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», руб.; ОД – оборот по дебету счёта 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» за месяц, руб.; Сн – сальдо начальное счёта 10 «Материалы», руб.; ОД – оборот по дебету счёта 10 «Материалы» за месяц, руб. Коэффициент отклонений необходимо определить до трёх цифр после запятой, который нужно умножить на суммы израсходованных материалов. Полученные результаты внести в таблицу 11. Таблица 11 Расчёт сумм отклонений в стоимости материалов, относящихся к израсходованным материалам за апрель 200__ г.
Окончание таблицы 11
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
Задание 3: На основании данных хозяйственных операций, представленных в таблице 8 составить карточку складского учёта материалов № 56 на свинину. Данная карточка заполняется кладовщиком склада № 1. Остаток свинины на начало месяца – 6 т. Задание 4: На основании данных хозяйственных операций, представленных в таблице 8 составить приходный ордер № 111 от 10.04.200_г. на поступившую упаковку. Упаковка сдана кладовщику склада № 2 экспедитором. Задание 5: На основании данных хозяйственных операций, представленных в таблице 8 составить требование № 100 от 10.04.200_г. на отпущенную со склада №1 в основное производство говядину. Затребовал мастер, отпустил кладовщик, разрешил отпуск зам. директора. Задание 6: На основании данных хозяйственных операций, представленных в таблице 8 составить ведомость № 10.
5.4. Учёт расчётов с поставщиками
Цель: · закрепление знаний об учёте расчётов с поставщиками; · отработка навыков заполнения журнала-ордера №6. Обеспечение практического занятия бухгалтерскими документами: · журнал-ордер №6 (1 шт.). Порядок выполнения заданий: · рассчитать суммы по хозяйственным операциям; · заполнить журнал-ордер №6. Исходные данные представлены в таблице 12. Таблица 12 Выписка по незаконченным расчётам с поставщиками на 01 апреля 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи Задание 1: На основании данных определить суммы хозяйственных операций в таблице 13 и внести полученные результаты в таблицу 14. Таблица 13 Выписка из документов по операциям за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
Задание 2: На основании данных таблицы 12 и 13 заполнить журнал – ордер № 6. Порядок выполнения практических заданий
Задание 1: На основании данных определить суммы хозяйственных операций в таблице 13 и внести полученные результаты в таблицу 14.
Таблица 14 Выписка из документов по операциям за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
Задание 2: Используя данные таблиц 12 и 14, внести полученные результаты в журнал – ордер № 6, который представлен в приложении Г. 5.5. Учёт основных средств
Цель: · закрепление знаний об учёте основных средств; · отработка навыков заполнения акта приёмки-передачи основных средств, инвентарной карточки, акта на списание основных средств. Обеспечение практического занятия бухгалтерскими документами: · акт приёмки-передачи основных средств (1 шт.); · инвентарная карточка (1 шт.); · акт на списание основных средств (1 шт.). Порядок выполнения заданий: · составить бухгалтерские проводки; · рассчитать суммы по хозяйственным операциям; · определить корреспонденцию счетов; · заполнить бухгалтерские документы: o акт приёмки-передачи основных средств; o инвентарная карточка; o акт на списание основных средств. Задание 1: На основании хозяйственных операций определить корреспондирующие счета в таблице 15 и внести полученные результаты в таблицу 16. Таблица 15 Хозяйственные операции за апрель 200__ г.
Окончание таблицы 15
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи Задание 2: Составить акт приёмки-передачи основных средств № 21 от 10 апреля 200_г. Задание 3: Составить инвентарную карточку № 458 на поступившую вычислительную технику.
Задание 4: Составить акт на списание основных средств № 12 от 18 апреля 200_г. Порядок выполнения практических заданий
Задание 1: На основании хозяйственных операций определить корреспондирующие счета в таблице 15 и внести полученные результаты в таблицу 16. Таблица 16 Журнал регистраций хозяйственных операций за апрель 200__ г.
Окончание таблицы 16
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи Задание 2: Составить акт приёмки-передачи основных средств № 21 от 10 апреля 200_г. на поступившую вычислительную технику от ЗАО «Электрон». Осмотр произведён комиссией, назначенной приказом директора №10 от 08 января 200__ г. в составе: - зам. директора Зверева С.Я. (председатель); - главного бухгалтера Ильина С.И.; - инженера Соколова А.П. Технические условия соответствуют нормам, исправно. Заводской номер компьютера СТХ №016375, паспорт 16317, модель 310, присвоен инвентарный номер 610, код амортизационных отчислений 41410. На основании акта приёмки-передачи открыта инвентарная карточка № 458 от 10.04.200_г. на компьютер. Задание 3: Составить инвентарную карточку № 458 от 10.04.200_г на поступившую вычислительную технику на основании акта приёмки-передачи основных средств № 21 от 10 апреля 200_г.
Задание 4: Составить акт на списание основных средств № 12 от 18 апреля 200_г. на упаковочную линию. Комиссия в составе зам.директора, инженера, экспедитора, бухгалтера произвела осмотр вышедшей из строя упаковочной линии инвентарный номер 010, заводской номер 3521, поступившей на предприятие в 1990 году. Первоначальная стоимость упаковочной линии – 620 000 руб, амортизация – 610 000 руб. Заключение комиссии: причина поломки – неисправность двигателя и ремонту не подлежит. При разборке получены пригодные запасные части на сумму 16 200 руб., начислена заработная плата рабочему вспомогательного производства Юхову А.А. за разборку упаковочной линии 2 000 руб. 5.6. Учёт расчётов по оплате труда
Цель: · закрепление знаний об учёте расчётов по оплате труда; · отработка навыков расчётов по начислению заработной платы и премий, пособий по временной нетрудоспособности, налога на доходы физических лиц, заполнения расчётных и платежных ведомостей, расчёта единого социального налога. Обеспечение практического занятия бухгалтерскими документами: · расчетная ведомость (1 шт.); · платежная ведомость (1 шт.). Порядок выполнения заданий: · начислить заработную плату, премию, пособие по временной нетрудоспособности, налог на доходы физических лиц; · на основании расчётов составить расчетную ведомость № 4 на заработную плату работников предприятия; · на основании расчётной ведомости № 4 составить платежную ведомость № 4 на выдачу заработной платы за апрель; · рассчитать суммы единого социального налога. Исходные данные: · режим работы – 5-ти дневная неделя, 8-ми часовой рабочий день; · форма оплаты – повременная; система - повременно-премиальная; · по приказу руководителя предприятия ежемесячно начисляется премия АУП – 20%, обслуживающему персоналу – 15%, остальным работникам предприятия – 30%; · в апреле месяце главный бухгалтер Ильина С.И. предоставила листок временной нетрудоспособности с 15 по 29 апреля; заработная плата за предшествующие 12 месяцев – 201 600 руб., количество рабочих дней – 246; · рабочая основного производства Вавилова Д.О. предоставила листок временной нетрудоспособности с 07 по 15 апреля; заработная плата за 12 предшествующих месяцев – 85 800 руб., количество рабочих дней – 246; · данные работников предоставлены в таблице 17. Таблица 17
Данные сотрудников ЗАО «Бекон» за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи Задание 1: На основании исходных данных рассчитать суммы по начислению работникам заработной платы в расчётной ведомости, которая представлена в таблице 19 и записать в неё полученные результаты. Задание 2: На основании полученных результатов расчётной ведомости в таблице 19 заполнить платёжную ведомость, которая отражена в таблице 20 и записать в неё полученные результаты. Задание 3: На основании хозяйственных операций определить корреспондирующие счета в таблице 18 и записать полученные результаты в таблицу 20. Таблица 18 Хозяйственные операции за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
Задание 4: Рассчитать единый социальный налог в таблице 19 и внести полученные результаты в таблицу 21. Таблица 19 Расчет единого социального налога за апрель 200_г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи Порядок выполнения практических заданий
Задание 1: На основании исходных данных рассчитать суммы по начислению работникам заработной платы в расчётной ведомости, которая представлена в приложении Д и записать в неё полученные результаты.
Задание 2: На основании полученных результатов расчётной ведомости в приложении Д заполнить платёжную ведомость, которая отражена в приложении Е и записать в неё полученные результаты. Задание 3: На основании хозяйственных операций определить корреспондирующие счета в таблице 18 и записать полученные результаты в таблицу 20. Таблица 20 Журнал регистрации хозяйственных операций за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи Задание 4: Рассчитать единый социальный налог в таблице 19 и внести полученные результаты в таблицу 21. Таблица 21 Расчёт единого социального налога за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи 4. Учёт затрат на производство продукции
Цель: · закрепление знаний об учёте затрат на производство продукции; · отработка навыков заполнения ведомостей учёта затрат вспомогательного производства, общепроизводственных расходов, общехозяйственных расходов, производственных затрат.
Обеспечение практического занятия бухгалтерскими документами: · ведомость учёта затрат вспомогательного производства (1 шт.); · ведомость учёта общепроизводственных расходов (1 шт.); · ведомость учёта общехозяйственных расходов (1 шт.); · ведомость учёта производственных затрат (1 шт.).
Порядок выполнения практических заданий: · определить бухгалтерские проводки; · оформить ведомость учёта затрат вспомогательного производства; · заполнить ведомость учёта общепроизводственных расходов; · составить ведомость учёта общехозяйственных расходов; · оформить ведомость учёта производственных затрат. Исходные данные: · незавершённое производство на начало месяца составляет 260 000 руб. Задание 1: На основании хозяйственных операций определить корреспондирующие счета в таблице 22 и внести полученные результаты в таблицу 27. Таблица 22 Хозяйственные операции за апрель 200__ г.
Окончание таблицы 22
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
Задание 2: На основании хозяйственных операций заполнить ведомость по счёту 23 в таблице 23 и внести полученные результаты в таблицу 28. Таблица 23 Ведомость по счёту 23 «Вспомогательное производство» за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
Задание 3: На основании хозяйственных операций заполнить ведомость № 12 по счёту 25 в таблице 24 и внести полученные результаты в таблицу 29. Таблица 24 Ведомость № 12 по счёту 25 «Общепроизводственные затраты» за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
Задание 4: На основании хозяйственных операций заполнить ведомость № 15 по счёту 26 в таблице 25 и внести полученные результаты в таблицу 30. Таблица 25 Ведомость № 15 по счёту 26 «Общехозяйственные затраты» за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи Задание 5: На основании хозяйственных операций заполнить ведомость по счёту 20 в таблице 26 и внести полученные результаты в таблицу 31. Таблица 26 Ведомость учёта затрат основного производства за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи Порядок выполнения практических заданий
Задание 1: Определить на основании хозяйственных операций в таблице 22 корреспондирующие счета и полученные результаты внести в таблицу 27. Таблица 27 Журнал регистрации хозяйственных операций за апрель 200__ г.
Окончание таблицы 27
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи Задание 2: На основании хозяйственных операций заполнить ведомость по счёту 23 в таблице 23 и внести полученные результаты в таблицу 28. Таблица 28 Ведомость по счёту 23 «Вспомогательное производство» за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи Задание 3: На основании хозяйственных операций в таблице 20 заполнить ведомость № 12 по счёту 25 в таблице 24 и внести полученные результаты в таблицу 29. Таблица 29 Ведомость № 12 по счёту 25 «Общепроизводственные затраты» за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
Задание 4: На основании хозяйственных операций заполнить ведомость № 15 по счёту 26 в таблице 25 и внести полученные результаты в таблицу 30. Таблица 30 Ведомость № 15 по счёту 26 «Общехозяйственные затраты» за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
Задание 5: На основании хозяйственных операций заполнить ведомость по счёту 20 в таблице 26 и внести полученные результаты в таблицу 31. Таблица 31 Ведомость учёта затрат основного производства за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
5.8. Учёт готовой продукции и её реализация
Цель: · закрепление знаний об учёте готовой продукции и её реализации; · отработка навыков заполнения приёмо-сдаточных накладных, оборотной ведомости по счету 43 «Готовая продукция», счетов-фактур, ведомости №16, журнала-ордера №11. Обеспечение практического занятия бухгалтерскими документами: · оборотная ведомость по счету 43 «Готовая продукция» (1 шт.); · ведомость № 16 (1 шт.); · журнал-ордер № 11 (1 шт.). Порядок выполнения заданий: · определить бухгалтерские проводки; · составить оборотную ведомость по счету 43 «готовая продукция»; · заполнить ведомость № 16; · составить журнал-ордер № 11. Исходные данные: · учёт готовой продукции ведется на карточках складского учета в количественном выражении и в оборотной ведомости по учету готовой продукции; · учёт готовой продукции в соответствии с учетной политикой ведется по учетным ценам; · данные по сдаче готовой продукции на склад по приемо-сдаточным накладным за апрель 200__ г. представлены в таблице 32. Таблица 32 Сдача готовой продукции на склад по приёмо-сдаточным накладным за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
Задание 1: Определить суммы по каждому виду отгруженной продукции в таблице 33 и полученные результаты записать в таблицу 36. Таблица 33 Данные по отгруженной продукции за апрель 200__ г.
Окончание 33
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
Задание 2: На основании данных таблиц 32, 33 рассчитать отпускные цены в таблице 34 и записать полученные результаты в таблицу 37. Таблица 34 Оборотная ведомость к счету 43 «Готовая продукция» за апрель 200__ г.
Окончание таблицы 34
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи Задание 3: На основании хозяйственных операций определить корреспондирующие счета в таблице 35 и записать полученные результаты в таблицу 38. Таблица 35
Хозяйственные операции за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи Задание 4: На основании данных таблиц 34,35 заполнить ведомость № 16, журнал-ордер № 11.
Порядок выполнения практических заданий Задание 1: Определить суммы по каждому виду отгруженной продукции в таблице 33 и полученные результаты записать в таблицу 36. Таблица 36 Данные по отгруженной продукции за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
Задание 2: На основании данных таблиц 32, 33 рассчитать отпускные цены в таблице 34 и записать полученные результаты в таблицу 37. Отпускная цена определяется по формуле (2) где С – себестоимость продукции, руб.; П – прибыль (40 %) от фактической себестоимости, руб.; НДС – налог на добавленную стоимость (18%), руб. Таблица 37 Оборотная ведомость к счёту 43 «Готовая продукция» за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
Задание 3: На основании хозяйственных операций определить корреспондирующие счета в таблице 35 и записать полученные результаты в таблицу 38. Таблица 38
Журнал регистрации хозяйственных операций за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
Задание 4: На основании данных таблиц 37,38 заполнить ведомость № 16 (смотри приложение Ж), журнал-ордер № 11 (смотри приложение И). 5.9. Учёт финансовых результатов
Цель: · закрепление знаний об учете финансовых результатов; · отработка навыков составления бухгалтерских проводок, расчета сумм налога на имущество организаций, налога на прибыль, определения финансового результата деятельности предприятия, заполнения формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». Обеспечение практического занятия бухгалтерскими документами: · журнал регистрации хозяйственных операций (1 шт.); · форма 2 «Отчет о прибылях и убытках» (1 шт.). Порядок выполнения заданий: · оформление бухгалтерских проводок; · расчет сумм налога на имущество организаций, налога на прибыль; · определение финансового результата деятельности предприятия; · заполнение формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Задание 1: Определить корреспондирующие счета на основании хозяйственных операций в таблице 39 и записать полученные результаты в таблицу 40. Таблица 39 Хозяйственные операции за апрель 200__ г.
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
Порядок выполнения практических заданий Задание 1: Определить корреспондирующие счета на основании хозяйственных операций в таблице 39 и записать полученные результаты в таблицу 40. Таблица 40 Журнал регистрации хозяйственных операций за апрель 200__ г.
Окончание таблицы 40
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
5.10. Бухгалтерская отчётность
Цель: · закрепление знаний об оформлении бухгалтерской отчётности; · отработка навыков заполнения сальдо – оборотного баланса, формы №1 «Бухгалтерский баланс» на начало и конец отчётного периода. Обеспечение практического занятия бухгалтерскими документами: · сальдо – оборотный баланс (1 шт.); · форма № 1 «Бухгалтерский баланс» (1 шт.). Порядок выполнения заданий: · рассчитать сальдо конечное по синтетическим счетам бухгалтерского учёта; · на основании журналов-ордеров, ведомостей составить сальдо – оборотный баланс по синтетическим счетам; · на основании данных сальдо – оборотного баланса заполнить форму № 1 «Бухгалтерский баланс» на начало и конец отчетного периода.
Задание 1: Заполнить схемы синтетических счетов в таблицах 41, 42 и рассчитать сальдо конечное по синтетическим счетам бухгалтерского учёта на основании хозяйственных операций и записать полученные результаты в таблицу 44,45.
Таблица 41 Схема активного синтетического счёта
Таблица 42 Схема пассивного синтетического счёта
Задание 2: На основании журналов-ордеров, ведомостей составить сальдо – оборотный баланс по синтетическим счетам в таблице 43 и записать полученные результаты в таблицу 46. Таблица 43 Сальдо – оборотный баланс за апрель 200__ г.
Продолжение таблицы 43
Окончание таблицы 43
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи Порядок выполнения практических заданий
Задание 1: Заполнить схемы синтетических счетов в таблицах 41, 42 и рассчитать сальдо конечное по синтетическим счетам бухгалтерского учёта на основании хозяйственных операций и записать полученные результаты в таблицу 44,45.
Таблица 44 Схема активного синтетического счёта
Таблица 45 Схема пассивного синтетического счёта
Задание 2: На основании журналов-ордеров, ведомостей составить сальдо – оборотный баланс по синтетическим счетам в таблице 43 и записать полученные результаты в таблицу 46. Таблица 46 Сальдо – оборотный баланс за апрель 200__ г.
Продолжение таблицы 46
Окончание таблицы 46
Бухгалтер ____________ _______________________ подпись расшифровка подписи
5.11. Налоговая отчётность
Цель: · закрепление знаний об оформлении налоговой отчётности; · отработка навыков заполнения налоговых деклараций по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу. Обеспечение практического занятия бланками налоговой отчётности: · налоговая декларация по налогу на имущество организаций (1 шт.); · налоговая декларация по налогу на прибыль (1 шт.); · налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (1 шт.); · налоговая декларация по единому социальному налогу (1 шт.); · справка о доходах физического лица (1 шт.). Порядок выполнения заданий: · на основании данных, полученных в результате решения сквозной задачи заполнить налоговые декларации по: o налогу на имущество организаций; o налогу на прибыль; o налогу на добавленную стоимость; o единому социальному налогу; · на основании данных, полученных в результате решения сквозной задачи заполнить справку о доходах физического лица. Исходные данные для заполнения налоговых деклараций: · наименование предприятия – ЗАО «Бекон; · идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) – 420600711; · КПП – 420502001; · код государственной налоговой инспекции (ГНИ) – 420; · основной государственный регистрационный номер – 1024200706870; · рабочий телефон – 51 – 01 – 01; · директор – Полозов налогу на имущество организаций, ИНН – 420500413712; · главный бухгалтер – Ильина Вера Ивановна, ИНН – 420734724396; · бухгалтер – Сидорова Анна Константиновна, ИНН – 420427111247. Сведения о физическом лице: · ФИО директора – Полозов налогу на имущество организаций; · рабочий телефон – 51 – 01 – 01; · домашний телефон – 25 – 16 – 18; · данные паспорта: o серия и номер – 32 00 615319; o кем выдан – ОВД Центрального района; o дата выдачи – 15 августа 2002 года. · адрес проживания: o индекс – 650099; o город – Кемерово; o улица – Красноармейская; o дом – 110; o квартира – 89. Сведения о физическом лице: · ФИО главного бухгалтера – Ильина Вера Ивановна; · дата рождения – 02 мая 1965 года; · код страны – 643; · данные паспорта: o серия и номер – 32 00 620315 · адрес проживания: o индекс – 650099; o город – Кемерово; o улица – проспект Советский; o дом –30; o квартира – 40; · доходы, облагаемые по ставке 13 %, представлены в таблице 47. Таблица 47 Доходы, облагаемые по ставке 13 %
Суммы налоговых вычетов, право на которые имеет налогоплательщик, представлены в таблице 48. Таблица 48 Суммы налоговых вычетов, право на получение которых имеет налогоплательщик
Данные для расчёта налога на имущество организаций: · 01.01.2006г. – остаточная стоимость основных средств – 3300 000 руб. · январь: o поступление основных средств – 250 000 руб. · февраль: o поступление основных средств – 70 000 руб.; o выбытие основных средств – 470 000 руб.; o амортизация основных средств – 70 000 руб. · март: o поступление основных средств – 70 000 руб.; o амортизация основных средств – 440 000 руб. Данные для заполнения налоговой декларации по единому социальному налогу: · суммы, уплаченные по единому социальному налогу за 1 квартал 200_ года: o январь – 39862,00 руб.; o февраль – 41435,00 руб.; o март – 42389,00 руб. Задание 1: На основании исходных данных рассчитать налог на имущество организаций и полученные результаты внести в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций.
Задание 2: На основании данных рассчитать налог на прибыль организаций и полученные результаты внести в налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций.
Задание 3: На основании данных рассчитать налог на добавленную стоимость и полученные результаты внести в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость.
Задание 4: На основании данных рассчитать единый социальный налог и полученные результаты внести в налоговую декларацию по единому социальному налогу.
Задание 5: На основании исходных данных заполнить справку о доходах физического лица (главного бухгалтера – Ильина Вера Ивановна).
Порядок выполнения практических заданий
Задание 1: На основании исходных данных рассчитать налог на имущество организаций и полученные результаты внести в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций. Остаточная стоимость за каждый месяц ОстСИ, руб., определяется по формуле , (3) где Синач – стоимость имущества на начало отчётного периода, руб.; СПИ – стоимость поступившего имущества за отчётный период, руб.; СВИ – стоимость выбывшего имущества за отчётный период, руб.
Среднегодовая стоимость имущества за I квартал, СрИ1к, руб., рассчитывается по формуле: , (4) где И01.01 – стоимость имущества на 01 января, руб.; И01.02 – остаточная стоимость на 01 февраля, руб.; И01.03 – остаточная стоимость на 01 марта, руб.; И01.04 – остаточная стоимость на 01 апреля, руб. На основании рассчитанной среднегодовой стоимости имущества определяется налог на имущество организаций. Сумма налога на имущество организаций за I квартал, НИ1к , руб., определяется по формуле , (5) где СрИ1к – среднегодовая стоимость имущества за I квартал, руб.; П – ставка налога на имущество организаций, %. Задание 2: Рассчитанные суммы налога на прибыль организаций отражены в таблице 37. На основании полученных результатов налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций.
Задание 3: Рассчитанные суммы налога на добавленную стоимость отражены в таблице 14. На основании полученных результатов заполнить налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость.
Задание 4: Рассчитанные суммы единого социального налога отражены в таблице 25. На основании исходных данных и полученных результатов заполнить налоговую декларацию по единому социальному налогу.
Задание 5: На основании исходных данных заполнить справку о доходах физического лица (главного бухгалтера – Ильина Вера Ивановна).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТЧЁТА ПО ПРАКТИКЕ 5. Охарактеризуйте счета и назовите документы, на основании которых осуществляется : - учёт денежных средств и расчётов; - учёт расчётов с подотчётными лицами; - учёт материалов; - учёт расчётов с поставщиками; - учёт основных средств; - учёт расчётов по оплате труда; - учёт затрат на производство продукции; - учёт готовой продукции и её реализация; - учёт финансовых результатов.
2. Как рассчитываются суммы: - налога на имущество организаций; - налога на прибыль; - налога на добавленную стоимость; - налога на доходы физических лиц; - единого социального налога.
3. Как заполняется: - бухгалтерская отчётность; - налоговая отчётность.
6. Как ведется анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия: - анализ объема выпуска продукции в натуральном и стоимостном измерении; - анализ ритмичности выпуска продукции и ее качества; - расчет и анализ объема реализации, резервы его увеличения; - анализ прибыли предприятия, рентабельности; - анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия; - анализ деловой активности предприятия; - основные мероприятия по оздоровлению финансового состояния предприятия.
Защита отчётов студентов проводится в форме собеседования. Оценка по преддипломной практике (стажировке) приравнивается к оценке теоретического обучения и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение А Образец заполнения титульного листа отчёта по квалификационной практике ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Кемеровский технологический институт пищевой промышленности СРЕДНЕТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ОТЧЁТ по квалификационной практике Студента ____________________________________________________________ Курса_____________________________группы___________________________ Специальность ______________________________________________________ Место практики ___________________________________________________________ Сроки практики___________________________________________________________ Руководитель практики от СТФ Кем ТИПП ____________________________________________________________________ Руководитель практики на производстве ____________________________________________________ Кемерово 200_ г. Приложение Б Образец заполнения рейтингового листа РЕЙТИНГОВЫЙ ЛИСТ результатов квалификационной практики студента СТФ Кем ТИПП Ф.И.О.______________________________________________________________ Предприятие_________________________________________________________
На какую самостоятельную работу может быть рекомендован практикант после окончания практики_________________________________________________ Руководитель практики предприятия: фамилия, имя, отчество занимаемая должность М.П. «____»________________г. Приложение В Образец титульного листа отчёта по преддипломной практике (стажировке) ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кемеровский технологический институт пищевой промышленности СРЕДНЕТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ОТЧЁТ по преддипломной практике (стажировке)
Студента (и) _ ______________________________________________________ Курса_____________________________группы___________________________ Специальность ______________________________________________________ Место практики ___________________________________________________________ Сроки практики___________________________________________________________ Руководитель практики от СТФ Кем ТИПП ________________________________________________ фамилия, имя, отчество подпись
Руководитель практики от СТФ Кем ТИПП ________________________________________________ фамилия, имя, отчество подпись
Руководитель практики от СТФ Кем ТИПП ________________________________________________ фамилия, имя, отчество подпись Кемерово 200_г. Приложение Г __________________________________ наименование организации
ЖУРНАЛ-ОРДЕР по кредиту счёта 60 за ____________________ 200__г. месяц
Бухгалтер _______________ ______________________ подпись расшифровка подписи Приложение Д Предприятие _________________________ Выдана заработная плата в сумме ______________________________________________ руб. __ коп (______ руб. __ коп) прописью цифрами Директор _____________ ____________________ Главный бухгалтер _____________ _____________________________ подпись расшифровка подписи подпись расшифровка подписи
Расчётная ведомость за ______________200__ г. месяц
Окончание расчётной ведомости
Бухгалтер ____________ __________________________ подпись расшифровка подписи Приложение Е Предприятие ___________________ (наименование учреждения) Типовая форма № Т-53 Отдел В кассу для оплаты в срок Цех с ______ по _______20__г. К расчетной в сумме _____________________ ведомости № _________ ____________________________ __________(_____руб. ____коп.) Директор ___________________ Главный бухгалтер ___________
ПЛАТЁЖНАЯ ВЕДОМОСТЬ №__________ за ________________20___г. По настоящей платежной ведомости выплачено руб. _______________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________(______руб. _____коп.) и депонировано рублей ________________________________________________ _________________________________________(______руб._____коп.) Кассир ______________________ Проверил бухгалтер ___________ _______________________20___ г. Кассовый ордер №____________ от ____________________20___ г.
Ведомость составил ______________________ Ведомость проверил ______________________ Приложение Ж _______________________________________ наименование организации
ВЕДОМОСТЬ № 16 ДВИЖЕНИЕ ГОТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ, ИХ ОТГРУЗКА И РЕАЛИЗАЦИЯ за ___________________ 200_г. месяц Раздел 1. Движение готовых изделий в ценностном выражении
Раздел 2. Отгрузка, отпуск и реализация продукции (работ, услуг)
Бухгалтер ___________ ____________________ подпись расшифровка подписи Приложение И ______________________________ наименование организации
ЖУРНАЛ-ОРДЕР № 11 по кредиту счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 42 «Торговая наценка», 44 «Расходы на продажу», 45 «Товары отгруженные», 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», 90 «Продажи» за _____________ 200_г. месяц
Бухгалтер ____________ _____________________________ подпись расшифровка подписи
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ К ЖУРНАЛУ – ОРДЕРУ № 11 по счёту № 90 «Продажи» за _______________ 200_г. месяц
Бухгалтер ____________ _____________________________ подпись расшифровка подписи СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабаева З.Д. и др. Бухгалтерский учет: задачи, ситуации, тесты. Учебное пособие. – М: Финансы и кредит, 2003 – 250 с. 2. Богаченко В.М., Данченко Н.Б., Кириллова Н.Д. Практикум по бухгалтерскому учету – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 – 352 с. 3. Краснова Л.П., Шалашова Н.Т. и др. Бухгалтерский учет: учебник – М: Юрист, 2001 – 550 с. 4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Инфра - М, 2002 – 640 с. 5. Малышко В.Ф., Маслова Т.А. Налоги-2006: новые правила исчисления и уплаты. – М.: Издательский дом «Бухгалтерия и банки», 2006 – 132 с. 6. Налоги: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Д.Г. Черника. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 430 с. 7. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 15 апреля 2006 г. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во,2006. – 656 с. 8. План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности и инструкция по его применению с изменениями и дополнениями, внесёнными приказом Минфина РФ от 07.05.2003 № 38Н – М: Юрайт, 2004 – 122с. 9. Пономарева Г.Д. Самоучитель по бухгалтерскому учету – М: «Книга сервис», 2003 – 160 с. 10. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для сред. проф. образования / О.В. Скворцов, Н.О. Скворцова. – М.:Академия, 2004. СОДЕРЖАНИЕ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ПРАКТИКА И ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА (СТАЖИРОВКА)
Методические указания по прохождению квалификационной практики и преддипломной практики (стажировки) студентами всех форм обучения специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учёт» (в пищевой промышленности) Составители: Кондратьева Екатерина Васильевна Леончик Наталья Александровна Зав. редакцией И.Н. Журина Редактор Е.В. Макаренко Технический редактор Т.В. Васильева Художественный редактор Л.П. Токарева ЛР №020524 от 02.06.97 Подписано в печать 02.08.04. Формат 60´841/16 Бумага типографская. Гарнитура Times. Уч. -изд. л. Тираж экз. Заказ № Оригинал-макет изготовлен в редакционно-издательском отделе Кемеровского технологического института пищевой промышленности 650056, г. Кемерово, б-р Строителей, 47 ПЛД №44-09 от 10.10.99. Отпечатано в лаборатории множительной техники Кемеровского технологического института пищевой промышленности 650010, г. Кемерово, ул. Красноармейская, 52 |