Реферат: Методические рекомендации «Я не хочу ненавидеть!»

Название: Методические рекомендации «Я не хочу ненавидеть!»
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Методические рекомендации

«Я не хочу ненавидеть!»

(воспитание толерантного сознания у детей и подростков)

«Осознанная любовь к своему народу

несоединима с ненавистью к другим»

(Д. С. Лихачев)

«Если брат ваш - не вашей масти,
Разве в этом он виноват?
Вы же рвёте его на части,
Словно он вам уже и не брат...

Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мёд,
И кто делает яд».

(Б. Заходер)

Толерантность - это доброе и уважительное отношение к:

- Людям другой национальности, вероисповедания;

- Сверстникам

- Другой культуре;

- Иным политическим взглядам;

- Иному мнению;

- Людям-инвалидам.

Существует несколько понятий толерантности:

- Принятие другого таким, какой он есть;

- Терпимость к другим верованиям, поведению;

- Уважение человеческого достоинства;

- Уважение прав других;

- Признание равенства других;

- Уважение права быть другим;

- Сотрудничество, дух партнёрства;

- Признание многообразия;

- Способность поставить себя на место другого;

- Готовность мириться с чужим мнением;

- Отказ от доминирования, причинения вреда, насилия.

Толерантность…Как мало пока в этом слове для сердца жителя России. Сегодня оно воспринимается многими как заморская диковинка.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народа. В английском языке толерантность – готовность и способность без протеста воспринимать любую личность или вещь, во французском – уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов. В китайском быть толерантным – значит позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других и т. д.

В русском языке существует два слова со сходным значением: иностранное «толерантность» и русское «терпимость». Термин «толерантность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей».

Воспитание толерантности – проблема десятилетий, и в этой проблеме малых дел не бывает. XX век достойно завершился принятием Декларации принципов толерантности , утвержденной резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, рассматривающей основные принципы толерантности и пути утверждения этих принципов в мировом сообществе. Понятие толерантности дается в статье 1: «Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение миров и способствует замене культуры войны культурой мира». Отдельной статьей в данной Декларации день 16 ноября провозглашен Международным Днем толерантности.

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим позициям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

В наше непростое время, когда по всему миру разгораются межнациональные войны, необходимо призывать народы к толерантности, сохранению и упорядочению мира, добру и согласию в общем доме.

Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность получают все большее распространение в детской и подростковой среде. Это обусловлено негативным социальным окружением, воздействием СМИ и другими причинами.

Именно подростковому возрасту присуща интолерантность (поведение, противоположное толерантному): повышенная агрессивность, безответственность, некритичность мышления, несформированность образа «я», незащищенность, бескомпромиссность. От того, как человек преодолеет этот кризисный период, во многом будет зависеть, насколько понимающим, терпимым станет он в будущем.

Библиотеки как очаги современной цивилизации и культуры, выполняя просветительскую и гражданскую функции, должны выступать проводником идей толерантности. Ведь библиотека – большая или маленькая – должна быть открытой системой, куда может прийти каждый. Именно библиотека имеет возможность вести толерантный и уважительный рассказ о других культурах, традициях, взглядах, обращать внимание на исторические корни народов. Книжные выставки и просмотры литературы:

· «Истории и нации»,

· «Мир похожих и разных»,

· «Из истории народов черпаем мы мудрость»,

· «Опыт поколений и мудрость веков» и др., -

должны присутствовать в планах работы библиотек.

Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьезных проблем для общества, в котором подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение разных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам «жизни сообща» должно стать первоочередной задачей в работе библиотек.

Помощь подростку в преодолении трудностей в период интолерантности, воспитание с помощью книги в духе терпимости к индивидуальным, культурным и национальным различиям других людей, умению жить в мире – одно из направлений работы специалистов библиотек, обслуживающих юношество. Этому во многом может способствовать книжная серия «Крик», в которой вышло более 20 произведений художественной литературы. Среди них:

· «Дневник Анны Франк»

· Эссе Эли Визеля «Следующее поколение»

· Роман Симона Визеля «Подсолнух»

· Роман Вольфганга Кёпенна «Записки Якобы Миттнера из подземелья»

· Книга воспоминаний Прима Леви «Человек ли это»

· Роман Василя Барки «Желтый князь» и др.

В книгах рассказывается о непростых сторонах общественной жизни, жертвами которой все мы являемся жертвами преступлений против человека и человечности, против жизни вообще (трагические события в Чечне, на Кавказе и др. горячих точках, голодомор в 30 х годах на Украине, Чернобыльская авария и мн. др.). Книги, полные отчаяния и страха, крови и ненависти – жизнеутверждающие, по сути. Как донести до подростка смысл и значение этих книг, как заинтересовать, сподвигнуть на такое сложное чтение? Эти вопросы дают простор для творческого поиска библиотекарей.

Для всех нас очень важно придать слову «толерантность» новое звучание, осознать, что наша способность ценить каждого без исключения человека является нравственной основой мира, безопасности и диалога между культурами.

Основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости можно сформулировать следующим образом:

- воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;

- обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;

- привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах.

Ребятам необходимо говорить о том, каким должен быть толерантный человек, о чертах толерантной личности. Игра «Солнце толерантности» поможет ребятам понять, кто же такой толерантный человек.

(Игра «Солнце толерантности». В центре листа ватмана пишется слово «толерантность». Дети на желтых стикерах пишут черты толерантной личности, затем эти листы располагаются вокруг слова «толерантность». Получается своеобразное солнце.

Черты толерантной личности: чуткость, понимание, альтруизм, терпимость, сопереживание, уважение, дружелюбие, гуманизм, равноправие, честность, открытость, снисходительность, доверие, милосердие, умение владеть собой, умение слушать и слышать, отзывчивость, искренность.)

Интересной будет игра «Дерево толерантности».

(Игра «Дерево толерантности»: каждым из участников мероприятия на зелёных стикерах пишется, что необходимо сделать для того, чтобы создать добрую, дружественную обстановку в России или на определённой территории либо в коллективе. Затем эти листочки располагаются на кроне заранее нарисованного большого дерева.)

Толерантные установки являются активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.

Воспитание книгой, является активным средством предупреждения нетерпимости, и оно должно начинаться с обучения детей тому, в чем заключаются их права и свободы, с поощрения стремления к защите прав других.

Понимание толерантности сложно для взрослых и еще труднее для подростков и детей. Поэтому для каждой возрастной группы читателей детского и подросткового возраста необходимо планировать и проводить мероприятия согласно возрасту.

Чтобы помочь подросткам понять что такое «толерантность» можно оформить стенд или плакат «Такое трудное слово «толерантность», разработать памятки, вопросники. Кроме этого можно проводить всевозможные тесты.

Тест-шутка

Представь себе, что ты испекла вкусный красивый торт (нарисовать на листе бумаги круглый торт) и пригласила в гости: Золушку, Волшебника, Негра, Мачеху, Гнома. Теперь подумай, какого размера кусок и кому из твоих гостей будет предназначен. Нарисуй как ты разделишь торт, не забудь пометить кусочки буквами М – мачеха, З – Золушка и т.д.

А теперь посмотри на размер кусочков и сравни.

Золушка столько в тебе красоты

Волшебни к столько в тебе ума

Негр столько в тебе ненависти

Мачеха столько в тебе зла

Гном столько в тебе доброты .

Тест «Проявляешь ли ты толерантность?»

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» у тебя получилось.

1. Для того, чтобы не было войны...

а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) Нужно понимать, почему они происходят.

2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...

а) Это тебя не интересует.

б) Ты хочешь узнать об этих героях.

3. Ты противостоишь насилию...

а) Насилием.

б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.

4. Один товарищ тебя предал...

а) Ты мстишь ему.

б) Ты пытаешься объясниться с ним.

5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...

а) Ты об этом услышал и забыл.

б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.

6. Ты не согласен с кем-то...

а) Ты не даешь ему говорить.

б) Ты все-таки слушаешь его.

7. В классе ты уже ответил...

а) Тебе хочется отвечать еще.

б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.

8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...

а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.

б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.

Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.

Эффективными будут массовые мероприятия следующих форм:

· Вечера общения

· Утренники, праздники

· Классные часы

· Недели добра, национальных культур

· Акции

· Круглые столы, диспуты, дискуссии

· Дни межкультурных связей

· Видеолектории

· Обсуждения статей, книг

· Тренинги, ролевые игры

· Часы: общения, размышления, откровенного разговора

· Литературно-художественные чтения

· Форумы

· Уроки: мужества, памяти, толерантности

· Конкурсы детских рисунков

· Фестивали сказок, национальных культур.

Рекомендуемые названия мероприятий:

«Я рисую мир»

«Дети против террора»

«Мир, в котором я живу»

«Доброта приносит людям радость»

«Дай сердца твоего коснуться сердцем»

«Ты знаешь – я рядом»

«Толерантность: узнаем друг друга»

«На пути к толерантному сознанию»

«Такие разные, а так похожи»

«Проблемы толерантности в современном мире»

«Искусство жить вместе»

«Остров радости»

«Дорога к дому»

«Школа толерантности и миротворчества»

«Толерантность - гармония в разнообразии»

«Толерантность – путь к миру и личности»

«Уроки толерантности»

«Понимая себя и другого»

«Мы разные, но мы друзья»
«Все народы – едины суть»

«Услышать друг – друга»

«Другой, но не чужой»

«Надо учиться дружить»

«Толерантность – дорога к миру».
«Учимся понимать боль другого человека»
«Друг и в радости, и в горе всегда рядом»
«Ты не один на свете»
«Встреча разных культур: узнаём друг о друге – узнаём друг от друга»
«Справедливость и равенство – принципы терпимости»

«Разные люди, но как они похожи» и др.

Даже самые маленькие способны понимать культурные различия и правильно относиться к культурному многообразию. Для них можно провести цикл занятий «Путешествие со сказкой по странам и континентам». Каждую встречу и прочтение сказки можно сопровождать рассказом об обычаях, традициях и культуре страны. Удачным элементом станет карта, на которой флажком будут отмечаться страны, о которых шла речь.

Для ребят среднего возраста можно провести занятие «Давайте знакомиться», час размышления «Все мы разные, все мы равные», игру по литературе разных стран «Пятицветик», «Книга строит мосты», вечер общения «Узнаем, друг о друге – узнаем друг от друга».

Для ребят старшего возраста можно провести круглый стол.

Вопросы круглого стола:

1. Что такое толерантность?

2. Важна ли толерантность в современном обществе?

3. В каких сферах нашей жизни больше всего нужен толерантный человек?

4. Какого человека можно назвать толерантным?

В конце каждого мероприятия связанного с воспитанием толерантности можно попросить ребят написать свои мысли, идеи, пожелания друг другу или возникшие в ходе его на бумажных голубях – символе мира, затем оформить стенд. Цель этих мероприятий – донести до детей мысль о том, что рядом с нами живут люди разных национальностей, разных вероисповеданий и общаться с ними нужно без предвзятости, начинать любое общение с доброты и желания узнать как можно больше друг о друге. Восточная мудрость гласит «Тот, кто не делает зла – купается в щедрости». Ещё китайский мудрец Конфуций призывал: не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Подтверждение этому можно найти в художественных произведениях многих авторов, таких как:

Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном»

Сент-Экзюпери А. «Маленький принц» и др. произведения

Андерсен Г.-Х. «Гадкий утёнок» и др. сказки

Лиханов А. «Уроки доброты и нравственности»

Железняков В. «Чучело»

Кроме этого в своей работе вы можете использовать произведения Г. Юдина, В. Крапивина, Ю.Яковлева, А.Приставкина «Ночевала тучка золотая», А. Рыбаков «Тяжелый песок», сказки и др.

Чтобы воспитывать толерантность в других, библиотекарь сам должен иметь такое качество. Личность каждого посетителя библиотеки уникальна в той же степени, в какой неповторимы его читательские интересы и пристрастия. Уважение к пользователю означает умение разглядеть эту неповторимость: характер, манеру поведения, уровень образования, владение навыками общения.

Библиотекарь должен уметь спокойно относиться к людям, поскольку толерантность – это терпимость, снисходительность, стремление к установлению и поддержанию теплых отношений с людьми, поскольку все люди разные по характеру, темпераменту, умению общаться.

Человек приходит в этот мир, чтобы жить, быть счастливым. Не важно, какой он национальности, на каком языке он будет говорить, какой у него цвет кожи, - он должен жить в мире и любви. Для этого требуется великое терпение, которое не возникает само по себе – ему надо учиться, воспитывать в себе, учить этому юных читателей.

Список литературы:

  1. Агзамова Л. А. Искусство жить вместе [Текст] / Л. Агзамова // Новая библиотека. – 2006. - № 9 (69). – с. 31-32
  2. Барма О. Формирование поликультурной личности пользователя [Текст] / О. Барма // Библиотека. – 2009. - №12.- с. 21-22
  3. Боева Л. Мы разные, но не чужие [Текст] /Л. Боева // Библиополе. – 2009. - №11.- с. 28-32
  4. Волкова Т. В. «Преодоление»: первые шаги [Текст] /Т. Волкова // Новая библиотека. – 2006. - № 3(63). – с. 18-20
  5. Гурьева Г., Кривцова А. Учим дружбой дорожить [Текст] / Г. Гурьева, А. Кривцова // Библиотека. – 2009. - №5. – с.40-42
  6. Дзюба Н. Язык моих предков исчезнуть не должен [Текст] / Н. Дзюба // Библиополе. – 2009. - №11. – с. 64-66
  7. Полянских Л. Из нас слагается народ [Текст] /Л. Полянских // Библиополе. – 2009. - №1. – с. 57-59
  8. Потрясова С. Ю. Идеи толерантности – в практику деятельности юношеских библиотек [Текст] / С. Потрясова // Новая библиотека. – 2006. - № 7 (67). – с.38-44
  9. Прокопенко В. А. «Толерантность и мир, в котором мы живем» [Текст] / В. Прокопенко // Новая библиотека. – 2006. - № 3(63). – с.40-41

Составитель: Н. В. Иванова, зав.отделом библиотечного маркетинга и инноваций