Реферат: II. Роль работодателей в искоренении детского труда

Название: II. Роль работодателей в искоренении детского труда
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

«Роль работодателей в искоренении


детского труда»

С О Д Е Р Ж А Н И Е :

Предисловие 3

Введение 5

I. Что такое детский труд? 7

· Понятие «ребенок» 8

· Понятие «детский труд» 8

· Минимальный возраст приема на работу детей 8

· Наихудшие формы детского труда 9

· Что порождает детский труд 11

· Последствия детского труда 13

· Детский труд в Казахстане 15

II . Роль работодателей в искоренении детского труда

· Четыре причины, почему работодатели должны искоренить

детский труд 17

· Как работодатели могут искоренить детский труд 19

· Роль организаций работодателей в борьбе с детским трудом

· Роль объединений работодателей и социальных 24

партнеров в искоренении детского труда

· Достижимо ли искоренение детского труда в Казахстане? 27

III . Правовая база детского труда в Казахстане

· М еждународные правовые документы по детскому труду 30

· Национальное законодательство по вопросам детского труда 31

П Р Е Д И С Л О В И Е

Данное Руководство для работодателей «Роль работодателей Казахстана в искоренении детского труда» подготовлены Конфедерацией работодателей (предпринимателей) Республики Казахстан при технической поддержке Бюро Работодателей МОТ и при содействии МОТ - ИПЕК.

При подготовке данного Руководства для работодателей были использованы материалы, опубликованные в изданных Международной Организацией Труда (МОТ) и Международной Организацией Работодателей (МОТ) трех практических Руководствах «Работодатели и детский труд», в которых предлагаются идеи, даются советы и примеры предотвращения детского труда.

Указанные «руководства являются ключевым ресурсом для директоров, менеджеров и сотрудников организаций работодателей и других бизнес – ассоциаций, которые хотят заняться этой важной и деликатной проблемой». Для работодателей Казахстана очень важен международный опыт в искоренении детского труда, поэтому многие материалы из этих документов включены в данное Руководство для Казахстана.

Это было сделано с целью перенять предлагаемый в данных руководствах МОТ положительный опыт других стран, примеры предотвращения детского труда и рекомендуемые механизмы освобождения детей с рабочих мест на условия и возможности нашей страны.

Руководство для Казахстана в значительной мере разрабатывалось на основе опыта проведения борьбы с детским трудом в г. Алматы и Алматинской области и соответственно потребностей и возможностей, существующих в данном регионе, что, однако, не является препятствием для применения его работодателями и предпринимателями во всех регионах страны.

В целом, данное Руководство «Роль работодателей Казахстана в искоренении детского труда», может представлять интерес не только для работодателей и предпринимателей Казахстана, но и широкого круга лиц, связанных с планированием, проработкой и проведением мероприятий по искоренению детского труда, включая компетентные государственные органы, неправительственные организации, организации образования, общественные структуры и т.д.

Проведенные в последние годы исследования в различных регионах Республики Казахстан продемонстрировали, что проблема детского труда также актуальна и для Казахстана. В кризисный период как в городской, так и в сельской местности произошел рост использования детского труда в экономике страны.

Экономический кризис особенно повлиял на детей, занимающихся сбором хлопка и табака, которые зачастую не имеют доступа к качественному медицинскому обслуживанию, страдают от плохих жилищных условий, хронической усталости, недоедания и т.д. Проблема искоренения детского труда особенно актуальна для сельскохозяйственных регионов Южного Казахстана.

В городской местности отдельные дети оказываются вовлеченными в попрошайничество, работают в частных торговых точках, осуществляют доставку продуктов и товаров на рынках, на автомойках, на станциях технического обслуживания автомашин, при погрузочно–разгрузочных работах, заправщиками на автозаправках и т.д.

Ряд исследований, посвященных детскому труду, отмечает вовлечение детей в нелегальные сферы деятельности, включая проституцию и порнографию. По данным МВД РК, значительная часть городских проституток в Казахстане – несовершеннолетние дети.

Значительная доля детского труда в стране падает на детей трудовых мигрантов. Например, на территорию южного Казахстана дети прибывают вместе с семьями, мигрирующими из Узбекистана и Кыргызской Республики в период сбора урожая, и работают на хлопковых и табачных полях.

В В Е Д Е Н И Е

Международная Организация Труда (МОТ) и прогрессивная общественность планеты 12 июня 2010 года отметили Всемирный день борьбы с детским трудом. Как известно МОТ призвала “ к 2016 году искоренить наихудшие формы детского труда». Этот ориентир был намечен в 2006 году на основании выводов предыдущего глобального доклада, авторы которого отметили позитивные тенденции в деле искоренения детского труда.

“В настоящее время 215 миллионов детей в мире вынуждены работать, чтобы выжить. Учеба и игра для них – непозволительная роскошь. Темпы искоренения детского труда в мире замедлились, и может случиться так, что не удастся покончить с его наихудшими формами к 2016 году. Нам необходимо восстановить прежние темпы. Давайте же возьмемся за искоренение детского труда, избрав для этого правильную стратегию и показав нашу приверженность достижению этой цели”, - заявил Генеральный директор МОТ Хуан Сомавия.

Всемирный день борьбы с детским трудом в 2010 году отмечался через месяц после конференции по детскому труду в Гааге, в которой приняли участие более 450 делегатов из 80 стран. Цель конференции, организованной правительством Нидерландов, – одобрить “дорожную карту”, призванную активизировать усилия по искоренению наихудших форм детского труда к 2016 году.

В “дорожной карте” сформулирован ряд руководящих принципов и конкретных действий для достижения поставленных целей, которые должны предпринять правительства, социальные партнеры (работники и работодатели), гражданское общество, неправительственные, региональные и международные организации.

Одновременно с принятием “дорожной карты” вышел в свет третий глобальный доклад МОТ о детском труде, авторы которого предупреждают: глобальная кампания борьбы с детским трудом переживает критический момент.

Выводы нового доклада заметно отличаются от оценок, сделанных четыре года назад, когда было найдено гораздо больше оснований для оптимизма. Последние данные свидетельствую о «неравномерности» прогресса в достижении поставленной цели – добиться ликвидации наихудших форм детского труда к 2016 году. Авторы доклада предостерегают, что если нынешние тенденции сохранятся, эта цель к 2016 году достигнута не будет.

Аналогичная ситуация характерна и для Республики Казахстан. К сожалению, сокращения использования детского труда в экономике страны не происходит, и соответственно нужны более решительные меры правительства, социальных партнеров, НПО и всего общества в целом по ликвидации НФДТ.

Социальными партнерами будет продолжена работа по реализации Конвенции МОТ №182 и совместного плана работы по ликвидации наихудших форм детского труда.

В этой серьезной деятельности необходимо учитывать опыт других стран, добившихся определенных успехов в деле искоренения детского труда. Во многих европейских странах с высоким уровнем доходов в прошлом тоже существовала проблема детского труда, а сейчас у них отмечается значительный прогресс в этом вопросе.

Необходимо отметить большую работу, проводимую МОТ – ИПЕК в Республике Казахстан по ликвидации детского труда, особенно НФДТ. Особое значение придается работе с социальными партнерами: профсоюзами и объединениями работодателей.

Руководство Конфедерации работодателей (предпринимателей) Республики Казахстан благодарно МОТ – ИПЕК за техническую помощь в подготовке и издании данного Руководство для работодателей «Роль работодателей в искоренении детского труда».

Уверены, что данное Руководство для работодателей, окажет большую помощь не только работодателям и предпринимателям Казахстана, но и многочисленным организациям, связанным с планированием, проработкой и проведением мероприятий по искоренению детского труда, включая компетентные государственные органы, неправительственные организации, организации образования, общественные структуры и т.д.

I. Что такое детский труд?

В статье 2 Конвенции МОТ №182 от 1999 года «О наихудших формах детского труда» «ребенком» признается любое лицо в возрасте до 18 лет. Законом Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-II «О правах ребенка в Республике Казахстан» (статья 1) установлено, что любое лицо в возрасте до 18 лет считается «ребенком» (не достигшее совершеннолетия).

Детским трудом называется работа, которая вредит благополучию детей и мешает его или ее образованию, развитию и будущей жизни. Детский труд – это работа, которая по своей природе и/или способу выполнения наносит вред ребенку, подвергает его насилию и эксплуатации и лишает возможности учиться.

Международная организация труда (МОТ) также использует выражения «работающие дети» и «экономически активные дети». Причем эти термины не подразумевают работу, выполняемую ребенком по дому.

Выписка из действующего Трудового кодекса Республики Казахстан.

Статья 30. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора

1. Заключение трудового договора допускается с гражданами, достигшими шестнадцатилетнего возраста.

2. С письменного согласия одного из родителей, опекуна, попечителя или усыновителя трудовой договор может быть заключен с:

1) гражданами, достигшими пятнадцати лет, в случаях получения ими среднего образования в общеобразовательном учебном заведении;

2) учащимися, достигшими четырнадцатилетнего возраста, для выполнения в свободное от учебы время работы, не причиняющей вреда здоровью и не нарушающей процесса обучения;

3) с лицами, не достигшими четырнадцатилетнего возраста, в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию с соблюдением условий, определенных подпунктом 2) пункта 2 настоящей статьи.

3. В случаях, определенных пунктом 2 настоящей статьи, наряду с несовершеннолетним, трудовой договор должен подписываться одним из его родителей, опекуном, попечителем или усыновителем.

Конвенция МОТ №138 «О минимальном возрасте» призывает установить минимальный возраст для трудоустройства не ниже возраста окончания обязательного среднего образования. В Республике Казахстан установлен минимальный возраст приема на работу в 16 лет.

Конвенция МОТ №182 «О наихудших формах детского труда» была единогласно принята делегатами МОТ в 1999 году и касается всех детей моложе 18 лет. Статья 3 Конвенции №182 определяет следующие формы детского труда как наихудшие:

а) все формы рабства или практика, сходная с рабством, например, продажа детей и торговля ими, долговая кабала и крепостная зависимость, а также принудительный или обязательный труд, в том числе принудительная или обязательная вербовка детей для участия в вооруженных конфликтах;

в) использование, вербовка или предложение ребенка в целях проституции, изготовления порнографической продукции или для порнографических представлений;

с) использование, вербовка или предложение детей для использования в противоправной деятельности, в частности, для производства и продажи наркотиков, как они определены в соответствующих международных договорах;

d) работа, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

Понятно, что работодатели и предприниматели Казахстана не могут и не должны заниматься вышеперечисленной деятельностью. Эти виды труда иногда называют «неприемлемыми наихудшими формами детского труда».

Опасные виды детского труда

Статья 3 (подпункт d) Конвенции № 182 описывает то, что называют «опасными видами детского труда» (ОВДТ). К ним относится работа в опасных или неблагоприятных для здоровья условиях, в результате которой ребенок может погибнуть или получить увечья (часто необратимые) и/или заболеть (часто необратимым заболеванием), как следствие плохих стандартов безопасности и гигиены труда и рабочей обстановки.

«Опасность» тесно ассоциируется с «риском». Опасностью является все, что может причинить ущерб. Риском называется вероятность наступления ущерба вследствие реализации существующей опасности. Например, опасность, ассоциируемая с сельскохозяйственной техникой, может означать риск быть захваченным или зажатым ее движущимися частями. При этом риск будет высоким, если соответствующие защитные устройства не установлены, а рабочие находятся в непосредственной близости от техники. Однако, если машина будет надлежащим образом ограждена, регулярно проходит профессиональный техосмотр и ремонт, то риск будет низким.

Точный перечень опасных видов труда устанавливается каждой страной самостоятельно после консультаций с работодателями и работниками.

Такой перечень (Список работ, на которых запрещается применение труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста) в Казахстане утвержден приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан № 185-п от 31 июля 2007 года и включает в себя 128 профессий и видов работ.

Приведем примеры: автоклавщик; аккумуляторщик, занятый зарядкой и ремонтом аккумуляторов; антикоррозийщик; аппаратчик приготовления химических растворов; аппаратчик хлорирования; варщик битума; прессовщик изделий из пластмасс; машинист по стирке спецодежды, занятый на ремонте, чистке и стирке спецодежды, загрязненной ядовитыми веществами, канализационной жидкостью, а также в спецпрачечных; мойщик, занятый: мойкой тары из-под нефтепродуктов и химикатов; промывкой деталей, узлов и моторов, работающих на этилированном бензине; мойкой ассенизационных машин; а также занятый дезинфекцией посуды; моторист электродвигателей, занятый обслуживанием высоковольтных электродвигателей; наполнитель баллонов, занятый наполнением баллонов сжиженным газом и жидким хлором и т.д.

Что порождает детский труд?

Факторы, порождающие детский труд, тесно переплетены. Необходимо отметить пять ключевых факторов. Первые три из них (бедность, образовательные и социальные нормы) могут считаться факторами предложения. Они вынуждают родителей использовать труд своих детей в собственном бизнесе или на ферме или поставлять его на рынок труда. Другие факторы относятся к спросу на детский труд: спросу со стороны родительских ферм или бизнеса и спросу со стороны другого бизнеса. Существованию детского труда способствует сочетание факторов предложения и спроса. Обратить внимание на все из них, а не просто на единичные факторы – критически важно для сокращения детского труда.

Мощной причиной детского труда является бедность. Родители посылают своих детей на работу или просят их работать в семейном бизнесе или на семейной ферме, потому что семья имеет низкие доходы и нуждается в дополнительных средствах которые дети способны обеспечить. Хотя бедность и является важным фактором, влияющим на решение семьи о направлении ребенка на работу, это не единственный фактор. Снижение детского труда на национальном уровне исторически не проистекало исключительно от изменений уровня доходов. Оно также происходило под влиянием других факторов, в том числе изменений в законодательстве (запрет на детский труд, обязательное образование), изменения восприятия и изменения природы труда.

В целом же, можно сказать, что, хотя уровень доходов и является мощным фактором, влияющим на то, работают дети или нет, простое повышение уровня доходов на душу населения не является достаточным для того, чтобы ликвидировать детский труд.

Отсутствие достойного, недорогого образования. Альтернативой детскому труду является посещение школы. Однако, родителям тяжело посылать детей в школу, если обучение является платным или связано с иными затратами (приобретением формы, тетрадей и т.д.). Если родители не могут позволить себе таких расходов, дети остаются дома и зачастую начинают работать на свою семью или других.

Школы играют две важные дополнительные роли, влияющие на ситуацию с детским трудом. Во-первых, они полезны для мониторинга запрета на детский труд, поскольку обычно легче отслеживать школьную посещаемость, чем ситуации по трудоустройству на тысячах предприятий. Во-вторых, предоставления бесплатного питания в школах теперь используется многими программами в качестве ключевой стратегии по сокращению детского труда. Бесплатные обеды снижают семейные расходы и служат решающим фактором при выборе того, отправлять ли ребенка в школу или на работу.

Социальные нормы и отношения могут иметь определенное влияние на уровень детского труда, хотя в понимании этого существуют различия. Некоторые исследователи считают, что уровень общественного порицания – или социальной стигмы – детского труда в разных обществах может отличаться. Например, в обществах с низкой стигмой родители не будут считаться с мнением соседей о том, что дети должны ходить в школу, а не работать. В других обществах, однако, эта социальная стигма может быть высокой, что удержит родителей от желания отправить ребенка на заработки.

Спрос со стороны домашнего хозяйства, семейных ферм или семейного бизнеса. Многие дети работают на своих родителей. Дети выполняют домашнюю работу, что позволяет их родителям трудиться вне дома: на семейном земельном участке, в малом бизнесе семьи или по найму у кого-то. Детей также просят поработать в семейном бизнесе или на семейной ферме, чтобы сэкономить на найме рабочей силы со стороны. Бедные семьи, у которых есть в собственности (или в аренде) земельный участок или средства на ведение своего малого бизнеса, более склонны заставлять своих детей, чем те бедные семьи, у которых нет таких ресурсов.

Спрос со стороны другого бизнеса. Предприятия нанимают детей по разным причинам. Когда факторы предложения сильны, т.е. много детей ищут работу, предприятия могут нанимать больше детей. Во многих культурах детских труд не считается чем-то зазорным, наоборот, дети считаются нормальной и традиционной частью рынка труда. Основные причины, по которым предприятия или бизнес нанимают детей, могут быть разбиты на категории:

- Нехватка рабочей силы – в периоды уборки урожая сельхозпредприятия могут испытывать нехватку взрослой рабочей силы и детей нанимают, чтобы восполнить эту нехватку.

- Дешевле – детям чаще платят меньше, чем взрослым. Однако, дети только тогда являются выгодной формой труда, когда их зарплата низка настолько, что компенсирует собой низкую производительность.

- Помочь бедным семьям – в некоторых случаях работодатель может знать, что ребенок из бедной семьи, и он наймет его, чтобы обеспечить семье ребенка больший доход.

- Отсутствие присмотра за ребенком – когда оба родителя работают, а школа недоступна, родители берут детей с собой на работу. В этом случае им могут платить небольшую сумму, чтобы помочь родителям или детям поручают дополнительные задания.

- Более легко управляемы – дети менее способны защитить свои права и интересы, чем взрослые работники. Поэтом некоторые работодатели заинтересованы в найме на работу именно детей, потому что детьми легче управлять в трудных ситуациях.

- Незнание и неискушенность – дети могут не знать о риске, связанном с обращением с различными опасными веществами, и более бесстрашны в опасных ситуациях (работа на высоте, работа с тяжелой техникой). Поэтому детей могут предпочитать взрослым, которые более осторожны, вследствие чего, могут работать медленнее.

Необходимо отметить еще несколько факторов, которые тоже порождают использование детского труда:

- неинформированность или недостаточное знание работодателями тяжелых последствий использования детского труда, таких как: вредное воздействие на здоровье детей; будущая рабочая сила не получает должную квалификацию; использование детского труда оказывает отрицательное влияние на развитие общества в целом.

- неосведомленность о своих обязанностях как работодателя по действующему Трудовому кодексу в вопросах допустимого использования детского труда или даже игнорирование требований законов по допустимым нормам использования детского труда.

- нарушение принятых в Республике Казахстан этических принципов: корпоративных и этических кодексов; социально-ответственный бизнес; различные конкурсы на звание «Лучшее предприятие отрасли» - во всех этих документах подход один – не допускать использования детского труда.

Последствия детского труда.

Полная занятость мешает детям получить образование. Они не получают знаний об основах чтения, письма и счета и не развивают мыслительные процессы. Это влияет на возможность ребенка достаточно зарабатывать в будущем. Действительно, ребенок застревает на низкоквалифицированных и низкооплачиваемых работах. Исследования подтверждают, что чем раньше ребенок начнет работать, тем выше наказание, которое ей или ему придется нести в смысле низких заработков во взрослом возрасте. Другими словами, детям, особенно маленьким, лучше быть в школе, чем на работе.

Семьи, которые отправляют детей работать, таким образом, получают доход сейчас, но теряют в доходе в будущем. Этот вопрос, конечно, не так прост, потому что часто семья вынуждена полагаться на доходы своих детей просто, чтобы выжить.

Таким образом, перевод ребенка с работы в школу должен производиться с учетом потребностей семьи найти новый источник дохода, которым являлся ребенок. Во многих бедных семьях дети совмещают школу с работой, хотя размеры такой практики различны в разных странах.

Некоторые программы по сокращению детского труда пытаются предоставить детям сбалансированный график работы и учебы. Важно, чтобы работа соответствовала возрасту ребенка и не утомляла настолько, чтобы он не мог ходить в школу.

Поскольку в основном трудящиеся дети происходят из бедных семей, тот факт, что они не могут получить образование, означает, что бедность будет переходить от одного поколения семьи к другому, т.е. возникает порочный круг бедности.

Усилия по сокращению детского труда должны быть направлены на то, чтобы разорвать этот круг, чтобы дети ходили в школу, чтобы они смогли в дальнейшем устроиться на работу и потом смогли обеспечить образование собственным детям.

Детский труд оказывает прямое влияние на жизни отдельных людей и семей, а также оказывает большое и растущее влияние на общество и его развитие. Общество с высоким уровнем детского труда имеет больше шансов попасть в ловушку низкого качества, когда относительно необразованная рабочая сила продолжает производить товары низкого качества на низком уровне производительности.

Новому поколению необходимо разорвать порочный круг и дать возможность ходить в школу, а не на работу, чтобы они смогли работать с большей производительностью в будущем. Тогда они смогут внести свой вклад в эффективное производство товаров более высокого качества и способствовать расширению рынков внутри страны и за рубежом.

Исследования МОТ подтверждают, что преимущества от целенаправленных действий против детского труда значительно превосходят затраты на них. Всемирная экономика сможет пополниться на 4,1 триллиона долларов США в течение 20 лет за счет искоренения детского труда.

Детский труд в Казахстане.

Проведенные в последние годы исследования в различных регионах Республики Казахстан продемонстрировали, что проблема детского труда также актуальна и для Казахстана. В кризисный период как в городской, так и в сельской местности произошел рост использования детского труда в экономике страны.

Экономический кризис особенно повлиял на детей, занимающихся сбором хлопка и табака, которые зачастую не имеют доступа к качественному медицинскому обслуживанию, страдают от плохих жилищных условий, хронической усталости, недоедания и т.д.

В городской местности отдельные дети оказываются вовлеченными в попрошайничество, работают в частных торговых точках, осуществляют доставку продуктов и товаров на рынках, на автомойках, на станциях технического обслуживания автомашин, при погрузочно–разгрузочных работах, заправщиками на автозаправках и т.д.

Ряд исследований, посвященных детскому труду, отмечает вовлечение детей в нелегальные сферы деятельности, включая проституцию и порнографию. По данным МВД РК, значительная часть городских проституток в Казахстане – несовершеннолетние дети.

Значительная доля детского труда в стране падает на детей трудовых мигрантов. Например, на территорию южного Казахстана дети прибывают вместе с семьями, мигрирующими из Узбекистана и Кыргызской Республики в период сбора урожая, и работают на хлопковых и табачных полях.

Приведем данные последнего исследования, проведенного в соответствии с проектом МОТ-ИПЕК Общественным Фондом «Детский фонд Казахстана» в октябре - ноябре 2009 года. Руководитель проекта и редактор - Э. Ватлина, эксперт, Председатель Правления Детского фонда Казахстана, Вице-Президент Международной Ассоциации Детских фондов. Полностью результаты исследования приведены в отчете «Особенности труда детей мигрантов в Казахстане» . Анкетный опрос детей мигрантов был проведен в Алматинской и Южно-Казахстанской областях. Выбор респондентов осуществлялся методом случайного и механического отбора через личное интервью. Всего было опрошено 145 респондентов.

В целом же экспертное мнение можно свести к следующему: труд детей-мигрантов организован в нарушение стандартов, дети вынуждены приезжать на заработки, чтобы поддержать семью, они часто работают в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, многие из них заняты на тяжелых и вредных работах – они поднимают тяжести, плохо питаются.

Дети-мигранты, участвуя в трудовой деятельности в период «сезонной» миграции, пополняют доход свой семьи. Они трудятся в разнообразных сферах – в сельском или домашнем хозяйстве, строительстве, торговле, где их используют в основном на подручных работах. Трудовые мигранты, являясь в большинстве случаев многодетными родителями с низким уровнем доходов, выезжают на заработки вместе с детьми. Складывается модель «семейной» трудовой миграции, характеризующаяся высоким процентом участия в «сезонной» миграции несовершеннолетних.

Доля детей трудовых мигрантов составляет в сельском хозяйстве Южного Казахстана до 80 процентов от всех работающих в регионе детей. Это соотношение актуально и для других регионов Казахстана. Следовательно, проблема детского труда в Республике Казахстан приобретает региональное значение и должна решаться с участием международных организаций.

Если дети у себя на Родине хоть в какой-то степени защищены национальным законодательством, и к работодателям, его не соблюдающим, даже если они являются родителями детей, могут быть приняты какие-либо меры, то труд детей мигрантов вне своей страны остается вне правового поля.

Учитывая, что еще в декабре 2002 года Казахстан ратифицировал Конвенцию МОТ №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, казалось бы за семь лет должны быть серьезные достижения в решении данной проблемы.

В стране создан и активно функционирует Национальный Координационный совет по борьбе с наихудшими формами детского труда под руководством вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, активно действуют социальные партнеры и многочисленные неправительственные организации (НПО), большая работа ведется в рамках проекта МОТ-ИПЕК и т.д.

Однако по результатам рассмотрения Второго национального доклада Казахстана о мерах по осуществлению положений Конвенции МОТ №182 в 2009 году Комитет Экспертов МОТ отметил в качестве одного из недостатков предпринимаемых нашей страной мер – отсутствие систем мониторинга в области выявления детей, вовлеченных в наихудшие формы детского труда.

Комитет призвал Правительство удвоить свои усилия по обеспечению создания соответствующих механизмов по мониторингу реализации положений Конвенций.

Для всех очевидно, что основной причиной детского труда является бедность их родителей. Особенно актуально это для детей трудовых мигрантов. Пути решения этой проблемы тоже понятны всем. Чтобы все дети имели возможность ходить в школу, необходимы системы социальной защиты, оказывающие поддержку незащищенным семьям, а также предоставить возможность достойного труда их родителям. Эти меры в сочетании с реальным применением законов, защищающих права детей, и активное участие в этой работе работодателей и предпринимателей обеспечат в перспективе искоренение детского труда в стране.

14 июня 2010 года в рамках проведения в Женеве 99 – ой сессии Международной конференции труда была подписана «Программа по достойному труду в Республике Казахстан на 2010 – 2012 годы». В разделе «Укрепление социального партнерства в области искоренения наихудших форм детского труда» данной Программы предусмотрено:

- повышение потенциала Национального Координационного совета по борьбе с наихудшими формами детского труда по исполнению Национального плана действий по искоренению наихудших форм детского труда;

- выполнение Национального плана действий по искоренению наихудших форм детского труда и реализации международной Конвенции МОТ № 182 в Республике Казахстан на 2009 – 2011 годы, разработанного и утвержденного социальными партнерами (правительством, Федерацией профсоюзов и Конфедерацией работодателей Республики Казахстан);

- стратегии борьбы с детским трудом включены в национальные программные документы и региональные трехсторонние соглашения.

При этом предусмотрены следующие стратегические цели:

МОТ окажет трехсторонним партнерам консультативную поддержку в работе по ликвидации детского труда на основе трехстороннего подхода, в том числе через проведение семинаров, конференций, круглых столов по ознакомлению с международным опытом в этой области.

МОТ окажет консультативную поддержку социальным партнерам в разработке, планировании и осуществлении мер по предотвращению и прекращению наихудших форм детского труда, включая усиление работы за соблюдением трудового законодательства в отношении детского труда.

Социальными партнерами будет продолжена работа по реализации Конвенции МОТ №182 и совместного плана работы по ликвидации наихудших форм детского труда.

В этой серьезной деятельности необходимо учитывать опыт других стран, добившихся определенных успехов в деле искоренения детского труда. Во многих европейских странах с высоким уровнем доходов в прошлом тоже существовала проблема детского труда.

Их исторический опыт может дать ключи к тому, какие факторы способствовали снижению или упразднению детского труда с течением времени. И хотя не существует общего мнения о том, какой из факторов явился самым важным, или сочетание каких факторов стало самым эффективным. Можно выделить четыре основных фактора:

- постепенное общее повышение уровня доходов, что снизило бы необходимость родителей отправлять детей работать;

- общее движение от более трудоемких к менее трудоемким технологиям в процессе эволюции промышленного общества;

- законодательство, которое запретило детский труд или сделало обучение обязательным; хотя существуют разногласия по поводу того, какой из видов законодательства оказался более эффективным, конечно, школьную посещаемость легче было отследить;

- новое общественное мнение том, что дети достойны иметь права, которое вышло из Романтического движения (в Европе) и предложило, что у Государства должна быть обязанность защищать беззащитных.

Общая цель борьбы с детским трудом в Республике Казахстан – выведение детей из сферы наихудших форм детского труда и обеспечение контроля за безопасностью условий труда детей, работающих на легальной основе. Для этого должны быть внедрены методы, позволяющие выявлять детей, вовлекаемых в трудовую деятельность, и устанавливать связанные с этим неблагоприятные последствия и риски для их жизни, здоровья и развития.

Важно также обеспечить, чтобы несовершеннолетним, подвергавшимся такого рода серьезным рискам в связи с их трудовой деятельностью, были предоставлены необходимые для них услуги и предложены альтернативы их прежней занятости и чтобы они не вовлекались вновь в ту же вредную для них трудовую деятельность.

II. Роль работодателей в искоренении детского труда

Общая цель общества в Казахстане – это искоренение детского труда и выведение детей из сферы наихудших форм детского труда, а также обеспечение контроля за безопасностью условий труда детей, работающих на легальной основе. Для этого должны быть использованы методы, позволяющие выявлять детей, вовлекаемых в трудовую деятельность, и устанавливать связанные с этим неблагоприятные последствия и риски для их жизни, здоровья и развития. Выполнение данной задачи невозможно без самого прямого и активного участия работодателей и предпринимателей.

Четыре причины, почему работодатели должны искоренить детский труд.

Существует, по меньшей мере, четыре причины того, почему работодатели должны стремиться к сокращению и искоренению детского труда. Эти причины вытекают не только из требований этического характера, но также из факторов делового подхода.

Первая причина того, почему надо положить конец детскому труду, - это то, что в большинстве стран это является противозаконным. Предприятие должно в своей деятельности руководствоваться законами о детском труде.

Выполняя Закон, предприятие становится честным юридическим лицом, которому не нужно прибегать к затратным и проигрышным стратегиям по уходу от закона, таким как сокрытие работников от трудовых инспекторов.

Причина вторая: расширение доступа к рынку. Все больше покупателей узнают о детском труде благодаря работе неправительственных организаций, лоббистских групп и СМИ. Иностранные покупатели и бренды хотят соответствовать существующим международным стандартам в сфере труда и избежать плохой репутации и возможного бойкотирования своей продукции. Такие производители ищут производителей в развивающихся странах, тех, кто подтвердит, что не используют детский труд сами, и кто упорно работал над тем, чтобы добиться того, что детский труд не используется и их поставщиками.

Таким образом, искоренение детского труда выгодно для частного бизнеса развивающихся стран. Те предприятия, которые выпускают продукцию на экспорт или работают дальше вниз по цепочке экспортных поставок, все чаще убеждаются, что детский труд снижает их доступ к новым рыночным возможностям и даже может повлечь провал их бизнеса.

Причина третья: улучшение производительности. Зачастую предприятия привлекают к работе детей, потому что считают, что это улучшит их прибыльность. Такой подход отражает лишь краткосрочные интересы. Детский труд вредит успеху предприятий, нацеленных на продолжительное существование, потому что он мешает росту обученной взрослой рабочей силы с высоким уровнем производительных возможностей. Дети не способны надолго удерживать внимание, их меньше волнует качество выпускаемой ими продукции. Расходы, связанные с привлечением к труду детей, которые, как известно, работают с низкой производительностью и часто страдают от производственных травм, меньше расходов по найму взрослых только при поверхностном расчете. Аналитический же подход доказывает невыгодность найма детей.

Причина четвертая: этика – поступать правильно. Владелец предприятия должен подумать о том, какое влияние его бизнес имеет на общество, как в экономическом смысле, так и в социальном или этическом смысле. Владелец способствует росту экономики, обеспечивая работой других, работая сам и выпуская продукцию. Владелец может также способствовать общественному развитию, принимая такие решения о найме на работу, которые позволят детям получать образование. В свою очередь, эти дети больше заработают в будущем, станут частью более образованной рабочей силы, и будут способствовать росту экономики.

Решение о том, чтобы избегать найма на работу детей, не обязательно должно базироваться только на будущей экономической выгоде для детей и общества.

Освободить ребенка от необходимости выполнять тяжелую и опасную работу – желаемое решение уже само по себе.

Лучший вариант, когда предприятия могут в сотрудничестве с другими группами помочь в возвращении детей в школы для получения образования, одновременно гарантируя, что благосостояние семьи не пострадает от потери дохода детей.

Как работодатели могут искоренить детский труд.

Детский труд – это серьезная социальная проблема, в основе которой лежат бедность, отсутствие образования, отношение родителей и другие факторы. Предприятия могут усугубить эту проблему, нанимая на работу детей, но они также могут сыграть свою роль в ее решении. Искоренение детского труда – дело не трудное, однако требует тщательно продуманной стратегии, включающей меры по обеспечению благосостояния детей и их семей.

Если детский труд присутствует на вашем предприятии или среди ваших поставщиков, не беспокойтесь: вы не первый, кто сталкивается с этой проблемой. Стремление во что бы то ни стало соблюдать законы или отвечать требованиям покупателей может повлечь за собой негативные и нежелательные последствия для детей и их семей.

Первый шаг. Для борьбы с детским трудом в первую очередь необходим детальный анализ ситуации, чтобы ясно представлять себе картину с детским трудом на вашем предприятии. Это можно сделать собственными силами или же можно вовлечь аудиторов какой-либо внешней фирмы, которая имеет опыт в этой сфере.

Второй шаг. Разработка стратегии должна основываться на целях бизнеса и зависит от остроты проблемы детского труда на предприятии. При этом возможны четыре распространенных ситуации:

- Ваше предприятие не нанимает работников моложе 18 лет. У вас нет проблем с детским трудом. Если ваши партнеры по бизнесу потребуют доказательств, необходимо привлечь независимого аудитора для того, чтобы подтвердить существующее реальное положение.

- Предположим, что ваше предприятие работает только на внутренний рынок и на нем используется детский труд. В этом случае ваша цель – соблюдать положения Трудового кодекса Республики Казахстан (статья 30) и убедиться, что дети не работают в опасных условиях.

- В вашем бизнесе полный рабочий день работают дети моложе 14 лет, т.е. не достигшие возраста для приема на работу, установленную Трудовым кодексом Республики Казахстан. Вы знаете родителей этих детей и знаете, что они бедны. Они не могут позволить себе, чтобы их дети ходили в школу. Уволить этих детей с работы, возможно, будет означать, что они найдут работу где-либо еще, может даже в худших условиях. В данном случае необходим анализ масштабов детского труда на вашем предприятии, прекращение дальнейшего найма детей-работников и выведение их из опасных условий труда. Но главная задача состоит в том, чтобы вернуть этих детей в школу, не нанося ущерба благосостоянию детей и их семей. Может потребуется помощь извне, т.е. местного сообщества, НПО, или кого-нибудь, кто может помочь сократить затраты на то, чтобы отправить детей в школу и помочь родителям больше зарабатывать, используя схемы микрокредитования, кооперативов или другие методы.

- Возможен вариант, когда ваше предприятие крупное, и в производстве задействованы фирмы-поставщики, на которых используется детский труд. В этом случае, вы должны принять меры, чтобы ваши партнеры не использовали детский труд. Причем следует проводить регулярные или неожиданные проверки фирм- поставщиков на предмет использования детского труда.

Третий шаг. Необходимо предпринять три незамедлительных действия:

- прекращение найма на работу несовершеннолетних, изъятие детей из тех сфер, где риск опасностей высок, и сокращение часов работы до легально разрешенного уровня.

Ваше предприятие может немедленно прекратить нанимать на работу детей. Этим можно гарантировать, что вы не усугубите проблему. Это должно быть не временным действием, а запретом навсегда. Это должно стать политикой фирмы, которая должна выполняться теми, кто отвечает за кадровую политику.

Что касается вопроса изъятия детей из опасных условий труда, то в Казахстане утвержден приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан № 185-п от 31 июля 2007 года «Список работ, на которых запрещается применение труда работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста». Этот перечень включает в себя 128 профессий и видов работ.

Выполнение данного незамедлительного действия требует от руководителя фирмы постоянного контроля и бдительности, чтобы быть уверенным в том, что дети постепенно не вернулись обратно в условия, которые представляют для них опасность. Некоторые подчиненные могут под давлением необходимости выполнения плана вернуть детей в прежние условия.

При определении продолжительности рабочего времени детей и сокращении часов работы до легально разрешенного уровня необходимо руководствоваться Трудовым кодексом Республики Казахстан (статья 181).

Статья 181. Продолжительность рабочего времени для работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста

Для работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:

1) для работников в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет — не более 24 часов в неделю:

2) для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — не более 36 часов в неделю:

3) для учащихся организаций образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет — 2,5 часа в день, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 3,5 часа в день.

При этом работодатель издает соответствующий приказ или распоряжение о применении сокращенной продолжительности рабочего времени для конкретных работников.

Пункт 4 статьи 182 Трудового кодекса Республики Казахстан (ТК РК) предоставляет право работодателю устанавливать доплаты несовершеннолетним работникам до уровня оплаты труда взрослых работников.

Отсюда следует, что по ТК РК для работников моложе восемнадцати лет гарантируемой является только часть заработной платы, которая при повременной оплате выплачивается пропорционально отработанному времени, а при сдельной – в зависимости от выработки. Данная норма о доплатах носит рекомендательный характер.

Четвертый шаг. Оказание поддержки детям и их семьям. Предпринятые в третьем шаге незамедлительные действия, могут, конечно, уменьшить остроту проблемы детского труда на предприятии. Но дети все еще будут работать. Опасно увольнять таких детей, поскольку это может причинить материальные трудности им и их семьям. Работодателю необходимо предпринять такое действие, которое сбалансировало бы ситуацию: с одной стороны, освободить ребенка от труда, с другой стороны, найти способ обеспечить доход семьи на том же уровне.

Компенсирование потери заработка ребенка и возвращение его обратно в школу требует затрат. Эти затраты могут быть или уменьшены или вовсе отменены для таких детей. Более того, таким детям можно предоставить стипендии. Большое значение имеет наличие в школах бесплатного питания.

Существенное значение имеет организация кредитования и другой приносящей доход деятельности для родителей таких детей. Руководитель предприятия в зависимости от положения дел на предприятии может рассмотреть возможность пересмотра оплаты или найма с тем, чтобы помочь семье. Например, если родитель с ребенком работают на одного работодателя, может, существует возможность повысить зарплату родителю с тем, чтобы его ребенок не работал. Или же, если один из членов семьи (родитель или старшие братья и сестры) являются безработными, можно нанять их на работу вместо ребенка.

Пятый шаг. Искоренение детского труда в большинстве случаев не повлияет на бизнес в плане его живучести и прибыльности. Зачастую дети моложе легального рабочего возраста выполняют работы, которые могут выполнять машины. Замена детского труда машинным является одним из путей сокращения проблемы детского труда. Общая тенденция механизации, особенно в сельском хозяйстве, может помимо всех прочих выгод, в целом сократить потребность в детском труде.

Производство можно сделать более эффективным, изменив схему производственного процесса. Любое предприятие может за счет лучшего планирования, улучшения условий труда, оснащения дополнительным оборудованием или адаптации рабочих мест, искоренить работы, выполняемые детьми.

Существует неправильное представление относительно затрат на искоренение детского труда. Если детей нанимают потому что, они стоят дешевле, необходимо посмотреть на разницу в оплате труда лицу моложе легального рабочего возраста и лицу старше этого возраста. Предприятиям также следует обратить внимание на тот факт, что работники немного старшего возраста более продуктивны.

Серьезно взглянув на то, что делают дети на рабочих местах, владельцы предприятий могут прийти к выводу, что дети не являются неотъемлемой частью их бизнеса. То, что может делать ребенок моложе легального возраста, может выполнять любой другой человек старше его.

Шестой шаг. По закону предприятия ответственны только за собственную политику и практику найма рабочей силы. Они не несут ответственности за то нанимают ли другие предприятия детей на работу или нет. Тем не менее, предприятия связаны друг с другом в цепи поставок, и фирмы, стоящие ближе к потребителю, все больше и больше требуют от своих партнеров не использовать детский труд. В настоящее время, предприятия ищут таких поставщиков и партнеров по бизнесу, которые понимают и разделяют общие взгляды относительно проблемы детского труда.

Седьмой шаг. За последние 15 лет многие казахстанские предприятия стали участниками движений, содержащих этические принципы: корпоративные и этические кодексы, социально-ответственный бизнес, различные конкурсы на звание «Лучшее предприятие отрасли», конкурс «ПАРЫЗ», т.е. все они накладывают на предприятия дополнительные обязанности, заставляя соблюдать определенный Кодекс поведения. Предприятие может изложить свой подход к детскому труду в любом из этих документов, которые использует в своей деятельности, тем самым декларируя серьезность отношения к детскому труду в политике предприятия.

Восьмой шаг. Чтобы быть уверенным, что предприятие или поставщик не использует детский труд в своем бизнесе, необходимо провести оценку. Одноразовая оценка обычно называется социальным аудитом. Серия повторных оценок называется мониторингом. В Республике Казахстан в настоящее время при техническом содействии МОТ разрабатывается «Руководство
по организации и проведению мониторинга детского труда»
.

Общая цель мониторинга детского труда – выведение детей из сферы наихудших форм детского труда и обеспечение контроля за безопасностью условий труда детей, работающих на легальной основе. Для этого должны существовать методы, позволяющие выявлять детей, вовлекаемых в трудовую деятельность, и устанавливать связанные с этим неблагоприятные последствия и риски для их жизни, здоровья и развития.

Важно также обеспечить, чтобы несовершеннолетним, подвергавшимся такого рода серьезным рискам в связи с их трудовой деятельностью, были предоставлены необходимые для них услуги и предложены альтернативы их прежней занятости и чтобы они не вовлекались вновь в ту же вредную для них трудовую деятельность. В этом состоит основное отличие мониторинга детского труда от инспекционных проверок соблюдения законодательства по охране прав детей на рабочем месте, основной целью которых является устранение соответствующих нарушений и привлечение к ответственности виновных лиц.

Роль организаций работодателей и социальных

партнеров в борьбе с детским трудом

Миссия Конфедерации работодателей (предпринимателей) Республики Казахстан (КРРК) звучит так: «Мы содействуем работодателям в создании экономических и правовых условий для успешного развития предпринимательства в Республике Казахстан».

Основная роль объединений работодателей - каковым является КРРК – это лоббирование интересов членов, и в данном случае Конфедерация лоббирует проблему искоренение детского труда. Возникает вопрос – зачем республиканскому объединению работодателей вовлекаться в проблему детского труда?

Участвуя в течение пяти лет в деятельности Национального Координационного Совета Республики Казахстан по борьбе с наихудшими формами детского труда (НФДТ) руководство и Правление КРРК, отмечают значительный прогресс в повышении уровня знаний национальных партнеров и общества в целом в необходимости ликвидации НФДТ. Большое значение имело для мобилизации общества на искоренение НФДТ проведение МОТ – ИПЕК различных тренингов, семинаров, круглых столов для национальных партнеров и НПО, открытие специального веб-сайта и информационно-ресурсного центра по проблемам детского труда.

В соответствии с Конвенциями МОТ №138 и №182 вопросы ликвидации детского труда включены в законодательные акты и в целом в политику государства. Приняты Государственная программа «Дети Казахстана», Национальная программа достойного труда, Генеральное соглашение между Правительством Республики Казахстан, республиканскими объединениями работников и республиканскими объединениями работодателей на 2009-2011 годы, отраслевые и трехсторонние региональные соглашения содержат обязательства социальных партнеров по борьбе с НФДТ.

Но, несмотря на достигнутый прогресс, необходимо отметить слабость механизмов исполнения законов и отсутствие детальных положений на подзаконном уровне по отдельным аспектам детского труда зачастую делают правоприменение затруднительным.

Так, по информации Генеральной прокуратуры, в ходе проверки, проведенной в начале 2010 года, выявлены многочисленные факты нарушения трудового законодательства хозяйствующими субъектами при принятии на работу несовершеннолетних, а также факты незаконного использования труда несовершеннолетних в организациях образования, осуществляющих содержание и образование. Вместе с тем, одной из причин низкой выявляемости нарушения трудовых прав несовершеннолетних является отсутствие действенного механизма мониторинга по обеспечению соблюдения законодательства о труде несовершеннолетних.

Также существуют сложности, связанные с правоприменением в отношении использования детского труда в сельском хозяйстве и таких неформальных секторах экономики, как уличная торговля, домашнее хозяйство и надомная работа.

Кроме того, среди тех, кто уполномочен осуществлять выявление работающих детей, существуют разногласия в понимании детского труда и его отличия от трудового воспитания детей. В стране до сих пор неопределенны категории и четкие критерии легких работ, которые могут выполняться несовершеннолетними в свободное от учебы время. Подобная непроработка на подзаконном уровне и вытекающие из этого разногласия и непонимания являются серьезными препятствиями на пути внедрения полноценного мониторинга детского труда в Казахстане и решения проблем использования детского труда в целом.

Вместе с тем, трехсторонние партнеры в Казахстане признают, что проведенные в стране точечные исследования и рейды не могут отразить полную картину и дать исчерпывающую информацию об использовании детского труда во всех регионах и секторах экономики. Статистических данных, на основе которых можно было бы анализировать ситуацию в этой сфере, не имеется.

Исследование по использованию детского труда в сельском хозяйстве, проведенное в 2006-2007 годах, показало, что каждый второй трудящийся (50-60%) на табачных и хлопковых полях южных регионов Казахстана – ребенок. При этом, дети, занимающиеся сбором хлопка и табака, зачастую не располагают доступом к качественному медицинскому обслуживанию, страдают от хронической усталости и недоедания.

Экономический кризис 2007-2009 годов изменил ситуацию в сторону увеличения доли работающих на табачных и хлопковых полях южных регионов Казахстана детей – мигрантов. Приведем данные последнего исследования, проведенного в соответствии с проектом МОТ-ИПЕК Общественным Фондом «Детский фонд Казахстана» в октябре - ноябре 2009 года. Руководитель проекта и редактор - Э. Ватлина, эксперт, Председатель Правления Детского фонда Казахстана, Вице-Президент Международной Ассоциации Детских фондов. Исследования проводились в Алматинской области ( Энбекши-Казахский, Шиликский районы, г. Капшагай, с. Шингильды, с. Баканас, с. Топар) и в Южно-Казахстанской области (Сары-Агашский и Махтааральский районы), в ходе которого было опрошено 145 детей - мигрантов, показало следующую картину.

Из 145 детей – мигрантов - 53,6% приехали с родителями из Узбекистана, 32,6% - из Киргизии и 11,6% - из Таджикистана. Причем, только 49,6% из них были старше 15 лет. Почти 35% из опрошенных детей заявили, что рабочий день у них продолжается 8-11 часов. 45 % детей оценивают свою работу как тяжелую и трудную.

Какие были сделаны выводы по результатам проведенного исследования:

- Экспертное сообщество не располагает статистическими данными по детской трудовой миграции в регионе.

- Отмечается непризнание проблемы эксплуатации детского труда и вовлечения детей в его наихудшие формы среди некоторых представителей государственных органов, работодателей и самих родителей.

- Трудовые мигранты, являясь в большинстве случаев многодетными родителями с низким уровнем доходов, выезжают на заработки вместе с детьми. Складывается модель «семейной» трудовой миграции, характеризующаяся высоким процентом участия в «сезонной» миграции несовершеннолетних.

- Формируется рынок детского труда со специфическими условиями спроса и предложения, что объясняется выгодностью использования детского труда – его дешевизной, беззащитностью детей. Поэтому проблема тяжелого детского труда будет оставаться актуальной до тех пор, пока существуют каналы неурегулированной трудовой миграции и дискриминация прав трудящихся-мигрантов.

- Дети-мигранты вместе с родителями нередко попадают в финансовую зависимость от посредников и работодателей, оказываются в условиях принудительного труда, что в большинстве случаев является следствием недостаточной развитости легальных каналов трудовой миграции, юридического и административного контроля.

Достижимо ли искоренение детского труда в Казахстане?

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что детский труд – это вопрос, принадлежащий к сфере труда, и поэтому главным участником диалога по этому вопросу должны быть объединения работников – профессиональные союзы. Объединения работодателей – как один из социальных партнеров – активно участвуют в обсуждении и принятии фундаментальных документов по детскому труду: ратификация Конвенций, принятие Законов РК, составление и принятие списка опасных видов работ и проведения различных проверок по НФДТ.

В то же время в Республике Казахстан детский труд используется больше в неформальной (теневой) экономике. Социальные же партнеры задействованы больше в нормальной (легальной) экономике и их членами тоже являются в основном законопослушные предприятия, которые практически не используют детский труд.

Ответ на вопрос: «Достижимо ли искоренение детского труда в Казахстане?» связан с повышением статуса данной проблемы до уровня общегосударственной, общественно-значимой. При этом важно особое отношение Президента и Правительства, всех слоев общества к вопросам ликвидации детского труда в Казахстане. Как было сказано выше, около 80% работающих в Казахстане детей - это дети трудовых мигрантов, прибывших вместе с семьями из Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Это обстоятельство значительно усложняет борьбу с наихудшими формами детского труда (НФДТ).

Одно дело, когда объединения работодателей будут стимулировать работодателей даже за счет своих средств выводить детей – граждан Казахстана из сферы детского труда и устраивать их в школы. Другое дело, когда это относится к детям трудовых мигрантов. Здесь акценты смещаются и требуется участие международных (МОТ, МОМ, ЮНИСЕФ и т.д.) и региональных (Центрально-азиатских) организаций, может быть заключение межгосударственных договоров по детскому труду.

Как было указано выше - доля детей трудовых мигрантов составляет в сельском хозяйстве Южного Казахстана до 80 процентов от всех работающих в регионе детей. Это соотношение актуально и для других регионов Казахстана. Следовательно, проблема детского труда в Республике Казахстан приобретает региональное значение и должна решаться с участием международных организаций.

Рекомендации экспертов сводятся к следующему:

В сфере законодательства:

- В ст. 1 Закона Республики Казахстан «О миграции населения» ввести понятие «ребенок-мигрант».

- Ввести определение «эксплуатация детского труда» в Закон РК «О правах ребенка».

- Предусмотреть ответственность работодателей за использование труда детей-мигрантов, незаконно пребывающих на территории РК и вовлечение их в наихудшиеформы труда.

- Дополнить постановление №1937 Правительства Республики Казахстан от 26ноября 2009 года, предусматривающее перечень заболеваний, при которых иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Казахстан, имеют право на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, иными заболеваниями, предусмотренными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года за № 2018, при которых неоказание помощи влечет за собой серьезные последствия для здоровья и жизни больного.

- Определить Уполномоченный орган для осуществления национальной стратегии в области регулирования общественно-полезного труда детей и искоренения эксплуатации детского труда; включить детей-мигрантов в число уязвимых групп.

- Использовать Парламентские инструменты для контроля за ситуацией в области детского труда.

- Привлекать профсоюзы для поддержки трудящихся-мигрантов и их семей, организации работодателей для реализации идей корпоративной социальной ответственности в виде совместной деятельности по созданию условий для учебы и развития детей, вывода их из наихудших форм детского труда.

- Трехсторонние партнеры МОТ и эксперты по данной теме должны вынести проблему рисков труда детей мигрантов на межстрановой уровень и искать пути ее решения.

- Необходимо разработать программу поддержки таких детей в Казахстане с участием трехсторонних социальных партнеров МОТ в лице государства, профсоюзов и организаций работодателей (трудовая инспекция; ограничение рабочего дня; вывод из наихудших форм детского труда; организация дневных центров пребывания детей с целью создания условий для развития детей и организации учебного процесса; обеспечение доступа к качественным медицинским услугам и т.д.).

- Развивать устойчивый диалог, обмен и сотрудничество между трехсторонними партнерами, общественными организациями и экспертами сопредельных государств по вопросам:

• разработки совместной стратегии заинтересованных сторон и плана мероприятий по проблеме предотвращения наихудших форм детского труда (НФДТ);

• сбора и обработки статистических данных по детскому труду;

• создания Центрально-Азиатской базы данных по детской миграции.

- Объективно изучать и освещать на регулярной основе ситуацию в области детской трудовой миграции.

III. Правовая база детского труда в Казахстане

Международные конвенции и протоколы по детскому труду, ратифицированные Республикой Казахстан

N, п/п

Название конвенции или протокола

Документ о ратификации

Дата вступления в силу

1

Конвенция о правах ребенка

Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 8 июня 1994 года N 77-XIII

11 сентября 1994 года

2

Конвенция Международной Организации Труда N 29 о принудительном или обязательном труде

Закон Республики Казахстан от 14 декабря 2000 года N 120-II

18 мая 2001 года

3

Конвенция Международной Организации Труда N 105 об упразднении принудительного труда

Закон Республики Казахстан от 14 декабря 2000 года № 117-II

18 мая 2001 года

4

Конвенция Международной Организации Труда N 138 о минимальном возрасте для приема на работу

Закон Республики Казахстан от 14 декабря 2000 года N 116-II

18 мая 2001 года

5

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии

Закон Республики Казахстан от 4 июля 2001 года N 219-II

18 января 2002 года

6

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах

Закон Республики Казахстан от 4 июля 2001 года N 221-II

10 мая 2003 года

7

Конвенция Международной Организации Труда N 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда

Закон Республики Казахстан от 26 декабря 2002 года № 367-II

26 февраля 2003 года

НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

На сегодняшний день ряд законов и подзаконных актов, принятых Республикой Казахстан, устанавливает те или иные запреты в использовании детского труда и, в частности, статья 4 Трудового кодекса определяет запрет на наихудшие формы детского труда в качестве одного из принципов трудового законодательства. Ниже в таблице приведены законы и правовые акты Республики Казахстан, имеющие отношение к детскому труду:

Конституция РК

- Пункт 2 статьи 17 защищает детей от любых форм пыток, насилия или других видов обращения и наказания, жестокому или унижающему человеческое достоинство

- Статья 24 гарантирует 1) каждому право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. 2) каждый имеет право на безопасные и здоровые условия труда, справедливое вознаграждение за труд без дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы.

30 авг. 1995

Трудовой кодекс РК
- устанавливает искоренение НФДТ как один из ключевых принципов национального трудового законодательства; рассматривает вопросы занятости несовершеннолетних в отдельном разделе и обеспечивает более высокую степень защиты для работников моложе 18 лет с целью предотвращения и ликвидации ДТ.
- Содержит целый раздел, охватывающий регулирование условий труда несовершеннолетних
- Устанавливает минимальный возраст приема на работу - 16 лет

15 мая 2007

Обновленный перечень опасных работ и профессий, запрещенных для лиц моложе 18 лет утвержденный приказом Министра труда РК № 185-п

- включает сельское хозяйство и другие сферы, в которых потенциально могут присутствовать наихудшие формы детского труда

31 июля 2007

Закон РК № 345-II "О правах ребенка в Республике Казахстан"

- статья 16 устанавливает право ребенка на свободу труда

- запрещает принимать или привлекать ребенка на тяжелые физические работы и работы с вредными и (или) опасными условиями труда.

- выполнение работ не должно нарушать процесс обучения

8 авг. 2002

Закон РК № 321-1 "О браке и семье"
- Статьи 67-74 о лишении родительских прав, а также изъятии ребенка, когда его жизнь находится под угрозой

17 дек. 1998

Кодекс об административных правонарушениях РК
- Вся глава 12 - нарушения, посягающие на права несовершеннолетних: статьи 111-117

30 янв. 2001

Закон РК № 591-II «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности»

- определяет правовые, экономические и социальные основы деятельности государственных органов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности

9 июля 2004

Уголовный кодекс РК
- статья 131: вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность;
- статья 132, 133: Вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также торговля несовершеннолетними;
- Статья 139: злоупотребление правами опекуна или попечителя;
- Статья 148: нарушение трудового законодательства, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан, в том числе несовершеннолетних;
- Статья 152: нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо смерть человека.

16 июля 1997