Учебное пособие: Учебно-методическое пособие по самоподготовке, самооценке и самоконтролю Личная гигиена пациента
Название: Учебно-методическое пособие по самоподготовке, самооценке и самоконтролю Личная гигиена пациента Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Энгельсский медицинский колледж» Козлова А.П. Учебно-методическое пособие по самоподготовке, самооценке и самоконтролю Личная гигиена пациента Лечебно-охранительный режим. Правильная биомеханика тела медицинской сестры и пациента Учебное пособие по самоподготовке, самооценке и самоконтролю по теме «Личная гигиена пациентов», дисциплине «Основы сестринского дела» подготовлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Основы сестринского дела» по специальностям 060109 «Сестринское дело» и 060101 «Лечебное дело». В пособии даются рекомендации по самоподготовке студентов с указанием источника, предлагается перечень контролирующего материала в виде тестовых заданий различного уровня сложности, ситуационные задачи, проблемные вопросы, «немые» графы, таблицы. С целью самоконтроля представлены эталоны ответов на задания, даны критерии оценок по каждому заданию. Данное методическое пособие предназначено для оптимизации самостоятельной учебной деятельности студентов 2 курса медицинских училищ и колледжей. Подготовлено преподавателем дисциплины «Основы сестринского дела» Энгельсского медицинского колледжа Козловой А. П. Рецензент: Директор института сестринского дела СГМУ, доктор медицинских наук, доцент Алешкина О.Ю. Содержание
Пояснительная записка В совершенствовании качества преподавания и системы подготовки высококвалифицированных медицинских специалистов большое значение имеет самостоятельная работа студентов над учебным материалом. Учебно-методическое пособие по самоподготовке, самооценке и самоконтролю по темам «Личная гигиена пациента», «Биомеханика тела» подготовлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Основы сестринского дела» по специальностям 060109 «Сестринское дело» и 060101 «Лечебное дело. В пособии даются рекомендации по самоподготовке студентов с указанием источника, предлагается перечень контролирующего материала в виде тестовых заданий различного уровня сложности, ситуационные задачи, проблемные вопросы, «немые» графы, таблицы. С целью самоконтроля представлены эталоны ответов на задания, даны критерии оценок по каждому заданию. Данное методическое пособие может быть использовано на практических занятиях по дисциплине «Основы сестринского дела» при изучении тем «Личная гигиена пациента», «Лечебно-охранительный режим. Правильная биомеханика тела медицинской сестры и пациента» для текущего уровня знаний и как форма организации внеаудиторной работы студентов, направленная на повышение интереса к изучаемой дисциплине, на мотивацию студентов к самостоятельному углубленному изучению учебного материала и интенсификацию учебного процесса. Тема: «Личная гигиена пациента» Цели занятия Учебные: Изучить принципы гигиенического ухода за пациентом, изучить факторы риска, места образования и стадии развития пролежней, научиться ухаживать за постелью и бельём пациента в зависимости от тяжести его состояния. Студент должен знать: - принципы гигиенического ухода; - факторы риска образования пролежней; - места возможного образования пролежней, стадии образования; - правила сборки и транспортировки грязного белья; - возможные проблемы пациента; - нарушение целостности кожных покровов: пролежни; - риск появления пролежней у тяжелобольного пациента, сестринские вмешательства. Студент должен уметь: - определять степень риска возникновения пролежней у каждого пациента; - провести мероприятия по профилактике пролежней; - обработать кожу при наличии пролежней; - обучить родственников тяжелобольного пациента элементам профилактики пролежней на дому; - обучить пациента и его семью уходу за естественными складками кожи и слизистыми оболочками на дому; - создать пациенту в постели необходимое положение в зависимости от заболевания с помощью функциональной кровати и других различных приспособлений; - приготовить постель пациенту; - сменить нательное и постельное бельё; - провести мероприятия по профилактике пролежней; - обработать естественные складки кожи с целью профилактики опрелостей; - организовать и оказать помощь пациенту при утреннем туалете; - умыть пациента; - ухаживать за слизистыми; удалять выделения и корочки из носа, протирать глаза, обработать слизистую ротовой полости и губ, очистить наружный слуховой проход; - чистить зубы пациента; - стричь ногти на руках и ногах; - брить лицо пациента; - подать судно и мочеприёмник (мужчине и женщине); - мыть голову и ноги; - обтирать кожу с лёгким массажем спины; - ухаживать за наружными половыми органами и промежностью. Ι . Рекомендации по самоподготовке Контрольные вопросы к теме
ΙΙ. Задания по самоконтролю Дайте характеристику положения пациента в постели 1. Активное положение ________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 2. Пассивное положение________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Вынужденное положение ____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Дополните 1. Кожу тяжелобольного необходимо ежедневно протирать_________________________________ 2. Смену нательного и постельного белья в отделении производят __________________________ _________________________________________________________________________________ 3. Для ослабленных больных при недержании кала и мочи применяют________________________ _____________________________________________________________________________________ 4. Если одна из рук пациента повреждена, рукав рубашки сначала снимают ___________________ __________________________________________________________________________________ 5. Гигиеническую ванну или душ необходимо назначать пациенту не реже ____________________ 6. Омертвение кожи - это____________________________________________________________ 7. Тяжелобольному постельное и нательное бельё меняют __________________________________ _____________________________________________________________________________________ 8. При появлении гиперемии на местах проекции костей необходимо обработать кожу __________________________________________________________________________________ 9. Лечение пролежня осуществляют путём наложения на рану_______________________________ ___________________________________________________________________________________ 10. Пролежни чаще всего образуются в области ___________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 11. При подготовке постели для тяжелобольного необходимо на простынь положить ___________________________________________________________________________________ 12. Медсестра должна постоянно следить за тем, чтобы положение пациента было __________ __________________________________________________________________________________ 13.Мыть голову следует не реже ________________________________________________________ 14.Для удаления серы из ушей необходимо в слуховой проход закапать ______________________ ______________________________________________________________________________ 15.Перед тем, как обрезать ногти пациенту, необходимо ____________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 16.Для обработки полости рта необходимо приготовить инструментарий ______________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 17. Обрабатывать глаз следует в направлении от __________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 18.Для удаления корочек из носа у тяжелобольных используют_____________ __________________ _____________________________________________________________________________________ 19. Для обработки глаз при наличии выделений следует приготовить следующие антисептики__________________________________________________________________________ __________________ __________________________________________________________________ 20. Функциональная кровать служит для ____________________________________________ __________________________________________________________________________ Решите ситуационные задачи 1. Пациент жалуется на сухость в носу, образование в полости носа корочек. Проблемы пациента? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. У пациентки появился неприятный запах изо рта. Что необходимо предпринять? Проблемы пациента? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Пациент не может открыть глаза, слиплись веки и ресницы. Проблемы пациента? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Проводя утренний туалет пациенту, медсестра заметила в наружном слуховом проходе скопившуюся серу. Ваши действия по оказанию помощи? Проблемы пациента? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Пациентка жалуется на зуд кожи головы, волосы сальные. Проблемы пациента? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. При проведении обработки кожи пациента медсестра заметила на крест це синюшно-красного цвета участок кожи. Ваши действия? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. При проведении утреннего туалета у пациентки обнаружена опрелость под молочными железами. Что нужно сделать? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. У тяжелобольного пациента на крестце появились пузыри. Какую помощь вы окажете пациенту? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Пациент в течение двух часов находился на загрязнённом мокром постельном белье. Ваши действия? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Пациентка жалуется на боль между лопаток от длительного лежания на спине. Помощь медсестры? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. В отделение находится тяжелобольной пациент. Врачом назначен постельный режим. Медицинская сестра провела мероприятия по личной гигиене. Задание:
Карта сестринского процесса
Тестовый контроль 1. Умывание пациента проводят: а) вечером; б) утром; в) после обеда. 2. Для умывания пациента готовят: а) таз с водой, две рукавички; б) мочалку, ведро; в) салфетку, мыло. 3. Голову тяжелобольному следует мыть: а) два раза в месяц; б) ежедневно; в) еженедельно. 4. Мытьё ног тяжелобольному пациенту осуществляют: а) 2 - 3 раза в неделю; б) ежедневно; в) один раз в неделю. 5. При обработке полости рта тяжелобольному пациенту, медсестре необходимо надеть: а) маску, перчатки; б) маску, перчатки, защитные очки; в) маску. 6. Утренний туалет глаз при наличии выделений проводят антисептическим раствором: а) глицерином; б) перекисью водорода; в) 0,02% раствором фурациллина, 2% раствором натрия гидрокарбоната. 7. При появлении трещин на губах пациенту необходимо смазать губы: а) вазелиновым маслом; б) содовым раствором; в) раствором перманганата калия. 8. При образовании корочек в носу необходимо закапать: а) фурациллин 02% раствор; б) растительное масло, глицерин, вазелиновое масло; в) 3% перекиси водорода. 9. Тяжелобольному пациенту чистят зубы: а) ежедневно; б) 2 - 3 раза в неделю; в) 2 раза в день. 10. Постельные принадлежности для пациента состоят из: а) матрац, одеяло, две простыни, подушка; б) матрац, простынь, одеяло, пододеяльник, две подушки, два полотенца; в) две простыни, подушка, одеяло. 11. Для проведения бритья пациента в постели безопасной бритвой необходимо приготовить воду: а) тёплую 37° С; б) горячую 40 - 45° С; в) комнатную. 12.. Для удаления серной пробки в наружном слуховом проходе необходимо приготовить: а) тёплую воду, лоток, шприц Жанэ, 3% перекись водорода; б) ватные турунды; в) вазелиновое масло. 13. Для очистки пространства между зубами необходимо использовать: а) зубочистку; б) зубную щётку; в) специальную ароматизированную нить. 14. Перестилать постель тяжелобольным следует: а) ежедневно; б) два раза в неделю; в) один раз в неделю или по мере необходимости. 15. Расчёсывать волосы после мытья необходимо: а) после высыхания от центра к периферии; б) мокрыми, от периферии к центру; в) после высыхания от периферии к центру 16. После обработки ротовой полости, глаз, шарики ватные необходимо: а) прокипятить в воде 15 минут; б) погрузить в 3% раствор хлорамина на 1 час; в) сразу уничтожить методом сжигания. 17. Обработку кожи тяжелобольного проводят: а) через каждые 2 часа; б) ежедневно утром и вечером; в) один раз в день. 18. Менять положение в постели для профилактики пролежней необходимо: а) через каждые 2 часа; б) один раз в день; в) два раза в день. 19. Кожа пациента для профилактики пролежней обрабатывается: а) 3% раствором перекиси водорода; б) 0,5% раствором хлорамина; в) 10% раствором камфорного спирта или 0,5% раствором нашатырного спирта. 20. Образованию пролежней способствует: а) длительное лежание в одном положении, плохой уход за кожей пациента; б) лихорадка; в) тяжёлое состояние пациента. 21. При длительном сдавливании кожи и тканей, происходит появление на коже: а) мозолей; б) уплотнения; в) синюшно-красных участков кожи. 22. После обмывания кожи, необходимо: а) смазать вазелином; б) осушить кожу, сделать лёгкий массаж; в) обработать 3% раствором перекиси водорода. 23. При перестилании постели тяжелобольному пациенту необходимо: а) стряхнуть и расправить простынь, осмотреть кожу; б) подать судно; в) сделать массаж спины. 24. При осмотре естественных складок кожи пациента необходимо: а) смазать их вазелином; б) промыть тёплой водой, осушить и присыпать присыпкой; в) смазать камфарным спиртом. 25. Проводить пациенту гигиеническую ванну необходимо: а) один раз в месяц; б) один раз в неделю; в) ежедневно. 26. Некроз - это: а) омертвение кожи; б) уплотнение кожи; в) воспаление кожи. 27. Постельное и нательное бельё меняют: а) два раза в день; б) один раз в месяц; в) один раз в неделю и по мере загрязнения. 28. При смене постельного белья, сброс грязного производят: а) на пол; б) в тканевый мешок; в) в клеенчатый мешок. 29. Наружные половые органы подвергаются обработке: а) ежедневно; б) два раза в день; в) после каждого акта дефекации и мочеиспускания. 30. При подаче судна пациенту в постель необходимо: а) сполоснуть горячей водой; б) сполоснуть горячей водой, оставив в нём немного воды; в) подать судно холодное. Заполните пустые графы Приготовление постели пациенту Цель : создание максимального удобства пациенту в постели. Оснащение: матрац, клеенка, 2 подушки (ватная и перьевая), одеяло (шерстяное или байковое), комплект белья.
Умывание пациента Цель: соблюдение правил личной гигиены Показания: плановая гигиеническая обработка лица у пациентов, находящихся на постельном режиме. Оснащение: таз с теплой водой, 2 рукавички из махровой ткани.
Смена постельного белья продольным способом Цель: ______________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Показания: загрязнение белья или плановая смена белья пациентам, которым разрешено поворачиваться в постели. Противопоказания: строгий постельный режим пациента. Оснащение: комплект постельного белья, клеенчатый мешок для использованного белья, перчатки.
Смена постельного белья поперечным способом Цель: соблюдение правил личной гигиены Показания: загрязнение белья или плановая смена белья пациентам, находящимся на строгом постельном режиме (запрещены активные движения в постели). Оснащение: _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________
Подача судна и мочеприемника Цель : _______________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Подмывание мужчин Цель: Соблюдение правил личной гигиены у пациентов, находящихся на постельном режиме Показания: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оснащение: емкость с теплой водой, «варежка», судно, клеенка, перчатки
Подмывание женщин Цель: _______________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Показания: плановая гигиеническая обработка половых органов после акта дефекации и мочеиспускания Оснащение: __________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обработка полости рта, чистка зубов Цель: соблюдение правил личной гигиены, профилактика стоматита, профилактика кариеса. Показания: плановая гигиеническая обработка полости рта пациентов, находящихся на постельном режиме Оснащение: __________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Обработка глаз Цель: профилактика коньюктивита Показания: _________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Оснащение: стерильные ватные тампоны, 2 лотка, антисептический р-р (0,02% р-р фурацилина или 1-2% р-р натрия гидрокарбонат), стерильные перчатки
Уход за полостью носа Цель: восстановление дыхания через нос Показания: _________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Оснащение: _________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Обработка ушей Цель: профилактика возникновения серных пробок Показания: _________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Оснащение: ватные турунды, 3% раствор перекиси водорода, лоток, мыльный р-р, салфетки марлевые, перчатки
Уход за волосами Цель: _______________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Показания: плановая гигиеническая обработка волос Оснащение: частый гребень, слабый раствор уксусной кислоты, таз с теплой водой, шампунь или мыло, кувшин с теплой водой
Стрижка ногтей Цель: соблюдение правил личной гигиены Показания: плановая еженедельная стрижка ногтей у пациентов, находящихся на постельном режиме Оснащение: _________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Эталоны ответов на задания Дайте характеристику положения пациента в постели 1. Активное положение - пациент в состоянии самостоятельно сесть, встать, двигаться в постели, повернуться на бок 2. Пассивное положение – пациент неподвижен и не в состоянии самостоятельно изменить позу 3. Вынужденное положение – пациент принимает удобную для себя позу, при которой отмечается уменьшение неприятных ощущений. Дополните 1. 40% этиловым спиртом, 10% раствором камфорного спирта. 2. 1 раз в 7 - 10 дней. 3. Резиновое судно. 4. Со здоровой руки. 5. 1 раза в 7 - 10 дней. 6. Некроз. 7. По мере загрязнения. 8. 5 - 10% раствором марганцовокислого калия. 9. Мазевой повязки. 10. Крестца, лопаток, локтей, пяток, затылка. 11. Клеёнку, пелёнку. 12. Функциональным. 13. 1 раза в 10 дней. 14. 3% раствор перекиси водорода. 15. Опустить кисть на 2 - 3 мин. в лоток с тёплой водой. 16. Шпатель, корнцанг. 17. Наружного угла глаза к внутреннему. 18. Ватные турунды и вазелиновое масло. 19. 0,02% раствор фурациллина или 1-2% раствор натрия гидрокарбоната. 20. Придания пациенту наиболее удобного и функционального положения . Ответы на ситуационные задачи 1. Необходимо решить проблему пациента – затрудненное дыхание. Закапать в носовые ходы 1 -2 капли вазелинового масла и оставить на 2-3 минуты, затем ватными турундами, введенными в носовые ходы, вычистить их. 2. Проблема пациента – неприятный запах изо рта. Взять шпатель, стерильные ватные шарики, антисептический раствор. Смочить ватные шарики и, поочередно шпателем отодвинув одну щеку, а затем другую, обработать слизистую ротовой полости и язык, меняя 2-3 раза ватные шарики. 3. Проблема пациента – склеивание ресниц и век отделяемым Стерильную вату смочить антисептическим раствором, отжать и протереть ресницы и веки от наружного угла к внутреннему. Повторить 4 -5 раз, меняя ватные шарики. Промокнуть остатки раствора сухим ватным шариком. 4. Проблема пациента – снижен слух. Взять 3% раствор перекиси водорода и закапать в ухо 1 -2 кали, затем ватной турундой почистить наружный слуховой проход от серы. 5. Проблема пациента – зуд кожи головы. Взять таз, кувшин с теплой водой, шампунь, варежку. Вымыть голову пациенту, ополоснуть, осушить волосы полотенцем. Расчесать. 6. Обработать участок кожи на крестце 10% раствором калия перманганата. 7. Обмыть теплой водой складки кожи под молочными железами, осушить и присыпать присыпкой. 8. Подложить подкладной круг, наложить асептическую повязку. 9. Немедленно сменить постельное белье, обмыть кожу пациента теплой водой с мылом, осушить, обработать кожу 10% раствором камфорного спирта, сделать легкий массаж спины. 10.Медицинская сестра должна осмотреть кожу, затем необходимо протереть кожу 10% камфорным спиртом и сделать легкий массаж спины. Эталон заполнения карты сестринского процесса к задаче №11 Карта сестринского процесса
Эталон ответов на тестовый контроль
Заполните пустые графы Приготовление постели пациенту
Умывание пациента
Смена постельного белья продольным способом Цель : Соблюдение правил личной гигиены
Смена постельного белья поперечным способом Оснащение: комплект постельного белья, клеенчатый мешок для использованного белья, перчатки
Подача судна и мочеприемника Цель: освобождение кишечника и мочевого пузыря у пациентов, находящихся на постельном режиме
Подмывание мужчин Показания: плановая гигиеническая обработка половых органов после акта дефекации и мочеиспускания
Подмывание женщин Цель: соблюдение правил личной гигиены у пациентов, находящихся на постельном режиме Оснащение: судно, клеенка, кувшин со слабым раствором калия перманганата, стерильные марлевые тампоны ,перчатки
Обработка полости рта, чистка зубов Оснащение: 2% содовый раствор, пинцет, шпатель, марлевые салфетки, перчатки, зубная щетка, зубная паста, кипяченая вода, стакан
Обработка глаз Показания: наличие выделений из глаз, склеивающих ресницы и веки
Уход за полостью носа Показания: выделения из носа, образование корок в носу Оснащение: ватные турунды, вазелиновое или глицериновое или растительное масло
Обработка ушей Показания: выделение серы у пациентов, находящихся на постельном режиме
Уход за волосами Цель: соблюдение правил личной гигиены, профилактика педикулеза
Стрижка ногтей Оснащение: емкости с теплой водой, жидкое мыло, полотенце, ножницы
ΙΙΙ Самооценка Критерии оценок по заданиям Характеристика положения пациента в постели 3 правильных ответа - «5» 2 правильных ответа - «4» 1 правильный ответ - «3» Нет правильных ответов – «2» Дополните 1 – 2 ошибки – «5» 3 – 4 ошибки – «4» 5 – 6 ошибки – «3» 7 ошибок и более – «2» Ситуационные задачи 1 нерешенная задача - «5» 2 нерешенные задачи - «4» 3 нерешенные задачи - «3» 4 нерешенные задачи и более «2» Тестовый контроль 1 – 3 ошибки - «5» 4 – 6 ошибки - «4» 7 – 9 ошибок - «3» 10 ошибок и более – «2» Заполнение пустых граф Оценка выставляется по каждой манипуляции Все графы заполнены – «5» Не заполнена одна графа – «4» Не заполнено 2 графы - «3» Не заполнено более двух граф - «2» Тема: « Лечебно-охранительный режим. Правильная биомеханика тела медицинской сестры и пациента» Цели занятия Учебные: Раскрыть значение и роль медицинской сестры при перемещении пациента, отработать приемы перемещения пациента в постели, с постели на стул, со стула на кресло-каталку, со стула на постель. Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Ι. Рекомендации по самоподготовке
ΙΙ Задания по самоконтролю Дополните
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
тела – это _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________ Тестовые задания 1. Функциональная кровать предназначена: а) для перевозки в операционную пациентов б) для тежелобольных пациентов в) для проведения перевязок 2. Положение пациента ортопноэ - это: а) полусидя б) полулежа в) сидя на постели с опущенными ногами 3. Положение Симса - это: а) сидя, опираясь руками на край кровати б) полулежа в) среднее положение между положением лежа на боку и на животе 4. Постуральный рефлекс - это: а) головокружение, обморок б) нарушение равновесия при ходьбе в) стресс и нервное истощение 5. При перемещении пациента необходимо: а) перевернуть в положение на живот б) соблюдать правильную биомеханику тела медсестры и пациента в) опустить постель ниже центра тяжести медсестры 6. Факторами риска для сестринского персонала в ЛПУ являются: а) возраст старше 65 лет б) стресс и нервное истощение в) проведение ухода за пациентом 7. Перемещение пациента в постели необходимо начинать с: а) проведения обтирания пациента б) ознакомления пациента с ходом предстоящей манипуляции в) перемещения пациента в положение на живот 8. При наличии у пациента болевого синдрома, он занимает положение: а) активное б) вынужденное в) пассивное 9. В основе лечебно-охранительного режима лежит: а) устранение воздействия на организм пациента неблагоприятных факторов б) оказание экстренной помощи пациенту в) нарушение психологического покоя 10. В положение полулежа пациент укладывается на кровать, изголовье которой находится под углом: а) 45° б) 60° в) 10° 11. В положение полусидя пациент укладывается на кровать, изголовье которой а) 45° б) 60° в) 10° 12. В бессознательном состоянии пациент будет находится в положении: а) активное б) пассивное в) вынужденное 13. Головокружение, появляющееся при изменении положения тела - это: а) ортопноэ б) постуральный рефлекс в) эффект Вальсальвы 14. Среднее положение между положением лежа на боку и на животе - это: а) Фаулера б) Симса в) вынужденное 15. В ЛПУ используют режимы двигательной активности: а) вынужденный * б) постельный в) активный 16. Для придания удобного положения пациенту в постели служит: а) кушетка б) каталка в) функциональная кровать 17. Правильное положение тела медсестры - это когда: а) стопы придвинуты друг к другу б) спина выпрямлена в) плечи в полуобороте 18. Чтобы обеспечить пациенту безопасность необходимо: а) не разрешать вставать с постели б) не разрешать ходить по влажному полу в) не разрешать выходить из палаты 19. Перемещение пациента в постели необходимо начинать с: а) перемещения пациента на живот б) ознакомления пациента с ходом предстоящей манипуляции в) проведения обтирания пациента 20. Упор для стоп обеспечивается под углом: а) 45° б) 60° в) 90° Решите ситуационные задачи 1. У пациента перелом позвоночника. Какое положение нужно создать пациенту в постели? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Пациент с заболеванием бронхиальной астмой. Каково положение его в постели? Как Вы уложите пациента? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. После операции пациент должен лежать на животе. Как создать ему вынужденное комфортное положение в постели? ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ 4. Чтобы предотвратить развитие пролежней пациенту назначено положение в постели Как называется это положение? Как Вы уложите пациента? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Пациенту необходимо создать положение полусидя. Под каким углом необходимо поднять изголовье кровати? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Выполните графический диктант Утверждение правильного ответа ▲ Утверждение неправильного ответа ▼ 1. Положение пациента по Фаулеру - это положение полусидя, полулежа. 2. При укладывании пациента в положение по Симсу - головной конец кровати приподнят на 20º 3. Лечебно-охранительный режим - это комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение максимального физического и психического покоя больных. 4. Пациент в бессознательном состоянии находится в пассивном положении. 5. Угол поднятия головного конца кровати у пациента в положении Фаулера – 10-20 º. 6. Функциональная кровать служит для придания удобного положения пациенту в постели. 7. Перед перекладыванием пациента из одного положения в другое, медсестра должна 8. Биомеханика тела - это способ, которым тело человека приспосабливается, чтобы не потерять равновесие во время движения. 9. Существует шесть режимов двигательной активности пациентов. 10. Для профилактики провисания стоп упор ставится под углом 90'. !_ 1_ __!__2_ __!___3 ___!___4 ___!___5_ __!___6_ __!___7 __!___8_ __!___9 ___!__10 __! Заполните пустые графы Укладывание пациента в положение Симса Цель: создание промежуточного между положением лёжа на животе и лёжа на боку положения пациенту. Оснащение: _______________________________________________________________________
Укладывание пациента в положение Фаулера Цель: _______________________________________________________________________________ Оснащение: 6 небольших подушек, упор для стоп.
Укладывание пациента на спину Цель: вынужденное положение пациента на спине. Оснащение: _________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Укладывание пациента на живот Цель: изменение положения пациента в постели. Показания: длительное пребывание пациента на постельном режиме, после проведения люмбальной пункции. Оснащение: _________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Эталоны ответов на задания Дополните
Эталон ответов на тестовый контроль
Эталон ответов на решение ситуационных задач 1. Положение пациента на спине, на щиту или на функциональной кровати. 2. Положение пациента с возвышенным головным концом, полусидя (положение Фаулера). 3.
Кровать в горизонтальном положении, подушку убрать, голову повернуть на бок, 4. Это положение Симса. Укладываем пациента на бок и частично на живот, под голову плоскую подушку и подушку под "верхнюю", согнутую в локтевом суставе руку под углом 90 , "ниж няя" - на постели, не сгибая. Подушку под "верхнюю" ногу чуть согнутую в колене, упор для стоп - 90°. 5.
Угол - 60° - обеспечит комфортное положение пациента полусидя. Приподнять го Эталон ответа на графический диктант !_1_ _▲!_ 2_ !__3 _▲!__4 _▲!_ 5_ __!_6_▲ _!__7 _▲_!__8_▲ _!__9 __!_10 _▲! ▼ ▼ ▼ Эталон ответов по заполнению пустых граф Укладывание пациента в положение Симса Оснащение: 3 подушки, упор для стоп
Укладывание пациента в положение Фаулера Цель: обеспечение полусидячего положения пациента в постели
Укладывание пациента на спину Цель: вынужденное положение пациента на спине. Оснащение: _________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Укладывание пациента на живот Оснащение: 2 подушки, валик из скатанной простыни в рулон, упор для стоп
ΙΙΙ Самооценка Критерии оценок по заданиям Дополните 1 – ошибка – «5» 2 - ошибки – «4» 3 - ошибки – «3» 4 ошибки и более – «2» Ситуационные задачи 1 нерешенная задача - «5» 2 нерешенные задачи - «4» 3 нерешенные задачи - «3» 4 нерешенные задачи и более «2» Тестовый контроль 1 – 2 ошибки - «5» 3 – 4 ошибки - «4» 5– 6 ошибок - «3» 7 ошибок и более – «2» Заполнение пустых граф Оценка выставляется по каждой манипуляции Все графы заполнены – «5» Не заполнена одна графа – «4» Не заполнено 2 графы - «3» Не заполнено более двух граф - «2» Глоссарий
Список литературы 1. Альбицкий В.Ю., Абросимова М.Ю. Биомедицина этика. Примерная программа для всех специальностей. М; ВУНМЦ, 2000. 2. Гребнёв А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. - М.: Медицина, 1991. 3. Кондратьева СМ. Педагогика сестринского дела. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов медучилищ и медколледжей. М: ВУЕМЦ, 2001 4. Мурашко В.В., Шуганов Е.Г., Панченко А.В. - Общий уход за больными. -М.: Медицина, 1990. 5. Мухина С.А., Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике. М., 1995 6. Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными. - М., 1989. 7. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. 1 - 2 часть. М., 1996-1998. 8. Обуховец Т. П. Основы сестринского ухода за больными. - Таганрог, 2000. 9. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Практикум Ростов-на-Дону «Феникс» 2004 10. Савина И.А., Шелыгина Е.А., Сухова Л.А. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов медучилищ и медколледжей по предмету «Основы сестринского дела». -М.: ВУНМЦ, 1999. 11. Справочник медицинской сестры по уходу / Под редакцией Н. Палеева. - М., 1989. 12. Туркина Н.В. Филенко А.Б. Рабочая тетрадь. Общий уход за больными . Санкт-Петербург «Мы сль» 2008 13. Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела для студентов». Авторский коллектив преподавателей Смоленского медколледжа. М.: ВУНМЦ, 2000. 14. Учебно-методическое пособие. Сестринский процесс. С-Пб., 2000. |