Реферат: Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

Название: Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Уровень жизни и его составляющие. Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

Студент

ФФБД, 2-й курс, ДФФ-2 С.В. Буляк

Руководитель

канд. экон. наук, доцент Л. Н. Новикова

МИНСК 2009

Реферат

Курсовая работа: 26 страниц; 30 источников; 4 иллюстрации; 4 таблицы.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ, БЕДНОСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Об ъект исследования – уровень жизни, как результат экономической деятельности индивидов, национальных экономик и мира в целом.

Предмет исследования – уровень жизни в Республике Беларусь, острейшие мировые проблемы.

Цель работы – на основе анализа уровня жизни в мире в целом и в Республике Беларусь в частности, выявить проблемы свойственные нашей стране.

Методы исследования – сравнительный анализ, качественный и количественный анализ, дедукция, системный анализ, предельный анализ, графический, статистический.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

__________________

(подпись студента)


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 4

1. Уровень жизни и его характеристика ........................................................... 6

1.1 Понятие и составляющие уровня жизни ................................................. 6

1.2 Показатели уровня жизни.......................................................................... 8

1.3 Уровень и качество жизни....................................................................... 11

2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни...................................... 13

3. Уровень жизни в Республике Беларусь........................................................ 16

3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь.................................... 16

3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь......................................................................................................................... 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ......................................... 30


ВВЕДЕНИЕ

Тема данной работы выбрана не случайно. Выражение « уровень жизни» прочно вошло в нашу повседневную лексику и начало постепенно терять свой истинный смысл. Зачастую это понятие трактуется как высокообеспеченная жизнь для себя и своих родственников. Популяризация американского образа жизни и вместе с тем частое явление социальной несправедливости, сложили у людей впечатление, что уровень жизни может быть только высоким, а обеспечить себе такую жизнь может либо очень предприимчивый человек, либо мошенник. Правы они только в одном – в предприимчивости человека. Но не всем удалось родится предприимчивыми, кто-то оказался в трудной жизненной ситуации, но все же как-то живут. Если говорить просто, то как живёт человек – это и есть уровень его жизни, и быть он может как высоким, так и низким. Люди не машины, которые можно выкинуть, если те сломались, поэтому государство и все члены общества ответственны за тех, кто имеет низкий уровень жизни. Ведь эти люди скорее всего в прошлом старательно трудились на благо общества, исправно платили налоги, или готовы делать всё это сейчас, но у них возникли препятствия.

Образовательная и культурная сфера, здравоохранение, производство и потребление – всё это взаимосвязано как прямо, так и обратно. Экономическая деятельность и личная жизнь людей тесно переплелись, что возникла новая сфера социально-экономического развития. Эта сфера является главным объектом деятельности любого государства, ведь высшей ценностью считается человек с его правами и свободами, а государства создаются для защиты людей и регулирования взаимоотношений между ними. И ответственность за такие явления как голод и нищета лежит на плечах государства, именно проводимую им политику будут обвинять во всех проблемах. Поэтому изучение динамики уровня жизни населения, его прогнозирование чрезвычайно важно для устойчивого, сбалансированного и поступательного развития каждого государства и общества в целом.

Достаточно часто в нашей стране можно слышать жалобы населения на низкие зарплаты и пенсии, невозможность найти работу, высокие цены и, неподтверждённые никакими фактами, доводы, что в России жить гораздо лучше. Отличия в доходах и уровне жизни различных слоёв населения приводят к конфликтам в обществе, социальной отчуждённости, агрессии к государству и проводимой им политике. Поэтому проблема уровня жизни в нашем государстве стоит так же остро, как и в любом другом.

Цель данной работы определить конкретно, что же такое уровень жизни, и, что необходимо сделать чтобы он был высоким. Поэтому можно выделить следующие задачи:

- Определить различия между уровнем и качеством жизни

- Выявить факторы, определяющие и имеющие влияние на уровень жизни

- Определить компоненты, по которым изучается уровень жизни и изучить основные показатели, используемые в современном анализе уровня жизни

- Изучить мировые проблемы уровня жизни

- Проследить динамику уровня жизни в Республики Беларусь за последнее десятилетие

- Ознакомиться с государственными программами и дать оценку социальной политики нашей страны

В соответствии с поставленными задачами, работа состоит из трёх частей. Первая часть – теоретическая. В ней подробно рассмотрены явления уровня и качества жизни, дана характеристика основным методологиям изучения уровня жизни и его показателям. Вторая часть посвящена мировым проблемам бедности. Так же она содержит некоторую методологическую информацию и проектные разработки международных организаций по преодолению глобальных проблем. Третий раздел полностью посвящён нашему государству: прослеживается динамика социально-экономических явлений за различные временные периоды, дана оценка теперешнему состоянии государства в сравнении с произошедшими изменениями и в сравнении с соседними государствами и мировым уровнем, так же уделено внимание социальной политике, которую проводит наше государство – её роли и эффективности.

Для написания работы использовалось множество научной и учебной литературы, статьи в журналах и газетах, новостная сводка. Так же много использовано статистических источников и проведён небольшой опрос среди знакомых как в нашей стране, так и в России и Украине.


1. Уровень жизни и его характеристика

1.1 Понятие и составляющие уровня жизни

Понятие «уровень жизни» является характеристикой, которая отображает социально-экономическое состояние общества, его уровень развития, а так же эффективность государства.

Различные источники дают множество определений этого понятия, нередко и противоречивых. Общее мнение всех авторов лишь в том, что уровень жизни – это степень удовлетворения основных человеческих потребностей материальными благами . Но проанализировав их все, можно дать следующее определение:

Уровень жизни – это условия жизнедеятельности людей и степень удовлетворения их потребностей, которые фактически сложились на определённый исторический период.

Уже из определения видно насколько это сложное и ёмкое понятие. Оно затрагивает не только экономические аспекты человеческой жизни, но также и социальные, психологические, исторические и многие другие. При анализе уровня жизни пользуются большой совокупностью различных показателей, так как человеческая жизнь состоит из множества аспектов, и тем более, из ещё большего количества потребностей, точное количество которых нельзя определить даже приблизительно.

Анализ любого явления подразумевает, что это явление будет сравниваться с другими похожими на него явлениями, что будут разыскиваться факторы, влияющие на него, что, в конце концов, будет изучаться не только одно это явление, но ещё и множество других взаимосвязанных с ним.

Оценивая уровень жизни, необходимо учитывать множество факторов. Во-первых, это исторические факторы. Нелогично сравнивать современные данные статистики с данными столетней давности и делать выводы, ориентируясь только на количественное изменение. Жизнь и прогресс не стоят на месте, потребности людей постоянно растут и изменяются, как увеличивается и само количество живущих на планете. Блага, которые ещё недавно могли быть роскошью, сегодня могут быть уже не востребованными либо вообще оказаться вредными для человечества. Или за какой-либо период продуктов станет вдвое больше, но при этом нельзя будет говорить, что уровень жизни увеличился на 100%, если население возрастёт в три раза.

Во-вторых, это географические факторы. Условия, в которых живут люди, могут существенно отличаться по всей планете. Соответственно этим условиям будут отличаться и потребности. Так, в засушливых регионах люди будут более нуждаться в чистой воде, пище и в каком-либо простом жилище, которое защищая от жары, при этом не будет накапливать тепло. В тоже время, в другой части планеты, где более восьми месяцев в год стоит отрицательная температура, люди будут иметь немного другие потребности. Они будут так же нуждаться в пище и воде, но им будут нужны крепкие дома, устойчивые к низким температурам, и значительная часть их доходов будет уходить на отопление, теплую одежду и тому подобное.

В-третьих, это социально-культурные факторы. В каждой культуре существуют свои особенности. Если в одной стране естественна дискриминация женщин; большая часть населения не имеет даже начального образования и не желает его получать; приняты ранние браки и многодетные семьи, то в другой стране, считающей себя высокоразвитой, всё это будет казаться дикостью.

Как бы не был сложен анализ уровня жизни, но он все таки упорядочен в четкую структуру и имеет свои основные компоненты, что обеспечивает большую объективность и комплексность анализа.

В структуре уровня жизни выделяют следующие компоненты:

1) Условия жизни человека

2) Условия труда

3) Условия развития человека

4) Экологическая безопасность.

Условия жизни. Здесь учитываются самые первостепенные потребности человека, такие как потребление (как продовольственных благ, так и непродовольственных и услуг), обеспечение достойными жилищными условиями и состояние здоровья.

Условия труда. Это все те факторы и условия, с которыми человек сталкивается в процессе своей трудовой деятельности. Тут подразумевается охрана труда, возможность травматизма и приобретения профессиональных заболеваний и санитарно-гигиенические условия на рабочем месте в целом.

Условия развития. Самая широкая составляющая. Включает в себя множество показателей, которые отображают практически все моменты современной человеческой жизни. К условиям жизни относят уровень дохода и структуру его распределения на расходы; уровни рождаемости, смертности и продолжительности жизни; развитие социальной сферы; наличие прав человека и уровень их соблюдения.

Экологическая безопасность. Компонент, возникший сравнительно недавно. Описывает состояние окружающей среды и степень её взаимовлияния с человеком.

Все эти компоненты существенно зависимы и пересекаются друг с другом и поэтому сложно судить о таком строгом их разграничении. И в практической жизни для более точной оценки в рамках каждой составляющей выделен ряд статистических показателей, которыми и целесообразней пользоваться.

1.2 Показатели уровня жизни

Как уже было сказано ранее, в экономическом анализе уровня жизни оперируют совокупностью из многих показателей. Их все можно разделить на две большие группы:

1) Реальные показатели. Отражают реальное положение ситуации. Чаще всего имеют сравнительный характер, так как сравнивается одно и то же явление в различные годы его проявления или в различных странах.

2) Научно обоснованные показатели. Выполняют роль нормативов, т.е. указывают рамки, за которые не должны выходить реальные показатели. Они более субъективны, так как учитывают различие потребностей у людей различного возраста, различного рода деятельности, проживающих в различных условиях.

Для удобства международного сравнения ООН классифицировала основные показатели и выделила их в 12 групп:

1) Демографическая ситуация (рождаемость, смертность)

2) Санитарно-гигиенические условия жизни

3) Потребление продовольственных товаров

4) Жилищные условия

5) Образование и культура

6) Условия труда и занятости

7) Доходы и расходы населения

8) Стоимость жизни и потребительские цены

9) Наличие транспортных средств

10) Организация отдыха

11) Социальное обеспечение

12) Права человека

При анализе всех этих показателей в различных странах, не стоит забывать о том, что количество их очень велико и уровень социально-экономического развития может существенно отличаться. Поэтому системы показателей уровня жизни всегда имеют страноведческую специфику и могут отличаться как составом показателей, так и их иерархией. В высокоразвитых странах на первых местах окажутся показатели безработицы, уровня доходов, наличия и количества социальных трансфертов. Для стран с переходной экономикой большее значение будут иметь показатели ВВП, доходов и структуры расходов, инфляции, безработицы. В развивающихся странах важнейшими параметрами будут душевое потребление, демографические показатели, санитарно-гигиенические условия. Специфика последней группы стран объясняется тем, что значительная часть их населения находится за чертой бедности и фактически борется за выживание.

Целесообразно ниже более подробно рассмотреть те показатели, которые в дальнейшем будут использоваться для анализа уровня жизни в Республике Беларусь.

Самый первый показатель, который упоминают при сравнении экономического развития стран – это объем валового внутреннего продукта (ВВП). Так как уровень жизни напрямую зависит от экономического состояния в стране, то для его анализа используют такой показатель, как величина ВВП на душу населения. Этот показатель, как и обыкновенный ВВП, имеет номинальное и реальное выражение, так как представляет собой отношение всего произведённого за год валового внутреннего продукта ко всему наличному населению страны. Но как относительная величина, имеет свои особенности. Во-первых, она может изменяться не за счёт увеличения или уменьшения объёмов производства и услуг, а вследствие демографических изменений. В стране может случиться взрыв рождаемости, увеличатся потоки иммиграции, но при неизменном реальном ВВП, его показатель на душу населения может резко снизиться. Во-вторых, это усреднённый показатель, который не отображает, как именно эти блага распределяются среди населения. Может быть возможна такая ситуация, когда большая часть ВВП будет потребляться незначительной частью богатых людей, подавляющее большинство населения будет жить в бедности, а при этом показатель ВВП на душу населения будет занимать высокие позиции в мировом рейтинге.

Пожалуй, самыми важными показателями уровня жизни являются доходы и расходы. Они же и самые сложносоставные показатели. В зависимости от принадлежности к определенному слою общества, люди могут получать различные виды доходов: заработную плату, социальные трансферты, доходы от собственности (проценты по вкладам, земельную ренту) и предпринимательской деятельности, доходы от подсобных хозяйств и услуг, оказываемых на основе устной договоренности. Расходы населения представляют собой потребительские расходы (продукты питания; одежда и обувь; здравоохранение; жилищно-коммунальные услуги; транспорт и связь; образование, культура и отдых), обязательные платежи, расходы на сбережения и кредиты. И при оценке уровня жизни важны не только уровни реальных доходов и их стабильное увеличение, но и их источники и их количество, а так же структура всего дохода по источникам. В расходах также оценивается, куда уходит их основная часть и как распределяется оставшаяся.

Немаловажную роль играют трудовые показатели. Высокий уровень безработицы может свидетельствовать об постоянном отсутствии доходов у значительной части населения, а как следствие и об неудовлетворении многих первостепенных потребностей. Невозможность работоспособного населения найти работу отражается и на социально незащищённых членах общества, чьи основные доходы составляют социальные выплаты. Последние в свою очередь снижаются из-за уменьшения налоговых поступлений в государственную казну. Отдельно можно выделить такой показатель, как уровень скрытой безработицы. Зачастую он превосходит официальную безработицу в два раза, так как люди не спешат регистрироваться в органах занятости в надежде, что найдут новое место работы в короткий срок.

Следующие показатели – это демографические. Самые важные среди них это – естественный прирост и миграция. Оценивая их изменения, можно судить о стабильности экономического развития и уровне реальных доходов. В стране, где постоянно растут доходы населения и широко развита система социальных трансфертов, люди, желающие иметь несколько детей, не будут задумываться над невозможностью прокормить, воспитать и дать образование ещё одному ребёнку. В такой стране иммиграция будет преобладать над эмиграцией, так как люди стремятся жить в условиях определённости их будущего и не бояться завтра оказаться на улице. В этой группе также можно выделить показатель продолжительности жизни. По нему можно судить о состоянии здоровья нации, об уровне развития и доступности медицины и об экологическом состоянии в стране.

Ещё одна группа – показатели уровня образования . Общая грамотность и образованность населения свидетельствуют о развитии и доступности образования, об уровне культуры и её потреблении. Широкая сеть высших учебных заведений и возможность получить высокую профессиональную квалификацию дают дополнительную гарантию иметь в будущем более высокие доходы.

И последние показатели – это жилищные условия. Обеспеченность населения жильём показывает среднее количество квадратных метров жилых помещений на одного жителя, но не учитывает состояния этого жилья и его распределения в обществе. О более конкретной удовлетворённости жилищными условиями можно судить лишь сравнив количество состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий и количество получивших жильё. Качество жилья отображает благоустройство жилищного фонда , то есть обеспечение жилых помещений отдельными видами благоустройства (водоснабжением, канализацией, отоплением, электричеством, коммуникациями и т.п.).

Отдельно стоит выделить такой показатель как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) . Это интегральный показатель, введённый ПРООН в 1990 году. Он основан не на стремлении человека удовлетворить свои потребности и увеличить доход, а на возможностях его развития и самореализации, на расширении его возможностей выбора. Другими словами ИРЧП отражает состояние социальной сферы и общих условий жизни в данной стране.

Для его измерения используются следующие характеристики:

1) Средняя ожидаемая продолжительность жизни

2) Базовые показатели образованности населения

3) Реальный ВВП на душу населения.

Вне зависимости от уровня экономического развития страны делятся на следующие группы по уровню ИРЧП:

· ИРЧП более 0,8 – страны с высоким уровнем человеческого развития

· ИРЧП от 0,5 до 0,8 – страны со средним уровнем человеческого развития

· ИРЧП менее 0,5 – страны с низким уровнем человеческого развития.

Стоит добавить, что индекс развития человеческого потенциала является упрощённым показателем уровня жизни и главная его задача – ранжировать страны и сопоставить их в рейтинг для суждения об ориентированности экономики страны на цели человеческого развития.

1.3 Уровень и качество жизни

Подводя итог под всем вышесказанным, следует заметить, что все эти классификации и показатели имеют свои рамки и стремятся к каким-либо определённым идеалам. Другими словами, они обезличены и усреднены, потому что описывают те потребности людей, которые в основном имеют материальный либо первостепенный характер. Но, так как каждый человек живёт в обществе других людей, то его потребности не ограничиваются одними лишь биологическими и материальными, а имеют гораздо более сложную структуру.

Дело в том, что уровень жизни является составляющей частью такого ещё более широкого понятия, как качество жизни . Оно не так часто встречается в повседневной жизни, и на первый взгляд может показаться, что оно равнозначно уровню жизни. На самом же деле, качество жизни – это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении . Иначе говоря, качество жизни охватывает абсолютно все стороны и аспекты человеческой жизни, но при этом делает акцент на достижение личностных и социальных целей. Если уровень жизни характеризовал любое явление с количественной стороны, то качество жизни даёт подробное описание явления, его распространённости, разнообразности и особенностей.

Особенностью качества жизни является то, что оно имеет две формы оценки: объективную и субъективную. Объективную оценку можно дать ориентируясь на какие-либо научно обоснованные меры, на сравнение с другими странами (особенно с теми, которые считаются в мире лидерами в каком-либо определённом вопросе, развитии отдельной сферы), на свой исторический и практический опыт. Но, так как жизнь принадлежит всё-таки человеку, то и оценить её качество каждый в состоянии сам, т. е. субъективная оценка качества жизни даётся каждым человеком, исходя из его собственных интересов и потребностей, и фактически существует лишь в сознании людей и их мнениях.

Традиционно жизнь разделяется на сферы, а сферы на элементы. Это разделение так же способствует более лучшей оценке качества жизни. Имеет смысл назвать эти сферы и более подробно остановиться на некоторых из них:

· Работа . Это не только возможность получать доходы. Треть своей жизни люди проводят на рабочем месте. Это так же взаимодействие с другими людьми. И тут следует оценивать, соответствует ли интересам человека данная работа, взаимоотношения внутри коллектива, престижность профессии, характер и интенсивность труда, его легальность.

· Развитие личности . Оценка этой сферы отчасти перекликается с оценкой трудовой сферы, так как человеку важно заниматься тем делом, которое ему нравится, важно иметь возможность профессионального роста. Так же к развитию личности относится как и общий уровень культуры в стране, так и наличие возможностей для самореализации творчески одарённых людей, заинтересованность общества в их деятельности.

· Социальная безопасность . Пожалуй самая сложная и не поддающаяся никакому исчислению сфера. Здесь можно выделить такие характеристики как физическая и имущественная безопасность (преступность), политическая безопасность (наличие развитого государственного аппарата, уверенность в соблюдении прав и свобод, отсутствие коррупции и бюрократии, степень свободы СМИ). Эта сфера имеет большую субъективную оценку, так как полностью создаётся индивидами и состоит из взаимоотношений между ними.

· Семейная жизнь и быт . Ощущение личного счастья и удовлетворённости жизнью вообще. Полностью субъективно оцениваемая сфера, так как только сам человек может сказать, достиг ли он того, чего хотел, или его жизнь вообще бессмысленна.

· Досуг . Чем-то эта сфера соприкасается со сферой личностного развития и зависит от быта. Так же следует оценивать разнообразность проведения досуга, его качественный характер, продолжительность отдыха и его эффективность.

· Окружающая среда . В основном это неприродные условия жизни. Это мнение человека о тех местах, где он живёт и бывает, оценка того, насколько ему там комфортно, присутствует ли там всё необходимое.

· Комфортность экономических условий . Оценка экономического развития страны и прогнозы дальнейшего развития для определения возможностей деятельности.

Из всего сказанного здесь можно сделать вывод, что экономическое развитие влияет как на уровень жизни так и на её качество. Эти две категории являются результатами действий людей, которые они совершают для достижения поставленных перед собой целей. Естественно, что люди должны быть довольны результатами и в обществе не должно быть каких-либо социальных конфликтов. Поэтому, наряду с экономическим ростом и развитием, социальный прогресс не должен отставать от него, и кроме совершенствования самого человека должен сопровождаться улучшением качества системы общественных отношений. В обществе должны быть созданы такие условия, чтобы каждый человек мог удовлетворять свои жизненные потребности, самостоятельно мог решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья.

2 . Глобальные проблемы повышения уровня жизни

Сейчас наступил такой этап исторического развития, когда все страны зависят одна от другой. Начало этой зависимости лежит в экономических взаимоотношениях, а затем распространяется на политическую, культурную, социальную и другие сферы. Так же эта зависимость осложнена прямыми и обратными связями между этими сферами человеческой жизни. Другими словами, возникновение между странами проблемы в какой-либо сфере повлечёт серьёзные сдвиги или даже разрушения связей по другим сферам между этими странами.

Существует такое понятие, как мировые интересы , которые подразумевают под собой интересы, проблемы и цели, которые волнуют большинство людей в мире. Поле окончания второй мировой войны весь мир волновала проблема обеспечения безопасности: страны объединялись в союзы для будущей совместной защиты, в городах строились многочисленные убежища, между США и Россией шла гонка вооружений, которая чуть было не привела к третьей мировой войне… В настоящее время, осознавая всю глобальность мировой взаимозависимости, мировые интересы направлены на то, что всегда считалось высшей ценностью – на человека. Теперь мировые интересы это – скорейшее искоренение нищеты, всеобщее равенство и человеческое достоинство каждого, достижение демократии и мира.

Официально эти цели оформлены в Декларации тысячелетия , принятой 189 странами на Саммите тысячелетия Организации Объединенных Наций в сентябре 2000 года. Это 8 глобальных целей, более конкретные задачи которых должны быть реализованы к 2015 году. В конкретном контексте проблемы по повышению уровня жизни можно выделить следующие цели и задачи:

Цель 1: Ликвидация крайней нищеты и голода.

Цель 2: Обеспечение всеобщего начального образования.

Цель 4: Сокращение детской смертности.

Задача 10: Сократить вдвое к 2015 году долю населения земного шара, не имеющего устойчивого доступа к безопасной питьевой воде, в том числе из-за нехватки средств.

Задача 11: К 2020 году обеспечить существенное улучшение жизни для как минимум 100 миллионов обитателей трущоб.

Саммит и Декларацию тысячелетия нельзя называть очередными пустыми разговорами и дополнительной тратой бумаги, так как масштабы бедности и её последствия достигли критических точек:

· Более 1,2 миллиарда человек (пятая часть населения Земли) имеют доход меньше 1 доллара США в день.

· Каждый год умирает 10 миллионом детей (30 тысяч каждый день) от болезней, которые можно не только лечить, но и предупредить.

· В мире 991 миллион неграмотных, 115 миллионов из них – дети.

· Более 1 миллиарда человек не имеют доступа к чистой воде, 2,4 миллиарда не имеют доступа к средствам санитарии.

· 799 миллионов человек не получают необходимого минимума питания, дети составляют третью часть из них.

· 122,4 миллиона человек (население такой страны, как Россия) не надеются дожить даже до 40 лет.

· С нынешними темпами прогресса странам Южной Африки удастся преодолеть нищету лишь к 2147 году. [9, с. 1-8, 87]

Очевидно, что основной проблемой, является крайняя бедность (нищета), так как она является барьером, который преграждает малоимущему населению доступ к медицинскому обслуживанию, образованию, культурным, информационным и техническим достижениям. Применение правильных мер по её устранению приведет к повышению человеческой активности. Все те люди, которые сейчас просто сидят и ждут очередных поставки гуманитарной помощи или выплаты пособия, будут самостоятельно в короткие сроки находить себе новую работу и обеспечивать свою семью всем необходимым.

Для того, чтобы определить, какие слои населения считать бедными, а какие нет просто имеющими низкие доходы, существует несколько подходов:

1) Норма потребления . Констатируется чем, в каком количестве и как часто питается человек. Всех тех, чей уровень потребления будет ниже физиологического прожиточного минимума относят к категории бедных, так как такой уровень потребления свидетельствует, что их денежные ресурсы недостаточны для удовлетворения первоочередных потребностей.

2) Относительный доход . К бедным приравнивают всех, чей располагаемый личный доход не превышает определённой доли средней заработной платы по стране (по-другому эту долю ещё называют – пороговое значение). В рамках данного подхода ООН рассчитала свои нормы. Так, если ВВП на душу населения не превышает 1200 долларов США (около 3,5 долларов в день), то такую страну считают проблемной. Бедной считается страна со среднедушевым доходом за 1 день менее 2 долларов США, нищей – менее 1 доллара.

3) Субъективная концепция . Исходит из того, что люди сами в состоянии квалифицированно определить, являются ли они бедными. Этот метод чаще всего используется для опроса домашних хозяйств. Особенность его в том, что люди, назвавшие себя бедными, подразумевают лишь уровень своих текущих доходов, а реально они могут иметь имущество, которое совершенно не задействовано в получении дополнительного дохода (подсобное хозяйство, автомобиль, лишняя жилплощадь).

Для борьбы с бедностью, нужно осознавать причины вызвавшие её. По всему миру они различны. Это и проблемы связанные с экономическими механизмами и экономическим развитием, и проблемы политической и законодательной организации и так же социальные проблемы.

Решение проблем на глобальном уровне при высоких затратах, к сожалению, вызывает не такие высокие результаты. Если в целом по миру можно проследить положительную тенденцию повышения уровня жизни, то при детальном рассмотрении отдельных стран и их регионов можно обнаружить значительные ухудшения. Поэтому, приоритетную поддержку оказывают тем странам, которые на данный момент самостоятельно решить свои проблемы затрудняются, но при этом активно взаимодействуют с мировым сообществом и прилагают максимум усилий для улучшения своего состояния.

Если говорить более конкретно, то в первую очередь необходимо действовать по следующим направлениям:

- Способствовать развитию человеческого потенциала (охрана здоровья, образование), тем самым формируя высококачественную рабочую силу и продуктивных участников экономической деятельности

- Увеличивать производительность сельского хозяйства и оказывать помощь фермерам в его развитии

- Развитие энергетики, связи, коммуникаций, как факторов способствующих экономической интеграции между странами

- Стимулирование развития нетрадиционных отраслей экономики, частного сектора, малых и средних предприятий

- Упор на права человека и социальное равенство. Контроль за соблюдением законов и обеспечением прав

Ну а если всё это обобщить, то главные меры должны включать следующее: а) выявление препятствий на пути преодоления глобальных проблем и оперативная разработка способов их устранения; б) вовлечение в решение мировых проблем всего общества: как и тех стран, которые имеют эти проблемы, так и вполне благополучных; в) наблюдение и контроль прогресса в процессе реализации поставленных целей.

Подводя итог, можно сказать, что наше будущее только в наших руках. Слыша постоянно страшные прогнозы ученых о неминуемых в ближайшем будущем полном отсутствии каких-либо природных ресурсов, сверхмощных природных катаклизмах, разгуле инфекций, не поддающихся никакому лечению, людям стоит задуматься, что они могут сделать для предотвращения всего этого. В нашем глобализованном обществе уже не осталось чужих проблем. Может ещё есть время повысить уровень жизни той пятой части населения планеты, которая голодает и не имеет образования, тем самым обеспечив прорыв научного прогресса, экономического развития и предупреждения глобального уничтожения. Для избавления от нищеты всего то нужно, чтоб страны достигли пороговых ориентиров и стали на путь стабильного экономического роста. И если какая-либо страна проводит правильную политику и принимает правильные меры для устранения глобальных проблем, то долг всего мирового сообщества – помочь такой стране.

3. Уровень жизни в Республике Беларусь

3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь

В конституции нашей страны записано, что Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство, а человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Именно по этой причине моделью нашего экономического развития была выбрана социально ориентированная рыночная экономика. Такая модель предполагает наличие развитой системы социально-экономических институтов, главная цель которых – реализация и достижение социальной справедливости, защищенности, высокого уровня и качества жизни.

И для проверки эффективности социально ориентированной экономики и существует система показателей уровня жизни. Самый первый показатель, который широко используется на общемировом уровне – это объём ВВП на душу населения. Он отображает обеспеченность граждан благами и услугами, так как количественно состоит из произведённых в стране товаров. (Таблица 1)

Таблица 1 - Динамика валового внутреннего продукта

200 0

200 5

200 6

200 7

200 8

В текущих ценах, млрд. руб.

91341

65067

79267

97165

128829

В сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

105,8

109,4

110,0

108,6

110,6

На душу населения в ценах 2000 года, тыс. руб.

913

1342

1483

1607

1783

1) С учетом деноминации 2000 года (уменьшение в 1000 раз).

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [25; 16, с. 28, 37]

ВВП последние четыре года практически имеет волнообразный прирост (поочерёдно темп прироста увеличивался и уменьшался на 2% по сравнению с предыдущим годом). И обеспечивается рост ВВП далеко не ростом объёмов производства, а высокими темпами инфляции. А его рост на душу населения значительно зависит от ярко выраженной тенденции ежегодного уменьшения численности населения на 5 процентов (с 1995 по 2009 год оно уменьшилось на пол миллиона).[16, с. 28] Также стоит отметить, что рост доходов в структуре ВВП уменьшается по причине отрицательного роста сальдо международной торговли (превышения импорта над экспортом). Так, если ещё в 2000 году эта разница составляла 1320 миллионов долларов США, то уже в 2007 импорт превосходил экспорт почти на 4,5 миллиарда долларов США.[16, с. 567]

В нашей республике разработана своя система показателей уровня жизни, которая базируется на различных показателях доходов населения. (Таблица 2)

Таблица 2 - Основные социально-экономические показатели доходов населения

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

192,4

250,8

329,3

416,9

503,9

648,2

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

103,9

109,8

118,4

117,8

113,2

111,8

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

250,7

347,5

463,7

582,2

694,0

868,2

Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году

103,2

117,4

120,9

117,3

110,0

109,0

Средний размер назначенной пенсии
(на конец года), тыс. руб.

113,9

172,6

211,0

277,6

328,2

389,4

Реальный размер назначенной пенсии,
в процентах к предыдущему году

101,4

132,4

113,2

123,4

105,4

104,7

Примечание – Источник: [25]

Ясно видно, что номинальные доходы как в среднем по стране, так и у работающего населения и пенсионеров, взятых по отдельности, ежегодно увеличиваются в среднем на 25%. При стабильном развитии нашей экономики в последние десять лет, это нормальные показатели. Кроме того, пенсии в Беларуси самые высокие среди стран СНГ, а зарплата увеличивается значительно быстрее. Её увеличение в 2005 году по сравнению с 1995 составило 3,5 раза, в то время как в России – 2,0 раза, а в Украине всего в 1,2 раза. [20, с. 28] Но, не смотря на это, реальный размер доходов последние годы стал снижаться. Это обусловлено вновь возрастающими темпами инфляции (Рисунок 1). В 2000 году она составляла 107%, но всего за 5 лет снизилась до 6,6%. Последние 2 года инфляция вновь превышает 10%, и только за первое полугодие 2009 года её уровень составил уже 14,6% [24]. А между тем естественный уровень инфляции не должен превышать одного-двух процентов.

Существенную долю в структуре доходов населения (Рисунок 2) по-прежнему составляют социальные выплаты, а доля заработной платы всего 58,7%. Хотя её доля и возрастает, однако до сих пор не достигла уровня 1995 года. С другой стороны эта недостающая часть заменилась прочими доходами, традиционно под которыми предполагаются доходы от предпринимательской деятельности. Эти источники доходов увеличились вдвое и также, как и трансферты составляют пятую часть в общей структуре. Такое увеличение предпринимательского сектора благоприятно сказалось на уровне безработицы в стране. Если в середине 90-ых годов численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите была около 3-4% от экономически активного населения, то последние 5 лет официальная безработица стабильно снижается и в 2008 году составила всего 0,8% от экономически активного населения. Эти цифры самые низкие в СНГ и меньше среднего мирового уровня (примерно 5,5%).[25; 16, с. 592]

Существует методика разделения всего населения на 5 квинтильных (групп (по 20%) по уровню их доходов. Первая группа – это 20% населения с самыми низкими доходами (до 250 тысяч рублей), соответственно пятая – 20% с самыми высокими (более миллиона). В Беларуси первые три группы получают немногим больше 40% всего дохода населения (сами же составляют 60% от него), в то время как пятая группа получает 37,5% всех доходов. Причём коэффициент Джинни, показывающий неравномерность распределения всех доходов между населением равен 0,297 (в идеале стремится к нулю; самый высокий – 0,601 в Боливии; самый низкий – 0,254 в Чешской Республике). А соотношение располагаемых ресурсов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения составляет всего 6,9 раз, в то время как в России – 14,53 (Чешская Республика – 5,2; Боливия – 168,1). [16, с. 169; 13, с. 222]

Наравне с доходами так же важное значение имеет то, на что именно тратит их население и в каких размерах, или, другими словами, структура потребительских расходов. (Рисунок 3)

Так, положительным является уменьшение расходов на продукты питания почти на 20%, причём в низшей квинтильной группе этот показатель не сильно отличается от среднего по стране (47,3% , по стране – 41,5%). Но нельзя сказать, что это произошло по причине увеличения реальных доходов, скорее в силу увеличения стоимости жилищно-коммунальных услуг и расходов на транспорт и связь потребители вынуждены сокращать расходы на питание. Расходы на жилищно-коммунальные услуги в среднем за год вырастают на 10%, потому лишь 20% населения с самыми высокими доходами тратят на них 5,5% дохода, а остальные 80% населения тратят до 10,1% своего дохода. А вот на транспорт и связь, напротив, больше расходов выделяют в последней группе (20,1% дохода). Это связано с широким распространением в последние годы мобильной связи, интернета и увеличения количества личных автомобилей.

А вот на такие важные цели как здравоохранение, образование и культуру расходы потребителей в сумме увеличились лишь на 3%. К сожалению, за медицинской помощью наши люди обращаются лишь в самый последний момент, даже не смотря на то, что государственное медобслуживание предоставляется всем на равных условиях и абсолютно бесплатно. [16, с. 171-172]

Существует множество показателей, характеризующих демографическое качество населения, и большинство из них относится к сферам медицины.

Самой главной среди них для международного сравнения является средняя продолжительность жизни. За последние 10 лет в нашей республике эта величина увеличилась почти на 2 года: с 68,6 лет в 1995 году до 70, 3 в 2007. Соответственно у мужчин – с 62,9 до 64, 5 и у женщин – с 74, 3 до 76,2. Это нормальный уровень увеличения, если сравнивать со всем миром, но всё равно продолжительность жизни остаётся на низком уровне по сравнению с высокоразвитыми странами и имеет среднее значение среди стран СНГ. [16, с. 88, 590] К сожалению, в нашей стране не так сильно развита медицина, как например в США, и к тому же существенно сказывается радиоактивное загрязнение значительной части территории в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Таблица 3 – Сальдо естественного прироста населения

200 5

200 6

200 7

200 8

Естественный прирост, убыль (-) населения, тыс. человек

-51,4

-41,7

-29,4

-26,0

Примечание – Источник [25; 16, с. 67]

Но стоит отметить, что с 2006 года стала заметно уменьшаться естественная убыль населения. (Таблица 3)

Среди 12 стран СНГ отрицательный прирост ещё наблюдается только в России, Молдове и Украине, самых экономически развитых странах, за исключением Молдовы. В целом же по высокоразвитым странам, естественный прирост находится в балансе между незначительной убылью и незначительным приростом в каждой отдельной стране. [16, с. 67, 586]

Так же наблюдается ежегодное снижение коэффициента младенческой смертности (умершие в возрасте до 1 года на 1000 родившихся). Так, в 1995 году было отмечено самое высокое значение – 13,3, которого не было с 1987 года, но ежегодно снижаясь, в 2008 году он достиг уровня 4,5, который является средним по миру и самым низким среди стран СНГ (для сравнения: в Кыргызстане он постоянно увеличивается и в 2007 году был на отметке 30,6). [16, с. 85, 588]

Как уже было сказано, численность населения ежегодно сокращается на 5%. Это происходит в основном из-за старения нации. Хотя рождаемость по республике и увеличилась, но это более связано с преодолением демографической ямы, вызванной радиационным загрязнением. Основная волна радиации сошла и увеличились как и выживаемость новорожденных, так и вероятность забеременеть и родить здорового ребёнка у женщин. Однако в традиционном укладе ничего не изменилось: большинство семей по-прежнему имеют только одного-двух детей. А в это время, увеличивается продолжительность жизни и людей зрелого возраста становится всё больше и больше. Потому и получается, что они «накапливаются», а потом умирают в количестве большем, чем родилось новых детей. Но на общую численность населения так же влияет сальдо международной миграции (разность между иммиграцией и эмиграцией). (Рисунок 4)) Приятно отметить, что в нашей стране этот показатель имеет положительное значение, т. е. иммиграция превышает эмиграцию. В 2005 году сальдо составило 1949 человек; в 2006 году – 5626; в 2007 году – 4676; и в 2008 – 8145 человек. Положительное сальдо миграции свидетельствует о предпочтениях людей жить в какой-либо стране. Более половины миграционных переездов совершается в пределах СНГ. Эта часть как раз и не связана с экономическими предпочтениями, а совершается в силу семейных обстоятельств. Если же говорить об эмиграции из нашей страны в страны с более высокими доходами и уровнем жизни, то предпочтения отдаются США, Германии, с которой у Беларуси очень тесные взаимоотношения, и Литве с Польшей, как самым ближайшим соседям недавно вошедшим в Евросоюз. Стоит так же добавить, что даже у тех жителей России и Украины, которые не стремятся переехать в Беларусь, из информации, получаемой в новостных передачах, и личных поездок формируется положительное мнение об уровне экономики, политики и уровня жизни в общем в нашей стране.

Оценку уровню жизни через качество населения можно дать также с помощью показателей уровня образования. Уже давно бытует мнение, что советское образование было самым лучшим в мире. Но даже после распада этой империи, отдельные её республики продолжают поддерживать этот уровень. В частности в Беларуси отмечен 100% уровень грамотности населения в возрасте старше 15 лет, а по уровню образованности наша страна занимает самые передовые позиции в мире. В 2008 году школы окончили 96,7 тысяч выпускников и 91,5 тысяча из них были зачислены в учреждения, дающие высшее образование (половина из них на дневное отделение). Это были бы слишком завышенные цифры, если бы не тот факт, что в нашей стране весьма широкая сеть высших учебных заведений. Если не считать частные ВУЗы, то государственных учреждений у нас 55. [16, с. 192, 206, ]

Не последнюю роль играют и непосредственные условия проживания. Люди имеют потребность не только в самом месте проживания, но так же в том, чтобы это место было комфортным. В 2000 году в среднем на 1 жителя Беларуси приходилось 21,2 м2 жилой площади (в Минске – 18,4 м2 ). К 2008 году ситуация не сильно изменилась, несмотря на то что строительство в стране идёт достаточно высокими темпами. Теперь на одного жителя страны приходится 23,2 м2 , а в Минске – 19,5 м2 . Только за 2008 год было построено 60 тысяч квартир, а среди нуждающихся их получили лишь 30 тысяч человек. (Таблица 4)

Таблица 4 – Обеспеченность населения жильём

1995

2000

2005

2006

2007

2008

Количество граждан, получивших жильё, тысяч человек

32,0

24,4

31,3

34,0

38,5

30,8

Количество граждан, стоящих на учёте по улучшению жилищных условий, тысяч человек

623,8

568,8

564,8

623,1

717,5

701,0

Примечание – Источник: [16, с. 177]

Становится широко распространенным явление, когда наиболее обеспеченные слои населения имеют по 2-3 квартиры, при этом фактически они проживают лишь в одной, а вторая квартира сдаётся в аренду. А люди со средним или низким достатком вынуждены снимать эти квартиры и долгие годы стоять в очередях за дешёвыми квартирами, так как не имеют возможности купить или построить самостоятельно новое жильё в силу очень высоких цен.

Что же касается благоустроенности жилья, то в городах практически полная обеспеченность всем необходимым: водопроводом, электричеством, газом отоплением, телефонной связью. Что же касается сельских населенных пунктов, то единственное, чего там, пожалуй, в достатке – это газ. Газом в 2007 году было обеспечено 92% сельских домов и ещё 4% были обеспечены напольными электроплитами. Но при этом центральное отопление имеется лишь в 58% жилых домов, водопровод в 72%, горячее водоснабжение в 42%, ванные в 59%, телефоны в 73 домах из ста, в то время как в городах на сто семей приходится 105 телефонов. Если ещё добавить плохое сообщение с городами, плохие дороги, отсутствие магазинов, культурных заведений и низкие доходы, то причины миграции сельских жителей в города будут очевидны.[16, с. 175,180, 461]

Стоит добавить несколько слов по показателям, влияющим на качество жизни, и так же учитываемых людьми при выборе страны проживания. Естественно, что все хотят жить в безопасности, но в наше время, когда доходы одних слоёв могут в несколько раз превышать доходы других и увеличивается социальное отчуждение, зачастую некоторые берутся повысить свой уровень жизни за счёт силы и власти. Если за весь 1990 год было совершено 75 699 преступлений, то в 2007 году уже 180 424 преступления (103 082 из них кражи). И если ранее «лидером» по преступности была Гомельская область, то теперь значительная доля преступлений приходится на столицу. Если по сравнению с 1990 годом уровень преступности возрос более, чем в 2 раза, то раскрываемость этих преступлений осталась практически на прежнем уровне (в 1995 году было раскрыто 69,9 тысяч преступлений, а в 2007 году 77,8 тысяч). Но несмотря на это, у жителей страны прочно сложился стереотип, что у нас мирное государство, и никто не боится ходить ночью по улицам. [16, с. 279-281]

Безопасность граждан зависит не только преступности. По-прежнему природа имеет значительное влияние на человека. Начиная с того, что она является источником продуктов питания и различных ресурсов, и заканчивая тем, что в результате какой-либо природной катастрофы может погибнуть множество людей. К счастью, нашей стране не угрожают землетрясения, вулканы, смерчи или ужасные ураганы, но ведь не только природа может разрушать то, что создано человеком, человек в процессе своей хозяйственной деятельности постоянно наносит ей немалый урон. Недостаток ресурсов, загрязнение окружающей среды – всё это не самым лучшим образом сказывается на здоровье людей. Понимая это, правительства многих стран выделяют средства на охрану и восстановление природы. Всего за четыре года в нашей стране эта сумма увеличилась более, чем в двое. В 2003 году она составляла 130,3 миллиарда рублей, а в 2007 году уже 282,3 миллиарда. И эти средства принесли пользу. Например, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу снизились в 2007 году до 1 миллиона 522 тысяч тон с 3 миллионов 403 тысяч в 1990 году. А сброс сточных вод за те же годы снизился с 2 148 миллионов м3 до 1 118 миллионов м3 . На самом деле это очень высокие показатели, так как государство находит время и деньги следить за общей экологией, не смотря на то, что треть территории страны загрязнена радиацией и требует не меньших мер. [16, с. 288, 292, 300]

Подробно рассмотрев самые основные показатели уровня жизни, в качестве завершающей черты стоит рассмотреть индекс развития человеческого потенциала. В этом рейтинге Беларусь стабильно занимает место в числе стран, отнесённых в группу с высоким уровнем человеческого развития, в то время как половина из 17 стран с переходной экономикой относится к группе со средним уровнем ИРЧП. Отмеченный в 2008 году уровень в 0,817 является самым высоким среди стран СНГ и выше среднего по странам с переходной экономикой. Следует отметить что такой уровень достигается в основном за счет высокого уровня образованности и увеличения средней продолжительности жизни, в то время как объём ВВП последние годы практически не имеет влияния на уровень ИРЧП. Беларусь заняла 69 место, хотя за последние 4 года она не опускалась ниже 67. Но сложно сказать, насколько объективна эта оценка, так как у ИРЧП есть недостаток – запаздывание данных. Другими словами, очень сложно собирать данные по 180 странам, и если самые развитые подают данные в необходимый срок, то развивающиеся страны нередко не подают данных вообще. В результате в последнем опубликованном рейтинге стран по ИРЧП за 2008 год большинство данных отображают уровень ещё 2006 года. [22; 23


3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения

Республики Беларусь

Главной целью социальной политики любого государства является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. Для этого государство должно создать в стране такие условия для каждого её жителя, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи. При этом следует делать акцент на совершенствование структуры доходов населения и повышение роли оплаты труда. Заработная плата должна быть важнейшим стимулом трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения. Кроме того государство должно выполнять социальные обязательства перед нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (пенсионеры, инвалиды, сироты, безработные и др.).

Для реализации социальной политики государством разрабатываются различные социально-экономические программы. В данное время в Республике Беларусь являются основными:

- Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года

- Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на ЧЭС на 2006-2010 годы

- Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы

- Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы.

Кроме того создано множество целевых программ, таких как: Президентская программа «Дети Беларуси», Республиканская программа «Здоровье», Национальная жилищная программа и др.

Как все эти программы, так и социальная политика в общем разрабатываются для того, чтобы каждый житель нашей страны мог ощутить реальную заботу, знать, что про него не забудут, и быть уверенным, что живет в социально справедливом государстве. Идеальной социальная политика государства будет тогда, когда экономически незащищённые слои населения будут получать от государства такую поддержку, которая позволит им жить спокойно, а не пытаться свести концы с концами, а экономически активные слои будут проявлять максимум инициативы для достижения как своих личных целей, так и общественных.

Как бы не отличались уровни экономического развития различных стран, но за многие годы не придумали ни каких особо новых и сверх-результативных способов повышения уровня жизни. Они в принципе остаются одни и те же, только имеют различную специфику в разных странах. У нас в Республике Беларусь, будут применяться практически все методы, что применяются в высокоразвитых странах. Так же будет немало и каких-либо своих методов, и интенсивность всего комплекса этих мероприятий будет гораздо большей. На основе анализа уровня жизни за последнее десятилетие, социально-экономических программ, разработанных правительством, и тенденции их реализации, можно выделить следующие пути повышения уровня жизни в нашей республике:

- Создание условий для общего роста реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат; повышения их реального содержания; повышение роли оплаты труда, как важнейшего стимула трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения.

- Создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей. Обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики (поддержка малого бизнеса).

- Снижение уровня малообеспеченности путём совершенствования государственной адресной социальной помощи и рационализации системы льгот; развития системы пенсионного обеспечения и повышения реальной пенсии по возрасту; совершенствования механизмов распределения доходов через систему налогообложения, социального страхования.

- Для улучшения демографической ситуации необходимо не только принимать меры по повышению рождаемости и снижению смертности, но также должна быть обеспечена государственная и правовая защита брака, семьи, материнства, отцовства и детства; поддержка семей в связи с рождением и воспитанием детей; укрепление престижа семьи в обществе.

- В сфере образования необходимо обеспечить доступность всех уровней образования, совершенствования их качества как при помощи внедрения новых информационных образовательных технологий, так и расширяя использование тех технологий, которые сберегают здоровье учащихся; приведение системы образования в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства; повышение качества подготовки специалистов высокой квалификации с учётом с требований национальной экономики.

- В области здравоохранения предусматривается повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения на основе внедрения передовых медицинских технологий, создания научно-практических центров и перераспределение ресурсов и медицинских кадров со стационарной на амбулаторно-поликлиническую и мобильную формы оказания медицинских услуг; разработка и принятие эффективных мер по искоренению вредных привычек, поддержки и пропаганды здорового образа жизни.

- Так же организовать работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей; создать эффективную правовую и законодательную базы и противодействовать криминализации жизни общества.

Как бы красиво и оптимистично ни выглядело это всё на бумаге, однако в реальной жизни дело обстоит гораздо сложнее. Если говорить обобщённо, то сравнительно низкий уровень жизни в нашей стране сочетается с очень высокой грамотностью и уровнем образования населения. Население любой страны является её человеческим и социальным капиталом, особенностью которого является тот факт, что в процессе его использования он только приумножается. Однако если не находить ему применение, социальный капитал будет уменьшаться как количественно, так и качественно.

Одним из таких последствий и одновременно барьером к дальнейшему развитию является «привыкание к бедности». Около 30% населения живет за чертой бедности. Длительное нахождение в такой экономической ситуации в сочетании с национальным менталитетом, приводит к тому, что люди теряют стимулы к труду (давать их должна заработная плата, но она не только низкая, но и выплачивается зачастую несвоевременно) и стереотипы нормально обеспеченной жизни. В результате это порождает ещё большее обеднение и невозможность выйти из неё. [1, с.23]

Во-вторых, не смотря на то, что уровень образования в Беларуси очень высок, престиж и заработная плата работников науки находится на низком уровне. Это в свою очередь порождает трудовую и научную миграцию за границу в поисках большей оплаты труда, возможностей самореализации и лучшего уровня жизни. Как обычный человек найдя стабильность за границей, старается перевезти туда свою семью, так и учёные «вывозят» следом за собой аспирантов и младших научных сотрудников, которыми они руководят. А между тем, подготовка одного доктора наук обходится нашей стране в 600 тысяч долларов США. Это весьма отрицательно сказывается как на экономике в настоящее время, так и на её перспективном развитии. Из мирового опыта известно, что опережающее развитее образования прямо влияет формирование инвестиционной привлекательности страны и обеспечивает технологический прорыв. Если так и дальше будет продолжаться, то наша страна будет терпеть убытки в трёхкратном размере: тратить средства на подготовку кадров, не получать от них прибыли из-за их эмиграции и не даже не надеяться ни на какие иностранные инвестиции.

Третей причиной является юридическая неосведомлённость населения. Начиная с того, что люди очень часто не знают о полагающихся им льготам, выплатам и преимуществам; также не имеют практического опыта защиты своих нарушенных прав (вследствие не соблюдение их реализатором либо нарушение им законов); и заканчивая тем, что, имея какие-либо проекты, люди не знают как их реализовать и в результате проекты либо остаются нереализованными, или прибыль за них получает другой человек. Порой бывает и так, что человек знает все свои права, но намеренно не берётся решать проблему, так как это приведёт к возникновению бесчисленного множества мелких проблем и огромным затратам времени.

Таким образом можно сделать выводы, что уровень жизни в Республике Беларусь никак нельзя назвать очень низким, но и от уровня показателей в таких стран как США, Норвегия, Канада, Швеция, ЕС, он на данном этапе сильно отстаёт. С тех пор как Беларусь стала суверенным и независимым государством, очень много сделано для повышения уровня жизни, во многих показателях мы лидируем среди бывших советских республик. Многое делается и сейчас. Это можно видеть по тому, что глава государства не сидит в своём кабинете, а постоянно взаимодействует с народом; по наличию множества программ социально-экономического развития, которые задают темп и прогнозируют рост уровня и качества жизни на ближайшие пяти- и десятилетия. Однако у всех этих программ есть минус: реально работают они только первые 2-3 года. Другими словами, только с началом реализации какой-либо программы проявляется наибольший «энтузиазм», реальные показатели превышают заданные. Затем темпы мероприятий сокращаются, показатель зачастую даже не доходят до заданных. А при подведении итогов, даже если и оказывается, что все планы выполнены, то стоит помнить, что это среднереспубликанские показатели и скорее всего качественная реализация мероприятий в городах компенсировала «невнимательность» к сельским населённым пунктам. Так же много предстоит ещё сделать. Тут нужно делать ставку на молодое поколение, так как оно более мобильно к быстро меняющимся условиям рыночной экономики и её принципы более соответствуют их интересам, в то время как старшему поколению более присущ консерватизм и они жили и воспитывались в других идеологических условиях. На мой взгляд, наше государство в состоянии воспитать не одно поколение высокообразованных, инициативных белорусов, которые будут иметь не только высокие, но также и актуальные моральные ценности. И возможно благодаря им мы достигнем таких же показателей уровня жизни, как, например, в ЕвроСоюзе, быстрее, чем планировалось.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В резутате глубокого анализа данной темы, в работе можно сделать следующие выводы:

1) Уровень жизни и качество жизни являются важными неотъемлимыми категориями экономической науки, но это не синонимичные понятия. Первое означает степень удовлетворения основных человеческих потребностей и условия его жизнидеятельности, а второе – полноту удовлетворения как основных потребностей, так и всех существующих в различных её аспектах.

2) На современном этапе экономическая наука накопила множество различных эффективных подходов и концепций к изучению уровня жизни; разработано множество систем статистических показателей, позволяющих отследить динамику данного явления. Многие из этих медодов и систем являются общепринятами и используются во всех странах для систематизации международного сравнения. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются разработанные ООН 12 групп показателей, коэффициент Джинни и структура потребительских расходов домохозяйств.

3) Действия, предпринимаемые государством для повышения уровня жизни населения, называются социальной политикой. Её цель – обеспечение дальнейшего экономического роста и установление социальной справедливость. Основные её направления – политика доходов и трудовой занятости, социальная защита молообеспеченных слоёв населения, развитие сети и отраслей социальных услуг. Уровень жизни и социальная политика в различных странах значительно дифиринцированы. В мире существуют как страны, в которых всё население существует за чертой нищеты и ежедневно борется за выживание, однако правительство этих государств строго следит за соблюдением всех прав своих граждан, так и страны, где социально незащищённые слои брошены на произвол судьбы, а приближенные к ресурсным источникам и власти присваивают себе богатство народа.

4) Наиболее распространённый в мире метод повышения уровня жизни – повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.

Так же действенным методом является разработка государственных программ развития на десятилетия и специальных целевых программ. Такие программы разрабатываются как на государственном уровне, так и на международном. Ответственными за выполнения этих программ являются отдельные министерства и межнациональные специально учреждённые фонды.

5) Уровень жизни в Республике Беларусь можно отнести к среднему, и по оценкам специалистов, наблюдается тенденция его стабильного роста. В результате правильно реализуемой социальной политики процесс перехода к рыночным экономическим отношениям в нашем государстве проходит не так остро, как в соседних. Мы во многом опередили бывшие страны советского союза: у нас выше зарплаты и пенсии, у нас ниже цены, у нас доступнее медицина и образование, у нас практически не возникает социальных конфликтов. Но тот факт, что мы долгое время были закрыты от внешнего мира, не прошёл без последствий – мы во многом отстали от ведущих стран, хотя когда-то давно сами были ведущей державой. Сейчас мы активно догоняем прогресс и экономическое развитие, но сокращая этот огромный разрыв, правительство помнит, что население нашей страны имеет гораздо большее значение, чем, например, тот факт, что Беларусь будет считаться космической державой.

6) В настоящее время весь мир переживает финансовый кризис, который не обошол стороной и нашу страну. В различных странах наблюдаются массовые увольнения, возрастание инфляции и снижении темпов роста ВВП, вплоть до уменьшения по сравнению с предыдущим периодом. В нашей стране также возрасла инфляция, но зато мы сумели избежать падения объёмов ВВП. По прогнозам на конец года его прирост составит 0,5%. Для поддержания стабильного уровня жизни был своевременно пересмотрен государственный бюджет и расходы в социальной сфере. Так, госбюджет на этот гот планировался с дефицитом, а фактически он выполняется с профицитом. Также расходы в социальной сфере и выплаты трансфертов не были снижены, не смотря на то, что доходы государства всё таки снизились. Вместо этого были приостановлены другие непервостепенной важности программы и проекты. Так же законодательством жёстко регулируется трудовая сфера и в особенности проблема безработицы. В результате, по предварительным прогнозам естественный уровень безработицы в этом году не должен превысить 1-1,5%. Можно сделать предположение, что модель социально ориентированной рыночной экономики, созданная в нашей стране, действует достаточно эфиктивно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основная лтература:

1. Человеческий Потенциал Беларуси: экономические вызовы и социальные ответы. Национальный ответ о человеческом развитии. Под ред. Макейчик Л., Шумейко Т. – Минск: Юнипак, 2004.

2. Человеческий Потенциал Беларуси: экономические вызовы и социальные ответы. Национальный ответ о человеческом развитии. Резюме. Под ред. Шумейко Т. – Минск: Юнипак, 2003.

3. Лемешевский, И. М. Макроэкономика (экономическая теория. Часть 3): учебное пособие для студентов эконом специальностей ВУЗов/ И.М. Лемешевский. – Минск: ООО «ФУ Аинформ», 2004. – 576с.

4. Экономическая теория (Общие основы): курс лекций. / Головачев А.С., Головачева И.В., Лутохина Э.А. – 2-е издание –Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 240 с.

5. Национальная экономика Беларуси: учебник/В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 751с.

6. Экономическая теория. Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, «Питер», 2004.

7. Черников Г.П. Мировая экономика: Учебник для вузов/Г.П. Черников, Д.А. Черникова. – Москва: «Дрофа», 2003. – 432с.

8. Социально-экономические модели в современном мире и путь России. В 2 книгах: Книга 2./Международная ассоциация академии наук РАН; Под общ. ред. К.И. Микульского – Москва: ЗАО «Издательство “Экономика”», 2004. – 576с.

9. Доклад о развитии человека за 2003 год – Минск: Юнипак, 2003. – 700с.

10. Национальная экономика. Под общ. ред. Шульги В.А. – Москва: Издательство Российской Экономической Академии, 2002. – 689с.

11. Макконнелл К.Р., Брю Ч.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Том второй. Перевод с англ. – Баку: «Азербайджан», 1992. – 542с.

12. Политика доходов и качество жизни населения. Под ред. Горелова Н.А. - Санкт-Петербург: «Питер», 2003. – 413с.

13. Макроэкономика: учебн.-метод. Комплекс/ А. В. Бондарь и [и др.]; под общ. ред. В. А. Воробьев. – пособие 2-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009. – 415с.

14. Глобальные подходы к определению бедности – БИКИ (Бюллютень иностранной коммерческой информации) – 2005, №18

15. Горький вкус нищеты. Кондратьева О. – Природа и человек (Свет) – 2005, №11

16. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Статистический ежегодник Республики Беларусь. Под ред. Зиновского В.И. – Минск: Минск, 2008. – 600с.

17. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Уровень жизни населения Республики Беларусь – Минск: Минск, 1996. – 272с.

18. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Регионы Республики Беларусь. Статистический сборник. Под ред. Зиновского В.И. – Минск: Минск, 2009. – 846с.

19. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Беларусь в цифрах. Статистический справочник. Под ред. Зиновского В.И. – Минск: Минск, 2008. – 90с.

20. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Институт социально-политических исследований при администрации Президента Республики Беларусь. Устремлённость в будущее: Беларусь 1995 – 2005. Цифры и факты. Статистический сборник. Под ред. Зиновского В.И. – Минск: Минск, 2006. – 114с.

21. Словарь гендерных терминов [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.owl.ru/gender/087.html. Дата доступа: 06.10.2009.

22. Свободная интернет-энциклопедия [электронный ресурс] – режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. Дата доступа: 06.10.2009.

23. Сайт tut.by. Новости. [электронный ресурс] – режим доступа: http://naviny.by/rubrics/society/2009/10/06/ic_news_116_318926/. Дата доступа: 06.10.2009.

24. Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Новости. [электронный ресурс] – режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/pressrel/househ.php. Дата доступа: 14.10.2009.

25. Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Беларусь в цифрах. [электронный ресурс] – режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/menu_navigation/belarus_in_figures.php. Дата доступа: 27.09.2009.

26. Конституция Республики Беларусь. [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.belarus.net/conendru.htm. Дата доступа: 18.09.2008.

27. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

28. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.

29. Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы.

30. Важнейшие государственные документы [электронный ресурс] – режим доступа: http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf. Дата доступа: 11.10.2009.